Программа воспитательной работы с обучающимися 5-9 классов «Здоровье — всей жизни основа!»
рабочая программа (5 класс) по теме
Здоровье — всей жизни основа!
Со школы его укрепляй.
Духовно-телесно здоровым
Красиво по жизни шагай!
Ни дня без развития тела
Ума и души, и всего.
Нет совершенству предела,
Когда жаждет душа его!
Каждый человек имеет право быть успешным. Одно из условий успешности – это состояние здоровья. Общее здоровье человека складывается из здоровья физического, психического и социального. Здоровье тела, духа и души – триединая сущность человека. Так, на фундаменте физического базируется здоровье психическое, на психическом — нравственное, социальное. С педагогической точки зрения можно сказать: «Только в здоровом теле может быть здоровый дух».
Ребенок, рано утративший здоровье, — это человек с комплексом проблем.
Ученые утверждают, что 50% случаев потери здоровья – от образа жизни человека. Образ жизни — это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.
Проблема ухудшения здоровья учащихся становится острее с каждым годом. Общеобразовательные задачи по формированию системы знаний, навыков, способностей, интеллекта невозможно без решения оздоровительных задач. Снижение уровня нравственного и физического здоровья, общей культуры свидетельствуют о том, что в современном состоянии образование и воспитание находится в противоречии с основополагающими принципами ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_3.rar | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
— всей жизни основа!»
Для 5 — 9 классов.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 75
Классный руководитель — Нарицына Валентина Леонидовна
Здоровье — всей жизни основа!
Со школы его укрепляй.
Духовно-телесно здоровым
Красиво по жизни шагай!
Ни дня без развития тела
Ума и души, и всего.
Нет совершенству предела,
Когда жаждет душа его!
Каждый человек имеет право быть успешным. Одно из условий успешности – это состояние здоровья. Общее здоровье человека складывается из здоровья физического, психического и социального. Здоровье тела, духа и души – триединая сущность человека. Так, на фундаменте физического базируется здоровье психическое, на психическом — нравственное, социальное. С педагогической точки зрения можно сказать: «Только в здоровом теле может быть здоровый дух».
Ребенок, рано утративший здоровье, — это человек с комплексом проблем.
Ученые утверждают, что 50% случаев потери здоровья – от образа жизни человека. Образ жизни — это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.
Проблема ухудшения здоровья учащихся становится острее с каждым годом. Общеобразовательные задачи по формированию системы знаний, навыков, способностей, интеллекта невозможно без решения оздоровительных задач. Снижение уровня нравственного и физического здоровья, общей культуры свидетельствуют о том, что в современном состоянии образование и воспитание находится в противоречии с основополагающими принципами ЗОЖ. Понижение уровня здоровья наблюдается и в 6-а классе. У учащихся присутствуют заболевания опорно-двигательного аппарата, ВСД, сколиоз, нарушение зрения. По состоянию здоровья преобладают ученики, отнесенные ко 2 здоровья.-17 человек; 3 человека – к 3 группе и 1 – инвалид по зрению.
- Формирование у учащихся образа успешного человека как здорового человека и стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических возможностей.
- Содействие формированию у учащихся социально позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности, развитию и раскрытию индивидуальности школьников, их нравственного и творческого потенциалов, устранению негативных явлений в сфере поведения и отношений детей с окружающими.
1.Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни учащихся.
2.Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
3.Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
4.Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни школьников и формированию у них негативного отношения к вредным для здоровья привычкам: курению, токсикомании, употреблению алкоголя и наркотических средств.
5.Целенаправленная работа по выявлению раннего семейного неблагополучия и своевременной помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Программа разработана на основе следующих концептуальных положений:
- Здоровье – необходимое условие успешности человека.
- Здоровье — основа правильного самопознания, самооценки и самовыражения
- Здоровье — необходимое условие социализации человека.
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma.docx | 321 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новосельская основная общеобразовательная школа»
Классный руководитель Киверов Евгений Александрович
“Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Здоровье ребёнка характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием. На современном этапе развития общества по новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых детей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью, тем более, что в настоящее время заболеваемость остаётся важнейшей официально регистрируемой реакцией населения на вредные воздействия окружающей среды. Для успешного решения этой задачи важно беречь здоровье смолоду, а также укреплять его с первых дней жизни. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
Каково же состояние здоровья детей моего класса?
В 2011-2012 учебном году в классе-комплекте обучалось 11 учащихся, в 2012-2013 учебном году – 14 человек.
2011-2012 учебный год
2012-2013 учебный год
1 группа здоровья
2 группа здоровья
Наиболее распространенными заболеваниями являются:
На основании полученных данных выявлено:
- Среди учащихся класса выявлено 32,7% детей, у которых показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки находятся на уровне низких величин.
- Дисгармоничное развитие выявлено у 24,3% детей, а резко дисгармоничное — у 11,1%. Диспропорция определялась избыточной (или недостаточной) массой тела по отношению к росту.
- Уровень физической подготовленности детей можно считать хорошим по всем показателям и достаточным для детей данного возраста.
- Среди выявленной ортопедической патологии имеют место:
- нарушение осанки — 30%,
- плоскостопие — 32%,
По результатам проведенного анализа, очевидно, что состояние здоровья детей желает быть лучшим.
А результаты обучения?
2010-2011 учебный год
2011-2012 учебный год
2012-2013 учебный год
Мой девиз: «От охраны здоровья — к успеху в учебе»
Следовательно, необходима системная профилактическая работа по формированию здоровой среды, здорового образа жизни. Убеждение детей и родителей в том, что легче предотвратить болезнь, чем потом долго её лечить.
Цель программы: создание условий для реализации здоровьесберегающих технологий, направленных на формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни; гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, толерантности.
- формирование правильное отношение к своему здоровью, восприятие здоровья как жизненной ценности;
- включение учащихся в спортивно-оздоровительную деятельность школы, обеспечивающую высокую работоспособность и минимизацию пропусков занятий по болезни;
- организация взаимодействия с семьями школьников в формировании культуры здоровья;
- создание нового уклада жизни детей, способствующего воспитанию свободной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности;
- удовлетворение потребности ребят в общении, в совместной деятельности для реализации возрастных интересов;
- формирование у учащихся культуры общения;
- формирование адекватного нравственного отношения к окружающим людям;
- развитие классного самоуправления;
- пропаганда среди родителей, педагогов и детей основ здорового образа жизни.
В целях осуществления задач по обеспечению охраны, укрепления здоровья и физического развития учащихся определились следующие направления в качестве приоритетных:
1. Здоровье учащихся и основные виды деятельности школьников;
2. Психологический комфорт воспитанников школы
Основные принципы программы :
- Сознательность и активность – чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
- Индивидуальная доступность – дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей.
- Систематичность и последовательность – непрерывность и этапность физкультурно-оздоровительных занятий.
- Психологическая комфортность – получение положительных эмоций и ощущений в процессе физкультурно-оздоровительной работы.
- Творческое, динамичное совершенствование системы оздоровления учащихся средствами физической культуры – постоянное обновление содержания физкультурно-оздоровительного воспитания, формирование мировоззрения, системы ценностей, интересов и мотиваций, имеющих глубоко нравственную, гуманистическую направленность у всех участников образовательного процесса оздоровления средствами физической культуры и спорта.
Участники программы : классный руководитель, обучающиеся, родители
1. Создает мотивацию и соответствующие условия для реализации программы воспитания здорового человека в содружестве с учащимися, их родителями и специалистами.
2. Создает здоровый психологический климат в классе, способствует его поддержанию.
3. Ведет информационно-просветительскую работу в рамках проблем, касающихся здоровья и его культуры, как с учащимися, так и с их родителями.
4. Способствует поддержанию физических, психических сил воспитанников:
- ходить вместе с ними на туристические слеты;
- проводит беседы, встречи с интересными людьми;
- играетв различные игры и проводит спортивные соревнования;
5. Вовлекать учащихся в занятия физической культурой и спортом.
6. Защищать права воспитанников, их честь и человеческое достоинство.
1. Ведут здоровый образ жизни: соблюдают режим дня, правила гигиены; гуляют на свежем воздухе; закаляются; занимаются спортом, туризмом.
2. Участвуют в разработке и реализации программ, посвященных проблемам здоровья.
4. Являются инициаторами различных дел, как в семье, так и в школе:
- Ярмарки игр, забав и развлечений;
- Веселые старты;
- Малые Олимпийские игры;
- Конкурс «Мы – спортивная семья»;
- Игры-суды над вредными привычками человека.
1.Сотрудничество с семьей в интересах ребенка;
2.Формирование общих подходов к воспитанию;
3.Выработка близких по сути требований;
4.Организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии;
5.Создание благоприятного климата в семье;
Сроки реализации программы: 5 лет
Реализуется программа в 5 этапов: от простого к сложному, от близкого к далёкому:
1 этап (5-6 класс-комплект) – 2011-2012 учебный год
«В здоровом теле — здоровый дух»
2 этап (5-6-7 класс-комплект) – 2012-2013 учебный год
«Я — ученик! Я — гражданин!»
3 этап (6-7-8 класс-комплект) – 2013-2014 учебный год
«Я и окружающий меня мир»
4 этап (7-8-9 класс-комплект) – 2014-2015 учебный год
«Я выбираю здоровый образ жизни»
5 этап (8-9 класс-комплект) – 2015-2016 учебный год
Здоровье — это искусство, а искусству надо учиться…
Формы и методы, позволяющие научиться искусству сохранения и укрепления здоровья:
1. Методы формирования сознания включают следующие формы деятельности:
- классные часы, и х проведение и тематику я заранее предусматриваю при составлении плана воспитательной работы;
- беседы провожу с классом или индивидуально, предполагая интеллектуальную и эмоциональную активность школьников;
- ч итательские конференции помогают не только расширить кругозор обучающихся, но и усвоить нормы и принципы нравственности;
- мини-лекции использую как самостоятельную форму работы школьников, продолжительность которых не более 10-15 минут; для проведения некоторых лекций приглашаю фельдшера, сотрудников ГИБДД и пожарной службы.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм:
- педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;
- приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности;
3. Методы стимулирования поведения и деятельности помогают мне формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности. Поощрение применяю в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, награждение. Наказание — в выражении морального порицания, осуждения.
4. Метод игровых ситуаций я применяю, так как он позволяет легко, увлекательно усваивать обучающимся на практике правила здорового образа жизни. Очень часто использую и гровые ситуации проблемно-поискового характера, при этом методы убеждения и упражнения максимально сближаются.
5. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье обучающихся. Таким методом является внушение. Внушать — это, значит, воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний .
6. Метод проектов. Исследовательские проекты ( организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек в школе); творческие проекты .
- Сохранение и по возможности укрепление здоровья школьниками через овладение ЗОЖ.
- Позитивная динамика результатов обученности за счет сохранения количества уроков, пропущенных по болезни
- Снижение уровня заболеваний позвоночника и глаз.
- Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
- Участие в спартакиадах, командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.
- Проявление потребности в творческой и интеллектуальной самореализации, через участия в конкурсах, смотрах, викторинах.
- Улучшение взаимоотношений семьи и школы, повышение ответственности родителей за здоровье ребенка
- Появление цели – сохранить своё здоровье, самосовершенствоваться, развиваться не только физически, но и культурно.
Основные мероприятия по реализации программы
2011 – 2012 учебный год
Тема: «В здоровом теле — здоровый дух»
Цель: формирование положительной мотивации к ведению здорового образа жизни.
в области обучения:
- учить составлять режим дня для правильного распределения времени и сил на учёбу и досуг;
- прививать основные навыки гигиены;
- формирование здорового образа жизни.
в области воспитания:
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
- учить противостоять вредным привычкам;
- воспитывать интерес к занятиям спортом и физической культурой;
- повышать информированность школьников по вопросам здорового образа жизни.
в области психического развития:
- создание комфортной обстановки в классе для сплочения классного коллектива;
- формирование традиций класса;
- изучение коллектива в целом и каждого учащегося в частности;
- анализ эмоциональной сферы в коллективе.
в области социализации:
- формировать сплочённый классный коллектив;
- создание условий для дальнейшего развития органов детского самоуправления;
- формирование и укрепление традиций классного коллектива;
- сплочение семьи в рамках пропаганды здорового образа жизни.
Режим дня. Классное собрание: Задачи на новый учебный год.
«В здоровом теле – здоровый дух!»
Практическое занятие Обсуждение
Гигиена школьников. «Здоровый образ жизни».
Обсуждение Выпуск бюллетеня
Мифы о наркомании.
Диспут Сбор информации
Режим питания. Классное собрание: «В здоровом теле – здоровый дух!»: подведение итогов работы.
В гостях у Айболита.
Утренник для начальной школы
Вредные привычки и их преодоление.
Я здоровье берегу — сам себе я помогу.
Спортивные традиции в семье. Быстрее, выше, сильнее.
— коллектив переходит к самоуправлению;
— ответственное отношение к своему здоровью;
— соблюдение режима дня;
— навык соблюдения гигиенических требований;
— умение бороться с вредными привычками;
— ведение здорового образа жизни.
Должен знать: — положение о правах и обязанностях учащихся; — правила внутреннего распорядка школы; — как правильно распределять время; — почему привычки называются вредными; — традиции класса и семьи; — историю своей страны.
— принимать участие в оказании помощи в учёбе своим товарищам;
— пропагандировать здоровый образ жизни;
— создавать традиции в семье;
— противостоять вредным привычкам;
— вести здоровый образ жизни.
2012 – 2013 учебный год
Тема: «Я – ученик! Я – гражданин!»
Цели: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания через пропаганду здорового образа жизни.
в области обучения:
- воспитывать гражданина и патриота;
- прививать интерес к истории своей страны;
- формировать интерес к истории спорта.
в области воспитания:
- способствование формированию уважительного отношения к старшим, пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам;
- использование воспитательных возможностей народных праздников для приобщения учащихся к ценностям русской национальной культуры;
- формирование здорового образа жизни;
- пропаганда негативного отношения к вредным привычкам ;
- объединять усилия семьи и школы по воспитанию здорового образа жизни.
в области психического развития:
- воспитывать терпимость к культурам разных народов;
- повышать уровень воспитанности;
- формировать адекватную самооценку школьников;
- подключение актива класса к созданию комфортной обстановке в коллективе.
в области социализации:
- создание условий для дальнейшего развития органов детского самоуправления;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- повышение активного взаимодействия в социуме.
Драгоценное время. Классное собрание: Задачи на новый учебный год.
Практическое занятие Обсуждение
Кто наши враги? Заседание актива класса:
Диспут о вредных привычках Выпуск бюллетеня
О спорт, ты – мир!
Скажи нет наркотикам! Встречи с ветеранами.
Круглый стол Сбор материала
Россия – родина моя. «Портрет патриота».
Литературная гостиная Отчёт об исследовательской работе
Зимние забавы (для учащихся начальной школы).
Игры на свежем воздухе
Никотин: друг или враг? Классный час, посвященный дню снятия блокады «Если скажут слово Родина…»
Мы – защитники отечества! Ими гордится России.
Смотр воинской доблести
Экскурсия в школьном музее
Память: как её тренировать. Конкурс «Лидер».
За здоровье всей семьёй!
— совместная деятельность актива и классного руководителя в организации
социально значимых дел;
— самостоятельная деятельность в решении вопросов коллективной жизни;
— создание атмосферы сотрудничества, взаимного доверия и уважения;
— знание и понимание своих прав и обязанностей как гражданина и патриота своей страны;
— активное участие семьи в спортивных мероприятиях и классных часах;
— толерантное отношение школьников друг к другу;
— комфортная обстановка в классном коллективе;
— повышение интереса к истории своей страны в целом и станице в частности.
— положение о правах и обязанностях учащихся;
— правила внутреннего распорядка школы;
— памятные военные даты в истории страны;
— ситуации, подталкивающие к вредным привычкам и способы противостояния им.
— противостоять вредным привычкам;
— оказать помощь одноклассникам;
— тренировать свою память;
— справляться со стрессами.
2013 – 2014 учебный год
Тема: «Я и окружающий меня мир»
Цели: формирование бережного отношения к окружающему миру в связи с пониманием его влияния на здоровье человека.
в области обучения:
- формирование потребности в знаниях;
- формирование культуры информационного взаимодействия с миром;
- учить учитывать влияние окружающей среды на здоровье школьников.
в области воспитания:
- формирование здорового образа жизни;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде;
- расширение кругозора учащихся, повышение интереса к истории своего края.
в области психического развития:
- формирование умения самоконтроля;
- создание условий к профориентации;
- воспитание умения противостоять стрессам.
в области социализации:
- создание условий для дальнейшего развития органов детского самоуправления;
- способствование повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- формирования умения ориентироваться в жизни.
Здоровье и окружающий мир. Классное собрание: Задачи на новый учебный год.
Кушайте на здоровье.
Ситуативная игра Выпуск бюллетеня
В здоровом теле – здоровый дух.
Сбор экологической информации
Целебная сила природы.
Круглый стол Отчёт о творческой работе
Влияние окружающей среды на здоровье.
Курс молодого бойца.
Я знаю всё о моём здоровье? Конкурс «Лидер».
Помоги планете. Сбор отряда: «Это в наших силах»
По дорогам родного края
— появления отношения творческого сотрудничества;
— укрепление традиций, законов;
— бурное развитие самоуправления;
— повышение интереса к состоянию окружающей среды;
— бережное отношение к природе;
— внимательное отношение к своему здоровью;
— пропаганда защиты природы;
— яркое проявление положительных привычек и неприятие вредных.
— положение о правах и обязанностях учащихся;
— правила внутреннего распорядка школы;
— целебные свойства растений;
— соблюдать правила гигиены;
— бережно относиться к достопримечательностям родного края;
— сохранять самообладание в любой ситуации.
2014 – 2015 учебный год
Тема: «Я выбираю здоровый образ жизни»
Цели: формирование способности к проектированию жизненных сценариев и оздоровительных программ.
Задачи: в области обучения:
- учить осознано планировать своё будущее;
- формировать умение проектировать своё время с учётом здоровьесбережения;
- подготовка учащихся к выбору будущей профессии.
в области воспитания:
- способствование формированию уважительного отношения к человечеству, к культуре своего народа, традициям ;
- воспитание у детей позитивного восприятия окружающего мира;
- формирование здорового образа жизни;
- развитие навыка правильного обустройства своего рабочего места;
- воспитание патриотизма.
в области психического развития:
- психологическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни;
- адаптация учащихся к учёбе в новом коллективе;
- повышение стрессоустойчивости во время экзаменов.
в области социализации:
- развитие умения поступать в интересах коллектива, согласовывать свои желания с желаниями других, мириться с чужим мнением;
- расширение круга общения детей;
- выявление и раскрытие духовных, творческих и организаторских потенциалов личности;
- поиск наиболее эффективных путей совершенствования, способствующих социально-творческому развитию личности;
- удовлетворение потребности ребят в общении, в совместной деятельности для реализации возрастных интересов;
- создание условий для дальнейшего развития органов детского самоуправления.
Моё будущее в моих руках. Классное собрание Задачи на новый учебный год. «Я выбираю здоровый образ жизни!»
Гигиена умственного труда. «У каждой профессии запах особый.»
Источник
➤ Adblockdetector