Социальная адаптация детей с ОВЗ
учебно-методический материал
Доклад на ШМО воспитателей отражает специфику работы с детьми с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ermakova.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка
«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнила: Ермакова Флера Мидехатовна,
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
. Да! Трудно нашим детям,
Не каждый сразу их поймет.
Вопрос тот часто задается:
«А для чего такой живет?»
А дети в том не виноваты,
Что свет их принял вот таких.
И сделать все для них должны мы,
Чтоб радостней был детский мир.
Но и среди таких детей
Полно талантливых людей:
Есть музыканты и артисты,
Певцы, ученые, юристы.
Не тот больной, кто свет не видит,
Не слышит кто морской прибой.
Не страшно быть слепым глазами,
А страшно быть слепым душой!
Основной задачей педагога в учреждении для детей с ограниченными возможностями является их социальная адаптация, социализация в обществе и развитие эмоционально-нравственной сферы.
Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.
Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать своё поведение в соответствии с главными целями деятельности. В основе становления личности ребенка, прежде всего, должно лежать гармоничное развитие во всех направлениях и сферах деятельности. Однако многолетний опыт работы с детьми позволяет сделать предположение, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность, что нередко ведет к дезадаптации. Особенно ярко это проявляется у детей с врожденными или приобретенными недостатками, например, у детей с нарушением зрения. У таких детей развитие психических функций отклоняется от нормы, поэтому особенно актуальной становится задача социальной адаптации. Развитие механизмов адаптации у детей с нарушением зрения имеет свою специфику. Зрительный дефект, имеющий различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказывается на развитии психики ребенка, на его адаптации к современному миру. Однако судьбу личности решает не сам по себе дефект, а его социальные последствия. Л.C. Выготский подчеркивал, что органический дефект вызывает «социальный вывих», т. е. недостаток зрения заставляет ребенка перейти в особую социальную позицию, когда его отношение с окружающим миром, в том числе и в семье, приобретает иную, чем у видящего окраску. В то же время существует возможность компенсации физического дефекта с помощью «культурных приемов и навыков», покрывающих, компенсирующих дефект и дающих возможность справиться с недоступными задачами новыми, другими путями.
Как уже отмечалось ранее, зрительный дефект отрицательно сказывается на развитии психики ребенка, на его адаптации к современному миру. Эмоциональная сфера детей с проблемами зрения развита достаточно слабо. Сейчас редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Многие дети с патологией развития не умеют даже улыбаться и смеяться от души, а ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и, в конечном итоге, определяют всю жизнь человека и его место в социуме, т.е. определяют его социальную адаптацию.
В данный момент существует противоречие между все более возрастающим числом детей с нарушением зрения и низким уровнем социальной адаптации и развития эмоциональной сферы.
Поэтому сегодня мы подняли актуальную для всех нас, педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями, тему. Актуальность проблемы обусловлена тем, что несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации, снижение его мобильности и контакта с окружающими. Задача педагога, в данном случае, воспитателя, заключается в том, чтобы помочь детям социализироваться, помочь пользоваться при ориентировке неполноценным зрением и другими сохранными анализаторами.
Группа, с которой я работаю – 7 «Г» класс. В группе 3 человека – Аксенов Иван, Непочатых Кирилл и Фокин Андрей. Двое имеют инвалидность по зрению, Иван – тотально слепой ребенок.
Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Социальная адаптация включает в себя:
- создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями;
- обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам;
- формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями;
- снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;
- формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.
В нашей школе-интернате дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в таких условиях способствует внеклассная работа, которая включает в себя : работу воспитателя, физкультурно-оздоровительную и кружковую работу, а также, организацию отдыха и досуга.
Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играет книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. При работе в своей группе я очень большое внимание уделяю чтению внеклассной литературы. Круг авторов и произведений очень широк: Пастернак Б.Л., Крапивин В. и др. Регулярно проводятся экскурсии в библиотеки на тематические беседы. Это музыкальные вечера, беседы по творчеству знаменитых поэтов и писателей — Цветаевой, Крылова. Принимаем участия в различных литературных конкурсах. Аксенов Иван был награжден дипломом участника ONLINE конкурса сочинений о людях – инвалидах сильных духом в рамках «Алехинских чтений». Ваня принимали участие в этом конкурсе наравне со взрослыми. Так же Иван стал призером конкурса чтецов и поэтических баталий.
Также, с ребятами активно изучаем различные социальные объекты, с которыми человек сталкивается ежедневно: банки, банкоматы, МФЦ, посещаем библиотеки, парикмахерские, продуктовые магазины и т.д.
В начале моей работы с группой имели место такие проблемы: мальчики не умели пользоваться банковской картой, не ориентировались в ценах на продукты, не могли грамотно рассчитать свой бюджет, деньги утекали как вода. Теперь они научились грамотно распределять свои средства, не покупать лишнего, ненужного. Они не только обеспечивают себя всем необходимым, но и делятся с другими ребятами, организовывают чаепития по праздникам и дням рождениям.
Для развития пространственной ориентировки и расширения кругозора проводились экскурсии по городу. Мы побывали на кожгалантерейной фабрике «Арлион», в главной православной церкви города – Уйском соборе, в Парке победы, в Троицкой местной организации Всероссийского общества слепых, в комнате боевой славы «Боевое братство». Была организована поездка в г. Челябинск в театр на спектакль «Рудольфио».
Все ребята активно занимаются в спортивной секции шоудаун. Прекрасная динамичная игра — настольный теннис для слепых, развивающая силу, ловкость, координацию движения и логическое мышление незрячего человек, приобрела много поклонников во всем мире и нашла широкое распространение в нашей школе. Во многих региональных организациях ВОС этот прекрасный метод реабилитации инвалидов по зрению уже заслужил высокую оценку. В соревнованиях по настольному теннису на кубок Челябинской области Иван занял III место и получил диплом за участие в областных соревнованиях на кубок ЧРОО «РПС Метеор». Каждый год группа 7 «Г» класса занимает призовые места в школьном празднике «День здоровья».
Большое внимание уделяется участию в кружковой деятельности, где ребята могут проявить себя, создавать что-то своими руками, наравне с видящими сверстниками. Андрей Фокин посещает кружок авиамоделирования и участвует в танцевальном коллективе «Гармония» (рук. Щеткин В.А.). Мальчики делали брошки из фетра для своих близких под руководством Якуповой JI.P., Кирилл Непочатых стал посещать театральный кружок и активно участвовать во внеурочной деятельности: принимал участие в конкурсе чтецов, исполнял роль Амура в мероприятии «Синяя птица». Так же посещает спортивную школу и плавательный бассейн, принимает участие в спортивных соревнованиях
В субботу, 10 февраля, на реке Увелька прошёл зимний спортивный праздник «Лыжня России-2018». Это самая массовая Всероссийская лыжная гонка, в которой принимают участие взрослые и дети, любители и профессионалы. Ежегодно в ней участвуют сотни человек разных возрастов — школьники, студенты, представители трудовых коллективов. В этом году в «Лыжне России» приняли участие и наши воспитанники — Фокин Андрей и Непочатых Кирилл.
Таким образом, все перечисленные методы и приемы в работе с детьми с ограниченными возможностями дают свои положительные результаты: происходит социальная адаптация ребенка с нарушением зрения. Дети лучше ориентируются в пространстве, умеют читать эмоции других людей, а значит, лучше их понимать. Также в полной мере используются сохранные анализаторы.
Необходимо продолжать эту многогранную работу по социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, в которой, несомненно, принимают участие все специалисты нашего учреждения. Спасибо за внимание!
Источник
Технологии социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Евгения Верещагина
Технологии социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Проблема включения детей с особыми образовательными потребностями в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с особыми образовательными потребностями является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умений достойно жить в нем.
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта в нашем детском саду является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.
В настоящее время остро стоит вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с особыми образовательными потребностями.
Среди детей с ОВЗ особое место занимают дети с нарушением интеллекта.
Под нарушением интеллекта понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга (наследственного или приобретенного).
Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных интересов. У детей с нарушениями развития отсутствует интерес к окружающему миру. Чаще всего дети, посещающие нашу группу не интересуются новыми играми и игрушками, выбирая уже известное, знакомое. Многие родители наших воспитанников предпочитают находиться с детьми дома, редко посещают мероприятия, общественные места, гуляют с ними. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден.
Мышление и восприятие предметов у них замедленно, фрагментарно, имеет малый объем и низкий уровень развития избирательности и дифференцированности. Для детей с нарушением интеллекта характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем.
У детей,посещающих нашу группу страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Многие дети вообще не разговаривают. В результате снижена потребность в речевом общении.
Развитие коммуникативной компетенции детей с нарушением интеллекта является для нас очень сложной и одной из самых главных задач. Важно не только научить ребенка пользоваться вербальными и невербальными средствами общения, но и понимать обращенную речь, накапливать пассивный словарный запас. Для каждого ребенка составлена индивидуальная программа по развитию речи и коммуникативных способностей.
В силу тяжести своего нарушения, дети с нарушением интеллекта забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затрудненно формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором достижения цели.
Создание оптимальных условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса, позволяющего ребенку включиться в социальную среду, активно действовать в различных ситуациях.
В своей работе мы используем моделирование реальных ситуаций и экскурсии.
Прежде, чем пойти с детьми на экскурсию, мы проводим большую предварительную подготовку, чтобы экскурсия была не только интересной, но и носила познавательный и развивающий характер.
Например, экскурсия в магазин. Мы с детьми знакомимся с профессией продавец, они знают, что такое магазин, зачем люди приходят в магазин. Я стараюсь объяснить, что в магазине ребенок не может просто взять то, что ему хочется. Объясняю детям, что для покупки продуктов нужны деньги. Во время экскурсии дети наблюдают за действиями людей, а я постоянно комментирую действия людей и продавца. Обязательно показываю на собственном примере модель поведения в магазине. Обычно я покупаю печенье в пачке или конфеты, обращая внимание детей на алгоритм действия в магазине. При посещении магазина у детей с нарушением интеллекта развиваются не только навыки ориентировки в торговом зале, приобретаются знания о назначении различных отделов, умения выбрать товар, подходящий ему по цене, но и формируются способы общения с продавцом, консультантами при необходимости помощи в выборе товара.
Экскурсии позволяют включить детей с ОВЗ в социальную среде, максимально приблизить его к естественным условиям организации жизнедеятельности.
Полученные знания мы закрепляем в сюжетно-ролевой игре «Магазин». Вместе с детьми мы выстраиваем алгоритм действий в магазине, учимся распределять роли. Таким образом, дети, зная алгоритм действий в магазине, смогут в будущем посещать его.
В дальнейшем, отработку навыков и умений, мы осуществляем через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни.
Совсем недавно, в рамках проведения конкурса «Я – исследователь» мы взяли тему для исследования «Мука –волшебница». Вместе с детьми мы учились замешивать тесто, познакомились с хлебопечкой и испекли в ней хлеб. Дети получили массу новых знаний, эмоций, положительных впечатлений. Также у многих детей обогатился словарный запас.
В своей работе мы стараемся использовать все возможности воспитанников, развить у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем мире.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания представляют собой первоначальный этап в работе по социализации детей с особыми образовательными потребностями.
В нашу группу компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом поступают дети разные как в психическом, так и физическом развитии. Это дети с проблемами в интеллектуальном развитии, дети с двигательными нарушениями разной степени выраженности; с нарушениями сенсорных систем (слуха, зрения) и речи.
Начиная посещать нашу группу многие дети не умеют пользоваться туалетом, использовать туалетную бумагу, мыть руки, умываться, самостоятельно есть и пить, ну и, конечно же, одеваться и раздеваться.
Типичным для детей с интеллектуальными нарушениями является отсутствие инициативы и самостоятельности. Многие дети боятся воды, неадекватно реагируют на действия педагога по развитию культурно-гигиенических навыков. Из-за физических дефектов развития многие дети даже не могут взять мыло в руки. Для нас главной задачей является развитие и формирование адекватного и положительного отношения ребенка к привитию культурно-гигиенических навыков. Эти же задачи ставит перед нами программа «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» Екжановой, Стребелевой и индивидуальные программы для детей с нарушением интеллекта.
Вот, как мы учим детей с нарушением интеллекта мыть руки.
На первоначальном этапе обучения достаточно, чтобы ребенок знал места хранения предметов личной гигиены, умел находить эти предметы и отличать их от других, и дать понять ребенку, что пользоваться нужно только своими.
Чтобы научить ребенка мыть руки, мы предварительно рассматриваем с ними сюжетные картинки,где изображены: как дети умываются; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой). В своей работе я использую также «живые» картинки, потешки. Рядом с умывальником у нас есть алгоритм (мнемотаблица) мытья рук, к которому мы постоянно обращаемся и место для фотографий детей, как они моют руки.
Сначала все действия по формированию культурно-гигиенических навыков провожу я сама. Очень важно постоянно проговаривать свои действия, названия предметов,сопровождать действия эмоциональным подкреплением: улыбкой, радостным настроением. То есть я комментирую каждое свое действие «Сейчас я буду мыть руки», выделяя голосом словосочетание «мыть руки». «Я открываю кран»— сопровождаю свои действия словами и тд.
На начальном этапе мы моем руки вместе с ребенком, т. е. я мою руки ребенка своими руками. Все свои действия я комментирую и повторяю по несколько раз. Использую эмоциональное подкрепление- рассматриваем пузыри, нюхаем пену, смотрим,как пенка исчезает. Чтобы ребенок быстрее запомнил место для своего полотенца, на шкафчик мы наклеиваем яркую предметную картинку и все время обращаемся к ней. «Вот твое полотенце – рыбка», «Где весит твое полотенце? Вот, где рыбка».
В дальнейшей работе, я постепенно отстраняюсь от детей. Т. е. мы можем вместе с ребенком взять мыло и начать намыливать и в процессе намыливания я постепенно прекращаю свои действия, давая ребенку возможность к самостоятельным действиям.
Приобщая ребенка к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями. Провожу дидактические игры с игровым персонажем, например — Неумейка. Неумейка появляется с грязными руками, предлагаю детям помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.); затем мы учим персонажа делать «мыльные перчатки».
Обязательно проводим серию сюжетно-ролевых игр «Помоем ручки Маше», «Маша гуляла- ручки замарала», «Купание малыша». В нашей группе есть интерактивная кукла, которая произносит фразы для стимуляции и организованной последовательности детей мытью рук.
В играх с куклами у ребятишек формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества — заботливое отношение к партнеру по игре — кукле, которое переносится затем на сверстников.
Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении культурно-гигиенических навыков, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и в личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его успешную социализацию.
Формирование у детей с особыми образовательными потребностями умений и навыков- это сложный и кропотливый процесс,над которым работает весь коллектив нашей группы: воспитатели, помощники воспитателя, учитель-дефектолог, педагог- психолог. И только тесное сотрудничество и взаимопомощь всех специалистов способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для успешной социализации их в общество.
Источник