Воспитательная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Короткова Юлия Ивановна,
заместитель директора по
воспитательной работе
МБОУ «Дедуровская СОШ»
Оренбургского района,
Оренбургская область
Современные требования к организации образовательного процесса в школе требуют от педагогов и администрации реализации технологий индивидуального и дифференцированного подхода не только в обучении, но и воспитании школьников.
Для учеников с ОВЗ, получающих образование в обычных классах совместно с обычными сверстниками, важно чувствовать себя равными, уметь с ними взаимодействовать на уроках и переменах, устанавливать деловые и личностные контакты, активно участвовать во внеурочной деятельности, тем самым, ежедневно преодолевать эмоциональные барьеры для расширения учебного и обогащения социального опыта.
Основными задачами воспитательной работы в условиях реализации инклюзивного образования можно считать: создание условий для разностороннего развития личности каждого ребёнка, для побуждения её к саморазвитию, самовоспитанию; поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих развитию школьного коллектива; создание благоприятной психологической среды для всех участников воспитательного процесса; формирование гражданского самосознания обучающихся в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям; формирование духовного мира детей на основе утверждения нравственных общечеловеческих ценностей.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество — это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно принимать и учитывать.
При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Одной из актуальных проблем, связанных с воспитанием ребенка, является в настоящее время личностно-ориентированное воспитание ребенка. Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития умственно отсталых детей, на формирование их личности и социальную адаптацию. Именно целенаправленная и систематическая воспитательная работа в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности.
Поэтому в нашей школе мы создаем творческую образовательную среду для успешной социализации детей с ОВЗ.
Они в силу своих возможностей принимают участие в различных воспитательных мероприятиях.
Школьные традиции
Традиционной формой воспитательной работы являются школьные праздники.
В связи с праздниками обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, поделки.
Все ученики совместно с классными руководителями и родителями принимают участие в школьных конкурсах, так например, конкурс поделок, посвященный Празднику осени, Дню матери, Новому году.
Кроме этого учащиеся активно участвуют в проведении этих праздников.
Общешкольный смотр строя и песни в рамках месячника оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы также показывает совместное активное участие обучающихся с ОВЗ с остальными учениками.
Стали традиционными встречи с настоятелем храма святителя Николая отцом Сергием, который учит детей быть добрыми и терпеливыми по отношению друг к другу.
Организация внеурочной деятельности и дополнительного образования
Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, это зависит в первую очередь от того, что нет включения ребенка в активную деятельность, нет контакта с окружающими.
И эту проблему можно решить через занятия дополнительного образования, так как зачастую это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.
В системе внеурочной деятельности и дополнительного образования , организованной на базе школы, в этом учебном году задействовано 164 обучающихся , что составляет 85% от общего числа обучающихся. В школе функционирует 15 объединений различной направленности : Мое Оренбуржье, Эрудит, Шахматы, ИЗО- студия, Вокальный, В мире танца, Спортивный час, Столярное дело, ЮИД, Я исследователь, Робототехника — всего 25 групп кружков, в которых занимаются 459 обучающихся, в том числе 6 обучающихся с ОВЗ и 2 ребенка-инвалида.
Работа с родителями
Если говорить о работе с родителями, то можно выделить несколько направлений этой работы: изучение условий жизни и воспитания ребёнка в семье; консультирование родителей по проблемам развития их детей; вовлечение семьи в работу школы.
В школе используются различные формы работы с семьёй. Как высокоэффективные формы следует отметить родительские собрания, заседания родительского всеобуча, различные школьные праздники и мероприятия.
Хотелось бы отметить, что родители (законные представители) являются не только созерцателями данных мероприятий, но и активными участниками. Такие мероприятия позволяют родителям ознакомиться с различными аспектами деятельности школы, увидеть достижения детей, оценить уровень их знаний и умений.
Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.
Источник
Воспитательная работа с детьми с ОВЗ — доклад
Главное в воспитательной работе — в характере взаимодействия классного руководителя и учащихся. (Опять же, на мой взгляд, не мало важно общение ребят класса между собой, взаимодействие между собой классного руководителя и родителей и, наконец, большое значение имеет взаимодействие родителей класса, в котором учится их ребенок).
Просмотр содержимого документа
«Воспитательная работа с детьми с ОВЗ — доклад»
Воспитательная работа с детьми с ОВЗ.
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности». (В.П. Кащенко)
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода нахождения в школе. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу.
Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен, является начальное переосмысление обществом своего отношения к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Суть этой стратегии заключается в следующем. Любой ребёнок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом — он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.
Важно отметить — данная система не просто облегчает нам ежедневную работу, но и показывает каждому классному руководителю диапазон его возможностей, побуждает желание пробовать и придумывать эффективные методы и модели в работе с детьми, укрепляет веру в своей значимости как профессионала, как личности в целом. Все это незамедлительно сказывается на воспитанниках, они видят в учителе друга, партнера, помощника. Дети ощущают ежедневную персональную заботу о себе не как о «ребенке балласте», а как о ЛИЧНОСТИ, которую любят и принимают такой, какая она есть!
В последнее время не вызывает сомнения актуальность обсуждения вопроса воспитания и организации образовательного процесса для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и внедрения инклюзивной практики в образовательные организации. В соответствии со ст.44 п.3.1 ФЗ от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в РФ» родители (законные представители) вправе выбирать организации, осуществляющие образовательную деятельность. Поэтому увеличивается количество родителей детей с ОВЗ, которые отстаивают свое желание на посещение ребенком образовательной организации, расположенной в непосредственной близости к месту жительства. (поэтому во многих школах в классах есть такие ученики)
В нашей школе в 2018-2019 учебном году по адаптированной образовательной программе обучается 8 детей:
6 класс -1На дому проходят обучение 2 ребенка –.статус ребенок-инвалид.
(По списку можно сказать, что в основном дети у нас из двух семей)
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. Данный процесс состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. (На мой взгляд, эти же задачи ставятся и в воспитании ребенка с ОВЗ, т.к мы тоже должны научить его ориентироваться в мире в силу своих возможностей)
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение учащимися передаваемого педагогами опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая классными руководителями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и учащихся. (Опять же, на мой взгляд, не мало важно взаимодействие м/у собой ребят класса, взаимодействие м/у собой классного руководителя и родителей и, наконец, большое значение имеет взаимодействие родителей класса, в котором учится их ребенок). Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет воспитать личность, а не подобие.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Сегодня это содействие развитию личности ребенка, реализация его личностного творческого потенциала, обеспечение условий для успешной социальной адаптации. Но значимость деятельности классного руководителя в образовательном учреждении по-прежнему очень велика. И тот, кто занимается этой деятельностью, понимает, что ее границы широки и несоизмеримы ни с какими затратами. В сложившейся школьной практике классный руководитель обычно занимает одну из двух позиции, которые можно определить как «диспетчер» и «творец». В первом случае работа педагога часто носит формальный характер. Например, он следит за посещаемостью, проверяет дневники, проводит классные часы, обеспечивает участие класса в общешкольных мероприятиях. Общение с родителями ограничивается встречами на родительских собраниях и телефонными звонками в случае прогула или плохого поведения школьников. Во втором случае учитель много сил и времени тратит на выполнение требований администрации, на общение с классом, на улаживание конфликтов между одноклассниками, педагогами, на решение проблемы в семьях ребят. Он путешествует по стране со своим классом, водит их на экскурсии, в музеи, воспитывает детей наряду с родителями, а иногда и заменяя их. Работа с детьми, имеющих различные интеллектуальные нарушения, безусловно, подразумевает знание индивидуальных особенностей этой категории учащихся. В основу коррекционной воспитательной работы положена личностно-ориентированная педагогика, основные направления которой нацеливают классного руководителя на развитие возможностей и способностей конкретного ребенка, востребованности его обществом, формирования моделей коммуникативного поведения.
Каковы же ключевые направления воспитания, которые должны лечь в основу деятельности классного руководителя, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья?
Во-первых, это регулирование сложной системы взаимоотношений в классе, где учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получают первые социальные навыки, порой оказывающие заметное влияние на их будущее. При поддержке классного руководителя школьники обретают опыт различных отношений: групповых, межличностных, деловых, избирательных и т.п. Если эта поддержка педагогически обоснована, то этот опыт будет построен на взаимопомощи, взаимной ответственности, терпимости и уважения. Во-вторых, это восполнение дефицита полноценного общения, который испытывают многие современные дети, а дети с нарушениями интеллекта, у которых, как правило, имеются отклонения в развитии всех познавательных процессов, испытывают его вдвойне. За счет разнообразия организуемой в школах воспитательной деятельности (познавательные экскурсии, кружки, студии, секции) педагог может создавать условия для расширения круга общения детей и развития их творческих и познавательных способностей. В-третьих, это решение задачи психологической защиты детей с ОВЗ от негативного влияния некоторых взрослых, семьи, социума. К сожалению, наше общество ещё не готово в полной мере «воспринимать» детей-инвалидов, и поэтому у них формируется недостаточно адекватное представление об окружающей действительности, задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков общения. Безусловно, если при соответствующих условиях классного руководителя для таких учащихся создается психологическая комфортная обстановка в классе и школе, то они в союзе с другими субъектами образовательного взаимодействия чувствуют себя защищенными, необходимыми другим людям .( Большую роль в этом вопросе играет первый учитель – какая обстановка сложится в коллективе детей с первого класса, такая она и будет на протяжении того времени, пока учится ребенок)
И хотя в школах, в том числе и в коррекционных, сегодня появились и психолог, и социальный педагог, классный руководитель остается объединяющей фигурой, призванной отслеживать, направлять, координировать деятельность каждого учащегося в классе. Чтобы реализовать сложнейшие задачи воспитания, классному руководителю необходимы серьезные личностные ресурсы. Практика показывает, что здесь возникает ряд специфических проблем и особенностей. Первая проблема состоит в том, что один и тот же классный руководитель в течение пяти лет (школьного «цикла» классного руководства) должен одинаково успешно выстраивать воспитательную работу и с детьми, и с подростками. Позиция классного руководителя по отношению к одному и тому же классу за пятилетие меняется несколько раз. В 5-6 классах это «няня», сопровождающая детей в период адаптации в новых условиях обучения и помогающая формировать коллектив с его установками и воспитательными ценностями. В подростковых классах (7-9) это «опекун» или «координатор». Хотя учащиеся с ограниченными возможностями здоровья к 13 годам уже многое умеют делать сами, классный руководитель «страхует» своих подопечных, побуждает и направляет их деятельность, а также «подсказывает», как лучше организовать жизнь класса.
Вторая проблема связана с востребованностью коммуникативных умений классного руководителя. Именно они обеспечивают успешность регулирования межличностных отношений между обучающимися и продуктивность контактов с родителями, педагогами и внешкольными организациями, заинтересованными (или не заинтересованными) во взаимодействии со школой.
Третья проблема заключается в необходимости классному руководителю постоянно накапливать новые знания по различным отраслям: здоровье, безопасность, литература, экология, психология и др. Чтобы держать «на высоте» педагогический авторитет, необходимо постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья очень чутко реагируют на любые неточности и неопределенности, которые может допустить педагог в разговоре с детьми. Таким образом, классный руководитель, работающий с детьми с ОВЗ, должен обладать разнообразными свойствами и чертами профессионала, которые помогают ему оказывать положительное влияние на развитие личности учащегося и добиваться оптимальных результатов в обучении и воспитании растущей личности.
С целью коммуникативного общения с учащимися 5-9 классов классному руководителю желательно использовать определенные приемы общения. Приемами называются элементы, составные части видов общения, при помощи которых обеспечиваются их более гибкое и эффективное применение. А подготовка к общению понимается как формирование у школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в этом процессе и освоение способов практической реализации этой готовности
. Эта деятельность включает в себя несколько аспектов: развитие определенных особенностей мышления и речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья, формирование у них определенных социальных установок и коммуникативных умений. Формирование социальных установок в сфере общения становится реальным тогда, когда оно осуществляется в процессе всей воспитательной работы школы.
Эффективным путем формирования социальных установок учащихся в сфере общения является такая распространенная форма организации жизнедеятельности ученических коллективов, как классный час, который выполняет функцию коммуникации, т.е. обмена информацией между его участниками. В связи с этим особое внимание классного руководителя должно уделяться тому, чтобы учащиеся с ограниченными возможностями здоровья учились слушать и уважительно относиться к высказываниям и суждениям, по мере возможности излагать собственные точки зрения.(видеоролик- фрагмент кл.часа в 6 классе.)
Другим существенным способом формирования и (что особенно важно) изменения социальных установок учащихся с ограниченными возможностями в сфере общения является групповая дискуссия. Суть ее состоит в том, что с группой школьников 5-9 классов организуется обсуждение тех или иных конкретных проблем, возникающих в процессе общения, конфликтов между партнерами с целью поисков решений. Целесообразность групповой дискуссии во многом зависит от умения педагога вызвать учащихся на откровенную дискуссию и руководить ею, т.е. ставить стимулирующие вопросы, обеспечивать своевременную поддержку участникам, формулировать выводы дискуссии. Классный руководитель при этом выступает и в роли участника дискуссии, т.е. сам вносит в дискуссию конструктивный вклад. Метод групповой дискуссии дает большой эффект, ибо позволяет учащимся с ограниченными возможностями здоровья проявить собственную точку зрения, получить опыт участия в поиске решения проблемы в классе. Кроме того, ход дискуссии дает возможность школьникам как бы взглянуть на себя со стороны, примерить к своему поведению эталоны и нормы, внести некоторые коррективы в свои представления о себе и своем поведении в процессе общения. Таким образом, формирование социальных установок в сфере общения становится реальным тогда, когда оно осуществляется в процессе всей воспитательной работы коррекционной школы и непосредственно связано с теми установками, которые реализуют педагоги в своем общении с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Источник