Воспитание детей сирот с ограниченными возможностями здоровья
Проблеме воспитания ребенка без семьи придается особое значение. Дети, воспитывающиеся в детских домах, школах-интернатах, имеют определенные особенности в психической и эмоционально-личностной сфере, в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, в состоянии здоровья, детерминированными различными факторами.
Ребенок-сирота требует прежде всего специфических методов его сопровождения развития с момента поступления в образовательное учреждение до выпуска, а порой и его постинтернатное сопровождение. Основной идеей воспитания детей-сирот является создание условий для становления такой личности, которая в процессе своего развития приобретает способности самостоятельно строить свой вариант жизни достойного человека.
Анализу проблем детей группы социального риска посвящены научные исследования как отечественных, так и зарубежных педагогов, психологов, социологов, юристов: Д.М. Андреевой, Е.В. Бондаревской, Л.С. Выгодской, Г.Н. Волкова, Е.Н. Ильина, С.Л. Рубинштейна, Н.Е. Щурковой и др.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.
Основными причинами высокой заболеваемости среди детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, по мнению ученых, представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; взаимодействие внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Об этом писали Джон Боулби, английский психоаналитик и Дональд Винникот: «Когда ребенок лишается хорошего окружения или когда такого окружения вообще не существовало — это означает изменение всего . развития человека» [3].
Врачи, физиологи, экологи, психологи, специалисты в области образования, физической культуры и спорта изучают причины, оказывающие воздействие на организм человека, исследуют механизмы влияния отдельных факторов и их совокупности на протекание различных физиологических процессов, рассматривают особенности динамики состояния «здоровья-болезни» индивида и возможности его регулирования. Ценность и значимость этих исследований несомненна. Прежде всего, их результаты — необходимая база для разработки ключевых подходов к сохранению и укреплению здоровья, которые станут основой для практической деятельности в этом направлении.
За последнее время в России происходит заметный рост заболеваемости среди детей и подростков. По статистическим данным Министерства образования Российской Федерации за 2011-2012 год, уровень заболеваемости в возрастной группе до 15 лет вырос на 18%, от 15 до 19 лет на 20%, а 6-7 лет не готовы регулярно посещать школу из-за болезни 33%. 55% детей имеют те или иные хронические заболевания.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития, растет количество детей-инвалидов, на начало 2010 г. оно составляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в учреждениях-интернатах. Численность детей, впервые признанных инвалидами, — 67121 человек, 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% — умственными нарушениями и 23,1% имеют двигательные нарушения. По данным Министерства образования и науки РФ, в обычных школах обучалось 142659 тысячи детей-инвалидов, в коррекционных классах обычных школ — 148074 тыс. детей-инвалидов. В коррекционных школах-интернатах — 210842 тыс. детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья.
Состояние здоровья детей-сирот характеризуется высокими показателями заболеваемости, особенно на этапе устройства в государственное учреждение (по результатам углубленного осмотра 640 заболеваний на 100 детей); уровень заболеваемости увеличивается в 2 раза, отмечается высокий уровень госпитализаций этой категории детей (в 8,4 раза выше, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях). Согласно данным Всероссийской диспансеризации 2012 г., у воспитанников детских домов, школ-интернатов старшего школьного возраста в структуре заболеваемости преобладают болезни органов пищеварения, дыхания, а у детей младшего возраста — врожденные аномалии и отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (43,7%). Дети-сироты имеют худшие показатели физического здоровья за счет дефицита массы тела и низкого роста, большинство из них относятся к третьей и четвертой группам здоровья. У детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается высокий уровень распространенности психических и поведенческих расстройств (около 100 заболеваний на 100 детей). Около 11% детей страдают умственной отсталостью.
Не случайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» большое место отводится интегративным процессам образования детей с ограниченными возможностями здоровья. «Новая школа — это школа для всех. В любом среднем образовательном учреждении будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени».
Специалистами понятие «интеграция» используется порой в противоположном смысле. Термин «интеграция» рассматривается либо относительно локальной проблемы (например, интеграция инвалидов по зрению в современном обществе; интегрированный подход в обучении глухих, их интеграция в обществе; интеграция в общество детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития, либо интерпретируется в обобщенном виде: интеграция — включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов).
Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья должна включать:
- воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии;
- активное участие в данном процессе самого ребенка;
- совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недостаточной для детей с ограничениями жизнедеятельности.
Интеграция (от латинского integration-соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости [2].
М.И. Никитина в своем научном исследовании пишет: «Под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике понимается процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования» [5].
Н.М. Назарова констатирует «В самом общем виде применительно к специальной педагогике термин «интеграция» означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными.
В системе образования, на всех ее ступенях, интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодежи с проблемами в развитии — обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида, например, в учреждениях общего среднего образования» [4].
Содержание понятия социально-культурная интеграция для детей-сирот раскрывается в исследованиях Д.В. Шамсутдиновой «Социально-культурную интеграцию можно представить как систему взаимосвязанных мероприятий и акций, нацеленных на минимизацию или разрешение проблем, вызванных определенными издержками в сфере реабилитации, социализации, инкультурации и т.д.» [8].
Наряду с понятием интегрированное образование в новом законе «Об образовании» в ст. 2 п.27 подчеркивается важность инклюзивного образования. «Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [7].
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно- этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Инклюзия актуальна для государства — количество детей, нуждающихся в особом к себе отношении (инвалидов, сирот и т.п.) возрастает. Плохо обученные, невоспитанные, не социализированные, они могут представлять реальную опасность для здоровья общества, для экономики государства. Организация инклюзивного обучения, воспитания детей-сирот — процесс сложный, ставящий множество вопросов как теоретического, так и практического характера.
Совершенно очевидно, что инклюзия требует объединение усилий педагогов, психологов, социальных работников, медиков, самих детей на базе скоординированных ценностей.
Базой исследования вопроса интеграции детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья в современную жизнь стало государственное образовательное учреждение Тульской области «Киреевская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в которой обучается 100 воспитанников. Из них 20 относятся к часто и длительно болеющим (ночной энурез, малая мозговая дисфункция, ЗПР, ОНР, задержка физического развития); 16 состоят на диспансерном учете у нефролога,; 15 — у психоневролога; 20 — у ортопеда; 80 — у кардиолога; 15 — у гастроэнтеролога,; 26 — у эндокринолога; под наблюдением у офтальмолога находится 34; 5 имеют статус ребенка-инвалида.
Реализуя программу «Доступная среда», в школе-интернате созданы условия для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, открыт центр медицинско-физических реабилитационных услуг, где таким детям предоставляются медикаментозные и не медикаментозные методы оздоровления.
Воспитатели, медицинские работники обучают ребенка элементарным умениям личной гигиены и самообслуживания. Все дети два раза в год проходят углубленный медицинский осмотр и дополнительные обследования: компьютерную электроэнцефалографию, ультразвуковое исследование щитовидной железы, брюшной полости, желудка и т.д. Осматриваются невропатологом, стоматологом, психоневрологом, ортопедом. После проведенного осмотра каждому ребенку индивидуально разрабатывается план оздоровления, который осуществляется работниками оздоравливающего комплекса. Используются различные формы и методы закаливания: фитотерапия, физзанятия, утренняя зарядка, прогулки, посещение бассейна, солевые полоскания, витаминотерапия. А также нетрадиционные способы оздоровления — дыхательная и психогимнастика, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, гимнастика для глаз. Во вновь оснащенном современным оборудованием физиокабинете используются как для лечения, так и для профилактических мероприятий, УВЧ, кварцевание, КУФ, ингаляции, электрофорез. По назначению врача детям проводят массаж, занятия по специальной лечебной физкультуре. Гармоничному физическому и полноценному психическому развитию детей способствует гибкий режим дня: динамический режим, разная длительность пребывания детей в помещении и на улице, гибкий график работы воспитателей, специалистов и обслуживающего персонала. Режим дня воспитанников предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего времени пребывания в соответствии с интересами и потребностями, учетом времени года, возраста и состояния их здоровья.
Большую роль в укреплении здоровья играет правильное, сбалансированное питание. Дети получают все необходимые продукты. Пища готовится разнообразная, по-домашнему, вкусно и красиво. На протяжении пяти лет в школе-интернате реализуется экспериментальный проект «Разговор о правильном питании», в соответствии с которым питание детей-сирот организуется по типу «шведский стол».
Каждый год учащиеся выезжают в оздоровительные лагеря, санатории, к морю, за границу.
Проводимая работа по сохранению и укреплению здоровья, формированию у сирот здорового образа жизни в учебных учреждениях, направлена на успешное решение проблем, связанных со здоровьем детей. Школа-интернат, детские дома не только силами своих коллективов решают вопросы медицинского обеспечения воспитанников, но организуют совместные мероприятия с медицинскими организациями, учреждениями здравоохранения, центрами психолого-медико-социальной помощи. Из 100 опрошенных выпускников Киреевской школы-интерната 98% ответили, что еще в школе они были информированы о существовании центров, медицинских учреждений, знают их адреса, телефоны и что их настольной книгой является «Мамины советы», которая вручается выпускникам интерната вместе с аттестатом об образовании. Таким образом, дети-сироты, имеющие хронические заболевания, инвалиды имеют равные возможности для получения как образовательных, так и медицинских услуг, а процесс сопровождения таких детей дает положительные результаты: наблюдается положительная динамика в снижении их заболеваемости, а порой полное выздоровление (двум детям-инвалидам была снята группа инвалидности).
Рецензенты:
Орлихина Н.Е., д.п.н., профессор, инспекция Тульской области по надзору и контролю в сфере образования, г. Тула.
Заславская О.В., д.п.н., профессор, член Ученого совета ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула.
Источник
Социальная адаптация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ в условиях современной школы-интерната
статья на тему
Социальная адаптация детей-сирот
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_adaptatsiya_dlya_sayta.docx | 472.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Уровень цивилизованности общества, авторитет нации напрямую зависит от положения детей и глубины заботы о них государства и общества в целом. Забота о детях с ограниченными возможностями здоровья предполагает создание условий для их максимальной социализации. Воспитание детей в школе-интернате в современном обществе пронизано социальной адаптацией. Каждое занятие социального педагога имеет коррекционно-развивающую и социальную направленность и становится маленьким шагом в огромный мир или, как мы говорим, в социум. Процесс социализации можно условно разделить на следующие этапы.
- Первый этап социализации воспитанника является его адаптация в так называемом малом социуме, а именно в стенах интерната в процессе бытовых действий, игр, занятий, уроков.
- Второй этап – адаптация в реальном социуме в процессе учебных и познавательных экскурсий, при непосредственном участии социального педагога.
- И последний, самый главный этап – самостоятельное адаптивное поведение в социуме.
Cоциальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает, либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.
Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:
1. общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;
2. социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив);
3. сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.
Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль);
Социальная адаптация личности направлена на восстановление норм, социально-полезных отношений с социальными субъектами (группами и отдельными ее членами), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности.
Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности. Социальное самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при котором происходит формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли.
Жизненно важное значение имеет социальная адаптация детей, лишенных родительского попечительства, программы социальной адаптации таких детей направлены на формирование чувства долга, готовности к самостоятельному планированию и контролю своего поведения, к решению бытовых проблем самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, умения обращаться с деньгами, к достижению социально-трудовой адаптации через трудовое и профессиональное обучение, психологической готовности к взрослой жизни в современных социальных условиях.
Дети школьного возраста, находящиеся в трудной жизненной ситуации, характеризуются особым процессом социализации. Они проживают, как правило, большую часть своей жизни в интернате. Для большинства выпускников школ-интернатов характерны специфические особенности их личности и жизни:
Неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность, недоверие к людям, отстраненность от них.
- Нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства.
- Низкий уровень социального интеллекта, мешающие понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им.
В старшем школьном возрасте наиболее остро стоит проблема выбора профессии. Все дети мечтают о хорошей работе. Представление о хорошей работе у них особое, так как они представляют ее как ничегонеделание, но получение при этом больших денег. Трудовая и бытовая адаптации выпускников спецшколы — интерната далеко не всегда проходит успешно. Характерны тенденция к частной смене работы, неоправданная неудовлетворённость заработком (неумение его соотносить с затраченным трудом и качеством работы), трудности установления контактов с членами коллектива. Отличаются трудности, возникающие вследствие неумения распорядиться заработной платой, семейным бюджетом, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, явно выражены иждивенческие настроения. У сирот и подростков, лишённых попечения родителей, налаживание самостоятельной жизни происходит с ещё большим трудом.
В последнее время в школу-интернат поступают дети, которые не имеют опыта благополучной семейной жизни, связи с семьей изначально атрофированы или разрушены, их никто не любил и о них никто не заботится. Это дети, в отношении которых с самого рождения допускается социальная несправедливость. Как правило, такие дети прошли практически все учреждения области, и ощущают себя в этом мире брошенными и очень одинокими .
Социальное развитие таких детей отличается целым рядом особенностей, которые сопровождают развитие на всех возрастных стадиях: у них нет навыков продуктивного общения. Контакты нервозны и поспешны, поверхностны. Ребенок одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.
Дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. У них появляется иждивенческая позиция «нам должны», «дайте»; отсутствие бережливости и ответственности, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии, даже в сугубо личных масштабах.
Дети не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации (доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях), не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, вместо развития произвольного поведения у них развивается ориентация на внешний контроль. Вместо умения самому справляться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других. У них снижена познавательная активность.
Сегодня перед педагогами школы-интерната ставятся сложные задачи, т.к. образовательный процесс требует от педагогов уяснения не только его сегодняшних текущих задач, но и раскрытия тенденций развития, как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом — формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности.
Задачей школы-интерната является не только обеспечение полноценного развития, обучения, воспитания, коррекции имеющихся недостатков, детей с ограниченными возможностями, а также социальной адаптация детей.
Одной из главных задач социальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетом всей совокупности обстоятельств в каждом конкретном случае.
Хочется остановиться на таком аспекте социальной адаптации, как правовая адаптация выпускников коррекционных школ.
Выпускник школы-интерната в современных жизненных условиях должен:
- знать закон,
- осознавать свои права и нести ответственность за свои поступки,
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
- творчески мыслить,
- быть коммуникабельным,
- грамотно работать с информацией,
- четко осознавать, где и каким образом конкретные знания могут быть применены,
- уметь принимать самостоятельные взвешенные решения,
- уметь самостоятельно приобретать необходимые знания,
- быть терпимыми,
- обладать компьютерной грамотностью.
Наши задачи :
- подготовить выпускника для поступления в учреждения профобразования
- подготовить к самостоятельной жизни в условиях рынка
- развивать коммуникативные навыки
- развивать лидерские навыки поведения
- подготовить к ответственной, осмысленной жизни
- научить строить достойную жизнь
- развивать социальную активность
- научить общаться в правовом поле
- формировать ценностные установки
Учитывая контингент воспитанников нашей школы-интерната в III четверти планируется работа по социально-правовой адаптации воспитанников «Из школы — во взрослую жизнь» .
Направления деятельности социального педагога:
- повышение интереса к праву, повышение уровня правовой грамотности
- формирование гражданско-правовой культуры учащихся
- формирование культуры деловых отношений.
- формирование активной жизненной позиции
- развитие социальной активности учащихся
- доступ к интеллектуальным ресурсам
- удовлетворение индивидуальных образовательных интересов
- развитие интеллектуальных способностей, повышение интеллектуального уровня
- создание условий для реализации творческого потенциала детей
- создание условий для самовыражения, самореализации, проявление индивидуальности школьника и взрослого, развитие учебного процесса на демократических началах
- предупреждение правонарушений
- адаптация выпускников к современной жизни
В рамках знакомства с учреждениями дети узнают о назначении учреждений, оформляемых в них документах, стилю общения и многое другое. Например:
Учебные заведения (порядок приема, общежитие, льготы, стипендия, дополнительные выплаты отдельным категориям)
- ЗАГС (заключение и расторжение брака, регистрация детей, установление отцовства)
- Пенсионный фонд (пенсия, доплаты, льготные лекарства, путевки, проезд, материнский капитал)
- Соцзащита (социальные выплаты, пособия, субсидии)
- Налоговая инспекция (льготы инвалидам, сиротам)
- Нотариус (доверенности, купля-продажа недвижимости, завещание)
- Центр занятости (безработный, постановка на учет, вакансии, обучение)
- Почта, телеграф
- Полиция (правонарушения, права, что делать, если…)
- Банки (вклады, кредиты)
- Страховые компании (медицинский полис, страхование жизни и имущества)
Неотъемлемой частью работы социального педагога является обучение правильности оформления различных документов
- Образцы написания различных деловых бумаг
- Образцы заполнения бланков учреждений
В рамках занятий по социально-бытовой ориентации выпускников в различных разделах дети приобретут необходимые в жизни знания.
Раздел «Семья»
- Порядок заключение и расторжение брака (ЗАГС, суд)
- Гражданский брак
- Регистрация детей, установление отцовства
- Алименты
- Права и обязанности супругов
- Имущество супругов
- Права и обязанности родителей
- Бюджет семьи (зарплата, пособия, льготы, субсидии, домашняя бухгалтерия)
- Страховой полис
- Правила посещения поликлиники
- Инвалидность (МСЭ, Индивидуальная карта реабилитации инвалида, средства реабилитации)
Раздел «Законодательство»
- Конституция
- Семейный кодекс
- Федеральный Закон «Об образовании»
- Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов»
- Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Только при совместной слаженной работе социального педагога, психолога, воспитателей, классного руководителя результатом работы должен стать новый выпускник, который:
- знает закон, умеет защищать свои права, осознает свои права и несет ответственность за свои поступки,
- умеет принимать самостоятельные взвешенные решения,
- гибко адаптируется в меняющихся жизненных ситуациях,
- творчески мыслит, коммуникабелен, терпим, социально активен, уверен в себе, успешен в личной жизни и карьере
- грамотно работает с информацией,
- четко осознает, где и каким образом конкретные знания могут быть применены,
- умеет самостоятельно приобретать необходимые знания,
- обладать компьютерной грамотностью.
В заключении хочу сказать, что, несмотря на то, что нам приходится работать со сложным контингентом детей, мы должны:
- Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;
- Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, так как они, как правило, обделены этими эмоциями;
- Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему;
- Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка.
- Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка;
- Быть искренним, не лицемерить, не морализировать, не унижать;
- Организовать атмосферу «успеха», помогать детям учиться «победно», обретать уверенность в своих силах и способностях.
Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков; - Учить школьника видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.
- Требовать от себя больше, чем от окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация статьи в сборнике материалов практико-ориентированного семинара в г. Ангарске по проблеме «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
предлагаю вашему мниманию наиболее эффективные виды и формы работы с детьми от 11 до 18 лет, которые могут лежать в основе составления психокоррекционных программ.
Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зрения воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный .
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и.
Брошюра подготовлена как информационное издание, предназначенное для выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также специалистов, работающих с у.
Профессиональная ориентация детей-сирот, развитие личности каждого ребенка, развитие финансовой грамотности, ответственности, социальная адаптация (ориентирование) детей – сирот и детей, оставши.
Статья:»Социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Источник