Меню

Восприятие лиц с ограниченными возможностями здоровья

Восприятие лиц с ограниченными возможностями здоровья

Декларация подчеркивает, что при возникновении необходимости обеспечения равенства в общении и возможностях для всех групп людей и отдельных членов общества, государствам, принявшим Декларацию, следует разрабатывать и принимать новые законодательные инициативы. На государственном уровне процесс формирования толерантного общества требует создания справедливого и беспристрастного законодательства, обеспечивающего равноправные возможности для всех групп населения. Декларация подчеркивает значение толерантности в социально-экономическом аспекте и обращает особое внимание на воспитание личности, как эффективное средство предупреждения нетерпимости [2].

В России проблема формирования толерантности рассматривается, в том числе, и как основа построения гражданского общества. Оно представляет собой систему негосударственных общественных отношений и институтов, дающих человеку возможность свободно реализовать свои гражданские права, отстаивать собственную гражданскую позицию независимо от материального положения, национальности, состояния здоровья и т.д. Внедрение в социальную практику толерантных норм поведения является целью федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Принцип толерантности в России может быть реализован при создании равноценного отношения к различным слоям общества, при соотношении индивидуального и общественного в трактовке российской толерантности, а также при активной роли государства и общественного мнения в распространении и укреплении данного принципа. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время проблема формирования толерантного сознания является составной частью глобальных общественных изменений, происходящих в российском обществе. В этом процессе знаковыми индикаторами станет общественная и государственная позиция в толерантном отношении не только к разным этносам и культурам, но и отношении к лицам с ОВЗ.

Проблема толерантности по отношению к рассматриваемой категории населения является актуальной и практически значимой для специальной психологии и коррекционной педагогики как в научном, так и в практическом плане. Данный вопрос относительно недавно стал предметом научной дискуссии и еще не в полном объеме изучен современными исследователями. С практической точки зрения данная проблема заслуживает особого внимания специалистов в связи с активным внедрением инклюзивного образования, основообразующим принципом которого является толерантность. Инклюзия, как феномен «Образование для всех», нашло свое широкое отражение во всех образовательных системах зарубежных стран. Инклюзивный характер образования закреплен и российским законодательством [4].

Расширение инклюзивной практики и увеличение количества детей с ОВЗ ставит перед обществом сложную задачу переосмысления подходов и оценок в их обучении, воспитании и развитии. Требуется коренная перестройка всех образовательной системы страны и учебно-воспитательного процесса конкретного учреждения. Необходимо изменить отношение педагогических работников к возможности ребенка с ОВЗ обучаться инклюзивно и сформировать у них потребность повышать педагогическую компетентность в данном вопросе. Формирование педагогической толерантности сегодня является актуальной проблемой для российской науки и практики.

Остается открытой проблема формирования толерантного отношения детского коллектива по отношению к сверстникам с ОВЗ. Становление толерантности как нравственного качества личности, определено индивидуальными особенностями ребенка, его ценностными ориентациями и установками, особенностями семейного воспитания и пр. Воспитание толерантности длительный процесс, требующий признания самим ребенком значимости для себя данной позиции и желания реализовать собственное толерантное отношение в повседневной практике. Имеет смысл говорить о целесообразности развития различных форм инклюзии, в частности «обратной инклюзии», при которой несколько нормально развивающихся детей инклюзированы в среду детей с ОВЗ.

Понимание толерантности как многообразия культур и возможностей, подводит нас к мысли о том, что сохранение и развитие системы специального (коррекционного) образования обеспечит выбор собственной образовательной траектории ребенком с ОВЗ. Практика работы и этих учреждений и история их становления убедительно доказывают их жизнеспособность и эффективность. Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений успешно трудятся в разных отраслях народного хозяйства, демонстрируют спортивные успехи, активно участвуют в общественно-политической жизни страны. Общественное признание их достижений и возможности полноценно реализовывать себя вносит существенный вклад в формирование толерантного к ним отношения. Однако процесс внедрения инклюзивного образования не всегда согласуется с уже существующей системой специального образования. Требуются значительные усилия государства и общественности по консолидации и соблюдению оптимального равновесия между этими образовательными системами. Это баланс чрезвычайно важен и для формирования адекватного отношения детям с ОВЗ и их потенциальным возможностям [5]. При этом краткосрочного и однозначного решения данного вопроса ожидать не приходится, что обусловлено целым комплексом факторов, затрудняющих глобальный процесс формирования толерантного общественного сознания и осмысления обществом потенциальных возможностей лиц с ОВЗ.

Прежде всего, общественная практика и наука не имеют на сегодняшний день однозначной трактовки понятия толерантность, не сформированы критерии оценки ее как социально-философского и психолого-педагогического феномена, не до конца определены виды толерантности и особенности ее проявления в межличностном взаимодействии.

Несмотря не то, что сам термин толерантность появился уже в период религиозных войн между католиками и протестантами, и трактовался как веротерпимость и снисходительность к другим конфессиям, по настоящее время остается открытым вопрос о сущности и содержании толерантности и процессе ее формирования, в том числе — из-за разнообразия перевода этого понятия на русский язык. В буквальном переводе с латинского толерантность — это терпение. В переводе с английского языка — терпимость, допуск. В германских языках значение термина в-основном сводится к религии.

Читайте также:  Караченцов состояние его здоровья

В современной трактовке данное понятие имеет полинаучную природу, так как используется практически всеми гуманитарными науками. В философии толерантности подчеркивает, что данные феномен обозначает всеобщее равенство, моральный принцип и ценность. С точки зрения психологии толерантность рассматривается как ослабление реакции на неблагоприятный фактор, который перестает быть значимым для субъекта. В медицине — это симптом или снижение чувствительности к раздражителю. В социологии толерантность понимается как принцип, социальная норма, основополагающий демократический принцип. Таким образом, смысл, вкладываемый в понимание толерантности, имеет широкое и часто разноплановое толкование [1].

Существенные расхождения в оценки проявлений толерантности можно выявить при анализе поведения и деятельности человека. Так, обобщая данный вопрос, А.В. Лекторский, выделяет такие особенности как:

— толерантность как безразличие к существованию различных взглядов, поступков, практик;

— толерантность как невозможность взаимопонимания другого из-за невозможности или нежелания взаимодействовать;

— толерантность как снисхождение или пренебрежение к слабости других;

— толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог.

Последняя позиция наиболее полно отражает цель и одновременно растущую потребность общества в формировании толерантного сознания. На индивидуальном уровне толерантность развивается как интегральное личностное качество, которое адекватно проявляется в повседневной практике. Однако процесс формирования адекватного толерантного отношения сегодня серьезно затруднен популяризацией интересов отдельных групп, сообществ и пр. В отношении к лицам с ОВЗ толерантность также носит противоречивый характер [5].

Среди основных причин непринятия обществом нетипичного человека исследователи отмечают незнание его потенциальных возможностей, особенностей развития, обучения и воспитания. Выготский Л.С. подчеркивал, что любой дефект имеет социальную природу. Тяжесть самого дефекта заключается не в нем самом, а в тех социальных последствиях, которые он за собой влечет. К ним современные коррекционные психологи относят сокращение социальных контактов, изменение способов взаимодействия со средой, появление неадекватных социальных установок и потребностей, ограничение в реализации своих прав и т.д. Серьезные трудности в социализации лиц с ОВЗ создают психологические проблемы, связанные с переживаем последствий той или иной патологии. Внутренние переживания и «чувство быть отличным от других», усиливаются и в результате низкой толерантной культуры в обществе. Социально-экономический аспект непринятия лиц с ОВЗ рельефно проявляется при их трудоустройстве. Многие работодатели отказываются принимать работника с ОВЗ даже при наличии соответствующей квалификации.

Определенное нарушение в развитии означает существенное ограни­чение жизнедеятельности, оно способствует возникновению социальной изоляции, затрудняет процесс профессионального самоопределения, приобретение навыков социально-бытовой ориентировки и пр. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от об­щества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Среди них материально-экономическая и социальная поддержка этих детей будет мало продуктивной без системной работы государства и общественных институтов по популяризации знаний о потенциальных возможностях лиц с ОВЗ.

В ходе развития общества негативное отношение к нетипичным людям формировалось постепенно, как защитная реакция самосохранения нации или народности. Люди с теми или иными психофизическими недостатками вызывали и вызывают особое и не всегда адекватное отношение. Существует множество мифов в общественном сознании, связанных с природой и причинами отклоняющегося развития, наследственной предрасположенностью к заболеванию и пр. Предрассудки являются составной частью нашей социальной структуры, и попытки избавиться от них могут вызвать глубокое внутреннее сопротивление. Вырождение генофонда автоматически вызывает протест, который в современных условиях не может быть оправдан в силу того, что значительная часть российского общества не уделяет должного внимания собственному здоровью и здоровью нации в целом [4].

Эволюция взглядов общества и государства на данную проблему прошла путь от агрессии и непринятия лиц с ОВЗ до понимания их равных прав и возможностей. С 90-х годов ХХ века в мировой и российской практике активно предпринимаются практические шаги по созданию условий для реализации равных прав и возможностей лиц с ОВЗ. Однако законодательные акты и государственные программы малоэффективны без общественной поддержки и понимания необходимости толерантного отношения к данной категории граждан.

Одним из самых распространенных стереотипных мнений о лицах с ограниченными возможностями здоровья является представление о них как о людях ущербных, зависимых, неполноценных. Так, любой дефект в понимании большинства ставит человека в позицию несчастного, ограниченного человека, не способного расти профессионально, делать карьеру, создавать семью, воспитывать детей. В свою очередь, данная общественная установка вызывает у лиц с ограниченными возможностями чувство психологического дискомфорта, неполноценности, изолированности, непонимания.

Огромное влияние на общественное сознание оказывает восприятие человека с ОВЗ как бесполезного члена общества, не способного реализовать себя ни в общественной, ни в личной жизни. Данная позиция не только не гуманна, но и опасна. Она подрывает устои существования человеческого общежития. Попытки делить людей на «нужных» и «ненужных» порочны по своей сути, ибо их реализация порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Подобная трактовка тесно связана с незнанием потенциальных возможностей лиц с ОВЗ. Огромное количество граждан этой категории успешно реализуют себя в различных отраслях науки, хозяйства и искусства.

Объективный подход в анализе социально-политической жизни требует преодоления укоренявшегося долгое время в общественном сознании представления о необходимости, и даже неизбежности в постоянной опеке и жалости по отношению к лицам с ОВЗ. Это мнение исключало саму постановку проблемы равноправного и адекватного взаимодействия с ними, отвергало принципиальное признание толерантного к ним отношения общества. Именно поэтому в современной России искоренение нетолерантного отношения к гражданам данной категории является важной государственной задачей.

Читайте также:  Как ценить собственное здоровье

В развитии российского гражданского общества существенную роль должен играть культурный плюрализм, который вбирает в себя все элементы духовной жизни и обеспечивает равноправное участие в ней всех индивидов [3]. Необходимо создать условия, при которых становится общедоступно культурное богатство общественного сознания и каждой личности в отдельности. Неограниченный доступ к духовным ценностям помогает преодолеть феномен отчуждения личности с ОВЗ. Гражданское общество жизнеспособно, если его члены имеют высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития, внутренней свободы и способны к адекватному восприятию отличных от них людей. Формирование нового типа гражданина, обладающего высокими нравственными идеалами, передовым мировоззрением, основанным на демократическом сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан, неукоснительным соблюдением законов и правил общечеловеческого общежития является приоритетной задачей на современном этапе.

Рецензенты:

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород;

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.

Источник

Особенности восприятия учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
учебно-методический материал на тему

Процесс познания мира ребенком начинается и происходит в течение всей жизни благодаря восприятию и ощущениям. Эти процессы представляют собой отражение окружающей действительности, информация о которой поступает к нам через органы чувств. У детей с ОВЗ в несколько раз чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников, наблюдаются нарушения органов слуха и зрения. Это часто ведет к появлению недостатков их восприятия.

Скачать:

Вложение Размер
vospriyatie.docx 309.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательная школа – интернат VIII вида

станицы Старолеушковской Краснодарского края.

Особенности восприятия учащихся

с ограниченными возможностями здоровья.

Подготовила учитель письма и развития речи

Васильева Ирина Сергеевна

Процесс познания мира ребенком начинается и происходит в течение всей жизни благодаря восприятию и ощущениям. Эти процессы представляют собой отражение окружающей действительности, информация о которой поступает к нам через органы чувств. У детей с ОВЗ в несколько раз чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников, наблюдаются нарушения органов слуха и зрения. Это часто ведет к появлению недостатков их восприятия.

СЛАЙД 2 . Восприятие — целостное отражение непосредственно воздействующих

на органы чувств предметов и явлений окружающего мира.

Процесс восприятия протекает в единстве с другими психическими процессами: ощущениями, представлениями, мышлением и речью. На него оказывают влияние индивидуально-психологические свойства личности. Недоразвитие различных сторон психики неблагоприятно влияет на процесс восприятия.

Огромную роль в восприятии играет речь. Во всех видах восприятия ( зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное ) существенная роль принадлежит словесным обозначениям предметов, что обеспечивают возможность обобщения, способствуют осмысливанию воспринимаемого.

Специфическая черта зрительного восприятия человеком окружающей действительности — возможность обозрения, т. е. осмысленного восприятия объектов и явлений, находящихся в поле зрения, в их многообразных и сложных связях и отношениях.

Зрительное восприятие – форма восприятия, включающая в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, на основе информации, получаемой с помощью зрительной системы.

Слуховое восприятие – форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора

Слух – уникальный источник жизненно важной информации о том, что происходит в непосредственной близости от нас,

Осязательное восприятие. Благодаря осязанию человек познает особенности поверхности (шероховатость, плотность), протяженность, вес, форму, величину предметов. В осязании сочетаются кожные (тактильные) и кинестетические ощущения.

Обонятельное восприятие — способность ощущать и различать запахи.

Вкусовое восприятие — восприятие свойств раздражителей, воздействующих на рецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комбинаций).

СЛАЙД 3 . Основными недостатками восприятия детей с ОВЗ является:

  • нарушения обобщенности;
  • замедленный темп восприятия;
  • малая дифференцированность;
  • узость объема восприятия;
  • пассивность восприятия.

Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия . Умственно отсталые дети не стремятся детально изучить предмет. При описании какого-либо предмета школьники с умственной отсталостью обнаруживают недостаточную обобщенность восприятия. Они указывают лишь на некоторые, резко выделяющиеся, внешние признаки и ограничиваются самым общим узнаванием предмета. Учащиеся коррекционной школы затрудняются при необходимости узнавать изображения предметов при изменении их положения в пространстве (например, при повороте на 90 и 180°). Процесс восприятия у учащихся школы VIII вида протекает значительно медленнее, чем у их нормальных сверстников. Это обусловлено замедленностью процессов анализа и синтеза, инертностью нервных процессов.

СЛАЙД 4. Так, при восприятии текста, сюжетного изображения ребенок с ограниченными возможностями не может выделить основную мысль.

По данным исследований 3. А. Евлаховой, К. И. Вересотской, И. М. Соловьева, умственно отсталые дети при восприятии сюжетных картин не устанавливают действительные отношения между объектами, действующими лицами, не вскрывают необходимых связей. На картине величина предметов часто оказывается резко измененной, их форма — недостаточно четко выраженной, а ракурс объектов и их соотношение остаются стабильными вне зависимости от места, с которого человек смотрит на изображение.

Рассматривая сюжетную картину, ученик должен правильно узнать представленные на ней предметы и определить их пространственное расположение, назвать действующие персонажи, выделив из них основные, установить, какие отношения их связывают, понять ситуацию в целом.

Понимание сюжетной картины зависит от качества анализа и синтеза воспринимаемого изображения. Если эти мыслительные процессы осуществляются на примитивном уровне, то и понимание оказывается неполным, поверхностным, а в ряде случаев — неадекватным. Многие учащиеся, рассматривая картину, беспорядочно перечисляют попавшие в их поле зрения объекты. Они затрудняются в выделении главных объектов и второстепенных. При этом дети обычно не объединяют выделенные ими объекты в смысловые группы и не делают попыток раскрыть общее содержание воспринятого. Это можно наблюдать даже в тех случаях, когда сюжет картины прост и, казалось бы, понятен школьникам.

Например, рассматривая картину «Первый раз в первый класс», ученики перечисляют многие детали одежды ребят, отмечают, что у девочки на спине ранец, ребята идут в школу, но не указали на надпись «День знаний», и никто не сказал о том, что изображены ученики, идущие в школу 1 сентября .

Отмечается замедленный темп восприятия по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами, (картину, текст и т. п.). и пр.

Восприятие умственно отсталых детей слабо дифференцированно . При восприятии знакомых предметов умственно отсталые школьники затрудняются в вычленении деталей, отождествляют предметы, не выделяют объекты, мало отличающиеся по цвету, пропускают небольшие объекты. Умственно отсталые дети испытывают серьезные затруднения при дифференцировании цвета (особенно оттенков), величины, формы объекта, они не различают выражения лиц людей, изображенных на картинке.

Опыт педагогов свидетельствуют о том, что во время наблюдений за окружающей обстановкой у умственно отсталых детей обнаруживается присущая им узость объема восприятия . Прежде всего, опускаются мелкие и слабо выделяющиеся объекты.

Умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном или прочитанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить.

СЛАЙД 7

Так, при предъявлении детям картины с изображением нелепых ситуаций (нелепость изображенного им понятна) не отмечается выраженных эмоциональных проявлений, подобных тем, которые наблюдаются у детей с нормальным интеллектом. Это объясняется не только различиями их эмоциональных реакций, но и пассивностью процесса восприятия. Они не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поискам остальных, им требуется постоянное побуждение.

Таким образом, пассивность процесса восприятия является еще одной его характерной особенностью. Глядя на какой-нибудь предмет, умственно отсталый ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета. Умственно отсталые дети не умеют самостоятельно рассматривать, всматриваться, им необходимо постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что умственно отсталые без подробного объяснения материала, стимулирующих вопросов педагога практически не могут выполнить доступное их пониманию задание.

Прошло лето стаи ворон закружились над полем пошли осенние скучные дожди холодный ветер срывал с деревьев мокрую листву.

  • Формировать навыки целенаправленного восприятия (в процессе любых видов деятельности), обращать внимание детей на различные предметы, явления, на их свойства. Восприятие ребёнка должно быть осмысленным, необходима опора на практические действия.
  • Вычленение в предмете его частей, определение величины, формы, цвета, формирование пространственных представлений, определению правой и левой стороны, восприятию перспективы направления и местоположения объекта.
  • Совершенствованию восприятия способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием, спортивные игры и физические упражнения. В процессе этой деятельности происходит освоение пропорций. Расположения на условном пространстве заданных конструкций.
  • Не нужно стремиться к упражнению отдельных органов чувств. Восприятие формируется в процессе осмысленных действий с предметами.

Восприятие объективной действительности является предпосылкой человеческой деятельности. В то же время деятельность, практика способствуют развитию восприятия, т. е. все более правильному и полному отражению действительности.

Нaше пoзнaние нaчинaется с вoсприятия,

перехoдит в пoнимaние, и зaкaнчивaется причинoй.

Нет ничегo вaжнее .

  1. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

2. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы.

Под ред. Ж. И. Шиф. — М.: Просвещение, 1965 г. — 343 с.

3. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова,

И.В. Белякова . –– М . : Академия, 2002. – 160 с. – (Высшее образование)

Источник

Adblock
detector