Меню

Воспитание культуры здоровья студентов

Культура здоровья студентов и технология её формирования.
статья

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж». г.Астрахань

Культура здоровья студентов и технология её

Культура здоровья студента средне — специального учебного заведения, а именно педагогического, представляет собой элемент профессиональной и общечеловеческой культуры и включает сформированное научное здоровьесберегающее мировоззрение, разработанный механизм накопления, хранения информации о здоровье, здоровом образе жизни, технологиях оздоровления, мотивированного перевода знаний в ценности здоровья, желания и умения овладевать оздоравливающими технологиями и транслировать их через социальные отношения в учебной и внеучебной деятельности студентов.

В процессе физического воспитания, открываются большие возможности для умственного, эстетического, трудового, нравственного видов воспитания личности. Физическое воспитание создает благоприятные условия для умственной работоспособности. Умственное воспитание повышает качество физического воспитания за счет осознания сущности задач, творческих поисков их решения. Образовательная часть умственного воспитания в процессе физического заключается в формировании специальных физкультурных знаний. Данный процесс должен поддерживаться и в межпредметных связях. В образовательном процессе необходимо создать систему основой, стержнем которой будет являться здоровье.

Выпускники педагогических колледжей – это, прежде всего, учитель начальных классов с дополнительной специализацией, которые четко должны представлять чему они будут обучать.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

формирование установки на использование здорового питания;

использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

применение рекомендуемого врачами режима дня;

формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ;

формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены (ФГОС НОО).

Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира, наблюдается усиленная интенсификация учебного процесса. При этом учебные программы не адаптированы к особенностям развития и состоянию здоровья современных школьников.

Ряд современных концептуальных разработок построения образовательных систем позволяют очертить ведущие положения, определяющие необходимость введения здоровьеразвивающих (или ранее называемых здоровьесберегающими) технологий в образование, которым отводят ведущую роль в гуманизации образования и реализации здравоцентристской парадигмы здоровья человека третьего тысячелетия — эпохи расцвета культуры здоровья.

В традиционной педагогике понятие здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) трактуется по-разному. Однако, если следовать методологическому регулятиву В.В.Серикова, то применительно к поставленной проблеме, можно определить технологию как здоровьеразвивающую педагогическую деятельность, по-новому выстраивающую отношения между образованием и воспитанием, переводящую их в рамки жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья участников этого процесса.

Н.К.Смирнов дает следующее определение: «Здоровьесберегающие образовательные технологии это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирования у них культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов».

Несмотря на различия в трактовках понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» и использование некоторыми авторами понятия «здоровьеразвивающие педагогические технологии» (подчеркивающего развивающий, формирующий потенциал и функционал образования), мнения специалистов сходятся в необходимости проектирования здоровьеформирующей среды являющейся важнейшим элементом работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Мы считаем, что началом формирования культуры здоровья у участников образовательного процесса будет являться, именно, создание здоровьесберегающей среды, которая будет «втягивать» до уровня формирования стереотипа поведения.

Сохраняется пассивная позиция семьи и детей по отношению к собственному здоровью. Государственная финансовая поддержка недостаточна. Разработаны стандарты с очень высокими требованиями по отношению к образованию и воспитанию, но в то же время, нет единого программного обеспечения школ, занимающихся проблемами здоровья. Регионы, школы разрабатывают свои программы, исходя из собственного понимания проблемы.

Формированию здорового и безопасного образа жизни школьников может способствовать формирование культуры здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного урока, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением.

Обосновано, что в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. Но, к сожалению, на выходе мы сталкиваемся с определенным противоречием: между теоретическими знаниями и их практической выполняемостью.

“Воспитание культуры здоровья” – процесс рефлексивной выработки стереотипа поведения учащегося, обеспечивающий развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также стремлением передачи знаний, умений и навыков обоснованного ведения здорового образа жизни.

Ценности, связанные со здоровьем, занимают все более высокое место в шкале ценностей современного человека. Культурно-исторический анализ наиболее влиятельных воззрений, эталонов, моделей (`античный, адаптационный, антропоцентрический), выявляющий их ограничения и позволяющий определить область их адекватного применения, призван способствовать повышению экологичности различных социальных практик, связанных с укреплением или восстановлением здоровья человека.

Амосов Н. Раздумья о здоровье // Психологические методы обретения здоровья. — М., 2001.

Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. — СПб, 2000.

Анн Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб, 2003.

Васильева О.С. Здоровье как интегративная характеристика личности // Психологический вестник. — Вып.3. — Ростов-н/ Д., 1998.

Васильева О.С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. — М., 2001.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.:АРКТИ, 2005.

Источник

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ

Особая социальная группа которую составляет студенческая молодежь объединена определенным возрастом и учебными, трудовыми обязательствами. Множество факторов влияет на формирование культуры здоровья у студента: социальные, психологические, образовательные и другие. Большое значение имеет желание человека самому сохранить свое здоровье, нести личную ответственность перед самим собой.

Понятие культуры здоровья включает в себя теорию и знание, которые благоприятствуют и позволяют сохранить здоровье, учитывая повседневную активную деятельность. Культура здоровья каждой отдельной личности отражает ее всестороннее развитие и гармоничность во взаимодействии с окружающим пространством, способность к самоконтролю, и активную позицию по отношению к здоровью и его сохранению.

Определяющим в воспитании культуры здоровья студентов должно являться формирование и закрепление мотиваций и убеждений, основанных на полученных знаниях, приобретение потребности заботится о своем здоровье. Интеграция подобной культуры в обыденную жизнь не только студентов, но и каждого человека приведет к общему улучшению здоровья общества, повышению уровня жизни.

В настоящее время ценностные ориентации, связанные с ведением здорового образа жизни и культурой здоровья не занимают подобающего места в жизни студента. Отсутствие соответствующей ориентации в повседневном поведении и привычках вызывает расхождение между образом жизни студента, вызванным сложившимися условиями труда и обучения, и общими требованиями, предъявляемыми нам жизнью для сохранения здоровья. Устранение возникающего разрыва можно решить проведением комплексных работ по привитию здорового образа жизни, первостепенными источниками формирования культуры здоровья является семья и различные общественные институты, важная роль отводится работниками образовательных учреждений и культуры. Следует учитывать и гендерные особенности применительно к развитию навыков укрепления и сохранения здоровья, физической культуре, здорового образа жизни в целом. По имеющимся статистическим данным оценивают себя здоровыми больше юноши, хотя девушки в большинстве своем более внимательно относятся к собственному здоровью.

Читайте также:  Пожелания здоровья ребенку девочке

Сохранению здоровья студентов может помочь создание определенных условий, таких как физическое воспитание, обучение самоконтролю, формирование интереса к ведению здорового образа жизни. Стоит заметить, что несмотря на авторитет семейного института, образовательной среды, общества сверстников и других факторов¸ в настоящее время большое влияние оказывают информационные ресурсы, такие как интернет, социальные сети, телевидение. Часто доверие к средствам массовой информации даже выше чем степень доверия к знаниям полученным в образовательных учреждениях.

Непременным условием укрепления и сохранения здоровья студенческой молодежи является высокий уровень ее культуры, которая является обязательной частью общего развития каждого человека. Отсюда возникает необходимость всех сфер нашего общества в направленности на формирование ценности здоровья личности, как внешнего, так и внутреннего, формирование культуры здоровья. В отношении молодежи и студентов это особенно актуально.

Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Здоровье как образ жизни// Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. 2007. №2. С.41-47.

Бондин В. И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. 2004. № 10. С. 15-18.

Браун Дж.В., Русинова Н.Л., Панова Л.В. Гендерные неравенства в здоровье // Социол. исслед. 2007. № 6. С.114-122.

Буйнов Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин // Молодой ученый. 2013. № 6. с. 730–732.

Кожанов В. В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2006. № 2. С. 12—14.

Источник

Формирование культуры здорового образа жизни студентов в условиях здоровье сберегающей системы образования

специалист в области арт-терапии

Формирование культуры здорового образа жизни студентов в условиях здоровье сберегающей системы образования

Преподаватель ГБОУ СПО СК «Будённовский медицинский колледж»

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Физическое здоровье- это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

Состояние здоровья молодого поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые запасы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья молодежи.

Здоровье — величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье — основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.
Студенты – это наиболее динамичная общественная группа, находящаяся в периоде формирования социальной и физиологической зрелости, хорошо адаптирующаяся к комплексу факторов социального и природного окружения и вместе с тем, в силу ряда причин, подверженный высокому риску нарушений в состоянии здоровья. Сохранение и укрепление здоровья студентов является актуальной педагогической проблемой и требует комплексного решения системы взаимосвязанных вопросов. Одним из важнейших направлений решения данной проблемы видится оптимизация влияния среды на личность и организм студента. При этом образовательная среда призвана способствовать не только профессиональному росту будущего специалиста.

Здоровьесберегающая образовательная среда наряду со многими другими факторами обеспечивает формирование здорового образа жизни студентов, что, в свою очередь, невозможно без формирования культуры здоровья студентов. Под культурой здоровья студента специалисты понимают интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и организации здорового образа жизни, накопления опыта применения знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни. Формирование культуры здоровья происходит в процессе образования и воспитания студентов, в том числе самовоспитания. Поэтому необходимо целенаправленное, рациональное управление не только на уровне планирования и организации занятий по физическому воспитанию, но и на уровне целостной жизнедеятельности студентов. Поскольку культурное развитие предполагает становление системы ценностей личности, одной из целей формирования культуры здоровья студентов является развитие у них ценностного отношения к своему здоровью.

Такое целеполагание в воспитании студентов созвучно с современными тенденциями развития образования, в соответствии с которыми здоровье человека рассматривается как одна из наивысших ценностей общества и конкретной личности. При этом включение здоровья в систему ценностей необходимо не в отвлеченном виде, а в виде ценности, достижение которой требует постоянной целенаправленной деятельности, превращения оздоровительной деятельности в потребность, чье формирование должно проходить в комплексе со становлением других потребностей и ценностей личности. Поэтому важно рассмотреть взаимосвязи потребностей личности в целом и других ценностей, формируемых в процессе образования и физического воспитания студентов.

Первые шаги к будущему профессионализму студента начинаются с его обучения профессии. Подчеркивая связь здоровья и будущей профессиональной деятельности, Б.Г. Акчурин отмечает, что физическое здоровье отражает такую степень физического развития студента, его двигательных навыков и умений, которая позволяет наиболее полно реализовывать свои творческие возможности. Физическое здоровье является не просто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры, необходимым условием построения и развития общественных отношений. Классическое и достаточно емкое определение здоровья как физического, психического и социального благополучия нуждается в коррекции, когда речь заходит о здоровье профессиональном. На первый план в трактовке здоровья в этом случае выходят показатели (элементы) психофизического сопряжения, обеспечивающие взаимодействие биологической составляющей и социально-технической среды. При этом одни авторы обращают внимание на то, что здоровье является «наиболее важным» из аспектов профессионализма, другие, что оно отражается в «психофизической готовности специалиста» и состоит из следующих компонентов: достаточной профессиональной работоспособности; наличия необходимых резервов физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности труда; способности к полному восстановлению в заданном лимите времени; присутствия мотивации в достижении цели.

Читайте также:  Буклет здоровье главное богатство

Здоровьесберегающая система образования представляется как единая совокупность разнонаправленных здоровьесберегающих технологий и основных ее составляющих (информационной, инструментальной, кадровой, нормативно-законодательной, финансовой, организационно-структурной, функциональной) в целом научно и инструментально обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательно — воспитательного процесса, их социальный, психический, физический и духовный комфорт.

В центре здоровьесберегающей системы образования находятся педагогические здоровьесберегающие технологии (ПЗТ) — они ведущие. Остальные технологии неотъемлемы, важны, но носят сопряженный характер: образовательные технологии здоровье сбережения (ОТЗ); технологии здоровьесберегающей социальной среды (ТЗССО); физкультурно-образовательные технологии (Ф-ОТ); медико-гигиенические технологии (М-ГТ); технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ); экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ); технологии психологического сопровождения системы образования (TTICCO); организационно-управленческие здоровьесберегающие технологии (О — УТЗСО).

В совокупности сопряженных здоровьесберегающих технологий особое место занимают образовательные в сфере здоровья, физической культуры, культуры здорового образа жизни. Именно они обеспечивают самостоятельность и свободу в данном феномене и деятельности в нем:

— рефлексивность — способность выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать в контексте своего здоровья и в плане возможностей, способностей, социальной и личностной значимости, самоуважения, самоутверждения и стремления повысить его уровень;

— коллизивностъ — способность обнаруживать, идентифицировать и анализировать скрытие (неявные, имплицидные) причины и факторы состояния здоровья и культуры здорового образа жизни как в личностном, так и социальном плане; понимать внешние проявления событий посредством познания их внутренних источников, связей, механизмов развития, сути, смысла и на основе всего осуществлять прогноз;

— мотивирование — способность придавать личностный смысл собственной оздоровительной деятельности, отношениям с людьми (способствует выработке личностных жизненных целей и ценностных ориентации как систем стремлений);

— опосредование — вывод сознания на уровень перевода внешних воздействий во внутренние импульсы поведения;

— ориентирование — умение выбирать оздоровительные системы для построения индивидуального мировоззрения, плана и программы деятельности;

— автономность — способность личности независимо от внешних социальных воздействий, культуры, среды организовывать и строить свое здоровье;

— смыслотворчество — определение и порождение системы личностных смыслов в здоровье и деятельности по его поддержанию;

— самоактуализацию — высший уровень проявления духовного и творческого потенциала личности, стремление к самостоятельности, автономности и полному выявлению своих личностных возможностей, переход от состояния возможностей в состояние действительности;

— самореализацию — стремление к признанию своего «Я» в культуре здорового образа жизни окружающими, самостоятельное создание условий для его полного проявления.

Суть здоровьесберегающих педагогических технологий как функциональных систем организационных способов творческого управления учебно-познавательной и практической деятельности учащихся определяется совокупностью известных на сегодняшний день педагогических концепций гуманистической направленности.

Концепция «поиска истины» Сократа. Основные ценности предложенного им подхода к педагогической деятельности — душа, личность, свобода, выбор, самоопределение.

Концепция самоактуализации А. Маслоу. В педагогике актуализировать означает извлекать, востребовать спрятанные (заложенные в сознании) от природы духовно-нравственные ценности, делать их значимыми для личности. Согласно А. Маслоу, тенденция к самоактуализации составляет сущность, ядро личности, это есть стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, опромедчивать себя, свои способности, свою сущность. Но реализовывать, воплощать себя человек может только в деятельности. Потребность в самореализации и потребность в деятельности являются единым для личности. Развитие человека в этой связи представляется как восхождение по лестнице потребностей, имеющей уровни. Самый высокий — потребность в самоактуализации, самореализации и творчестве. Актуализироваться — значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности.

Обобщенная концепция генетической нравственности. Ставит вопрос о смысле, цели, ценности жизни, о совести, сознании, стыде и дает на них ответы, но эти ответы — не абсолютная истина, а один из наиболее продуманных, субъективных вариантов ее понимания, ориентир для дополнения миллионами других пониманий. Сегодня на смену необходимости ломать и подгонять развивающегося человека средствами воспитания к некой совершенной модели личности приходит необходимость плавного и осторожного развития человеческого измерения. В связи с этим личность может рассматриваться как взаимодействие двух программ — генетической и социальной.

Совесть — совместная весть, совместное знание, общий опыт. По В. Далю — «нравственное сознание, нравственное чувство или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение от лжи и зла; невольная любовь к добру и истине; прирожденная правда в различной стадии развития».

Цели реализации здоровьесберегающих и зоровьеформирующих технологий:

-разработка и реализация представлений о сущности здоровья;

-разработка и построение диагностической и мониторинговой моделей оценки и прогнозирования уровня здоровья;

-формирование «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивида с целью укрепления здоровья;

-реализация индивидуальных оздоровительных программ;

-овладение методиками и методами современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, умений использования их при самостоятельных занятиях;

-познание индивидуальных особенностей организма;

-приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной сфере;

-создание информационного поля по проблеме: «Здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса»

-создание условий для повышения профессионального уровня в овладении знаниями как теоретическими, так и практическими в области охраны детства, здоровьесберегающего сопровождения, внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательную систему образовательного учреждения

-формирование умений по адаптированию некоторых здоровьесберегающих образовательных технологий к условиям своего предмета и конкретной аудитории.

Функции здоровьесберегающей технологии:

— формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства.

— информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

— диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля;

— рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

— интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Формирование культуры здорового образа жизни студентов «Будённовского медицинского колледжа»

В ГБОУ СПО Ставропольского края «Будённовский медицинский колледж» функционирует студенческий научный кружок «Формирование здорового образа жизни». Созданный с целью формирования у студентов колледжа потребностей и устойчивых навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью как важнейшей ценности, данной им природой, основными задачами СНК является:

Совершенствование физического и духовного развития студентов.

Формирование позитивного и ответственного отношения к собственному здоровью и образу жизни.

Развитие самооценки и стремление к адекватным формам самоактуализации.

Выработка отрицательного отношения к вредным привычкам, обучение методам избавления от них; формирование представления о последствиях влияния вредных привычек на организм студента.

Укрепление физического, психического и социального здоровья.

Основные направления работы СНК:

1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний студентов о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

Через информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а следовательно, и на образ жизни человека. При этом информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории.

2. «Обучение здоровью».

Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни.

Читайте также:  Страхование здоровья от аварии

3 . Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.

4 . Побуждение к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Речь идёт о борьбе с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры, физкультпаузы, утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы и другие формы, доступные для массового использования.

Здоровье студентов рассматриваем в виде ценности, достижение которой требует превращения оздоровительной деятельности в потребность, формирование которого должно проходить в комплексе со становлением других потребностей и ценностей личности. Одной из наиболее распространенных теорий формирования потребностей является теория иерархий А. Маслоу. Смысл иерархического построения заключается в том, что для человека приоритетны потребности более низких уровней, по мере удовлетворения которых происходит формирование потребностей более высоких уровней. В сфере формирования культуры здоровья студентов процесс удовлетворения базовых по отношению к ценностям потребностей выстраивать по мере возрастания их значимости для личности. Формирование перечисленных потребностей выступает одним из обязательных условий дальнейшего развития культуры личности.

В рамках работы было проведено анкетирование 118 студентов 1 курса «Исследование ЗОЖ студента», позволяющая выявить начальный уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни.

Анализ данных показывает, что большая часть студентов 70 – 75 % знают в основном только о двух из пяти основных условий формирования здорового образа жизни: физическое развитие и отсутствии вредных привычек. На вопрос, в каком возрасте вы впервые обратили внимание на образ жизни людей и когда впервые задумались о своем образе жизни, анализ полученных данных показывает, что студенты начинают обращать внимание на образ жизни людей с 6 лет, а к 14 годам на образ жизни людей обратили внимание 74 % . Мысли о своем образе жизни начинают появляться у ребенка к 6 годам, а к 14 годам об этом задумывались более 62 %. Следовательно, к этому времени уже должна вестись целенаправленная работа и родителей, и педагогов, и всех социальных институтов общества по формированию в сознании подростков здорового образа жизни. И начинаться эта работа должна задолго до поступления ребенка в школу, по сути, эта работа должна начинаться с момента его рождения.

Анализ полученных данных свидетельствует о следующем:

в вопросе отношения к людям ориентированным на здоровый образ жизни настораживает безразличное отношение 22 % анкетированных студентов;

в вопросе чего не хватает для ведения здорового образа жизни, на первое место поставили не хватку времени и наибольшая нехватка времени у 75 % студентов, что может указывать на нерациональное использование своего времени или отсутствие строго определенного режима дня;

в вопросе часто ли задумываетесь о здоровом образе жизни, 10 % студентов никогда не задумываются об этом, что является негативным показателем.

ответом на последний вопрос эти 10 % студентов объясняют отсутствием побудительных мотивов, а именно что никто и ничто не способствует появлению у них мыслей о здоровом образе жизни, а также не знание литературных или иных источников информации.

вместе с тем, значительная часть студентов отмечает, что способствует появлению мыслей о здоровом образе жизни занятия спортом, внешний вид физически развитых людей, возможные последствия вредных привычек, личный пример родственников, друзей, некоторые телевизионные передачи, а также личный опыт и мысли о будущей жизни.

Обсуждение на заседаниях кружка проблем здорового образа жизни облегчается тем, что студенты владеют медицинскими знаниями в области анатомии и физиологии человека, валеологии, информационных технологий, что позволяет более глубоко осмыслить столь значимую направленность на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа . В данном процессе просматриваются межпредметная и интеграционная связи при освоении основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС третьего поколения , что способствует формированию профессиональных компетенций, будущим специалистам.

В здоровьесберегающей системе главным является развитие способностей у студентов к овладению методами познания феноменологии здоровья человека, дающими возможность самостоятельно, творчески их использовать для сохранения и укреплении здоровья, а также для самоопределения личности. Следовательно, сохранению и укреплению здоровья помогает умение применять здоровьесберегающие технологии, что прослеживается в самом начале обучения в колледже.

Владея профессиональными компетенциями, знаниями о составляющих здорового образа жизни, студенты передают свой опыт при организации санитарно просветительской работы по темам «Личная гигиена», «Основы рационального питания», «Режим труда и отдыха», «Профилактика вредных привычек» в отделениях больниц в ходе учебной и производственной практики. Положительное одобрение, заинтересованность пациентов стационара различных возрастных групп стимулирует студентов к пропаганде здорового образа жизни, поиска новых путей и методов информационного просвещения.

Одним из значимых результатов работы является проведение студентами профориентационной работы в образовательных учреждениях города и района. Пропаганда здорового образа жизни проводится с возрастным учётом школьников. Так в начальном звене оповещаются и обсуждаются вопросы о режиме труда и отдыха, личной гигиене, правильном питании; среднем звене, к вышеперечисленным вопросам добавляются вопросы о профилактике вредных привычек, алкоголизма и его последствиях. При работе со старшеклассниками организуются «круглые столы», систематизирующие знания о культуре, здоровом образе жизни, планировании в системе сохранения и укрепления здоровья. Благодаря данному направлению работы студенты закрепляют собственный опыт культуры здоровья, интегрирую его в человеческое общество.

Студенты СНК «Формирование здорового образа жизни» принимают активное участие в спортивных мероприятиях колледжа, способствующих повышению физического уровня здоровья.

На сегодняшний день практически каждый человек имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. А спроси у него: “Что же такое здоровье?” Да ничего он вам на это не ответит. Забудет он про этот самый вопрос. А вспомнит вас …. только где-нибудь в кардио — или онкодиспансере. Но, скорее всего, будет поздно… И начнет он рассказывать вам то же самое, что было изложено выше… Но вот вопрос: нужны ли ему теᴨȇрь все его материальные ценности? Наверное нет… Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.

Итак, в общественном сознании прочно утверждается мнение, что здоровый образ жизни общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.

1. Белов В.И. Коррекция состояния здоровья взрослого населения средствами комплексной физической тренировки : дис. . д-ра пед. наук. М., 1996.

2. Бондин В.И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. 2004. №10. С. 15—18.

3. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. №1. С. 27—32.

4. Жбанков О.В. Методология формирования информационного пространства процесса физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1998. №6. С. 25—40.

5. Кожанов В.В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2006. №2. С. 12—14.

6. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.

7. Соколенко Е.И. Ценностное отношение к здоровью как педагогическая проблема // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2006. №4. С. 153—157.

Источник

Adblock
detector