Вред здоровью детям до года от компьютера
Трудно найти подростка, который не просиживал бы часами перед монитором компьютера: это уже не аномалия, а вполне себе обыденность. И задача родителей не запрещать — на смену компьютеру все равно придет телефон или планшет, благо мобильный интернет доступен сегодня даже в самых отдаленных уголках нашей республики, а направлять ребенка, подсказывать ему, как правильно проводить время перед монитором, чтобы не навредить себе.
Для этого родителям самим нужно знать, какие же опасности подстерегают человеческий организм рядом с чудом техники, открывающим такие безграничные возможности. За консультацией я обратилась к врачу-педиатру ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский центр медицинской профилактики» Елене Безуглой.
— Конечно, от долгого сидения за компьютером накапливается усталость, появляется боль в плечах, но это не самая большая неприятность, которая может ожидать: усталость можно сбросить, встав и размявшись, — говорит Елена Анатольевна. — Длительная работа за компьютером способствует развитию достаточно серьезных патологий со стороны опорно-двигательного аппарата, органов зрения, кроме того, сидячий образ жизни приведет к избыточному весу и деликатным болезнями. А виртуальное общение, игры по сети, особенно жестокие и агрессивные, могут стать причиной неврозов.
К сожалению, наличие интернета, помимо положительных моментов, связанных с получением важной информации, также несет негатив — оно увеличивает время, которое ребенок проводит за компьютером.
Проблема первая — зрение
Легкая вибрация текста, мерцание экрана приводят к постепенному снижению остроты зрения. При работе с компьютером частота моргания глазами снижается в три раза, за счет этого происходит высыхание пленки, так называемой слезной жидкости, и появляется синдром сухого глаза, говорит педиатр. Это наиболее частое заболевание у людей, которые работают за компьютером.
Чем это чревато, помимо физиологических неудобств для глаза, когда развиваются усталость, светобоязнь, появляется резь в глазах, даже ощущение соринок в глазу? Причем все это сопровождается зудом, жжением, покраснением глаз. Само по себе неприятно, но все-таки терпимо. А беда в том, что высыхание слезной пленки приводит к снижению остроты зрения, и для профилактики необходимо пользоваться специальными каплями, которые восстанавливают слезную пленку. Также нежелательно находиться за компьютером более 40 минут подряд, нужно делать перерывы.
— У взрослых из-за перенапряжения глаз чаще всего развиваются спазм аккомодации — это ложная близорукость, которая лечится с помощью специальных упражнений. А у детей длительное общение с монитором приводит к истинной близорукости, которая с возрастом может прогрессировать, — предупреждает Елена Безуглая.
Перенапряжение глаз часто бывает вызвано тем, что экран монитора светится ярким светом, и глаза подстраиваются под неестественные условия. Регулярное же созерцание монитора изменяет восприимчивость органов зрения в дневном свете. Кроме того, расстояние от компьютера до глаз чаще всего бывает очень маленькое, и это приводит к вытягиванию длины глазного яблока, то есть, собственно, к вышеназванной близорукости.
Теперь вопрос: что с этим делать? В первую очередь необходимо уменьшить продолжительность сидения за компьютером, делать перерывы, давать разгрузку глазам. Разворот монитора компьютера от окна должен быть перпендикулярным, чтобы не было лишних световых бликов. Конечно, современные мониторы вредного излучения на организм не оказывают, но это не значит, что сидеть к ним нужно почти вплотную — оптимальное расстояние от пользователя до экрана должно быть около полуметра. Это снижает зрительную нагрузку и мерцание монитора, невидимое глазу, но воспринимаемое мышцами глаза и мозгом. При этом верхняя треть экрана должна находиться на уровне ваших глаз.
— Желательно научить детей простой гимнастике для глаз, она занимает всего две-три минуты. Нужно сильно зажмурить глаза, затем открыть, расслабить. Повторять несколько раз. Можно переместить взгляд куда-то, можно закрыть глаза и делать ими вращательные движения. Все это улучшает кровообращение в области глазных мышц, активирует приток крови и питательных веществ к камерам глаза и увлажняет слизистые, не давая им пересыхать и воспаляться, — советует педиатр.
Проблема вторая — позвоночник
Родители, столкнувшиеся с проблемной осанкой у своих детей, знают, что остановить развитие и вылечить начавшееся искривление позвоночника очень сложно. Компьютер полностью захватывает детское внимание, ребенок не чувствует, что сидит ссутулившись. Патологический процесс, по заверению медика, очень быстро запускается в растущем детском организме: сначала появляется еле заметная сутулость, ребенку все сложнее удерживать спину ровной, и в сидячем положении спина становится круглой, а затем слабость мышц и неправильная поза приводят к искривлению позвоночного столба, которое может прогрессировать буквально на глазах.
— Сидя за компьютером, дети долгое время находятся в одной позе, испытывают постоянные нагрузки на одни и те же группы мышц. А другие группы мышц, наоборот, постоянной нагрузки не получают, атрофируются. Вот и получается, что у ребенка уже в подростковом возрасте развивается остеохондроз. Сейчас идет омоложение этого заболевания: если раньше оно встречалось у людей 30–40 лет, то сейчас уже со школьного возраста, — говорит Елена Анатольевна.
Кроме того, в положении сидя нагрузка на межпозвонковые диски намного больше, чем в положении стоя или лежа. Это может привести к возникновению межпозвонковой грыжи, которая будет приводить к головным болям, болям в конечностях. В зависимости от того, где она будет локализоваться.
Для того чтобы избегать негативных последствий для позвоночника, необходимо опять же делать перерывы, двигаться, возможно, даже делать небольшую зарядку. Также нужно правильно организовать рабочее место.
Что это значит? Для работы за компьютером должна быть соответствующая мебель — специальные стол и стул. Выпускается как взрослая, так и детская мебель, которую можно отрегулировать в соответствии с ростом. При этом высота стула должна соответствовать высоте стола. Освещение должно быть ровным, контрастных источников света рядом с монитором быть не должно. Системный блок должен находиться на максимальном удалении от человека. Не многие знают, что для работы с монитором продаются специальные защитные очки, которые никоим образом не влияют на качество картинки, но защищают глаза от перенапряжения.
Проблема третья — кисти
Речь о специальном столе зашла не зря. Ребенок, работая с компьютером, постоянно пользуется мышью или клавиатурой, кисти рук находятся в неудобном подвешенном состоянии, из-за этого они начинают неметь, особенно в области подушечек пальцев, а также побаливать. Руки все время хочется потереть, как будто они затекают. Все это является следствием нарушения работы мелких суставов кисти и кровоснабжения.
— Постоянное положение кистей рук над клавиатурой вызывает постепенную гипертрофию мышц запястья, микротравмирование, отек. Нерв, который питает эти мышцы, зажимается, появляются боли в запястьях, — поясняет причину неприятных ощущений Елена Безуглая.
Для того чтобы уменьшить это вредное влияние, желательно организовать правильное положение человека за компьютером. Это такая же поза, как во время сидения за школьной партой: ноги должны быть согнуты под углом 90 градусов, рука согнута под таким же углом в локтевом суставе. При этом предпочтение отдается столам, где есть своя полка для клавиатуры, она позволяет руке быть не сильно поднятой, в связи с чем угол сгиба локтевого сустава не уменьшается.
Но все это не даст такого эффекта, как перерывы в работе за компьютером: хотя бы через каждые 40 минут, как уроки в школе. Они же помогут не появиться четвертой, не менее опасной проблеме.
Проблема четвертая — гиподинамия
Постоянное сидение за компьютером, планшетом или телефоном, тут уже не принципиально, кроме всего прочего, чревато тем, что ребенок долгое время находится в относительной неподвижности, меньше выходит на свежий воздух. Это не что иное, как гиподинамия. Характеризуется эта болезнь нарушением кровообращения, опорно-двигательной системы, дыхания и других функций организма, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
Зачастую у детей параллельно гиподинамии появляются проблемы с аппетитом: у одних он повышенный, но вместо нормальной еды часто используются перекусы из бутербродов, вредные калорийные продукты. Они портят желудок, может начать развиваться ожирение, говорит педиатр. Другие дети, наоборот, могут забывать поесть и страдают после этого пониженным аппетитом, когда не чувствуют потребности в регулярном питании.
Длительное сидение за компьютером также приводит к нарушению режима дня, что неблагоприятно сказывается на здоровье подростков. Сокращается время ночного сна, хотя дети уже и понимают, что это вредно, но засиживаются за компьютером допоздна.
— Не стоит исключать и электромагнитное излучение от компьютера, оно оказывает вредное влияние на иммунную систему, эндокринную и другие. Дети часто жалуются на головные боли, головокружение — это может быть вызвано перенапряжением глаз, перегрузкой информацией, которую ребенок получает, — поясняет Елена Безуглая. — Все это оказывает отрицательное влияние на здоровье ребенка — он находится в состоянии хронического стресса.
От нас зависит, научим ли мы детей правильно пользоваться компьютером, чтобы получать больше пользы, чем вреда. Но всем стоит помнить, что проводить за компьютером в сутки можно не более шести часов — взрослому, подростку 13–17 лет — всего два часа, ребенку 7–12 лет — один час и ребенку до 7 лет — не более получаса. При этом нельзя позволять играть в игры, связанные с агрессией, драками, разрушениями. Это непосредственно наносит вред психике школьника.
Источник
Влияние компьютера на детей: полезное, вредное влияние на психику, советы для родителей и мнение психолога Карпачева
Современные дети часто злоупотребляют компьютером, и психологи с педагогами заговорили о негативной стороне такого явления как тотальная компьютеризация и свободный доступ детей к модным гаджетам. В материале данной статьи мы рассмотрим положительное и отрицательное влияние компьютера на развитие ребенка.
Полезное влияние компьютера на ребенка
Компьютер обладает рядом особенностей, способных положительно воздействовать на психику и развитие малышей.
- Развивающие программы. Многие родители применяют для развивающих занятий специальные кубики и предметные картинки, книги. Однако современные компьютерные игры и специальные программы дают лучший результат, активнее развивают мышление, память и внимание.
- Формирование творческих способностей. С помощью скачанных или купленных программ ребенок может развивать творческое мышление: учиться рисовать, сочинять музыку или заниматься дизайном.
- Постоянный доступ к информации. Раньше, для того, чтобы подготовить сообщение или написать реферат, нужно было идти в ближайшую библиотеку. Сейчас для того, чтобы отыскать нужную информацию, достаточно просто пару раз кликнуть компьютерной мышкой. Поэтому компьютер чаще всего позитивно влияет на успеваемость школьника.
- Отдых. Для того чтобы отдохнуть от учебной нагрузки после уроков или снять стресс, можно включить интересный мультфильм или немного поиграть в любимую компьютерную игру.
- Скорость реакций увеличивается. Многие компьютерные игры позволяют развивать реакцию у малышей, учат быстро принимать решения, и реагировать на поставленные задачи.
- Киберспорт. Ребенок, хорошо играющий в компьютерные игры, имеет шанс стать успешным в сфере киберспорта. Сегодня киберспорт активно развивается и даёт возможность хорошо зарабатывать и быть популярным среди молодежи.
- Общение. С помощью Интернета ребенок без труда может связаться с любимой бабулей, которая проживает в другом городе или поговорить с одноклассниками во время болезни.
- Техническая грамотность. С молодых ногтей общаясь с техникой, малыш растет технически осведомленным. В отличие от нас, взрослых, он не боится исследовать технику, ставить эксперименты.
- Развитие тонкой моторики рук. Работая с мышью, мелкие мышцы руки развиваются эффективнее. У ребенка формируется соотношение движения рук с тем изображением, что изменяется на экране монитора.
- Ранняя подработка. Компьютер даёт возможность начать зарабатывать на фрилансе еще будучи школьником.
Вредное влияние компьютера на ребенка
Однако кроме положительного воздействия, компьютер может негативно влиять на психику и здоровье малыша.
- Быстрая утомляемость. Когда ребенок играет в компьютерные игры или общается в соцсетях, от него требуется огромная концентрация внимания и немедленная реакция. По неофициальным данным, ученые, которые изучали развитие психических процессов во время работы за компьютером, выяснили, что после 20 минут активного «общения» с чудо-машиной у малыша усиливается рассеянность и беспокойство, а деятельность ЦНС угнетается.
- Агрессия. Стрелялки в компьютере приучают детей с юных лет, что для достижения поставленной цели необходимо проявить жестокость и использовать оружие. Нет никакой гарантии, что малыш не применит эти умения и в реальной жизни. Ведь мировые новости все чаще сообщают нам о стреляющих в окружающих людей подростках.
- Эгоизм. Конечно, родителям гораздо проще, если их детка целый день сидит за столом и чем-то занят. А взрослым только остается приносить ему еду. Однако при таком способе воспитания у малыша развивается одиночество, эгоизм. Большая часть виртуальных игр приучает детей к тому, что «каждый сам за себя» и «выжить должен тот, кто сильнее».
- Потерянное время. Игры онлайн забирают массу времени, которое дети могли бы использовать на учебу, занятия спортом, общение с одногодками или помощь по дому родителям. Просиживая допоздна за компьютерным столом, наши дети лишаются настоящего детства: игры в прятки, походов на природу, коллективных дел с друзьями.
- Утрата интересов. Малыш, начиная играть в компьютерные игры и окунаясь в глобальную сеть, теряет интерес к другим увлечениям. Компьютер своими яркими картинками и быстрой сменой действий вытесняет из жизни маленького пользователя интересы реальной жизни.
- Яблоко раздора. Из-за чудо-машины в семье постоянные происходят ссоры, ведь не так-то просто уговорить малыша оставить такую увлекательную онлайн-игру.
- Нарушение самоидентификации. Во время игр ребенок начинает ассоциировать себя с персонажем компьютерной игры, пытается подражать его поступкам. Поэтому у него искажается представление о самом себе.
- Нарушение здоровья. Во время тесного общения с компьютером в первую очередь происходят нарушения в зрении малыша. Постоянная нагрузка на мышцы глаз, долгое удерживание взгляда в одной точке, превышение временных норм работы за компьютером приводят к ухудшению зрения. Кроме того, страдает позвоночник и нервная система.
Советы для родителей: Как уменьшить вредное влияние компьютера на школьника
Для психического и физического здоровья подрастающего поколения, родители обязаны строго контролировать общение собственного ребенка с компьютером.
- Создавать ограничение на время, которое малыш находится за компьютером.
- Не позволять маленьким детям оставаться без присмотра за монитором, самостоятельно выбирать контент для просмотра и игр. Поясняйте, почему не следует играть в те или иные игры, либо смотреть вредное для детской психики видео.
- Храните на компьютере только полезные и развивающие программы, которые позволят малышу правильно и быстро формироваться.
- Не разрешайте ребенку самому посещать разнообразные сайты и странички сомнительного содержания. Пользуйтесь функцией «Родительский контроль».
- Обязательно не забывайте делать с ребенком гимнастику для глаз, минимизируйте отрицательное влияние на детское зрение.
- Учите своих детей правильно общаться со сверстниками, поощряйте игры на улице в компании товарищей. Чаще разговаривайте со своим малышом, учите хорошим манерам.
- Не позволяйте компьютерным играм вытеснять привычные для нас подвижные игры и другие развлечения: прятки, настольные игры, догонялки.
Мнение Дмитрия Карпачева: есть ли польза от компьютерных игр
Знаменитый психолог-практик имеет собственное мнение по данному вопросу.
- Компьютерные игры положительно влияют для развития визуального восприятия объектов, умения быстро принимать решение, многозадачности, мелкой моторики, памяти, внимания, координации движений. И самое главное – они способствуют развитию интеллекта. Данные утверждения доказаны в ходе эксперимента в университете Рочестера.
- Знания и умения играть в модные компьютерные игры делают ребенка популярным среди сверстников, позволяют выплеснуть накопившуюся агрессию.
- Сами по себе компьютерные игры не несут вреда психике малыша. Проблему составляет образ мышления самого ребенка. Его-то и необходимо корректировать, не отстраняя ребенка от компьютера, а лишь ограничив время на игры.
- Интернет сегодня – это средство для общения со сверстниками и возможность быть модным и информированным. Интернет дает возможность школьникам получить доступ к учебному материалу в доступной и интересной форме.
- Главная задача компьютерной техники и ее возможностей – снятие психоэмоционального напряжения, своеобразный способ ухода от невыносимой реальности.
- Персонаж в компьютерной игре отлично справляется с переносом психического напряжения со своей собственной жизни на другой объект игры.
- Если вы решили отлучить своего ребенка от компьютера, важно подумать, какие альтернативные способы развития могут заменить ему жизнь онлайн. Однако то, что вы хотите ему предложить, должно быть интересно и эффективно для его развития.
- Спросите себя, готовы ли вы к тому, что ваш ребенок станет «белой вороной» в глазах сверстников? И самое главное, как именно вы сможете помочь ему справиться с вытекающими отсюда последствиями. Поэтому полное отлучение ребенка от компьютерных игр – это такая же крайность, как и полное погружение в них.
Сколько общаться с компьютером малышу, и какой контент предлагать своему ребенку, должны решать только его родители, при этом учитывая рекомендации психологов, педагогов и педиатров.
ФИО: Савчук Лариса Васильевна. Учитель начальных классов. Образование: высшее. Макеевский экономико-гуманитарный институт (Макеевка, Донецкая область).
Источник