Воспитание культа здоровья населения и формирование потребности в закаливании организма с использованием природных факторов (солнца, воздуха и воды)
полезен русский холод»
Человечество страдает от множества болезней, науки их известно более 10 тыс., однако среди ежедневно заболевающих почти половина — простудившиеся. С наступлением осенней слякоти и холодных дней резко возрастает число захворавших острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ), к концу декабря на их фоне возникают вспышки вирусного гриппа (ОРВИ), которые за несколько дней могут поразить население многомиллионного города, а за 1,5 месяца население всей страны. Чаще всех — слишком часто! — простудными заболеваниями страдают дети. Иные родители даже воспринимают это как неизбежность: вырастет, мол, — поздоровеет. Пока же надо оберегать их от простуды. И уж как берегут! Дома дитя ходит в шерстяных носках или валенках, форточку при нем не открывают, на улицу в плохую погоду не выпускают. А ребенка опять где-то просквозило. И для очень многих взрослых людей постоянные простуды представляются чем-то обычным: не инфаркт ведь — пустячок. Увы, это заблуждение. Именно на фоне ОРЗ и ОРВИ чаще всего возникают осложнения, вызывая ангины, бронхиты, гаймориты, обострение хронических заболеваний, аллергию.
Почему же ОРЗ так набирает силу? Прежде всего, это результат ослабления защитных сил организма современного человека. Постоянная температура дома и на работе, теплая одежда и обувь де тренируют естественный механизм приспособления организма к изменениям окружающей среды. И тогда даже небольшой сквознячок или глоток холодной воды может оказаться роковым. Если к тому же человек переутомлен, ослаблен неправильным питанием, нервными стрессами, его организм почти беззащитен.
Самый надежный способ избавиться от простуд раз и навсегда –закаливание. О влиянии закаливающих процедур на организм можно судить по таким показателям, как крепкий сон, нормальный аппетит, ровное настроение, высокая работоспособность. Если самочувствие ухудшилось, выясните причину. Следует сменить процедуры, уменьшить нагрузку. Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Есть лишь временные ограничения на время обострения. Некоторые люди заявляют, что им закаляться вредно. Например, попробовав обливаться холодной водой и заработав простуду, они отрицают уже необходимость закаливания вообще. Но разве могут быть противопоказания к оздоровлению? Сначала проанализируйте, что такое закаливание? Для чего оно вам нужно? Чего вы от него ждете. Насколько вы уже закалены от природы? Каким образом собираетесь повысить резервы своего организма?
Но прежде разберемся в том, что же мы понимаем под словом «закаливание». В медицине существуют десятки определений закаливания. Иногда ставят знак равенства между терминами закаливание и выносливость. Толковый словарь В. Даля утверждает, что «закаливать человека — значит приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости». Гигиенисты утверждают: «Закаливание — это устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды». В более широком смысле «закаливание — это система профилактических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям разнообразных факторов”. Поэтому закаляться можно не только солнцем, воздухом и водой, но и словом (психический закал), и даже пищей (закаливающие диеты, съедобные травы и т.п.). Закаливание повышает общий иммунитет организма и является простым и доступным способом усилить физическую и психическую устойчивость человека.
Закаливание – обязательный элемент физического воспитания, особенно важный для обучающихся, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения и бодрости.
Известный русский педиатр, активный сторонник закаливания Г.Н. Сперанский рассматривал закаливание как воспитание в организме способности быстро и правильно приспосабливаться к меняющимся внешним условиям.
Любое совершенствование – это длительная тренировка. Следовательно, закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации. Закаленный человек легко переносит жару, холод и резкие перепады температуры окружающей среды. Закаливание повышает работоспособность и физическую выносливость, гармонизирует эмоциональный фон. По мере закаливания человек становится менее восприимчив к заболеваниям дыхательных путей и целому ряду вирусных инфекций.
Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Как считают йоги, закаливание приводит к слиянию организма с природой.
Так как закаливание, прежде всего профилактическое средство, то заниматься закаливанием каждый должен сам, конечно, по совету и под контролем врача.
Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным людям. Задача медицинского работника состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого человека.
Дата добавления: 2015-02-05 | Просмотры: 1168 | Нарушение авторских прав
Источник
Формирование культуры здоровья — ответственная задача учреждений народного образования
Статья просмотрена: 8874 раза
Библиографическое описание:
Бахтин, Ю. К. Формирование культуры здоровья — ответственная задача учреждений народного образования / Ю. К. Бахтин, Г. И. Сопко, М. В. Пазыркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4635/ (дата обращения: 08.06.2021).
Специалист педагогической профессии, по своему профессиональному предназначению, призван формировать высокий уровень общей культуры у подрастающего молодого поколения.
Прежде всего, это относится к молодым специалистам – выпускникам педагогических университетов, которые получают фундаментальное и систематизированное, разностороннее и глубокое высшее профессиональное педагогическое образование.
Образование понимается нами как системное, целенаправленное и развивающее интеллектуальное воздействие на личность, которое включает и обеспечивает обучение, воспитание и развитие человека, формируя его кругозор, мировоззрение, знания и умения. Образовательное формирующее воздействие особенно продуктивно в молодом возрасте — в этот особый период наиболее динамичного развития организма и формирования личности подрастающего человека.
Помимо усвоения знаний, выработки умений и навыков, образование активно способствует разностороннему развитию человека – физическому и психическому, духовному и морально-нравственному, психолого-коммуникативному и социальному его становлению.
Педагогическое образование имеет ту существенную особенность, что оно нацелено на воспитание воспитателей, на обучение учителей, и оно направлено на развитие определённых интеллектуальных свойств у обучаемых, на формирование специфических профессиональных знаний и умений у будущих работников широкой системы общего образования. Оно создаёт тех педагогов, чьи жизненные приоритеты, круг интересов и кругозор, чьи профессиональные и личностные качества будут в значительной мере определять развитие учащихся массовых общеобразовательных школ. И поскольку этим профессионально подготовленным молодым педагогам предстоит в будущем формировать культуру подрастающего поколения, становится понятной та особая социальная значимость, которая отличает высококвалифицированный и ответственный труд работников системы образования.
Под культурой мы понимаем сформировавшуюся систему знаний, ценностей, достижений, взглядов и приоритетов, сложившуюся иерархию потребностей, а также разнообразие мотивов человеческой деятельности и форм их реализации, которые аккумулируют опыт предшествующих поколений и способствуют выработке оценочных суждений, формированию личностных и общественных установок, вкусов, убеждений, решений, действий и поступков [1, с.35-39].
Культура , как социальная наследственность, аккумулирует социально прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, она определяет систему ценностей и приоритетов человека и общества, социальной группы и народности, нации и человечества.
Медицинская культура включает накопленные и преобразованные обществом, адаптированные медицинские знания, сформированные на основе исторического опыта развития этнической культуры и достижений медицинской науки и практики, которые направлены на предупреждение и устранение различных форм заболеваний, повреждений, отклонений в развитии и их нежелательных последствий.
Культура здоровья как проявление развитой общечеловеческой культуры, включает осознание человеком высокой ценности своего здоровья. Она предусматривает понимание необходимости охраны здоровья и его укрепления как непременного условия успешной самореализации человека. Культура здоровья человека – это, прежде всего, экологическая культура в широком её понимании, опирающаяся на гармонию всех проявлений человеческой деятельности и её взаимоотношений с окружающим человека обществом и природой. Как писал основатель валеологии, И.И.Брехман в одной из последних опубликованных своих работ, цитируя Ж.-Б.Ламарка, – «Можно, пожалуй, сказать, что назначение Человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав Земной шар непригодным для обитания» [3, с.3].
Только сформированная высокая экологическая культура широких слоёв населения , экологически выверенные решения и действия руководителей нашего государства и общественных организаций нашей страны, так же как и согласованная экологическая политика других стран Мира, — могут этому противостоять.
В формировании культуры здоровья значительную роль играют такие направления образовательного процесса, как физическое воспитание (способствующее формированию физической культуры), экологическое образование (способствующее созиданию экологической культуры), духовно-нравственное воспитание, культурологическое образование, а также — биологическое образование, медико-гигиеническое и валеологическое образование и воспитание, формирующие основы духовно-нравственной, валеологической и медицинской культуры человека [2, с.44-46; 8, c .380-382].
Большое значение в содержании образовательных программ необходимо уделять таким направлениям, как здоровье и безопасность жизнедеятельности человека, здоровье и девиантное поведение подростков и молодёжи, здоровье и проявления асоциального поведения человека. Особенно актуально сегодня воспитывать молодёжь в духе категорического неприятия вредных привычек (курения табака, употребления алкогольных напитков, приёма наркотиков или других психоактивных веществ), а также – в атмосфере абсолютной недопустимости любых форм и проявлений асоциального поведения.
Основой воспитания культуры здоровья учащихся является формирование активной, деятельной, трудолюбивой и творческой личности, нацеленной на здоровый и трезвый образ жизни , на успешное саморазвитие и полное раскрытие своих потенциальных возможностей — на основе дружелюбия и коллективизма, жизнелюбия и альтруизма, особенно свойственных нашему студенчеству.
Основу формирования развивающейся личности человека составляет духовно-нравственное воспитание , целью которого является образование гражданина, интеллигента, патриота своей страны, заинтересованного в её процветании и в благополучии нашего народа, в здоровье и счастье каждого человека [4, с.36-37].
Все эти важные составляющие общей культуры молодого специалиста педагогической профессии следует формировать в процессе обучения студентов в педагогическом университете, закладывая необходимые тематические блоки в соответствующие разделы образовательных программ.
Наблюдающийся за последние годы поворот социальных приоритетов к человеку, для обеспечения условий развития человеческой личности, реализации её перспективных возможностей и обеспечения реального их воплощения, – всё это отражает растущее понимание реального значения отечественной системы образования как института целенаправленного воспитательного воздействия на наше молодое поколение в новых социальных реалиях.
Реформирование системы образования предполагает воспитание такого поколения педагогов, которые, воспроизводя классическую матрицу профессиональной деятельности учителя, готовы к решению новых социокультурных задач по содействию учащимся в разностороннем их развитии – без противопоставления образовательного становления развивающегося человека состоянию его здоровья.
Культура здоровья и здоровый образ жизни являются категориями широкого мировоззренческого преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности . Они созревают в сознании будущего учителя за годы обучения в педагогическом высшем учебном заведении, образуя базовый уровень его общечеловеческой и общепедагогической культуры, — в плане формирования здоровьеобразующей компоненты профессиональной деятельности педагога [5, с. 4; 8, с. 380-382].
Подготовка будущего учителя, со сформированными в педагогическом университете основами валеологического мировоззрения, – это процесс длительный и сложный. Он требует глубокой методологической и основательной методико-педагогической его проработки. Этот процесс требует также практической проверки реальной его эффективности и ответственного, заинтересованного исполнения, — с неизбежным преодолением немалых трудностей в ходе подготовки молодого учителя в педагогическом университете.
Среди наиболее важных аспектов валеологической подготовки учителя заслуживают внимания следующие:
проблема формирования мотивации реальной приверженности идеалам здоровья и здорового образа жизни;
разработка и апробация наиболее эффективных методов формирования устойчивости, иммунитета к негативному влиянию окружающей подростка микросоциальной среды;
разработка эффективных методов активной, действенной валеологической воспитательной работы, особенно в конфликтной, агрессивной молодёжной микросоциальной среде, отвергающей идеи оздоровления;
необходимость воспитания у молодого поколения независимого, критического типа мышления, с выработкой собственной жизненной и профессиональной позиции по отношению к формирующимся стихийно социальным, психологическим и духовно-нравственным ценностям;
формирование профессиональной психолого-педагогической установки, основывающейся на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию учащихся.
Валеологическая подготовка позволит уверенно оппонировать различным сомнительным ценностям , интенсивно внедряемым в массовое сознание и особенно распространенным в молодёжной среде. Это позволит также убедительно пропагандировать истинные общечеловеческие ценности нравственности и духовности, красоты и гармонии, гражданственности и патриотизма, трудолюбия, дисциплинированности и ответственности.
В основу воспитательной работы должно быть заложено стремление к активной жизненной позиции, крепкому здоровью и его непременному условию, его основе — стремление к здоровому, трезвому и активному образу жизни [2, с. 44-46; 5. с.4-6].
Культура здоровья – это многогранное понятие , которое складывается из целого ряда его составляющих. Наряду с физическим воспитанием и формированием физической культуры (с чем, прежде всего, и связывают обычно укрепление здоровья), — немаловажное значение в формировании культуры здоровья имеет также психологическая, гигиеническая и медицинская культура учащихся.
Формирование культуры здоровья нужно начинать с дошкольного детского возраста, проводя развивающие занятия с детьми в интерактивной, игровой форме; такие же занятия должны проводиться и на всех этапах обучения детей в школе, увязывая содержание валеологической тематики с конкретно изучаемыми школьными предметами; подобные занятия включаются и в программу обучения в специальных учебных заведениях, они являются также рекомендуемыми элементами программ обучения и воспитания в высших учебных заведениях [7, с.286-289].
Педагогическое образование на всех его уровнях должно обеспечивать достаточную широту кругозора учащихся . При этом актуально становление широкого естественнонаучного мировоззрения, формирование заинтересованного и активного мировосприятия, а также определение учащимися для себя наиболее важных, высших ценностей в жизни и достойных нравственных жизненных ориентиров [6, с.226-235; 9, с.6-11;10, с.53-58].
Именно в этом отношении заслуживают особенного внимания наиболее важные аспекты медико-биологического, гигиенического, медико-социального и валеологического образования — как апробированные методы формирования культуры здоровья будущего специалиста – педагога и гражданина.
Бахтин Ю.К. Формирование культуры здоровья в педагогическом университете //Материалы V Ш-й Всероссийской научно-практической конференции по проблемам непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности. 15-19 ноября 2004 г.» — СПб., РГПУ, Союз 2004. С. 35-39.
Бахтин Ю.К., Корчагина Г.А., Соломин В.П. Профессионально – в защиту валеологии/ отзыв на статью З.И. Тюмасевой «Невалеологические проблемы валеологии» — Народное образование. 2004, № 2. — С.44-46.
Брехман И.И. За всенародное движение «Здоровый Мир». Педагогические вести, 1996, № 9, — С. 3.
Вайнер Э.Н. «Культура здоровья» как правопреемница специальности «Валеология» в профессиональном педагогическом образовании. //Материалы 3-его Международного конгресса валеологов. /Под редакцией проф. В.В. Колбанова. – СПб.: 2002. – С. 36-37.
Горбушина С.Н. Формирование у будущего учителя основ валеологического мировоззрения. /Учебно-методическое пособие. – Уфа: БГПУ, 2003, — 43 с.
Макарова Л.П., Сопко Г.И. Здоровый образ жизни и его составляющие.// Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. Вузов.-М.:- Изд. Центр «Академия». 2008. — С. 226-235
Макарова Л.П.. Плахов Н.Н., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении// Молодой ученый № 2 (37), 2012. Т.П. – С.286-289.
Пазыркина М.В., Сопко Г.И., Журина Т.Г. Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога. // Молодой ученый № 3 (38), 2012. Т.Ш. – С.380-382.
Соломин В.П. Фундаментализация многоуровневого профессионального образования. В сб.: Безопасность жизнедеятельности в системе многоуровневого образования. //Материалы Х Международной научно-практической конференции. – СПб.: РГПУ, 2006.- С. 6-11.
Сопко Г.И. Образ жизни и здоровье// В кн.: Основы здорового образа жизни петербургского студента. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. -С.53-58.
Источник