Меню

Возмещение вреда причиненного здоровью осужденного

Возмещение осужденным вреда, причиненного нарушением их прав администрацией исправительных учреждений

С. Акимов, прокурор управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры РФ.

В Генеральную прокуратуру Российской Федерации на протяжении последних трех лет поступают все копии актов прокурорского реагирования в связи с выявляемыми нарушениями законов в исправительных учреждениях. Обобщение представлений и протестов прокуроров позволяет сделать вывод о распространенности нарушений прав осужденных. Показательно, что внесением представления завершается практически каждая вторая прокурорская проверка. В них отражаются наиболее серьезные нарушения законов. Другие, как правило, устраняются прокурорами непосредственно в ходе проверок.

Анализ прокурорских представлений нам показывает, что наиболее распространенные нарушения прав осужденных со стороны администрации ИУ — несоблюдение норм закона о материально-бытовом обеспечении, нарушение трудовых прав и требований закона об охране здоровья и медико-санитарном обеспечении, которые составляют соответственно 27,8%, 26,5% и 17,3% от всех выявленных нарушений.

В этой связи следует отметить, что в течение ряда последних лет фактическая наполняемость ИУ по стране ниже установленного для них лимита. В то же время именно несоблюдение норм жилой площади — наиболее распространенное нарушение права осужденных на материально-бытовое обеспечение практически повсеместно. Такое положение можно объяснить серьезными недостатками в организации исполнения наказания территориальным и федеральным органами УИС.

Представляется, что этой же причиной объясняются и многие нарушения трудовых прав осужденных (наряду с таким немаловажным фактором, как разрушение в постсоветский период достаточно развитой системы производства в исправительных учреждениях).

Значительная распространенность нарушений права осужденных на охрану здоровья и медико-санитарное обеспечение (отсутствие или нехватка медицинского оборудования, медицинских препаратов и медицинского персонала, несоблюдение санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований и др.) вызвана прежде всего недостаточным финансированием из федерального бюджета.

Следует отметить, что, по мнению 71,9% опрошенных нами прокуроров по надзору за соблюдением законов в ИУ (спецпрокуроров), в настоящее время в ИУ заметна тенденция к сокращению количества нарушений прав осужденных, но 28,1% респондентов полагают, что положение не изменяется или даже ухудшается.

Такое соотношение оценок экспертов позволяет сделать вывод о действительно имеющих место позитивных изменениях в деятельности УИС, происходящих в последние годы. В то же время утверждение каждого четвертого спецпрокурора об отсутствии прогресса в этой области свидетельствует о необходимости наращивания усилий по защите прав осужденных.

Сами осужденные чаще всего жалуются на грубое обращение со стороны персонала ИУ (16,2%), несоблюдение права на охрану здоровья и медико-санитарное обеспечение (14,1%), на трудности с направлением предложений, заявлений, ходатайств и жалоб (12,5%), а также на незаконное применение физической силы, специальных средств и оружия (12%).

Анализ полученных данных позволяет говорить о наличии как объективных, так и субъективных причин таких нарушений.

Значительное количество сообщений осужденных о нарушении права на вежливое обращение со стороны персонала ИУ и незаконное применение физической силы, спецсредств и оружия подтверждают тезис о том, что в ИУ продолжается противостояние осужденных и сотрудников администрации, которое достаточно часто сопровождается различного рода злоупотреблениями со стороны последних. Учитывая, что этот фактор во многом носит субъективный характер, следует, видимо, сделать вывод о необходимости принятия серьезных мер, в первую очередь по совершенствованию кадровой и воспитательной работы среди сотрудников УИС, включающей в том числе повышение уровня их правосознания.

С другой стороны, нарушения права на охрану здоровья и медико-санитарное обеспечение вызваны преимущественно объективными причинами. Этот вывод, в частности, подтверждается тем, что ни одно из представлений, поступивших в Генеральную прокуратуру России в 2003 — 2005 гг. из прокуратур субъектов Федерации, не содержало фактических данных об умышленном нарушении сотрудниками УИС прав осужденных на охрану здоровья, медико-санитарное либо материально-бытовое обеспечение. Эти нарушения могут быть устранены прежде всего путем принятия государством соответствующих мер.

Вместе с тем должностные лица УИС не всегда достаточно активно используют возможности взаимодействия с органами местного самоуправления, предпринимателями, общественными организациями, в том числе для обеспечения права осужденных на охрану здоровья и соблюдение медико-санитарных условий.

Каких-либо объективных препятствий для устранения нарушений права осужденных на направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб нет. Органы, осуществляющие ведомственный контроль, и органы прокуратуры должны, используя свои полномочия, добиваться строгого соблюдения требований законов и подзаконных нормативных актов сотрудниками администрации ИУ.

Как показывает опрос осужденных, многие из них даже не осознают того, что те или иные их права нарушаются. Это говорит о том, что они не только плохо осведомлены о предоставленных им законодательством правах и возможностях их реализации, но и ненадлежащим образом информируются об этом администрацией ИУ. Они более обеспокоены так называемой «человеческой» составляющей правоотношений, возникающих в процессе отбывания наказания.

Проблема нарушений прав осужденных не исчерпывается внесением прокурором представления и наказанием виновных должностных лиц.

Любое нарушение прав, как известно, приносит гражданину вред морального и (или) материального характера. Вследствие этого он вправе требовать соответствующей компенсации. Нарушение прав осужденных — одна из разновидностей вреда, однако эта проблема до настоящего времени ни в законодательстве, ни на практике разрешения не получила.

Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц, закреплено как в российском (ст. 53 Конституции и др.), так и в международном (ст. 8 Всеобщей декларации прав человека и др.) законодательстве. Регулирование оснований, условий и порядка возмещения вреда осуществляется гражданским законодательством.

Под вредом в ГК РФ понимается материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего и (или) умалении нематериального блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т.п.). Объем возмещения по общему правилу должен быть полным, т.е. компенсируется не только реальный ущерб и упущенная выгода (материальный ущерб), но и моральный (нематериальный) вред (ст. ст. 15, 151, 1099 — 1101 ГК РФ).

Законом предусмотрены три случая, когда гражданин может претендовать на возмещение вреда, причиненного государственным органом или должностным лицом. В первом случае подлежит возмещению вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (ст. 1069 ГК).

Во втором случае вред возмещается в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста (ч. 1 ст. 1070).

Читайте также:  Только мысли определяют наше здоровье

В третьем случае вред возмещается при установлении нарушения закона органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекшего последствий, связанных с незаконным осуждением, привлечением к уголовной ответственности или лишением свободы (ч. 2 ст. 1070). В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей» закреплен принцип возмещения государством вреда гражданину в полном объеме, независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Таким образом, норму, закрепляющую возмещение вреда гражданину, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (ст. 1069 ГК), следует рассматривать в качестве общей, а нормы, закрепляющие такое же возмещение вреда в результате незаконных действий правоохранительных органов и суда (ч. ч. 1, 2 ст. 1070), — в качестве специальных.

Следует также отметить, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (ст. 1100 ГК).

Основания и порядок возмещения вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, регламентирует гл. 18 УПК РФ. В ней закреплено право на реабилитацию, выражающееся в возмещении имущественного вреда, устранении последствий морального вреда и восстановлении во всех правах любого лица, незаконно подвергнутого мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу. Возникновение такого права у осужденного предусмотрено лишь при полной или частичной отмене вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 27 УПК (п. 4 ч. 2 ст. 133 УПК).

В то же время в период отбывания наказания осужденный может быть водворен в штрафной изолятор, переведен в помещение камерного типа или одиночную камеру, единое помещение камерного типа. В этих штрафных помещениях он вынужден в связи с рядом ограничений, предусмотренных законом, претерпевать порой более суровые моральные и физические лишения, чем подозреваемый, обвиняемый или подсудимый, в том числе и содержащиеся в следственных изоляторах. Об актуальности этой проблемы, в частности, свидетельствует тог факт, что в 2005 г. прокурорами освобождено из штрафных помещений около 700 незаконно водворенных осужденных (два-три года назад этот показатель был вдвое выше).

Очевидно, что многие из этих осужденных желают получить от государства компенсацию причиненного материального и морального ущерба. Материальный ущерб в таком случае может выражаться в лишении возможности трудиться на прежней, более высокооплачиваемой работе, а также получать посылки, передачи, бандероли и т.п. Размер морального ущерба зависит от субъективной оценки пострадавшего. Однако ни уголовно-исполнительным, ни гражданским законодательством вообще не закреплено право осужденных на возмещение вреда, причиненного незаконным применением мер взыскания или каким-либо другим нарушением закона.

Видимо, поэтому осужденные предпочитают с такими жалобами обращаться в Европейский суд по правам человека, который все чаще признает справедливыми требования о компенсации вреда, причиненного нарушением их прав в период отбывания наказания. В этой связи создание действенных правовых и организационных механизмов возмещения ущерба в российском законодательстве должно стать приоритетной задачей, поскольку такие решения Европейского суда наносят не только урон авторитету России на международной арене, но и влекут выплату потерпевшим значительных материальных средств за счет налогоплательщиков.

Ни одному из опрошенных нами прокурорских работников, осуществляющих надзор за законностью исполнения уголовных наказаний, не известны случаи обращения осужденных в какие-либо государственные органы с требованиями о компенсации вреда, причиненного в результате незаконного водворения в штрафные помещения. При этом подавляющее большинство опрошенных прокурорских работников (85%) высказались за закрепление такого права в отраслевом законодательстве по аналогии с уголовно-процессуальным. Такое же количество респондентов поддержали предложение закрепить в законе возможность возмещения осужденным материального ущерба, а около половины (43,5%) сочли возможным в качестве компенсации за незаконное водворение в штрафные помещения сокращать им в судебном порядке срок наказания. Прокурорские работники также единогласно высказались за необходимость включения в закон нормы о принесении им администрацией ИУ официальных извинений.

В этой связи полагаем целесообразным, во-первых, включить в перечень государственных органов, за незаконные действия которых государство возмещает причиненный гражданину вред (ст. 1070 ГК), учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания. Во-вторых, по аналогии с гл. 18 УПК закрепить в УИК РФ право осужденных как на возмещение имущественного (прямые убытки и упущенная выгода) и морального ущерба, так и восстановление их во всех правах, в которых они были поражены в результате незаконного применения мер взыскания.

Такой подход соответствует и Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, рекомендующей включать в национальные законы нормы, запрещающие злоупотребление властью и предусматривающие средства защиты для жертв таких злоупотреблений. В число таких средств следует, в частности, включить право на реституцию и (или) компенсацию и необходимую материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь и поддержку.

Помимо прочего закрепление в законодательстве права осужденных на компенсацию причиненного вреда за незаконное применение мер взыскания будет носить значительный упреждающий эффект, способствуя принятию администрацией ИУ законных и обоснованных решений, существенному сокращению нарушений прав осужденных и, соответственно, их обращений в Европейский суд по правам человека.

Цели предупреждения случаев незаконного водворения в штрафные помещения также могло бы служить дополнение УИК РФ нормой, обязывающей начальника ИУ при водворении осужденных в ШИЗО, переводе в ПКТ, одиночную камеру и ЕПКТ незамедлительно ставить об этом в известность надзирающего прокурора, который по объективным причинам не всегда может своевременно выявлять и устранять нарушения прав осужденных. Установление такого правила позволит максимально сократить количество случаев, когда прокурор узнает о нарушенном праве уже после того, как осужденный отбудет в штрафном помещении незаконное взыскание.

Источник

Возмещение вреда причинённого здоровью осуждённого к лишению свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:51, курсовая работа

Читайте также:  Крокус сити женское здоровье
Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть возмещение вреда причинённого жизни или здоровью осуждённых к лишению свободы.
Задачи курсовой работы: 1) изучить правовые основы возмещения вреда причинённого жизни или здоровью осуждённых к лишению свободы; 2) рассмотреть порядок возмещения вреда причинённого жизни или здоровью осуждённых к лишению свободы; 3) показать выплаты осуществляемые всвязи с привлечением вреда причинённого жизни или здоровью осуждённых к лишению свободы.

Оглавление

Введение. 3
1.Правовые основы возмещения вреда жизни и здоровью осуждённых к лишению свободы. 5
2.Возмещение вреда причинённого здоровью осуждённого к лишению свободы. 13
2.1.Виды обеспечения по социальному страхованию осужденных к лишению свободы. 13
2.2.Установление степени утраты профессиональной трудоспособности. 16
2.3.Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету. 17
2.4.Порядок возмещения вреда, причиненного здоровью в местах лишения свободы. 19
2.5.Возмещение вреда, причиненного смертью осужденного. 22
Заключение. 27
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

КУР.РАБ Возмещение вреда.docx

Острые профессиональные заболевания (отравления), в отношении которых имеются основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежат расследованию в соответствии с «Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 967.

2.4. Порядок возмещения вреда, причиненного здоровью в местах лишения свободы

Анализируя всю совокупность деликтных правоотношений, можно приёти к выводу о том, что обязательства вследствие причинения вреда с участием осужденных к лишению свободы можно разграничить на следующие: 1) возмещение вреда, причиненного преступлением; 2) материальная ответственность осужденного за ущерб, причиненный ИУ и (иди) третьим лицам в период отбывания наказания; 3) возмещение вреда, причиненного осужденному исправительным учреждением и (или) третьими лицами. 18

В данной работе мы рассматриваем возмещение вреда причинённого жизни или здоровью осуждённых. Обязательство по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, возникает при наличии общих условий гражданско- правовой ответственности. Нарушение этих абсолютных личных неимущественных прав является противоправным. Право на возмещение вреда возникает, если он действительно понесен (к примеру, если повреждение здоровья не повлекло утрату трудоспособности, оснований для компенсации заработка нет). Вина причинителя вреда презюмируется. Что касается причинной связи, то в указанных правоотношениях необходимо доказать ее наличие, во-первых, между действиями причинителя и повреждением здоровья (смертью) и, во-вторых, между повреждением здоровья и возникшими имущественными потерями (утратой заработка, необходимостью нести расходы на лечение и др.).
На требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, исковая давность не распространяется. Однако требования, предъявленные по истечении 3 лет с момента, когда у лица возникло право на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска (ст. 208 ГК).

Вред, причиненный здоровью, во-первых, складывается из утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел или определенно мог иметь, и дополнительно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья (п. 1 ст. 1085 ГК). Возмещению подлежит не только фактически не полученное вознаграждение за труд, но и заработок, который потерпевший определенно мог иметь, если бы не был причинен вред его здоровью.

Поскольку возмещение вреда преследует цель защиты имущественных интересов потерпевших, закон не допускает уменьшение его размера за счет пенсии, назначенной потерпевшему (в том числе и по инвалидности), пособий и иных подобных выплат, которые назначены как до, так и после причинения вреда. В счет возмещения вреда также не допускается засчитывать заработок (доход), который будет получен потерпевшим после повреждения здоровья (п. 2 ст. 1085 ГК). 19

Вред может быть причинен непосредственно осужденному со стороны ИУ во время отбывания наказания. Различают несколько разновидностей ответственности ИУ. Первая возникает при причинении осужденному вреда в связи с производственно-хозяйственной деятельностью. В случаях же причинения вреда в результате действий должностных лиц в области административного управления, когда они являются противоправными, а также при причинении осужденному вреда в результате процессуальных действий в сфере дознания, вопросы ответственности решаются по нормам ст. 1069 и ст. 1070 ГК РФ.

Чаще всего эти вопросы связаны с заражением такими заболеваниями как туберкулез, гепатиты «В» и «С», ВИЧ-инфекция, с получением увечья. Действующим законодательством предусматривается судебный порядок разрешения подобных вопросов.

Согласно ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно- гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Кроме того, в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, — лечебные исправительные учреждения. 20

Исходя из вышеуказанной нормы УИК РФ, а также положений статей 1064, 1069 Гражданского кодекса РФ одним из ответчиков по иску о возмещении вреда, причиненного здоровью во время отбывания наказания, будет являться администрация исправительного учреждения либо лечебное учреждение в зависимости от того, где и при каких обстоятельствах был причинен вред.

Обращение в суд предполагает наличие письменного заявления, в котором необходимо отразить состояние здоровья до и после предполагаемого момента заражения, а также причинно-следственную связь между предполагаемой причиной расстройства здоровья и вредными последствиями. Также необходимо описать и действия сотрудников исправительного учреждения либо лечебного учреждения, которые могли сыграть определенную роль. Кроме того, исковое заявление о возмещении вреда, причиненного здоровью, может быть подано и в том случае, если вред был причинен вследствие неправильного назначения лечения, что повлекло за собой ухудшение состояния здоровья. При подаче искового заявления необходимо помнить о том, что оно должно быть обеспечено доказательствами.

Для определения размера компенсации морального вреда можно использовать следующие критерии, определенные законодателем. Исходя из положений Гражданского кодекса (ст.151 и 1101) и постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 можно выделить следующие условия, в соответствии с которыми суд определяет размер компенсации морального вреда, а именно: 21

— степень вины нарушителя (хотя ст.1100 ГК РФ предусматривает основания компенсации морального вреда и независимо от вины);

— степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред;

— характер физических и нравственных страданий, оцениваемый судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего;

Читайте также:  Проблема нормы психического здоровья

— требования разумности и справедливости;

— иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Помимо указанных в законодательстве критериев, которые определяют размер компенсации морального вреда, должны учитываться также:

— индивидуальные (психологические, физические и социальные) особенности человека, который причинил вред, и потерпевшего;

— длительность отрицательного воздействия на потерпевшего;

— культурные, религиозные и прочие нравственные особенности человека, который причинил вред, и потерпевшего.

Во второй части ГК РФ подробно урегулирован порядок определения объема и характера возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан. Согласно ст. 1085 при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежат утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь. Также возмещаются дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе: расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовка к другой профессии.

Дополнительно понесенные расходы возмещаются только при условии, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и уходе (это определяется, как правило, заключениями медико-социальных экспертных комиссий) и не имеет права на их бесплатное получение.

При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, другие пенсии, пособия, выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда. Не засчитывается в счет возмещения вреда и заработок, получаемый потерпевшим после повреждения здоровья. Объем и размер компенсации вреда, причитающейся потерпевшему, может быть увеличен законом или договором (ст. 1085 ГК РФ).

2.5. Возмещение вреда, причиненного смертью осужденного

Причинение вреда может привести к смерти потерпевшего. В этом случае гражданское законодательство оперирует возможностью возмещения вреда лицам, которых он содержал или должен был содержать и которые в связи с его смертью утратили кормильца. Они и становятся кредиторами в деликтном обязательстве. 22 В круг таких лиц включаются (п. 1 ст. 1088 ГК): а) нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; б) ребенок умершего, родившийся после его смерти; в) один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе. Причем если в период постороннего ухода такое лицо стало нетрудоспособным, оно сохраняет право на возмещение вреда после окончания ухода; г) лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение 5 лет после его смерти.

Под нетрудоспособными лицами в ст. 1088 ГК понимаются: а) несовершеннолетние в возрасте до 18 лет; б) лица старше 18 лет, обучающиеся по очной форме; в) инвалиды; г) лица, достигшие пенсионного возраста (женщины — с 55 лет, мужчины — с 60 лет). Членами семьи являются лица, связанные родством и (или) совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. Иждивенцами умершего во всех случаях являются его несовершеннолетние дети, а факт иждивения иных лиц подлежит доказыванию ими и устанавливается судом. В Федеральном законе № 125-ФЗ не раскрывается понятие иждивения. В нем указано лишь на то, что право на получение страховых выплат имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего. Как представляется, в данном случае также необходимо применять норму Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым состоявшими на иждивении считаются граждане, которые находились на полном содержании умершего или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. 23

Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного сами имели заработок, если часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию.

Круг граждан, которые не состояли на иждивении застрахованного, но имели право на получение от него содержания ко дню смерти, установлен Семейным кодексом РФ. При решении этого вопроса значение имеют брачные или определенные родственные отношения.

Согласно п. 2 ст. 1088 ГК вред возмещается: несовершеннолетним — до 18 лет, учащимся старше 18 лет — до окончания учебы, но не более чем до 23 лет; женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет — пожизненно; инвалидам — на срок инвалидности; одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, — до достижения ими 14 лет либо до изменения состояния здоровья.

Размер возмещения определяется долей заработка или иного дохода потерпевшего, которую он получали или имели право получать при его жизни. При этом учитывается доля, приходящейся на самого умершего, а также доли трудоспособных членов его семьи, которые находились на иждивении потерпевшего, но не имеют права на получение возмещения вреда по случаю потери кормильца. В размер возмещения не засчитываются пенсии, назначавшиеся иждивенцам до и после смерти кормильца, а также их заработок, стипендия и другие доходы (п. 2 ст. 1089 ГК).

При определении размера среднего заработка умершего применяются правила ст. 1086 ГК, но при этом в состав такого заработка включаются получаемые им при жизни пенсии, пожизненное содержание и иные доходы.
Возмещение каких-либо дополнительных расходов, связанных со смертью кормильца, закон не предусматривает. Особую категорию составляют необходимые расходы на погребение, которые причинитель должен возместить помимо вреда, вызванного потерей кормильца (ст. 1094 ГК). 24

Выплата возмещения вреда жизни или здоровью, как правило, производится ежемесячными платежами; однако суд при наличии уважительных причин и с учетом возможностей причинителя может присудить единовременный платеж, но за период не более 3 лет (п. 1 ст. 1092 ГК). Выплата дополнительных расходов зависит от их характера и может быть как единовременной, так и носить характер периодических платежей, в том числе не только за истекший период, но и на будущее время.

Источник

Adblock
detector