Меню

Возрастные особенности внутренней картины здоровья ребенка

Внутренняя картина здоровья детей и подростков

Важное место в общей проблематике психологии здоровья занимает исследование внутренней картины здоровья (ВКЗ), которая является своеобразным эталоном здоровья, имеющим сложную структуру. Внутренняя картина здоровья — это особое отношение личности к своему здоровью, которое выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию. Специалисты рассматривают внутреннюю картину здоровья как самоосознание и самопознание человеком себя в условиях здоровья. Исследование внутренней картины здоровья имеет большое практическое значение. Без понимания внутренней картины здоровья невозможно понять внутреннюю картину болезни.

Особый интерес представляет изучение внутренней картины здоровья ребенка. Исследований в этом направлении крайне мало, за исключением фрагментарных исследований зарубежных и отечественных авторов. Сложная структура внутренней картины здоровья ребенка требует тщательного теоретико-методологического подхода к ее изучению. При исследовании внутренней картины здоровья необходим системный подход, предполагающий изучение ВКЗ как сложной системы, звенья которой тесно взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга.

Принцип системного подхода к ВКЗ позволяет выделить не только ее различные уровни и подсистемы, но и основные системообразующие факторы, лежащие в основе формирования ВКЗ у ребенка. Еще один не менее важный принцип исследования ВКЗ — личностный подход. В качестве концептуального оформления структуры ВКЗ целесообразно использовать представление о личности как о системе отношений, формирующихся в онтогенезе в определенных социально-исторических, экономических и бытовых условиях — glavsovet.ru. Отношения представляют собой сознательную, основанную на опыте избирательную психологическую связь человека с различными сторонами жизни; эта связь проявляется в его действиях, реакциях, переживаниях. Отношения, характеризуют степень интереса, силу эмоций, желания, потребности и выступают в качестве движущей силы развития личности. Наиболее важным в структуре отношений является отношение человека к себе, которое проявляется в самопознании, эмоционально-ценностном отношении к себе. Многие исследователи рассматривали отношение к себе как наиболее позднее образование, завершающее становление системы отношений личности и обеспечивающее ее целостность.

Кроме системы отношений, особое значение при исследовании ВКЗ ребенка имеет исследование личности с позиций теории деятельности и социальной ситуации развития, представленных в работах отечественных психологов. Л. С. Выготский впервые ввел понятие «социальная ситуация развития», которую он рассматривал как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, как источник формирования личностных свойств и качеств. Социальная ситуация развития — важнейшая характеристика возраста, оказывающая существенное влияние на формирование жизненных ценностей, в том числе и здоровья.

Принципом изучения ВКЗ является и возрастной подход. Внешние и внутренние условия развития определяют особенности возраста ребенка как временной характеристики индивидуального развития. Качественное своеобразие каждого возрастного периода определяется на основе социальной ситуации развития ребенка и ведущего вида деятельности. Переход от одной ведущей деятельности к другой определяет смену возрастного периода.

Представленные методологические подходы к ВКЗ имеют несомненное значение при психологическом анализе внутренней картины здоровья ребенка.

Адекватно осознанное и последовательное эмоционально-ценностное отношение личности к себе является центральным звеном ее внутреннего психического мира, создающим его единство и целостность. Эмоционально-ценностное отношение личности к себе возникает на основе переживаний, включенных в рациональные моменты самосознания. Разнообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые человеком в разное время, в разных жизненных обстоятельствах в связи с размышлением о себе, понимание самого себя и т.д. составляют тот эмоциональный «фонд» личности, который в дальнейшем оказывает существенное влияние на гармонизацию личности, на особенности ее поведения.

Внутренняя картина здоровья (ВКЗ) в значительной степени зависит от индивидуально-психологических особенностей ребенка. Отрицательное влияние на формирование ВКЗ оказывает эмоциональное неблагополучие ребенка. В психологической литературе эмоциональное неблагополучие детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов — glavsovet.ru. К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

Защитные механизмы по-разному отражаются на внутренней картине здоровья ребенка. В одном случае ребенок или подросток подавляет в себе мысли о здоровье, отрицая свои внутренние проблемы, связанные со здоровьем (отрицание). В другом — «забывает» о травмирующем событии, связанном с неблагополучным здоровьем (вытеснение). В третьем — ищет выход в самооправдании и снисхождении к своим проблемам, связанным со здоровьем (рационализация). В четвертом — старается исказить существующую реальность и занимается самообманом (проекция, фантазирование, регрессия).

Внутренняя картина здоровья ребенка в значительной степени определяется особенностями его семейного воспитания. Адекватный контроль, разумные требования к ребенку в сочетании с эмоциональным принятием его и демократическим стилем общения с ним способствует адекватному отношению ребенка к своему здоровью.

Сам процесс консультирования не исчерпывает всех задач, стоящих перед психологом в процессе психологической помощи ребенку с искаженной внутренней картиной здоровья. Однако психологическое консультирование — базовое звено в системе психологической помощи детям и подросткам. От эффективности его проведения в значительной степени зависит направленность и эффективность других форм психологической помощи.

Читайте также:  Сбербанк защита здоровья при ипотеке

Все права защищены / 2008-2021 © glavsovet.ru / All rights reserved

Дети, подростки, взрослые — психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру

Источник

Возрастные особенности внутренней картины здоровья ребенка

В психологии принято выделять 6 основных периодов психического развития в онтогенезе:

— младенческий (до 1 года);
— раннее детство (2-3) года;
— дошкольный (4-5 лет);
— младший школьный (6-10 лет);
— подростковый (11-14 лет);
— старший школьный или ранний юношеский возраст (15-17 лет).

В младенческий период физическое неблагополучие ребенка проявляется в его многочисленных аффективных реакциях: крики, двигательное беспокойство и пр. Показатель здоровья ребенка — общий положительный фон его настроения. Это заметно не только по отсутствию беспокойства, плача, но проявляется ив поисковой активности младенца. Многообразные предметно-практические манипуляции, коммуникативная активность — все это не только показатели психического развития ребенка, но и его здоровья.

В исследованиях зарубежных и отечественных психологов подчеркивается важная роль ранних эмоциональных контактов в развитии личности ребенка. Известный английский психолог Джон Боулби, наблюдая младенцев, воспитывающихся в сиротских домах, обратил внимание на то, что в более старшем возрасте у них наблюдались различные эмоциональные проблемы, деструктивное поведение, неадекватная самооценка. Эти особенности автор связывал с отсутствием у них ранних эмоциональных контактов с матерью.

Уже сразу после рождения младенцы сосредоточиваются на человеческом голосе и лице, причем многочисленные эксперименты показали, что человеческое лицо они предпочитают другим визуальным стимулам. Примерно в трехнедельном возрасте малыши начинают улыбаться при звуке человеческого голоса, а уже в трехмесячном возрасте улыбаются любому лицу, даже его картонной модели. Именно улыбка младенца способствует взаимному проявлению любви и заботы между ребенком и родителем и формированию эмоционального здоровья. Плач, лепет, хватания, а также поисковые и сосательные рефлексы Младенца — тоже социальные реакции. Начиная с трехмесячного возраста социальные реакции младенца становятся более избирательными. Именно в этот период у малыша формируется наиболее сильная привязанность к матери, которая с наибольшей готовностью отвечает на его сигналы — glavsovet.ru. Дальнейшие исследования показали, что степень привязанности годовалых малышей к матерям зависела также от особенностей их реагирования на сигналы о потребностях младенцев. По степени привязанности к матери были выделены три группы младенцев: надежно привязанные, избегающие и амбивалентные младенцы.

Наблюдения за младенцами в течение 15 лет убедительно доказали, что наиболее адаптированными оказались дети первой группы (надежно привязанные). В социальной обстановке (в школе, в летних лагерях) они получали более высокие баллы по таким качествам, как отзывчивость и лидерство, т.е. демонстрировали здоровый паттерн развития.

В период раннего детства, особенно на втором году жизни, интенсивно развиваются психомоторные функции ребенка. Ребенок проявляет поисковую активность, наблюдается избирательное отношение к окружающим, основным средством общения становится речь, вытесняющая жесты и лепет. Ребенок по-разному проявляет свои эмоции в присутствии посторонних и матери. Разлука с матерью, перемена места жительства, аффективная неустойчивость взрослых может негативно отразиться на состоянии здоровья малыша. Особое значение для здоровья ребенка в этот возрастной период имеют особенности отношений матери к нему. Американский психолог С. Броди выделил 4 типа материнского отношения.

Матери первого типа легко и органично приспосабливались к потребностям младенца. Для них было характерно поддерживающее разрешающее поведение. Они не навязывали малышу свои требования и терпеливо относились к его особенностям и потребностям. Например, они не пытались рано приучить ребенка к туалету, а терпеливо ждали, когда он сам «дозреет».

Матери второго типа сознательно старались приспособиться к потребностям ребенка, они были склонны к доминированию, что нередко вносило напряженность в процесс общения с ребенком.

Матери третьего типа не проявляли большого интереса к ребенку. Основу их материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком у них не было естественности, теплоты. Наблюдался жесткий контроль за поведением малыша, матери часто делали им замечания.

Матери четвертого типа отличались непоследовательностью, плохо понимали потребности своего ребенка, их требования к ребенку были противоречивы, часто не соответствовали возрасту ребенка и его возможностям.

Наиболее неблагоприятным для здоровья ребенка оказался четвертый тип материнского отношения. У детей развивалось ощущение нестабильности, повышенная тревожность, что становилось важной предпосылкой возникновения психического или физического дискомфорта. При третьем типе материнства у детей часто возникало чувство опасности, нередко в дальнейшем наблюдались апатия, депрессия, слабые поисковая активность, любознательность и инициатива.

Специалистами был проведен специальный анализ особенностей влияния ранних эмоциональных контактов матери с ребенком на развитие его самооценки, в том числе самооценки здоровья. Проводился опрос матерей на предмет их контактов с ребенком в первые три года его жизни. По интенсивности эмоционального контакта с ребенком были выделены три группы матерей:

— Группа 1 — высокая степень эмоциональных контактов с ребенком. Для этой группы матерей ребенок был желанным, «запланированным». Мать воспитывала ребенка первые три года, постоянно находилась с ним. Свое эмоциональное состояние матери этой группы оценивали положительно.
— Группа 2 — умеренная степень эмоциональных контактов. Дети в этой группе, как и в предыдущей, были желанными, но матери в силу сложившихся обстоятельств не ухаживали за детьми до трехлетнего возраста: они вынуждены были выйти на работу до окончания декретного отпуска, а дети воспитывались бабушкой, няней или посещали ясли. Несмотря на ограниченность общения с ребенком, матери были эмоционально привязаны к ребенку, в свободное время общались с ним, проявляли интерес к его физическому и психическому развитию.
— Группа 3 — эмоциональное отвержение. Для матерей этой группы ребенок, как правило, был нежеланным. Некоторые матери испытывали эмоциональный стресс в связи с уходом мужа, безразличием родственников к судьбе ребенка. Многие матери свое психическое состояние в первые три года после рождения ребенка оценивали как негативное, обращали внимание на высокую загруженность, переживания, дискомфорт.

Читайте также:  Счастья вам здоровья удачи открытки

Внутри 3-й группы были выделены две подгруппы матерей: матери с открытым и скрытым эмоциональным отвержением ребенка. При открытом эмоциональном отвержении матери утверждали, что не испытывали любви и радости при общении с ребенком, что ребенок мешал им в реализации их жизненных планов. Скрытое эмоциональное отвержение внешне проявлялось в заботе о здоровье ребенка. Такие матери часто предъявляли претензии медсестрам яслей, няням, бабушкам, что они плохо следят за ребенком. Самооценка здоровья детей оценивалась по методике Дембо-Рубинштейн, адаптированной Прихожан, а также в процессе направленных бесед с ребенком — glavsovet.ru. Ребенку предлагалось оценить свое здоровье, свой ум, свой характер и счастье в настоящем и будущем на бланке, разделенном четырьмя вертикальными линиями размером 10 см. В обследовании участвовали дети в возрасте от 6 до 8 лет. Результаты показали, что наиболее низкий уровень самооценки по всем показателям, в том числе и здоровья, наблюдался у детей матерей 3-й группы (эмоциональное отвержение ребенка). У детей матерей 1-й группы отмечался более высокий уровень самооценок, в отличие от детей 3-й группы, но наблюдалась тенденция к уменьшению самооценок здоровья в отличие от других самооценочных характеристик (ум, счастье, характер).

Эти данные указывают на неудовлетворенность детей своим здоровьем и повышенную заботу о нем. У детей матерей с умеренными эмоциональными контактами (2-я группа) наблюдался гармоничный уровень самооценок по всем четырем показателям: (здоровье, характер, ум, счастье), что отражает гармоничную структуру их личности. Полученные нами данные убедительно показали позитивное влияние ранних эмоциональных контактов на оценку и отношение ребенка к своему здоровью.

Примерно в полтора года дети начинают осознавать себя, свои внешние качества, свое внутреннее состояние. О формировании самосознания ребенка на втором году его жизни свидетельствует тот факт, что малыши уже узнают себя в зеркале. Исследователи провели интересный эксперимент. Малышей в возрасте от 9 до 24 месяцев подводили к зеркалу и показывали им самих себя. Затем матери незаметно пачкали детям носы красной краской, после чего их снова подводили к зеркалу. Дети младше 21 месяца, увидев себя в зеркале, никак не реагировали на испачканный нос, а большинство детей 22-24 месяцев дотрагивались до носа. Эти данные указывают на то, что уже в этом возрасте дети реагируют на свой внешний облик и осознают явное различие между собой и другими людьми.

В этот возрастной период активно формируются гигиенические навыки у детей. Развитие гигиенических навыков в значительной степени определяет дальнейшее отношение ребенка к своему физическому состоянию. Опрятный ребенок не ощущает эмоционального дискомфорта, он спокоен, активен. Осознание необходимости личной гигиены формируется у ребенка постепенно и в значительной степени способствует развитию содержательной стороны образа «Я», развитию его личностной и социальной идентичности. Формирование навыков, в том числе и гигиенических, в этот возрастной период основано на подражании взрослому. Способность подражать лежит в основе интеллектуального и психомоторного развития ребенка и является эффективным способом усвоения нового. Наблюдения психологов показывают, что дети более склонны подражать тем формам поведения, которыми они еще только овладевают, чем действиям, которыми они полностью овладели. Очень важна в процессе такого подражания позитивная реакция взрослого. Такая реакция подкрепляет подражательное поведение ребенка, формирует у него положительные установки к усвоению нового, положительно влияет на выбор ребенком новых форм поведения. Например, если ребенок ежедневно наблюдает, что его родители моют руки перед едой, он обязательно станет подражать им, и если родители подкрепляют подражательное поведение ребенка, то у него возникнет устойчивая потребность в осуществлении этих действий.

На третьем году жизни ребенок начинает подражать уже не столько определенным действиям, сколько определенным людям. С двухлетнего возраста ребенок уже способен отождествлять себя с другими людьми по половому признаку. Например, мальчики начинают отождествлять себя с отцом или другими мужчинами, относят себя к этой категории и охотно подражают им. Это очень важно при формировании у ребенка навыков опрятности. Наблюдения показали, что у детей с поздним развитием этих навыков в дошкольном детстве наблюдалось своеобразное отношение к своему здоровью. Это проявлялось в неадекватной оценке ребенком своих физических и психических ресурсов, в аффективном реагировании на физическое неблагополучие и недостаточном прогнозировании своего поведения.

Читайте также:  Как вредит микроволновка здоровью

У детей дошкольного возраста существенное значение в процессе освоения собственного «Я» играет развитие речи и мышления. Речь существенно расширяет познавательные горизонты ребенка, с помощью ее он может заново пережить прошлое, предвосхитить будущее и сообщить о каких-либо событиях другим людям. Кроме развития речи важное значение в формировании мышления ребенка имеет развитие продуктивных видов деятельности: рисование, конструирование, лепка и пр. В дошкольном возрасте дети отличаются повышенной чувствительностью к мнениям и оценкам окружающих; они эгоцентричны, что проявляется в желании быть в центре внимания; испытывают высокую потребность в эмоциональных контактах. В связи с этим очень важно в формировании ВКЗ у дошкольника отношение родителей к его здоровью — glavsovet.ru. Адекватная оценка родителями здоровья ребенка в значительной степени отражается на особенностях его поведения и самочувствии. Формирующийся в процессе общения с родителями и другими взрослыми уровень знаний и представлений ребенка-дошкольника об окружающем мире отражается на особенности его представлений о собственном теле, внешнем облике, самочувствии. Например, детям в возрасте от 5 до 7 лет ученые задавали следующие вопросы: «Что такое здоровье?», «Ты считаешь себя здоровым?», «Почему ты считаешь себя здоровым?» Ответы детей носили конкретно-ситуативный характер, и в них отражалось отношение родителей к здоровью ребенка.

Например, на первый вопрос дети отвечали: «Здоровье — это когда кушаешь хорошо», «Моешь руки перед едой», «Хорошо себя ведешь» и пр. Отвечая на второй вопрос, дети утверждали, что они здоровые, и связывали это с оценкой родителей, например: «Я здоровый, так мама говорит. Если я больной, мама меня в детский сад не пускает». Только к концу дошкольного возраста у детей наблюдались собственные суждения о своем здоровье, например: «Я здоровый, потому что не болел». Таким образом, реальное отражение своего здоровья в дошкольном возрасте в значительной степени обусловлено оценкой и отношением родителей к здоровью ребенка.

Кроме реального отражения своего «Я» дошкольникам свойственно его аффективное отражение, которое может проявляться в многочисленных фантазиях ребенка. Содержание фантазий зависит не только от опыта, интересов ребенка, но и от особенностей отношений ребенка с окружающими. Фантазии в дошкольном возрасте нередко носят защитный характер. Например, ребенок, который чувствует недостаток внимания к себе, может придумать какую-нибудь фантастическую, невероятную историю, чтобы обратить на себя внимание, угодить взрослому, вызвать у него интерес и симпатию к себе. Чрезмерно аффективные переживания родителей о здоровье ребенка могут спровоцировать у него фантазии о его физическом или психическом неблагополучии. Фантазии ребенка могут возникнуть из-за недостатка знаний о своем теле, своих физических возможностей. Дефицит знаний может пополняться фантастическими представлениями, верой в сновидения, в сказки или фантастические истории. У ребенка может возникнуть искаженная оценка собственного облика и физического состояния, которая в дальнейшем может негативно отразиться на его психофизическом развитии.

У детей младшего школьного возраста, так же как и у дошкольников, преобладает непосредственно-чувственное отношение к своему здоровью. Например, на вопрос психолога «Что такое быть здоровым?» дети отвечали: «не быть больным», «быть сильным, ловким», «быть красивым» и пр. Чем старше ребенок, тем чаще на первый план выступают эмоциональные оценки здоровья: «быть в хорошем состоянии», «быть веселым», «красивым», «иметь много друзей» и пр. В младшем школьном возрасте отношение к здоровью еще не анализируется, т.е. оно (отношение) не включается в смысловую структуру. Преобладание эмоциональных суждений о здоровье обусловлено конкретно-ситуативным характером мыслительных операций у детей младшего школьного возраста. Например, хорошее здоровье дети этого возраста связывают с хорошим питанием, соблюдением режима, с подчинением требованиям взрослых и т.д. Углубленный анализ окружающей действительности и познание ее сущности формируется у ребенка к концу младшего школьного возраста. С формированием логического мышления повышается осознание ребенком своих физических и психических возможностей. В этот период у ребенка появляется повышенный интерес к своему телу. Осознанная забота ребенка о своем здоровье может проявляться уже в выработке им определенной стратегии поведения по сохранению и укреплению своего здоровья. Это систематическое соблюдение гигиенических норм и правил, умеренное и избирательное питание, знакомство со специальной литературой и т.п.

На отношение к здоровью к концу младшего школьного возраста существенное влияние оказывают средства массовой информации, социальное окружение в школе, во дворе, а влияние семьи в этот возрастной период значительно уменьшается.

Источник

Adblock
detector