Меню

Воспитание коллектива с ограниченными возможностями здоровья

Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива
статья на тему

Статья раскрывает роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива.

Скачать:

Вложение Размер
statya_letunova1.doc 63.5 КБ
prezentaciya1.pptx 2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 6 VIII вида» г. Гурьевска Кемеровской области

Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива

Гурьевский муниципальный район

Автор – составитель Летунова Лариса Александровна, учитель письма и развития речи МКС(К)ОУ «С(К)О школа – интернат № 6 VIII вида»

Летунова, Л. А. Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива: статья / Л. А. Летунова. – Гурьевск: МКС(К)ОУ «С(К)О школа – интернат № 6 VIII вида»,2013. – 4 с.

Статья раскрывает роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива.

В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения. В понятие гуманизации обучения входит организация коллектива обучающихся. Ведущую роль в организации детского коллектива играет учитель. Но положительной организацию можно считать тогда, когда педагог не только воздействует, указывает и учит, но и помогает.

Коллектив – высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали и нравственности. Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа детей находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего.

Процесс формирования и развития коллектива является одним из важнейших объектов исследований в области педагогики. А. С. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти.

Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно, комплексно, в рамках целостной воспитательной программы.

На первой стадии формирования коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагогов, стремящихся превратить ту или иную организационную единицу (класс) в социально-психологическую общность, где отношения детей определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями, где есть условия, обеспечивающие совпадение взглядов, оценок, переживаний детей. О наступлении такого состояния можно судить по действенности организационной структуры коллектива, увлеченности школьников совместной деятельностью, их реакциями на нарушения установившихся норм коллективной жизни.

На второй стадии развития детский коллектив выступает как инструмент целенаправленного формирования определенных качеств личности. На этой стадии развивается система внешних связей; возрастает сознательное стремление его членов независимо от групповой принадлежности к реализации коллективных целей. Коллектив становится способным требовать от своих членов соблюдения определенных норм поведения.

Если на предыдущем этапе эти связи помогали главным образом объединению детей в рамках заданной структуры, в формировании самосознания «мы — коллектив», то теперь их воспитательный смысл изменился. На их основе детский коллектив осознает не только свою целостность, но и принадлежность к более широкому коллективу школы, к обществу в целом. У детей начинает формироваться сознание коллектива как ячейки общества. В этих условиях отрицательные влияния микросреды вызывают критическое отношение обучающихся. Вместе с тем все хорошее, что приходит от внешней среды в коллектив, усваивается всеми учащимися и ведет к взаимному обогащению личности каждого.

На этом этапе основная цель педагога – в максимальном использовании возможностей детского коллектива в реализации тех воспитательных функций, ради которых коллектив создается. Классный руководитель призван продолжать укреплять детский коллектив за счет совершенствования его структуры, при которой все входящие в него становятся носителями коллективных ценностей.

На третьей стадии своего развития коллектив используется педагогом в целях корректировки социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого отдельного ребенка. На этой стадии возникает атмосфера доброжелательности каждого по отношению к каждому, повышается уровень требовательности, социальных ожиданий, стимулирующих раскрытие положительных сторон личности. Коллектив становится важнейшим фактором, побуждающим детей к самовоспитанию.

Развитие ученического коллектива – сложный и противоречивый процесс, осуществляемый с различной степенью интенсивности. В нем возможны остановки, движение вспять. Однако в целом это не стихийный, а педагогический управляемый процесс.

В коррекционной школе создаются особые условия для нравственного воспитания обучающихся. Фактически оно начинается с момента поступления ребенка в школу и включает воспитание любви к Родине, к своему краю, к родной природе. Посещая музеи города и района, воспитанники знакомятся с обычаями и традициями коренного населения. Погружая ребенка в национальный быт и культуру, мы создаем естественную среду и, таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

Воспитание уважительного отношения к труду взрослых происходит не только во время бесед, но и через экскурсии на ведущие предприятия города. Включение обучающихся в общественно полезный труд в учебных мастерских, приобщение к благоустройству территории школы, работа на овощехранилище, в различных трудовых объединениях в период летних каникул позволяет им приобщиться к системе социальных ценностей: высокому уровню сознательности, дисциплинированности, товарищеской взаимопомощи, нравственным нормам отношений в труде и т. д.

В школе хорошо поставлена шефская работа. При проведении акции «Помоги ветеранам» у обучающихся воспитывается чуткое, заботливое отношение к людям, а также необходимые навыки поведения в обществе.

В процессе нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья важно не только сформировать у них нравственное сознание, но и включать их в различные виды деятельности. Деятельностный подход в решении проблемы духовно – нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является наиболее эффективным. Формирование привычки правильного поведения не может быть выделено в особый вид занятий. Оно происходит повседневно, во всех видах детской деятельности. В процессе учебной, трудовой, игровой, общественно – полезной деятельности дети вступают в разнообразные нравственные отношения, в результате которых осуществляется формирование личности.

Учитель осуществляет духовно-нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приёмы.

Классный руководитель проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих подопечных нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения.

В укреплении коллективистских связей и развитии коллективистских отношений большое значение имеет совместное проведение досуга. Интересы школьников, особенно в старших классах, в сфере досуга нередко складываются стихийно, и немногие умеют организовывать досуг как плодотворную творческую деятельность. Вот почему влияние коллектива на организацию художественной самодеятельности, драматических студий, праздников искусства, тематических вечеров, кружковой и клубной деятельности становится необходимым. Совместное проведение досуга приобщает подростков к коллективным переживаниям, действиям, помогает им лучше познакомиться с духовным миром друг друга.

Классный руководитель, постоянно и всесторонне изучает обучающихся, особенности их характера, поведения и уровень моральной воспитанности в целом.

Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации являются тематические классные часы, такие как «Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные ценности», «Стыд и совесть», «Суд совести» и другие; беседы о трудолюбии («Труд красит человека», «Все работы хороши…»), о бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др.

Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех обучающихся. Цель данных мероприятий – обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение детей к своему поведению и поведению других людей.

Работа классного руководителя в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного развития. Участие в различных конкурсах, презентациях, выставках делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе артистические способности.

Для успешного взаимодействия с обучающимися педагогу необходимо наличие таких педагогических качеств и способностей, как потребность и умение общаться, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, умение управлять своим психическим состоянием, голосом, мимикой, умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение и т.д.). Грамотно простраивать работу по духовно-нравственному воспитанию через формирование детского коллектива помогает психолого-педагогическая диагностика, которая позволяет определить стадию развития коллектива, степень удовлетворённости обучающихся своим коллективом, мотивы участия обучающихся в совместной деятельности.

Детский коллектив может развиваться только при хорошо сформированном педагогическом общении, а роль педагога в духовно-нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья можно определить как «нравственный камертон» (камертон – инструмент, по которому музыканты определяют чистоту звука), помогающий «настраивать» детские души, воспитывающий способность переживать и признавать ошибки, пересматривать свое поведение и отношение, если оно входит в противоречие с нравственными ориентирами.

1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон и др. ; под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Просвещение, 1979. -288с.

2. Крылова, Т. А. Формирование детского коллектива [Электронный ресурс] //Методическая разработка: [сайт] / Татьяна Андреевна Крылова. – 2012. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/formirovanie-detskogo-kollektiva

3. Личность, деятельность, коллектив / ПетровскийА.В. – Москва, 1982. – 291с.

4. Педагог нового типа – основа модернизации образования [Текст]: сборник научных трудов по материалам муниципальной научной практической конференции, г. Гурьевск, 27 – 28 марта 2012 г. /МБУ «ИМЦ в системе ДПО (ПК) Гурьевского муниципального района»; сост.: Ю. С. Тимошенко, В. Н. Пыпырина, О. В. Попова, В. В. Водясова; под ред. О. Ю. Елькиной, Е. Г. Прекиной. – Белово: ООО «БТ» Бизнес – Графика, 2012. – 259 с.

5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. — СПб: Издательство Питер, 2000. — 560 с.

Источник

Социализация детей с ОВЗ

Важность социализации детей с ОВЗ

Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.
  1. Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
  2. Предметно-практическая деятельность.
    • Самообслуживающий труд.
    • Использование бытовых устройств.
    • Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
    • Художественно-прикладной труд.
  3. Творческая деятельность.
  4. Спорт.

Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

  • Разработать специальные программы социальной адаптации.
  • Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
  • Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
  • Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
  • Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
  • Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
  • Обеспечить педагогическое сопровождение
  • Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.

  • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
  • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
  • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
  • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
  • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
  • Научить оценивать свои навыки и способности.
  • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
  • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

  • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
  • Воспитать толерантное отношение к социуму.
  • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
  • Сформировать адекватную жизненую позицию.
  • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
  • Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
  • Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
  • Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
  • Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
  • Сформировать положительную реальную Я-концепцию.

Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

Источник

Читайте также:  Вред здоровью от загрязнения нефтью
Adblock
detector