Авиационная травма
Под авиационной травмой понимают комплекс повреждений, причиняемых наружными или внутренними частями самолета при его эксплуатации в полете или на земле, взрыве и воспламенении горючего.
Повреждения, образующиеся при авиационных катастрофах, имеют свои особенности. Современные турбовинтовые и реактивные самолеты движутся с большими скоростями, имеют высокий потолок полета и обладают значительной вместимостью (одновременно на борту помещаются до 300 пассажиров, а иногда и более).
В основном причины авиационных катастроф заключаются в технических неисправностях самолета, неблагоприятных погодных условиях во время полета, при взлете и особенно посадке самолета.
При катастрофах в момент взлета или посадки возникают ударные перегрузки, приводящие к растеканию топлива с последующим его воспламенением.
Если в период полета на большой высоте (свыше 8 тыс. м) возникает аварийная разгерметизация, то у членов экипажа и пассажиров возникают явления баротравмы, морфологические признаки которой могут быть впоследствии обнаружены при исследовании трупов.
При авиационных происшествиях необходимо решить комплекс вопросов, среди которых главными являются: установление рабочих действий экипажа, установление причины смерти экипажа и пассажиров, а также воспроизведение их позы. В момент столкновения воздушного транспорта с препятствием тела людей, находящихся на борту, испытывают перегрузку торможения, вследствие чего они смещаются в направлении движения и ударяются о расположенные впереди предметы арматуры и интерьера. На одежде, обуви, теле образуются повреждения типа «штанц-марок» конкретной локализации. Характер и место расположения повреждений (разрывы одежды, обуви, кровоподтеки, ссадины, раны, переломы и др.) обусловлены направлением и величиной перегрузки, системой фиксации и позой пассажиров и экипажа. Даже при тяжелых авиационных катастрофах тела погибших сохраняются полностью, а в 1/3 случаев подвергаются расчленению в той или иной мере. При этом тела членов экипажа расчленяются чаще. В то же время термические поражения членов экипажа регистрируются в два раза реже, чем пассажиров, поскольку емкости с горючим конструктивно расположены в средней части фюзеляжа. «Ожоговый шок» как причина смерти регистрируется в 16% случаев среди пассажиров и в два раза меньше — среди экипажа. Наиболее частой причиной смерти являются множественные механические повреждения тела, несовместимые с жизнью.
Рис. 46. Повреждение винтом самолета.
Обширная травматизации тела возникает при воздействии лопастей винта самолета (рис. 46) или при попадании тела человека в турбину реактивного двигателя.
При ударе воздушного корабля у фиксированных привязными ремнями членов экипажа и пассажиров возникает травматизация позвоночника в поясничном и шейном отделах.
При столкновении с препятствием воздушного корабля под углом 30° и более происходит наибольшее смещение тел пассажиров и экипажа относительно первоначального положения и более значительное их разрушение. При столкновении под углом 10° и менее расчленения тел не отмечается.
Если трупы погибших находятся в относительной сохранности, то судебно-медицинский эксперт производит наружный осмотр с последующим вскрытием и описанием повреждений. При возможности составляется словесный портрет. В случае наличия останков трупа исследуют и описывают размеры отдельных его частей, их топографическую принадлежность, характер повреждений, различные наложения на них, внедрившиеся инородные тела и др. Необходимо обращать внимание на особые приметы, особенности строения зубов, их протезов, наличие рубцов, следы ранее перенесенных хирургических операций и др. Тщательно описывают одежду или ее сохранившиеся части (нередко во время падения и при ударах о грунт одежда полностью или частично срывается с тела). Регистрируют обнаруженные документы, ценности, украшения и др.
Следует иметь в виду, что каждый член экипажа занимает в кабине определенное место, имея перед собой приборы, аппаратуру, типичные для каждого вида самолета. Отпечатки их на теле, которые возникают во время удара, помогают в ряде случаев решать вопрос о месте нахождения каждого члена экипажа, в момент катастрофы.
Внедрение биологических макро- и микрочастиц в детали управления и другое оборудование кабины свидетельствует о непосредственном контакте поврежденной части тела с конкретным предметом. С другой стороны, возможно внедрение микрочастиц арматуры и интерьера (микрочастиц краски, стекла, пластика и др.) в одежду и тело.
Особое внимание уделяют исследованию трупов членов экипажа на наличие карбоксигемоглобина (в случаях пожара на борту самолета), лекарственных веществ, наркотиков, ядов, этилового алкоголя, патологических изменений во внутренних органах, а также на возможное наличие на теле огнестрельных повреждений, колото-резаных ран и других специфических признаков насилия.
Особые трудности возникают при идентификации лиц, погибших при катастрофах, и особенно при определении принадлежности отдельных частей тела одному и тому же трупу. Этот вопрос решают по общепринятым правилам, а при авиационных катастрофах его рассмотрение входит в обязанность высококвалифицированных специалистов.
Осмотр места происшествия, трупов и их частей при авиационной катастрофе представляет особые сложности и проводится, как правило, бригадой экспертов под руководством наиболее опытного эксперта. Фиксируют особенности расположения трупов и их частей по отношению к самолету и отдельным его частям, состояние одежды, специфические запахи. Определяют принадлежность отдельных частей трупу, при этом к каждой части трупа прикрепляют бирки с порядковыми номерами (или фамилией, если она известна). Особое внимание уделяют повреждениям, обнаруженным у членов экипажа, отпечаткам частей приборов управления на теле и одежде (перчатках, обуви), возможным признакам огнестрельного повреждения, отравления окисью углерода и др.
Источник
Охрана труда
Характеристика авиационных аварий и катастроф
Авиационная катастрофа, как правило, возникает в полете или на земле в процессе руления самолета по взлетно-посадочной полосе и приводит к гибели людей, разрушению или повреждению воздушного судна.
Среди основных причин авиационных катастроф выделяют следующие:
- человеческий фактор (ошибки пилотов, других членов экипажа и ошибки авиадиспетчеров) — 57%;
- технические неисправности (неполадки, отказы техники, ошибки при техническом обслуживании) — 21%;
- неблагоприятные погодные условия — 12%;
- саботаж (терроризм, боевые действия) — 9%;
- другие причины (роковые случайности, столкновения с птицами и т.д.) — 1%.
Основными поражающими факторами при авиакатастрофе являются: пожар, взрыв, удар воздушного судна о землю (воду), декомпрессия во время полета.
При авиакатастрофах (ударе о землю/воду, при столкновении самолетов) высока вероятность гибели людей. В случае аварийной посадки характерными травмами у людей являются многочисленные переломы, повреждения черепа, ушибы и раны мягких тканей, порезы и разрывы внутренних органов.
24 августа 1981 г. на Дальнем Востоке столкнулись пассажирский самолет Ан-24 и бомбардировщик Ту-16 на высоте 5 220 м. Среди 38 человек, находящихся в этих двух самолетах, уцелела лишь 20-летняя Лариса Савицкая, возвращавшаяся с мужем из свадебного путешествия. Девушку спасло то, что она находилась в хвостовой части пассажирского самолета, кусок фюзеляжа вместе с ней упал на островок березняка. Через три дня ее с тяжелыми травмами обнаружили спасатели. Лариса Савицкая дважды упомянута в Книге рекордов Гиннеса: как выжившая в авиакатастрофе и как получившая самую маленькую компенсацию — 75 рублей.
При возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на аварийную посадку.
Так, 7 сентября 2010 г. самолет Ту-154М выполнял регулярный пассажирский рейс из г. Удачный в г. Москву. Через 3,5 часа полета на высоте более 10 тыс. м на самолете отказала система электропитания, которая привела к отключению всей бортовой навигации. Экипаж произвёл аварийную посадку самолета в бывшем аэропорту Ижма (Республика Коми) на непригодную для самолетов этого типа взлетно-посадочную полосу без светосигнального оборудования. После посадки самолет выкатился за пределы давно выведенной из эксплуатации взлетно-посадочной полосы. Никто из 9 членов экипажа и 72 пассажиров не пострадал. Командиру экипажа и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а остальные члены экипажа были награждены Орденами Мужества.
Во время полета может произойти декомпрессия (разгерметизация) — разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева, салон наполняется пылью и туманом. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. Разгерметизация кабины имеет два поражающих фактора: первый — холод, второй — резкий перепад давления. Перепад давления приводит к потере сознания только в случае, когда разгерметизация происходит очень резко. В современных лайнерах давление в салоне поддерживается обычно на уровне давления на высоте 4 000 метров. Если отверстие в обшивке самолета незначительное (не более 1 м2), то перепад давления не приведет к потере сознания. Обычно, если происходит разгерметизация, самолеты должны быстро спуститься на высоту 3 000 метров, где дополнительного снабжения кислородом не требуется.
К числу наиболее распространенных чрезвычайных ситуаций на борту самолета относится пожар, при этом наибольшую опасность представляет дым, а не огонь.
Общие правила безопасности на авиационном транспорте
- Запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по здоровью или болезням. Приезжайте в аэропорт заблаговременно, за 2-3 часа до отлета.
На территории аэропорта запрещено:
- проникать в контролируемую зону, самовольно передвигаться по летному полю без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;
- курить, за исключением специально отведенных для этого мест;
- распивать алкогольные и спиртосодержащие напитки, за исключением точек общественного питания;
- употреблять наркотические средства или психотропные вещества, находиться в состоянии наркотического опьянения;
- находиться в пачкающей, зловонной одежде, с багажом, предметами, продуктами (в том числе напитками и мороженым в открытой таре), которые могут испачкать пассажиров, багаж и элементы конструкции;
- нарушение общественного порядка: навязчивые действия в отношении других граждан против их воли, в целях купли-продажи, обмена или приобретения вещей иным способом, а также в целях гадания, попрошайничества, оказания услуг сексуального характера либо навязывания иных услуг в общественных местах;
- засорять, загрязнять и наносить повреждения сооружениям, устройствам, оборудованию, эскалаторам, элементам конструкции аэровокзального комплекса;
- прослушивать аудиоаппаратуру с уровнем громкости, препятствующим восприятию акустической информации в здании аэропорта и причиняющим беспокойство другим пассажирам;
- подключать в группы розеток, обеспечивающих работу технологического оборудования аэропорта, электрическую нагрузку (электробритвы, ноутбуки, зарядные устройства и прочие электроприборы) без письменного разрешения администрации;
- создавать ситуации, мешающие движению пассажиропотока;
- принимать к перевозке предметы от посторонних лиц;
- перемещаться по территории аэропорта на велосипедах, мотоколясках, тележках и других транспортных средствах, за исключением больных пассажиров и пассажиров с ограниченной подвижностью;
- иметь при себе животных без намордника и поводка, длина которого не позволяет контролировать их поведение;
- выгуливать животных на территории аэропорта (здание аэропорта, привокзальная площадь, стоянки, перрон);
- иметь при себе холодное и огнестрельное оружие, колющие и легко бьющиеся предметы без чехлов (упаковки), в том числе лыжи и коньки, мелкий садовый инструмент с открытыми острыми частями;
- употреблять пищу вне точек питания;
- категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества.
На территории Российской Федерации действуют ограничения по перевозке жидкостей, гелей и аэрозолей в ручной клади авиапассажиров.
Ограничение распространяется на:
- воду и другие напитки, супы, сиропы;
- кремы, лосьоны и масла;
- духи;
- спреи;
- гели, включая гели для волос и для душа;
- содержимое баллончиков, включая пенку для бритья, другие пенки и дезодоранты;
- пасты, включая зубные;
- смеси жидких и твердых веществ;
- тушь;
- любые иные подобные вещества.
Пассажирам разрешается проносить с собой на борт самолета лишь небольшое количество перечисленных выше веществ, но только при условии, что они упакованы в емкости, объем которых не превышает 100 мл. При этом данные емкости должны быть помещены в прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 литра и каждому пассажиру разрешается иметь при себе в качестве ручной клади только один такой пакет. Эти пакеты можно приносить с собой из дома, но они обязательно должны быть оборудованы специальной «молнией».
В больших, чем указано, объемах разрешается перевозить в ручной клади только детское питание, необходимое во время полета, и необходимые во время полета лекарства. Пассажиры, при прохождении досмотра должны быть готовы к тому, что их могут попросить доказать необходимость этих предметов и веществ в полете.
- перевозить перечисленные вещества в багаже;
- приобретать напитки и духи в расположенных в аэропортах и на борту воздушных судов магазинах беспошлинной торговли. Если они проданы в специально опечатанной упаковке, не нарушайте ее целостность до прохождения досмотра, в противном случае содержимое упаковки может быть конфисковано при досмотре на пункте специального контроля.
- в течение всего полета подчиняйтесь распоряжениям членов экипажа;
- после того как уложите вещи, проверьте, чтобы полка для багажа была плотно закрыта — оттуда могут выпасть тяжелые вещи и нанести травму;
- заняв место в самолете согласно вашему билету, отрегулируйте ремень безопасности по своему размеру, потренируйтесь в его быстром застегивании и расстегивании;
- перед взлетом внимательно прослушайте инструктаж о правилах поведения в салоне и неукоснительно их выполняйте, запомните: где на самолете расположены аварийные выходы, как пользоваться кислородными масками и спасательными жилетами, какую фиксированную позу нужно занять при аварийной посадке;
- если в течение всего полета вы собираетесь сидеть, не вставая, или спать, оставьте ремни безопасности застегнутыми. Это поможет легче перенести воздушные ямы, убережет Вас от травм в случае резких толчков при возникновении турбулентности.
На борту самолета запрещено
- повышать голос, неуважительно и агрессивно относиться к другим пассажирам и членам экипажа;
- вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, при взлете и посадке;
- использовать аварийно-спасательное оборудование без указания членов экипажа;
- курить;
- пользоваться мобильными телефонами и электронными приборами в течение всего полёта, чтобы не создавать помехи для работы чувствительных навигационных устройств самолета.
Действия населения при авиационных авариях и катастрофах
При попадании самолета в зону турбулентности
- при тряске, сильной вибрации, попадании в воздушные ямы следуйте указаниям членов экипажа самолета;
- застегните ремни безопасности;
- оставайтесь на своих местах, примите безопасную позу: пригните голову к коленям и обхватите ее руками. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло;
- не покидайте своего места до нормализации полета или полной остановки самолета.
Во время декомпрессии
- немедленно наденьте кислородную маску;
- пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению
- старайтесь делать вдохи реже, дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные ткани, по возможности смоченные водой;
- защититесь от возможных ожогов, закрыв открытые участки тела имеющейся одеждой, пледом и т.п.;
- пробирайтесь к выходу, ориентируйтесь по креслам и двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, т.к. внизу салона за-дымленность меньше. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки;
- после выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше, так как возможен взрыв.
Во время аварийной посадки
- выполняйте все команды бортпроводника;
- немедленно освободите проходы от вещей и займите место в своем кресле, пристегните ремни безопасности. Спинку кресла приведите в вертикальное положение;
- обязательно снимите очки, украшения, выньте из карманов все твердые предметы, расстегните воротник;
- положите на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища;
- по команде бортпроводника «Внимание, посадка!» примите безопасную позу: согнитесь, плотно сцепите руки под коленями, голову положите на колени. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент посадки максимально сгруппируйтесь и подготовьтесь к значительной перегрузке;
- оставайтесь в такой позе до полной остановки самолета;
- после остановки самолета расстегните ремни безопасности и подготовьтесь к эвакуации;
- при объявлении эвакуации отстегните ремни и, не создавая паники, направляйтесь к ближайшему аварийному выходу;
- при эвакуации с помощью надувного трапа перед спуском снимите обувь, чтобы не повредить его поверхность;
- не задерживайтесь перед трапом; по очереди прыгайте прямо на полотнище трапа, не садясь перед ним на пол и не держась за его борта;
- помогите подняться с земли пассажирам, которые спускаются за вами.
При посадке на воду
- наденьте спасательный жилет (он находится под сиденьем) и сохраняйте спокойствие;
- идите к выходу, указанному бортпроводником, для посадки в спасательный плот.
В любой аварийной ситуации на авиатранспорте действуйте без паники и решительно, слушайте и четко выполняйте команды членов экипажа, это поможет вашему спасению, уменьшит риск травмирования.
Источник