Меню

Воз здоровье xxi века

Стратегия ВОЗ «Здоровье для всех – 21 век»

Тема: Стратегия ВОЗ «Здоровье для всех – 21 век»

1. Задачи, стоящие перед мировым сообществом.

2. Основная цель и стратегии глобальной политики достижения «здоровья для всех».

3. Европейского регион: двадцать одна задача по достижению «здоровья для всех»

1. Задачи, стоящие перед мировым сообществом.

В настоящее время мировое сообщество выдвигает новые задачи:

— устойчивого развития общества в гармонии с природой;

— формирования гуманистической парадигмы;

— защиты и обеспечения прав человека и народов во всем мире;

— достижения в XXI веке «здоровья для всех». Политика достижения здоровья для всех в XXI столетии представляет собой перспективное видение этой проблемы.

Политика достижения «здоровья для всех в двадцать первом столетии», принятая мировым сообществом в мае 1998 г., направлена на реализацию стратегической концепции здоровья для всех. Она зародилась в ходе сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 1977 г. и провозглашена на Алма-Атинской конференции в 1978 г. В этой политике излагаются рассчитанные на первые два десятилетия двадцать первого века глобальные приоритеты и задачи, которые должны обеспечить во всемирном масштабе возможности достижения и поддержания как можно более высокого достижимого уровня здоровья на протяжении всего жизненного цикла.

Здоровье для всех – все люди во всех странах должны иметь по крайней мере такой уровень здоровья, который позволяет им вести активную производственную и социальную жизнь в той общине, которой они проживают

Глобальная политика достижения здоровья для всех на двадцать первое столетие должна осуществляться посредством проведения соответствующей региональной и национальной стратегий. Для нашей страны, тяготеющей к европейскому региону, — именно европейский опыт по разработке и реализации единой стратегии по «достижению здоровья для всех в европейском регионе» представляет наибольший интерес.

Ключевая цель политики «здоровье-21» в европейском регионе заключается в полной реализации всеми людьми их «потенциала здоровья». Потенциал здоровья – максимально достижимый уровень здоровья человека

2. Основная цель и стратегии глобальной политики достижения «здоровья для всех».

Цель может быть достигнута путем:

— обеспечения равенства в вопросах охраны здоровья за счет солидарности действий;

— укрепления и охраны здоровья людей на протяжении всей их жизни;

— снижения распространенности и уменьшения страданий, вызываемых основными болезнями, травмами и увечьями.

Четыре основные стратегии деятельности подобраны для обеспечения научной, экономической, социальной и политической устойчивости как постоянной предпосылки и движущего фактора в реализации целей «ЗДОРОВЬЕ-21»:

— многосекторальные стратегии, направленные на улучшение определяющих факторов (детерминант) здоровья — с учетом физических, экономических, социальных, культурных и обусловленных половой принадлежностью перспектив – и предусматривающие использование оценок воздействия на здоровье;

— ориентированные на конечные результаты программы и инвестиции для развития здравоохранительной деятельности и клинической помощи;

— комплексная система первичной медико-санитарной помощи, ориентированная на обслуживание на семейном и коммунально-общинном уровнях и поддерживаемая гибкой и чутко реагирующей больничной системой (стационар); и, наконец,

— совместная здравоохранительная деятельность при широком участии и привлечении соответствующих партнеров по здравоохранительной деятельности на всех уровнях — дома/семьи, школы и мест работы, местного населенного пункта/общины и страны – и содействуя совместным процессам принятия решений, обеспечения их выполнения и отчетности.

Для Европейского региона были сформулированы двадцать одна задача по достижению ЗДВ. Они должны стать своего рода мерилом оценки хода работы и достижений по улучшению и охране здоровья и уменьшению факторов риска для здоровья. Эти задачи представляют собой основу для разработки и развития здравоохранительной политики в Европейском регионе.

В обновлении 2005 г. ставится акцент на следующих ключевых принципах, лежащих в основе политики «здоровье для всех».

Конечная цель политики здравоохранения — полная реализация всеми людьми имеющегося потенциала здоровья.

Устранение различий в состоянии здоровья между странами и внутри них (т. е. усиление солидарности) имеет огромную важность для общественного здравоохранения в регионе.

Участие населения — это ключевое условие для развития здраво­охранения.

Развитие здравоохранения может быть обеспечено только с помощью межотраслевых стратегий и межотраслевого и межсекторального инвестирования, направленного на улучшение детерминантов здоровья.

Каждый сектор общества несет ответственность за те последствия, которые его деятельность оказывает на здоровье людей.

3. Европейского регион: двадцать одна задача по достижению «здоровья для всех»

Конкретизация этих целей содержится в задачах.

Задача 1 – солидарность в интересах здравоохранения в европейском регионе.

К 2020 г. существующий в настоящее время разрыв в состоянии здоровья населения между государствами-членами европейского региона должен быть сокращен как минимум на одну треть.

Задача 2 — равенство в вопросах охраны здоровья

К 2020 г. разрыв в уровне здоровья между социально-экономическими группами внутри стран должен быть сокращен по крайней мере на одну четверть во всех государствах-членах за счет значительного улучшения уровня здоровья групп населения, не получающих достаточного обслуживания.

Задача 3 — здоровое начало жизни

К 2020 г. все новорожденные, дети младшего возраста и дети дошкольного возраста в регионе должны быть более здоровыми, что обеспечит им здоровое начало жизни. Это предполагает:

Задача 4 — здоровье молодежи

К 2020 г. молодежь в регионе должна быть более здоровой и лучше подготовлена к тому, чтобы выполнять свои обязанности в обществе.

Задача 5 — сохранение здоровья в пожилом возрасте

К 2020 г. люди в возрасте старше 65 лет должны иметь возможность полностью реализовать имеющийся у них потенциал в отношении собственного здоровья и выполнять активную социальную роль в обществе.

Задача 6 — улучшение психического здоровья

К 2020 г. следует обеспечить улучшение психосоциального состояния людей и наличие комплексных служб, которые будут оказывать помощь людям имеющим проблемы, связанные с охраной психического здоровья.

Задача 7 — сокращение распространенности инфекционных заболеваний

К 2020 г. должно произойти значительное сокращение распространенности инфекционных заболеваний за счет систематических программ по частичной и полной ликвидации, а также борьбы с инфекционными заболеваниями.

Задача 8 — сокращение распространенности неинфекционных болезней.

К 2020 г. заболеваемость, инвалидность и преждевременная смертность, связанные с основными хроническими болезнями, должны быть снижены по возможности до самых низких показателей во всем регионе.

Задача 9 — сокращение травматизма в результате актов насилия и несчастных случаев

К 2020 г. должно произойти значительное и устойчивое сокращение числа травм, случаев инвалидности и смерти в результате несчастных случаев и актов насилия в регионе.

Задача 10 — здоровая и безопасная физическая среда

К 2015 г. население региона должно проживать в условиях безопасной физической среды, не подвергаясь воздействию загрязнителей, опасных для здоровья, в пределах уровней, превышающих международные стандарты.

Задача 11 — более здоровый образ жизни

К 2015 г. люди во всех прослойках общества должны принять более здоровый образ жизни.

Задача 12 — уменьшение ущерба, причиняемого алкоголем, вызывающими зависимость средствами и табаком

К 2015 г. предполагается значительно уменьшить во всех государствах-членах неблагоприятное воздействие на здоровье, связанное с потреблением вызывающих зависимость средств, таких, как табак, алкоголь и психоактивные препараты.

Задача 13 — условия здоровой среды

К 2015 г. население региона должно иметь лучшие возможности для того, чтобы находиться в здоровой физической и социальной среде у себя дома, в школе, на рабочем месте и в местной общине.

Задача 14 — усиление ответственности и отчетности различных секторов за деятельность, оказывающую влияние на здоровье

К 2020 г. все секторы обязаны признать и принять на себя ответственность за здоровье.

Задача 15 — интегрированный сектор здравоохранения

К 2010 г. населению региона должен быть обеспечен лучший доступ к первичной медико-санитарной помощи, ориентированной на оказание помощи семье и общине, при поддержке гибкой и одновременно стабильной больничной системы.

Задача 16 — формирования интегрированного сектора здравоохранения, означающего усиление взаимодействия различных структур, с акцентом на роль комплексной системы первичной медико-санитарной помощи

К 2010 г. государства-члены должны добиться такого положения, чтобы руководство сектором здравоохранения — от ориентированных на население программ до индивидуальной помощи отдельным больным на клиническом уровне — было ориентировано на конечные результаты.

Задача 17 — финансирование служб здравоохранения и выделение ресурсов

К 2010 г. государства-члены должны располагать стабильными механизмами финансирования и распределения ресурсов для систем здравоохранения, основанных на принципах равного доступа, экономической эффективности, солидарности и оптимального качества.

Задача 18 — развитие кадровых ресурсов для здравоохранения

К 2010 г. Все государства-члены должны добиться того, чтобы работники здравоохранения и работники других секторов приобрели необходимые знания, навыки и умения в вопросах защиты и охраны здоровья.

Задача 19 — научные исследования и информация по вопросам здравоохранения

Все государства-члены должны располагать научно-исследовательскими информационными и коммуникационными системами, которые смогут более эффек­тивно содействовать приобретению, использованию и распространению данных в поддержку здоровья для всех.

Задача 20 — мобилизация партнеров в интересах здравоохранения

К 2005 г. Осуществление политики достижения здоровья для всех должно обеспечить участие отдельных лиц, групп и организаций как в общественном, так и в частном секторе, а также всего гражданского общества, объединив их на основе содружества и партнерства для деятельности в интересах здравоохранения.

Задача 21 — политика и стратегии по достижению здоровья для всех

К 2010 г все государства-члены должны не только иметь, но и осуществлять поли­тику достижения здоровья для всех на уровне стран, региональном и местном уров­нях, при поддержке соответствующих учрежденческих структур, процессов руководства и новаторского лидерства.

1. Абраменков организация здравоохранения и право на здоровье — Внешнеэкономические связи.- 2006.- Т. 21.-№ 1.-С.28-31.

2. Доклад о состоянии здравоохранения в мире 2000 г. Системы здравоохранения: улучшение деятельности. Всемирная организация здравоохранения.- Женева, 2000.-232 с.

3. Доклад о состоянии здравоохранения в Европе 2002 г. Европейское региональное бюро ВОЗ, Копенгаген.- Европейская серия, № 97.-156 с.

4. Доклад о состоянии здравоохранения в Европе. Действия общественного здравоохранения в целях улучшения здоровья детей и всего населения. – Европейское региональное бюро ВОЗ. 2005.

5. Здоровье-21: основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ. Европейская серия по достижению здоровья для всех № 6.- Копенгаген, 1999.-310 с.

6. Макроэкономика и здоровье: инвестиции в здоровье в целях экономического развития. Доклад Комиссии по макроэкономике и здоровью. — ВОЗ. Женева, 2001.

7. Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ. Обновление 2005 г.- Европейская серия по достижению здоровья для всех, № с.

8. Резолюция 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года.

Источник

Воз здоровье xxi века

Стратегия «Здоровье для всех» еще раз подтверждает неотъемлемое право человека на здоровье, ответственность человека и всего общества за реальное обеспечение этого права, системное развитие здравоохранения в общенациональном плане и в ведомственном плане, развитие сотрудничества в формировании глобальной системы здравоохранения, а также мониторинг продвижения к этой перспективной цели.

Читайте также:  Чем может быть вреден кальян для здоровья

Значительные изменения в ХХ столетии произошли в таких важных сферах как медицинская наука и здравоохранение, медицинское право и этические традиции.

В медицинской науке ХХ век связывается с углублением понимания сущности здоровья и болезни, успехами общей биологии, микробиологии, вирусологии, иммунологии, изучения нервной и эндокринной регуляции, наследственности и генетики; с распространением на биологию и медицину достижений научно-технической революции. НТР привела к перевооружению медицинской науки и практики принципиально новыми методами изучения, диагностики и лечения заболеваний. Прогресс был особенно ярким в методологии исследования всех медико-биологических проблем.

В медицинской практике появились принципиально новые методы профилактики, диагностики и лечения многих болезней, громадные достижения достигнуты в борьбе с эпидемиями и инфекционными заболеваниями, значительных успехов добились ученые и практики в хирургии, онкологии, кардиологии.

В организации здравоохранения главными итогами ХХ века стали:

— признание здоровья социальным правом человека;

— осознание социальной системности здравоохранения и его разномасштабных проблем;

— кардинальные реформы в управлении и самоуправлении этой системой;

— развитие международного сотрудничества в этой области.

В настоящее время мировое сообщество выдвигает новые задачи:

— устойчивого развития общества в гармонии с природой;

— формирования гуманистической парадигмы;

— защиты и обеспечения прав человека и народов во всем мире;

— достижения в ХХI веке «Здоровья для всех».

Политика достижения здоровья для всех в XXI столетии представляет собой перспективное видение этой проблемы. В этой политике изложены глобальные приоритеты на первые два десятилетия XXI века. В соответствии с ними сформулированы задачи, которые, с одной стороны, определяют конкретные цели, а с другой, — условия для достижения и поддержания как можно более высокого уровня здоровья. Таким образом, «Здоровье для всех» — это не отдельная разовая задача. Это идеология, научное обоснование тех практических действий, которые должны и могут привести к последовательному улучшению состояния здоровья людей.

Задача «Здоровье для всех» подтверждена 51-й Всемирной ассамблеей здравоохранения, которая положила соответствующий доклад (А51/5) в основу для разработки будущей политики ВОЗ и государств.

Всемирная Организация здравоохранения сформулировала в рамках программы «Здоровье для всех в ХХI столетии » 10 главных целей (глобальных задач):

— усиление справедливости в отношении здоровья;

— улучшение возможностей для выживания и повышения качества жизни;

— обращение вспять глобальных тенденций в отношении пяти основных пандемий (инфекционных болезней, неинфекционных заболеваний, травматизма и насилия, алкоголизма и наркоманий, табакокурения);

— полная или частичная ликвидация определенных болезней (полиомиелит и др.);

— улучшение доступа к водоснабжению, санитарии, пищевым продуктам и жилью;

— содействие здоровому и противодействие нездоровому образу жизни;

— улучшение доступа к комплексной, качественной медико-санитарной помощи;

— поддержка научных исследований в области здравоохранения;

— внедрение глобальных и национальных систем медицинской информации и эпидемиологического надзора;

— разработка, осуществление и мониторинг политики достижения «Здоровья для всех» в странах.

В конечном итоге, идея и стратегия «Здоровье для всех» еще раз подтверждает неотъемлемое право человека на здоровье, ответственность человека и всего общества за реальное обеспечение этого права, системное развитие здравоохранения в общенациональном плане и в ведомственном плане, развитие сотрудничества в формировании глобальной системы здравоохранения, а также мониторинг продвижения к этой перспективной цели.

Глобальная политика достижения здоровья для всех на двадцать первое столетие должна осуществляться посредством проведения соответствующей региональной и национальной стратегий. Для нашей страны, тяготеющей к Европейскому Региону, — именно европейский опыт по разработке и реализации единой стратегии по «достижению здоровья для всех в Европейском Регионе» представляет наибольший интерес.

Со времени своего введения в 1980 г . политика достижения здоровья для всех обеспечивала всеобъемлющие рамки для деятельности по улучшению здоровья в Европейском регионе и оказала весьма существенное воздействие на здравоохранительную деятельность. Откликом на запросы XXI века, сформулированными во Всемирной декларации по здравоохранению, является принятие новой Европейской стратегии по достижению здоровья для всех — «Здоровье — 21». Пересматривая и совершенствуя прежние 38 региональных задач по достижению здоровья для всех в свете прошлого опыта и новых задач, в рамках «Здоровье — 21» ставятся и определяются 21 задача на 21 столетие. Они не являются жестким перечнем предписаний, но вместе определяют суть региональной стратегии. В этом документе нашли отражение вопросы, связанные с глобальными ценностями, задачами и стратегиями «Здоровья для всех», актуальные проблемы здравоохранения в Регионе, а также происходящие в нем политические и социально-экономические перемены и предоставляемые при этом возможности. «Здоровье — 21» предоставляет лицам, принимающим решения на всех уровнях, этические и научные основы для оценки воздействия на здоровье проводимой ими политики. Таким образом, формулируются здравоохранительные требования к любой социальной деятельности любых секторов и слоев общества.

Ключевая цель политики «Здоровье-21» в Европейском Регионе заключается в полной реализации всеми людьми их «потенциала здоровья».

Она может быть достигнута путем:

— обеспечения равенства в вопросах охраны здоровья за счет солидарности действий;

— укрепления и охраны здоровья людей на протяжении всей их жизни;

— снижения распространенности и уменьшения страданий, вызываемых основными болезнями, травмами и увечьями.

Конкретизация этих целей содержится в задачах, направленных на:

— достижение солидарности в интересах здравоохранения между европейскими странами (задача 1);

— достижения равенства в вопросах охраны здоровья внутри европейских стран (задача 2);

— обеспечение здорового начала жизни (задача 3);

— укрепления здоровья молодежи (задача 4);

— сохранения здоровья в пожилом возрасте (задача 5).

Это означает, что должна быть:

— улучшена ситуация с состоянием психического здоровья (задача 6);

— сокращена распространенность инфекционных заболеваний (задача 7);

— снижена распространенность неинфекционных заболеваний (задача 8);

— сокращен травматизм в результате актов насилия и несчастных случаев (задача 9).

Для реализации поставленных целей разработаны стратегии в следующих направлениях:

а) С учетом многофакторной обусловленности состояния здоровья стратегии, обеспечивающие позитивные сдвиги в этом отношении, должны способствовать формированию благоприятствующих здоровью физических, экономических, социальных и культурных «средовых» условий для населения, т. е. — являться многосекторальными.

Эта стратегия может быть реализована путем:

— создания здоровой и безопасной физической среды (задача 10);

— обеспечения более здорового образа жизни (задача 11);

— уменьшения ущерба, причиняемого алкоголем, вызывающими зависимость средствами и табаком (задача 12);

— обеспечения более здоровых средовых условий там, где люди живут, работают и отдыхают (задача 13);

— усиления ответственности и отчетности различных секторов за деятельность, оказывающую влияние на здоровье (задача 14).

б) С учетом роли здравоохранения в обеспечении здоровья и растущей стоимости служб здравоохранения во всем мире должна быть изменена ориентация сектора здравоохранения на достижение конечных результатов.

Эта стратегия может быть реализована путем:

— формирования интегрированного сектора здравоохранения, означающего усиление взаимодействия различных структур, с акцентом на роль комплексной системы первичной медико-санитарной помощи (задача 15)

— улучшение руководства и обеспечение качества медико-санитарной помощи (задача 16);

— финансирования служб здравоохранения и выделения ресурсов (задача 17);

— развития кадровых ресурсов здравоохранения (задача 18).

в) С учетом многосекторального участия и ответственности за достижение целей «Здоровья для всех» должно обеспечиваться управление преобразованиями и регулирование в интересах здоровья.

Стратегия может быть реализована путем:

— проведения исследований и обеспечения информационной поддержки по вопросам здравоохранения (задача 19);

— привлечение партнеров по деятельности в интересах здоровья на всех уровнях: семьи, школы, мест работы, местных населенных пунктов, региона и страны в целом (задача 20);

— принятие и проведение в жизнь политики и стратегии по достижению здоровья для всех (задача 21).

Задачи, стоящие перед Россией

Для того, чтобы определить направления возможной национальной стратегии «Здоровье для всех россиян», можно рассмотреть наши достижения в сравнении с тремя основными задачами, рекомендованными ВОЗ в качестве универсальных ориентиров достижения здоровья для всех. Указанные задачи можно подразделить на три категории:

1. К первой категории относятся две задачи, в которых рассматривается основополагающая ориентация политики достижения здоровья для всех, а именно: достижение справедливости и равенства в вопросах охраны здоровья и улучшение здоровья и качества жизни.

2. Во вторую категорию входят задачи, в которых речь идет о здоровье отдельных групп населения — детях, молодежи, пожилых и престарелых.

(На выбор этих групп, как требующих особого внимания, повлияло то, что в каждой из этих групп люди относительно уязвимы с точки зрения их здравоохранительного и социального статуса; поддержание здоровья в этих группах имеет собственные уникальные особенности и потребности, наконец, именно эти группы в максимальной степени выигрывают при налаживании эффективных межсекторальных связей).

3. К третьей категории относятся задачи, в которых рассматриваются конкретные проблемы здравоохранения: онкологические и сердечно-сосудистые болезни, другие хронические заболевания, инфекционные болезни, несчастные случаи, проблемы охраны психического здоровья и самоубийства.

Анализ ситуации в Российской Федерации целесообразно начать с третьей категории задач, поскольку задачи второй и тем более первой категории являются их своеобразным обобщением для конкретных групп населения (вторая категория) и для всего населения (первая категория).

Улучшение психического здоровья

В 2020 г . следует обеспечить улучшение психосоциального состояния людей и наличие комплексных служб, которые будут оказывать помощь людям, имеющим проблемы, связанные с охраной психического здоровья.

В России во второй половине 90-х годов услугами психиатров пользуются около 6 млн. человек (42 из каждой 1000 населения). В течение года психические расстройства впервые диагностируются в среднем у 7 человек, и 8 из каждой 1000 населения госпитализируется по поводу психического заболевания. Впервые признается инвалидами в связи с психическим заболеванием 1 человек из 1000 населения. Контингент лиц, пользующихся психиатрической помощью значительно расширился, но стал при этом существенно легче. Значительные изменения претерпел нозологический облик контингента. Число больных психозами возросло в 1.5 раза, непсихотическими расстройствами — в 3.1 раза, умственной отсталостью — в 3.8 раза, алкоголизмом — в 8.7 раза. Таким образом, если в 1965 г . нозологический портрет среднего психически больного определяли тяжелые расстройства психотического уровня, то через 30 лет — алкоголизм.

Сравнительный анализ зарегистрированных уровней обращения населения за психиатрической помощью свидетельствует о значительном недоучете (в 5 раз) психических расстройств у населения. Таким образом, учтенная распространенность психических расстройств в России дает представление лишь о верхушке айсберга, описывая лишь самые общие контуры проблемы психического здоровья населения. «Цена» неудовлетворительного состояния психического здоровья очень высока. Десятую часть ожидаемой продолжительности жизни населения составляют потери, связанные с психическими заболеваниями, в том числе — 2 года — за счет преждевременной смерти и около 5 лет — за счет ухудшения качества жизни.

Читайте также:  Критерии степени тяжести вреда здоровью судебная медицина

В России выделяются две крупные группы территорий, принципиально отличающиеся с точки зрения состояния и тенденций психического здоровья, обусловленного им социально-демографического ущерба и характера его социальной детерминации, а, следовательно, — путей сокращения:

первая группа включает преимущественно области Европейской части России;

вторая — территории Поволжья, области и края Северного Кавказа, Урала и Западной Сибири.

По состоянию психического здоровья населения ситуация более благоприятна в Европейской части России. Среди факторов, определяющих ситуацию с психическим здоровьем, на первое место выходит более благополучный социально-экономический фон, характеризующийся уровнем и дифференциацией доходов, уровнем безработицы и напряженностью на рынке труда. Суть этого относительного благополучия в том, что экономические мотивы не стали в территориях Европейской части России доминирующими факторами нетрудоспособности и инвалидности психически больных. Таким образом, психическое здоровье все более становится социально-экономическим феноменом, масштабы которого в решающей мере определяются экономическим неблагополучием, и сами, в свою очередь, порождают неблагополучие вследствие увеличения числа людей, нуждающихся в социальной защите и поддержке.

Таким образом, продолжительность и качество жизни населения в связи с состоянием его психического здоровья непосредственно зависит от выбора стратегий реформирования служб здравоохранения, в более широком плане — от стратегий реформирования общества, которые определяют «цену человека, его жизни и здоровья».

Сокращение распространенности инфекционных заболеваний

К 2020 г . должно произойти значительное сокращение распространенности инфекционных заболеваний за счет систематических программ по частичной и полной ликвидации, а также борьбы с инфекционными заболеваниями, представляющими проблему для общественного здравоохранения

Проблема инфекционных заболеваний также остро стоит перед Россией. Известно, что в периоды острых социальных катаклизмов резко повышается уровень заболеваемости так называемыми социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.). Заболеваемость населения России инфекционными болезнями сильно варьирует в связи с активизацией или затуханием эпидемии гриппа. Особую проблему в России (как и во многих других странах) составляет СПИД. За последние годы возросло число вспышек острых кишечных инфекций и гепатита А водного характера. Наибольшую эпидемиологическую опасность представляют нарушения в системе централизованного водоснабжения, обусловливающие до 80% вспышек инфекционных заболеваний водного происхождения. Оправдался прогноз эпидемиологов об увеличении заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС) на территориях его природных очагов. Для ряда регионов лесной зоны актуальна проблема клещевого весенне-летнего энцефалита. На протяжении последних лет ухудшается эпидемиологическая обстановка по заболеваемости малярией. Не меняется неблагополучная ситуация с пораженностью населения гельминтозами, особенно дифиллоботриозом и описторхозом.

Таким образом, за последние годы эпидемиологическая ситуация в России резко ухудшилась, сравнение России с другими странами по смертности от инфекционных болезней указывает на более сложную санитарно-эпидемиологическую обстановку в нашей стране.

Сокращение распространенности неинфекционных болезней

К 2020 г . заболеваемость, инвалидность и преждевременная смертность, связанные с основными хроническими болезнями, должны быть снижены. Основными хроническими болезнями, которые определяют повышенную смертность Российского населения, являются болезни системы кровообращения. Уровень смертности от этого класса заболеваний в значительной степени определяется как факторами, воздействующими на население в целом (природно-климатические, экологические и социально-экономические), так и сложившимися привычками населения, культурно-этническими традициями и образом жизни.

Сокращение травматизма в результате актов насилия и несчастных случаев

К 2020 г . должно произойти значительное и устойчивое сокращение числа травм, случаев инвалидности и смерти в результате несчастных случаев и актов насилия в Регионе

Травматизм является третьей по значимости причиной смерти и первой — среди причин, определяющих потери трудового потенциала населения страны. Растет число преступлений, террористических актов, посягательств на жизнь и здоровье граждан с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств. Ежедневно регистрируется более 500 ДТП, в которых погибает более 100 и получают ранения более 600 чел. Число погибших в ДТП только за три дня превышает число погибших в результате происшествий в течение года на авиационном, морском и речном транспорте в целом. До 60% всех погибших составляют лица в возрасте от 16 до 40 лет. Число погибших детей ежегодно увеличивается на 15%. Более 80% пострадавших детей становятся инвалидами. Еще одна характерная черта, присущая этому классу причин смерти, — крайне высокая сверхсмертность мужчин. Данные по России свидетельствуют об актуальности этих наблюдений для нашей страны, ведь смертность мужчин здесь в 3-4 раза превышает таковую у женщин.

Каждая причина смерти имеет свою «сферу наибольшего влияния» на возрастной шкале. Для несчастных случаев, отравлений и травм — это люди трудоспособного возраста. Именно в этом возрасте разница в смертности российского населения и населения развитых стран максимальна. Таким образом, специфика смертности от травм и отравлений заключается практически в полной обусловленности ее социальными факторами.

Здоровое начало жизни

К 2020 г . все новорожденные, дети младшего и школьного возраста в Регионе должны быть более здоровыми, что обеспечит им более здоровое начало жизни

Доля здоровых новорожденных в Российской Федерации уменьшается. Высока младенческая смертность в большинстве национальных образований Сибири и Дальнего Востока. Более половины случаев младенческой смертности связано с недоношенностью. Среди детей в возрасте до 15 лет заболеваемость представлена, главным образом, болезнями органов дыхания, нервной системы и органов чувств, инфекционными и паразитарными болезнями и болезнями органов пищеварения, которые суммарно в структуре заболеваемости составляют почти 70%. Значительное место в структуре патологии занимают травмы, ожоги, утопления, отравления, попытки самоубийства. Одна из проблем — раннее начало половой жизни, рост заболеваемости вененрическими заболеваниями. Увеличивается число матерей до 15-летнего возраста. В этой же возрастной группе зарегистрировано более 3 тыс. абортов. По данным эпидемиологических исследований здоровья школьников до 20% детей в шестилетнем возрасте не готовы к школьному обучению и до половины их функционально незрелы. Они чаще болеют. У них чаще выявляется пограничные и нервно-психические отклонения. У 12-15% первоклассников нарушена речь. Задержка психического развития и умственная отсталость у 7-9 летних детей отмечается в городах в 5-6% случаев и вдвое чаще на селе. Доля здоровых детей в школьных коллективах не превышает 20%, 40-45% школьников имеют хронические заболевания. По оценкам матерей здоровы до 85% детей из обеспеченных семей и не более 25% из малообеспеченных. Среди здоровых «отлично» успевает до 10% детей, а 30% — удовлетворительно, среди детей с плохим здоровьем отличников нет, а удовлетворительные оценки имеют 70%. Другими проблемами являются курение, алкоголизм, токсикомания и наркомания; насилие физическое, эмоциональное и сексуальное, приводящее к безнадзорности и преждевременному оставлению школы; отклонения эмоциональных реакций и поведения. С каждым годом все большее значение приобретает детская инвалидность.

Таким образом, врожденные аномалии у детей примерно на четверть обусловлены генетическими отклонениями и условиями среды, важным фактором становится злоупотребление матери алкоголем и наркотиками. После первого месяца жизни основной причиной смерти становится синдром внезапной смерти, связанный с курением, наркоманией, подростковым возрастом родильниц, инфекциями во второй половине беременности, отягощенностью этой патологией анамнеза матери, возрастает потенциальная опасность ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости новорожденных.

Здоровье молодежи

К 2020 г . молодежь в регионе должна быть более здоровой и лучше подготовлена к тому, чтобы выполнять свои обязанности в обществе

В структуре заболеваемости подростков и юношей (в возрасте 15-24 лет) в России преобладают болезни органов дыхания, нервной системы и органов чувств, пищеварения, которые составляют в сумме почти 62%. По данным эпидемиологических исследований здоровы не более 14% старшеклассников. До 60% выпускников школ страдают, по крайней мере, одним хроническим заболеванием. В старших классах до 15% увеличивается распространенность нарушений зрения, болезней органов пищеварения. Основные причины смерти в этой группе — несчастные случаи, убийства и самоубийства. Травмы в значительной мере обусловлены дорожно-транспортными происшествиями и нередко связаны с опьянением. Убийства также более чем в половине случаев совершаются в состоянии опьянения.

Другая группа проблем связана с формированием образа жизни, который скажется в более поздние годы. В эту группу относится алкоголизм, наркомания, раннее сексуальное общение. Одновременно растет число родов в 15-17 лет. До половины беременностей протекает с осложнениями. Молодые матери испытывают психоэмоциональные затруднения, часто не заканчивая обучение, чаще становятся безработными, чаще рождают недоношенных детей и не владеют родительскими навыками. Ухудшается здоровье молодых женщин. Расстройства менструальной функции отмечают 1206,2 девушек-подростков на 100 тыс. этой группы, 599,2 — воспалительные заболевания труб и яичников. До 23% молодых женщин (18-23 лет) страдают хроническими гинекологическими заболеваниями. Ранняя сексуальная активность способствует распространению болезней, передаваемых половым путем.

Таким образом, в подростковом возрасте закладывается отношение к питанию, физкультуре, курению, формируется образ жизни, сексуальное поведение и одновременно проявляются факторы риска хронических заболеваний старшего возраста. Резко изменяется структура угроз здоровью, включающих алкоголь и наркотики, гиподинамию, правонарушения, групповое насилие и нежелательную беременность.

Сохранение здоровья в пожилом возрасте

К 2020 г . люди в возрасте старше 65 лет должны иметь возможность полностью реализовать имеющийся у них потенциал в отношении собственного здоровья и выполнять активную социальную роль в обществе. Лица пожилого и старческого возраста (60 лет и старше) в России социально наиболее уязвимы и обездолены. Негативной тенденцией в России является рост числа пенсионеров, получающих пенсию по инвалидности. Увеличение темпов роста инвалидности может быть обусловлено сочетанием различных факторов. Нельзя не отметить, что в последнее пятилетие, несмотря на глубокий социально-экономический кризис, был принят, тем не менее, ряд законодательных решений, направленных на социальную поддержку инвалидов. Увеличение пенсионного обеспечения и расширение льгот для различных категорий делает инвалидность более «привлекательной» для лиц со стойкими нарушениями в состоянии здоровья и значительными ограничениями жизнедеятельности. Таким образом, увеличение темпов роста инвалидности за последнее пятилетие может являться в значительной степени стимулированным процессом.

Половина всей первичной инвалидности взрослого населения обусловлена болезнями системы кровообращения, еще 10% — злокачественными новообразованиями, по 4-6% новых инвалидов ежегодно прибавляют болезни нервной системы, травмы, психические расстройства, болезни органов дыхания и болезни костно-мышечной системы Основной причиной инвалидности лиц пенсионного возраста являются болезни системы кровообращения, дающие около 75% случаев.

В России отмечается существенная региональная вариация продолжительности жизни в состоянии инвалидности: от 1.4 года в Сахалинской области до 6.4 лет в Белгородской области, т. е. различается в 4.5 раза. Существующий в настоящее время в России риск инвалидности сокращает гипотетическую продолжительность жизни населения на 7.5 года. Еще 3,7 года составляют потери за счет ухудшения качества жизни. Таким образом, риск инвалидности оказывается в два раза более значим как фактор сохранения самой жизни, чем как фактор сохранения активности в течение жизни.

Читайте также:  Генетический критерий здоровья характеристика

Если рассматривать инвалидность, как показатель здоровья населения, то справедливо было бы ожидать, что уровень инвалидности, а, следовательно, продолжительность жизни в состоянии инвалидности выше на территориях, характеризующихся высокой смертностью и, соответственно, низкой продолжительностью жизни населения. Однако, ситуация в России не столь однозначна. Более того, достаточно четко прослеживается противоположная закономерность. Чем выше продолжительность жизни, тем большая доля ее будет прожита в состоянии инвалидности, и тем меньше — в здоровом состоянии. И, наоборот. Таким образом, для российских территорий справедливо соотношение — чем выше смертность, тем ниже инвалидность. В России люди умирают раньше, чем успевают стать инвалидами. В рамках логики цивилизованного сообщества эти соотношения являются однозначно негативными характеристиками состояния здоровья.

Таким образом, ключевой проблемой пожилых является их функциональная зависимость от посторонней помощи и тесно смыкающиеся с ней вопросы физической активности. «Привлекательность» инвалидности в России растет по мере того, как ухудшается уровень жизни населения и растет напряженность на рынке труда, вследствие чего пенсия по инвалидности и сопровождающие этот статус льготы становятся единственным источником средств существования для ранее социально адаптированных лиц со стойкими нарушениями в здоровье.

Солидарность в интересах здравоохранения в Европейском Регионе

К 2020 г . существующий в настоящее время разрыв в состоянии здоровья населения между государствами-членами Европейского Региона должен быть сокращен как минимум, на одну треть. Эта задача — ключевой ориентир стратегии «Здоровья для всех». К середине 60-х годов Россия достигла уровней продолжительности жизни населения, сопоставимых с основными развитыми странами. В отношении женщин этот тезис справедлив в полной мере, продолжительность жизни мужчин несколько отставала от среднеевропейского уровня (разрыв составлял 2-5 лет). На протяжении последующих двух десятилетий ситуация со смертностью в России может быть охарактеризована термином «застой» с нарастающей тенденцией к регрессу. Более быстрыми темпами ухудшалась ситуация для мужчин, у которых исходные позиции относительно «европейской смертности» и так были хуже. На фоне позитивной динамики продолжительности жизни в европейских странах отставание России по уровню продолжительности жизни населения заметно увеличивалось. В 70-е годы разрыв составлял 2,5-3,5 лет для женщин и 5-9 лет для мужчин. В 80-е годы он увеличился до 3-5 лет для женщин и до 9-11 лет для мужчин.

В середине 80-х годов эволюционная тенденция смертности в России была прервана. Отчасти в результате антиалкогольной кампании в России была достигнута максимальная величина показателя ожидаемой продолжительности жизни (64,9 года для мужчин в 1986 г . и 74,6 года для женщин — в 1988 г .). С этого времени вплоть до 1995 г . величина средней продолжительности жизни неуклонно уменьшалась. В 1993 г . спад этого показателя можно назвать катастрофическим: за один год средняя продолжительность жизни мужчин снизилась на 3,1 года, женщин — почти на 2 года. В целом со времени зафиксированного максимума этого показателя средняя продолжительность жизни снизилась на 7,3 лет для мужчин и на 5,5 года для женщин. Данные 1995 г . не зафиксировали дальнейшего падения продолжительности жизни. 1996 год был отмечен даже ее некоторым увеличением (на 1,6 лет для мужчин и 0,4 лет — для женщин). Это, безусловно, позитивные признаки, особенно на фоне предшествующей катастрофической динамики. Отчасти это произошло потому, что мы достигли «естественных пределов» продолжительности жизни, определяемых сложившейся возрастной структурой населения и, соответственно, — структурой причин смерти. Вместе с тем, по сравнению с предшествующим падением, принципиально ситуация остается прежней. В результате 8-летнего (1986- 1994 г .) снижения ожидаемой продолжительности жизни разрыв в продолжительности жизни между Россией и европейскими странами увеличился у женщин до 7-10 лет и 14-17 лет для мужчин. За этими количественными оценками стоят глубокие качественные изменения. Можно предполагать, что мы имеем ту продолжительность жизни, которая адекватна нашему уровню жизни.

По результатам исследований Института социологии РАН в системе ценностей личности, после «работы» и «семьи» «здоровье» в представлении российских граждан занимает высокое третье по значимости место. Однако, при этом, здоровье имеет не самостоятельную ценность, а рассматривается как средство достижения других целей и потребностей личности, например — более высокого дохода, квартиры и т.д. Такое поведение говорит об отсутствии у людей выбора в средствах достижения необходимых жизненных благ, и здоровье в таких условиях становится некой разменной монетой, предметом достаточно жесткой эксплуатации, особенно в условиях сегодняшней экономической и социальной реальности. Таким образом, проблема улучшения здоровья населения — это, прежде всего, проблема изменения ценности здоровья, как в системе ценностей всего общества, так и в системе ценностей личности.

Таким образом, разрыв в продолжительности жизни между Россией и европейскими странами увеличился у женщин до 7-10 лет и 14-17 лет для мужчин, только превращение «здоровья» из средства в цель, т.е. обретение статуса фундаментальной ценности, создает необходимые предпосылки для разработки, принятия и практической реализации адекватной политики по охране здоровья населения.

Равенство в вопросах охраны здоровья

К 2020 г . разрыв в уровне здоровья между социально-экономическими группами внутри стран должен быть сокращен по крайней мере на одну четверть во всех государствах-членах за счет значительного улучшения уровня здоровья групп населения, не получающих достаточного обслуживания. Эта задача также является ключевым ориентиром стратегии «Здоровья для всех». Делать выводы о ситуации со смертностью в России на основе средних данных для Российской Федерации можно лишь в первом приближении, поскольку данные более 80 субъектов Российской Федерации демонстрируют крайнее разнообразие достигнутых уровней продолжительности жизни. Вариация средней продолжительности жизни мужчин в разных регионах составляют более 16 лет, женщин — 17 лет. Эти различия огромны. Они даже превышают те, что отделяют Россию от развитых стран мира. Таким образом, не только Россия в целом живет в ином, относительно Европы, историческом измерении (с точки зрения здоровья и смертности), но и в самой России параллельно существуют анклавы, принадлежащие к качественно разнородным типам медико-демографической ситуации.

Характерно, что даже территории с максимальными уровнями продолжительности жизни населения крайне далеки от реализации центральной задачи по достижению «здоровья для всех», в соответствии с которой продолжительность предстоящей жизни при рождении в странах региона должна составлять не менее 75 лет для обоих полов. Важно подчеркнуть, что уровень продолжительности жизни в 75 лет, сформулирован ВОЗ как достижимая цель для всего Европейского Региона, а не только для группы развитых стран. В России только в трех республиках Северного Кавказа, и только для женской популяции продолжительность жизни достигла этого уровня, причем если для женщин по продолжительности жизни отставание от Европейского ориентира составляет около 10 лет, то для мужчин оно приближается к 20-25 годам.

Можно выделить несколько ключевых черт, характеризующих качественно разнородные типы региональной смертности в России.

Первое — возрастная специфика смертности. Главный и практически единственный фактор неоднородности российских территорий по продолжительности жизни — это значительные различия по территориям смертности в трудоспособных, и, преимущественно молодых возрастах. Риск смерти мужчин в возрасте 15-44 года различается по российским территориям более чем в 4 раза, а риск смерти женщин — более, чем в 6 раз. Различия в величине этого риска в возрастах 45-64 года — уменьшаются более чем в 1,5 раза. Колебания риска смерти в интервале от 0 лет до 1 года составляют 24,3%, а вариация риска смерти в возрасте до 15 лет составляет 36,0%. В принципе это соответствует привычному представлению о том, что в отношении младенческой смертности российские территории относительно однородны, чего нельзя сказать о смертности в детских и трудоспособных возрастах.

Вторая характерная черта — соотношение продолжительности жизни мужчин и женщин. В настоящее время только в нескольких странах (Нигерия, Верхняя Вольта, Либерия и т.д.) мужчины в среднем живут дольше женщин, и некоторое превышение длительности жизни женщин над мужчинами присуще практически всем странам. Данные о величине и различиях в СПЖ по различным странам мира подтверждают утверждение о том, что существует прямая и положительная зависимость между уровнем продолжительности жизни и величиной разрыва в продолжительности жизни мужчин и женщин. Каждые 10 лет прироста продолжительности жизни женщин соответствуют 9 годам прироста продолжительности жизни мужчин, т.е. увеличивают упомянутый разрыв на 1 год. Интерпретируются эти различия в том смысле, что прогресс цивилизации, очевидно, дает женщинам большие преимуществ, чем мужчинам. Российские данные показывают совершенно иную закономерность: рост продолжительности жизни женщин происходит медленнее, чем у мужчин, (на каждые 10 лет прироста СПЖ для женщин приходится 16 лет прироста СПЖ у мужчин). Интерпретация полученной закономерности также будет совершенно иной: в случае снижения продолжительности жизни в России будет возрастать разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин — тенденция, не имеющая аналогов в мирное время ни в одной стране мира.

Заключение

Представленные данные свидетельствуют, что для России актуальны все задачи по достижению здоровья для всех, сформулированные в Европейской стратегии ВОЗ как некие универсальные ориентиры. Более того, по многим направлениям динамика показателей здоровья в России противоположна мировым тенденциям. Таким образом, ситуация объективно требует принятия и реализации обоснованных мер по улучшению здоровья населения.

Планируя столь масштабную работу, важно сформулировать основные принципы и условия, от соблюдения которых во многом будет зависеть ее эффективность. Одним из таких условий является соответствие идеологических принципов концепции «Здоровье для всех» методическим и организационным условиям ее разработки, реализации и мониторинга. Идея межсекторального подхода к проблемам здоровья населения требует создания адекватной организационной структуры — возможно в виде Национального института здоровья, основными задачами которого могут быть: разработка научно-обоснованной политики в сфере укрепления и охраны здоровья населения с учетом региональной специфики ситуации; разработка в соответствии с рекомендациями ВОЗ национальной программы «Здоровье для всех россиян», объединяющей усилия различных отраслей и ведомств по критерию здоровья; создание системы мониторинга здоровья населения; объективное информирование руководящих органов страны (Президент, Правительство, Парламент, Совет Безопасности, Главы администраций субъектов Российской Федерации) о состоянии, тенденциях и прогнозах здоровья населения, о необходимых мерах по улучшению ситуации. Сегодня крайне необходима общенациональная программа действий в области здравоохранения. В ее основу должна быть положена ясная концепция защиты здоровья народа и единая стратегия.

Публикация подготовлена по материалам аналитической справки о проблемах глобальной стратегии ВОЗ по достижению здоровья для всех в ХХI веке (Венедиктов Д.Д., Иванова А.Е., Максимов Б.П.).

Источник

Adblock
detector