Статья 103.1. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 103.1, вступающей в силу с 1 января 2013 г.
Статья 103.1. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 103.1 КВВТ РФ
1. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью, определяется международными договорами Российской Федерации либо, если настоящим Кодексом или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.
2. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни, гражданам, имеющим в соответствии с гражданским законодательством право на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких граждан — супругу, родителям, детям умершего пассажира, а в случае смерти пассажира, не имевшего самостоятельного дохода, — гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.
3. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его здоровью, в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации не может превышать два миллиона рублей.
4. В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни или здоровью, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.
5. В целях определения периода перевозки пассажира, в течение которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира и (или) его багажу, иному находящемуся при этом пассажире имуществу, перевозка пассажира включает в себя период, в течение которого пассажир находится на борту судна, периоды посадки и высадки пассажира, а также период, в течение которого пассажир доставляется водным путем с берега на судно или наоборот, если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета или используемое для такой вспомогательной перевозки судно предоставлено перевозчиком в распоряжение пассажира.
Источник
Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (с изменениями и дополнениями)
ГАРАНТ:
Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ) применяются к отношениям, возникшим из договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ
«Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»
С изменениями и дополнениями от:
23 июля, 2 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 23 мая, 23 июня 2016 г., 29 июля, 29 декабря 2017 г., 18 декабря 2018 г.
Принят Государственной Думой 25 мая 2012 года
Одобрен Советом Федерации 6 июня 2012 года
ГАРАНТ:
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
14 июня 2012 года
С 1 января 2013 г. на всех видах транспорта (кроме метро и легкового такси) вводится обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Без страховки выполнять перевозки будет запрещено.
Страховое возмещение в случае смерти составит 2,025 млн руб. (из них до 25 тыс. руб. — компенсация расходов на похороны), при причинении вреда здоровью — в зависимости от характера и степени повреждения. За имущество заплатят из расчета 600 руб. за 1 кг багажа и 11 тыс. за иные вещи. Не подпадают под страхование случаи причинения вреда вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, маневров или иных подобных мероприятий, гражданской войны, народных волнений или забастовок, умысла выгодоприобретателя. В случае причинения вреда жизни или тяжкого вреда здоровью пассажира предусмотрена предварительная выплата части страхового возмещения в размере 100 тыс.руб., которая производится в течение 3 рабочих дней после поступления письменного заявления потерпевшего.
Перевозчики обязаны информировать пассажиров о страховании (путем размещения этих сведений в местах продажи билетов, на билете либо на своем официальном сайте). При наступлении страхового случая перевозчик должен разъяснить потерпевшему и его родственникам их права на получение возмещения.
Минимальный срок действия договора обязательного страхования составляет 1 год (на внутреннем водном транспорте — период навигации). По рискам ответственности за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров предусмотрен запрет на установление франшизы (части вреда, не возмещаемого страховщиком).
Прописан порядок определения страховых тарифов. Предельные размеры тарифов определяет Правительство РФ.
Данное обязательное страхование заменяет ОСАГО для автоперевозчиков и существующее на воздушном транспорте страхование ответственности. Международным перевозчикам не потребуется приобретать еще 1 полис, если они уже застраховали свою ответственность в соответствии с международными правилами, в том числе за рубежом (по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не менее вышеуказанных).
Урегулирован порядок возмещения вреда пассажирам метрополитена. Вместо обязательного страхования на перевозчика возлагается обязанность выплатить пострадавшим компенсацию в вышеназванном размере.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.
Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.
Статьи 20 и 21 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования
Статья 6 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 апреля 2013 г.
Статья 23 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2013 г.
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 18 июня 2012 г. N 136, в Собрании законодательства Российской Федерации от 18 июня 2012 г. N 25 ст. 3257, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 15 июня 2012 г., в «Парламентской газете» от 22 июня 2012 г. N 23
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 473-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ
Изменения вступают в силу с 27 января 2018 г.
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 146-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 332-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Источник
Роспотребнадзор разъяснил вопросы ответственности перевозчика за причинение вреда здоровью пассажира
Apriori / Depositphotos.com |
Сегодня на официальном сайте службы появилась соответствующая памятка. В ней содержится перечень прав потребителей при возникновении ДТП или при причинении вреда на транспорте по иным причинам, а также приводится инструкция в части действий при возникновении ДТП или причинении вреда. Одновременно разъясняются особенности обязательного страхования ответственности перевозчика и судебной защиты прав пассажиров.
Так, приоритетным правом пассажира, пользующегося транспортными услугами (независимо от формы оплаты проезда – самостоятельно или через третье лицо), считается его право на безопасность перевозок. А в случае ДТП или причинения пассажиру, его имуществу вреда перечень прав включает также права требовать:
- возврата или снижения стоимости перевозки;
- возмещения убытков, связанных с оказанием услуги ненадлежащего качества;
- выплаты страхового возмещения за причинение вреда жизни или здоровью, а также вреда, причиненного имуществу;
- компенсации морального вреда;
- рассмотрения и удовлетворения своей претензии (требований) в 30-тидневный срок (при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
При этом приводятся советы в части действий потерпевших при возникновении ДТП или при причинении вреда на транспорте по иным причинам. Так, в первом случае Роспотребнадзор призывает настаивать на вызове сотрудников Госавтоинспекции для оформления происшествия. Если же имело место причинение вреда здоровью, то рекомендуется дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи или обратиться к водителю с просьбой довезти до ближайшего лечебного учреждения, либо самостоятельно прибыть в медучреждение, проинформировав об этом водителя или перевозчика. Эксперты советуют, по возможности, зафиксировать на фото или видео место в салоне, где был причинен вред, причиненные травмы или ущерб имуществу. Также следует обменяться контактами с пассажирами или свидетелями ДТП для облегчения процесса доказывания в последующем.
В числе рекомендаций также:
- информирование по телефону перевозчика о произошедшем событии и причиненном вреде и получение от него информации о сроках подготовки документа о произошедшем событии и месте его получения;
- обращение в страховую компанию, информирование о произошедшем, получение инструкции о дальнейших действиях;
- подготовка и подача претензии перевозчику.
Что касается вопросов обязательного страхования ответственности перевозчика, то Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ (далее – Закон № 67-ФЗ) обязывает всех перевозчиков, кроме метрополитена, страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира. «Данная норма закона означает, что каждый гражданин, который воспользовался услугами перевозки, застрахован и при получении травмы имеет полное право требовать денежную компенсацию», – подчеркивается в материале. Это не распространяется на перевозки легковыми такси – при причинении вреда в процессе его использования действует полис ОСАГО.
Отмечается, что с информацией о страховой компании, с которой у перевозчика заключен договор, подлежит размещению во всех местах продажи билетов или на билете либо на официальном сайте перевозчика. После получения такой информации у потерпевшего есть возможность обратиться за страховой выплатой. Последняя выплачивается в установленных размерах, которые определены в зависимости от риска гражданской ответственности (например, по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира – не менее чем 2 025 000 руб. на одного пассажира, по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира – не менее 2 млн руб. на одного пассажира, по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира – не менее 23 тыс. руб. на одного пассажира).
Если же на момент причинения вреда пассажиру у перевозчика нет действующего договора страхования, то ответственность за причиненный вред несет непосредственно перевозчик (п. 3 ст. 5 Закона № 67-ФЗ). В этом случае пострадавший может написать заявление-претензию на имя перевозчика и потребовать от него компенсировать причиненный вред. Если требование не будет удовлетворено в добровольном порядке, то следует обращаться в суд за защитой своих прав. Соответствующий иск потребитель может предъявить в суд по месту своего жительства или пребывания, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации или по месту жительства ответчика, являющегося ИП. Если цена иска каждого из истцов не превышает 1 млн руб., то уплачивать госпошлину по искам о защите прав потребителей не придется.
Источник
Кто заплатит за вред здоровью пассажира?
В новостях периодически появляются сообщения о травмах, полученных при поездке в общественном транспорте. По закону ущерб в подобных ситуациях возмещается виновником происшествия или его страховой компанией. Однако самим пассажирам не помешает знать некоторые особенности страхования ответственности за вред здоровью пострадавшего.
«Бытовые» и «возмездные» перевозки
Если при причинении вреда пассажиру нет договора перевозки (так называемые «бытовые» перевозки или перевозки для личных нужд) – как и при наезде на пешехода, выплата будет производиться в рамках закона об ОСАГО . А вот если пассажир ехал на общественном транспорте (здесь уже присутствует перевозка на возмездной основе), то ущерб возмещается по закону об обязательном страховании ответственности перевозчика перед пассажирами (ОСГОП).
Стоит иметь в виду, что по закону об ОСГОП перевозчиком считаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки в соответствии с законодательством РФ. Физические лица (например, водитель, подвозящий попутчика) не подпадают под действие данного закона. Страхование ответственности перевозчика предусматривает возмещение ущерба пострадавшему в том числе при неосторожном вождении: к примеру, если из-за резкого торможения пассажир упал и получил травму или испортил свою одежду.
Таблица 1. Ситуации причинения вреда здоровью.
№ | Кому причинен вред | Обстоятельства причинения вреда | В рамках какого вида страхования возмещается ущерб (ОСАГО или ОСГОП) |
---|---|---|---|
Пешеход | Наезд на пешехода | ОСАГО | |
Пассажир (перевозка не на коммерческой основе – автомобиль принадлежит физ. лицу) | При нахождении в машине знакомых и т.п., посадке или высадке из нее | ОСАГО | |
Пассажир – перевозка на коммерческой основе (публичный договор перевозки или перевозки по заказу, транспортное средство эксплуатируется предприятием/организацией или индивидуальным предпринимателем) | При нахождении в транспортном средстве, при посадке или выходе из него. | ОСГОП |
Получить выплату одновременно по двум страховкам не получится – потерпевшим по «автогражданке» не является лицо, которое признается потерпевшим в рамках Закона об обязательном страховании пассажиров (ОСГОП).
Период ответственности перевозчика
Нелишне будет обратить внимание, что при перевозках общественным транспортом (например, в городском автобусном сообщении) право на выплату по ОСГОП сохраняется даже в случае, если пассажир не оплатил проезд на момент наступления события.
А как быть, если человек получает травму при входе или выходе из автобуса? Покрывается ли это договором страхования ответственности перевозчика?
Нормативно установлено, что возмещается ущерб, причиненный во время периода перевозки. При этом законодательно определено, что «перевозка пассажиров включает в себя . период посадки пассажира в транспортное средство и период высадки пассажира из транспортного средства».
Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен
Тонкости понятий
Таким образом, человек начинает считаться пассажиром уже при посадке в транспортное средство независимо от приобретения билета, и считается таковым вплоть до выхода. Как поясняют специалисты по урегулированию убытков в некоторых страховых компаниях, ответственность перевозчика начинается в момент объявления (начала) посадки в транспортное средство и заканчивается, когда пассажир вышел и транспорт отъехал.
Если, предположим, пострадавший начал заходить и одной ногой стоял в автобусе, а водитель закрыл дверь и тронулся (или если человек вышел, но не успел отойти, а автобус тронулся и задел его) – такие события будут признаны страховыми случаями. Однако следует убедиться, что в официальных документах о происшествии зафиксирована формулировка «при выходе из транспортного средства» или «при посадке в транспортное средство», чтобы избежать недоразумений при урегулировании убытка в страховой компании.
Полный перечень документов, которые потребуются для выплаты, определен правилами и законом о страховании ответственности перевозчика.
Е-ОСАГО по выгодной цене
Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
18 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail
Источник