Меню

Воспитание ответственности за здоровье ребенка до рождения ребенка

Перинатальное (дородовое) воспитание ребенка

Разделы: Биология

Прежде всего, нужно разобраться с тем, что мы понимаем под пренатальным воспитанием. По нашему мнению, основная задача пренатального воспитания — помочь будущей маме наладить контакт с ребенком и расширить ее возможности взаимодействия с ним. Сразу оговоримся — такая помощь может понадобиться не каждой женщине во время беременности. Как правило, женщина, не испытавшая дефицита внимания, и, главное, понимания со стороны собственной матери, с любовью вынашивающая желанное дитя, сама естественно общается со своим ребенком и, отслеживая реакции, действует, основываясь на его предпочтениях.

Те же молодые мамы, которые в раннем детстве в силу каких-то причин не получили должной модели материнского поведения, во время своей даже желанной беременности порой ощущают некоторую растерянность, необходимость в руководстве. Именно им и требуется помощь, своего рода «пренатальное» воспитание.

В 1982 г. в Англии создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (АNЕР). Разговор о пренатальном воспитании может вызвать чувство удивления, и даже тревоги: неужели дело дошло до того, что устанавливаются какие-то нормативы и разрабатываются программы, регламентирующие развитие эмбриона и плода? Конечно, нет. Нормативы и программы имеют отношение к обучению, а не к воспитанию.

После рождения ребенка процесс его воспитания характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и, вероятно, подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Нельзя отрицать важность воспитания ребенка, особенно в первые годы жизни, равно как и эффективность самовоспитания, когда взрослый человек берет на себя ответственность за собственное развитие путем упорной борьбы над собой. Однако ученые уверенно заявляют, что ни первое, ни второе не оказывают того фундаментального воздействия, которое присуще пренатальному воспитанию. А ведь новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития. Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о предоставлении внутриутробному плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Часто задают вопрос: для кого важнее процесс воспитания — для матери или для ребенка? Ответ прост: он важен для обоих. Существует следующая закономерность: чувства и даже мысли матери передаются и плоду. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и реакции, которые вызывают у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Этот факт, заново открытый недавно наукой, на самом деле стар как мир. Женщина всегда интуитивно ощущала его важность. Это все больше начинают понимать и отцы. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы, славяне и многие другие народы придерживались некоторых строгих традиций и правил для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для внутриутробной жизни и развития.

Более тысячи лет тому назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой, а в русских семьях с наступлением беременности переходили жить из общей комнаты в светелки, где могли заниматься в молитвах и занятиях рукоделием готовились к родам.

Современные научные исследования, проводимые специалистами четырех направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в воспитании плода в утробе матери.

К ним относятся:

  • сенсорные способности плода (изучаются специалистами разного профиля)
  • эмоциональный след (обнаружен и изучается психологами и психоаналитиками)
  • способность элементарных частиц, составляющих атомы, молекулы и живые клетки, «записывать» информацию (область интересов физиков).

Ребенок живет с самого момента зачатия. У него уже определен пол и рост, цвет глаз и структура волос. Недаром в странах Востока принято считать возраст ребенка не с момента его рождения, а со дня зачатия. Однако точную дату рождения ребенка, возможно, узнать только после его появления на свет.

В момент зачатия мать и отец играют одинаково важную роль. Однако на протяжении последующих девяти месяцев главной исполнительницей становится мать.

Способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность, как и многие другие свойства личности, воспитываются в человеке с момента его зачатия.

Мать — это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.

Организм будущего ребенка строится из материалов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образ ее жизни, питание, отсутствие или наличие вредных привычек (прием алкоголя, курение, злоупотребление лекарственными препаратами и пр.) закладывают основу здоровья плода.

Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные состояния, многочисленные аллергические недуги, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.

Во внутриутробный период не только идет физиологическое развитие ребенка, но и формируются подсознательные процессы быстрого и более качественного усвоения информации. Один месяц дородового воспитания равен одному году послеродового. Другими словами, если заниматься с ребенком с первого месяца после зачатия, он родиться с уровнем воспитания 9-ти летнего. Родителям останется только мягко направлять его и, разумеется, продолжать воспитывать.

Будущей маме очень полезно слушать хорошую музыку и петь самой, рисовать, делать энергетическую гимнастику, сочинять стихи и сказки, а также учить родных и близких приветствовать ваше солнышко до рождения. Таким образом, происходит воспитание звуком, цветом, движением, словом и прикосновением.

Женщина сама может “запрограммировать” определённые возможности ребёнка. Так, например, если маме хочется вырастить полиглота, ей следует особое внимание уделять музыке. Тогда слуховая кора головного мозга развивается лучше, ведь во время беременности ребенок слышит мало звуков, мама зачастую молчит, не обращается к нему. А ведь прививать любовь к родному и иностранным языкам можно как раз аудиально. Особенно это касается таких “мелодичных” языков, как японский или китайский.

Что касается внешности ребёнка, то её тоже можно “заказать”. Для этого мысли должны быть достаточно четкими и удерживаться долгое время. Дисциплинируйте свои мысли с помощью такого приема как визуализация. Создайте “альбом мечты” и поместите в него свои рисунки или понравившиеся картинки.

Известен случай, когда будущий отец увидел на выставке рисунок художника, на котором был изображен прелестный малыш. Мужчина сделал копию рисунка и написал: “Для нас нет ничего невозможного. Мы любим тебя, малыш. Мама и папа”. И подарил своей жене. Вскоре в их семье родился карапуз точь-в-точь похожий на ребенка на портрете. Такие случаи не редкость. Поэтому будущим мамам рекомендуется ограничить просмотр телевизионных программ, так как некоторые из них мешают настроиться на создание красивого и доброго образа будущего ребенка.

В дородовом периоде также формируется вкус ребенка, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости (околоплодные воды). Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью “проглатывать” двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства (!), являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая характерна для региона проживания родителей.
Приведу еще один известный случай, малютка-индианка была удочерена супругами из Парижа в возрасте трех месяцев. Начав получать твердую пищу, она упорно отказывалась от риса, приготовленного по различным рецептам европейской кухни, однако с удовольствием ела рисовое блюдо, потреблявшееся ее матерью во время беременности.

Не желательно будущей маме думать о поле будущего ребенка. Так как в характере все должно быть гармонично и одинаково развито, естественно, с небольшим преобладанием тех или иных качеств (черт) в зависимости от пола. Так, например, представьте картину: мама постоянно думает: у меня будет мальчик, мальчик, мальчик. И даже если действительно рождается мальчик, то в его характере отсутствуют мягкость, гибкость. А если вдруг у неё рождается девочка, то у неё проявляются командирские качества – “строит” всех мальчиков во дворе.

Читайте также:  Полезна ли лоба для здоровья

Кода женщина не знает, кто у неё родится, она один день думает: “Будет у меня мальчик, сильный, уверенный, умный.”, а на следующий день мечтает: “Появится у меня девочка, красивая, стройная, ласковая…” и тем самым закладывает в сознание будущего ребенка все качества, необходимые для развития гармоничной личности.

Упражнения в период беременности:

“Мой ребенок — долгожитель”

Закройте глаза на минутку и скажите себе, что ваш малыш будет жить до ста лет в добром здравии, а вы сможете порадоваться, побывав на его юбилее. Это торжество легко представить под мелодию вальса или танго. Лучше включать музыку, под которую вы любите и умеете танцевать.

Выберете время, чтобы в полной тишине побыть наедине с ребенком в течение 15-20 минут. Сядьте по удобнее, закройте глаза. В течение 5 минут произнесите на вдохе: “Я”, а на выдохе: “от-ды-ха-ю”. То есть выдох должен быть в четыре раза продолжительнее вдоха. Задайте ребенку вопрос, на который можно ответить “да” или “нет”. Например: “Ты хочешь мне сообщить что-то важное?” или “Тебе достаточно кислорода для хорошего самочувствия?” — и ждите ответ. Он придет в виде ощущения или легкого толчка. Не спешите, малыш ответит вам не сразу, ведь вы только учитесь налаживать с ним доверительные отношения. За один сеанс задавайте ребенку не более 3-4 вопросов. Выполняйте это упражнение ежедневно, и через неделю вы научитесь лучше понимать своего ребенка.

Несмотря на занятость, будущие матери и отцы должны находить время (лучше в какой-то конкретный час) для «свидания» со своим будущим ребенком, разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему, с каким нетерпением ожидают его появления на свет. Природа отблагодарит родителей за их сознательные усилия. Форма благодарности может быть самой различной, Это существенно уменьшит у беременной женщины чувство усталости, беспокойства и страха. Оно может исчезнуть полностью, заменившись ощущением уверенности, радости и гордости.

Естественным завершением осознанной и полной светлых ощущений беременности будут роды, проходящие осознанно, под собственным контролем, и с чувством полного единения с ребенком. Ребенок, выношенный подобным образом, будет легко воспринимать воспитание и может обладать всеми качествами, заложенными в нем природой.

Женщина от осознанного отношения к вынашиванию и рождению ребенка родится как мать.

Мы все разделяем ответственность за то, что природа возлагает на женщину и на родителей. Каждый из нас несет определенную долю ответственности за приходящего в этот мир ребенка. Если бы вместо увеличения числа тюрем правительства стран больше заботились о беременной женщине, которой следует разъяснять ее роль и создавать условия, необходимые для реализации возложенных на нее задач, то мы могли бы получить более хорошие результаты при меньших финансовых затратах. Всего через несколько поколений удалось бы преобразовать в лучшую сторону физическое состояние и психику, как мужчин, так и женщин. И тогда каждый, став сильнее, устойчивее и свободнее, став более открытым для других и для проявлений самой жизни, может надеяться на создание мира, где любой человек найдет свое место и будет счастлив.

Этот вопрос изучается в курсе биологии 8-го класса, но отводится на его рассмотрение всего несколько маленьких абзацев. Надо бы включить данный вопрос в программу о здоровом образе жизни, в тематику классных часов и вернуть в школы курс “Этики и психологии семейной жизни” для 10-11 классов.

Источник

Воспитание до рождения: теоретические размышления

Юлия Шмурак
Институт педагогических инноваций РАО

В условиях, когда социальная ситуация в ряде регионов ставит выживание и здоровье на первое место в числе задач защиты интересов детей, исследования в области пренатального воспитания могут показаться преждевременными.
Вместе с тем, пренатальной медицине и пренатальной педагогике уже много известно о связи между эмоциональным содержанием ожидания ребенка и его последующим развитием и обучением. Известно также, что позитивные материнские эмоции благотворно влияют на развитие не только сенсорики, но и предпосылок внутриутробного самосознания. Эмоциональные и интеллектуальные потребности нерожденного ребенка в этот период гораздо более примитивны, чем у новорожденного, но они есть. Ему необходимо,чтобы о нем думали и говорили, иначе, как отмечает автор книги « Тайная жизнь нерожденного ребенка « Томас Верни, «его дух, а часто и тело начинают слабеть». Тишина и хаос, в котором оказывается нерожденный ребенок, когда мать страдает психическим заболеванием и осмысленное общение с ней невозможно, оставляет глубокий след в его психике.
Достоверные исследования показывают, что проблески сознания появляются у ребенка именно со второй половины беременности. Сильный стресс на третьем или четвертом месяце беременности будет иметь скорее последствия для нервной системы, мозг ребенка еще недостаточно зрел, чтобы перевести информацию, поступающую от матери, в эмоцию. Эмоция включает в себя не только ощущения, но и придание смысла этому ощущению. К шестому месяцу беременности ( к 25-й неделе) он способен перевести ощущения в эмоции, внутренняя реальность будущего ребенка начинает формироваться под влиянием эмоциональной информации от матери.

Характер связи между эмоцией матери и судьбой будущего ребенка столь сложен, что даже простая типологизация эмоционального содержания ожидания ребенка и, тем более, изучение внутренней структуры и динамики этого феномена, требуют основательного и длительного изучения, которое ориентировано на будущее и может быть начато уже сейчас.
Известно, что некоторые эмоции беременной, такие как уверенность, независимость, успех, ответственность, укрепляют общую для матери и внутриутробного ребенка приспособительную систему, другие — вина, тревога, страх, подавленность, чувство беспомощности — угнетают развитие младенца как впрямую (на относительно поздних сроках), так и косвенно ( через конденсацию опыта родов у младенца, выношенного и рожденного такой матерью).

Понятие «сгущение опыта» появилось в работах америкаенского психолога Станислава Грофа, который, работая с измененным сознанием пациентов, обнаружил и описал травматические следы, оставленные в психике человека родовым процессом. С точки зрения С.Грофа, эти следы образуют одну из четырех «перинатальных матриц». В первой фазе, соответствующей началу родового процесса, пациенты переживали всеобъемлющее чувство беспокойства и ощущение опасности для жизни. Вторая фаза, совпадающая с первой клинической стадией родов, — это время, когда « существование кажется лишенным смысла», происходит концентрация на роли жертвы, на невозможности спасения и безысходности. Третья перинатальная матрица, соотносящаяся со второй стадией родов, воплощается в переживании борьбы, напряжения, возбуждения, ярости,сопротивления. Четвертая матрица (третья клиническая стадия родов) переживается как максимум боли, смерть и повторное рождение. Страдания и агония доходят до переживания разрушения. Ребенок, получивший во время рождения опыт избегания или сопротивления будет действовать в новых ситациях аналогичным образом. Человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению — с опытом внутриутробной жизни; похожиые ситуацияя оживляют, сгущают этот опыт.

Таким образом, девочка, прожившая эмоционально неблагополучную внутриутробную жизнь, накопит во время рождения и в раннем детстве опыт, который будет оказывать влияние на течение беременности и родов, когда она сама станет матерью. Связь между эмоциональным неблагополучием беременной и течением родового процесса подтверждается клиницистами. Вопросы о возможности разорвать замкнутый круг не могут быть безразличны специалистам в самых различных областях — педагогам, психолгам, медикам. Единая концепция пренатального воспитания пока не создана именно в силу растянутости предмета по разным сферам практики.

На наш взгляд, именно эмоциональные аспекты беременности могут стать предметом коррекционного и развивающего воздействия. Именно поэтому в пренатальное воспитание ( воспитание до рождения) должны быть вовлечены не только родители, медики, энтузиасты-практики, но и педагоги и психологи.

Вопрос о происхождении различных материнских эмоций и их роли в истории становления связей и отношений между будущей матерью и нерожденным младенцем неизбежно вовлекает в сферу внимания исследователя тех людей, в связях и отношениях с которыми будущая мать находится, а также основания и последствия включения в эту сферу специалиста по пренатальному воспитанию.

Читайте также:  Мастер класс ко дню здоровья

Мы оставляем в стороне культурологические аспекты беременности. В данной статье речь идет о современной городской женщине, в течение ряда поколений доверяющей свою беременность медицине.

Опыт « воспитанной беспомощности» внутриутробного младенца закрепляется благодаря существующей системе ведения беременной в медицинском учреждении. У современной будущей матери нет возможности доверить эмоциональные аспекты своей беременности медицине (государственной или частной), поскольку эмоциональная жизнь беременной игнорируется этой сферой и может заинтересовать только психиатрию, если изменения эмоциональной жизни беременной квалифицируются как патологические. Как и психиатрическая, пренатальная педагогическая практика с помощью специальных процедур добивается позитивных эмоциональных переживаний будущей матери, не заботясь об источнике и судьбе эмоций отрицательных.
И медицинские специалисты, и пренатальные наставники разного рода тщательно следят за тем, чтобы в процессе занятий или лечебного воздействия, у будущих матерей не возникало отрицательных эмоций ни по отношению к ситуации, теме, ни главное! — к ведущему. Получается, что обе сферы — и медицинская, и развивающаяся в последнее десятилетие пренатальная педагогика (самоназвания: духовное акушерство, пренатальное воспитание) поддерживают эмоциональное отождествление матери и внутриутробного младенца (мне хорошо = ему хорошо) через отношение этой пары с третьим лицом.

Позитивно окрашенная пренатальная среда возникает во-первых, за счет, отождествления матери с ребенком, во-вторых, благодаря ведущему, который создает и поддерживает эмоции положительного спектра — от заинтересованности и любопытства до экстатического восторга.

Итак, позитивная эмоциональная среда приравнивается к развивающей. Какова тогда роль «дополнительных» факторов положительной среды: отождествления матери с ребенком, особого рода отношений с пренатальным наставником, самого набора положительных эмоций, который представляется необходимым для будущего ребенка?

Чтобы подойти к проблеме соотношения эмоционального содержания ожидания ребенка и его развития как человека, мы рассматриваем человеческую беременность не только как вынашивание плода, но как процесс становления специфической детско-взрослой общности — системы взаимоотношений, связывающих ребенка с матерью, а через нее — с культурным сообществом людей — и, вместе с тем, процесс возникновения предпосылок внутреннего мира ребенка как представителя рода человеческого.

Исследуя развитие пренатальной общности как психологический феномен, мы обнаружили, что оно подчиняется общей закономерности становления детско-взрослых общностей, для которых характерно чередование стабильных и критических периодов с преобладанием процессов отождествления над обособлением либо наоборот. Были выявлены и концептуализированы в нормативной модели этапы развития пренатальной общности,в которой становлению эмоциональной близости, единства (отождествлению) между будущей матерью и внутриутробным младенцем предшествует зачастую нелегкое расставание ( обособление) с символическим значимым объектом материнского прошлого, который мог возникнуть как перед самым зачатием, так и в раннем детстве женщины.

Символический значимый объект — рабочее определение, обозначающее человека, на которого направлены чувства будущей матери; от действий, чувств и слов этого человека, по убеждению этой женщины, зависит ее эмоциональное благополучие либо неблагополучие.

Чувствами по поводу символического объекта наполнен пренатальный период. Чем более далек по времени символический объект, тем больший вес имеет в эмоциональной жизни беременной соматический компонент — ощущения боли, тяжести, телесного дискомфорта, поэтому выявить символический объект довольно непросто. Символический объект, возникший в более старшем возрасте, скорее проявится в эмоциональной окраске отношений с другими людьми. В ком бы ни воплощался символический объект, он проявляет себя в эмоции или в комплексе эмоций.

Как показывают исследования, в первом триместре беременности, ранний опыт эмоциональных отношений оживляется и усиливается, воспроизводясь в соматических симптомах, эмоциональных расстройствах, нарушениях межличностных отношений, в поисках ответов на вопросы о смысле жизни, о своем назначении и т.п.

Источники отрицательных эмоций различаются, вследствие чего простые действия окружения — успокоить, не обращать внимания, развлекать, исполнять все желания — зачастую оказываются неэффективными. Можно говорить о настоящем кризисе беременности, точная диагностика которого затрудняется по двум причинам: во-первых, кризис беременности нельзя отождествить с возрастным, во-вторых, обыденное и естественно-научное сознание продолжает считать его явлением сугубо биологическим.

Изучение пренатальной общности становится возможным, если она включает в себя позицию «третьего «, находясь в которой, можно различить две других — матери и младенца. Вошедший в пренатальную общность «третий», должен быть достаточно зрел, чтобы осознать те чувства, которые будущая мать «заставляет» его испытывать. Осознавая их, он может понять, какой символический объект привязанности в данный момент он олицетворяет для матери, а, осознав, не повести себя ожидаемым образом (удовлетворяя потребность или отказываясь ей потворствовать), но поднять, насколько это возможно, уровень материнской рефлексии. Именно идентификация с «третьим» позволяет будущей матери наблюдать собственную эмоциональную жизнь как бы «со стороны». Так происходит обособление эмоциональной жизни будущей матери от той эмоциональной среды, в которой развивается внутриутробный ребенок.

Итак, «третий» — это не человек, это позиция в пренатальной общности, которая появляется после того, как будущая мать освободится от связи с символическим объектом. Пренатальный наставник вне зависимости от своей специальности (педагог, медик, психолог) создает эту позицию там, где она отсутствует.

Успешное эмоциональное обособление будущей матери от символического объекта с помощью зрелых механизмов саморегуляции или при построении таковых в контакте с пренатальным наставником создает основу для взаимодействия с нерожденным ребенком, порождают интерес к этому общению как к таковому, самоценному для матери, а не подчиненному иным мотивам.

Очевидно, что для участия в пренатальном воспитании требу ется, как минимум согласие самой будущей матери, иначе говоря, она должна разделять норму, согласно которой эмоциональное состояние беременной должно нести благо будущему ребенку.
Продолжая исследование, мы вошли в различные пренатальные общности с целью сформировать позицию, заняв которую будущая мать могла бы обособиться от символического объекта и вступить в полноценный контакт с будущим младенцем.
Отслеживание эмоционального отношения к беременности осуществлялось с помощью специального опросника, определяющего меру сознательного и бессознательного принятия ребенка. По данным опросника будущая мать в определенный момент могла оказаться «идеальной» ( сознательное и бессознательное принятие), холодной ( сознательное отвержение и бессознательное принятие). амбивалентной ( сочетание сознательного принятия ребенка с бессознательным его отвержением) и катастрофической ( сознательное и бессознательное отвержение).

В итоге были выделены и описаны четыре группы матерей. Женщины, попавшие в первую, вторую и третью группы, разделяли норму « внутриутробный ребенок — с самого начала человек, и я отвечаю за его благо». Однако для женщин из первой группы кризис беременности в небольшой степени отражал проблемы, связанные с прошлым. Позиция третьего оказывалась позицией доброжелательного наблюдателя, оказывающего поддержку матери, ищущей и строящей способы понимания поведения внутриутробного ребенка и формирующей свои ответы на него.

Приведем фрагменты наблюдений. И., 25 лет, замужем, высшее образование. На первом этапе по опроснику эмоционального отношения к беременности И. попадает в неопределенную зону, ближе к группе холодных матерей. Ведет себя скрытно, эмоциональную информацию строго дозирует, несколько напряжена. Удовлетворена работой, чувствует, что беременность наступила «как раз во-время», признает, но не может объяснить «отсутствие восторгов по поводу беременности». Неопределенность ситуации первоначально вызывает у нее легкое недоверие и ожидание структурирования времени и темы. Когда экспериментатор напоминает ей о ее согласии на самостоятельное исследование своей беременности, женщина уверенно переходит к деятельности самонаблюдения, которая увлекает ее сама по себе, она не ожидает похвалы или каких-либо иных знаков эмоционального отношения. На протяжении всей беременности находится в ровных, деловых, доброжелательных отношениях с экспериментатором и фигурами своего внутреннего мира. По данным второго и третьего тестирования попадает в группу «Идеальная мать». С увлечением общается с будущим ребенком, открывая все новые способы понимания и ответов.

Для второй группы кризис беременности совпал с возникновением или обострением смысложизненных проблемы. Это были случаи, когда символический объект прошлого осознан, но не отвергнут, а спроецирован в будущее — на будущего ребенка, с которым связываются все надежды и соответственно формулировался запрос к пренатальному наставнику- ребенок должен гарантированно обладать рядом черт, начиная от безупречного здоровья и заканчивая талантом, который не даст пропасть ни ему, ни его матери. В этих случаях не всегда удавалось создать позицию, позволяющую матери осознать последствия реализации таких ожиданий в полной мере, поскольку в этой группе матери казались эмоционально благополучными и заинтересованными.

Эту группу может представлять А.,27 лет, художник, в браке 2 года, у мужа брак — третий. На первом этапе по опроснику попадает в группу амбивалентных матерей. Разочарована в браке, сообщает, что хочет «родить ребенка для себя», воспитать его наилучшим образом, в связи с чем нуждается в помощи специалистов. Эта испытуемая посещает одновременно экспериментатора, группу для беременных, где она занимается под руководством духовного акушера, а также регулярно бывает на приеме у лечащего врача. Старательно собирает и классифицирует полученную информацию и через какое-то время обнаруживает, что неспособна ориентироваться в информации и выбрать правильную.
Будущий ребенок в ее фантазиях и эмоциях становится «идеальным мужем», затем на эту роль приглашается экспериментатор, который должен выполнить функции проводника в море информации и выбрать направление, наиболее соответствующее ее потребностям. Проблема, от решения которой пытается уклониться испытуемая самостоятельный выбор пути и общности, соответствующей ее под линным интересам.

Читайте также:  Мясной бульон для здоровья

Беременность оживила ее ранний опыт взаимоотношений с отцом, который «бросил меня на половине дороги, и мама решила, что ничего нам от него не нужно». Испытуемая осознает даже источник проблемы, но не видит поначалу противоречия между тем, что, пытаясь вырваться и пойти самостоятельно, на уровне чувств продолжает надеяться на несостоятельного проводника, сердиться на него, но не делать попыток к самостоятельному движению. По мере того, как усиливаются движения плода, испытуемая совершает удачные попытки полагаться на субъективный опыт взаимоотношений с ребенком более, чем на готовые знания.

Почувствовав, что она более компетентна в этом, нежели экспериментатор, она вначале делает попытку прекратить посещения, поскольку то, «чего я хотела, я и без Вас получила». Экспериментатор указывает ей на чувство обиды, являющееся последним отголоском отношений с символическим отцом, после чего встречи возобновляются и отношения складываются так же, как и в ситуации, описанной первой в этом разделе. Контроль эмоционального отношения к беременности на втором этапе показал результаты, попадающие в область на границе «Идеальная мать» и зоной неопределенности вблизи популяционного среднего, на третьем этапе испытуемая попала в группу «Идеальная мать».

Работа с представительницами третьей группы включала в себя психотерапевтические процедуры, поскольку в полной мере требовала завершить незавершенное в прошлом обособление от символи ческого объекта привязанности. Это были случаи, наиболее часто попадающие в сферу интересов психотерапевтов — запрос отражал указанную норму, но беременность сопровождалась рядом расстройств — соматическими, эмоциональными, нарушениями отношений с близкими. Здесь третья позиция позволяла интегрировать различные эмоции,»распыленные» по разным объектам.Только после такой работы возможно удовлетворение образовательного запроса. Эти женщины наиболее горячо откликнулись на предложение участвовать в исследовании, поскольку испытывали потребность « разобраться в себе» до наступления беременности. Характерная особенность ситуации, в которой они находились — необходимость прервать исчерпавшие себя связи: пересмотреть профессиональные задачи и возможно сменить профессию. Все они отмечали потерю интереса к работе и торопились «уйти в ребенка». Любовь к будущему ребенку ажитировалась, фантазийный образ ребенка завершен и заменяет «идеальное Я». Экспериментатор — скорее «настоящий отец» их ребенка, чем профессионал-помощник. «Идеальный ребенок» заменяет «идеальное Я», недостижимое из-за прерванной деятельности в важной на данный момент области — профессиональной или отношенческой, Экспериментатор во внутреннем мире такой испытуемой предназначен заменить партнера по несостоявшейся деятельности. Приведем иллюстрацию и к этим случаям.

Н.,26 лет, в браке 9 лет, аспирантка. По данным первого опроса -«идеальная мать». Она старалась забеременеть специально, рассчитывая срок. Эмоционально она «разрывается» между мужем и другом, фантазирует на тему отцовства, для большей «убедительности» придумывает фантастические основания того, что отцом ребенка является друг, поддерживает в себе страх внебрачной беременности, хотя отдает себе отчет в том, что измены не было.

Обретя одновременно две замещающие фигуры в лице экспери ментатора и друга, испытуемая формально отделилась от символи ческой фигуры отца, воплощенной в муже и профессиональной дея тельности, но на самом деле перенесла на них свои амбивалентные чувства. Как и в «прежней жизни», она не получает эмоционального удовлетворения, на которое рассчитывала первоначально, ажитация и привязанность сменяется разочарованием, чувством вины за по давленную враждебность и усилением невротической потребности в близости. Этот комплекс чувств она проносит до начала шевеления. Здесь по данным опросника она перемещается в группу «амбивалент ная мать».

Поглощенность взаимоотношениями с символическим объектом не дает ей сосредоточиться на ребенке, он скорее мешает ей, раздра жает, но она скрывает раздражение от символического отца. С од ной стороны, она много общается с ребенком, с другой — эмоцио нальный фон общения тревожный, напряженный, взвинченный, она не довольна тем, как мало дает ей ребенок взамен ее усилий. К третьему этапу она устает от «бесполезных» ласк, расточаемых в адрес будущего ребенка, ухудшается ее соматическое самочувствие, она ощущает себя покинутой и одинокой, становится более закры той.

Данные опросника на последнем этапе — сохраняется принад лежность к группе амбивалентных матерей. Перед родами экспери ментатор берет на себя ответственность и помогает ей осознать и в символической форме выразить враждебные чувства по отношению к мужу, другу и экспериментатору, затем ей удается почувствовать себя адресатом враждебности со стороны научного руководителя и вновь пережить чувство вины, заставившее ее спасаться от разре шения профессиональной ситуации «бегством в ребенка». Осознание чувств, присутствовавших в ситуации, возникшей до беременности, но вовлеченных и деформировавших эмоциональную картину беремен ности, облегчило состояние испытуемой. Контрольный опросник, предложенный ей сразу после вмешательства, показал динамику эмо ционального отношения к беременности — результаты испытуемой по пали в зону, близкую к популяционному среднему, то есть не могли быть интерпретированы как однозначно принадлежащие к какой-либо группе.

Что касается женщин из 4-й группы, то их мотивационно-ценностная сфера не включала в себя представления о нерожденном ребенке как о человеческом существе. Их образовательные ожидания были связаны исключительно с родами и ранней материнской адаптацией.

Такая ситуация сложилась у троих наших испытуемых. Все они принадлежали к слою, неблагополучному в социальном отношении, не имели достаточного образования, зарегистрировали браки после наступления беременности, которую можно назвать случайной. Если в первом из описанных случаев способ справится с регрессией имеется, во втором и третьем эти способы создаются, но во втором они примитивнее, то в этом последнем испытуемые оказывались во власти необратимой и углубляющейся эмоциональной регрессии первой половины беременности, существенно нарушающей адаптацию. Предпосылки для возникновения пренатального материнства, даже незрелого, не формируются или формируются на очень примитивном уровне.

Типичной представительницей такой группы является Д.,29 лет, медсестра, замужем. По данным первого опросника — амбивалентная мать, причем показатель бессознателного отвержения намного превосходит по абсолютной величине показатель сознательного принятия. Отношений с экспериментатором не складываются. Такое впечатление, что испытуемая приходит «просто поболтать». Д. с нескрываемой ненавистью говорит о «мафии», о разного рода « крутых», у которых «все схвачено», с большим удовольствием пересказывает сцены задержания преступников, рассказанные мужем.

О начале движений плода упоминает вкользь, не помня, как и когда это случилось, что она почувствовала. По записи в индивидуальной карте беременной удалось установить, что движение Д. ощущает с 22 недель. По сравнению с другими нашими испытуемыми, имевшими задачу самонаблюдения и замечавшими движение с 15 недель, — очень поздно. Долго не говорит о характере шевелений, затем, когда они начинают причинять ей дискомфорт, затягивается в бандаж, говоря с «добродушной», но отчетливо звучащей агрессией: « Расхулиганился, вишь! Я тебе дам баловаться!». Испытуемая делает в квартире ремонт, сама красит, носит банки с краской, употребляет алкоголь в небольших дозах. На осторожной вопрос экспериментатора: «как Вы думаете, не тяжело ли это ребеночку?» последовал ответ: « «А что, пусть привыкает, жизнь-то тяжелая».

По данным второго и третьего опроса испытуемая попадает в группу «катастрофическая мать», ее высказывания в адрес разных людей делаются все более жесткими и агрессивными. С экспериментатором она по-прежнемуостаетсяв формально-уважительных, внешне приветливых отношениях.

Таким образом, опыт работы на основе представлений о пренатальной общности как о специфической детско-взрослой общности позволил установить существование нормы самоценности внутриутробного ребенка, наметить подходы к построению развивающего пренатального воздействия через обращение к эмоционально-ценностному слою личности будущей матери, еще раз подтвердил важность пренатального воспитания как основы для будущего воспитания и обучения ребенка, для его полноценного и творческого включения в человеческую культуру.

Источник

Adblock
detector