ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ
Право на возмещениеущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушениемзакреплено в ст.42 Конституции РФ. Закон “Об охране окружающей среды” (ст. 77-79) и Гражданский кодекс РФ (ст.1064, 1082) конкретизируют данное положение.
Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систе и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.
Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.
Возмещение вреда здороью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественной организации в интересах потерпевшего.
Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления – за счет средств соответствующих государственных экологических фондов.
Факторы, учитываемые при определении величины вреда здоровью граждан
— степень утраты трудоспособности потерпевшего;
— необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья;
— затраты на уход за больным;
— иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности;
— потери, связанные с моральными травмами.
Вред, причиненный имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, подлежит возмещению в полном объеме.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ И ВЫПОЛНЕНИИ ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» определенные экологические требования должны выполняться при размещении, проектировании, строительстве, реконструкция, вводе в эксплуатацию и при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов.
При строительстве объекта обязательны следующие требования:
— строительство разрешается только по проекту, прошедшему экологическую экспертизу;
— ведение строительных работ до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре запрещается;
— при ведении строительных работ должны соблюдаться меры по охране природы;
— при нарушении требований по охране природы в период ведения строительных работ производится их приостановка с одновременным прекращением финансирования этих работ учреждением соответствующего банка.
При вводе в эксплуатацию:
— ввод объекта в эксплуатацию осуществляется только при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований;
— запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями по охране природы и без завершения запроектированных работ по охране природы.
При эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности:
— предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать меры и соблюдать установленные нормативы по сохранению окружающей природной среды;
— выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускается на основе разрешения, выданного специальным, уполномоченным на то органом РФ в области охраны окружающей природной среды;
-до перехода на нормативы ПДК и ПДС могут быть установлены временно согласованные нормативы (лимиты) выбросов и сбросов с одновременным утверждением плана снижения объемов выбросов или сбросов до предусмотренных предельных нормативов;
— нарушение требований по охране окружающей природной среды ведет за собой приостановку и даже прекращение деятельности предприятий и организаций по предложению специальных уполномоченных на то органов РФ в области охраны окружающей природной среды с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждением банка;
— перепрофилирование деятельности предприятий и организаций производится только по согласованию с органами РФ в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Экологическая экспертиза – самостоятельный вид экологического контроля. Основные принципы и задачи экологической экспертизы отражены в Законах РФ «Об экологической экспертизе» и «Об охране окружающей среды». Экологическая экспертиза выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний, имеет предупредительное значение, так как совершается до начала вредной деятельности. Различают государственную, общественную и иные виды экологических экспертиз.
Для определения соответствия предприятий и организаций требованиям экологически безопасного воздействия на окружающую природную среду все они должны проходить государственную экологическую экспертизу.Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномоченным органом, ее выводы обладают силой надведомственного документа, обязательного для исполнения.
Цель экспертизы — проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности предприятия, организации и т. д. экологической безопасности общества, и предупреждение возможных неблагоприятных воздействий любой деятельности на окружающую природную среду.
Задачи – обеспечение государственного экологического контроля, оценка степени опасности.
Принципы — презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность проведения экспертизы, научная обоснованность, законность выводов, независимость, вневедомственность, гласность, участие общественности, ответственность и платность.
Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик, исполнитель, потребитель. Заказчиком является властная государственная структура. Исполнителем обычно являются НИИ либо самостоятельная комиссия. Потребителями считаются предприятие, учреждение, объекты или документы, которые стали предметом экспертного анализа.
Объектами государственной экологической экспертизы являются все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намеченным к реализации на территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экономические обоснования лицензий и сертификатов.
Перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, установлен в Положении 1993 г.
Эколого-экспертный процесс включает пять стадий: назначение экспертизы; сбор, обобщение, оценка информации; формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности; представление заключения экспертизы и утверждение его руководителем; разрешение споров.
Лица и организации, не согласные с заключением экспертной комиссии, вправе обратиться с жалобой в орган, который назначил экспертизу, в вышестоящий орган, прокуратуру или суд, которые в необходимых случаях отменят решение комиссии.
Экспертиза может быть одобрена, отклонена или отправлена на доработку.
Кроме государственной существуют и другие виды экспертиз – общественная, научная и др., которые проводятся обычно на добровольной основе и носят рекомендательный или информационный характер.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Экологический контроль — одно из проявлений экологической функции государства и одновременно — составная часть механизма реализации эколого-правовых норм. Основные принципы и задачи экологического контроля отражены в Законе «Об охране окружающей среды» (ст.64-69). Экологический контроль – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Цель контроля — охрана природной среды путем предупреждения и устранения правонарушений.
Задачи экологического контроля: проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
Формы экологического контроля: информационная — сбор и обобщение экологической информации с целью принятия предупредительных или иных мер; предупредительная, направленная на предотвращение наступления вредных последствий; карательная — выражается в применении мер государственного принуждения.
Методы экологического контроля: наблюдение за объектом контроля, проведение проверок соблюдения законодательства, предупреждение или принятие ограничительных и иных мер к нарушителю. Система экологического контроля включает четыре вида:
1) государственный экологический контроль;
2) муниципальный экологический контроль;
3) производственный экологический контроль;
4) общественный экологический контроль.
Государственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Должностные лица государственного контроля обладают широкими полномочиями.
Муниципальный контроль проводится как правило на территории муниципального образования.
Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятия.
Общественный контроль осуществляется общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ
Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит представляет собойпредпринимательскую деятельностьаудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг.
Экологический аудит — это предпринимательская деятельность по осуществлению независимых вневедомственных мероприятий (обязательных или инициативных), проводимых на основе договора и заключающихся в сборе и оценке информации о финансовом положении аудируемого предприятия, выполнения им требований экологического законодательства, реализации им планов природоохранной деятельности, обеспечения экологической безопасности и имеющих своим результатом мнение аудитора о правильности ведения учета и достоверности бухгалтерской отчетности по платежам за природопользование и загрязнение окружающей природной среды; соответствия нормативов природоохранной деятельности предприятия его экологическому паспорту (или декларации безопасности промышленного объекта). При этом необходимо документирование аудиторских проверок на основе правил (стандартов аудиторской деятельности).
Принципы экологического аудита: поддержка экологического аудита и реагирования на его результаты со стороны руководства предприятия; независимость функций экологического аудита по проверяемой деятельности; обоснованный подбор аудиторов; определенность целей, сроков, ресурсов и периодичности экологического аудита; адекватность сбора, анализа, интерпретации и документирования результатов целям аудирования; наличие процедур, обеспечивающих беспристрастное, четкое и ясное изложение результатов экологического аудирования в заключении; наличие процедур, гарантирующих качество экологического аудита и конфиденциальность информации; презумпция потенциальной экологической опасности хозяйственной и иной деятельности; ответственность аудитора.
Задачи экологического аудита:
1) обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
2) определение приоритетов и планирование природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
3) повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;
4) снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
Экологическое аудирование может проводиться на уровнях: государственных структур; транснациональных корпораций; отрасли (структурное — оценивается соответствие общему экологическому курсу отрасли; проблемное — аудит состояния решения конкретной экологической проблемы отрасли); территории (региона); предприятия.
Экологический аудит может быть обязательным и инициативным. Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Инициативный экологический аудит проводится по решению субъекта хозяйственной деятельности.
Выбор организации, привлекаемой для проведения экологического аудита, осуществляется заказчиком работ.
Источник
Электронная библиотека
Право требовать возмещение вреда здоровью занимает особое место в системе экологических прав граждан. Его особенность в том, что оно имеет своей задачей защиту уже нарушенного права на благоприятную окружающую среду. Все же иные экологические права, предусмотренные статьей 12 закона «Об охране окружающей среды», направлены, в основном, на недопущение такого нарушения и предупреждение наступления вреда. В этом смысле возможность требовать возмещения причиненного экологического вреда – последнее звено в ряду обеспечительных мер, и потому может рассматриваться как «гарантия гарантий» конституционного права личности на благоприятную окружающую среду, которое закреплено в статье 42 Конституции РФ.
Экологическое законодательство более детально определяет право каждого гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. Соответствующая норма содержится в статье 11 закона РФ «Об охране окружающей среды». В статье 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» /69/ говорится, что граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Также такое право закреплено в статье 7 Градостроительного Кодекса.
Вред, причиненный здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей природной среды может возмещаться в судебном и административном порядке.
Исковое производство по делам о возмещении вреда здоровью граждан, причиненного загрязнением и другими негативными последствиями антропогенной деятельности, возбуждается путем предъявления иска в суд. Право на обращение в суд с иском о возмещении вреда статьей 79 закона «Об охране окружающей среды» предоставлено потерпевшим гражданам. А также в их интересах иски могут предъявлять члены их семей, прокурор, уполномоченный на то орган государственного управления, общественные организации.
В тех случаях, когда невозможно установить причинителя вреда, требование о компенсации можно адресовать непосредственно государству. Переадресовка требования государству основывается, во-первых, на его конституционных обязанностях приз
нания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ), а, во-вторых, на прямом указании правовой нормы (ст. 53 Конституции РФ; п.4 ст. 21, ст. 79 закона «Об охране окружающей среды»). Ответственность государства может быть субсидиарной (дополнительной) и прямой (основной).
Субсидиарная ответственность наступает, если невозможно осуществить взыскание с истинного причинителя вреда, и тогда оно производится за счет средств соответствующих государственных экологических фондов. Субсидиарная ответственность государства прямо предусмотрена ФЗ «Об использовании атомной энергии» /21/. Статья 57 этого закона гласит, что Правительство РФ обеспечивает выплату сумм по возмещению убытков и вреда (которые причинены радиационным воздействием и ответственность за которые несет эксплуатирующая организация), в той части, в которой причиненные убытки и вред превышают установленный для данной эксплуатирующей организации предел ответственности, посредством предоставления необходимых сумм до полного возмещения причиненных убытков и вреда.
Прямая ответственность государства наступает, когда ущерб произошел вследствие действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц. На такие случаи правила о привлечении средств экологических фондов не распространяются, и виновный государственный орган должен, в идеале, отвечать собственными средствами.
В том случае, когда компенсация вреда производится из средств экологических фондов, в качестве соответчика следует привлекать исполнительный орган государственной власти РФ (либо орган местного самоуправления, если обращение адресуется к муниципальному фонду) вместе с соответствующими комитетами, управляющими деятельностью экологических фондов.
Иск может состоять из требований о срочных, бессрочных (пожизненных) платежах, о единовременной компенсации, а также из совокупности этих требований – все зависит от характера расстройства здоровья, главным образом, от его кратковременности либо длительности. На возмещение материального ущерба можно претендовать лишь в том случае, когда произведенные расходы документированы.
Если лечение произведено бесплатно для потерпевшего (в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, в рамках полиса медстрахования), а пособие по временной нетрудоспособности было исчислено в размере 100 % среднемесячного заработка, то тем самым причиненный ущерб был покрыт.
Если существующая система пособий и медобслуживания не компенсировала материальных потерь, например, когда пособие по временной нетрудоспособности не подлежит выплате или не полностью покрывает утраченный заработок, а полис медицинского страхования не покрывает затраты, требующиеся на лечение, то потерпевший может претендовать на дополнительную компенсацию от причинителя вреда. Тем более это относится к случаям постоянной или длительной утраты трудоспособности.
В законе «Об охране окружающей среды» провозглашено, что вред подлежит возмещению в полном объеме. Однако это отражает, скорее, принцип возмещения, нежели реальное положение дел – достаточно вспомнить об особенностях проявления экологического вреда. Денежное выражение вреда называется убытками. В законе дано перечисление всевозможных потерь и расходов, которые могут понести граждане вследствие причинения им экологического вреда, а именно:
утрата трудоспособности потерпевшим;
необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья;
затраты на уход за больным;
иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности;
затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии;
отери, связанные с моральными травмами;
невозможность иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.
К сожалению, в законе не разграничены убытки и моральный вред. Ясно, что «потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией» – это ни что иное, как нравственные страдания, т.е. моральный вред. Сюда же, а не к «иным расходам» относятся и «упущенные профессиональные возможности».
Ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимости от наличия материального ущерба, и может применяться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно. На требования компенсации морального вреда исковая давность не распространяется.
Утраченная часть заработка, не покрытая пособием, определяется в зависимости от степени утраты трудоспособности и представляет собой так называемые неполученные доходы. Причем суммы назначенных пенсий в зачет не идут, т.е. не уменьшают величину неполученных доходов. Существенно и то, что заработок, получаемый после причинения вреда, не уменьшает размер возмещения, поскольку он рассчитывается исходя из установленной степени утраты трудоспособности.
Необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, на уход за больным, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства – все это называется реальным (прямым) ущербом. Причем к нему могут быть причислены и иные реально произведенные расходы, поскольку перечень их в законе не закрыт. Что касается затрат «на изменение образа жизни», то в реальности их очень сложно отнести к какому-либо разряду (моральному вреду либо прямому ущербу) ввиду расплывчатости юридических границ такого изменения.
При расчете убытков надлежит руководствоваться также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N3 от 28.04.94 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» и Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.92 № 4214-1.
Хотя правила имеют узко целевое назначение для регулирования возмещения производственного вреда, тем не менее, ряд положений применим и к экологическим искам. Так, в соответствии с п.32 постановления Пленума Верховного Суда РФ N3 от 28.04.94 г., на условиях и в порядке, предусмотренных правилами, подсчитывается средний заработок потерпевшего, определяется размер ежемесячных платежей, расходов на дополнительный уход, индексаций заработка и платежей, т.е. можно использовать статьи 12 – 15, 21 – 23 правил.
Основанием для вынесения судом решения о полном или частичном возмещении вреда служит юридический факт причинения вреда гражданину, подтвержденный следующими документами.
Прежде всего, должен быть акт о факте загрязнения окружающей среды соответствующего региона с указанием кратного превышения предельно допустимых норм концентрации вредных веществ в атмосфере, почве, водоемах, составленный органами экологического контроля и мониторинга либо санитарно-эпидемиологического надзора.
К нему прилагаются акт медицинского освидетельствования, проведенного медицинским учреждением (либо выписка из истории болезни), подтверждающий факт расстройства здоровья от загрязнения окружающей среды либо иных экологически вредных воздействий с указанием степени расстройства здоровья и заключение медико-социальной экспертизы о наличии либо отсутствии причинной связи между факт
ом загрязнения или иного вредного воздействия и расстройством здоровья (смертью) потерпевшего. Здесь же указывается и степень расстройства здоровья.
Несмотря на то, что нормы права о возмещении вреда здоровью граждан, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды, существуют уже длительное время, практика их применения развита чрезвычайно слабо. Основная причина такого положения заключается в сложной системе доказывания наличия вреда и его причинной связи с деятельностью причинителя:
во-первых, как правило, действуют одновременно несколько источников вредного воздействия, способных причинить вред здоровью;
во-вторых, источник загрязнения, являющийся причинителем вреда, может находиться довольно далеко от места возникновения вредных последствий;
в-третьих, загрязнение и иные вредные воздействия зачастую не вызывают каких-либо специфических болезней, а усугубляют уже существующие.
Для учета всех названных обстоятельств нужна медицинская экспертиза. Однако единой утвержденной методики проведения подобной экспертизы нет, и медицинские учреждения не всегда готовы дать четкий и определенный ответ на поставленный вопрос о причинной связи между поведением ответчика и возникшим вредом здоровью.
Компенсационные мероприятия могут осуществляться и в бесспорном, плановом порядке, который в специальной литературе назван административным. Административный порядок характеризуется следующим:
компенсация выплачивается по решению органов законодательной или исполнительной власти;
выплаты производятся в одинаковом размере для всего контингента населения и носят, как правило, временный характер;
компенсационные мероприятия проводятся на соответствующей территории в связи с признанием ее зоной чрезвычайной экологической ситуации в установленном законом порядке.
Источником финансирования являются целевые ассигнования федерального бюджета и бюджетов субъектов загрязнения, расположенных на соответствующей территории. Плановое возмещение вреда имеет форму своеобразного экологического пособия и осуществляется в комплексе с другими мероприятиями по реабилитации населения и восстановлению нормальных условий жизнедеятельности.
Серьезным недостатком закона «Об охране окружающей среды» является фактическое умолчание в статье 57 о самом таком праве населения, и уж тем более нет здесь правил компенсации. И это при том, что в качестве критериев объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации называется угроза здоровью населения или его существенное ухудшение, что, в свою очередь, является частным случаем того вреда, который подразумевается статьей 79 закона. Для населения в этих случаях получение компенсации реализуется только в мере решения более общего вопроса – о придании территории особого статуса. В своем нынешнем виде статьи 57 и 79 закона в интересующих нас целях не применимы, не могут служить основанием для предъявления компенсационных требований.
Так, в 1992 г. из средств Фонда Верховного Совета РСФСР по социальной поддержке населения оказывалась разовая материальная помощь отдельным социально незащищенным группам населения, проживающего в некоторых зонах экологического бедствия: в г. Усть-Катавске и г. Магнитогорске Челябинской области, в Курганской области, в бассейне р. Вилюй в Республике Саха (Якутия) и др.
Принимаемые акты по возмещению убытков содержат, как правило, набор общих природоохранных мероприятий, лишь немногие из которых могут расцениваться как компенсирующие вред населению, причем не в денежной, а в опосредованной форме.
апример, Федеральная целевая программа по оздоровлению окружающей природной среды и населения г. Нижний Тагил Свердловской области на период до 2000 г. предусматривает переселение жителей из санитарно-защитных зон промышленных предприятий, осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, создание автоматизированной системы мониторинга среды обитания и здоровья населения города и т.п. Затраты на мероприятия по социальному блоку планируются в объеме 596,3 млрд. руб. в ценах 1994 г. Программа не содержит раздела о назначении каких-либо денежных выплат населению.
Нет такого пункта и в Перечне первоочередных мероприятий на 1996 – 1997 гг. по экологическому оздоровлению крупных промышленных центров Красноярского края, одобренном постановлением Правительства РФ от 19.09.95 № 940.
Более подробно регулируется правовой режим проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других аварий, связанных с радиоактивным загрязнением местности.
В качестве административного способа возмещения вреда могут рассматриваться меры по социальной защите граждан в районах расположения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, предусмотренные статьей 17 ФЗ «Об использовании атомной энергии» /21/.
Граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения, имеют право на социально-экономические компенсации за дополнительные факторы риска или за особые условия проживания, осуществление трудовой деятельности или прохождения военной службы.
Виды, размеры предоставления указанной компенсации и меры по социальной защите граждан в зависимости от типа и характеристик безопасности объекта должны устанавливаться федеральным законом. Некоторые льготы были предоставлены ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от 15.10.92 № 763 «О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики».
Административный способ возмещения вреда представлен также статьей 18 закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в которой указано, что граждане имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание в зонах чрезвычайных ситуаций.
Виды и размеры компенсаций и льгот устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Практика властных решений идет по пути издания разовых актов, устанавливающих финансирование мероприятий по ликвидации ущерба от конкретной чрезвычайной ситуации. Обычно распоряжением Правительства выделяются определенные суммы на ликвидацию последствий стихийных бедствий природного характера. И хотя в законодательстве указано, что средства из соответствующего фонда Правительства расходуются, в том числе, и на оказание материальной помощи пострадавшим гражданам, население реально получает компенсацию за понесенный ущерб лишь по договорам личного и имущественного страхования.
Расходы на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций планируются в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ. Судя по всему, в эти суммы изначально не закладываются возможные компенсации населению. Не производятся они и в реальной жизни.
апример, из резервного фонда Правительства РФ на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации в 1993 г. было выделено 5 млрд. руб. администрации Томской области для финансирования работ по ликвидации последствий на Сибирском химкомбинате 06.04.93, в том числе на мероприятия по охране здоровья населения 805 млн. руб. Однако эти мероприятия – медицинские обследования, контроль за состоянием здоровья жителей, обеспечение детей лекарствами и витаминами – были направлены на минимизацию общественного ущерба и не включали в себя выплату каких-либо денежных компенсаций отдельным лицам.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Источник