Воспитательная работа с детьми ОВЗ
материал
Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательная работа учителя с детьми с ОВЗ | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития учащиеся, обучающиеся по программе коррекционной школы VIII вида отличаются проблемами эмоционально — личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения.
Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего образования, подготовка к жизни и труду.
В коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями в здоровье в первую очередь необходимо использовать педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности.
Цель воспитательной работы с детьми с ОВЗ: создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности.
Основнымизадачами данной работы являются:
-коррекция дефектов развития умственно отсталого ребенка в процессе обучения его общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки, разностороннего воспитательного воздействия на ход его развития;
-подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из рабочих профессий в условиях современного производства, то есть социально-трудовая адаптация;
-проведение лечебно-оздоровительной работы, направленной на укрепление и исправление общего физического состояние школьников.
При организации воспитательной работы педагогам рекомендуется учесть следующие направления:
-воспитание в процессе обучения;
-внеклассная работа по предметам (учителя- предметники);
-работа с детьми, имеющими девиантное поведение;
-индивидуально-групповые занятия со специалистами;
-стиль, тон отношений в школьном коллективе, морально-психологический климат;
-воспитательные мероприятия (воспитатели групп);
-социально- бытовая ориентация;
-клубы, секции, творческие объединения дополнительного образования (педагоги дополнительного образования);
Всю воспитательную работу целесообразно направить на коррекцию поведения учащихся, воспитание учебной и поведенческой дисциплины, гуманного отношения к окружающим людям.
Данная работа способствует социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Основная направленность социальной адаптации — практическая подготовка ребенка к самостоятельной жизни. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается своеобразие социально-эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстников в качестве объектов для взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания в повседневной жизни. Поэтому необходимо создавать особое образовательное и воспитательное пространство. Для этого важно создавать такие программы воспитания, где социально — нравственный аспект развития стоит на первом месте. В воспитательные программы рекомендуется включить следующие направления работы :
По данным направлениям рекомендуется вести совместную воспитательную работу учителя на классных часах, воспитателя на воспитательном часе, на родительских собраниях, внеурочных коллективных традиционных делах и мероприятиях.
Основная роль в организации воспитательного процесса принадлежит классному руководителю и воспитателю. Классные руководители разрабатывают свои воспитательные программы, где одна из главных задач- формирование коллектива класса, так как классный коллектив является главной структурной единицей коллективного творчества. Начиная с первого класса, ученик должен ощущать себя частью единого коллектива и жить идеями и настроениями всей школы.
Планируя содержание воспитательной работы с детьми с ОВЗ, в своей деятельности классный руководитель руководствуется пониманием задач, стоящих перед специальной коррекционной школой VIII вида.
Задачи решаются следующим способами:
· Моделирование жизненных ситуаций в социуме;
· Создание банка данных (коллективные дела);
· Выполнение общественно-значимых дел;
· Установление связей с внешней средой
Годовое планирование воспитательной работы с учащимися с ОВЗ отражает основные направления и формы воспитательной работы, актуальные педагогические проблемы, пути совершенствования методов воспитания учащихся. План воспитательной работы с детьми с ОВЗ должен быть объективен, реален и выполним, создавать базу для роста творческой активности детей.
Работая с данными детьми, классный руководитель руководствуется:
· Мотивами и ведущим видом деятельности каждой возрастной группы;
· Учитывает особенности характера и недостатки ребенка;
· Изучает структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности;
· Постоянно наблюдает, отслеживает динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.
Функции классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ направлены на:
— установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;
— взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;
— учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
— индивидуальное, воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;
— регулирование межличностных отношений между обучающимися;
— установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;
— содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;
— оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
— изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
— определение состояния и перспектив развития классного коллектива.
В соответствии со своими функциями классный руководитель СКШ VIII вида отбирает формы работы с обучающимися с ОВЗ:
· индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
· групповые (советы дел, творческие группы и др.);
· коллективные (коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
Особое место занимает классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников с ОВЗ, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные и нравственные проблемы.
Классный руководитель, осуществляя воспитательную работу детей с ОВЗ, выполняет:
— коррекционно-развивающую работу с обучающимися класса;
-индивидуальную работу с «трудными» обучающимися, относящимися к группе риска;
-работу по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий силами обучающихся класса;
-просветительскую работу для родителей (законных представителей). -принимает родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса.
В рамках реализации работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, классный руководитель организует практикумы, тренинги по общению с детьми, развитию коммуникативных навыков, оказывают помощь семье в преодолении вредных привычек, тяги к бродяжничеству, обследует социально-бытовые условия.
Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного воспитания детей с ОВЗ необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. На основе результатов диагностических исследований, проведенным психологом школы или лично классным руководителем, создавать программу педагогической коррекции, включающую в себя:
— создание ситуации успеха;
— пропедевтическую работу по ликвидации пробелов в поведении, обучении;
-привлечение ребенка к коллективной деятельности;
— помощь в реализации социальных потребностей;
— организацию профориентационной работы с учетом интересов учащихся.
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.
Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности». В.П. Кащенко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живописцу — требуется холст,Скульптору — необходимо пространство,Для оригами нужен только лист бумаги.
В помощь классному руководителю .Таблицы. Индивидульный маршрут .
Целью УВР является создание условий для всесторонне развития личности, самовыражения и саморазвития учащихся.
В статье рассказывается об особенностях учебно — воспитательной работы с детьми с множественными тяжелыми нарушениями в развитии.
Процесс письма тесно связан с устной речью. Причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики.
Источник
Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности
Юлия Махаева
Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности
МБДОУ д/с «Чебурашка» города Десногорска
В настоящее время, к сожалению, растёт численность детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из актуальных проблем во всём мире является проблема включения людей с ОВЗ в реальную жизнь общества. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушенным психическим и физическим развитием. Они составляют почти десятую часть жителей планеты. Это подтверждает и данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ, свидетельствующие, что число таких людей достигает 13 % от общего числа населения. Всего в мире 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно в России рождается около 50 тысяч детей, которые признаются инвалидами.
Рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы населения, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе. Вместе с тем ожидания этой группы детей не всегда согласуются с условиями российской действительности, которая не может удовлетворить все потребности ребенка с ОВЗ и семьи, в которой он проживает. В нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ОВЗ чрезвычайно ограничен. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специализированные (коррекционные) образовательные учреждения, а также группы компенсирующей направленности.
Таким образом, проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день и в современных нормативных документах такие категории детей не остаются без внимания.
На основании этих документов в ноябре 2009 года в городе Десногорске на базе МБДОУ д/с «Чебурашка» была открыта группа компенсирующей направленности для детей с особыми образовательными потребностями.
Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Содействие успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, создание для этого соответствующих условий являются предметом заботы и практической деятельности наших педагогов и медицинских работников.
Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в группу компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует от нас внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Главной нашей целью является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с нарушением интеллекта в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой.
1. Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуального маршрута развития ребенка.
2. Социальная адаптация и формирование предпосылок учебной деятельности;
3. Обеспечение познавательно – речевого, социально – личностного, художественно – эстетического и физического развития детей;
4. Достижение максимально возможных результатов в коррекции и развитии детей с учетом их индивидуальных возможностей и способностей;
5. Консультативно-педагогическая поддержка родителей в организации воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями;
Все перечисленные задачи решаются всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения. В проведении коррекции большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя–дефектолога, учителя — логопеда, педагога — психолога, воспитателей группы, социального работника, родителей. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. То есть модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка.
Одной из важнейших наших задач является привлечение к активному сотрудничеству родителей, т. к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.
Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.
Работу с родителями проводим как в традиционных формах, так и инновационных.
— день открытых дверей;
— конференции с родителями;
— экскурсия по детскому саду;
— тематические занятия семейного клуба;
— проведение детских праздников и досугов;
— презентации и игры для родителей.
В ходе собрания обсуждаем интересные темы, предлагаем не стандартные решения сложных вопросов. Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствует созданию доверительной атмосферы, помогает родителям откровенно говорить о проблемах.
Не одно родительское собрание у нас не проходит без чаепития. Обязательно родители получают памятки. В течение года мы награждаем родителей почетными грамотами и благодарностями.
Хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями,как: тематические консультации; презентации.
Пропаганду педагогических знаний ведем через систему наглядной агитации. В группе оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы.
У каждого специалиста есть своя страничка на сайте нашего детского сада, на которой он выкладывает различные методические материалы, с которыми каждый из родителей может ознакомиться.
За основу планирования воспитательно-образовательной работы взята «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л. Баряевой, О. Гаврилушкиной, А. Зарина, Н. Соколовой
Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.
У нас это естественная комфортабельная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Это позволяет нам совместно с детьми свободно заниматься, не мешая друг другу,разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием. Созданная нами предметно — развивающая среда позволяет обеспечить максимально психологический комфорт для каждого ребёнка.
Также в нашем детском саду создана сенсорная комната, которую наши дети посещают с большим удовольствием.
Достаточно оснащен оборудованием и спортивным инвентарем наш физкультурный зал для развития двигательной активности детей как стандартным, так и нестандартным. Все оборудование соответствует педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. В физкультурном зале есть пособия для физических упражнений, развития основных движений, профилактики нарушений осанки и плоскостопия, спортивных игр и упражнений. В зале проводятся физкультурные занятия всей группой, подгруппой и индивидуальные; воздушные ванны, утренняя гимнастика.
Воспитанники нашей группы посещают музыкальный зал. Там дети знакомятся с тайной музыки, учатся петь. Красиво задрапированные шторы и эстетическое оформление зала создают праздничное настроение у детей и взрослых. Здесь дети участвуют в праздниках, концертах, развлечениях, утренниках, учатся слушать и понимать музыку, играют на музыкальных инструментах.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, музыкотерапии).
Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.
Сетка занятий составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.
Учитель-дефектолог проводит сенсорные занятия, занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и также занятия по ознакомлению с окружающим.
Воспитатели проводят занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду, игры. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность, в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим, а также в режимные моменты.
Большое внимание уделяется продуктивной деятельности детей. К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.
Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально — волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.
Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.
К этому процессу мы тесно привлекаем и родителей. Дети совместно с родителями создают различные поделки, тематические аппликации. Которые не раз занимали места на различных конкурсах международного и всероссийского уровня.
Чтобы обеспечить единство в работе всех педагогов и специалистов, родителей на данной группе (для детей с ограниченными возможностями здоровья, у нас в детском саду была выработана следующая система деятельности.
Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают детей.
Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
Совместно изучается содержание программы и составляется индивидуальный маршрут развития ребенка по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т. д.).
Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются индивидуальные маршруты развития и пути коррекции.
Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.
Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.
Благодаря нашей систематической и целенаправленной работе мы создаем максимально комфортные условия для развития детей с особыми образовательными потребностями и стремимся к тому,чтобы при выпуске каждый ребенок был:
1. Социально адаптированный, с хорошими навыками самообслуживания.
2. С развивающимися и элементарными познавательными интересами, потребностью и умением общаться со сверстниками и взрослыми.
3. Сведенными к минимуму отклонениями в сенсорной, моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии.
4. Ребенок, освоивший все виды деятельности, предусмотренные программой обучения и воспитания детей с нарушенным интеллектом.
5. Психически подготовленный к обучению в специализированной школе.
Аннотация к адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности с ТНР Аннотация к адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Конспект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Экспериментирование с весами» «Экспериментирование с весами». Цель: знакомство с понятием веса и весами. Задачи: • Познакомить детей с понятиями вес, весы, тяжелее,.
Конспект совместной образовательной деятельности (СОД) в группе с детьми компенсирующей направленности Тема: домашние животные. (группа для детей с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом развития) Цель: закреплять понятие.
Методическая разработка занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Пояснительная записка: Данное занятие является этапом коррекционно – развивающей работы с детьми старшей логопедической группы с элементами.
Образовательно-воспитательная работа по ОБЖ и экологии Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за детей. Задача.
Организация коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности https://ok.ru/video/1010036181724Дипломанты I степени конкурса детского творчества «Оранжевое небо» среди дошкольных образовательных организаций.
Особенности организации работы с детьми в подготовительной группе компенсирующей направленности Успешность и эффективность работы учителя – логопеда напрямую зависят от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателями.
Презентация проекта экологической направленности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Зеленая красавица» Тип проекта: информационно-творческий, краткосрочный. Участники проекта: воспитатели и дети гр. № 10, родители. Сроки реализации проекта:.
Проектная деятельность в ДОУ «Весна» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6 ст. Кущевская Проект «Весна идёт,.
СОД по развитию речи с детьми средней группы компенсирующей направленности (ЗПР) «Мамин день» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида» № 61 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
Источник