Особенности формирования ЗОЖ у дошкольников: возрастные особенности
Дети дошкольного возраста находятся в «критическом» периоде: они часто раздражаются, плаксивы, гиперактивные и наоборот, вялые и апатичные, могут быстро уставать и быть невнимательными.
В этот период проявляются и формируются различные аллергические реакции и соматические заболевания. Еще неокрепший и полностью не сформировавшийся организм ребенка в большей степени подвержен инфицированию, а частота простудных заболеваний очень высока.
Но не только имеющие хронические заболевания дети, но и абсолютно здоровые должны находиться под пристальным вниманием родителей и воспитателей дошкольных учреждений.
Сформированное в сознании ребенка понятие «личное здоровье» можно распознать по некоторым предпосылкам:
Дети пытаются сохранять и показывать правильную осанку.
Развиты навыки самообслуживания, старательность в выполнении бытовых поручений.
Проявляют физическую активность в игре, чтобы достичь поставленной цели.
Психические процессы развиваются быстро.
Дети умеют сохранять контролировать собственные эмоции.
Становление у детей действительно значимых жизненных целей.
Как дети определяют понятие «самосохранения»
У детей младшего дошкольного возраста отсутствует определение даже самой элементарной характеристики понятия «здоровье», несмотря на то, что они понимают, что такое болезнь. Поэтому никакого отношения к самосохранению дети пока иметь не могут.
У детей среднего дошкольного возраста формируется отношение к болезни, как к чему-то негативному, вызванному окружающей средой или их собственными действиями. Например, дети понимают, что нельзя мочить ноги, сидеть на сквозняке и есть мороженое. В их понимании здоровье – нечто абстрактное, а быть здоровым – это просто не болеть.
У детей старшего дошкольного возраста формируется более отчетливое понятие возможной угрозы собственными действиями. Именно в старшем дошкольном возрасте, дети начинают понимать, что физическое здоровье очень важно, но при этом им трудно удержаться от получения возможного удовольствия (съесть вкусную, но холодную еду, например).
Здесь «самосохранение детей» во многом зависит от мотивации со стороны родителей. Закрепление правил гигиены и регулярная зарядка, воспитание, обучение и мотивация со стороны родителей поможет быстро сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
Принципы ухода за детьми
Только при правильном уходе за детьми они вырастут сильными и здоровыми. Какие же принципы ухода за детьми? Прежде всего, это правильное питание, занятия физической культурой, закаливание, поддержание психического здоровья, правильный режим дня и регулярные врачебные осмотры. К перечисленным принципам можно еще отнести соблюдение правил осторожности на улице и дома. Некоторые советы о том, как поддержать здоровье детей.
ограничение потребления сладостей, мучного, приводящих не только к лишнему весу, но и порче зубов;
забота о получении питательных веществ в соответствии с возрастными требованиями, пища должна быть разнообразной. Основы заложенного в детстве правильного питания и избирательный подход к здоровой еде сохраняются и в зрелом возрасте.
поощрять физические нагрузки нужно с самого раннего возраста, а также участие в подвижных играх с другими детьми;
ежедневная утренняя гимнастика укрепляет легкие и сердце детей, развивает мышечную силу. К тому же гимнастика и упражнения развивают детскую волю и познавательные способности.
Закаливание детей дошкольного возраста
главные требования при закаливании детей дошкольного возраста – это систематичность и постепенность. Важно учитывать общее здоровье ребенка и его физическое развитие;
полезно купание в открытых водоемах, хождение босиком, воздушные ванны, обтирания и контрастное обливание;
перед началом закаливания нужно настроить ребенка положительно к этому процессу.
Поддержание психического здоровья
важна спокойная обстановка в семье, отсутствие ссор и выяснения отношений между взрослыми;
дети дошкольного возраста особенно нуждаются в проявлении заботы и ласки, совместном веселом времяпровождении с родителями;
не менее важно общение со сверстниками и игры.
Регулярные медицинские осмотры
профилактические осмотры участкового педиатра и узких специалистов помогут следить за общим состоянием ребенка, а также вовремя заметить и распознать отклонения в развитии;
профилактические прививки против инфекционных заболеваний – часть программы по сохранению здоровья детей.
Правила осторожного поведения на улице и дома
несчастные случаи в большей степени предотвратимы. Необходимо предпринять меры предосторожности в доме: закрыть розетки специальными заглушками, хранить лекарства и бытовую химию в недоступном месте, ограничить подход к плите и лестницам и пр.;
ребенку надо объяснить, какую угрозу несет в себе транспорт, а по возможности обучить правилам перехода через дорогу;
дети всегда должны находиться под присмотром взрослых.
Социальное здоровье – это постоянная адаптация к меняющимся условиям, усвоение правил поведения в обществе, его культуры и традиций. Маленький человек знает и умеет немного, а учить его предстоит родителям и работникам дошкольных учреждений.
В семье, где царит взаимопонимание и уважение, передается накопленный годами ценный опыт и знание, ,социальное развитие ребенка, как правило, в норме.
Социальное становление детей дошкольного возраста предполагает формирование социальной идентификации, различающейся в зависимости от возраста ребенка. Так, для младшего дошкольного возраста – это семейная идентификация, для детей среднего дошкольного возраста – это семейная, половая и видовая идентификация. Дети постарше различают правовую, национальную и этническую идентификацию.
Младшая группа дошкольников
Сформировать представление о себе, как об отдельной личности.
Объяснить способы заботы о себе и об окружающем мире.
Ознакомить с правилами выполнения физических упражнений (научить координировать свои движения, слушать команду).
Объяснять ребенку правила поведения на улице и дома (ходить через дорогу только за руку с взрослыми, смотреть под ноги).
Знакомить с гигиеническими процессами (чистка зубов, умывание, мытье рук перед едой и пр.)
Средняя группа дошкольников
Знакомить ребенка с частями тела и их функциями.
Учить заботиться о себе и соблюдать правила гигиены.
Знакомить с профилактикой заболеваний (правильное дыхание, закаливание).
Сформировать у ребенка привычку ежедневно выполнять физические упражнения.
Рассказывать о микробах и способах распространения инфекций.
Старшая группа дошкольников
Ребенок старшего дошкольного возраста должен выполнять регулярно физические упражнения.
Обучить ответственно относиться к своему телу и органам (например, гулять на свежем воздухе, чтобы дать легким свежий воздух, заниматься спортом, чтобы быть сильным и т. п.).
. Обучить правилам поведения в неожиданных ситуациях (к примеру, что делать, если что-то загорелось).
Физическое развитие детей дошкольного возраста характеризуется становлением органов и систем организма. Еще с рождения дети могут отличаться по своей подвижности, силе и уравновешенности. Но это только заложенные природой особенности: главную роль играет создание максимально благоприятных условий окружающей среды и правильное физическое воспитание. Важно заметить, что физическое воспитание не только укрепляет организм, но и учит выразительности движений и правильному восприятию красоты.
В связи с повышенными требованиями к первоклассникам, чрезмерными нагрузками на позвоночник, формировать физическое здоровье и выносливость следует начинать как можно раньше.
Как организовать здоровый образ жизни дошкольника?
От эффективности организации здорового образа жизни зависит полноценное развитие ребенка. В формировании здоровья для каждой возрастной группы детей дошкольного возраста ставятся свои цели.
Такое распределение задач поможет родителям научить ребенка правилам здорового образа жизни, тем самым не ставя перед ним невыполнимых задач. Здоровый образ жизни, понимание этого понятие самим ребенком и есть основа сохранения и поддержания здоровья.
Приучая детей к соблюдению определенного режима дня, к выполнению требований гигиены, родители помогают сохранить и поддерживать нормальное развитие детей. При составлении режима важно учитывать возрастные особенности и правильную смену деятельности (труд, игры и отдых).
Родители должны установить режим, учитывающий время подъема и отхода ко сну, режим питания, прогулку на свежем воздухе, а в старшем дошкольном возрасте и время на выполнение посильных поручений.
Детский сон должен быть продолжительным: так, дети в возрасте 3-4 лет спят около 14 часов, а дети 4-6 лет 13 часов. При этом важно выделить из этого времени пару часов на дневной сон. Отход ко сну должен быть не позднее 8-9 часов.
Завтракать после пробуждения дети дошкольного возраста должны не позднее, чем через час, а ужинать максимум за полтора часа до сна. В течение дня перерывы между приемом пищи должны составлять не более 4 часов.
Здоровье ребенка во многом зависит от прогулок на свежем воздухе: чем больше, тем здоровее. В летнее время – это 6 часов, а зимой достаточно 4 часа. Лучшим временем для прогулок считается промежуток между завтраком и обедом или время после дневного сна и до ужина.
Существуют некоторые моменты в состоянии здоровья детей, которые особенно должны настораживать родителей.
Если наблюдается неловкость движений, плохая координация, головокружение, головные боли, рвота и укачивание в транспорте, срочно необходимо проконсультироваться с невропатологом.
Чрезмерная подвижность или вялость и быстрая утомляемость, нарушения сна и страхи, плаксивость – основные симптомы детского нервного перенапряжения. Необходима консультация детского психиатра.
Если наблюдается нарушение стула, рвота, тошнота, боли в животе, то следует обратиться к детскому гастроэнтерологу.
Гнусавость, храп во сне, частый насморк, ангины, иногда отсутствует реакция на обращение, необходима консультация ЛОРа.
Кожная сыпь, слезоточивость могут быть реакцией на аллергены. Необходима консультация врача-аллерголога.
Неодинаковая высота плеч или лопаток, сутулость могут говорить о возможной проблеме с позвоночником. В такой ситуации поможет врач-ортопед.
Зачастую родители считают, что достаточно профилактического осмотра участкового педиатра, но это мнение ошибочно. Помимо вышеперечисленных узких специалистов необходим регулярный осмотр эндокринолога, хирурга, стоматолога. При необходимости нужно организовать занятия с логопедом для правильного становления речи и произношения.
Таким образом, забота о здоровье детей зависит от родителей и окружающих его людей. Заботясь о здоровье своих детей в дошкольный период, родители создают благоприятные условия для нормального развития организма в будущем и формировании здоровой во всех отношениях личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи — искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву.
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно и ежеминутно. Данное умение жизненно необходимо, оно даёт возможность успешно развиваться, планировать свою деятельность.Познание категории времени п.
В статье представлен теоретический материал, подкреплённый практическими наблюдениями и результатами.
В этой статье мной обобщён опыт работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. К статье прила.
Тематика данной программы направлена на одно из важный направлений в работе с детьми с ДЦП , такое как развитие сенсорного восприятия. Данный курс направлен на формирование у детей сенсорных эта.
Статья для работников дошкольных учреждений: воспитателей, логопедов, психологов. В статье излагаются некоторые аспекты коррекционно-логопедической работы, связанные с формированием фонематических пре.
Данный работа была проведена для того, чтобы обратить внимание педагогов – дефектологов на возможность использования в воспитательно-образовательной работе не только готовых, но и самодельных образных.
Источник
Возрастные особенности формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся
Формирование здорового образа жизни, ценности здоровья у подрастающего поколения — это актуальная задача школы, поскольку главным резервом здоровья человека является его образ жизни.
К основным принципам организации работы образовательного учреждения по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни у школьников относятся:
целостность: воспитание основ здорового образа жизни осуществляется в рамках единого процесса воспитания и формирования личности;
комплексность: вовлечение в сферу формирования навыков ЗОЖ всех основных институтов социализации школьника (участие школы, семьи, окружения ребенка);
безопасность: тщательный отбор информации, предоставляемой школьнику, и исключение сведений, которые могут провоцировать его интерес к поведению, разрушающему здоровье;
социокультуральная адекватность: учет свойственных обществу стандартов и норм поведения, в том числе обычаев, традиций, связанных со здоровьем;
возрастная адекватность: содержание образования в области ЗОЖ базируется на актуальных для конкретного возраста потребностях и ценностях и учитывает реальные для данного возраста факторы риска.
Особенности организации обучения ЗОЖ младших школьников. Основные усилия педагога, работающего с младшими школьниками, должны быть сосредоточены на воспитании у них понимания важности и необходимости заботы о своем организме. Возможную схема организации такой работы предложена М. М. Безруких с соавторами (2004) (табл. 5).
Схема организации работы с младшими школьниками по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни
реализации
реализации
Формирование представлений о здоровье, его значении, основах здорового образа жиз- ни
Формировать представления о зависимости здоровья от поведения человека.
Формировать представления о формах поведения, способствующих сохранению здоровья и разрушающих здоровье. Осваивать навыки безопасного поведения
Развитие умений оценивать и описывать свое внутреннее состояние
Интегрирование в различные формы детского творчества
Развитие личностной мотивации здорового образа жизни.
Освоение поведенческих схем, направленных на сохранение и укрепление здоровья
Формировать представления о ситуациях, связанных с риском для здоровья.
Осваивать приемы и навыки безопасного поведения
Развитие навыков самоконтроля.
Формирование умения прогнозировать последствия своих поступков.
Развитие умений оценивать и описывать свое внутреннее состояние
Ролевая игра. Контекстное обучение (включение ин- формации об основах ЗОЖ в содержание базовых учебных курсов). Интегрирование в различные формы детского творчества
Формирование комплексного представления о здоровье как важнейшей че- ловеческой ценности и его составляющих. Расширение представления о поведенческих схемах, способствующих сохранению и укреплению здоровья
Развивать представления о ценности здоровья и его роли в жизни человека.
Расширять представления о факто- рах, негативно влияющих на здоровье человека
Развитие коммуникативных навыков. Развитие умений оценивать влияние внешних факторов с точки зрения их влияния на здоровье.
Тренинг (игры, упражнения). Контекстное обучение. Ролевая игра. Участие старших школьников в обучении j младших. Интеграция в| различные до-1 суговые фор-1 мы, популярные в детской среде
Особенности организации обучения ЗОЖ подростков. В подростковом и юношеском возрасте еще недостаточно сформирована личностная ценность здоровья, далеко не все школьники осознают здоровье как обязательное условие достижения жизненного успеха, самореализации, а также могут прогнозировать влияние на здоровье последствий своего поведения.
Для учащихся пубертатного периода развития большое значение имеет общение со сверстниками, поэтому для них более значимым является мнение товарищей, одноклассников, а не учителей и родителей. Школьники часто с недоверием относятся к информации, которую они получают от взрослых, считая, что их взгляды «устарели», «не соответствуют» действительности, что родители «преувеличивают» опасность и т. д.
Учитывая возрастные особенности подростков педагогу при обучении ЗОЖ можно рекомендовать следующее: избегать «навязывания» учащимся готовых оценок и нормативов. Основное внимание следует уделять созданию условий, стимулирующих активный обмен мнениями между подростками, обсуждению и анализу различных позиций; использовать формы и методы, обеспечивающие самим учащимся исполнять роль ведущих, организаторов работы. Например, антинаркогенная информация, представленная сверстниками, будет иметь более действенный эффект, чем сведения, полученные от педагога;
основной акцент следует делать на наиболее значимых для школьника факторах социализации и социальной идентификации. Особое внимание следует обратить на то, что ухудшение здоровья может негативно отразиться на внешности подростка, его спортивных достижениях, привести к ограничениям при выборе профессии, затруднениям во взаимоотношениях с окружающими и т. д.
При обучении подростков основам ЗОЖ рекомендуется использовать формы работы, которые носят преимущественно интерактивный характер и основываются на самостоятельной, творческой деятельности самих учащихся, такие как проектная деятельность, дискуссии, игры, лекции.
Проектная деятельность обеспечивает школьникам наиболее высокий уровень самостоятельности, они выступают в роли разработчиков и исполнителей проекта, что позволяет удовлетворить одну из главных потребностей этого возраста — почувствовать себя взрослым, проявить себя в социально значимой деятельности. В результате у школьников формируются универсальные полезные навыки (умения ставить задачи и выполнять намеченное, рационально распределять свою работу, сотрудничать и т. д.), а также решаются специальные воспитательные задачи (например, формирование негативного отношения к наркотизации).
Дискуссии способствуют формированию личной позиции школьника в отношении той или иной проблемы, воспринимаемой значимой, интересной. Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, ток-шоу, брейн-ринга и т. п. К участию в дискуссии могут привлекаться родители, а также представители различных профессий — медики, психологи, юристы и т. п. Разновозрастный состав участников может помочь взрослым и школьникам «услышать» друг друга, понять позицию другого.
Игры. Традиционно принято рассматривать игру как ведущую форму деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Между тем игра продолжает сохранять свое значение и на последующих возрастных этапах, поскольку у старших школьников она проявляет себя как форма реализации мотивации достижения и самоопределения. Можно использовать ролевые, ситуационные игры, которые эффективны для отработки конкретных поведенческих схем.
Лекция — самая популярная среди взрослых и самая «нелюбимая» среди учащихся форма работы. Однако при обсуждении ряда тем (например, проблем наркотизации) такая форма оказывается необходи
мой. Чтобы увеличить коэффициент полезного действия лекции, можно использовать такие ее формы, как лекция-дискуссия и лекция с обратной связью. Лекция-дискуссия включает не только сообщение материала, но и его обсуждение. При проведении лекции с обратной связью лектор представляет проблемную информацию, которая затем обсуждается школьниками в малых группах с целью не только высказать свое отношение к услышанному, но и представить свой вариант решения проблемы.
Таким образом, при обучении школьников основам ЗОЖ необходимо учитывать психолого-педагогические особенности формирования личного отношения к своему здоровью на разных этапах их возрастного развития.