Воспитание как процесс
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Вид деятельности по преобразованию человека и группы людей.
Субъект (предмет) воспитания: человек, испытывающий воспитательное воздействие.
Сущность воспитания: воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого с целью преобразование его личности.
Структура воспитания:
1) цели и содержание воспитания:
— Основная цель – сформировать изменения в человеке или группе под воздействием специально подготовленных и планомерно организованных воспитательных акций и действий
– инициирование самостоятельных действий воспитанника и повышение его автономности;
Содержание воспитания определяется его видом и стилем:
2) методы и средства воспитания;
3) достигнутые результаты.
Воспитание – многофакторный процесс.
Основные факторы воспитания:
1) объективные факторы – которые независимо от характера организации воспитания:
· генетическая наследственность и состояние здоровья;
· социальная и культурная принадлежность семьи;
· профессиональный и социальный статус воспитателя;
· особенности страны и исторической эпохи
2) субъективные факторы:
· психические особенности человека;
· потребности и интересы воспитателя и воспитуемого;
· система взаимоотношений с социумом;
· влияние социальных групп, в которые включен человек
Уровни воспитательного процесса:
1) социетарный уровень – формирует представления о воспитании как о постоянной функции общества, подчеркивается значимая роль культуры в процессе воспитания;
2) институциональный уровень – предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов: ДОУ, школа, ССУЗ, ВУЗ;
3) социально-психологический уровень – процесс воспитания обусловлен характеристиками отдельной социальной группы;
4) межличностный уровень – определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанником;
5) интраперсональный уровень (внутриличностный) – предполагает процесс самовоспитания; человек реализует воспитательное воздействие по отношению к себе в различных жизненных ситуациях.
Типы воспитания:
1) умственное воспитание – ориентирован на формирование интеллектуальных способностей человека, а также формирование интереса к себе и окружающему миру (ожидаемый результат – развитие силы воли, мышления, формирование культуры интеллекта);
2) нравственное воспитание – определяется этическими требованиями общества (основной результат – накопление нравственного опыта и знания о правилах общественного поведения);
3) трудовое воспитание – развитие ответственного отношения и творческого подхода к деятельности (основной результат – формирование умений и навыков, накопление трудового опыта);
4) эстетическое воспитание – формирование способности к эмоциональному восприятию прекрасного (основной результат – эстетическое отношение к действительности);
5) физическое воспитание – направлен на правильное физическое развитие организма (основной результат – воспитание силы воли, повышение работоспособности);
6) гражданское воспитание – ориентировано на формирование ответственного отношения человека к семье, обществу и народу (основной результат – формирование гражданской позиции);
7) экономическое воспитание – система мер, направленных на развитие экономического мышления и формирование деловых качеств (основной результат – развитые деловые качества);
8) правовое воспитание – направлено на осознание своих прав и обязанностей (основной результат – наличие ответственности за соблюдение прав и обязанностей).
Способы воспитания:
1) Авторитарный стиль – главную роль играет воспитатель, задача — сформировать исходную аналогичную с воспитателем точку зрения. Отличается жесткой системой требований и мер
2) Демократический стиль – равные возможности и позиции воспитанника и воспитателя. Воспитатель имеет авторитет на основе информативной власти и уважения со стороны воспитанника.
3) Либеральный стиль – автономность между воспитанником и воспитателем, основан на сформированной самостоятельности, поэтому может применяться только на поздних этапах развития ребенка. Гипоопека – игнорирование или пренебрежение воспитателя к потребностям и нуждам ребенка.
Основные критерии оценки воспитанности человека:
1) «добро» – направленность поведения человека на благо других людей;
2) «истина» – рациональное принятие решений и действий;
3) «красота» – формирование чувства осознания искусства, возможность передачи данного опыта младшим поколениям
Источник
17. Воспитание как образовательный процесс: содержание, характеристики, формы, функции, принципы. Концепции воспитания.
Воспитание — д-ть, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализ-ии.
Содержание воспитания – это система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, которыми должны овладеть учащиеся.
Выделяют следующие формы воспитания:
По количеству охватываемых процессов воспитания детей формы делятся на:
Число учащихся в группе колеблется от 5 – 7 до 25 – 40 человек, а при массовых формах воспитания верхний предел числа неограничен
функция побуждения к самовоспитанию;
функция мобилизации на выполнение конкретных задач;
Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя.
Основные принципы воспитания :
содержание (например, гармоничное сочетание разных видов воспитания);
организационные принципы (например, воспитание в коллективе, преемственность воспитательных воздействий);
принципы руководства (например, стимулирование социальной активности, сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий).
Наиболее популярные и значимые современные российские концепции воспитания:
концепция системного построения процесса воспитания;
концепция формирования образа жизни, достойной Человека;
концепция воспитания ребенка как человека культуры;
системно-ролевая теория формирования личности ребенка;
концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития;
концепция воспитания на основе потребностей человека;
концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка;
концепция самовоспитания школьника.
Характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:
воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;
эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;
результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.
18. Цели воспитания: психологическая сущность, содержание. Воспитание как усвоение общечеловеческих ценностей. Понятие самовоспитания.
Цель воспитания – выражает общую устремленность воспитания
Цели воспитания: Воспитание нравственности, Воспитание уважительного отношения к людям, Воспитание воли, мужества, самостоятельности, Формирование самосознания и самовоспитания.
Общественные нормы воспринимаются и присваиваются личностью индивидуально и избирательно. Общественные ценности становятся стимулами, побудителями к действию в том случае, если они осознаются и принимаются человеком, становясь его личностными ценностями.
Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как:
1) самообязательство – добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать те или иные качества;
2) самоотчет – ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь;
3) осмысление собственной деятельности иповедения – выявление причин успехов и неудач;
4) самоконтроль – систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.
Источник
Психологическое здоровье участников образовательного процесса
учебно-методический материал
В данной работе рассмотрены основные проблемы псиологического здоровье школьников и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
учитель МБОУ СОШ №3 г. Торжка Тверской области
В последнее время всё большую тревогу вызывает ухудшение состояния детей и подростков. Актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Всё чаще обсуждается негативное влияние школы на здоровье детей. Учебные перегрузки, сниженная двигательная активность, недостаточно организованная среда обучения, ошибки в организации учебного процесса, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа становится для детей и подростков постоянным источником стрессов [2].
Отмечается взаимосвязь между состоянием психологического здоровья педагогического персонала и проблемами развития детей в условиях определённых образовательных сред. Учителя являются наиболее уязвимым контингентом по возможности приобретения психосоматических и невротических расстройств, в основе которых лежат неразрешённые психологические конфликты. Всё это показывает, что в настоящее время проблема обеспечения здоровья учащихся и создания системы безопасности для развития ребёнка в образовательной среде стала одной из важнейших.
Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной.
Главной в развитии ребенка оказывается именно потребность в безопасности (быть желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего мира), при неудовлетворении этой потребности у ребенка может развиться базальная враждебность, которая будет проявляться в ощущениях беспомощности, страха, чувстве вины, которые проявляются во социальных взаимоотношениях с окружающими людьми, как в настоящем, так и в взрослом состоянии. Основным риском во взаимодействии участников образовательной среды является получение психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников, а также ведет к формированию психологического неблагополучия у всех участников образовательного процесса.
Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие — склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья [3].
На сегодняшний день наблюдается рост таких нервно-психических расстройств у школьников, как неврозы, связанных с внутриличностными и межличностными конфликтами. Рассматривая влияние на здоровье факторов среды, специалисты отмечают негативное воздействие факторов школьной среды на здоровье учащихся. При этом следует учитывать, что факторы школьной среды действуют комплексно в течение всего периода обучения, поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие велико.
Снижению уровня психологического здоровья школьников способствуют: не соответствие требований возможностям ученика, чрезмерные, постоянно увеличивающиеся нагрузки, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения, физическая цена которых — утрата здоровья, а психологической — психологическое неблагополучие и варианты его проявления: отклоняющееся поведение, повышенная тревожность, агрессивность, неуверенность, страхи, сложности в обучении. Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем — для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет [5].
Психологическое насилие по отношению к ребенку может выражаться в неприятии и критике ребенка, в публичных оскорблениях и унижении его достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, преднамеренной физической или социальной изоляции, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.
Таким образом, решение проблем психологической безопасности в образовательной среде должно осуществляться через программы и методики диагностики личности и выстраивания индивидуальной коррекционной и профилактической работы в соответствии с личностными особенностями и акцентуациями характера, также психологу необходимо вести работу по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам всех участников образовательного процесса. Необходимо научить детей и подростков разрешать конфликтные ситуации в образовательной среде мирным путем, без использования насильственных средств (оскорблений, применения физической силы или оружия). Воспитание терпимости и толерантности друг к другу дает возможность узнать различные точки зрения на решение той или иной трудной ситуации. Обучение этим навыкам происходит на групповых занятиях, психологических тренингах, на которых участники делятся своим прошлым опытом выхода из проблемных, сложных жизненных ситуаций, развивают умение справляться с чувствами, вновь проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы. Все это дает положительный результат, снимая психологическое напряжение, и как следствие, помогает решать проблему психологического неблагополучия. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде должно способствовать гармоничному развитию личности ее участников, выступать профилактикой психологического неблагополучия, и как следствие асоциального и делинквентного поведения [6].
Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: диссертация доктора психологических наук, СПб.: 2002. 386 с.
Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и ее влияние на субъективное состояние здоровья студентов//Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 2. — С. 36-40.
Идобаева О.А. Исследование эмоционального неблагополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога: диссертация канд. психол. наук. Москва: 1998. 143 с.
Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника/ Безопасность образовательной среды. — М.: Экон-Информ, 2008. — С.5-11.
Т.Н. Березина Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и Психотехника. — 2013. — 9. — C. 897 — 902. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.9.9375.
Бутанаев С.А. Особенности безопасности образовательной среды средней школы с точки зрения ее субъектов. // NB: Педагогика и просвещение. — 2013. — 4. — C. 1 — 13. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.4.10385. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_10385.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная публикация составлена на основе краткого обзора литературы по использованию работы с песком в психолого-педагогической практике, а также отражает личный опыт автора по применению этой уникально.
В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида.
Психологическое здоровье, как составная часть здоровья, — важнейшее условие для сохранения высокой учебной мотивации учащихся, способствует становлению.
Цель – создание условий для повышения основных профессиональных компетенций педагогов по вопросам психологического сопровождения предэкзаменационного периода.Задачи: — способствовать осозна.
Данный материал содержит выступление на тему «Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»», а так же презентацию по данной проблеме. Кр.
laquo;Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.».
Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА».
Источник