О здоровье детей в эру цифровых технологий
Влияние цифровых технологий на детей нельзя игнорировать, но можно использовать его для развития ребенка
Сегодня психологи единогласны во мнении, что цифровые технологии имеют огромное влияние на ребенка. Нравится нам это или нет, но современные технологии полностью нарушают наши привычные представления об окружающем мире.
В то время как родители спорят о том, как мобильные устройства влияют на социальную, эмоциональную и физическую сферы детей, сами дети уже не могут представить свою жизнь без этих устройств. Психологи, в свою очередь, задумываются, как использовать такое влияние мобильных устройств для развития ребенка.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что в использовании смартфонов детьми есть и преимущества, и недостатки, и в то же время спорят о том, как цифровые технологии могут изменить жизнь будущих поколений. Несмотря на это, ученые выделяют несколько способов сохранить физическое и психическое здоровье детей в эпоху цифровых технологий. Рассмотрим их подробнее.
1. Ограничивайте время использования ребенком мобильного телефона
Когда родители управляют временем, в течение которого ребенок пользуется мобильным телефоном, они помогают ему найти для себя более здоровые занятия. Так дети достигают баланса между использованием технологий и реальными взаимоотношениями с людьми.
2. Поощряйте физическую активность
Чрезмерное время, которое ребенок проводит перед экраном компьютера или смартфона, приводит к недостатку физической активности, избыточному весу и другим отрицательным последствиям. Поощряйте ребенка больше времени уделять физическим занятиям.
3. Обращайте внимание на психическое состояние ребенка
Психологи видят связь между популярностью социальных сетей и мобильных технологий и растущими темпами депрессии, тревожности и попыток суицида. Родители, которые знают о симптомах психических заболеваний и детских травмах, могут быстрее помочь ребенку в случае необходимости.
4. Научите ребенка справляться со стрессом
Наибольшие проблемы исходят не от самих цифровых технологий, а от того, что они оказывают на детей большое давление и сильно ускоряют темп их жизни. Использование социальных сетей приводит к тому, что дети всегда доступны для общения со сверстниками и сравнивают себя с другими. Когда родители учат ребенка техникам медитации и другим способам снижения стресса, они могут улучшить его психическое здоровье и общее благополучие.
5. Мотивируйте ребенка больше общаться с друзьями
Легко подумать, что социальные сети расширяют возможности для общения и дружеских взаимоотношений ребенка со сверстниками. Однако среди современных детей и подростков растет чувство одиночества. Родители должны привлекать детей к участию в массовых мероприятиях, которые обеспечат ребенку взаимодействие со сверстниками.
6. Изучайте Интернет-ресурсы, посвященные здоровью
Сегодня в Интернете доступно большое количество информации о физическом и психическом здоровье ребенка. Используя их, вы можете исследовать симптомы тревожности или депрессии у ребенка и узнать о том, как предотвратить эти расстройства.
7. Используйте приложения для смартфона
Существуют приложения для смартфонов, которые помогают родителям и детям придерживаться здорового образа жизни. Дети могут обмениваться данными приложениями друг с другом, усложнять себе задачи и т.д.
8. Устанавливайте для ребенка правила поведения перед сном
Исследования находят все больше и больше подтверждений тому, что использование мобильных телефонов в спальне сокращает время их сна. Однако сон крайне необходим детям. Устанавливайте правила для всей семьи: например, оставляйте мобильные телефоны в определенном месте вне спальни.
9. Расскажите ребенку о том, как отвлекаться от мобильного телефона и сохранять безопасность
Когда человек использует мобильный телефон, это отвлекает его внимание от других вещей. Например, если подросток будет отвлекаться на телефон за рулем, это значительно увеличит риск аварии. Дети должны понимать, что их здоровье и безопасность важнее, чем разговор по телефону.
10. Объясните ребенку, что использование цифровых технологий не всегда означает высокую продуктивность
Исследования показывают, что достижения в области цифровых технологий не всегда приводят к росту производительности. Более того, в большинстве развитых стран производительность снизилась с появлением смартфонов. Возможно, смартфоны и упрощают нашу повседневную жизнь, но они не делают нас более эффективными. Производительность и успешность ребенка зависят от его умения достигать результатов, а также от вашей обратной связи и поддержки.
11. Объясните ребенку правила поведения в Интернете
По мере взросления ребенка вам следует обсудить с ним такие вопросы: какой личной информацией можно делиться в Интернете, а какой – нельзя; как допустимо общаться в Интернете, а как – нет; как обсуждать в социальных сетях важные темы. Общаясь в Интернете со сверстниками, ребенку важно помнить о собственной безопасности.
12. Развивайте в ребенке человеческие качества
По мере развития цифровых технологий у детей уменьшается опыт реального общения со сверстниками. Давайте ребенку возможность играть, заниматься творчеством, проявлять любопытство к окружающему миру.
Источник
Современные цифровые технологии: вред или польза?
статья по зож
На вопрос, современные технологии приносятвред или пользу, нельзя ответить абсолютно и однозначно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_-_vred_ili_polza.docx | 386.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Перевертов Игорь Анатольевич,
учитель физической культуры
ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия».
Мацева Мариета Казбековна,
учитель начальных классов
ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия».
Современные технологии: вред или польза?
Если так пойдет и дальше, у человека атрофируются все конечности
за исключением пальца для нажатия кнопок.
На вопрос, современные технологии приносят вред или пользу, нельзя ответить абсолютно и однозначно. Технологии приносят в нашу жизнь как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, технологии действительно расширяют возможности человека, облегчают быт, привносят что-то новое в досуг.
Однако развитие технологий рождает ряд вопросов. Сами по себе технологии не вредят. Все зависит от того, кто и как ими пользуется. В одних руках технологии работают по назначению и приносят пользу, в других руках они могут принести вред.
Современная наука интенсивно развивается, используя все возможности современных технологий. Сталкиваясь с современными технологиями каждый день, мы настолько привыкли к их функциональности, что порой даже не задумываемся, насколько серьёзную роль эта техника играет в нашей жизни. Ни для кого не секрет, что новейшие технологии, обладая серьёзными возможностями, совершенно незаменимы во многих сферах.
Казалось бы, все хорошо, однако есть немало противников такого успешного и стремительного развития технологий. Свою точку зрения они отстаивают тем, что очень скоро виртуальная реальность и компьютеры, абсолютно вытеснят из человеческой жизни живое общение и разговоры по душам.
Современные технологии общения стирают расстояния между людьми. Сотовые телефоны, электронная почта, социальные сети — ко всем этим средствам связи мы привыкли настолько, что уже не представляем себе жизни без них.
И на вопрос, чего больше приносят передовые технологии – вреда или пользы, однозначного ответа нет, но ясно одно, что их развитие вряд ли будет остановлено до тех пор, пока мы живём в цивилизованном мире.
В наше время компьютеры, планшеты, смартфоны — так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что нам сложно себе представить жизнь без таких умных машин, что компьютер — такая же привычная вещь, как телевизоры. То, что совсем недавно нам казалось чудом техники, для наших детей – вовсе не чудо, а повседневная вещь.
Современные дети очень рано знакомятся с современными технологиями: с компьютерами, планшетами и смартфонами. Большинство современных детей вообще не представляют себе ни досуг, ни обучение без компьютера, и часами просиживают один на один со светящимся экраном.
Без компьютера сейчас действительно не обойтись, но необходимо задуматься о влиянии компьютера на здоровье детей. Это одна из важных проблем современности. Бесспорно, что для подрастающего поколения компьютер порой заменяет друзей, прогулки и даже простое человеческое общение и является вредным фактором влияния на здоровье детей и подростков: влияет на зрение – вызывает усталость глаз, влияет на позвоночник – неподвижность в течение долгого времени, нагрузка на кистевые суставы, вызывает усталость организма, раздражительность, появляется нервозность, возникает зависимость от интернета, снижается желание общаться.
При всём этом, существуют и положительные факторы при работе за компьютером: развивают быстроту реакции и внимание, логические игры развивают мозг и память, развивают желание создавать, учат нестандартному подходу.
Родители с раннего возраста приучают детей к компьютеру и телевизору, возможно и не осознавая того. Очень удобно, что ребёнок чем-то занят, и у родителей при этом высвобождается какое-то время для собственных дел, а это так важно. Да и знания детям также часто дают телевизор и различные компьютерные программы. Конечно же, никто не отрицает значения телевизионных передач и компьютера для развлечения и расширения кругозора наших детей. Но не так давно, мы наблюдали детей на улицах в любое время года, которые играли в подвижные игры, общались, были заняты досугом по интересам.
Отныне детские голоса слышатся только из детских садов и площадок для малышей дошкольного возраста. Именно благодаря развитию информационных технологий, подрастающее поколение, в большинстве, находятся день, и даже ночь перед экранами и мониторами компьютерных устройств. Получается, что технологии информационного типа забрали у детей их детство, переселив их сразу в виртуальный мир. Это и есть в принципе самый большой минус такого прогресса.
Компьютер хоть и облегчает жизнь, но в то же время, вызывает серьёзную зависимость. Погружая в виртуальный мир, человек отгораживается от реальности, перестаёт интересоваться окружающим миром. И особенно уязвимы в этом плане дети, не сформировавшиеся как личности и легко подверженные влиянию.
Век информационных технологий оказал сильное влияние на все области деятельности человека. В частности, информационные технологии улучшили и облегчили работу, обучение и область развлечений. Новые возможности стали доступны и в процессе воспитания детей. Много развивающих, обучающих и развлекающих игр можно получить, имея доступ в Интернет.
Каким бы бешеным спросом ни пользовался современный компьютер, планшетник и сотовый телефон, до сих пор продолжаются споры об их вреде и пользе.
С одной стороны, применение новых технологий положительно сказываются на производительности труда, они намного упрощают процесс обучения в самых различных по уровню образовательных учреждениях.
С другой стороны, профессионалы — программисты, как никто часто сталкиваясь с компьютерными технологиями, отмечают заметное ухудшение физического состояния у поклонников прогресса. Увлекшись компьютером, очень большое количество пользователей ведёт весьма малоподвижный образ жизни, что незамедлительно сказывается на общем состоянии организма. А ведь совсем не трудно избежать этого. Достаточно хотя бы 45- 60 минут в день уделять обыкновенным физическим упражнениям, чтобы поддерживать себя в хорошей форме. Придерживаться простых рекомендаций: делать перерыв в работе за компьютером каждый час, выполнять упражнения для глаз ежедневно в течение 7 — 10 минут. Рекомендуемые упражнения для снятия напряжения и восстановления зрительной работоспособности.
- Самомассаж глаз подушечками указательных пальцев обеих рук .
С лёгким надавливанием движениями от переносицы:
массируются верхние веки,
Частое моргание (5 сек., отдых 5 сек. по 2,3 раза)
Зажмурить сильно глаза (5 сек. по 2,3 раза)
Источник
Цифровые технологии против детей: физиологические и психические последствия дистанционного обучения
Все глобальные изменения в обществе должны быть тщательным образом просчитаны. Взвешены все приобретения и издержки, установлено соотношение пользы и вреда внедряемых инноваций. Нововведение должно быть обсуждено с экспертами и обществом. И только тогда, когда нашелся общественный консенсус, когда необходимость и польза очевидны, а вред минимален, изменениям надо давать зеленый свет.
Глядя на то, как спешно и активно в нашей стране реализуется внедрение цифровизации образования, то есть онлайн-обучения, начинаешь недоумевать. Никакого общественного и экспертного обсуждения этого вопроса не было. Цифровизацию внедряют вопреки мнению экспертов и вопреки мнению большинства граждан России. Но самое ужасное, что так называемую дистанционку внедряют, не взирая на вопиющий вред, как здоровью и образованию детей, так и самому будущему нашей страны.
Однако уже имеющихся экспертных оценок вреда от цифровизации образования достаточно, чтобы поставить крест на этом начинании.
Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей» Минздрава России провели весной масштабное исследование: «Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID‑19)».
С помощью анонимного онлайн-анкетирования специалисты опросили более 29 000 школьников 5—11‑х классов из 79 регионов России, чтобы узнать, как они себя чувствовали на дистанционном обучении.
Анализ ответов показал, что современная школа не располагает безопасными для здоровья технологиями и устройствами для онлайн-обучения.
В период самоизоляции, по данным исследования, у школьников значительно выросла продолжительность «учебных занятий» и время выполнения домашних заданий. Значительно увеличилось время работы с гаджетами. Более 77% опрошенных школьников сообщили, что перед электронными устройствами они проводили не менее 4 часов в сутки. Более одной трети школьников (34,5 % ) проводили перед экранами свыше 7 часов в сутки.
При этом более 68% детей отметили, что у них сократилось время на прогулки, более чем у половины школьников (55%) сократилась физическая активность. Также снизилось время на сон. Свыше 40 % школьников недосыпали от 2 часов и более. Всё это существенно ухудшило самочувствие, активность и настроение детей.
Немаловажно, что более 73% опрошенных детей использовали для онлайн-обучения смартфон. Исследователи считают, что «при регулярном и длительном использовании в ходе учебных занятий, смартфон следует рассматривать как серьезный фактор риска развития патологии зрения у детей и подростков».
На фоне возросшей нагрузки, у детей начали проявляться проблемы со здоровьем. Более чем у 30 % опрошенных возникли проблемы со зрением, ещё у 4 % появились боли в запястье от длительной работы с мышкой.
Кроме того, исследователи установили пагубное влияние онлайн-обучения на психическое состояние школьников. Почти у 84 % были отмечены «неблагополучные психические реакции пограничного уровня».
Наличие депрессивных проявлений обнаружили у 42,2 % школьников, астенических состояний — у 41,6 %, обсессивно-фобические состояния проявились у 37,2 %, гиперкинетические реакции — у 29,2 %. Более четверти детей (26,8 %) сообщили о появлении головных болей. Свыше половины школьников (55,8 %) сообщили о нарушении сна. Каждый пятый ребенок (21,2 %) указал, что самоизоляция невыносима.
Вдумайтесь, с одной стороны государство заявляет о вреде онлайн-образования для здоровья детей, а с другой стороны даёт зелёный свет цифровизаторам на освоение школ.
В конце сентября российские школьники написали проверочные работы, так как наш президент попросил выяснить уровень знаний у школьников после дистанционного обучения. Результаты оказались очень плачевными. Огромное количество двоек, даже отличники написали работы на плохие оценки. Учителя рассказали, что в головах у ребят каша, и такое состояние вызвано совсем не каникулами, после которых детей удавалось восстановить за 2 недели. Падение уровня знаний стало результатом дистанта, считают учителя.
Далее я хочу затронуть более глубокую проблему цифровизации образования, о которой не часто говорят при обсуждении проблем онлайн-обучения, но на мой взгляд, она раскрывает весь ужас того эксперимента, который цифровизаторы планируют провести на наших детях. Причём об этой проблеме говорят сами цифровизаторы.
Есть интересное выступление врача-психотерапевта Андрея Курпатова, которое состоялось на форуме в Давосе в январе 2020 года во время делового завтрака Сбербанка. Курпатова и его доклад представил один из главных цифровизаторов отечественного образования — глава Сбербанка Герман Греф.
Курпатов с 2019 года работает в Сбербанке научным руководителем лаборатории нейронаук и поведения человека. В своем выступлении он рассказал о последствиях цифровизации для человека.
В начале доклада психотерапевт отметил, что цивилизация сегодня переживает фундаментальную трансформацию. «Мы переезжаем из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга. Из цивилизации текста, системного мышления, мы переходим в цивилизацию зрительных образов, где нет ни аналитического мышления, ни системного».
Таким образом, получается, что книга — это главный враг цифровизаторов образования, который будет уничтожен. Книгу нужно заменить на гаджет и дать каждому ребёнку персональный планшет. Это значит, что следствием цифровизации образования становится ликвидация у детей системного и аналитического мышления.
Далее Курпатов раскрывает то, как этот процесс происходит. Со ссылками на исследование американского невролога из Вашингтонского университета Маркуса Рейчела, он показал, что наш мозг работает в трех режимах. В одном режиме происходит потребление информации, за это отвечает центральная исполнительская сеть. В другом режиме происходит ориентация в ситуации, иначе говоря, включается сеть выявления значимости. В третьем режиме происходит мыслительная деятельность, исследователи именуют его дефолт-системой.
Курпатов объяснил, что это самый важный режим работы мозга, потому что с его помощью наш мозг просчитывает разные системные аспекты. «Именно в этих состояниях вам приходит самое интересное решение, инсайты. Именно в этот момент вы вскрикиваете: „Эврика!“»
Психотерапевт отметил, что формирование всех трех режимов работы мозга, которые отвечают за процесс мышления взрослого человека, происходит первые 25 лет его жизни. Особую значимость Курпатов отвёл обучению детей. По его словам, во время обучения ребенок «программирует свой мозг».
Далее эксперт ставит вопрос ребром: «В какой ситуации оказались нынешние молодые люди, которые занимаются программированием своего мозга, в ситуации, когда мы имеем гипер-информационную среду? И как это сказывается на их мышлении?»
Наипервейшая проблема при цифровизации, по словам Курпатова, заключается в подавлении работы дефолт-системы мозга. Ссылаясь на выводы исследователя из Стэнфордского университета Эшли Чен, Курпатов пояснил, что все три режима работы мозга являются в отношении друг к другу антагонистами. Если активизирована одна из систем, другие подавляются. «В ситуации, когда вы потребляйте контент постоянно, у вас активна центральная исполнительская сеть. Это значит, что энергия в ваши зоны мозга, отвечающие за мышление, не поступает. То есть, по сути дела, ваш мозг впадает в спячку».
Говоря о цифровизайи в детском возрасте, эксперт уточнил, что у детей мыслительный аппарат не только отправляется в спячку — «он у них просто не формируется».
Далее Курпатов ссылается на выводы профессора кафедры информатики в Калифорнийском университете Глории Марк, которая выяснила, что для третьего режима работы мозга, то есть непосредственной мыслительной деятельности, требуется определенное время — 23 минуты. Однако уже в 2016 году, сообщил докладчик, у среднестатистического человека не хватало времени на непосредственную мыслительную деятельность.
Цифровизаторы сегодня предлагают совместить дистант с традиционным образованием. Это значит, что время для мыслительного процесса у детей сократиться ещё больше. Вместо осмысления знаний, полученных на уроках в рамках традиционного обучения, в голову ребенка будут напихивать массу визуальных образов через образовательные цифровые платформы, которые активно внедряли в качестве дополнительного обучения задолго до эпидемии коронавируса.
Также Курпатов рассказал, что нарушенная внедрением цифровизации функция мозга, отвечающая за мыслительную деятельность, ведет к разрушению социальных связей в обществе. Люди обособляются, предпочитая гаджет прямому общению с человеком.
Такое состояние общества, по словам эксперта, является эпидемией «цифрового аутизма», когда молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом, не интересуются внутренним миром другого человека, не видят ценности каждого в отдельности.
Также Курпатов рассказал о развитии суицидальных наклонностей и депрессивных мыслей при использовании смартфонов, в результате которого у человека возникает «социальная настороженность, агрессия, внутреннее напряжение и соглашательство».
Ссылаясь на исследования американских ученых Эдриана Уорда и Мартена Боса, Курпатов показал, что само наличие рядом смартфона влияет на «объем оперативной памяти и на подвижный интеллект», так как пользователь подсознательно передает гаджету часть своих мыслительных способностей. «Вы глупеете, когда с вами есть телефон», — заявил эксперт.
Но самая важная проблема, обозначенная Курпатовым, на мой взгляд, это так называемый «феномен дистального видения». По его словам, «если дефолт-система не работает, то дистальное видение, то есть возможность заглядывать вперед, у человека утрачивается». Мозг такого человека не способен конструировать образ будущего, поэтому человек «не может ставить перед собой цели».
Может быть, именно для этого и затевается вся цифровая революция в образовании? Человек, который не может владеть собой, станет, по сути, рабом, которым будут управлять другие. Кроме того, «оцифрованные» дети, став взрослыми, никогда не смогут даже задуматься об ином, более свободном и гуманном мире. Никто из людей уже не сможет двигать колесо Истории и стремиться выйти из царства необходимости в царство свободы.
Вдумайтесь, цифровизаторы, убийцы традиционного образования, хотят лишить наших детей возможности правильно сформировать свой мыслительный аппарат, который и определяет человека разумного. Посягательство на такой эксперимент в масштабах всей страны, на мой взгляд, является не меньшим, а то и большим преступлением, чем самые жуткие эксперименты на детях в концлагерях нацистов. Цифровизация образования сделает из наших детей тупых социопатов, рабов, не способных вершить свое будущее.
Скопина Ольга, РВС, Киров.
11 октября 2020 г., Межрегиональная конференция «Цифровая война с образованием»
Источник