Меню

Возможные пути решения проблемы здоровья людей

ЗДОРОВЬЕ

Глобальная проблема здоровья и долголетия во многом является производной от других глобальных проблем, вызывающих заболевания, способствующих их распространению, сокращающих трудоспособный и репродуктивный возраст человека и продолжительность его жизни. К таковым можно отнести:

  • ухудшение экологической ситуации, истощение ресурсов и ухудшение их качества;
  • демографический взрыв и перенаселение в ряде развивающихся стран;
  • недостаток продовольствия и его низкое качестве, голод и недоедание;
  • урбанизация и растущий уровень факторов стресса.

Глобальная проблема состояния здоровья сегодня конкретизируется по ряду следующих аспектов:

  • высокая детская смертность и небольшая продолжительность жизни (до 60 лет) в развивающихся странах и странах бывшего социалистического лагеря (Евразия);
  • высокая детская смертность от недоедания и болезней, которые могут быть предотвращены;
  • растущая динамика смертности от так называемых «болезней цивилизации» (сердечно-сосудистые заболевания, хронические заболевания легких и т.д.) и заболеваний с неинфекционной этиологией (рак, диабет и т.д.): более 36 млн человек ежегодно;
  • зависимость смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, признанной самой частой причиной смертности людей за Земле, от уровня доходов населения: свыше 80% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний приходится на страны со средним и низким уровнем дохода на душу населения;
  • растущая смертность от инфекционных заболеваний;
  • быстрое распространение СПИДа;
  • высокая смертность от эпидемии инфекционных заболеваний, которые считались уже побежденными (оспа, малярия, корь, менингит, чума, холера);
  • увеличение числа психических заболеваний (например, шизофрении);
  • рост числа суицидов (особенно, в развитых странах и странах с переходной экономикой);
  • появление новых смертоносных инфекций (лихорадка Эбола, MERS).

Среди причин глобальной проблемы здоровья и продолжительности жизни людей на планете, помимо уже названных выше, стоит отметить:

  • недоступность национальных систем здравоохранения для 1 млрд жителей Земли;
  • низкий уровень развития медицины и фармацевтики в развивающихся странах;
  • проблемы в сфере социально-экономических факторов и условий, определяющих жизненный уровень и состояние здоровья людей (условия жизни, труда и быта; реальная заработная плата; продолжительность рабочего дня; степень интенсивности труда; степень занятости; уровень и характер питания; жилищные условия; состояние и доступность медицинских услуг);
  • высокие цены на лекарственные препараты и лечение в ряде стран;
  • коммерческая, а не гуманистическая ориентация фармацевтических компаний;
  • слабая социальная политика и политика в области здравоохранения в ряде стран;
  • табакокурение, алкоголизм и наркомания;
  • ожирение в результате питания дешевыми высококалорийными продуктами (фаст-фуд) и влияния вредных пищевых добавок (ингредиенты с индексом «Е»);
  • распространение гиподинамии;
  • низкий уровень культуры отношения человека к себе и своему здоровью, гигиены и общих знаний (грамотности).

Соответственно, возможные и результативные решения в сфере глобальных проблем здоровья, продолжительности жизни и ее качества, а также здравоохранения, должны лежать в плоскости работы с причинами распространения заболеваний, снижения качества жизни и ухудшения экологии, неэффективных систем охраны здоровья и социальной политики и т.д.

Источник

Системное решение проблем охраны здоровья

Успешное решение проблемы охраны здоровья во многом зависит от ее своевременной постановки и точной формулировки, поэтому специалистам по управлению здравоохранением необходимо не только своевременно оценивать параметры, свойства и связи возникающих проблем, но и понимать их сущность. Формулирование проблемы заключается в ее определении, т.е. установлении сущности проблемы в профессиональных терминах.

Зеркальным отражением формулирования проблемы является выработка определения цели. Термин «цель» используется для того, чтобы описать результат, подлежащий достижению. Цель может принимать форму, обусловливающую достижение максимума (или минимума), величина которого еще должна быть определена, или же форму задания диапазона значений, внутри которого должно лежать решение. Принуждающие связи есть условия, ограничивающие и описывающие, как цель должна быть достигнута или измерена. Комбинация целей, устанавливающих курс, и принуждающих связей, ограничивающих цели, образует ограничение, при котором начинаются изучение и практическое решение проблемы. Ограничение есть сумма правил, руководящих принципов, определяющих границу изучаемой проблемы. Существенным является достижение совместимости цели и принуждающих связей. Без достижения согласия относительно ограничений невозможно прийти к согласию относительно решений.

Когда специалист — руководитель здравоохранения ставит условие проблемы, он устанавливает пределы ее исследования и практического решения, а следовательно, и границы ограничения. В санитарно-статистическом смысле условия могут быть определены как избыточные, противоречивые или достаточные. Условие является избыточным, если оно содержит ненужные элементы (вызывающие потери или перерасходы ресурсов). Условие может также содержать противоречие — несогласованность частей проблемы друг с другом. Достаточное условие выполняется, если принуждающие связи совместимы с целью, причем цель определена адекватно требованиям к системе охраны здоровья.

Решение проблемы определяется как деятельность, которая сохраняет или улучшает качественные характеристики функционирования системы здравоохранения, улучшения состояния здоровья населения. Сохранение, реформирование или улучшение этой системы осуществляется путем введения изменений, инноваций, повышающих эффективность использования ресурсов. Этими ресурсами являются персонал, лекарственные средства, материалы, оборудование, устройства, финансовые средства и время. Эффективность использования ресурсов может проявляться в следующих изменениях:

Читайте также:  Группа здоровья детей выделено

• повышение качества медицинских услуг;

• увеличение или уменьшение потребности в ресурсах без соответствующего изменения в стоимости и объеме предоставляемой медицинской помощи;

• уменьшение подверженности риску (врачебным ошибкам) пациентов и персонала;

• изменение некоторой относительной величины, измеряемой критериями медицинской, социальной и экономической эффективности.

Большое практическое значение имеет способность вникнуть в ситуацию, познать явление, относительно которого требуется принять решение на основе подведенного под него теоретического фундамента. Процесс принятия решений начинается с выявления конечных целей проекта (программы действий). Выявляются возможные альтернативы, т.е. разные пути достижения целей, разные методы решения каждой задачи, анализ преимуществ и недостатков каждого из них. Набор основных альтернатив имеет более широкий взгляд на совокупность всех существенных в данном случае факторов.

Описывая конечные результаты решения, определяют конечный исход, безотносительно к промежуточным исходам и альтернативам. Противоположностью решения, определяющего конечный исход, является решение, определяющее процесс. Его определение требует, чтобы проблема была разделена на составляющие, последовательно соединенные части. Такое разделение проблемы на части обеспечивает формальную перестройку ее структуры, что и позволяет найти решение.

Решения, определяющие процесс медико-санитарного обслуживания населения с учетом состояния здоровья населения, происходящих реформ в здравоохранении, нуждаются в изучении. Они наиболее ценны в приложении к крупномасштабным профилактическим программам и сложным медико-социальным проблемам, имеющим значительные риски, которые вынуждают руководство вкладывать средства только после получения тщательно обоснованного заключения. Решения составляются из нескольких частей, предшествующих друг другу в порядке их приоритета. Решение проблемы представляется как совокупность детальных процессов, связанных в логической последовательности.

Системный подход к системе здравоохранения позволяет построить объективный стандарт, помогающий определить в социально-гигиенических, медико-статистических терминах установленных критериев оптимальность требуемых отношений и перспектив развития отрасли. Совокупность выбранных критериев включает конкретные правила и принципы решений. В целом методология системного решения проблем:

• предписывает систему, которая функционально организует общий процесс решения проблемы реформирования отрасли;

• обусловливает параметры системы, которые дают структуру, необходимую для решения проблемы;

• описывает модели системы и ее возможности, позволяющие осуществлять рассмотрение альтернатив выходов процесса решения проблемы.

Качественные проблемы решаются с помощью суждений — операций, выполняемых специалистом и включающих сравнение и различение. Суждение является средством, с помощью которого формулируются знания, оценки и отношения. Процесс нахождения решения концентрируется вокруг итеративно выполняемых операций идентификации условий, целей и возможностей для решения проблемы. Результатом идентификации является их описание в терминах системных объектов (входа, процесса, выхода, обратной связи и ограничения), свойств и связей, т.е. в терминах структур и входящих в них компонентов. Если структуры и элементы условия, цели и возможности данной проблемы известны, идентификация носит характер определения количественных отношений, а проблема называется количественной. Если структура и компоненты условия, цели и возможностей известны частично, идентификация носит качественный характер, а проблема называется качественной, или слабоструктурированной.

Процесс решения представляет собой конструирование, оценку и отбор альтернатив решения проблем по критериям стоимости, времени, эффективности и возможного риска с учетом отношений между предельными значениями приращений этих величин. Выбор границ этого процесса определяется условием, целью и возможностями его реализации. Решение проблем реформирования системы здравоохранения в новых социальноэкономических условиях предполагает осуществление следующих мероприятий:

• выявление проблемы и оценка ее актуальности, определение цели и принуждающих связей, соответствующих критериев;

• анализ структуры существующей системы и определение ее сбойных элементов, ограничивающих получение заданного выхода;

• оценку веса их влияния на выходы системы;

• построение набора альтернатив и их оценку, выбор альтернатив для реализации;

• определение процесса реализации;

• согласование результата найденных решений и их реализации;

• оценивание конечных результатов.

Выбирают такие управленческие решения, которые являются лучшими по комплексу показателей для реально заданных условий: социальными, экономическими, юридическими, экологическими, политическими. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти оптимальное решение, т.е. наилучшее из всех возможных.

Системные идеи дают руководителям здравоохранения средство, позволяющее создать структуру формального подхода к решению соответствующих проблем. Если решение этих проблем может рассматриваться как цель, то системные идеи — как принуждающие связи.

Читайте также:  Восстановление репродуктивного здоровья женщины

Решение устанавливает, каким образом будет заполнен промежуток между существующим и планируемым состоянием системы здравоохранения, поэтому решение — есть такое заполнение между существующим и планируемым состояниями, которое выполняет преобразование одного

состояния системы в другое. Решение описывает различие, существующее между двумя состояниями, в терминах объектов, свойств и связей. Оно определяет способ, которым должно быть введено заполнение, чтобы получить планируемое состояние.

Стимул, который возбуждает функционирующую систему, есть вход. Подсистема же обратной связи содержит модель планируемого состояния. Эта модель порождает воздействие, заполняющее промежуток и тем самым сохраняющее функционирование системы здравоохранения в предписанных пределах. Управление с помощью обратной связи является средством, при применении которого существующее состояние выхода преобразуется в планируемое состояние выхода. Этот процесс (рис. 3) есть процесс решения проблемы.

Рис. 3.Процесс решения проблемы

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте основные условия определения цели решения проблемы.

2. Назовите условия решения проблемы.

3. Что входит в понятие «решение проблемы»?

4. Какими характеристиками определяется эффективность использования ресурсов?

5. Назовите основные составляющие процесса принятия решений.

6. Перечислите мероприятия по решению проблем реформирования системы здравоохранения в новых социально-экономических условиях.

Источник

Пути решения проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни молодежи

Дата публикации: 03.12.2013 2013-12-03

Статья просмотрена: 6222 раза

Библиографическое описание:

Афонюшкин, О. С. Пути решения проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни молодежи / О. С. Афонюшкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 397-398. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8362/ (дата обращения: 08.06.2021).

Анализируя в данной статье основные пути решения проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни молодежи в системе современного высшего образования мы установили, что в условиях развития гуманистического общества первостепенную роль играет принцип гуманизации образовательного процесса, ориентированный на обязательный учет состояния здоровья, индивидуальных особенностей каждого подростка и развитие творческой самостоятельности личности. Делается акцент на разработку и развитие комплексных программ, призванных преодолевать определенное отчуждение образования от личности подростка. Ставится задача поворота всей системы образования к уважению личности, принятию и пониманию жизненных интересов и мотивов человека. Следуя этому, в рассмотрении основных идей педагогики и психологии находит отражение гуманистическая модель здоровой личности, подчеркивающая ценность и уникальность человеческой жизни и смысла его существования. Поэтому, раскрывая понятия и категории здорового образа жизни необходимо характеризовать сущность человека как носителя здоровья. Это важно потому, что именно человек, его здоровье, его образ жизни представляет собой особое явление, обладающее рядом специфических черт.

Сама сущность здоровья характеризуется биологически направленным потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами повседневной жизнедеятельности, нормальным психо-физиологическим состоянием и социально-направленными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых). [1, С. 56]

Термин «психологическое здоровье» был включен в лексикон научной жизни И. В. Дубровиной. Рассматриваемый термин отмечает неразделимость телесного и психофизического в человеке. Всеобъемлющий портрет психологически настроенного здорового человека — это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, который познает себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Подобного рода человек берет на себя ответственность за свою жизнь, находится в постояннейшем развивающемся процессе.

Основываясь на мнении И. В. Дубровиной можно сказать, что основу социально-психологического здоровья сопоставляется полноценное психологическое развитие ребенка на всех этапах. Многие авторы имеют мнение о том, что социально-психологическое здоровье необходимо рассматривать с точки зрения духовно-нравственного богатства самой личности, ориентации на абсолютные ценности (доброту, красоту, истину).

В заключении рассматриваемого положения скажем, если личность не имеет этическо рассматриваемой базы, то невозможно говорить о его психолого-социальном здоровье. [5, С. 110]

В настоящее время становятся популярны теории использования внутреннего потенциала личности, делающие акцент, прежде всего на психосоматической обусловленности многих заболеваний и возможности с помощью психических механизмов личности быть здоровым. Так, М. С. Норбеков считает, что люди сами, собственной волей могут избавиться от болезней. По его мнению, люди теряют здоровье вследствие того, что они не ценят собственную жизнь. В этом определении важнейшим условием здоровья называется способность человека контролировать собственные психические процессы и вырабатывать волевые качества. Однако, на наш взгляд, в определении не учитываются объективные, не зависящие от человека обстоятельства.

Специфическим подходом к пониманию здоровью человека можно назвать аксиологичность в которой выделяют две тенденции. Первая из них характеризует то место, которое здоровье занимает в системе ценностей индивида, социальной групп и общества в целом (здоровье как ценность), вторая — степень осознания здоровья как ценности (ценность здоровья). Значимость аксиологического подхода для педагогики состоит в том, что он позволяет среди гуманистических ценностей выделить ценности педагогические, которые в современной педагогической науке рассматриваются как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие в роли познавательно-действующей системы, служащей опосредствующим и связывающим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. [3, С. 90]

Читайте также:  Навыки общения у детей с ограниченными возможностями здоровья

Положения формирования ЗОЖ находят отражение в социологических исследованиях, согласно которым значительная роль принадлежит социогенезу. Предполагается, что условия развития общества (научно-технический прогресс: модернизация и глобализация, информатизация и технологизация), воздействие социальной среды в связи с биологическими особенностями индивидуума («своеобразие его телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, его потребностей, задатков, способностей, специфической организации и одаренности») оказывают влияние на формирование навыка ЗОЖ.

Главным методом исследования в проводимой работе выбрана анкетная форма опроса. Она является более удобной при обрабатывании и анализе данных, и также позволяет в значительной степени сократить время сбора информации, чего бы не произошло при методе беседы или интервьюирования. Опрос был произведен в очной форме в местах потенциальной локализации молодых людей (университет, общежитие, наркоцентры). Практически все вопросы анкеты были направлены на самоощущение, самооценку здоровья респондентов и образа жизни самими учащимися. Количество опрашиваемых по анкете — 59 человек, среди них 19 юношей (30 % от общего количества респондентов) и 40 девушек (71 % соответственно).

В соответствии с конституциональными (морфофизиологическими и психофизиологическими) характеристиками, возрастом, полом, профессией, местом проживания и так далее, создается типология здорового образа жизни, то есть для каждого конкретного человека подбираются общие принципы и модели.

На соблюдение принципов здорового образа жизни оказывают влияние как субъективные, так и объективные факторы.

К субъективным факторам относится соблюдение на практике принципов здорового образа жизни отдельным человеком, семьей, группой людей, что немыслимо без физической культуры и массового спорта. [2, С. 128]

Посреди объективных факторов здорового образа жизни выделяются следующие:

— «качество окружающей среды (состояние воздуха, воды, почвы), продуктов питания, жилища, одежды;

— доступность физкультурных и спортивных комплексов и сооружений (стадионов, бассейнов, оздоровительных центров и т. д.), спортивного инвентаря и так далее».

Задачи и содержание воспитательного процесса учащейся молодежи многогранными. Главное место посреди них занимают проблемы охраны здоровья подростков и их физического воспитания, так как от эффектности разрешения указанных проблем зависит полноценное развитие подростка.

У учащейся молодежи есть всего несколько предпосылок для устойчивого формирования представлений о здоровом образе жизни:

— активным способом развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;

— заметными становятся положительного характера изменения в физическом и функциональном развитии; молодежь умеет сохранять и грамотно демонстрировать правильную осанку;

— подростки способны самостоятельным образом выполнять бытовые поручения, владеют необходимыми навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.

На физиологическое состояние учащейся молодежи значительное влияние оказывает их психологическое и эмоциональное состояние, зависящее, в свою очередь, от ментальных установок.

Поэтому автор выделяет следующие аспекты здорового образа жизни учащейся молодежи:

— аспект эмоционального самочувствия: психогигиены, умения справляться с собственными эмоциями;

— аспект интеллектуального самочувствия: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в совершенно новых обстоятельствах;

— аспект духовного самочувствия: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные конкретные жизненные цели и стремиться к ним, оптимистичный настрой.

При анализе всех рассмотренных программ воспитания и развития учащейся молодежи было показано, что главенствующее место в учебно-воспитательном процессе занимает физическое воспитание в отличие от формирования представлений учащейся молодежи о здоровом образе жизни.

1. Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра / Е. П. Митина // Начальная школа.-2006.- № 6. — С.56.

2. Ньюсом Даг.А, Терк Джуди ВанСлайк., Крукеберг Дин. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз/Пер. с нгл.-М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2001.- 628 с.

3. Ощепкова Т. Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста / Т. Л. Ощепкова // Начальная школа.-2006, -№ 8.- С.90.

4. Чернецкий А. Г. Воронежские врачи пиарят прививки. — Режим доступа: http://www. pr-life. Ru

5. Яковлева Н. В. — Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 2011. С. 110.

Источник

Adblock
detector