Меню

Возрастные особенности здоровья кратко

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА обусловлены непрерывно протекающими в нем в течение жизни человека изменениями строения тела, всех свойств и функций органов и систем. От рождения человека до зрелого возраста происходит постепенное Увеличение массы тела, совершенствуется структура, повышается функциональная способность органов. Максимальный уровень функциональных возможностей организма человека достигается в зрелом возрасте. Старение характеризуется процессами инволюции организма, они обусловливают свойственное старости снижение работоспособности.

В. о. о. — важнейший фактор, определяющий правильный выбор средств и методов физич. воспитания. Они учитываются при определении сроков начала обучения детей технике физич. упражнений, их специальной спортивной подготовки и целенаправленной тренировки для достижения высоких результатов в спорте. С учетом возраста осуществляется подразделение занимающихся физич. упражнениями на группы, определяются допустимые нагрузки в занятиях и соревнов., устанавливаются учебные нормативы и требования по комплексу ГТО и т. д.

Возрастные особенности высшей нервной деятельности оказывают большое влияние на становление и развитие двигательных навыков. Усиление процессов внутреннего торможения, повышение аналитической и синтетической функции коры головного мозга позволяют начинать организованное обучение детей физич. упражнениям в возрасте 11 — 12 лет. В 13 — 14 лет функция второй сигнальной системы начинает преобладать над функцией первой сигнальной системы, возрастает способность к образованию прочных условнорефлекторных связей, совершенствуются динамические стереотипы в двигательном анализаторе. В возрасте 15 — 16 лет отчетливо выявляется тип высшей нервной деятельности, заметно влияющий на быстроту и прочность формирования двигательных навыков, уровень и устойчивость общей работоспособности, волевых качеств. К 18 годам завершается функциональное развитие высших отделов центральной нервной системы, нервные процессы отличаются большой подвижностью, преобладает сила возбудительных процессов над тормозными. Совершенствование высшей нервной деятельности — процесс, непрерывно протекающий в течение всей жизни человека. В периоде старения организма намечается ослабление подвижности, снижение силы тормозных и возбудительных процессов. Это, в частности, обусловливает медленное развитие новых и восстановление утраченных двигательных навыков у лиц пожилого возраста.

С возрастными изменениями сердечно-сосудистой и дыхательной систем тесно связаны различия в уровне общей работоспособности и приспособляемости организма к физич. нагрузкам в детском, юношеском, зрелом и пожилом возрасте. Линейные размеры сердца увеличиваются к 7 годам в 2 раза, к 15 — 17 годам — в 3 раза по сравнению с его размерами у новорожденных. В период полового созревания повышенные запросы к работе сердца в связи с активными энергетическими и пластическими процессами обусловливают частое появление гипертрофии левого отдела сердца (юношеская гипертрофия). Наличие юношеской гипертрофии в выраженной степени требует нек-рых ограничений объема нагрузки в тренировочных занятиях и соревнов. У 10 — 15% юношей в возрасте 15 — 20 лет отмечается относительно «малое» сердце. Небольшой ударный объем крови в этих случаях объясняет выраженное учащение пульса после физич. нагрузки и продолжительный период восстановления. В пожилом возрасте наблюдается гипертрофия сердца, к-рая связана с изменением характера обменных процессов в миокарде. Возрастная гипертрофия сердца связана также с увеличением периферического сопротивления, обусловленного структурными изменениями сосудистой стенки. В глубокой старости преобладают атрофические процессы сердечной мышцы, вызывающие уменьшение размеров сердца. Частота пульса в 7 лет в среднем — 90 ударов, в 12 лет — 80, в 21 — 25 лет — 70 — 72 удара в 1 мин. С 25 до 50 лет ритм сердечных сокращений очень мало изменяется, в пожилом возрасте он замедляется. У детей отмечается большая лабильность ритма и подверженность его нарушениям (дыхательная, экстрасистолическая аритмия). Наиболее благоприятны условия кровоснабжения сердца в возрасте до 30 лет. С развитием возрастного склероза сосудов сердца ухудшаются условия питания сердечной мышцы, что сопровождается снижением ее сократительных свойств. Приспособляемость к физич. нагрузкам в большой мере обусловлена возрастными особенностями кровеносных сосудов. В детском возрасте, благодаря высокой эластичности стенок сосудов и их большому просвету, сопротивление току крови незначительно, и кровообращение осуществляется при небольшой затрате механической силы сердца. В зрелом возрасте просвет артерий по отношению к массе сердца несколько уменьшается, и сердце выигрывает в развитии своей механической силы. Возрастной склероз, а тем более патологический атеросклероз, возникающий в результате нарушения холестеринового обмена, у людей среднего и пожилого возраста отягощает условия кровообращения в организме, особенно при физич. упражнениях, вызывающих повышение потребности в кровоснабжении работающих органов. С возрастом ослабляется способность кровеносных сосудов отвечать на действие раздражителей соответствующим по степени расширением или сужением своего просвета; кровяное давление несколько повышается, а скорость распространения пульсовой полны ускоряется.

В процессе возрастного развития параллельно с увеличением общей дыхательной поверхности легких повышается функция внешнего дыхания. Объем вентиляции во время функциональной пробы с физич. нагрузкой у детей в 7 — 10 лет равен 33 л, в 11 — 13 лет — 41 л, в 14 — 16 лет — 45 л, в 17 — 18 лет — 61 л в 1 мин. Жизненная емкость легких достигает максимума в 21 — 25 лет и заметно понижается в пожилом возрасте. Основной обмен — наиболее высокий в раннем детском возрасте, к 14 — 15 годам он постепенно снижается, в период полового созревания возрастает, затем стабилизуется, а после 40 — 50 лет понижается. Большая интенсивность обмена веществ, обусловленная активными пластическими процессами детского организма, а также сдвигами нервной и эндокринной систем (особенно в период полового созревания), требует правильного дозирования нагрузки в занятиях физич. упражнениями а спортом детей школьного возраста. Снижение основного обмена в пожилом возрасте объясняется ослаблением интенсивности окислительных процессов. Уровень насыщения артериальной крови кислородом у лиц молодого возраста в среднем равен 96%, у лиц пожилого возраста нередко снижается до 89 — 90%. Стимулирующее влияние физич. тренировки на окислительные процессы в организме является одним из важнейших факторов благоприятного воздействия занятий физич. упражнениями на здоровье лиц пожилого возраста.

Читайте также:  Горячая линия проекта облако здоровья

В тесной связи с возрастом находятся уровень развития качеств двигательной деятельности (см. Физические качества) и степень приспособляемости организма к физич. нагрузкам на скорость, силу, выносливость, ловкость. В возрасте 8 — 10 лет начинают подготовку детей в видах спорта, основу к-рых составляют упражнения, требующие ловкости, гибкости, быстроты движений (фигурное катание на коньках, художественная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, теннис и др.). Развитие ловкости непосредственно связано с пластичностью нервной системы и подвижностью основных нервных процессов. Поэтому лучшее время для ее развития — детский возраст. Этот возраст является наилучшим для развития гибкости. Непродолжительные скоростные или скоростно-силовые упражнения соответствуют возрастным особенностям детей младшего и среднего школьного возраста (бег на коньках, бег на короткие дистанции, нек-рые спортивные игры, метания, гимнастика). Однако тесная функциональная связь между скоростью движений, мышечной силой и выносливостью организма обусловливает достижение наивысшего уровня скоростных достижений только в юношеском или даже зрелом возрасте. В пожилом возрасте, как правило, в первую очередь падает способность к скоростным напряжениям, это объясняется описанными выше возрастными изменениями нервной, сердечно-сосудистой, нервно-мышечной систем. Поэтому лицам среднего и особенно пожилого возраста менее доступны бег на короткие дистанции и др. скоростные упражнения.

Упражнения, предъявляющие повышенные запросы к выносливости организма (бег на средние дистанции, лыжные и велосипедные гонки и др.), целесообразно применять не ранее 15 — 17-летнего возраста, учитывая при этом индивидуальные особенности развития и тренированность. В детском и подростковом возрасте организм еще недостаточно приспособлен для выполнения длительной работы, особенно если она проводится с относительно высокой интенсивностью. Такие упражнения требуют значительного и продолжительного усиления функции кровообращения и дыхания, сопровождаются значительными энергетическими тратами, предъявляют повышенные требования к нервной системе к-рая в детском и подростковом возрасте отличается большой возбудимостью и недостаточной устойчивостью используя упражнения на выносливость в физич. воспитании юношей младшего (15 — 16 лет) и среднего (17 — 18 лет) возраста, требуется правильно их дозировать. Только в старшем юношеском возрасте (19 — 20 лет) и особенно в зрелом возрасте имеются наилучшие условия для развития выносливости организма. Упражнения на выносливость умеренной мощности вполне доступны для лиц пожилого возраста, если они ведут достаточно систематические занятия физич. упражнениями (бег, передвижение на лыжах, гребля, плавание). В возрасте 15 — 16 лет у юношей имеются уже предпосылки к применению силовых упражнений. В этом возрасте отмечается заметный «скачок» в развитии мышечной массы, возрастает функциональная способность нервно-мышечного аппарата и совершенствуются центральные механизмы регуляции силового акта. Значительные сдвиги в развитии силы в 19 — 20 лет связаны с одновременным развитием скорости движений и общей выносливости организма, с повышением волевых качеств и умением управлять своими движениями. В процессе старения организма мышечная сила снижается, особенно если отсутствует систематическая тренировка. Применение силовых упражнений в занятиях лиц пожилого возраста нецелесообразно, т. к. выполнение этих упражнений сопровождается задержкой дыхания и натуживанием. Связанные с этим внезапные колебания кровяного давления не соответствуют возрастным особенностям сердечно-сосудистой системы лиц пожилого возраста.

Процесс возрастного развития организма тесно связан с социальными и др. условиями внешней среды, в к-рой живет человек. Благоприятные условия жизни и труда, правильное физич. воспитание оказывают огромное положительное влияние на ход возрастного развития молодежи и отодвигают появление возрастных изменений, связанных со старением организма, влияние систематической физич. тренировки на сохранение высокого уровня развития качеств двигательной деятельности доказано многочисленными примерами спортивного долголетия. (См. также Физическое развитие.)

Литература: Мотылянская Р. Е. Спорт и возраст. М., 1956. Проблемы юношеского спорта. М., 1958. Фарфель В. С. Развитие движений у детей школьного возраста. М., 1959.

  1. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 1. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., ‘Физкультура и спорт’, 1961. 368 с.

Источник

Возрастные аспекты здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Возрастные аспекты здоровья. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Половые особенности двигательной активности. . . . . . . . . . . . . . . 10
3. Роль воды в структуре здорового образа жизни. . . . . . . . . . . . . . . . 13
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Файлы: 1 файл

готовая контр.по валеологии.docx

Федеральное агентство по образованию

Филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Сочинский государственный университет

туризма и курортного дела

К о н т р о л ь н а я р а б о т а

«Возрастные аспекты здоровья»

Выполнила: студентка 2 курса ЗФО

Читайте также:  Счастья здоровья любви своими руками

Проверила: Панькова С.А.

1. Возрастные аспекты здоровья. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

2. Половые особенности двигательной активности. . . . . . . . . . . . . . . 10

3. Роль воды в структуре здорового образа жизни. . . . . . . . . . . . . . . . 13

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Введение

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное):

Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».
1. Возрастные аспекты здоровья

Возрастной аспект здоровья определяется тем обстоятельством, что для каждого этапа возрастного развития человека характерны свои специфические особенности отношений с внешней (физическая адаптация) и с социальной (социальная адаптация) средами. Это обусловлено соответственно особенностями развертывания самой генетической программы человека во времени и характером требований, прсдьявляемых социумом человеку в каждом очередном возрастном периоде его развития. То есть речь идет о том, что для каждого возрастного этапа должны существовать свои критерии здоровья, определяемые свойственными этому возрасту его морфофункциональной организацией и социальной ролью.

В определении же здоровья а историческом аспекте следует учитывать, что становление человеческой цивилизации, развитие производства и производственных отношений, культуры, религии и т.д. ведет к тому, что меняется во времени сама обстановка, в которой живет человек. Это касается как условий окружающей природы, так и места и роли человека в социуме. Меняющиеся условия жизнедеятельности со все более отчетливой тенденцией к комфорту, росту качества жизни, изменением места и ритма самой жизни, с появлением все большего количества поводов для высоких социальных притязаний обусловливают то положение, что человек для поддержания своей жизни все меньше использует свои функциональные резервы и все в большей степени — достижения своего разума в виде идеальных, нематериальных средств. Естественно, что, передаваясь из поколения в поколение, это может вести к снижению функционального резерва и резерва адаптации человека.

В жизнедеятельности человека не может быть ни одного обстоятельства, ни одного показателя, который не сказывался бы на той или иной стороне здоровья. Вот почему сам перечень таких аспектов жизнедеятельности может быть практически бесконечным. Помимо общепризнанных физического, психического, социального компонентов следует учитывать сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический, информационный и многие другие субстраты. При этом в оценке здоровья исключительно важное значение имеют морально-волевые и ценностно-мотива-ционные характеристики. Нельзя недооценивать и личност-но-психологический, свойственный лишь человеку компонент (в виде внушения и самовнушения).

Из представленного анализа можно заключить, что и определение здоровья, и выделенные на этом основании его компоненты не отличаются четкостью, что затрудняет саму оценку здоровья, которая в этом случае зачастую оказывается субъективно детерминированной. Вот почему до настоящего времени нет единства взглядов на существование границ и характер перехода из здоровья в болезнь. Действительно, есть здоровье (определение его ВОЗ дано выше) и есть болезнь как неспособность организма реализовать свои биологические и социальные функции, но где та грань, которая отделяет первое от второго? Одни исследователи считают, что такая граница, и довольно четкая, существует; другие считают вопрос вообще бессмысленным, так как организм функционирует в довольно широком диапазоне физиологических параметров, третьи — что граница есть, но ее трудно установить.

Пожалуй, все-таки больше третьих, и понятны их попытки классифицировать таким образом состояния здоровья, чтобы они отражали различные этапы перехода от здоровья к болезни. Так, Авиценна выделял шесть таких переходных состояний. И.И. Брехман определил так называемое третье состояние, характеризуя его как неполное здоровье, в котором организм может находиться длительное время и из которого он может перейти как в здоровье (первое состояние), так и в болезнь (второе). Третье состояние — это не обязательно угроза перехода в болезнь, а скорее подаренная человеку природой в процессе микроэволюции возможность, время, шанс для восстановления возможностей своих функциональных систем через определенную степень напряжения механизмов саморегуляции.

Читайте также:  Какие бывают категории здоровья

Выделяют четыре состояния организма:

-с достаточными адаптационными возможностями;

-донозологическое, когда адаптация реализуется за счет более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем;

— преморбидное со снижением функциональных резервов;

— срыв адаптации со снижением функциональных возможностей организма это уже состояние, при котором ставится клинический диагноз.

К сожалению, состояния 2 и 3, когда организм борется за переход в состояние 1, медиков не интересуют (скорее всего, в силу загруженности состоянием 4 и, возможно, потому, что врач не имеет представления о том, что надо делать с человеком в первых трех состояниях).

Существует и более конкретная классификация переходных состояний здоровья:

— полная утрата функций;

Таким образом, независимо от приведенных классификаций, задача в принципе заключается в том, чтобы перевести человека в более высокую степень здоровья. Причем с валеологических позиций преимущественное значение в реализации такой задачи должно принадлежать мобилизации возможностей самого организма, любые же вмешательства извне должны в той или иной степени действовать именно этим путем — стимулировать защитно-приспособительные механизмы. Сам же исход борьбы организма за переход в более высокое состояние зависит от того, насколько, с одной стороны, нарушен гомеостаз, а с другой -каким резервом саморегуляции обладает организм, в каком допустимом диапазоне возможностей могут эффективно работать его механизмы адаптации.

Если первую из указанных характеристик зависимости — величину изменений — можно определить с помощью диагностических методов, то вторую, функциональную, с точки зрения приведенных выше градаций «здоров — болен» установить достаточно сложно, потому что все они носят качественный характер и не имеют количественного выражения. Именно этим следует объяснить появление диагноза «практически здоров», то есть явных признаков болезни не обнаружено, но они должны быть, поэтому врач, поставивший такой диагноз, полной ответственности не несет за то, что может произойти с пациентом завтра. Если же учесть, что подавляющая часть населения нашей страны находится в упоминавшемся третьем состоянии, то наиболее часто в медицинской практике ставится именно диагноз «практически здоров», освобождающий врача от необходимости заниматься данным человеком. В этом нет ничего удивительного, потому что на основании качественной оценки здоровья врач не может определить, за счет каких систем идет компенсация нарушенных функций, адаптация, каков функциональный резерв больного, а поэтому и не может прогнозировать состояние здоровья.

Все сказанное делает понятным и опасным субъективный характер интерпретации каждым специалистом любой из существующих качественных классификаций здоровья и болезни. Не зря поэтому С. Цвейг предупреждал, что «ни одни врач не должен бы с чистой совестью произносить даже такие слова, как «здоров» и «болен», — кто знает, где кончается здоровье и начинается болезнь?» В то же время решение этого вопроса на количественной основе приобретает исключительно важное практическое значение, так как может вооружить специалиста конкретными данными — где, в каком «месте здоровья» находится индивид и что надо сделать, чтобы перевести его на более высокий уровень. В таком случае возникает принципиальный вопрос: что же собой представляет «норма», к которой надо вести больного?

Очевидно, что под нормой следует понимать рабочий диапазон функционирования живого организма, детерминированный как генотипически, так и фенотипически. Однако в медицинской практике норму выделяют лишь на фенотипическом уровне как диапазон колебаний функциональных показателей от среднестатистической выборки. Чаще всего такой диапазон определяют как среднее значение данных показателей для конкретного контингента. Такой подход можно было бы принять, если бы выборка включала, если речь идет о норме, только здоровых людей, однако в действительности она включает всех обследованных лиц. Если учесть, что даже среди выпускников средней школы относительно здоровыми могут считаться не более 6—8%, то понятно, что считать среднестатистическую величину нормой неправомочно. Неудивительно поэтому, что количественные характеристики нормы отдельных показателей в связи с ухудшающимся состоянием здоровья населения постоянно корректируются во времени, причем в сторону снижения их качества.

2. Половые особенности двигательной активности

Половая активность, частота половых отправлений, свойственная данному человеку. У мужчин характеризуется количеством семяизвержений (эякуляций), наступающих при половых актах или других, в частности суррогатных, формах полового удовлетворения (например, при онанизме). Уровень половой активности определяется множеством биологических и социально-психологических факторов и в конечном счёте устанавливается путём сложной интеграции всех факторов обоих партнёров (сексуальная притязательность, ласки и т. д.).

В упрощённом виде биологические факторы (половая конституция, возраст, соматическое и психическое здоровье), определяющие половую активность, формируют Тарханова феномен, согласно которому наполнение семенных пузырьков, ацинусов предстательной железы вызывает спонтанную эрекцию полового члена, создаёт «сексуальное напряжение» и способствует половой активности. При этом определяющее значение среди биологических факторов имеет половая конституция, которая не только определяет индивидуальную потребность в половых актах, но и противодействует влиянию отрицательных факторов на половые функции. У женщин биологические стимулы половой активности выражены слабее, чем у мужчин. Из социальных факторов, определяющих половую активность и оказывающих как побуждающее, так и сдерживающее действие, можно выделить социально-психологическую мотивацию, условия жизни, индивидуальную ситуацию. Существенное влияние на уровень половой активности оказывают морально-этические установки общества, уровень культуры, национальные и религиозные традиции, сформировавшееся представление о «норме» полового поведения человека (см. также Норма сексуальная). Каждая общественно-экономическая формация в том или ином виде регламентирует эту «норму».

Источник

Adblock
detector