Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Информация:
Описание (план):
Введение…………………. ………………… ……………………………..3
Глава I. Теоретические основы воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………….……6
1.1. Особенности воспитания культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ……………………………………………… ……………..………6
1.2. Методы и приемы воспитания культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ………………………………………… ………………. ……..11
Выводы по I главе……………………………………………………. … 20
Глава II. Практическая работа по воспитанию культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………….…..21
2.1. Практическая работа в дошкольном образовательном учреждении « Детском саду №3» «Загадка»……………………………… …………….……21
Заключение……………………………………… ………………………..25
Список литературы……………………………………………. ………..27
Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за границы здравоохранения. Получены новые научные материалы о негативных тенденциях в здоровье подрастающего поколения, связанные с особенностями современной системы образования, которая, во-первых, не побуждает и не научает «конструировать» собственное здоровье, во-вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в жизнедеятельности личности. Поэтому долю ответственности за ситуацию, сложившуюся со здоровьем детей и подростков, берет на себя система образования.
Отличительной чертой развития системы образования на современном этапе является тенденция к ее гуманизации. Для современного российского образования в этом отношении особое значение приобретает гуманитарное знание, ориентированное на признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Вместе с тем, система образования не может считаться гуманистической, если в ней не нашла отражение одна из основополагающих человеческих ценностей — здоровье. Это положение приобретает особую актуальность в связи со все более тревожной тенденцией к снижению уровня и качества здоровья населения Российской Федерации, что наиболее отчетливо проявляется в статистике здоровья наиболее уязвимого звена общества — детей. Во многом это обусловлено тем, что существующая система образования и воспиания не рассматривает сохранение и улучшение состояния здоровья как один из приоритетов своей деятельности, в результате же организация и содержание образования ведут к его ухудшению у всех участников образовательного процесса.
Так, согласно статистическим данным, 80-85 % детей школьного возраста имеют плохое здоровье, более 60% студентов вузов требуют стационарного лечения, а 85% педагогов имеют хронические заболевания. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний. Более 20% детей имеют дефицит массы тела. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий — болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии.
Одной из основных причин такого положения, по данным Министерства образования РФ, являются факторы среды дошкольного учреждения: переполненность групп, заниженный уровень освещенности помещений, не обоснованное научное комплектование групповых коллективов, авторитарный стиль работы педагога, отсутствие помещений для отдыха, неблагополучие психологического климата групп; неоправданная, интенсификация образования на фоне ухудшения социально- экономической и экологической обстановки и т. д.
Вопросы сохранения здоровья, оптимизация факторов, которые его формируют, поднимаются не только медиками, но и экологами в связи с тем, что в настоящее время влияние отрицательных факторов окружающей среды неуклонно возрастает, а адаптационные возможности человека как биологического вида не безграничны.
Для эффективности процесса воспитания культуры здоровья дошкольников в работе воспитателя необходим системный подход, то есть культура здоровья дошкольников должна развиваться в целостном интегрированном воспитательном процессе, в котором все компоненты взаимосвязаны. Система работы педагога по воспитанию культуры здоровья дошкольников – это сложная совокупность логически и организационно взаимосвязанных явлений, характеризующаяся единством цели, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм, методов и приемов работы, отражающаяся в различных взаимодействиях воспитателя с медицинской, психологической, социальной службами, семьями, инструктором физической культуры, педагогами дополнительного образования, администрацией детского сада, работниками оздоровительных инфраструктур и других учреждений, основанных на программе воспитание культуры здоровья дошкольников.
Вопросы воспитания культуры здоровья у дошкольников отражены в трудах Ушинского, Сухомлинского
Исходя из выше изложенного, определена тема нашего исследования: «Воспитание культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ».
Цель исследования – выявить возможности воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
Объект исследования — процесс воспитания культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ.
Предмет исследования – методы воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования – процесс воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ может быть успешным, если будут использоваться разнообразные методы воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
Раскрыть особенности воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
Определить более эффективные методы воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
- Глава I. Теоретические основы воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ
- 1.1. Особенности воспитания культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ
Воспитание культуры здоровья — воспитание у детей личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье, как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, сообщества, физическое воспитание [25, с. 6].
Воспитание культуры здоровья дошкольников осуществляется через специально-организованные занятия по развитию личности дошкольников (воспитание чувства уверенности в себе и самоуважения), различные мероприятия, фестивали, конкурсы, реализацию детских проектов, волонтерское движение.
С точки зрения пользы для здоровья ребенка наиболее продуктивными оказываются здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе способные:
- опираться на комплексный характер здоровья;
принимать во внимание наибольшее число факторов, оказывающих влияние на здоровье;
учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
обеспечить принятие целей и содержания политики учреждения в области укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни;
контролировать соблюдение правил, которые несут в себе здравоохранительное и профилактическое содержание;
постоянно улучшать гигиенические условия детского сада, материально-техническую базу, социально-психологический климат в коллективе согласно требованиям современности;
формировать положительное отношение дошкольников к образовательному учреждению, благоприятный климат внутри педагогического и детского коллективов, в отношениях педагогов и детей;
обосновывать условия последовательности и преемственности в реализации технологии;
осуществлять периодическую оценку эффективности технологии;
привлекать родителей к работе по сохранению и укреплению здоровья детей;
проектировать предметно-развивающую среду, обеспечивающую безопасные, комфортные условия жизнедеятельности и др.[19, с. 9].
Анализ практической деятельности педагогов в современных дошкольных образовательных учреждениях показывает, что не все педагоги рассматривают воспитание, прежде всего, как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка, но всё более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. В связи с этим воспитателям необходимо осознать первостепенность воспитания культуры здоровья дошкольников, что, несомненно, будет способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка, формированию ценностного отношения и практических умений, обеспечивающих эффективное управление жизненными силами организма.
В настоящее время, уже проведенные многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования дошкольников убеждают педагогов и руководителей системы образования в необходимости принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья детей [13, с. 36].
Таким образом, целевой установкой воспитания культуры здоровья дошкольников в работе воспитателя является: создание условий для гармоничного развития личности дошкольника, учитывая индивидуальные показатели состояния здоровья детей, создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни и формирование здорового духовно, психически, социально адаптированного, физически развитого человека.
Работа дошкольного образовательного учреждения по воспитанию культуры здоровья дошкольников является сложной системой, выступающей в качестве компонента, этапа, функции, закономерности, условия, принципов педагогического процесса, что раскрывается следующим образом:
— воспитание культуры здоровья как компонент педагогического процесса в системе работы воспитателя, способствует формированию личности активной, разносторонне развитой, нравственной, творческой, ориентированной на здоровый образ жизни;
— воспитание культуры здоровья как этап педагогического процесса в системе работы воспитателя, на котором осуществляется воплощение культуры здоровья в личности воспитанников. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности воспитанников, в ходе которого освоение культуры здоровья выступает в качестве ведущей цели. Такого рода этапом воспитательного процесса являются конкретные мероприятия, направленные на формирование физического, психического, нравственного здоровья и социальную адаптацию дошкольников;
— воспитание культуры здоровья как функция педагогического процесса в системе работы воспитателя, проявляется в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности воспитанников к профилактике и преодолению вредных, опасных для здоровья человека факторов жизнедеятельности. Реализация данной функции обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением культуры здоровья, т.е. уровнем сформированности культуры здоровья самого педагога и детей;
— воспитание культуры здоровья как закономерность заключается в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая работа по воспитанию культуры здоровья, то это способствует охране здоровья детей, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности;
— воспитание культуры здоровья является педагогическим условием включения воспитанников в жизнь, формирования личности, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей [22, с. 57].
Выделенные признаки отражают разные стороны воспитания культуры здоровья дошкольников: вхождение в состав педагогического процесса, наличие функции, закономерный характер воспитания культуры здоровья в педагогическом процессе, осознание воспитателем закономерности в виде следующих педагогических принципов:
— принцип системности – предусматривает выделение структурных компонентов системы воспитания, а также взаимосвязей между ними и ориентирует субъектов данного процесса на систематическое присвоение и использование культуры здоровья в процессе жизнедеятельности;
— принцип научности – выражается в опоре на научные представления, теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых о сущности, движущих силах и закономерностях процесса воспитания культуры здоровья дошкольников;
— принцип социокультурный – предусматривает связь процесса воспитания культуры здоровья дошкольников с жизнью, социокультурной средой, помощь личности во всестороннем развитии;
— принцип непрерывности — заключается в постоянной корректировке в работе по воспитанию культуры здоровья дошкольников, так как в самой воспитательной системе изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются межличностные эмоционально-психологические и деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и природной средой. Означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность, через систему целей, содержания, средств обучения и сторон воспитательного процесса;
— принцип гуманизма – выражается в уважении к личности ребенка, в сочетании с требовательностью к нему, в создании благоприятного психологического климата, положительного эмоционального фона в группе. Строится на взаимном доверии, уважении, сотрудничестве, доброжелательности, авторитете учителя, но при этом воспитатель должен проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов;
— принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников – выражается в подборе средств, методов, форм работы с учетом возрастных и индивидуальных различий в работе с конкретными воспитанниками;
— принцип единства – предусматривает обеспечение единых и согласованных действий детского сада, семьи и общественности в процессе воспитания культуры здоровья детей [30, с. 79].
Работа воспитателя является важнейшим звеном в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения, основным механизмом реализации личностно-деятельностного подхода к воспитанникам. При этом личность педагога (субъекта воспитания) является механизмом реализации качественного состояния воспитания — деятельности. Ее влияние на развивающегося ребенка, по К.Д. Ушинскому, составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений [27, с. 47].
Педагог должен быть сам здоров, знать законы здорового образа жизни, постоянно «работать над собой», заниматься вопросами воспитания культуры здоровья детей на высоком научном и профессиональном уровне, так как это сложный, планируемый, целенаправленный и организованный процесс стимулирования активной деятельности детей по овладению ими социальным, духовным опытом и ценностями в вопросах культуры здоровья [16, с. 47].
Таким образом, педагог должен обладать такими качествами личности как: коммуникативность, увлечённость профессией, общественной активностью, нравственной зрелостью, гуманным отношением к детям, высокой культурой собственного здоровья, требовательностью к себе, так как он является первым примером для своих воспитанников. Успех работы воспитателя зависит и от наличия у него информационных знаний и умений по проблеме воспитания культуры здоровья дошкольников. Особенно важно обладать умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе внимание дошкольников, быть тактичным, выдержанным, наблюдательным, искренним.
- 1.2. Методы и приемы воспитания культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ
Ребенок проводит в детском саду значительную часть своей жизни, поэтому детский сад оказывает формирующее влияние на развитие многих сторон его личности. Система социально- психологических и педагогических условий конкретного дошкольного образовательного учреждения может как способствовать, так и препятствовать развитию здоровой личности. Причем, можно выделить как внешние по отношению к развивающейся личности ребенка (формы обучения, специфика стиля педагогического общения, общий психологический климат группы и детского сада и др.), так и внутренние (готовность и способность самого ребенка соответствовать требованиям здоровой среды детского сада, т. к. вряд ли возможно “оздоровить” кого-то без его собственной активности) условия. Соответственно, усилия педагогов и психологов должны быть совместными и направлены на оба типа условий [17, с. 46].
Воспитание культуры здоровья включает в себя три компонента:
1) интеллектуальный — знания в области валеологиии, организации здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья;
2) эмоционально-ценностный — активное положительное отношение к своему здоровью, к организации здорового образа жизни;
3) действенно-практический — применение валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни.
В процессуальном плане культура здоровья представляет собой многоуровневое образование, входящее в состав общей культуры, характеризующее глубину освоения валеологического опыта.
Воспитание культуры здоровья у дошкольников в условиях дошкольного учреждения имеет своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья ребенка.
В детском саду создаются условия для реализации этой цели: физкультурный зал с современным и нетрадиционным оборудованием, процедурный кабинет, физкультурные уголки в каждой группе, кабинет психолога и логопеда. В каждой группе установлены бактерицидные лампы, используются фиточаи, бег по «дорожке здоровья», точечный массаж, дыхательная гимнастика, гимнастика после дневного сна и др. Регулярно проводятся осмотры узкими специалистами детской поликлиники [24, с. 76].
В детском саду выполняются принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие путем соблюдения режима питания, норм потребления продуктов, гигиены питания и индивидуального подхода к детям во время приема пищи.
Широко используются в ежедневном меню продукты, содержащие микроэлементы, бифидобактерии, витамины, растительную клетчатку, способствующие функционированию процессов пищеварения и стимуляции аппетита детей. Такой подход к детскому питанию позволяет улучшать физическое развитие ослабленных детей, повышать иммунологическую защиту детского организма [10, с. 39].
Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья реализуется через все виды деятельности детей в детском саду: игровую, познавательную.
В дошкольном учреждении ведется работа по формированию представлений и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни: взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни, участие родителей в совместных праздниках и Днях здоровья [8, с. 21].
Педагогический процесс саморазвития культуры здоровья ребенка характеризуется следующими требованиями и особенностями:
— целостностью, замкнутостью структуры, открытостью информационной системы процесса саморазвития, реализуемой взаимодействием функциональных звеньев, основанием для выделения которых становятся присущие им специфические функции развития, системно и объективно взаимодействующие в общем процессе саморазвития;
— связью устойчивых особенностей системы саморазвития и ее индивидуальных различий со спецификой своеобразного уровня развития деятельности, личностных акцентуаций и особенностей психофизиологического потенциала отдельного индивида как способа организации его поведения; применимостью модели системы саморазвития к исследованию личностного и психофизиологического уровней саморазвития; регуляторно-личностными свойствами, которые в силу их системного характера могут быть предпосылками как формирования того или иного стиля развития, так и самореализации нового психофизиологического потенциала человека;
— стилевыми особенностями, характеризующими процессы развития планирования, моделирования, программирования, прогнозирования и оценки результатов, реализующих различные звенья системы саморазвития и целостную систему саморазвития и одновременно обнаруживающих свою принадлежность к личности как субъекту валеологической культуры и являющихся ее свойствами.
Задачи воспитания культуры здоровья заключаются в следующем:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни.
2. Формирование информационно- аналитического банка данных для реализации комплексно-целевой программы.
3. Создание условий для выполнения системы мероприятий данной программы.
4. Обеспечение единого образовательного пространства семьи и детского сада в системе оздоровления детей и формирования здорового образа жизни [6, с. 63].
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе воспитания имеет многовековую историю. «Укрепить здоровье человека в детстве, – говорил Сухомлинский, – не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребёнок, очарованный красотой полей, мерцанием звёзд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа» [26, с. 85].
Воспитательная работа по формированию здорового образа жизни включает в себя:
— программу непрерывного экологического образования и воспитания, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
— беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек;
— Дни здоровья, конкурсы, праздники, в программное содержание которых входит воспитание культуры здоровья детей.
Одной из основных задач современного дошкольного образования является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым. Кроме того, не менее важно научить его быть здоровым. Именно сегодня должны вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки ребенка и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни [1, с. 82].
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
• технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
• технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности дошкольников;
• разнообразные психолого- педагогические технологии, используемые на занятиях и в своей деятельности воспитателями.
Задача воспитателя — систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы [5].
Деятельность по воспитанию культуры здоровья проводится с целью использования педагогических технологий и методических приемов для демонстрации детьми значимости физического и психического здоровья человека; воспитания понимания важности здоровья для будущего самоутверждения, обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья за период посещения детского сада.
Главными задачами современного дошкольного образования и воспитания являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития дошкольника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Все это требует от педагогов особых подходов в воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного воспитателя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного ребенка [4, с. 7].
Методы реализации воспитания здоровья дошкольников:
1. Посещение бассейна.
2. Спортивные праздники и соревнования.
3. Недели здоровья.
4. Походы выходного дня.
и т.д.
Перейти к полному тексту работы
Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru
Смотреть полный текст работы бесплатно
Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Источник
➤ Adblockdetector