Право, теория и понятие права
Согласно законодательству предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме.
Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба. При отсутствии таких такс и методик возмещаются фактические затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда суммы ущерба возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) дая принятия мер по восстановлению потерь в окружающей природной среде либо перечисля
ются в государственный экологический фонд, если природный
объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании.
При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда, в том числе с изыскательских, проектных, строительных организаций.
С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств.
Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.
При определении величины вреда здоровью граждан учитываются‘.
степень утраты трудоспособности потерпевшего;
необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья;
затраты на уход за больным;
иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности;
потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией;
• затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественной организации (объединения) в интересах потерпевшего.
Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления — за счет средств соответствующих государственных экологических фондов.
Вреду причиненный имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, подлежит возмещению в полном объеме.
При определении объема ущерба, причиненного имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.
Предприятия, учреждения, организации и граждане вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд (а граждане — в суд) о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Решение суда, арбитражного суда о прекращении экологически вредной деятельности — основание для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (ст. 78 Закона «Об охране окружающей среды»).
Источник
Новости
Законодательство в сфере экологии. Ответственность за экологические правонарушения
Развитие экологического законодательства в РФ началось сравнительно недавно – в середине 1990-х годов, после принятия новой Конституции. Существует множество законов и подзаконных актов, регламентирующих охрану природы:
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;
- • Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;
- • Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»;
- • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»;
- • Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».
- • Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»;
- • Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
- • Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории»;
- • Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
- • Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
- • Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне»;
- • Федеральный закон «Об охране озера Байкал»;
- •Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;
- • Земельный кодекс РФ;
- • Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
- • Закон РСФСР «О плате за землю»;
- • Федеральный закон «О мелиорации земель»;
- • Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
- • Федеральный закон «О землеустройстве»;
- • Федеральный закон «О государственном земельном кадастре»;
- • Водный кодекс РФ;
- • Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами»;
- • Лесной кодекс РФ;
- • Закон РФ «О недрах»;
- • Федеральный закон «О животном мире»;
- • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха».
Конституция РФ – это главный источник права по экологии. На ее положениях основаны все действующие ФЗ, кодексы в области охраны окружающей среды.
Основные элементы природоохранного права отражены в следующих статьях Конституции РФ: ст. 9 – об охране, использовании земель, других ресурсов; ст. 36 допускает свободное владение землей гражданами, если это не наносит ей вреда; ст. 41 поощряет деятельность к санитарному, экологическому благополучию; ст. 42 устанавливает право на безопасную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии; ст. 58 обязывает каждого сохранять, бережно относиться к природным богатствам; ст. 71 закрепляет основы установления федеральной экополитики, а также защиты воздушных пространств, моря, континентального шельфа; ст. 72 устанавливает совместное ведение, защиту, использование окружающей среды на федеральном и муниципальных уровнях. Конституция закрепляет основные постулаты экологического права, тогда как иные нормативные акты содержат их конкретизацию. Положения Конституции являются приоритетными по сравнению с остальным законодательством при имеющихся разночтениях.
Экологическое правонарушение — это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее иные права и законные интересы субъектов экологического права.
С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления.
Первые — менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, административными и гражданскими правонарушениями.
Экологическими правонарушениями могут быть, например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод, незаконная охота или рыбная ловля, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах и др. За экологические правонарушения наступает дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.
В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную — с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным.
Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения. Таким правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях. Административные экологические правонарушения в названном Кодексе сформулированы в области охраны собственности (гл. 7), охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10).
В области охраны собственности административная ответственность за экологические правонарушения установлена за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), уничтожение специальных знаков (ст. 7.2), пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3), самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4), самовольную добычу янтаря (ст. 7.5), самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст. 7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки (ст. 7.7), самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8), самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9), самовольную переуступку права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11), незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16).
За совершение административных экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает административный штраф. Штраф является основным наказанием. За совершение некоторых правонарушений наряду со штрафом предусмотрена конфискация (коллекционных объектов — ст. 8.34; орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов — ст. 8.35; судна и других орудий лова — ст. 8.37). Конфискация в этих случаях применяется как дополнительное наказание.
В соответствии с КоАП РФ к административной ответственности за экологические правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трех до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законодательством в бюджет или на специальные счета экологических фондов.
Экологическое преступление — это общественно опасное, противоправное деяние, совершенное в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, за которое Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность.
Уголовная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в зависимости от тяжести совершённого деяния и последствий, которые это деяние повлекло:
Штраф – самое распространённое наказание за преступления против экологии. Варьируется от 200 до 700 минимальных зарплат преступника. За жестокое обращение с животными может применяться штраф до 80 000 или зарплата до полугода, согласно пункту 1 статьи 245.
Работы обязательного характера. Виновный должен в свободное время бесплатно работать на государство. 480 часов – один из видов возможного наказания за нарушение правил борьбы с болезнями растительности, которые повлекли массовое распространение инфекционных болезней среди диких и домашних животных на определенной территории – эпизоотии (ст.249 УК РФ).
Лишение виновного права выполнять определённую работу или работать в определённой должности до пяти лет.
Таким образом, Уголовный кодекс карает экологические правонарушения, совершённые высокопоставленными лицами, из-за халатности которых окружающая среда страдает.
К примеру, статья 248 УК – нарушение безопасности при обращении с токсинами. Санкция – до трёх лет лишения прав заниматься определённой работой.
Работы исправительного характера. Виновный работает на основном месте работы, но из его зарплаты удерживается сумма от 5 до 20 процентов. К примеру, за порчу почвы можно получить такое наказание до двух лет.
Ограничение свободы до трёх лет. Осуждённый в период, установленный приговором, находится под надзором. Ему запрещено в ночное время выходить из дома, посещать публичные места.
К примеру, пункт первый статьи 247 налагает ограничение свободы до двух лет за захоронение опасных отходов.
Арест до полугода. Виновный полностью изолируется в специальные места. За загрязнение моря УК РФ предполагает арест до четырёх месяцев.
Лишение свободы. Самая суровая уголовная ответственность, предусмотренная за нарушение экологического законодательства. Экоцид, то есть массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, карается сроком 12–20 лет лишения свободы.
Последствия совершённых против экологии нарушений глобальны. Ведь зачастую вред, причинённый природе, настолько велик, что восстановить благоприятную окружающую среду становиться невозможно. Наказание за такие преступления наступает соответствующее проступку, насколько это реально.
Последствия можно условно разделить на следующие виды:
- Отрицательное влияние на качество окружающей среды. Определить данное последствие позволяют проверки конкретных характеристик и норм. К данным последствиям относятся случаи увеличения радиации, отравление воды и так далее.
- Потеря природного элемента. К примеру, вырубка леса, сожжение поля.
- Физический ущерб, причинённый людям и животным. Данное последствие является одним из самых глобальных, соответственно ответственность за него назначается серьёзная. К примеру, за невыполнением правил перевозки биологических отходов может последовать эпидемия среди людей либо смерть большого количества животных.
- Неустановленные изменения в окружающей среде. Сюда относятся иные отрицательные для природы исходы, связанные с несоблюдением человеком экологического законодательства. К примеру, исчезновение целого вида птиц, рыб или животных, в том числе занесённых в Красную книгу.
Законодательство делает всё возможное, чтобы люди понимали, что окружающая природная среда – залог здоровья и будущего. Очень важно понимать, что, причиняя вред природе, человек наказывает в первую очередь себя, своих детей и всё человечество в целом. В Конституции определено право человека на благоприятную окружающую среду. Это право одно из важнейших.
Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,
Секретарь Санкт-Петербургского регионального отделения партии «Единая Россия»
Вячеслав Макаров
РОМАНОВ МИХАИЛ ВАЛЕНТИНОВИЧ
Депутат Гос. Думы РФ., Зам. Председателя Комитета Гос. Думы по контролю и Регламенту.
тел. 331-44-03
Источник