Педагогическая технология воспитания культуры здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
вероника овчинникова
Педагогическая технология воспитания культуры здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Овчинникова В. П.
МБДОУ № 10 «Умка» г. Шадринск
Педагогическая технология воспитания культуры здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы связанна с тем, что за последние десятилетие показатели здоровья у дошкольников неблагоприятные. Одной из наиболее важных задач современного дошкольного образования является формирование у детей здорового образа жизни. Воспитать культуру здоровья, а также ответственное отношение детей к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители. При решении таких оздоровительных задач необходима организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с участием родителей, воспитателей и медицинских работников.
В настоящее время в литературе ведется поиск новых методов воспитания и обучения детей, вследствии этого в ДОУ воспитательно-образовательный процесс должен быть технологичным. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперина, М. В. Кларина, Б. Т. Лихачева, П. К. Селевко, Н. Ф. Талызоной и др.
По мнению И. И. Брехман здоровье – это способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации [5].
Анализ многих определений позволило нам понять, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье человека определяется не только отсутствием нарушений в организме, но и состоянием психических, когнитивных процессов, отражает способность адаптироваться к социальным условиям жизни.
Педагогическая технология имеет преимущества перед методиками обучения и воспитания детей – она имеет четкую цель; позволяет разработать объективные методы воспитания и обучения; также позволяет свести к минимуму те ситуации, когда педагог нуждается в педагогическом экспромте в поиске вариантов. Основная функция педагогической технологии состоит в повышении качества образовательного процесса, в возможности поиска наилучших решений задач относительно развития личности детей. Педагогическая технология реализуется педагогом, поэтому он должен обладать знаниями, умениями и навыками в этой сфере.
Многие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходства, но отличаются по различным параметрам.
Исследователь В. П. Беспалько определяет педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели.
По мнению Г. К. Селевко педагогическая технология – это модель учебной и педагогической деятельности, организации и проведению образовательного процесса с обеспечением комфортных условий как для детей так и для педагогов [1].
К любой основной программе в ДОУ может быть разработано несколько технологий по разным направлениям, но обязательно реализующих ведущие идеи программы. Наличие такой педагогической технологии оказывает положительное влияние на повышение качество дошкольного образования.
Чтобы разработать педагогическую технологию по воспитанию культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста нужно разобраться, что же понимают под культурой здоровья [5].
Анализ работ В. А. Деркунской, Л. Г. Касьяновой, О. А. Князевой, С. А. Козловой, И. М. Новиковой и др. свидетельствует, что уже в дошкольном возрасте у ребенка зарождается устойчивый интерес к своему здоровью, заботливая позиция по отношению к своему организму, жизни и здоровью как ценности.
Под «культурой здоровья» детей В. А. Деркунская понимает общность ценностного отношения дошкольника к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, других и социума в целом; личностно и социально важных способов, умений и навыков деятельности, сконцентрированных на получение физического, психического и социального положительного состояния. Итогом культуры здоровья ребенка будет элементарная здоровьесберегающая грамотность [3].
На наш взгляд педагогическая технология воспитания культуры здоровья у детей старшего дошкольного возрастадолжна включать в себя следующие мероприятия:
1. Организация системы занятий по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста.
2. Организация бесед, опытов, наблюдений, экскурсий, игр, проблемных ситуаций с целью формирования и закрепления знаний о культуре здоровья.
3. Организация работы с педагогами и родителями воспитанников.
4. Экспериментальная проверка результатов внедрения педагогической технологии по воспитанию культуры здоровья у дошкольников.
Таким образом, технология воспитания культуры здоровья детей старшего дошкольного возрастаимеет несколько признаков: ориентированность на самостоятельное или совместное со взрослым открытие нового практического опыта, добытого экспериментальным, поисковым путем, возможность его анализировать и преобразовывать, а также спонтанное, повседневное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Только при таком подходе педагогическая технология будет эффективна.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]: учебник / В. П. Беспалько. – М. : Изд-во Педагогика, 1989. – 192с.
2. Метяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии [Текст]: учеб. -метод. пособие / А. М. Метяева. – М. : Изд-во Академия, 2008. – 187с.
3. Родничок здоровья: технологии здоровьесберегающего сопровождения в опыте работы дошкольного образовательного учреждения [Текст]: учебно-методическое пособие / под науч. ред. В. А. Деркунской. –Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. – 195 с.
4. Сальникова, Т. П. Педагогические технологии [Текст]: учебник / Т. П. Сальникова. – М. : Изд-во Сфера, 2010. – 125с.
5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебник / Г. К. Селевко. – М. : Изд-во Народное образование, 1998. – 256 с.
Конспект занятия «Школа здорового образа жизни» для детей старшего дошкольного возраста «Школа здорового образа жизни» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Воспитывать у ребенка привычку к соблюдению режима дня, чистоте,.
Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный период — один из периодов в жизни человека ответственный в формировании физического здоровья, культурных навыков, обеспечивающих.
Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста (опыт работы) ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. (опыт работы) Автор работы: Абросова Светлана Дмитриевна.
Конспект НОД по формированию здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста ]Цели и задачи: 1. Образовательные: Дать реальные представления об органе пищеварения — языке 2. Развивающие: развивать умение наблюдать.
Консультация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни» Консультация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни» В настоящее время пути средства оздоровления.
Основы формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Большое значение для здоровья человека имеет его образ жизни. Академик Ю. П. Лисицин определяет образ жизни – как определенный, исторически.
Отчет по формирование и развитие основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – важный период, происходит формирование детского организма. Поэтому любая деятельность в детском саду (учебная, спортивная,.
Педагогическое партнерство ДОО в формировании ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Исследуя данную тему, мною была выделена актуальность проблемы, она связана с ухудшением здоровья страны на современном этапе социогенеза.
Взаимодействия с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Подготовила: Кучканова Елена Владимировна воспитатель МБОУ «Селищинская СОШ» Важнейшим фактором воздействия на здоровье и развитие ребенка.
Закаливание как средство формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста В настоящее время в дошкольном образовании актуальной является проблема сохранения здоровья ребенка на основе здоровья формирующего образование.
Источник
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
материал по теме
Сформировать у педагогов представление о культуре здоровья как одном из направлений здоровьесберегающих технологий и необходимости становления ее у дошкольников, с позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.Сформировать у педагогов представление о культуре здоровья как одном из направлений здоровьесберегающих технологий и необходимости становления ее у дошкольников, с позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 150»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
НА ТЕМУ: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Сформировать у педагогов представление о культуре здоровья как одном из направлений здоровьесберегающих технологий и необходимости становления ее у дошкольников, с позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
1. Актуализация проблемы. Основание модернизации физкультурно -оздоровительной работы.
2.Понятие культуры здоровья. Сущность, функции, цели.
3.Отношение ребенка к своему здоровью на разных возрастных этапах.
4.Условия развития у дошкольника потребности в здоровом образе жизни и формирования культуры здоровья.
- Работа с родителями по формированию культуры здоровья у детей.
- Использование программы «Здравствуй» с целью формирования культуры здоровья.
- Тест-анкета на оценку культуры здоровья воспитателя.
1. «Здоровьесберегающее обучение и воспитание» /под ред. Андреева В.И./ – Казань. Центр инновационных технологий,2000 .267 с.
2. «Современные подходы к оздоровлению детей»- Алямовская В.Г.
3. Е.Евдокимова «Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ»-ж. «Управление ДОУ» № 1-2004,стр.71
4. «Принципы развивающей педагогики оздоровления»-тезисы В.Т.Кудрявцев.
1 .Пережив инновационный бум и реформы конца 20 века , которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования в новом веке вступила в новую стадию его модернизации. Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами , как Закон РФ «Об образовании», « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами президента России « О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», « Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».
Содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по- прежнему оставляет желать лучшего. Основанием тому служит высокая заболеваемость детей. Достаточно много детей нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество простудных заболеваний обретает характер стихийного бедствия.
Актуальной задачей физического воспитания,- говорится в Концепции, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста. А поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены только к медицинским или только педагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении.
Основанием модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении считаются:
- 1. необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
- 2. необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
Первое утверждение базируется на потребности индивида в здоровье, здоровом образе жизни, а также самооценке им состояния своего здоровья. Проблема заключается в том , что как таковой, потребности в здоровье у ребенка нет. Он верит в его нерушимость. Она есть у родителей, общества. Но у каждого малыша есть огромное желание скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольника предусматривает:
— знание правил личной гигиены и ухода за своим телом;
— знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
— знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
— знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
В современных системах воспитания и обучения не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Ребенка не учат умению «прислушиваться» к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и уж тем более не учат своевременно предпринимать соответствующие меры. Хорошее знание себя, развитое умение ясно и правильно выразить характер ощущаемых болевых симптомов, жалоб, сопровождающих ухудшение самочувствия, существенно облегчает задачу врача в правильной постановке диагноза.
Хорошее самочувствие человека во многом зависит также от осознания им своей успешности и тех путей, которые могут обеспечить их успешность. В этой связи дети должны уметь отслеживать « свой путь» в плане физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности. Это позволяет им создать образ себя будущего. Полюбив этот образ, дети стремятся к его реализации, а достигнув желаемого, ставят перед собой новые цели. Навыки самооценки физического здоровья являютя предпосылками приобретения детьми дошкольного возраста навыков самооценки своего психического состояния в старшем возрасте.Это необходимо ему для того , чтобы выстраивать здоровую линию поведения во взаимодействии с социальным окружением.
Комплексный подход в оздоровлении детей осуществляют многие дошкольные учреждения.
Но получается , что всего понемножку , а в целом, как говорил
Ю.Ф. Змановский , «мертвому припарки».Проводя с детьми лечебно-оздоровительную работу , детьми попросту манипулируют. Для чего с ними проводят те или иные мероприятия, дети толком сказать не могут.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.
2 .Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Культура здоровья – это целостная система личностных качеств
( включая ее мировоззрение, духовность, ценности, знания, умения и способности) , ориентирующие личность на здоровый образ жизни и обеспечивающие ее высокий уровень здоровья.
Сущность культуры здоровья :
Культура здоровья включает в себя культуру духовную, медико-гигиеническую, физическую, которые тесно взаимосвязаны между собой. Зависимость здоровья физического от здоровья духовного предполагалось и в древних учениях, последними достижениями доказаны многие механизмы этой зависимости.
При этом развитие культуры здоровья рассматривается как неотъемлемая часть развития личности. Целями развития культуры здоровья являются:
-осознание ценности здоровья
— формирование мотиваций на повышение уровня здоровья
— овладение необходимыми двигательными навыками и умениями , современными способами оздоровления
— формирование стиля жизни, обеспечивающее саморазвитие здоровья.
Функции культуры здоровья:
- воспитывающая
- развивающая
- образовательная
- диагностическая
- коррекционная
- регулятивная
- деятельностная
- преобразующая
- творческая.
- нормативная
Исчезновение или затухание одной из функций ведет к ухудшению здоровья человека духовно-нравственной деградации, невротизации.
3. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Вначале это отношение проявляется в форме страха, который проявляется у ребенка в связи с неприятными манипуляциями, которые проделывают с ним взрослые.Всем известно, что маленькие дети весьма настороженно и даже негативно относятся к людям в белых халатах. По мере накопления опыта болезней и связанного с ним опыта получения лечебных процедур чувство страха сменяется чувством тревожного ожидания, а у старших дошкольников оно сменяется любопытством. И конечно же отношение ребенка к тому, что связано с его болезнью, сугубо индивидуально и во многом зависит от отношения к этому явлению его родителей. Они беспокоятся- беспокоится ребенок и наоборот.
Эксперименты убедительно доказали, что отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поскольку это понятие сложное и многоаспектное, то в младшем дошкольном возрасте дети не в состоянии овладеть им. Дети в этом возрасте понимают ,что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью не могут. Вследствии этого никакого отношения к нему у маленького ребенка практически не складывается.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают ,как болели, и у большинства отчетливо проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Что значит чувствовать себя здоровым, и быть здоровым они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым – значит не болеть .На вопрос,что нужно делать чтобы не болеть , большинство детей отвечает: не простужаться, не есть мороженное, не мочить ноги и т.п. Из этого следует , что дети в этом возрасте начинают осознавать угрозы своему здоровью со стороны внешней среды.
В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию личного опыта отношение к здоровью существенно меняется. Дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий ( нельзя есть фрукты грязными) , так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие здоровье с выполнением правил гигиены. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья .В этом возрасте дети начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья ( там кричали, ругались, и у меня заболела голова).Но в целом отношение к нему у детей старшего дош. возраста остается пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья.
При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физической культурой отношение детей к своему здоровью как величайшей ценности в жизни становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу- становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
4. Условия развития у дошкольника потребности в здоровом образе жизни и формирования культуры здоровья:
1.Гигиенически организованная социальная среда обитания. ( Она должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Но требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений)
2. Наличие специальной программы развития у дошкольника потребности в здоровом образе жизни и формирования культуры здоровья.
(средства методы, приемы, формы работы направленные на приобретение детьми знаний ,умений , привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к другим людям.)Например: человек привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя не комфортно если этой возможности нет. Так же и с людьми привыкшими к утреннему бегу.
Должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле слова должна быть мода на здоровье среди родителей , детей и сотрудников.
3.Овладение системой понятий о своем организме, здоровье , здоровом образе жизни. ( знания по ПДД, ОБЖ, ЗОЖ.)
Эти знания частично могут даваться на каждом занятии не зависимо от его вида.
Дети должны сами сформулировать соответствующие выводы.
«»…и сказала кроха –буду делать хорошо и не буду плохо».
Должны осваивать практику самомониторинга здоровья.
Содержание занятий должно в полной мере соответствовать практике физкультурно –оздоровительной работы, проводимой в ДОУ.
4. Реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей.
Сущность его заключается в создании взрослым бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.(тестирование, диагностирование осознанное ребенком, создание ситуации успеха- все в игровой форме).
Вывод: Таким образом, Формирование культуры здоровья дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целеноправленным развитием его личности в специально созданной гигиенически организованной социальной среде.
На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
это занимательный презентационный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста.Слайд-копилка включает фото эмоций, рисунки, картинки, распределенные по темам: «Культура ед.
Родительское собрание на тему: «Воспитание культуры поведения у старших дошкольников».
Актуальность темы обусловлена поиском путей разрешения противоречий между потребностью в сохранении здоровья воспитанников как приоритетной задачи социальной политики государства и их реальным уровнем.
Система работы по воспитанию звуковой культуры речи в средней группе.
Обобщен опыт практической работы по теме на примере МДОУ «Детский сад№158» г.Ярославль.
1.Пережив инновационный бум и реформы конца 20 века , которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования в новом веке всту.
Источник