К вопросу о здоровье школьников! Советы врача-педиатра
Возвращение в школу после каникул требует адаптации ребенка к школе. По статистике уже в младших классах один ребенок из десяти сталкивается с головной болью, усталостью, нервозностью, нарушением сна и пищеварения. Причиной этому служат резкие перемены в режиме дня и образе жизни маленького школьника. Как только ребенок переступает порог учебного заведения, то из беззаботного малыша превращается в школьника, у которого есть большие обязанности. У него меняется весь образ жизни: среда, требования, поведение, режим.
Что нужно делать родителям, какие проблемы со здоровьем могут подстерегать ребенка на школьной скамье, как организовать день маленького школьника – на эти и другие вопросы ответила главный врач детской городской поликлиники № 2, главный внештатный специалист по гигиене детей и подростков Минздрава региона Светлана Захарова.
— Какие проблемы со здоровьем встречаются у детей во время учебного года?
— В процессе получения образования у школьников возникает необходимость быть успешными в учебной деятельности. У них меняется режим дня, характер питания, система поведенческих реакций, возникает необходимость устанавливать новые социальные связи. Эти факторы обуславливают необходимость мобилизации психических и физиологических механизмов. Поэтому наиболее часто встречаются у детей во время учебного года нервное и зрительное переутомление, статическое напряжение, дефицит ночного сна, нерациональное (нездоровое) питание, приводящие к учащению острой респираторной заболеваемости, формированию хронической патологии, снижению остроты зрения, нарушению осанки. Могут наблюдаться артериальные гипо- или гипертензивные реакции, эмоционально-поведенческие реакции.
— Что такое школьно обусловленные заболевания?
— В соответствии с научной платформой «Профилактическая среда» Министерства здравоохранения Российской Федерации первостепенной является задача управления рисками развития школьно-обусловленных заболеваний, в том числе, ранняя диагностика, профилактика и снижение их распространенности на основе использования медицинской профилактики. Школьно обусловленные заболевания возрастают именно в период роста и развития ребенка, рост приходится как раз на школьный период. Заболевания костно-мышечной системы, органов пищеварения, миопии, функциональные заболевания системы кровообращения традиционно занимают ведущие ранговые места в структуре заболеваемости обучающихся. Велика социальная значимость этих заболеваний у детей, так как часто обусловлена наличием болевого синдрома, ограничением функции опоры и движения, снижением работоспособности и качества жизни.
— Можно ли их избежать?
— Никита Константинович Смирнов, кандидат медицинских наук, профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования говорит: «ученик, для которого школа — тяжелое и неприятное испытание, каждодневно оставляет в ее стенах частичку своего здоровья». Поэтому для профилактики школьно обусловленных заболеваний, в том числе важно психологическое отношение школьников к процессу обучения. Профилактика заболеваний актуальна, и способствует снижению негативного влияния школьных факторов риска. Главное в ней – правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня, а это: режим питания, время на воздухе, продолжительность сна, продолжительность и место обязательных занятий, свободное время и двигательная активность по собственному выбору ребенка. Эта работа строится медицинскими работниками совместно с педагогами и родителями. Хорошо, когда семья в вопросах профилактики школьно обусловленных заболеваний выступает партнером, так как формирование здорового образа жизни эффективно и во внеурочное время. Организм ребенка в этом случае становится подготовлен к любому предстоящему в школе виду деятельности, риск возникновения школьно обусловленных заболеваний снижается.
— Сколько времени в день ребенок может проводить за компьютером, телевизором без вреда для здоровья?
— Возрастная граница первого опыта работы с компьютером снизилась, он используется детьми и в урочное и во внеурочное время. Надо помнить, что при этом увеличивается нервная и зрительная нагрузка, психологический дискомфорт, малоподвижность. Работа с мобильными гаджетами тяжелее для зрения, чем с бумажными текстами. Компьютерные игры не должны превышать 30мин. Непрерывная длительность занятий у детей 1-4 класс-15 мин, 5-7 классы-20 мин., 8-11 классы-25 мин.
Запрещаются врачами гигиенистами компьютерные игры перед сном.
— Как правильно организовать питание ребенка-школьника?
— Школьникам рекомендуется соблюдать интервалы между приемами пищи не более 3-4 часов и кратность питания – 4-6 раз. Горячее питание в школе врачами приветствуется. Ежедневно в рацион школьника следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи), фрукты — 200 грамм, овощи свежие и зелень – 350 грамм, рыба, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты 1 раз в 2-3 дня.
Пищу желательно готовить путем отваривания, запекания, тушения, приготовления на пару, приготовление пищи с помощью поджаривания не рекомендуется. Ребенок должен достаточно употреблять питьевую воду в течение дня.
— Что можно давать ребенку с собой в школу в качестве перекуса?
— В школе перекусить ребенок может маленькими бутербродами с сыром, нежирным отварным мясом или рыбой, с зеленью и овощами. Использовать кетчуп, майонез не нужно, это может испачкать одежду и неполезно. Можно взять немного очищенных грецких орехов, сухофрукты без косточек, фрукты, даже очищенную и порезанную полосками сырую морковь. Родители не должны забывать положить ребенку с собой влажные салфетки для рук.
— Как настроиться на учебный процесс после каникул, чтобы у ребенка не возникло апатии или депрессии?
— Если у ученика имеется интерес к образовательной деятельности, учебная деятельность увлекает, то ребенок хорошо адаптируется к школе после перерыва. Режим дня с ночным сном 10-11 часов, двигательная активность вне школы не менее 1 часа и пребывание 2-3 часа на свежем воздухе, выполнение домашнего задания с промежутками на физкультминутки, внимание и терпение родителей помогут ребенку. Утомление, которое может возникать, быстро проходит после активного отдыха, пребывания на открытом воздухе и положительных эмоциях. Причиной переутомления, апатии может быть чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь. При возникновении проблем родители должны получить консультацию педиатра или врача-специалиста.
— Стоит ли вакцинировать детей против сезонного гриппа перед началом учебного года?
— Да, конечно. Вакцинация является самым эффективным путем профилактики гриппа или его тяжелых последствий. По данным ВОЗ вот уже более 60 лет имеются и используются безопасные и эффективные вакцины. Среди детей с хроническими заболеваниями противогриппозная вакцина может быть менее эффективной в предотвращении заболевания, но может ослабить тяжесть болезни и уменьшить число случаев развития осложнений и смерти.
— Что еще вы можете посоветовать родителям?
— Многие школьники, которые с врачебных позиций не могут считаться здоровыми, справляются со своими социальными функциями, и представляют собой полноценных членов общества. Тем не менее, родители школьников должны помнить, что дети, проживающие в семьях с неблагоприятными психосоциальными факторами, курением, алкоголизмом родителей являются уязвимыми по проблеме «семья-болезнь». Советую родителям бережнее относиться к воспитанию, психическому и физическому здоровью своих детей и своему здоровью, изменяя свой образ жизни в сторону здорового.
Источник
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Организация медицинского обслуживания в детских образовательных учреждениях (для врачей и средних медицинских работников доу и школ) — RSS
Организация медицинского обслуживания в детских образовательных учреждениях (для врачей и средних медицинских работников доу и школ)
ОРГАНИЗАЦИЯ медицинского обслуживания в детских образовательных учреждениях (для врачей и средних медицинских работников ДОУ и школ)
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, они устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к размещению, территории, зданию общеобразовательного учреждения, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, а также организации медицинского обслуживания обучающихся. Весьма важно, чтобы медицинские кабинеты соответствовали нормам по набору помещений и оборудованию. Специалисты Роспотребнадзора осуществляет тесное взаимодействие с органами исполнительной власти в области образования и здравоохранения по созданию условий для соблюдения санитарных правил и улучшению медицинского обслуживания школьников и воспитанников дошкольных учреждений.
Основные требования к организации медицинского обслуживания обучающихся общеобразовательных учреждений регламентированы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.1.3049-13″Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детских образовательных организациях» и предполагают следующее:
1. Во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.
2. Медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных учреждениях и воспитанников подразделений дошкольного образования следует организовывать и проводить в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
3. Обучающиеся допускают к занятиям в общеобразовательном учреждении после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра.
4. Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний.
5. С целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять классов) медицинскому персоналу необходимо проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части головы и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70 0 раствором спирта.
6. При обнаружении чесотки и педикулеза обучающиеся на время проведения лечения отстраняются от посещения учреждения. Они могут быть допущены в общеобразовательное учреждение только после завершения всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий, подтвержденных справкой от врача.
Вопрос о профилактическом лечении лиц, бывших в контакте с больным чесоткой, решается врачом с учётом эпидемиологической обстановки. К указанному лечению привлекают тех, кто находился в тесном бытовом контакте, а также целые группы, классы, где зарегистрировано несколько случаев заболевания чесоткой или там, где в процессе наблюдения за очагом выявляются новые больные. В организованных коллективах, где профилактическое лечение контактных лиц не проводилось, осмотр кожных покровов обучающихся осуществляют трижды с интервалом в 10 дней.
При выявлении в учреждении чесотки проводят текущую дезинфекцию в соответствии с требованиями территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации.
8. Все работники общеобразовательного учреждения проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Каждый работник общеобразовательного учреждения должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца.
Работники, уклоняющиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
9. Педагогические работники общеобразовательных учреждений при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.
Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в детских образовательных организациях предполагают следующее:
1. В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений медицинские работники проводят:
— медицинские осмотры детей (в том числе на педикулез) при поступлении в дошкольные образовательные организации с целью выявления больных. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой для санации. Прием детей после санации допускается в дошкольные образовательные организации при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза; результаты осмотра заносят в специальный журнал;
— систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;
— работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;
— распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;
— информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;
— сообщение в территориальные учреждения здравоохранения о случае инфекционных и паразитарных заболеваний среди воспитанников и персонала учреждения в течение 2 часов после установления диагноза;
— систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;
— организацию и контроль за проведением профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий,
— работу по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;
— работу с персоналом и детьми по формированию здорового образа жизни (организация «дней здоровья», игр, викторин и другие);
— медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;
— контроль за пищеблоком и питанием детей;
— ведение медицинской документации.
2. В целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в дошкольных образовательных организациях организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии.
2.1. Выявление инвазированных контагиозных гельминтозами осуществляется одновременным однократным обследованием всех детей дошкольных образовательных организаций один раз в год.
2.2. Всех выявленных инвазированных регистрируют в журнале для инфекционных заболеваний и проводят медикаментозную терапию.
2.3. При выявлении 20% и более инвазированных острицами среди детей проводят оздоровление всех детей и обслуживающего персонала дошкольных образовательных организаций. Одновременно проводятся мероприятия по выявлению источников заражения острицами и их оздоровление в соответствии с санитарными правилами по профилактике энтеробиозов.
2.4. При регистрации случаев заболеваний среди детей и персонала дошкольных образовательных организаций контагиозными гельминтозами профилактические мероприятия проводят как в период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этом необходимо:
— ежедневно 2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора;
— провести чистку (очистить с использованием пылесоса) или обработать камерной дезинфекцией (если невозможно облучить бактерицидными лампами в течение 30 минут на расстоянии до 25 см) ковры, дорожки, мягкие игрушки и убрать их до завершения заключительной дезинвазии;
— в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушки обрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать в помещении;
— в группах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом нательное, постельное белье и полотенца;
— следить за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены (ногти на руках детей и персонала должны быть коротко острижены).
2.5. Для профилактики паразитозов проводят лабораторный контроль за качеством воды в ванне бассейна и одновременным отбором смывов с объектов внешней среды на паразитологические показатели.
Медицинскую помощь детям в дошкольных учреждениях и школах оказывают врач и медицинская сестра, в крупных яслях, яслях-садах, школах имеется несколько медицинских сестер. Врач учреждения обязан:
1. проводить осмотр вновь поступивших детей, назначать им при необходимости медико-педагогические мероприятия, способствующие благоприятному течению периода адаптации;
2. проводить плановые профилактические осмотры детей перед прививками и контролировать проведение профилактических прививок;
3. вести наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей;
4. вести наблюдение за диспансерной группой больных детей;
5. осматривать детей при подозрении на острое инфекционное заболевание;
6. осуществлять контроль за организацией физического (воспитания и закаливания детей;
7. проводить работу по профилактике травматизма;
8. ставить в известность заведующего отделением в поликлинике о состоянии здоровья детей, их заболеваемости и принимаемых мерах по предупреждению болезней;
9. постоянно проводить занятия с медицинским и педагогическим персоналом по вопросам санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, оздоровительных мероприятий, закаливания, физического воспитания, организации питания.
Медицинская сестра работает под руководством врача и выполняет следующие обязанности:
1. принимает участие в осмотрах детей врачом, помогает проводить антропометрические измерения;
2. по назначению врача организует закаливающие процедуры, профилактические прививки, диагностические пробы, забор анализов для лабораторных исследований и другие медицинские назначения;
3. проводит изоляцию заболевших детей, а в тяжелых случаях осуществляет госпитализацию, следит за состоянием оставшихся детей, имевших контакт с заболевшим, организует заключительную и текущую дезинфекцию;
4. оказывает доврачебную помощь внезапно заболевшему или получившему травму ребенку;
5. проводит работу по профилактике травматизма;
6. осуществляет санитарно-просветительную работу с сотрудниками учреждения и родителями;
7. следит за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом, за медицинским обследованием персонала образовательного учреждения.
В дошкольных учреждениях ежедневно проводится «утренний фильтр»: осмотр зева, кожи, термометрия, результаты которого заносятся в журнал здоровья. При наличии признаков болезни ребенок в группу не допускается. Медицинская сестра осматривает вновь принятых детей, а также ребенка, вернувшегося после болезни, проверяет наличие медицинской документации и дает разрешение принять его в организованный коллектив. В случае возникновения инфекционного заболевания (такого, как коклюш, эпидемический паротит, скарлатина, краснуха и т.д.) за детьми, имевших контакт с больным ребенком, устанавливается медицинское наблюдение.
Медицинские работники, а также весь персонал обеспечивают строгую изоляцию этой группы и тщательное соблюдение противоэпидемического и дезинфекционного режимов. Дети, которые перенесли острые инфекционные заболевания, хирургические вмешательства, получившие травматические повреждения, временно освобождаются от занятий физической культурой на срок, устанавливаемый врачом.
Школьники, занимающиеся в спортивных секциях и выступающие в соревнованиях, должны находиться на постоянном диспансерном учете в школе и проходить медицинские осмотры перед каждым соревнованием.
При контроле за питанием медицинские работники обращают внимание на аппетит детей, наличие индивидуального питания, назначенного ослабленным детям, с аллергией или имеющим какое-либо заболевание органов пищеварения. Организуя и контролируя работу по физическому воспитанию, врач и медицинская сестра в первую очередь обращают внимание на двигательную активность детей во время прогулок, занятий и игр по развитию движений в перерывах между занятиями. При проведении закаливающих процедур контролируется правильность их выполнения: учитывается температура воды, длительность процедуры, индивидуальные особенности ребенка.
Для предупреждения травматизма в детском коллективе проводится проверка на прочность спортивного инвентаря в помещении, на прогулочных площадках, различные физкультурные приспособления (шведские стенки, лесенки и т. д.).
Хранение дезинфекционных и моющих средств, медикаментов, острых и режущих предметов осуществляется в помещениях в которые нет доступа детям.
Медицинские работники обязаны постоянно работать над повышением своей квалификации, проводить консультации для педагогического персонала, проводить санитарно‑просветительную работу с родителями.
Источник