Врач как личность
Профессия врача требует не только глубоких знаний своей специальность, но и личных качеств, которые помогут ему реализовать свои возможности. Конечно, в жизни трудно встретить человека, идеального во всех отношениях. Поэтому можно выделить отдельные психологические качества, полезные для профессиональной деятельности ветеринара.
Специалисту нужно быть готовым к преодолению многих трудностей. Выдержка, самодисциплина помогают ему на всех этапах трудовой деятельности, волевой человек может регулировать свои действия, они всегда обдуманны.
Практическая деятельность часто требует от врача особой выдержки, самообладания, т. е. профессионального мужества. Именно мужества, а не смелости, часто не обоснованной, не учитывающей технические возможности исполнителя и её необходимость.
присуще врачу, который постоянно работает над собой, обогащает свой теоретический и практический уровни. Рисковать может только человек, достаточно подготовленный к любым неожиданностям. Он должен предусмотреть последствия работы, после чего составить плане проведения, продумать для этого всё необходимое. А разве мало случаев, когда в ходе операции, например, кесарева сечения у коровы, врачу не хватает каких-то инструментов, препаратов, вследствие чего теряется драгоценное время и животное приходится дорезать.
Конечно, мужество и решительность необходимы врачу, ибо, не попробовав сделать у коровы кесарево, он её сразу зарежет. Но эти качества должны быть научно обоснованными, а результаты принятых решений, предварительно предусмотрены. Неудачные попытки нужно подробно проанализировать; они не могут заставить волевого человека уклониться от риска в будущем.
Врач должен всегда владеть собой, стойко держаться в наиболее сложных ситуациях, поскольку от его ловкости, собранности, мужества и способности быстро анализировать события зависит жизнь животного, например при непредвиденных кровотечениях во время операции.
В связи с этим можно привести случай когда врач во время операции хрячка по поводу грыжи, случайно перерезал половой член. Острое кровотечение из кавернозных тел сначала смутило его. Но, мобилизовавшись он нашёл выход: сначала для остановки кровотечения наложил лигатуру на культю, а потом закончил операцию уретростомией.
Решительность часто проявляется у врача в тех случаях, когда времени для обдумывания нет. Но при этом надо исключить поспешные и необдуманные решения. Конечно, врачебное мужество развивается с опытом. Студентам следует готовить себя к решительности, а молодым специалистам – формировать её самовоспитание.
Иногда причиной нерешительности бывает состояние врача, его темперамент, повышенная возбудимость и т. п. Им следует постоянно тренировать себя, иначе будут допускать много ошибок в работе или найдут работу в соответствии со своим темпераметром и потеряются как специалисты.
Иногда нерешительность врача предопределяется неясной ситуацией, сложностью диагностики, патологического процесса, когда признаки болезни не дают оснований для постановки правильного диагноза. Это хорошая нерешительность, она свидетельствует об уверенности врача, вере в свои возможности, стремлении к раскрытию истины. Такие люди ошибаются редко.
Правда, некоторые врачи путают уверенность и самоуверенность, когда человек переоценивает свои силы, знания, опыт и недооценивает сложности, случившиеся в процессе работы. Это чаще всего ограниченные люди, самовлюблённые, высокомерные, подверженные саморекламе.
Но вместе с уверенностью, врача не должно покидать сомнение, которое является показателем серьёзного, критического его отношения к действительности, зрелости, готовности к любым случайностям, непредвиденным явлениям.
Определённые сомнения необходимы каждому врачу. Особенно если он понял, что ошибся и необходимо срочно пересмотреть своё решение. Это помогает уточнить диагноз, найти новые методы решения вместо тех, которые не оправдали его надежды. Сомневаться лучше в себе. А когда ты своим сомнением выражаешь недоверие коллегам, не уважаешь общепринятых положений, критикуешь, только чтобы привлечь к себе внимание, — твои сомнения мешают работать и тебе, и твоим коллегам. В минуты сомнения желательно поделиться своими мыслями с коллегой. Причём его советом пользоваться и не обязательно. Но новое мнение, как правило, обостряет и углубляет мышление и помогает человеку или утвердиться в своих решениях, или от них отказаться.
Другое
Являются ли вирусы живыми организмами
Согласно Львову, “организм — некая независимая единица интегрированных и взаимосвязанных структур и функций”. У простейших, то есть у однокл .
Электрографический метод
Электрографический метод — метод регистрации и анализа биоэлектрических процессов человека и животных—нашел весьма широкое применение в клин .
Эмоциональность против хладнокровия
Разница между эмоциональностью и хладнокровием почти такая же, как между «вкусно» и «полезно». С одной стороны, не надо никому доказывать .
Гриб Мейтаке
Гриб Мейтаке Семейство: Альбатрелловые Albatrellaceae Род: Grifola Латинское название: Grifola frondosa (грифола курчавая) А .
Источник
Медицинские интернет-конференции
Булгина А.Р., Дышниева Н.А.
Особенности формирования личности врача
Булгина А.Р., Дышниева Н.А.
Научный руководитель: к.п.н., доцент Таньчева И.В.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации
Формирование личности врача не может происходить само по себе: каждый жизненный этап оказывает огромное влияние на будущего специалиста, поэтому можно с уверенностью сказать, что личность врача формируется на протяжении всего профессионального пути.
Под формированием личности понимается процесс становления и приобретения устойчивых качеств посредством социализации, воспитания и саморазвития. При формировании медицинского работника большое значение имеют социальные и биологические факторы, на основе которых развиваются интересы, потребности, способности к обучению и совершенствованию личностных качеств.
Выделим критерии формирования личности врача.
Во-первых, человек, выбравший путь медицины, должен быть высококультурной личностью, для которой стремление оказать помощь другому человеку будет всегда в приоритете.
Во-вторых, особую роль играют интеллектуальный потенциал и стремление к обучению, усердие, с которым подходит обучающийся к каждому новому заданию.
В-третьих, немаловажное значение имеет и физическая подготовка врача: он должен быть дисциплинированным, выносливым, ловким, готовым к трудностям и нестандартным ситуациям.
В-четвертых, большое значение имеют и нравственные взгляды будущего специалиста: он всегда должен быть готов прийти на помощь нуждающимся, соблюдая при этом негласное правило «не навреди».
Следует также уделить внимание философской подготовке будущих врачей, которая направлена на развитие целостной личности со сформировавшимися мировоззрением, духовной культурой.
Основополагающими качествами личности врача являются: сострадание, стрессоустойчивость, терпеливость и, конечно, волевое усилие для того чтобы стать врачом-профессионалом.
Личность врача формируется в процессе обучения в университете и преобразуется, усовершенствуется на протяжении всего профессионального пути.
Источник
5. Врач как человек. Здоровье врача.
В XVII веке голландским врачом Ван Туль-Пси была предложена символическая эмблема медицинской деятельности — горящая свеча. «Светя другим, сгораю сам» — этот девиз предполагает высокое служение, самоотверженную отдачу всего себя профессии и другим людям, приложение всех своих физических и нравственных сил. Причем «сгорание» не значит опустошение, исчезновение этих сил, они постоянно возобновляются при получении удовлетворения от своего дела, осознания своего места в профессии, при повышении мастерства и постоянном собственном личностном развитии.
В то же время профессия врача и работа врача сама по себе создает состояние стресса. Нормальный рабочий стресс (эустресс) может переходить в дистресс, который требует лечения или – лучше – профилактики.
Исследования разных лет свидетельствуют, что психоэмоциональный дистресс (срыв) чаще наблюдается у молодых врачей, чем пожилых, у женщин чаще, чем у мужчин. Наркомания у врачей встречалась несколько лет назад в 30 раз чаще, чем в среднем у остального населения, а самоубийства (на первом месте психиатры, на втором – анестезиологи) в 2-3 раза чаще, чем у других профессионалов (А.П. Зильбер, 1998).
Основные стресс-факторы, с которыми может повседневно сталкиваться врач, особенно в условиях медицины критических состояний, — это:
— срочность действий в условиях ограниченного времени;
— необходимость быстро переключаться с одного больного на другого с разной патологией;
— нередкая смерть больных;
— ведение «безнадежного» больного;
— чувство бессилия при несовершенстве медицины;
— нередкая ограниченность средств и методов лечения из-за дефектов организации;
— потребность в систематическом пополнении знаний;
— профессиональные вредности и др.
Все это может приводить к острым и хроническим заболеваниям медицинского персонала, усталости, психо-эмоциональным срывам и развитию «синдрома эмоционального выгорания» (СЭВ).
Обращение к проблеме эмоциональной дезадаптации профессионалов (вследствие непереносимых эмоциональных перегрузок) произошло в сфере психологии труда — после появления в англоязычной литературе результатов исследования так называемого «Синдрома Эмоционального Сгорания» как специального вида профессионального заболевания лиц, работающих в системе человек — человек (психологов, психиатров, учителей, священников и др.).
Термин «эмоциональное сгорание» введен американским психологом Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Но эмоциональное выгорание означает опустошение еще не до конца наполнившегося сосуда, бессилие при желании приложения усилий, исчезновение или деформацию эмоциональных переживаний, которые являются неотъемлемой частью жизни.
Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешного лечения, чувство собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрение и уважение коллег; но и сожаление, угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, зависть к преуспевающим коллегам, разочарование в профессии и т.п.
Существует классификация профессий по «критерию трудности и вредности» деятельности (по А.С. Шафрановой):
1. Профессии высшего типа — по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой (просвещение, искусство, медицина).
2. Профессии среднего (ремесленного) типа — подразумевают работу только над предметом.
3. Профессии низшего типа — после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом.
Естественным будет отнести профессию врача к профессиям высшего типа. Но, кроме этого, хотелось бы выделить совершенно особую специфику врачебного труда.
Врач на уровне эмоционального переживания постоянно имеет дело со смертью. Она может выступать для него в трех формах:
1) реальная (бесполезность реанимационных мероприятий, смерть на столе хирурга . );
2) потенциальная (когда от результатов деятельности врача, от его профессионализма зависит здоровье, а, возможно, и жизнь человека). Смерть как угроза, как потенциальная возможность постоянно присутствует в деятельности врача, вызывая сильнейшее эмоциональное напряжение;
3) фантомная (в виде ее могут выступать жалобы на состояние здоровья мнительного человека, страх и тревога хронического больного, взаимоотношения с родственниками тяжелобольных и даже представление о смерти в общественном сознании).
В каждом из этих случаев для врача существует проблема невключения своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми этими образованиями (реальной, потенциальной и фантомной смертью) ему просто необходимо строить отношения. Естественно, что только эмоционально зрелая, целостная личность в состоянии решать эти задачи и справляться с подобными трудностями.
Профессиональная позиция врача строится прежде всего на отношении к жизни вообще — позитивном (жизнеутверждающем) или негативном (жизнеотрицающем), к себе и другим людям. Именно отношение к себе, умение ставить перед собой цели достижения определенного уровня профессионального и личностного совершенствования, нравственная зрелость личности позволяют не только успешно осуществлять профессиональную деятельность, но и избегать состояния «утраты себя», которое может быть вызвано психотравмирующим влиянием профессии.
Ученые выделяют три модуса человеческого бытия, которые определяют, как использует и проявляет человек различные индивидуальные особенности в процессе жизнедеятельности и к чему это приводит — развитию, стагнации или регрессу:
1. Модус служения. Основное жизненное отношение — любовь к другим людям, что позволяет человеку выходить за пределы своих актуальных, наличных возможностей.
2. Модус социальных достижений. Основное отношение к жизни — это соперничество, что обуславливает повышенную тревожность, неуверенность в себе. Часто это является препятствием для успешного становления профессионала.
3. Модус обладания. Другой человек является только объектом, средством для достижения собственных целей, нравственные преграды отсутствуют, что делает истинный профессионализм просто невозможным.
Интересно, что модус обладания не является причиной эмоционального выгорания, потому что прежде, чем что-либо потерять или растратить, надо это иметь. Модус социальных достижений может являться причиной формирования СЭВ (синдрома эмоционального выгорания), когда личность не в состоянии осуществлять по-прежнему профессиональную деятельность (обнаруживает невозможность работать, руководствуясь принципами конкуренции, добиваясь повышения служебного положения или признания собственных заслуг в глазах окружающих).
Парадокс в том, что именно модус служения часто инициирует возникновение и развитие симптомов эмоционального выгорания. Почему это происходит? Сложный вопрос. При модусе служения профессионал изначально обладает позицией жизнеутверждения, сам структурирует свою профессиональную позицию, руководствуясь принципами практической этики, но может «расплачиваться» болезнями (СЭВ – плата за сочувствие).
Возможно, влияние социальных факторов, перечисленных ниже, оказывается одной из причин деформации профессионалов:
— непризнание истинных заслуг врача;
— ограничение его права на свободу выбора (стиля жизни, направления научного исследования и т.п.);
— несоответствие нравственно-этических требований к профессии реальной ситуации на рабочем месте.
— ограничение активности профессионала по овладению новыми знаниями, препятствие к внедрению новых технологий и прогрессивных методов (когда «инициатива наказуема»);
— принижение социального статуса профессии (в том числе и в материальном плане), ее значимости;
В этом случае врач испытывает разочарование вследствие несовпадения реальной профессиональной ситуации с идеальными представлениями о ней (иллюзии медработников).
Выделяют различные факторы, играющие существенную роль в эмоциональном выгорании. Представляется возможным выделить три типа факторов в возникновении Синдрома Эмоционального Выгорания у врачей.
1. Социальный фактор (его особенности мы рассматривали выше).
2. Личностный фактор. Как мы уже говорили, «сгорают», как правило, не изначально равнодушные и безучастные к своей работе, и не те, кто в профессиональной деятельности реализуют модус социальных достижений или обладания, а, наоборот, профессионалы, для которых деятельность изначально значима, сознательно выбрана, предполагает известное эмоциональное отношение, ориентацию на других людей, то есть реализующие модус служения. Сочувствующий, увлекающийся врач-идеалист, ориентированный на других, при недостаточной связи с реальностью, неумении оценивать критически неблагоприятные факторы, низкой устойчивости к стрессорам медицинских профессий (таким, как боль, страдания, болезнь и смерть) может стать носителем быстро прогрессирующего СЭВ. Но существует и противоположное мнение. «Авторитаризм» и «низкая степень эмпатии» в сочетании с фанатичной преданностью делу («я всю жизнь мечтал стать врачом») и реакцией на стресс, агрессивностью и апатией (унынием) при невозможности достичь в короткий срок желаемых результатов может инициировать возникновение симптомов СЭВ.
3. Фактор среды (места работы). Огромное значение имеет взаимоотношение с коллегами в коллективе и то, создается или нет ситуация «движения рука об руку», активного совместного решения профессиональных задач в рамках гуманистического ценностного подхода. Коллектив (нередко — включая администрацию) может снижать мотивацию деятельности своим общим негативным или равнодушным отношением к ней («им все равно уже ничем не поможешь», «зачем что-то объяснять этим олигофренам, если они ничего не понимают» и т.п.). Кроме того, условия работы могут не способствовать успешному осуществлению профессиональных задач: переполненные палаты, отсутствие медикаментов, общая низкая материально-техническая база, отсутствие у врача своего кабинета, где он мог бы сосредоточиться или расслабиться, частые ночные дежурства и отсутствие полноценного отдыха после них.
Диагностика СЭВ у врача включает три группы признаков. Социальные признаки: отдаление от друзей, семьи, общества; неадекватное или нехарактерное поведение; импульсивность, азарт, растрачивание сил; разводы, семейные и сексуальные проблемы; конфликты с законом, алкоголизм, наркомания.
Состояние здоровья: ухудшение самочувствия; пренебрежение гигиеной; склонность к несчастным случаям; многочисленные жалобы на здоровье; увеличение реальных и мнимых болезней.
Профессиональные признаки: небрежность в работе и записях; неадекватное назначение медикаментов и дозировок; неадекватная реакция на срочность; ухудшение квалификации; жалобы на больных и на персонал;
склонность к сплетням и группировкам.
Влияние ЭВ на профессиональную позицию и личность врача.
Содержательные характеристики СЭВ можно описать через изменения профессиональных и личностных качеств (их деформацию), присутствие которых просто необходимо для успешного осуществления профессиональной деятельности и личностного роста.
Авторитет врача. Профессионал с СЭВ неизбежно утрачивает свой авторитет как у пациентов, так и коллег. Авторитет связан прежде всего с профессионализмом и личным обаянием. Когда врач из-за равнодушия и негативного отношения к своей работе не в состоянии вдумчиво, внимательно выслушать жалобы пациента, допускает врачебные ошибки или проявляет агрессивность и раздражительность — он утрачивает доверие к себе как профессионалу и уважение своих пациентов и коллег.
Оптимизм врача. Пациент должен чувствовать здоровый оптимизм врача, а не основанный на желании поскорее закончить обследование: «что вы волнуетесь зря, все у вас нормально, можете идти». И наоборот, под влиянием выгорания врач демонстрирует циничное, часто жестокое отношение, преувеличивая последствия, например, несвоевременной явки в больницу. (Часто это происходит из-за желания «наказать» пациента за собственную эмоциональную несостоятельность.)
Честность и правдивость. При тревоге, беспокойстве и неуверенности, вызванных СЭВ, врач утрачивает способность к правдивому и честному изложению информации о состоянии здоровья человека. Либо он излишне щадит психику больного человека, заставляя его пребывать в неизвестности, либо, наоборот, утрачивает необходимую меру в подаче диагностической или лечебной информации.
Слово врача. Слово оказывает огромное суггестивное влияние на любого человека, а тем более слово врача для его пациента. Профессионал с СЭВ, переживающий чувства бессмысленности, безнадежности и вины, неминуемо передаст эти чувства своим пациентам в слове, интонации, эмоциональной реакции.
Гуманизм врача. Обусловлен ценностным и целостным подходом к другому человеку. Врач, утративший содержание своей психической реальности, перестает обращаться к этому содержанию в других людях, обесценивая таким образом как себя, так и их.
Источник