Меню

Вред электромобилей для здоровья

Дмитрий Гронский — о влиянии электротранспорта

Обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Гронский рассказывает про исследование ученых о том, там как электромагнитное излучение влияет на пассажиров современного транспорта.

Похоже, мир вокруг нас скоро будет выглядеть приблизительно вот как: на дорогах останутся исключительно гибриды и электрокары, системы автопилотирования возьмут под управление тысячи машин, превратив поток в организованную стаю, подчиняющуюся командам супермозга. Через электронные облака потекут террабайты информации, а обеспечивать энергией это хозяйство должны тысячи зарядных станций, имплантированных в асфальт. Нагрузка на электростанции вырастет в тысячи раз. И с ростом потоков энергии поднимется фон электромагнитного излучения. Не угробим ли мы людей в погоне за «экологическим транспортом»?

Вы удивитесь, но этим вопросом занимаются не только на Западе, но и у нас в стране. В обзоре Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн приведены любопытные данные. Наиболее сильные поля наблюдаются в гибридах, в которых батарея расположена в багажнике и под задним сиденьем, а мотор-генератор спереди. Ток течет через весь автомобиль до аккумуляторов и обратно. Получается не автомобиль, а заряженный контур, который движется в пространстве и генерирует элекромагнитное излучение, которое воздействует и на водителя, и на тех, кто сидит на заднем диване, включая ребенка в детском кресле. И самое ужасное, что магнитный фон постоянно меняется в зависимости от того, набирает ли машина скорость, движется медленно или тормозит, рекуперируя энергию.

Как влияет это излучение на наш организм? Оно ионизирует молекулы клеток, а, значит, искажает течение химических реакций в организме, затрудняет питание тканей кислородом и нарушает регуляторные способности. Оно воздействует на кровь и лимфу. Человек испытывает общее недомогание, сонливость, потерю сил. Снижается концентрация внимания и способность адекватно реагировать на происходящее.

Конечно же, все вышесказанное — не повод уехать жить в деревню и пользоваться там исключительно гужевым транспортом. Прогресс, увы, не остановить. Но проблема влияния электрокара на здоровье человека существует. И что-то придумывать на сей счет, конечно же, придется.

Источник

Безопасен ли электромобиль для человека?

В предыдущем посте разбирались на тему экологичности электромобилей . В продолжение темы рассматриваю безопасность машин для человека.

Мнения ученых на этот счет серьезно разошлись, одни новости содержат информацию о том, что ездить на электромобилях вообще нельзя, другие утверждают, что они абсолютно безопасны и даже безопаснее авто в ДВС.

Чем нас пугают?

Российский институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн провел специальные исследования и утверждает, что езда в электромобилях совершенное зло. Связано это с наличием электромагнитного излучения (ЭМИ) или электромагнитных полей (ЭМП). Дело в том, что ЭМИ воздействуют на внутренние жидкости человека — кровь и лимфу. В итоге ткани человека хуже напитываются полезными веществами и витаминами. Это вызывает стресс, усталость и другие признаки ухудшения самочувствия.

Но просто присутствие ЭМИ не самое плохое. Переменчивость полей более серьезный фактор. Дело в том, что организм человека привыкает к определенному ЭМП, но при езде в электромобиле поле постоянно меняется по своим характеристикам. Наибольшие стрессы организм испытывает в момент, когда авто трогается с места, при включении и при рекуперации. То есть почти постоянно.

Ученые Института медико-биологических проблем РАН призывают водителей быть осторожными и не ездить на таких авто. Тем более беременным женщинам и детям. Ведь изменчивые ЭМП вызывают такие болезни как пороки развития плода и повышенные риски возникновения рака.

Что доказали за границей?

Норвежская организация SINTEF проводила исследования о влиянии ЭМП электромобиля на человека. Они выяснили, что излучение есть, но оно ничтожно мало по сравнению с предельно допустимыми нормами.

Читайте также:  Здоровье важный фактор красоты

Международная организация по защите от неионизирующих излучений установила некие пороги, при которых излучение становится опасным для человека. Так вот, данные, которые получили ученые в SINTEF составляют лишь пятую часть от предельных значений. То есть уровень опасности низкий и опасения напрасны.

SINTEF даже разработали специальный сайт для производителей электромобилей . На нем описывается влияние ЭМП на человека и рассказано, каким образом лучше устанавливать части электрокара, чтобы снизить влияние излучения на человека.

Мои ощущения:

За полгода почти ежедневного использования электромобиля ни я, ни члены моей семьи не заметили никакого влияния ЭМП на свою жизнь. Уровень усталости, депрессии и стресса ну никак не связан с электромобилем. Даже мой папа, который ездит на электрокаре уже больше года, не отмечает никаких признаков дополнительной усталости кроме той, которую получает на работе и с другими делами.

К какому лагерю вы присоединитесь? Электромагнитные поля зло и нафиг нужны эти электрокары ИЛИ все нормально, буду ездить без бензина? Пишите ответ в комментарии.

Источник

Кто тут «грязнее»? Почему с электротранспортом все не так гладко

Электромобили набирают популярность во многих странах, а с минувшего года – и в Беларуси благодаря отмене растаможки. Однако у автомобилей без ДВС хватает хейтеров. Автобизнес разбирался в минусах таких машин.

«Халявы» не будет!

Беларусь сложно назвать страной, крайне озабоченной проблемами экологии. Наши покупатели электромобилей также далеко не всегда отдают предпочтение авто без ДВС по причине заботы об окружающей среде. Некоторые выбирают их из-за возможности экономить на топливе, тем более что до 1 января 2021 года было достаточно много мест, где электромобиль заряжался бесплатно. Однако «халява» постепенно заканчивается. Зарядка на станциях Malanka стала платной: стоимость 1 кВт тока на «быстрых» ЭЗС – 39 коп., на «медленных» – 29 копеек.

При зарядке «по-быстрому» 100 км пробега на электрокаре будут обходиться в 6,5-8 руб. в зависимости от самого транспортного средства и условий эксплуатации. В сравнении с авто, работающими на бензине или дизельном топливе, экономия очевидна, пока не сравнишь со стоимостью пробега на машинах, оборудованных метаном, один «куб» которого стоит всего 80 копеек. Автомобили, способные ездить на этом типе топлива, могу похвастать меньшей стоимостью 1 км пробега, нежели электрокары.

У метановых авто и электрокаров помимо экономичности есть немало общего. Во-первых, у них меньше вредных выбросов в атмосферу, чем у машин на бензине и дизеле. Во-вторых, их объединяет дефицит мест, где они могут заправиться.

Запас хода и время зарядки – основные минусы электромобилей. Время зарядки делает большинство электрокаров непригодным для поездок на дальние расстояния. К тому же, по крайней мере пока, можно смело заявлять о нехватке “зарядок” за пределами Минска и областных центров. Подробнее на эту тему мы уже писали.

И снова о деньгах

Во многом растущий стремительными темпами спрос на электрокары связан с тем, что правительства ряда стран стимулируют автолюбителей к покупке такого транспорта. Например, освобождают владельцев экологичных машин от уплаты налогов и увеличивают налоги для хозяев авто с ДВС.

Беларусь в этом плане не исключение. О запрете продаж новых автомобилей, оборудованных ДВС, речи, конечно, не идёт, но определенные «заманухи» все же существуют. Например, с 15 июня 2020 года в нашу страну можно ввезти электрокар без уплаты таможенной пошлины и НДС. Необходимо лишь заплатить утилизационный сбор, который составляет 544,5 руб. для машин моложе трех лет и 816,7 руб. для авто старше трех лет. «Халявный» период продлится еще год, до 31 декабря 2021 года. После за ввоз «электричек», вероятнее всего, придется платить.

Читайте также:  Вредность пенопласта для здоровья

Кроме того, владельцы электромобилей освобождены от уплаты дорожного налога, льгота будет действовать до 31 декабря 2025 года. Как видим, государство не намерено вечно финансово поддерживать покупку электромобилей. Беларусь в этом вопросе не отличается от других развитых стран.

По данным на конец 2020 года самой электрифицированной страной в сфере автотранспорта является Норвегия. В октябре 2020-го электромобили и подзаряжаемые гибриды составляли 79,1% всех проданных в стране машин. Если говорить точнее, то первые заняли 60,8% рынка, на вторые пришлось 18,3%, сообщает insideevs.com.

Однако стоит отметить, что невероятная любовь норвежцев к авто на электротяге объясняется скорее не заботой об экологии, а совершенно приземленной мотивацией – материальной выгодой.

Благодаря высоким налогам на автомобили с ДВС и субсидированию приобретения электрокаров вторые в Норвегии стоят дешевле аналогов, работающих на жидком топливе. Например, на норвежском рынке Volkswagen eGolf на $ 3160 дешевле, чем Golf с бензиновым 1,2-литровым мотором. Кроме того, владельцы электрокаров полностью освобождаются от ежегодной уплаты транспортного сбора и дорожного налога, которые в Норвегии обходятся в немалые деньги – около $1600. Муниципалитеты по всей стране позволяют владельцам экологичных машин бесплатно парковаться и подзаряжать свои автомобили, а в некоторых местах даже пользоваться специальными полосами для общественного транспорта.

Однако с ростом числа электрокаров льготы и прочие «плюшки» начинают исчезать. Например, в Осло уже ограничили использование электрокарами рядов, предназначенных для городского транспорта. Это пришлось сделать после того, как водители общественного транспорта стали жаловаться на большое число электромобилей, затрудняющих движение.

С начала 2019 года владельцев электрокаров в Норвегии обязали платить за передвижение по платным дорогам: сперва 50%, но сумма сбора будет и дальше увеличиваться в течение следующих 5 лет. Озвучивая планы к 2025 году полностью отказаться от бензиновых двигателей, правительство Норвегии признает, что рано или поздно льготы будут сокращены, а значит, владеть электрокаром будет уже не так «сладко».

Экологичность

Наверняка у большинства людей электромобиль ассоциируется со словом «экологичный». У электротранспорта нет выхлопа в отличии от авто с ДВС, но это не делает их на 100% экологически безопасными. Во-первых, никто не отменял вредные выбросы от износа шин и тормозных механизмов. Во-вторых, справедливо будет считать вредные выбросы в течение всего цикла жизни автомобиля, а не только во время движения, и здесь ряд исследований приходит к неутешительным выводам.

Авторы исследования IFO считают, что включать электромобили в список транспортных средств с нулевым значением выбросов СO2 было преждевременным решением в ЕС, поскольку это означает, что электромобили не генерируют такие выбросы. Реальность же такова, что в дополнение к выбросам CO2, которые образуются при производстве электромобилей, почти все страны ЕС генерируют значительные выбросы CO2 еще и во время зарядки аккумуляторов машин.

Так что заявления о 100-процентной экологичности электротранспорта не более чем миф, ведь само производство электромобилей наносит больший вред экологии, чем изготовление авто с ДВС, из-за батарей, для создания которых необходимы литий, медь, кобальт и другие полезные ископаемые.

Шведский институт IVL высчитал, что за один только киловатт-час мощности батареи в производстве в атмосферу выпускается около 150-200 кг C02, то есть для электромобиля с батареей на 100 кВт ещё перед самой первой поездкой будет выпущено в воздух 17 тонн CO2.

Среднестатистическая машина с двигателем внутреннего сгорания производит столько диоксида углерода лишь после того, как проедет 100.000 км.

Во время движения сам электромобиль не производит вредных выбросов, но с учетом того факта, что в большинстве случаев электричество берется не из воздуха, и здесь все не так радужно.

Читайте также:  Академия здоровья мужское здоровье питание мужчины

Уровень экологичности во время эксплуатации электромобиля сильно зависит от источника получения электричества, необходимого для заряда батарей. Чем больше возобновляемых источников энергии будет использовано для производства электроэнергии, тем экологичнее будет сам автомобиль во время эксплуатации.

Метановые авто экологичнее?

Немецкий ADAC сравнил общий углеродный след, который на протяжении всей своей автомобильной жизни оставят автомобили одного и того же класса с различными двигателями – бензиновыми, дизельными, газовыми, гибридными и чисто электрическими.

Вышло, что самый экологичный – автомобиль на сжиженном газе с примесью 15% биометана, а электромобиль хуже и бензинового, и даже дизельного. На электрокаре, по данным ADAC, надо за 8 с половиной лет проехать 127.500 км, чтобы его углеродный след оказался меньше, чем у бензинового авто , и 219.000 км за 16 лет 6 месяцев, чтобы обойти дизель. Однако стоит отметить, что эти показатели будут снижаться по мере того, как будет сокращаться количество станций, работающих на буром угле.

Результатами исследования поделился Polestar. Его специалисты сравнили углеродный след от электрокара и бензинового кроссовера Volvo XC40 за весь жизненный цикл и выяснили, что пока автомобили «на батарейках» загрязняют окружающую среду больше, чем их аналоги с ДВС.

Наименее экологичным оказался процесс производства и последующей утилизации электромобилей. В ходе выпуска и переработки Volvo XC40 в атмосферу будет выброшено 16,1 тонны диоксида углерода и его эквивалентов. Электромобиль вреднее: если учесть материалы для его производства и изготовления тяговой батареи, а также процесс будущей переработки компонентов, то в воздухе окажется 26,2 тонны парниковых газов.

Исследователи также отметили, что итоговый показатель выбросов CO2 и их эквивалентов в течение жизненного цикла электромобиля зависит от источников энергии и общего пробега. Однако заметим, что исследование завершается на позитивной ноте: заявлено, что при текущем развитии технологий «электричка» окажется на 14% экологичнее Volvo XC40 по итогам всего жизненного цикла.

Вопрос о том, стоит ли ради 14% так сильно форсировать события, запрещать авто с ДВС и вкладывать огромные деньги в развитие инфраструктуры, – риторический.

Основываясь на таких данных, можно прийти к выводу, что переход к электротранспорту должен быть постепенным, чтобы привести к ожидаемым результатам. Такие доводы косвенно подтверждают и слова президента концерна Toyota Акио Тойода. Он предрекает мировому автопрому коллапс, если рынок слишком быстро будет переходить к электромобилям.

Тойода обратил внимание, что сторонники электромобилей не учитывают выбросы, которые образуются в результате генерации электроэнергии, а также расходы, связанные с переходом на электромобили.

«Чем больше электромобилей мы произведем, тем больше будет углекислого газа. Когда политики говорят: «Давайте избавляться от всех бензиновых автомобилей» – они понимают это?» – задался вопросом президент Toyota. По его словам, чтобы к 2035 году Япония могла отказаться от авто с ДВС, придется потратить 135-358 млрд долларов. Такие инвестиции понадобятся для того, чтобы обеспечить энергией получившийся парк «электричек».

Наш вердикт

Сложно поспорить с тем, что будущее за электромобилями. С учетом развития технологий, вероятнее всего, производителям удастся сократить время заряда батарей и увеличить дальность поездки на одном заряде.

Однако не совсем понятно, зачем некоторые страны стараются как можно быстрее запретить продажи авто с ДВС. Для достижения максимального эффекта необходимо не только пересадить всех на электромобили, но и сделать процессы их производства и производства самого электричества максимально экологичными.

Пока очевидно одно – небывалый рост продаж электромобилей достигается не эволюционным путем, а скорее революционным.

Источник

Adblock
detector