Меню

Воспитание интеллектуальной культуры здоровья

Основы воспитания культуры здоровья дошкольников (лекция)
учебно-методический материал

Конспект лекции для студентов педагогических вузов

Скачать:

Вложение Размер
lektsiya.docx 43.09 КБ
osnovy_vospitaniya_kultury_zdorovya_doshkolnikov.ppt 946.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Основы воспитания культуры здоровья дошкольников»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности будущих педагогов ДОО в области воспитания культуры здоровья дошкольников

— познакомить студентов с задачами и содержанием воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста;

— развивать теоретическое мышление;

— формировать познавательный интерес к содержанию учебного предмета и

профессиональной мотивации будущего специалиста.

Тип занятия: лекция

I вводная часть – 5 минут

II основная часть – 1 час 20 минут

III заключительная часть – 5 минут

Методы обучения: беседа, рассказывание легенды, работа с нормативными документами, мозговой штурм, заполнение таблицы, творческое задание (написание статьи в пед. журнал)

I – Вводная часть.

Добрый день, уважаемые студенты! Рада встрече с вами!

Старосту попрошу отметить отсутствующих, список передать мне.

(СЛАЙД 1) Переходим к теме сегодняшней лекции, она звучит «Основы воспитания культуры здоровья дошкольников» . Предлагаю ознакомиться со списком рекомендуемой литературы:

1. Борисова, М.М. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие [Текст] / М.М. Борисова, Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова; под ред. С.А. Козловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 508 с.

2. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработка занятий [Текст] / авт.-сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская, канд. психол. наук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.

3. Мисюк, М.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для прикладного бакалавриата [Текст] / М.Н. Мисюк. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 431 с.

II – Основная часть.

(СЛАЙД 2) Запишем план рассматриваемых вопросов лекции.

  1. Понятие культура здоровья. Основные показатели здоровья.
  2. Особенности формирования психологического здоровья дошкольников.
  3. Задачи и содержание воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста.

Давайте побеседуем. Что такое здоровье? Каким вы видите здорового дошкольника? Зачем нам воспитывать культуру здоровья? С какого возраста необходимо начинать воспитывать культуру здоровья? Насколько родители готовы воспитывать культуру здоровья?

Воспитание основ культуры здоровья личности может рассматриваться как процесс и одновременно результат целенаправленного овладения понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни», появление у личности устойчивого здоровье-созидающего поведения, которое необходимо для успешной жизнедеятельности.

(СЛАЙД 3) Понятие «здоровье» имеет множество определений. Самым емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов» (2001 год).

Из этого определения вытекает, что составляющие здоровья: физическое здоровье; социальное здоровье и психическое здоровье.

Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. Важным в определениях здоровья считается отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.

Есть одна легенда: Давным-давно на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? В синее море, за высокие горы. Но один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

Поэтому, должно стать нормой жизни и поведения каждого человека сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности.

(СЛАЙД 4) Культура здоровья дошкольника – совокупность ценностного отношения ребенка к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого и общества в целом; совокупность личностного и социально значимых способов деятельности, направленных на обретение физического, психического и социального благополучия, отсутствие болезней. (А.Г. Гогоберидзе)

Главным для нас, педагогов, должно быть воспитание культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды.

(СЛАЙД 5) В соответствии с какими нормативными документами строится работа по воспитанию культуры здоровья дошкольников?

а) « Конвенция ООН о правах ребёнка » (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года): Статья 6

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

б) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» (ст. 64 п. 1)

в) «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ № 1155 от 17.10.2013 года): Стандарт направлен на решение следующих задач: 1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (п.1.6.) В содержании какой образовательной области можем найти «воспитание культуры здоровья»? (физическое развитие – «становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.))

(СЛАЙД 6) Факторы здоровья: наследственный – 20%; экологический – 20%; медицинский – 10%; образ жизни – 50% (социальный, психологический и культурный) — Согласно заключению экспертов ВОЗ

Рассмотрим факторы, влияющие на здоровье человека. Исследования свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья: уровень и гармоничность физического развития; наличие (или отсутствие) хронических заболеваний, дефекта развития; уровень иммунной защиты организма и др., предаваемые нам генетически.

Состояние окружающей среды оказывает непосредственное влияние на здоровье: загрязненный воздух, недоброкачественная вода, ультрафиолетовые излучения и др.

Деятельность системы здравоохранения, передовой опыт в области медицины может повлиять на здоровье лишь в 10% составляющих факторов здоровья.

Стоит обратить самое серьезное внимание на четвертую группу факторов. Её составляет образ жизни.

(СЛАЙД 7) Составляющие данного фактора – социальный, психологический и культурный уровень жизни. Если на первые 50% здоровья, мы педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

К социальному образу жизни относятся: уровень жизни (экономические возможности человека) и качество жизни (степень запроса и комфортабельность удовлетворения человеческих потребностей). Оба эти показателя зависят от материально-экономических условий жизни общества и семьи.

Культурный образ жизни: отношение ребенка к своему здоровью, его питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками.

(СЛАЙД 8) Из определения понятия — «здоровье» состоит из физического и психического благополучия. Рассмотрим, что понимается под физическом здоровьем. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

(СЛАЙД 9) Остановимся подробнее на психологическом уровне жизни. Давайте попробуем «набросать» «портрет» психологически здорового человека (открытый, веселый, спонтанный, творческий, жизнерадостный, познающий себя, принимающий самого себя, признает ценность и уникальность окружающих, легко адаптирующий к изменяющимся условиям жизни…). Ключевым словом для описания психологически здорового человека можно назвать «гармония» или «баланс»: гармония между человеком и окружающими его людьми, природой, космосом; между эмоциями и разумом, телесными и психическими составляющими и т.д. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

(СЛАЙД 10) Условно выделяют 2 группы факторов риска нарушения психологического здоровья:

  1. Объективные, или факторы среды: семейные неблагоприятные факторы (отсутствие одного из родителей, конфликтные отношения в семье) и неблагоприятные факторы, связанные с ДОО, профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране
  2. Субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями: темперамент, контроль, самооценка, критичность и т.д.

Рассмотрим момент поступления ребенка в детский сад. Здесь ребенок встречается с первым чужим значимым взрослым – воспитателем, эта встреча во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. Как показывают исследования О.В. Хухлаевой, воспитатель не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей. Это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению эгоцентризма, а может – к развитию тревожности, к неудовлетворению потребности в безопасности, психосоматизации ребенка.

Основная задача всего коллектива – полное устранение либо сглаживание вышеназванных негативных факторов. Франкл выделяет ряд педагогических условий становления психологического здоровья детей:

— оптимальное сочетание напряжения, побуждающего к действию, и расслабления

— положительный фон настроения (у педагогов и родителей должна быть ориентация на жизнь – жизнелюбие, жизнерадостность, чувство юмора)

— социальный интерес – способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие

Таким образом, психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. В качестве центральной характеристики психологического здоровья ребенка можно назвать саморегулируемость, т.е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям.

(СЛАЙД 11) Переходим к третьему пункту нашего плана «Задачи и содержание воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста». Культура здоровья является частью общечеловеческой культуры; это одно из главных условий успешной социализации и её результата – социально-личностного развития ребёнка в дошкольном детстве. Под воспитанием у детей культуры здоровья надо понимать грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, практического воплощения потребности вести здоровый образ жизни, умение заботиться о своем здоровье. Показателем культуры здоровья ребенка дошкольного возраста выступает его элементарная здоровьесберегающая компетентность как готовность решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказания элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи в непредвиденных и опасных для здоровья ситуациях, с одной стороны, и оформляющая позиция субъекта здоровьесозидания – с другой.

(СЛАЙД 12) Рассмотрим критерии культуры здоровья: 1) наличие ценностного отношения у ребенка к здоровью и жизни человека; 2) наличие системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах поведения, здоровом образе жизни; 3) наличие умений и навыков здоровьесберегающей деятельности; 4) проявление элементарной здоровьесберегающей компетентности; 5) проявление позиции субъекта здоровьесозидания.

(СЛАЙД 13) Исходя из перечисленных критериев, заполним таблицу «Задачи и содержание воспитания культуры здоровья» в каждой возрастной группе.

Младший дошкольный возраст

Характеристика культуры здоровья:

— проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;

— интерес к изучению себя, своих физических возможностей;

— положительно настроен на выполнение элементарных гигиенических процессов.

— имеет представления о человеке и признаках его здоровья;

— о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях;

— о доступном предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования;

— как позвать взрослого на помощь в опасных для здоровья и жизни ситуациях.

— называть свое имя, выражать свои потребности и интересы в речи;

— правильно умываться, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом;

— элементарно помогать взрослому в организации процесса питания, навык правильно есть без помощи взрослого;

— ухаживать за своими вещами и игрушками;

— переносит в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения при участии взрослого;

— в опасных сложных ситуациях звать на помощь взрослого.

Средний дошкольный возраст

Характеристика культуры здоровья:

— устойчивый интерес к правилам здоровьесберегающего поведения;

— здоровьесберегающая компетентность проявляется в самостоятельности детей.

— об особенностях здоровья человека, правилах здоровьесберегающего поведения в обществе;

— об алгоритмах процессов умывания, купания, одевания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы.

— элементарно описывать свое самочувствие; привлечь внимание взрослого в случае недомогания;

— самостоятельно следить за своим внешним видом и видом других детей; помочь взрослому в организации процесса питания, откликаясь на его просьбы; элементарно ухаживать за своими вещами и игрушками;

— решать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; проявлять сочувствие сверстникам;

— предупредить, избежать опасных для здоровья ситуаций; выполнять инструкции взрослого в опасных для здоровья обстоятельствах.

Старший дошкольный возраст

Характеристика культуры здоровья:

— субъектная позиция детей в здоровьесберегающей деятельности;

— здоровьесберегающая компетентность проявляется в активности.

— о необходимости соблюдения правил здоровьесберегающего поведения в обществе;

— об алгоритмах процессов умывания, купания, одевания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы.

— имеет навыки личной гигиены, самостоятельного осуществления полезных привычек;

— выполнять дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз;

-самостоятельно переносит в игру правила здоровьесберегающего поведения;

— предупредить, избежать опасных для здоровья ситуаций; обращаться за помощью взрослого.

Подготовительный дошкольный возраст

Характеристика культуры здоровья:

— устойчиво сформированы ценности здоровья, ребенок мотивирован к сбережению своего здоровья;

— ребенок верит в свои возможности и собственные силы, владеет полезными привычками.

— что такое здоровье, как поддержать, укрепить и сохранить его;

— о внешних и внутренних особенностях строения тела человека, о правилах здоровья;

— о безопасном поведении в быту, на улице, на природе, в обществе;

— о полезных и вредных привычках;

— о поведении заболевающего и болеющего человека

— имеет навыки самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек;

— определять состояние своего здоровья;

— выполнять правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы;

— правильно пользоваться опасными бытовыми приборами, электроприборами;

— правильно вести себя в лесу; проявлять осторожность при общении с незнакомыми людьми;

— соблюдать правила дорожного движения; умеет вести себя в общественном транспорте;

— правильно вести себя на воде, на солнце;

— умеет оказать элементарную медицинскую помощь.

Таким образом, культура здоровья детей – это результат целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат прежде всего его воспитания. Свое начало культура здоровья берет в семье, и это предъявляет серьезные требования к культуре здоровья родителей и семьи в целом. ДОО помогает ребенку обрести элементарную культуру здоровья, определяя тем самым здоровый путь его развития.

III – Заключительная часть.

Уважаемые студенты, мы сегодня рассмотрели одну из главных проблем воспитания – воспитание культуры здоровья дошкольников. Раскрыли понятие культуры здоровья, его показатели; определили задачи и содержание воспитания культуры здоровья дошкольников по возрастным группам.

Сегодня на лекции я узнала …..

Сегодня на лекции я закрепила ….

Сегодня на лекции меня удивило ….

Сегодня на лекции меня заставило задуматься ….

Домашнее задание: к семинарскому занятию вам надо разделиться на 4 подгруппы. Мы с вами создадим большой проект «Я расту здоровым!» для детей подготовительной группы продолжительностью 1 месяц. Каждая подгруппа возьмет одну тему (тема недели), составляющую наш общий проект (выбор темы по желанию или жеребьевкой). Вам необходимо составить перспективный план на неделю, кратко указать цели и защитить свой проект на следующем семинарском занятии. Защита может быть представлена в форме презентации либо показа какой-нибудь совместной деятельности с детьми. Наличие специального материала, оборудования только приветствуется!

1. Почему я расту? – Здесь может быть:

Утренняя гимнастика «Если хочешь быть здоров»

НОД «Где прячется здоровье»

Пословицы и поговорки о здоровье

Презентация «Как устроен человек»

Беседы «Я и моё тело», «Здоровье и болезнь», «Что такое осанка»

Беседы «Почему я слышу, вижу, чувствую запахи», соблюдение правил безопасности

Рассматривание плаката «Строение тела человека», иллюстраций о закаливании, картинок «Мое тело»

Решение проблемной ситуации «Как узнать, что я расту»

Рассматривание фотографий детей «Тут мне год, тут 3 года, здесь 5 лет»

Измерение роста и веса детей.

Чтение детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым»

Чтение стихотворений, отгадывание загадок о частях тела

Дыхательная гимнастика «Вырасту большой»

Самомассаж «Лепим лицо»

Пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто-чисто»

Дидактическая игра «Узнай по описанию», «Предметы личной гигиены», «Небылицы от Незнайки»

Совместная игра «Как я помогаю маме»

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

2. Разве бывают продукты не полезны?

3. Вредные привычки – какие они?

4. Физкульт – УРА!

(2,3,4 темы рассматриваются по аналогии с 1 темой). Не забудьте, уважаемые студенты, что проект наш нацелен не только на работу с детьми, но и на взаимодействие с родителями и педагогами.

Дополнительные задания. Напишите статью для педагогического журнала «Культура здоровья ребенка: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА». Отразите в статье ваше представление о соответствии изученного материала собственному представлению о том, насколько культурно здоров современный ребенок.

Спасибо за работу! Встретимся на семинарском занятии!

Подготовка преподавателя к лекции.

  1. Подбор литературы.
  2. Составление плана конспекта.
  3. Написание конспекта лекции.
  4. Создание презентации.
  5. Продумывание дополнительного задания.

Литература для студентов:

1. Борисова, М.М. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие [Текст] / М.М. Борисова, Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова; под ред. С.А. Козловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 508 с.

2. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработка занятий [Текст] / авт.-сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская, канд. психол. наук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.

3. Мисюк, М.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для прикладного бакалавриата [Текст] / М.Н. Мисюк. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 431 с.

Литература для преподавателя:

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – Спб.: Питер, 2013. – 464 с.

2. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы [Текст] / авт.-сост. Т.Г. Карепова. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Волгоград: Учитель. – 169 с.

Обычный шрифт – беседа, рассказ.

Жирный шрифт – запись лекционного материала студентами.

(СЛАЙД 1) – сопровождение лекции презентацией

Источник

Читайте также:  Характеристика сотрудника по здоровью
Adblock
detector