Меню

Воспитание культуры зож это

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
статья на тему

Одной из главных задач современной школы является проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни. Здоровье – совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов в настоящем и будущем.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 21.73 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

БарабашоваТ. М., Бессараб Е. А.

учителя МБОУ «Лицей № 10»

Одной из главных задач современной школы является проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни. Здоровье – совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов в настоящем и будущем.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования большое значение придаёт формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Поэтому мы используем в своей работе программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, которая представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Для обеспечения выполнения программы необходимо использование здоровьесберегающих технологий. Что такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»? Это комплекс психолого-педагогических приемов и методов работы, подходов к реализации возможных проблем, знакомых большинству педагогов, плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи следующих здоровьесберегающих технологий:

  • компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
  • стимулирующие (физические нагрузки, приемы психотерапии);
  • информационно-обучающие.

Использование методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уклада жизни города, района, школы, класса.

Целью педагогической деятельности учителя начальных классов является обеспечение положительной динамики состояния здоровья обучающихся посредством применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, формирование у ученика основы здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности.

Для достижения цели по формированию здорового образа жизни используются различные методы и приемы:

  • практический метод;
  • познавательная игра;
  • ситуационный метод;
  • соревновательный метод;
  • другие активные методы обучения.

Средства выбираются в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия: физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; массовые оздоровительные мероприятия, спортивно — оздоровительные праздники; тематические праздники здоровья в рамках внеурочной деятельности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обеспечивает желание заботиться о своём здоровье, установку на использование здорового питания, использование оптимального двигательного режима, соблюдение режима дня, развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

В нашем учреждении во внеурочной деятельности реализуется программа курса «Растём здоровыми и сильными» авторы Н. Я. Дмитриева, К. А. Семёнова (система Л.В.Занкова), которая рассчитана на два года – 3-4 классы. Она помогает формированию у обучающихся первоначального представления об элементарных нормах здорового образа жизни, подводит к пониманию особенностей организма человека и его возможностей. Программа курса включает два раздела: «В гармонии с окружающим миром» и «Законы здоровья».

Данный курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. На занятиях обучающиеся получают возможность расширить, систематизировать, а главное – практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье.

Приведём пример внеурочного занятия курса «Растём здоровыми и сильными» по теме: «Правильное питание».

Цель занятия: создание условий для формирования у обучающихся основ культуры питания. В качестве оборудования мы использовали: мультимедийную презентацию, карточки с заданиями, звукозапись физминутки, изображения продуктов питания.

В ходе занятия была разыграна ситуация.

Бабушка: Какие у вас румяные щёки! Хорошо погуляли?

Внук: Здорово! Но мы такие голодные! Сейчас достанем из холодильника колбасу, сделаем побольше бутербродов и запьём газировкой.

Бабушка: Нет, мои хорошие! Лучше всего сейчас съесть горячий суп. Я приготовила вкусный рассольник и гречневую кашу с мясом. Вы потратили много сил и должны хорошо пообедать.

Внучка: Бабушка, какая разница, что есть. Главное не чувствовать голода.

Бабушка: А ты думаешь, мы едим, чтобы не быть голодными?

Бабушка: Чувство голода напоминает нам о том, что пора есть. Еда необходима нашему организму для жизни. А вам ещё нужно расти и быть здоровыми. Вот почему важно не есть всё подряд, лишь бы утолить голод. Нужно есть полезные продукты.

Внук: Наверное, полезные продукты самые вкусные.

— Знаете ли вы, какие продукты называют полезными и почему?

— Что нужно человеку, чтобы быть здоровым?

Работа над пословицами и поговорками

Древняя мудрость гласит: «Всё- яд и всё – лекарство. Дело только в дозе»

— Как вы понимаете эти слова?

— Какие ещё пословицы и поговорки о еде вы знаете?

Плох обед, если хлеба нет.

Поешь рыбки — будут ноги прытки.

Много есть — невелика честь.

Кто долго жуёт, тот долго живёт.

Когда я ем, я глух и нем.

Хорош мёд, да не по горсти в рот.

Составление правил «Как правильно есть».

А) Составление правил питания;

Б) Обсуждение правил в группах

В) Какие правила вы сами выполняете?

Г) О пользе молока для детского питания

— Сколько раз в день нужно принимать пищу? (5 раз)

— Что обычно едите дома на завтрак?

— А в школе? Зачем школьникам дают молоко?

Практическая работа. Составление меню по группам.

Использование игровых ситуаций привлекает внимание детей к изучаемой теме, позволяет обратить внимание обучающихся на своё здоровье, учит заботиться о своём организме, формирует привычку здорового образа жизни, учит быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях.

  1. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова- С.: Учебная литература, 2011. – 143с.
  2. Дмитриева Н. Я., Семёнова К. А. Программа курса «Растём здоровыми и сильными» (3-4 классы)
  3. Ильющенко В.В., Берсенева Т.А. Здоровье и образование. – СПб.: 1993. – 243с.
  4. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников// Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997. -139с.
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.-272с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение,2010. -31с.
  7. http://www.hrono.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности.

Данное выступление раскрывает вопрос формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы и знакомит со структурой работы школы в области здоровьесбережения.

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образовани. Презен.

В работе затронуты вопросы улучшения здоровья обучающихся в урочное и в неурочное время. Раскрываются некоторые формы работы по формированию здорового образа жизни.

Исходя из ООП НОО «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» сформирована программа формирования и безопасного образа жизни для учащихся 1-4 классов МБОУ «СО.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема «Риск, наука, обучение на школьном уровне» Сов.

Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе.

Источник

Доклад «Воспитание культуры здоровья»

Жанна
Доклад «Воспитание культуры здоровья»

Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию ответствен­ности за собственное благополучие, необходимых на­выков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни. Наиболее эффективным путём формировании культуры здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая, воспитателем, психологом, взрослыми самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, Задачей современной школы является полноценная подготовка школьника к самостоятельной жизни, а не доведение его без болезней до окончания школы. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль.

Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы нашего учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Личность – явление социальное. Личностью становится человек, имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой. Осознания социальных явлений, общения. Личность развивается как результат общения и участия в разных видах деятельности сначала игровой, затем учебной и трудовой.Развитие личности зависит от трех факторов: наследственности, среды и воспитания. Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Проблемы воспитания культуры здоровья разрабатываются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский.

В отечественной педагогике раскрываются философские, социологические и психологические аспекты воспитания здорового в физическом и психическом отношении подрастающего поколения. Поскольку важнейшей составляющей культуры здоровья и здорового и безопасного образа жизни являются систематические занятия физической культурой и спортом, в ряде исследований они рассматриваются как особый вид деятельности, способствующий воспитанию лучших физических, нравственных, психических качеств, связанных с формированием самого человека (В. В. Белорусов, Педагогическая общественность сегодня, как никогда, понимает, что целостный подход к понятию «здоровье» ведет к осознанию необходимости существенных изменений в школьной жизни, начиная от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в период обучения ребенка в школе формируются основы физического, психического и социального здоровья детей, определяющие в последствии его здоровый и безопасный образ жизни. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно воспитания культуры здоровья и здорового и безопасного образа жизни.

Раскрывая сущность и структуру понятия «воспитание культуры здоровья»,я исходила из следующей семантической последовательности понятий: «здоровье», «образ жизни», «культура», «культура здоровья», «воспитание», «воспитание культуры здоровья», «Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни».

И. Х. Нотфуллин предложил определение культуры здоровья рассматривать как интегральную характеристику личности, включающей в себя здоровье сберегающие мотивационно-ценностные ориентации, знания о здоровом образе жизни, способность к саморегуляции и управлению своим организмом, умение пользоваться различными методами и способами, необходимыми для диагностирования уровня своего здоровья. Воспитание культуры здоровья ребенка можно рассматривать как процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности ребенка как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его индивидуальными особенностями, интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни. О здоровьесберегающей педагогике сегодня написано много, как достаточно много и осуществлено в этой области, однако еще имеются аспекты этой проблемы, которые исследованы не во всей полноте. И одним из этих аспектов является влияние среды на формирование культуры здоровья ребенка, поскольку они формируются и развиваются под влиянием улицы тех культурных ценностей, которые сложились в их среде обитания. Исходя из того, что понятие «культура» является сложным междисциплинарным общеметодологическим понятием. Мы различаем несколько составляющих общей культуры: нравственную, физическую, национальную, правовую, валеологическую и другие.

Областью экспериментальной работы является культура здоровья и здорового безопасного образа жизни ребенка, условия ее формирования. Выступая одним из видов культуры общества, культура здоровья, имея видовые отличия,несет в своем содержании и общие родовые черты: знания, гуманистическая направленность усвоения и развития знаний, их применение в ходе деятельности, умелое использование в практической деятельности. Речь идет о создании своеобразного здоровье творящего воспитательного пространства. Именно эта идея должна, на наш взгляд, стать центральной при реализации задач воспитания у ребенка культуры здорового и безопасного образа жизни через социализацию личности в систему общественных отношений.

Как показывает анализ литературы, социализация личности – двоякий процесс. С одной стороны, его можно организовать посредством воздействия на окружающую среду и систему отношений между людьми, а с другой – это стихийный многофакторный процесс, и это необходимо учитывать при организации работы с личностью.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами, именно их под их воздействием формируется культура здорового и безопасного образа жизни. Чёткое распределение основных факторов социализации в три группы и характеристики их в научно-педагогической литературе даны А. В. Мудриком.

Первая группа – макрофакторы, включающие космос, планеты, страну, общество, государство, именно они определяют то, что «дитя человеческое» в разных уголках земного шара растёт и развивается по некоторым общим законам.

Вторая группа факторов социализации — мезо факторы, включающие тип поселения, исторические и этнокультурные условия.

Третья группа факторов – микрофакторы, к ним относится всё то, что влияет на конкретных людей, с ними взаимодействующих, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контр социальные организации, микросоциум.

Из мезо факторов необходимо отметить роль места проживания формирующей личности как важнейший фактор её социализации.

В процессе воспитания «в широком смысле слова» происходит становление, обогащение и совершенствование субъективно-личностного и духовного мира человека. Оно складывается из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека воспитательных институтов общества, воздействия среды (как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса. Социальная микросреда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющих или сдерживающих процесс самореализации личности, с другой – необходимым условием успешного развития этого процесса. Общественное (социальное) воспитание – это педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Характерной особенностью современной России является то, что в социальной сфере резко интенсифицировались политические, экономические, энергетические, экологические и другие процессы, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все свои способности к выживанию и развитию. С переходом Российского государства к экономике рыночного типа возникает необходимость подготовки личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ему самостоятельно, критически и творчески мыслить, вырабатывать здоровый и безопасный образ жизни.

Учитывая такую роль данной личностной характеристики, становится понятным, насколько важно обеспечить ее эффективное формирование с использованием комплекса педагогических средств уже в детском возрасте. Это предполагает, прежде всего, целенаправленную деятельность общеобразовательного учреждения, адекватные цели формирования конкурентоспособности и реализуемые в нем содержание обучения и воспитания, образовательные технологии и т. д.

В то же время, как свидетельствует обзор состояния изученности избранной мною темы, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, до сих пор нет специального исследования теории и практики воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни у школьников, хотя имеющиеся работы составляют для этого серьезную научную источниковедческую базу.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что в современной теории и практике существуют противоречия между потребностями социума в поколении граждан, ведущих здоровый и безопасный образ жизни и недостаточной разработанностью системы здоровье сберегающей и здоровье творящей образовательной практики в школе; функциональными потенциальными возможностями образовательных учреждений в решении задач воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни и недостаточным научно-педагогическим обеспечением этого процесса; объективной потребностью в личностном подходе к воспитанию культуры здоровья детей и учащейся молодежи и традиционной практикой обеспечения данного процесса; требованиями к профессиональной компетенции педагогических кадров по реализации здоровье сберегающих начал образовательного процесса и их способностью проектировать и эффективно осуществлять на практике здоровье сберегающие и здоровье творящие образовательные технологии.

Принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

-принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровье сберегающей деятельности;

-принцип формирования ценностных установок ребенка на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;

-принцип народности предполагает учёт национальной культуры, традиций и родного языка

-принцип культурсообразности (включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровье творческой деятельности);

— принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание подростка субъектом процесса здоровье творческой деятельности);

— принцип здоровье творческой активности (опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни;

— принцип интеграции воспитательного воздействия,следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка;

— принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в критической ситуации. Проявляется это в поддержке личности в стремлении к самоопределению, помощи ребёнку в самореализации в оздоровительных культурных, правовых, социальных, государственных и общественных учреждениях.

— принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении. Он выражается в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых, с отклонениями в поведении, детей – сирот, детей – инвалидов, детей – мигрантов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве;

Необходимо отметить, что многие из выше приведенных принципов носят общую направленность, однако каждый из них несет в себе и ряд специфических особенностей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ребенка, что позволяет утверждать, что их совокупность может считаться методологической основой для реализации задачи по организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности учащихся, обеспечивающие сохранение и укрепление их здоровья, полноценное образование и развитие.

Социально-педагогическая работа есть системная деятельность, направленная на помощь ребёнку в самоорганизации, формировании культуры здоровья и здорового образа жизни, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Успешное осуществление такой деятельности может быть при выполнении определённых условий: всесторонняя педагогическая диагностика, изучение и широкое использование социума, в первую очередь семьи, а также гуманность и открытость образовательного учреждения, наличие подготовленных кадров для этой работы – психологов, социальных педагогов.

Существует несколько групп критериев успешной социализации, позволяющих оценить эффективность социально — педагогической деятельности образовательного учреждения. Эта классификация разработана известным учёным Л. Е. Никитиной. Основные из них, имеющих отношение к участию школы в процессе социализации детей,следующие:

— критерии здоровья;

— критерии психологического комфорта;

— критерии воспитания;

— критерии социальной устойчивости.

Воспитание и обучение будет проходить эффективно, если оно базируется на объективных научных знаниях. В решении этой проблемы может помочь психолого-педагогическая диагностика, которая для психолога или педагога не является самоцелью. Она подчинена главной задаче – разработке рекомендаций или программ коррекции обнаруженного явления.Основным назначением диагностической работы является: познание ребёнка, его семьи, образа жизни, социума, изучение общения и взаимоотношений в значимых для его развития системах отношений в детском обществе, «ребёнок-педагог». Такая деятельность очень важна, поскольку процессы социализации личности, включение человека в социум, преобразование самого социума происходит под влиянием разнообразных социально-педагогических институтов.

Основная задача помочь обучающемуся подойти к принятию самостоятельных решений в организации своей жизни.

Анализируя процесс социализации, педагогу необходимо помнить,что на —ребенка в процессе формирования личности влияют:

природа и родной язык;

общение в школе, окружающая среда;

средства массовой информации, искусство, литература;

образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

Педагогический аспект рассмотрения проблемы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни через социализации личности подразумевает организацию управленческой деятельности инновационного образовательного учреждения, научное обоснование технологии социального воспитания личности.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: «Воспитание экологической культуры дошкольников», в которой делюсь своим опытом,.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Источник

Читайте также:  Устный журнал по зож для начальной школы
Adblock
detector