ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ
Право на возмещениеущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушениемзакреплено в ст.42 Конституции РФ. Закон “Об охране окружающей среды” (ст. 77-79) и Гражданский кодекс РФ (ст.1064, 1082) конкретизируют данное положение.
Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систе и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.
Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.
Возмещение вреда здороью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественной организации в интересах потерпевшего.
Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления – за счет средств соответствующих государственных экологических фондов.
Факторы, учитываемые при определении величины вреда здоровью граждан
— степень утраты трудоспособности потерпевшего;
— необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья;
— затраты на уход за больным;
— иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности;
— потери, связанные с моральными травмами.
Вред, причиненный имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, подлежит возмещению в полном объеме.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ И ВЫПОЛНЕНИИ ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» определенные экологические требования должны выполняться при размещении, проектировании, строительстве, реконструкция, вводе в эксплуатацию и при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов.
При строительстве объекта обязательны следующие требования:
— строительство разрешается только по проекту, прошедшему экологическую экспертизу;
— ведение строительных работ до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре запрещается;
— при ведении строительных работ должны соблюдаться меры по охране природы;
— при нарушении требований по охране природы в период ведения строительных работ производится их приостановка с одновременным прекращением финансирования этих работ учреждением соответствующего банка.
При вводе в эксплуатацию:
— ввод объекта в эксплуатацию осуществляется только при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований;
— запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями по охране природы и без завершения запроектированных работ по охране природы.
При эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности:
— предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать меры и соблюдать установленные нормативы по сохранению окружающей природной среды;
— выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускается на основе разрешения, выданного специальным, уполномоченным на то органом РФ в области охраны окружающей природной среды;
-до перехода на нормативы ПДК и ПДС могут быть установлены временно согласованные нормативы (лимиты) выбросов и сбросов с одновременным утверждением плана снижения объемов выбросов или сбросов до предусмотренных предельных нормативов;
— нарушение требований по охране окружающей природной среды ведет за собой приостановку и даже прекращение деятельности предприятий и организаций по предложению специальных уполномоченных на то органов РФ в области охраны окружающей природной среды с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждением банка;
— перепрофилирование деятельности предприятий и организаций производится только по согласованию с органами РФ в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Экологическая экспертиза – самостоятельный вид экологического контроля. Основные принципы и задачи экологической экспертизы отражены в Законах РФ «Об экологической экспертизе» и «Об охране окружающей среды». Экологическая экспертиза выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний, имеет предупредительное значение, так как совершается до начала вредной деятельности. Различают государственную, общественную и иные виды экологических экспертиз.
Для определения соответствия предприятий и организаций требованиям экологически безопасного воздействия на окружающую природную среду все они должны проходить государственную экологическую экспертизу.Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномоченным органом, ее выводы обладают силой надведомственного документа, обязательного для исполнения.
Цель экспертизы — проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности предприятия, организации и т. д. экологической безопасности общества, и предупреждение возможных неблагоприятных воздействий любой деятельности на окружающую природную среду.
Задачи – обеспечение государственного экологического контроля, оценка степени опасности.
Принципы — презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность проведения экспертизы, научная обоснованность, законность выводов, независимость, вневедомственность, гласность, участие общественности, ответственность и платность.
Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик, исполнитель, потребитель. Заказчиком является властная государственная структура. Исполнителем обычно являются НИИ либо самостоятельная комиссия. Потребителями считаются предприятие, учреждение, объекты или документы, которые стали предметом экспертного анализа.
Объектами государственной экологической экспертизы являются все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намеченным к реализации на территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экономические обоснования лицензий и сертификатов.
Перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, установлен в Положении 1993 г.
Эколого-экспертный процесс включает пять стадий: назначение экспертизы; сбор, обобщение, оценка информации; формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности; представление заключения экспертизы и утверждение его руководителем; разрешение споров.
Лица и организации, не согласные с заключением экспертной комиссии, вправе обратиться с жалобой в орган, который назначил экспертизу, в вышестоящий орган, прокуратуру или суд, которые в необходимых случаях отменят решение комиссии.
Экспертиза может быть одобрена, отклонена или отправлена на доработку.
Кроме государственной существуют и другие виды экспертиз – общественная, научная и др., которые проводятся обычно на добровольной основе и носят рекомендательный или информационный характер.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Экологический контроль — одно из проявлений экологической функции государства и одновременно — составная часть механизма реализации эколого-правовых норм. Основные принципы и задачи экологического контроля отражены в Законе «Об охране окружающей среды» (ст.64-69). Экологический контроль – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Цель контроля — охрана природной среды путем предупреждения и устранения правонарушений.
Задачи экологического контроля: проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
Формы экологического контроля: информационная — сбор и обобщение экологической информации с целью принятия предупредительных или иных мер; предупредительная, направленная на предотвращение наступления вредных последствий; карательная — выражается в применении мер государственного принуждения.
Методы экологического контроля: наблюдение за объектом контроля, проведение проверок соблюдения законодательства, предупреждение или принятие ограничительных и иных мер к нарушителю. Система экологического контроля включает четыре вида:
1) государственный экологический контроль;
2) муниципальный экологический контроль;
3) производственный экологический контроль;
4) общественный экологический контроль.
Государственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Должностные лица государственного контроля обладают широкими полномочиями.
Муниципальный контроль проводится как правило на территории муниципального образования.
Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятия.
Общественный контроль осуществляется общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ
Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит представляет собойпредпринимательскую деятельностьаудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг.
Экологический аудит — это предпринимательская деятельность по осуществлению независимых вневедомственных мероприятий (обязательных или инициативных), проводимых на основе договора и заключающихся в сборе и оценке информации о финансовом положении аудируемого предприятия, выполнения им требований экологического законодательства, реализации им планов природоохранной деятельности, обеспечения экологической безопасности и имеющих своим результатом мнение аудитора о правильности ведения учета и достоверности бухгалтерской отчетности по платежам за природопользование и загрязнение окружающей природной среды; соответствия нормативов природоохранной деятельности предприятия его экологическому паспорту (или декларации безопасности промышленного объекта). При этом необходимо документирование аудиторских проверок на основе правил (стандартов аудиторской деятельности).
Принципы экологического аудита: поддержка экологического аудита и реагирования на его результаты со стороны руководства предприятия; независимость функций экологического аудита по проверяемой деятельности; обоснованный подбор аудиторов; определенность целей, сроков, ресурсов и периодичности экологического аудита; адекватность сбора, анализа, интерпретации и документирования результатов целям аудирования; наличие процедур, обеспечивающих беспристрастное, четкое и ясное изложение результатов экологического аудирования в заключении; наличие процедур, гарантирующих качество экологического аудита и конфиденциальность информации; презумпция потенциальной экологической опасности хозяйственной и иной деятельности; ответственность аудитора.
Задачи экологического аудита:
1) обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
2) определение приоритетов и планирование природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
3) повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;
4) снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
Экологическое аудирование может проводиться на уровнях: государственных структур; транснациональных корпораций; отрасли (структурное — оценивается соответствие общему экологическому курсу отрасли; проблемное — аудит состояния решения конкретной экологической проблемы отрасли); территории (региона); предприятия.
Экологический аудит может быть обязательным и инициативным. Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Инициативный экологический аудит проводится по решению субъекта хозяйственной деятельности.
Выбор организации, привлекаемой для проведения экологического аудита, осуществляется заказчиком работ.
Источник
Возмещение вреда, причиненного окружающей среде
В силу ст. 42 Конституции РФ каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Возложение на лицо, причинившее вред окружающей среде обязанности по его возмещению в полном объеме, является одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права граждан на ее благоприятное состояние.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.
Согласно п. 1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
С требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, а также органы местного самоуправления.
В силу ст. 1082 Гражданского Кодекса РФ, ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Срок исковой давности по искам о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды составляет двадцать лет.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Источник