Меню

Возрастные аспекты здоровья это

Возрастные аспекты формирования здорового образа жизни

Оксана Демидова
Возрастные аспекты формирования здорового образа жизни

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни,осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребёнка — проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно — образовательная работа с детьми нередко в большой степени, чем все медико — гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Среди многих факторов,которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей,по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Привычка к здоровому образу жизни-это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребёнку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранить и приумножить своё здоровье. с ранних лет формируется определённая культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания,умения и навыки валеологического характера, мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. Здоровый образ жизни-это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Всё. чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Насыщенная, интересная и увлекательнаядошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения и улучшение здоровья дошкольника. Тема:»Насыщенная, интересная и увлекательная дошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения здоровья воспитанника. «»здоровье-бесценный.

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Источник

Возрастные аспекты здоровья это

На протяжении всего времени существования человека разумного на Земле его интересует вопрос о возможностях своего организма. Сейчас на основании большого опыта, накопленного человечеством, можно с твердой уверенностью говорить о трех неоспоримых выводах, которыми мы располагаем в этом отношении:

Возможности человека, с точки зрения наших сегодняшних представлений, поистине беспредельны. Об этом должны говорить примеры удивительных возможностей не отдельных людей, а их целых групп и даже сообществ*.

*Так, согласно автобиографическим запискам Н. Рериха, в племени лун-гом-па, проживающем в среднегорье Северной Индии, в ходе своеобразного ритуала посвящения мальчика в мужчину одним из испытаний является преодоление за ночь расстояния от места стоянки племени до высокогорного буддийского храма – по утверждению автора, оно достигает 200 километров! Английская путешественница Дэвид-Нэлль была свидетельницей своеобразного соревнования, устраиваемого йогами-респами: сидя абсолютно голыми на льду замерзшего высокогорного озера при температуре воздуха -20°С, они пытались как можно быстрее теплом своего тела высушить мокрые простыни, наброшенные им на плечи – усилием воли йоги так разогревали себя, что под ними начинал плавитьсялед, а от простыней валил такой густой пар, что в его клубах соревнующихся даже не было видно. Следует отметить, что в обоих приведенных примерах в соревнованиях участвовали не отдельные люди, а все мужчины соответствующих племен.

2. У каждого человека есть свои генетически детерминированные задатки качеств, в развертывании которых при благоприятном стечении обстоятельств жизни он может достичь наиболее значительных результатов. Как предполагают некоторые исследователи, появление последних на 70\% обусловлено генотипом человека и на 30\% – средовыми факторами. Отсюда становится понятным, насколько важно на основании изучения наследственно обусловленных задатков ребенка создать для него соответствующие условия жизни, обучения и воспитания. При этом следует учитывать существование определенной возрастной последовательности в становлении некоторых физиологических, интеллектуальных, эмоциональных и других способностей человека, хотя она и специфична для каждого ребенка. Причем если в соответствующий сенситивный период функция у ребенка не сформировалась или сформировалась недостаточно, то ее дальнейшее становление затрудняется. Так, в настоящее время предполагается, что около 50\% умственных способностей, связанных с переработкой информации, формируется уже к четырем годам, а к восьми этот показатель достигает 80\%. Естественно, что такое обстоятельство следует учитывать в течение указанного возрастного периода ребенка, который связан преимущественно с общением ребенка с родителями и в детском дошкольном учреждении.

3. Развертывание возможностей человека имеет возрастную зависимость: чем раньше создаются условия для реализации возможностей, тем больших конечных успехов может добиться человек.

Ребенок рождается на свет с богатым запасов инстинктов и простейших безусловно-рефлекторых реакции, позволяющих ему выжить в определенных условиях существования. Важно, что на базе этих инстинктов и реакций может создаваться бесчисленное множество траекторий развития, но при обязательном условии, что в течение определенного для каждого инстинкта и поведенческого акта периода времени должно быть предоставлено подкрепление (например, если в течение первых 8–12 недель жизни не будет создано соответствующих условий, то инстинкт плавания у ребенка угасает). Такой же временной зависимостью подкрепляющих воздействий отличается развитие таких качеств, способностей и возможностей человека, как двигательные качества, речь, характер вегетативной нервной регуляции и т.д. Однако для реализации таких предпосылок должны создаваться соответствующие условия, при отсутствии которых срабатывает так называемый «закон свертывания функций за ненадобностью». Суть его заключается в том, что при невостребованности какой-либо функции она либо не развивается, либо вообще угасает. Например, при стремлении в первые часы, дни и недели жизни ребенка содержать его в условиях абсолютной стерильности иммунитет новорожденного постепенно ослабевает; если в течение первых недель и месяцев жизни ребенок не получает достаточно речевой информации, то развивается так называемый «феномен Каспара Хаузера», и с каждым последующим годом развитие речевой функции становится все более затруднительным; если, начиная с периода внутриутробного развития и в течение первых трех лет после рождения мозг ребенка не получал адекватный объем информации, то его интеллект оказывается ущербным на протяжении всей последующей жизни.

Читайте также:  Советы ученых для здоровья

Возрастное развитие происходит по генетически детерминированной программе. Каждому ребенку присуща своя индивидуальная траектория развития в рамках этой программы. Характер же самой траектории определяется условиями жизни и влиянием тех или иных факторов в каждый данный период развития: при их неблагоприятном влиянии организм переходит на более низкий уровень развития, а при благоприятных условиях – на более высокий.

В каждом периоде возрастного развития в соответствии с программой идет преимущественное становление какой-либо одной или групп функциональных систем, что обеспечивает оптимальные условия адаптации. Это обстоятельство обусловливает необходимость внесения соответствующих корректив в образ жизни на данном этапе. Так, в период интенсивного развития мозга отмечается повышенная чувствительность организма к недостатку белка в пище, речедвигательных функций – к дефициту речевого общения, а моторики – к недостаточному уровню двигательной активности.

Специфика развития и адаптации ребенка на каждом возрастном этапе подкрепляются адекватным состоянием его жизнедеятельности, и совершенно неправомочно сравнивать особенности последней у представителей различных возрастных групп по принципу «лучше – хуже», так как каждому возрасту присуща своя специфика функционирования организма. Несомненно, эти особенности должны учитываться в построении образа жизни человека (в особенности ребенка) на всех этапах его возрастного развития.

Влияние образа жизни и других экзогенных и эндогенных факторов, в которых развивается человек, обусловливает ту или иную эффективность развертывания индивидуальной генетической программы. Естественно, что у разных людей реализация этой программы во времени отличается. Это обстоятельство делает необходимым введение в оценке характера возрастного развития понятий паспортного и биологического возрастов. Паспортный, или хронологический, возраст – это период, прожитый человеком от рождения до момента обследования и имеющий четкие временные пределы (лет, месяцев, дней). Биологический возраст также является функцией времени, но определяется особенностями морфофункционального развития индивида, скоростью развертывания программы развития. Дети с замедленным темпом биологического развития – ретарданты – имеют более низкий для данного возраста уровень физического развития и физической работоспособности, у них более выражено напряжение сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, более высокий уровень основного обмена и т.д. Иногда уже в школьные годы отставание биологического возраста от паспортного может достигать пяти лет. Основными причинами этого явления могут быть нарушения развития во внутриутробном периоде, родовые травмы, неблагоприятные социальные условия, перенесенные в младенчестве заболевания, ограничение двигательной активности и т.д. Как предполагается, к моменту прихода в школу около 15\% детей уже отстают в своем биологическом возрасте, а в течение обучения в школе (особенно в возрасте полового созревания) количество их возрастает еще больше.

Ускоренный тип индивидуального развития – акселерация – также наиболее отчетливо проявляется в возрасте полового созревания и у девочек бывает чаще. Такой тип развития, как и замедленный, отражает отклонение от нормы, поэтому у «опережающих» детей недостаточно совершенная регуляций физиологических функций при физических нагрузках, пониженный уровень работоспособности и т.д.

На основании исследования конституциональной биологии и антропометрии выделяют следующие паспортные возрастные периоды развития человека в онтогенезе:

новорожденный (до 10 дней);

грудной ребенок (до 1 года);

раннее детство (до 3 лет);

первое детство (до 7 лет);

второе детство (до 11 лет девочки, до 12 лет – мальчики);

подростковый возраст (до 15 лет девочки, до 16лет – юноши);

юношеский возраст (до 20 лет – женщины, до 21 года – мужчины);

средний возраст (первый период – до 35 лет, второй период – до 55 лет женщины, до 60 лет мужчины);

пожилой возраст (до 75 лет);

старческий возраст (до 90 лет);

долгожители (старше 90 лет).

В разрешении вопросов формирования здоровья и здорового образа жизни еще раз необходимо отметить, что неправомерно рассматривать и сопоставлять возрастные особенности функционирования организма, так как в каждом возрастном периоде организм решает свои специфические проблемы, обусловленные особенностями адаптации к условиям жизни, свойственными именно данному этапу возрастного развития. Так, у новорожденного нет жестких механизмов адаптации, однако при этом показатели внутренней среды организма оказываются достаточно подвижными и нестабильными. Но это не является признаком несовершенства самой адаптации, так как для данного возрастного периода это вполне оправдано: после внутриутробного периода развития, отличающегося относительно стабильными условиями обеспечения жизнедеятельности, условия, в которых оказался новорожденный, становятся для него чрезвычайно вариабельными. Естественно, что при этом для выживания организм должен обладать способностью функционировать в широком диапазоне изменений внутренней среды. Однако это не означает несовершенства или нарушений гомеостаза, а скорее наиболее оптимальный механизм выживания в условиях, когда организм не может активно влиять на эти условия. Вот почему принято считать, что жизнеспособность, негэнтропия (то есть способность к самоорганизации), у новорожденного – самая высокая из всех периодов возрастного развития человека. С другой стороны, сохранение у взрослого столь же широкого, как у ребенка, диапазона колебаний внутренней среды организма сделало бы его зависимым от условий существования и в значительной степени ограничило его независимость в осуществлении жизнедеятельности, в удовлетворении своих потребностей и в реализации биосоциального предназначения.

Читайте также:  Жизненно полезное для здоровья

С указанных позиций в возрастном развитии человека находит свое обоснование и представляется физиологичным гетерохронизм (то есть разное время) разворачивания функций, так как в каждом возрасте организм вынужден решать свойственные именно этому возрасту доминирующие особенности развития (накопление массы, становление вегетативной регуляции, созревание мозга, развитие двигательных функций и т.д.). Вот почему в каждый данный период развития какая-либо одна функциональная система или группа систем может в своем развитии опережать другие, в следующем же периоде реализации генетических механизмов опережающими темпами развивается другая система или группа систем с соответствующими более высокими показателями ее функционирования.

Сказанное не означает, что жизнеспособность человека во все возрастные периоды одинакова и сопоставима. В ранние, детские периоды, когда в организме наиболее активно идут синтез клеточных элементов и взаимосогласование функциональных систем через становление нервной и гуморальной регуляции, особенно интенсивно протекает структурно-функциональная интеграция, то есть негэнтропийные процессы. Наоборот, в старших возрастах, когда преобладает катаболизм, жизнеспособность во все большей степени смещается в сторону энтропии, предопределяющей в конечном итоге смерть. Такой взгляд отражает реализацию генетической программы индивида, запас которой, естественно, более обширен и развернут во времени у детей и в определенной степени уже исчерпан в старших возрастах. (Разумеется, речь идет об онтогенезе не обремененного патологией человека, у которого эти явления следует рассматривать преимущественно с позиций взаимоотношений генетической программы индивидуального развития и патогенетических механизмов данного заболевания).

Одни исследователи считают, что в возрасте до 4–5 лет у человека отмечаются наиболее высокие темпы морфофункциональных изменений, которые затем становятся более плавными до 10–11 лет, после чего отмечается подростковая дисгармония, и только с 15–16 лет происходит восстановление жизнеспособности организма, продолжающееся до 22–23 лет, что даже без очевидных дестабилизирующих влияний уже в 10–15 лет возникает медленное естественное понижение сопротивляемости организма. Другие, наоборот, отмечают, что именно в возрасте 10–12 лет устойчивость организма к заболеваниям оказывается наивысшей, а смертность – самой низкой. Более того, высказывается предположение, что если бы сопротивляемость организма различным вредоносным факторам сохранялась у человека в течение всей жизни на уровне 12-летнего, он мог бы прожить 700 лет. Третьи полагают, что в возрастной оценке здоровья исходным считается возраст 21–23 года, когда ответы организма на воздействие факторов внешней среды не требуют включения в механизм адаптации каких-либо дополнительных звеньев. Видимо, все-таки в характеристике жизнеспособности организма следует исходить из той предпосылки, что ее уровень оказывается обратно пропорциональным функции времени, то есть с возрастом снижается.

В оценке организации, содержания и методики формирования здоровья возрастной аспект исключительно важен. К требующим учета в этих вопросах особенностям каждого возрастного периода следует отнести:

характер обмена веществ;

преобладающий тип вегетативной нервной регуляции;

скорость включения в нагрузку и восстановления после нее;

особенности функционирования иммунной системы;

доминирующие потребности и интересы.

В настоящее время многими физиологическими, психологическими и другими исследованиями показано, что приблизительно каждые 12 лет в организме отмечается своеобразный кризис, который захватывает буквально все стороны его жизнедеятельности – морфологические, функциональные, психологические, социальные и пр. Вот почему с позиций обеспечения здоровья в таких критических возрастах (ориентировочно – в 12, 25, 37, 49 и 67 лет) человек должен пересматривать основы своего образа жизни, внося в них коррективы. Естественно, что этому должны предшествовать доскональное изучение особенностей приближающегося нового возрастного этапа и подготовка к постепенному вхождению в него.

Ключевые слова: эволюция, борьба за существование, цивилизация, образ жизни, гомеостаз, адаптация, генотип, фенотип, здоровье, болезнь, возраст, пол.

1. Человек как результат биологической эволюции.

2. Борьба за существование как решающий фактор биологической эволюции.

3. Особенности взаимоотношений человека с природой.

4. Социальная сущность человека.

5. Цивилизация, образ жизни и здоровье человека.

6. Социальные факторы, обусловливающие образ жизни современного человека.

7. Культурологические факторы образа жизни современного человека.

8. Понятие о социальной среде.

9. Противоречие биологического и социального в обеспечении здоровья человека и пути его преодоления

10. Понятие о гомеостазе.

11. Понятие об адаптации.

12. Понятие о генотипе и фенотипе.

13. Понятие о здоровье и его классификация.

14. Критерии здоровья и его уровни.

15. Валеологические подходы к определению «нормы здоровья».

Читайте также:  Желаю вашего любимого здоровья

16. Учет генотипических факторов в обеспечении здоровья.

17. Роль половой принадлежности в обеспечении здоровья.

18. Значение возрастного фактора в обеспечении здоровья.

Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. Новосибирск, 1996.

Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.

Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб, 1992.

Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 1982.

Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., 1982.

Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. М., 1987.

Вайнер Э.Н. Общая валеология. Липецк, 1998.

Васильева З.А., Любинская С.М. Резервы здоровья. 1982.

Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967.

Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.

Казначеев В.П. Теоретические основы валеологии. Новосибирск, 1993.

Купер К. Новая аэробика. М., 1979.

Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982.

Лищук В.А., Мостовая Е.В. Обзор основ здоровья. М., 1994.

Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. М.,1973.

Никитины Б. и Л. Резервы здоровья наших детей. М., 1990.

Петленко В.П. Валеология человека: здоровье – любовь – красота. СПб. 5 томов, 1996-1998.

Торохова Е.И. Валеология. Словарь. – М., «Флинта», 1999.

Содержание

Читать: Аннотация
Читать: Введение
Читать: 1. валеология — учение 0 здоровье и здоровом образе жизни
Читать: 1.1. основные понятия валеологии
Читать: 1.2. предпосылки возникновения валеологии
Читать: 1.3. место валеологии в системе наук
Читать: 1.4. классификация валеологии
Читать: 1.5. социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни
Читать: 2. валеологический анализ факторов здоровья
Читать: 2.1. генетические факторы
Читать: 2.2. состояние окружающей среды
Читать: 2.3. медицинское обеспечение
Читать: 2.4. условия и образ жизни
Читать: 3. валеологический анализ здоровья и здорового образа жизни
Читать: 3.1. биологическое и социальное в человеке
Читать: 3.1.1. человек как результат биологической эволюции
Читать: 3.1.2. биологическое и социальное в природе человека – единство и противоречие
Читать: 3.2. валеологический анализ здоровья и болезни
Читать: 3.3. индивидуальные особенности человека
Читать: 3.3.1. генотипические аспекты
Читать: 3.3.2. половые аспекты
Читать: 3.3.3. возрастные аспекты
Читать: 4. двигательная активность и здоровье
Читать: 4.1. эволюционные предпосылки двигательной активности
Читать: 4.2. методологические предпосылки физической культуры
Читать: 4.3. физиологические основы физической культуры
Читать: 4.3.1. двигательные навыки и двигательные качества
Читать: 4.3.2. характеристика состояний, возникающих при занятиях физической культурой
Читать: 4.4. организация, содержание и методика физической тренировки в здравотворческои работе
Читать: 4.4.1. общие эффекты физической тренировки
Читать: 4.4.2. принципы физической тренировки
Читать: 4.4.3. понятие о нагрузке
Читать: 4.4.4. учет текущего состояния организма в организации оздоровительной физкультуры
Читать: 4.5. место двигательной активности в жизнедеятельности человека
Читать: 4.5.1. возрастные особенности двигательной активности
Читать: 4.5.2. место физической культуры в поддержании и укреплении уровня здоровья взрослых
Читать: 5. психологические основы здоровья
Читать: 5.1. психика и ее компоненты
Читать: 5.2. физиологические основы психики
Читать: 5.2.1. психика и центральная нервная система
Читать: 5.2.2. эмоции и эмоциональный стресс
Читать: 5.3. эволюция становления психики человека
Читать: 5.3.1. эволюционные предпосылки формирования психики человека
Читать: 5.3.2. основы психогенетики
Читать: 5.3.3. психика и современные условия жизни
Читать: 5.4. индивидуальные психофизиологические особенности человека
Читать: 5.4.1. типология индивидуальных психических особенностей
Читать: 5.4.2. половые различия психофизиологических качеств
Читать: 5.4.3. возрастные психофизиологические особенности
Читать: 5.5. психическое здоровье. основные понятия
Читать: 5.5.1. понятие о психическом здоровье
Читать: 5.5.2. методы и приемы оценки психического здоровья
Читать: 5.6. регулирование психического состояния
Читать: 5.6.1. принципы тренировки психических возможностей
Читать: 5.6.2. средства психотренинга
Читать: 5.6.3. сон и сновидения
Читать: 5.6.4. память и ее тренировка
Читать: 5.7. валеологическое образование и психическое здоровье
Читать: 6. основы рационального питания
Читать: 6.1. значение питания в обеспечении жизнедеятельности
Читать: 6.2. эволюционные предпосылки рационального питания
Читать: 6.2.1. роль натурального питания
Читать: 6.2.2. влияние на организм термически обработанной пищи
Читать: 6.2.3. влияние на организм очищенных пищевых веществ
Читать: 6.2.4. влияние на организм пищи со специями и искусственными добавками
Читать: 6.2.5. влияние на организм неправильного сочетания пищевых веществ
Читать: 6.3. валеологические предпосылки рационального питания
Читать: 6.3.1. учет анатомо-физиологических особенностей пищеварительной системы человека
Читать: 6.3.2. учет состояния организма
Читать: 6.3.3. питание как потребность
Читать: 6.3.4. валеологическая оценка некоторых блюд и пищевых веществ
Читать: 6.4. рациональное питание современного человека
Читать: 7. иммунитет и здоровье
Читать: 7.1. понятие об иммунитете
Читать: 7.2. классификация защитных механизмов
Читать: 7.2.1. специфические защитные механизмы
Читать: 7.3. физиология иммунитета
Читать: 7.4. кооперация иммунокомпетентных клеток
Читать: 7.5. неспецифические защитные механизмы
Читать: 7.6. факторы риска иммунитета
Читать: 8. терморегуляция и здоровье
Читать: 8.1. механизмы терморегуляции человека
Читать: 8.2. терморегуляция и условия жизни современного человека
Читать: 8.3. валеологические основы закаливания
Читать: 8.4. валеологический анализ простудных заболеваний
Читать: 8.4.1. факторы, провоцирующие простудные заболевания
Читать: 8.4.2. понятие о простудно-инфекционных заболеваниях
Читать: 8.4.3. валеологические основы предупреждения простудных и простудно-инфекционных заболеваний
Читать: 8.4.4. валеологические основы поведения при простудных и простудно-инфекционных заболеваниях
Читать: 9. рациональная организация жизнедеятельности
Читать: 9.1. методологические основы рациональной организации жизнедеятельности
Читать: 9.2. факторы рациональной организации жизнедеятельности работника умственного труда
Читать: 9.3. планирование и организация рациональной жизнедеятельности
Читать: 9.4. рациональная организация жизнедеятельности школьника и студента

Источник

Adblock
detector