Меню

Воспитание здоровья навыков у детей раннего возраста

Формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Воспитание здорового ребенка — одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.

Процесс формирования здорового образа жизьни среди детей будет эффективным бедет при условии, если:

— учитывать возрастные особенности детей;

— создать условия для формирования здорового образа жизни;

— совершенствовать формы работы по формированию здорового образа жизни.

Скачать:

Вложение Размер
Формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста 20.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование навыков здорового образа жизни

у детей раннего возраста»

Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности.

В настоящие время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

В действующим Законе «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности». Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, ее духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

Одной из главных задач дошкольного учреждения – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.

Ранний возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.

Основная наша задача – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей раннего возраста..

Здоровьесберегающие технологии – условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований и методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса ( в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки, возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Разные здоровьесберегающие технологии реализуются мною в зависимости от целей:

  • направленные на сохранение здоровья и использующиеся совместно с медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;
  • направленные на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, для глаз, бодрящая), закаливания, динамических пауз, релаксации, самомассажа;
  • знакомящие с культурой здоровья, формируя у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепления здоровья;

обучающие здоровому образу жизни через коммуникативные игры, физкультурные занятия.

Здоровьесбнрегающие технологии включают в себя пять основных технологий:

  • закаливание;
  • точечный массаж;
  • гимнастика (общеукрепляющая, бодрящая, пальчиковая, дыхательная, для глаз, корректирующая);
  • организация двигательного режима;
  • игры, которые лечат.

В моей группе детей раннего возраста отводится большая роль здоровьесберегающим технологиям, но более приоритетным направлением деятельности моей группы является физкультурно-оздоровительная и лечебно-профилактическая работа.

Организованная образовательная деятельность позволяет получать детям доступные их возрасту знания о человеке, формирует у малышей необходимые умения, совершенствует психологические процессы (восприятие, мышление, речь), а также побуждает ребенка к активной познавательной деятельности.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у малышей через разные виды деятельности позволяет воспитать у них такие качества как опрятность, аккуратность, соблюдение чистоты и порядка, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Так как правильная организация питания дает ребенку ответы на вопросы: «Что есть?, Как есть?, Когда есть?». Ритуалы приготовления к приему пищи, знания о пользе и вреде продуктов – все это формирует в детях культуру здорового образа жизни с малых лет.

Формирование всех этих навыков задача сложная, требующая систематичности, большого терпения, единство требований со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным. Для этого следует использовать следующие методические приемы:

  • пение колыбельных песен;
  • слушание музыки.

Эти приемы создают для ребенка чувство психологического комфорта и расслабления.

Хотелось бы обратить внимание на использование потешек в работе воспитателя . Чтение потешек является своеобразным методом телесной терапии в раннем возрасте, помогающей налаживание отношений между взрослым и ребенком, развитие общей моторики и развитие мелкой моторики рук способствует закреплению полезных привычек.

Таким образом воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса способствует созданию условий для здорового образа жизни и укрепить здоровье ребенка.

В физическом развитии и оздоровлении детей особое место уделяется закаливающим процедурам. Закаливание способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Также подобные мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Закаливание будет эффективно, если оно обеспечивается в течении всего дня, это:

  • четкое соблюдение режимных моментов;
  • четкая организация теплового и воздушного режима;
  • рационально подобранная одежда для детей (зависит от сезона, местонахождения ребенка, т.е. в группе или в прохладной помещении);
  • соблюдение режимов прогулок при температуре 15 – 20 градусов;
  • сон в проветренном помещении;
  • хождение босиком на физкультурных занятиях при температуре пола 18 градусов;
  • босохождение по массажным дорожкам в группе;
  • воздушные ванны;
  • гигиенические процедуры;
  • обширное умывание (руки до локтя, воротниковая зона и лицо).

Уход за полостью рта и зубами – является основной составляющей профилактикой заболевания зубов. Обучение по уходу за зубами и полостью рта начинаем с 2 – 3 лет, показывая детям как нужно правильно полоскать рот кипяченой водой после еды.

Все закаливающие процедуры обязательно согласовываются с врачом.

Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в местах расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Особенно хороший результат, когда сочетается с «общением» со своим телом в игровой ситуации и проговариванием ласковых слов (милый, дорогой, хороший и т.д.).

Для детей раннего возраста рекомендуется массаж (игровые упражнения):

  • массаж лица, шеи;
  • массаж живота, грудной области;
  • массаж головы, ушных раковин;
  • массаж рук, ног.

Гимнастика – это универсальное средство физического развития человека.

Общеукрепляющая гимнастика — это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Ребенок получает положительные эмоции от движений а коллективе сверстников, снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма.

Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Дыхательная гимнастика – это система упражнений на развитие речевого дыхания. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшают дренажную функцию бронхов, укрепляют дыхательную мускулатуру, улучшают самочувствие ребенка.

Гимнастика для глаз – это специальный комплекс упражнений, позволяющий снять напряжение с глазных мышц, одновременно укрепляя их. Чисто блестящие глаза детей – признак хорошего здоровья, а здоровье необходимо беречь, а глаза тем более, потому что до 80% информации из окружающего мира, ребенок получает через органы зрения.

Корректирующая гимнастика – это ходьба по корректирующей дорожке, для укрепления свода и связок стоп, что является хорошим средством профилактики и исправления плоскостопия.

Подвижные игры способствуют развитию двигательной активности детей, направленные на социализацию, формирование нравственности и познавательного развития.

Во время проведения подвижных игр решаются следующие задачи:

  • формировать необходимые навыки движения, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей;
  • развивать и обогащать двигательные умения детей, используя подвижные игры;
  • развивать у детей желание играть вместе со сверстниками и воспитателем в подвижные игры с простым содержанием;
  • укреплять организм детей, создавать условия для радостных эмоциональных переживаний детей;
  • способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
  • создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности детей.

Игры, которые лечат – игры на развитие мелкой моторики детей.

Живопись с помощью пальцев – такой вид рисования благотворно влияет на психику ребенка так как, успокаивает и расслабляет.

Работа с глиной – оставляет приятное ощущение, помогает расслабится. Занятие с глиной позволяет снять стресс, помогает выражению чувств.

Игры на развитие мелкой моторики – имеют положительное значение для развития психики ребенка и установления психического комфорта.

Во время обеда дети постоянно получают чеснок. Благодаря входящим в чеснок биологическим активным веществам, убивающим и подавляющим рост и развитие бактерий, а так же чеснок является прекрасным средством профилактики ОРЗ и гриппа.

Таким образом комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, который проводится у меня в группе, позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образ жизни и улучшить качество здоровья каждого ребенка.

Источник

Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста
консультация (младшая группа) по теме

Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста

Скачать:

Вложение Размер
bachurina.docx 22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – детский сад «Тополёк» с. Александровка

Советского района Саратовской области.

Консультация для родителей

« Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста»

Воспитатель: Бачурина Н.Н..

Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста.

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных условиях всё ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Все понимают, насколько важно, начиная с самого раннего возраставоспитывать в детях активное отношение к собственному здоровью, формировать культуру здоровья, включающую в себя различные аспекты бытия человека, поскольку, чему бы ребёнок ни научился в детстве, он проносит это через всю жизнь. Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируютсяглавные черты характера. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать? Эти и многие другие вопросы актуальны и волнуют нас, дошкольных работников.

Главная задача дошкольных учреждений – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства. Для того, чтобы эта работа стала инструментом оздоровления, она должна приносить удовлетворение. Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребёнка таков: от удовольствия — к привычке, от привычки — к потребности. В любых оздоровительных практиках нельзя идти через принуждение, иначе получим обратный результат. Надо, что бы ребенок захотел это сделать, глядя на увлеченность, радость и удовольствие других детей и воспитателя. Поэтому так важно, что бы среди детей как можно чаще звучал смех. Радостное состояние — естественное состояние здорового ребенка.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 2-3 лет осуществляю по следующим направлениям:

1. Привитие культурно-гигиенических навыков.

Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является одной из самых актуальных. Насколько она изначально спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.

Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков использую разные формы организации: дидактические игры, игры-упражнения, беседы, чтение художественно литературы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи. Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов ненужных, что обо всех частях тела надо постоянно заботиться и содержать в чистоте.

Необходимо приучить ребенка пользоваться только индивидуальной своей расческой, своим носовым платком, своим полотенцем и т. д.

3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для

здоровья. Особое внимание обращаю и на значимость для организма сна, прогулки, принятия пищи и других режимных моментов.

4. Формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям.

Одним из показателей здорового образа жизни является двигательная активность, т. е. отношение человека к движениям, к физическим упражнениям, к использованию их в повседневной жизни. Для решения этой задачи разработан двигательный режим и организована двигательная среда в группе.

5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом

образе жизнедеятельности и значение личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

Хотелось бы поподробнее остановиться на содержании культурно-гигиенических навыков детей ясельной и младшей групп.

Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня.

С первых дней жизни при формировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых. Психическое развитие – процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными – наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно – гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство.

Режим дня, в формировании культурно–гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно–гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью – это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.

Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируетсяпотребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения.

Культурно-гигиенические навыки совпадают еще с одной линией психического развития – развитием воли.

Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте».

С возрастом по мере овладения культурно – гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения.

Т аким образом, освоение культурно – гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять. Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако, необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более целеустремленные действия.

Другой, также весьма эффективный способ – использование игр. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение малыша за удачно выполненное задание. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.

Для детей дошкольного возраста большое значение имело осознание значения культурно-гигиенических навыков, им нужно было сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Всё это способствовало прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек.

Для привития культурно-гигиенических навыков мною применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, в младшем дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

Показ сопровождается пояснением. Показ любого действия давался таким образом, чтобы были выделены отдельные операции — сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд, в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием («Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»). Затем я действую вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, беру его руки в свои, намыливаю и подставляю под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно мы предоставляем малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться.

Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.

Особая роль в воспитании культурно – гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.

В заключении хочу сказать, что я уверена в необходимости именно с раннего возраста приобщать ребенка к здоровому образу жизни, формированию навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Источник

Читайте также:  Уроки здоровья разработки уроков
Adblock
detector