Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста в детском саду и дома
Елена Лаврухина
Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста в детском саду и дома
Лаврухина Е. Б.
Воспитатель
Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирование вкусовых предпочтений, стереотипов пищевого поведения, формирование принципов правильного питания.
Формирование основ правильного питания ребенка – это, прежде всего овладение полезными навыками, которые помогут ему в повседневной жизни.
Поэтому наряду с решением задач экономического, технологического характера, нам, воспитателям, сегодня необходимо не упускать образовательные задачи, возникающие в процессе организации питания детей, нужен системный подход ко всем аспектам питания детей, начиная от гигиены и заканчивая пропагандой здорового образа жизни.
Цель нашей работы: формирование у детей целостного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания, как составной части здорового образа, формирование культуры питания.
• Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания;
• Сформировать знания о том, какие продукты полезные, а какие вредные для здоровья, подвести к пониманию, что не все вкусное полезно;
• Закрепить навыки санитарно-гигиенических правил при употреблении пищи;
• Развивать у детей творческие способности, их интересы, познавательную деятельность;
• Воспитывать у детей осознанное отношение к своему питанию.
В беседах о правильном питание в группе с ребятами мы говорили, о том, что питание должно быть: регулярным, разнообразным, адекватным, безопасным и приносить удовольствие.
Регулярность – то есть режим питания. Уже в дошкольном возрасте можно научить ребенка самостоятельно определять по часам время основных приемов пищи. Питание по часам важно в любом возрасте, но ее значение особенно велико для детей 5-7 лет, так как происходит активный рост и созревание организма. В беседах с детьми формировали представление, что ежедневная еда – это обязательно завтрак, обед, полдник и ужин.
Разнообразие – задача воспитателя и родителей сформировать разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. Помогали детям понять, что вкусная, не всегда полезная еда.
Адекватность – это восполнение энергозатрат организма. В беседах с детьми сформировали представление о том, какое количество пищи достаточно, недостаточно и избыточно.
Безопасность – безопасность питанияобеспечивают условия :соблюдение правил личной гигиены, не употреблять незнакомые продукты. Ребенку необходимо знать, если есть сомнения в свежести продуктов, то есть его нельзя. В беседах такое же отношение сформировали и к незнакомым продуктам, так как новые, незнакомые для нашей культуры питания, продукты могут содержать опасные для здоровья аллергены. Знакомство с незнакомыми продуктами должно проходить только в присутствии взрослого.
Удовольствие – прием пищи должен проходить в теплой, уютной атмосфере, за красиво сервированным столом. Во время приема пищи необходимо обратить внимание на то, как пища вкусно приготовлена, насколько она разнообразна, обсудить достоинства блюд. Научили детей описывать блюдо по запаху, вкусу и внешнему виду.
Важными методами в формировании основ культуры питания, которыми мы применили на наших занятиях, являются чтение художественной литературы и беседы о культуре питания в детском саду, которые помогают обогатить словарный запас детей, учат детей быть вежливыми, гостеприимными, воспитывают культуру поведения за столом и формируют культурно-гигиенические навыки, развивают кругозор.
Мы с ребятами вели беседы о правилах гигиены, познакомились с элементарными сведениями о значении правильного питания, роли отдельных пищевых веществ (белка, витаминов) для нормального роста и развития каждого живого организма, полезности различных продуктов и блюд (молока, овощей, фруктов). Особое внимание детей обратили на наличие витаминов в продуктах питания и роль витаминов в жизнедеятельности человека. Данные сведения, полученные ребёнком на наших занятиях, станут прочным руководством в его дальнейшей жизни.
Полезные продукты с хорошими вкусовыми качествами еды в нашем детском саду сопровождаются красивой сервировкой стола.
Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие «эстетика питания».
За время пребывания в дошкольном учреждении ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой, приобретаетопределенные навыки культуры питания.
Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение. Для этого в детском саду мы имеем красивую, удобную, устойчивую посуду, соответствующую по объему возрасту детей, столовые приборы. Столы застилаем скатертями или салфетками, ставим вазы с цветами. Для украшения блюд в домашних условиях желательно использовать свежую зелень, ярко окрашенные овощи, фрукты.
Соблюдение детьми гигиенических требований — одна из обязанностей родителя и воспитателя во время проведения процесса кормления. Детей дошкольного возраста мы приучаемправильно сидеть за столом, умело пользоваться салфеткой, жевать с закрытым ртом, не разговаривать во время еды. Дети учатся пользоваться столовыми приборами.
После окончания еды дети аккуратно промокают салфеткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола.
При кормлении детей, мы соблюдаемпоследовательность процессов. Очередное блюдо подаем сразу после того, как съедено предыдущее. Дети, окончившие прием еды раньше других, могут выйти из-за стола и заняться спокойной игрой или подготовкой ко сну.
Беседы с родителями и детьми показали, что в семьях очень редко обсуждаются вопросы правильного питания. К тому же в последнее время многиеродители увлеклись так называемым быстрым питанием: гамбургерами, хот-догами, пиццей и пр. Еще одна проблема — как правильно выбрать продукты, ведь сегодня реклама уверяет нас, что каждый из них просто необходим для жизни!
Поэтому родителям были предложены консультации, буклеты по правильному питанию, культуре питания и правилам гигиены дошкольника.
Также напомнили родителям о том, чтобы утром до отправления ребенка в дошкольное учреждение его не кормили, так как это нарушит режим питания, приведет к снижению аппетита, ребенок будет плохо завтракать в группе.
Источник
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ, КАК АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ
статья по теме
Выступление на конференции » По здоровому образу жизни».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ, КАК АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ
Доклад на конференции
«Современные пути решения проблем правильного питания»
учителя начальных классов МОБУ СОШ № 35
Тумановой Татьяны Николаевны
Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны.
Нестабильность жизни в России в последние 100 лет сделала историю реформ отечественного образования бурной и противоречивой. Но одно всегда оставалось неизменным – ведущая роль школы в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании нормальных условий для их роста и развития.
В апреле 2012 года Министерство образования и науки Российской Федерации направило в образовательные учреждения письмо №06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников», в котором говориться о том, что формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода. В системной работе по формированию культуры здорового питания было выделено три направления работы: рациональную организацию питания в образовательном учреждении; включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех направлений работы позволяет создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.
Работа над рациональной организацией питания в нашей школе вышла на новый виток развития после капитального ремонта и полной замены оборудования школьной столовой в 2009 году. После окончания ремонтных работ в школе прошел конкурс на лучший проект оформления школьной столовой. В настоящее время в нашей школе 87% детей получают платное горячее питание, а 310 человек получают бесплатное питание.
Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Недостатком в организации питания школьников является составление меню не столько с учетом физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, сколько с учетом стоимости продуктов. И хотя в последнее время данная практика преодолевается, по-прежнему существует противоречие между низкой ценой школьного питания и желанием соответствия установленным нормативам питания детей и подростков.
Организация питания в каждой возрастной группе школьников имеет свои особенности, учитывающие изменения, происходящие в детском организме на каждом этапе. Поэтому особенно важно при решении данной проблемы привлечь родителей и сделать их своими союзниками.
Как показывает проводимый классными руководителями, мониторинг проблем в организации питания детей, только 20 процентов родителей знакомы с основными принципами организации здорового питания. Несмотря на то, что практически все родители сталкиваются с нежеланием ребенка завтракать утром дома перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычкой есть всухомятку, нежеланием есть первые блюда, далеко не все из них считают необходимым рассказывать детям о важности рационального питания.
Цель деятельности педагогов по организации работы с родителями:
— формирование культуры здорового питания детей как составляющей здорового образа жизни.
— просветительская — способствовать пониманию необходимости формирования здорового питания детей; организации рационального питания детей и подростков; профилактики поведенческих рисков здоровья, связанных с нерациональным питанием; просвещение родителей в вопросах здорового питания;
— консультативная – уметь находить методы эффективного воздействия на ребёнка;
— коммуникативная – получить возможность обмена опытом по формированию культуры здорового питания; информацию о народных традициях, связанных с питанием, расширить знания об истории и традициях питания своего народа, формировать чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
В нашей школе используются следующие формы взаимодействия с семьей.
Формы познавательной деятельности , в которых затронуты проблемы здорового питания.
Из своего опыта я поняла ,что дети с удовольствием включаются в поисковую, исследовательскую работу, проводят под руководством учителя и родителей опыты, наглядно доказывая себе и окружающим правильность их предположений. Стало традицией школы проводить научно-исследовательскую конференцию «Я ЗА здоровый образ жизни!», на которой в качестве жюри присутствуют родители обучающихся и члены попечительского совета школы. В прошлом учебном году были выбраны следующие темы для исследования: «Шоколад – польза или вред?», «Как правильно питаться», «Плюсы и минусы фаст-фуда», «Жевательная резинка», «Ох, уж эти чипсы с колой», «Как стать долгожителем?», «Кто такие вегетарианцы», «Зачем нужен завтрак?» и др.. Победителем стал ученик 3г класса Игнатенко Максим, который сегодня представляет свою работу на конференции.
Родители помогают в оформлении мероприятий, покупке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвуют в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. В прошлом учебном году в рамках реализации Программы формирования здорового и безопасного образа жизни в нашей школе с успехом был проведен конкурс «Город Здоровья», в котором приняли участие семейные команды параллели 3-4-х классов. В марте месяце текущего года будет проведен турнир знатоков «В гостях у феи Витаминки» для учащихся 1-2х классов. Сценарий этого праздника разработан с помощью творческого коллектива родителей.
Особое внимание уделяется проведению родительских собраний, на которых работа может быть организована в виде лекций, практических занятий в группе, но наиболее результативным является тематический обмен опытом формирования у детей привычки к разумному питанию. Такая форма проведения родительского собрания вызывает интерес, привлекает внимание родительской общественности. В ходе обсуждения и анкетирования совместно мы определили основные ошибки в организации нашего питания:
-едим слишком много;
-употребляем жирную пищу;
-неправильно выбираем еду,
-в пище необходимы свежие овощи, фрукты, рыба, молоко;
-не вовремя питаемся: вместо пяти раз, мы едим два раза, но до полного насыщения;
-едим много сладкого;
-неправильно храним продукты и их готовим;
-мало знаем о питании;
-питание должно соответствовать возрасту;
В качестве примера формы трудовой деятельности родителей можно привести оформление классного уголка здоровья, создание буклетов, календарей, агитплакатов, оформление фотовыставок по проблеме здорового питания, и др.
Формы досуга : совместные праздники, подготовка концертов и спектаклей, посвященных организации разумного питания, соревнования, конкурсы, КВН и т. п.
Деятельность, связанная с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, не воспринимается ребенком 7-9 лет как актуальная, значимая. Поэтому упор в формировании культуры здоровья в этом возрасте должен быть сделан на создании игровых ситуаций, в которых дети могут проиграть различные жизненные ситуации, при этом оценка своего состояния и поведения осуществляется подспудно (для ребенка важна сама игра). Однако, когда возникает необходимость сделать выбор, ребенок уже будет знать, как надо поступить, и с большей вероятностью поступит правильно.
Учащиеся 1-11 классов традиционно принимают активное участие в городском конкурсе социальной рекламы «Здоровые истины». Агидбригада школы готовится к выступлению в конкурсе-фестивале «Мы выбираем здоровое питание».
Педагоги не могут и не должны ставить перед собой задачи оздоровления или улучшения здоровья. Это задача медицинских работников. У образовательных учреждений есть своя не менее важная задача — формирование культуры здоровья. Это очень сложная и комплексная задача, решение которой возможно только в рамках комплексной системной работы.
Источник