Меню

Вопросы по дисциплине психология здоровья

Gmail(2) / Психология здоровья_УМК_Вопросы к экзамену

Вопросы к экзамену

Подходы к изучению проблемы здоровья в медицине и гигиене.

Подходы к изучению проблемы здоровья в санологии и валеологии.

Биомедицинская модель здоровья и болезни.

Биопсихосоциальная модель здоровья.

Предмет и задачи психологии здоровья.

Исторические этапы становления психологии здоровья.

Взаимосвязь психологии здоровья с другими науками.

Подходы к определению понятия здоровья.

Здоровье как системное понятие.

Уровни рассмотрения здоровья и их взаимосвязь.

Критерии психического здоровья.

Критерии социального здоровья.

Концепция «количества здоровья».

Методы оценки психического здоровья.

Методы оценки социального здоровья.

Методы самооценки психического здоровья.

Методы самооценки социального здоровья.

Здоровый образ жизни: определение, категории образа жизни.

Мотивация здорового образа жизни.

Модели обучения здоровому образу жизни.

Условия и пути формирования здорового образа жизни.

Основные факторы здорового образа жизни.

Отношение к здоровью.

Характеристика адекватного отношения к здоровью.

Гендерный аспект отношения к здоровью.

Концепция здоровой личности в психоанализе.

Концепция здоровой личности в гуманистической психологии.

Характеристика здоровой личности (Г.Олпорт).

Характеристика здоровой личности (А.Маслоу).

Характеристика здоровой личности (К.Роджерс)

В.М.Бехтерев об условиях формирования здоровой личности.

Качества зрелой и здоровой личности.

Особенности формирования и укрепления здоровья на разных этапах онтогенеза.

Социально-психологические факторы здоровья.

Психическое самоуправление и здоровье.

Аутогенная тренировка как метод психической саморегуляции.

Методы диагностики здоровья личности.

Психологическое обеспечение профессионального здоровья.

Профессиональное самоопределение как этап психологического обеспечения профессионального здоровья.

Профессиональная подготовка как этап психологического обеспечения профессионального здоровья.

Профессиональная адаптация как этап психологического обеспечения профессионального здоровья.

Психологические стрессоры в профессиональной деятельности.

Стрессовые факторы, связанные с организацией и содержанием профессиональной деятельности.

Стрессовые факторы, связанные с профессиональной карьерой.

Психологические факторы безопасного труда.

Профессиональная деятельность и отношение к здоровью.

Психогигиена в профессиональной деятельности.

Психологические признаки старения.

Психологический портрет долгожителя.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Кафедра психологии и конфликтологии

Институт философии

Темы рефератов и вопросы к зачету по дисциплине «Психология здоровья и стресса», ГТ-191, 192

Темы рефератов для зачета

Вопросы к зачету по дисциплине «Психология здоровья и стресса», ГТ-191, 192

1.Здоровье как социальный феномен

2.Социальная структура и здоровье

3.Здоровье в территориальных общностях

4.Здоровье и социальные организации

5.Социальные изменения и здоровье общества

6.Система здравоохранения как институт социального контроля

7.Общее представление о психологической устойчивости

8.Факторы психологической устойчивости

9. Вера как опора психологической устойчивости. Религиозная ориентация личности

10.Доминанты активности как опоры устойчивости

11.Психологическая устойчивость как сопротивляемость

12.Предмет задачи и этапы становления науки о здоровье

13.Исторический аспект проблемы

14.Проблемы психологии здоровья

15.Модели здоровья и факторы его определяющие

16.Психологические типы как формы психического здоровья

17.Образ жизни и здоровье

18.Биологические ритмы жизнедеятельности человека.

19. Факторы, определяющие здоровье человека

20.Рациональное питание и здоровье.

21.Психологические факторы здоровья

Основные представления о здоровой личности

22.Представления о здоровой личности представителей различных психологических теорий.

23.Классификации уровней и типов психической саморегуляции: информационно – энергетический уровень саморегуляции

24.Классификации уровней и типов психической саморегуляции: мотивационный уровень саморегуляции

25.Классификации уровней и типов психической саморегуляции: эмоционально-волевой уровень саморегуляции

26.Классификации уровней и типов психической саморегуляции: самоисповедь как разновидность саморегуляции

27.Классификации уровней и типов психической саморегуляции: самоубеждение как специфический вид саморегуляции

28.Классификации уровней и типов психической саморегуляции: самоприказ как разновидность саморегуляции

29.Классификации уровней и типов психической саморегуляции: самоподкрепление и его роль в саморегуляции

30.Программа развития и формирования внутренней картины здоровья.

31.«Цветок потенциалов» личности

32.Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья

33.Предмет задачи и этапы становления науки о здоровье

34.Исторический аспект проблемы

35.Проблемы психологии здоровья

36.Модели здоровья и факторы его определяющие

37.Социальное неравенство и здоровье человека

38. Культура и здоровье человека

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Вопросы по дисциплине психология здоровья

1. ____________________ — это биологически активные вещества, регулирующие обмен веществ и разносторонне влияющие на жизнедеятельность организма.
Витамины

2. ____________________ — это генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды, реализующий наследственный потенциал, определяющий основные законы его индивидуальной жизни.
Конституция человека

3. ____________________ — это дисциплина, связанная с сохранением, укреплением здоровья населения посредством организованных соответствующих мероприятий (программы по иммунизации, санитарии, просвещению в вопросах здоровья).
Общественное здоровье

4. ____________________ — это закономерно и неизбежно наступающий период возрастного развития, заключительный период онтогенеза.
Старость

5. ____________________ — это защитный механизм, который проявляется в возвращении ребенка или подростка к более примитивным способам реагирования на стрессовую ситуацию.
Регрессия

Читайте также:  Ограничение по здоровью помощник машиниста

6. ____________________ — это защитный психологический механизм, при котором человек приписывает другим людям свои собственные, неприемлемые для сознания, инстинкты и желания.
Проекция

7. ____________________ — это комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.
Сексуальное здоровье

8. ____________________ — это максимально возможная эффективность деятельности специалиста (т.е. максимально возможная производительность), обусловленная функциональным состоянием его организма с учетом ее физиологической стоимости.
Профессиональная работоспособность

9. ____________________ — это наводнения, циклоны, ураганы и смерчи, пожары, снежные заносы и лавины, сели, землетрясения и извержения вулканов, оползни, обвалы, цунами, засухи, эпидемии.
Стихийные бедствия

10. ____________________ — это наука об индивидуальном здоровье человека — это.
Валеология

11. ____________________ — это неодинаковая выраженность процесса старения в различных органах, в разных структурах одного и того же органа (ЦНС).
Гетеротопность

12. ____________________ — это области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний.
Психогигиена и психопрофилактика

13. ____________________ — это область психологической науки, изучающая обусловленные взаимодействием с матерью закономерности психологического и психического развития на самых ранних этапах онтогенеза человека от зачатия до первых месяцев жизни после рождения.
Перинатальная психология

14. ____________________ — это один из важных факторов, от которых зависит состояние здоровья и работоспособность организма, поскольку оно выполняет энергетическую, пластическую, биорегуляторную, резистентную функции.
Питание

15. ____________________ — это один из трех основных компонентов, входящих в состав пищи, основной источник энергии для организма.
Углеводы

Источник

5.2. Вопросы к зачету

Предмет и задачи психологии здоровья.

Подходы к изучению проблемы здоровья в современной науке (медицина, гигиена, санология, валеология).

Исторические этапы становления психологии здоровья как самостоятельной научной дисциплины.

Взаимосвязь психологии здоровья с другими науками.

Критерии психического здоровья.

Критерии социального здоровья.

Методы самооценки психического и социального здоровья.

Системный подход к определению понятия «здоровье человека».

Психологический портрет долгожителя.

Психогигиена пожилого возраста.

Психологические стрессоры в профессиональной деятельности.

Последствия /эффекты/ сильного стресса. Психосоматические заболевания.

Понятие о психосоматическом профиле личности.

Фрустрация как переживание острого стресса.

Причины возникновения и развития синдрома выгорания.

Понятие психологический ресурс. Классификация ресурсов.

Методы саморегуляции при трудных состояниях.

Методы AT и самовнушения.

Особенности мышления оптимистов и пессимистов.

психологическое обеспечение профессионального здоровья.

Основные факторы здорового образа жизни.

Стрессы в работе мпнеджера.

Стрессы в профессии человек-человек.

Работоспособность как критерий профессионального здоровья

Критерии здоровой личности.

Основные положения теории стресса Г.Селье и ее современное развитие.

5.3 Тестовые задания по учебной дисциплине

Первые исследования по психосоматической медицине появились:

а/ в 30-е годы прошлого века

г/ в конце 60-тых годов

2. С точки зрения психологии здоровья ответственность за собственную болезнь лежит на:

а/ социальном окружении, обществе

б/ медицине, врачах

в/ самом человеке

3. Психология здоровья наиболее тесно связана /имеет общие цели и задачи/:

а/ с психотерапией

б/ с психогигиеной

в/ с психиатрией

4. В России в начале прошлого века проблемы профессионального здоровья работающих людей изучались:

г/ все ответы верны

7.Впервые термин burnout /англ./ – «сгорание», «выгорание» был предложен

а/ Г. Фроуденбергером

8. К психосоматическим заболеваниям относят:

а/ бронхиальную астму

в/ ишемическую болезнь сердца

г/ все ответы верны

9. Метод аутогенной тренировки /АТ/ был создан:

10. Метод ведения дневника с ежедневным анализом успехов и неудач относится к методам:

а/ бихевиоральной психотерапии

б/ ассертивной психотерапии

в/ когнитивной психотерапии

11. В 1920 году в Москве был создан Центральный институт труда /ЦИТ/ под руководством

12. К наиболее утомляемым психическим процессам следует отнести:

в/ кратковременную память

14. Психология здоровья является:

а/ междисциплинарной областью

б/ отраслью психогигиены

в/ отраслью психопрофилактики

г/ отраслью психосоматической медицины

15. Одним из первых западных психологов, обративших внимание на важность разработки теории здоровой личности, был:

16. 80% несчастных случаев на производстве происходят по причине:

а/ неудовлетворительного состояния оборудования

б/ чрезмерной интенсивности и тяжести труда

в/ неосмотрительного поведения самого работника

г/ монотонности труда

17. Для ухода от сгорания на работе менеджеру следует:

Читайте также:  Товары для здоровья курашова

а/ в течение рабочего дня находить время для релаксации

б/ делегировать полномочия

в/ устанавливать реальные сроки выполнения работы

г/ все ответы верны

18. Впервые интерес к проблеме обеспечения здоровья работников на производстве был проявлен в начале ХХ века:

19. Несчастные случаи на работе наиболее часты в возрасте:

а/ от 17 до 28 лет

б/ от 28 до 38 лет

в/ от 38 до 48 лет

г/ не зависят от возраста работника

20. Механизм двойного вытеснения характерен для:

б/ соматических заболеваний

в/ психотических расстройствав

г/ психосоматических заболеваний

21. Техника медитации заключается:

а/ в концетрации внимания субъекта

б/ в ограничении области восприятия внешних стимулов

г/ в замедлении процессов метаболизма

д/ все ответы верны

22. Симптомы выгорания у работнико:

а/ проявляются одновременно

б/ не имеют индивидуальных различий, т.е. проявляются у всех работников одинаково

в/не поддаются коррекции

г/ все ответы не верны

23. В современной теории стресса термином «копинг» обозначают:

а/ вид фрустрации

б/ образ мышления и поведения, способствующие преодолению стресса

в/ копирование детьми поведения родителей во время стресса

г/ стадию эмоционального истощения

24. Значительный вклад в изучение стиля мышления оптимистов и пессимистов внес:

25. Один из симптомов профессионального выгорания, проявляющийся в циничном, бесчувственном, негуманном отношении к клиентам, пациентам, ученикам, приходящим для получения каких-либо услуг или помощи, называется:

а/ редукция профессиональных достижений

б/ эмоциональное истощение

г/ эмоционадльное выгорание

26. Центральная проблема психологии здоровья:

а/ проблема сохранения здоровья менеджера

б/ проблема психосоматических заболеваний

в/ проблема психического здоровья личности

г/ профилактика старения

27. По мнению К.Маслач развитие синдрома выгорания зависит от:

а/ индивидуальных особенностей личности

б/ индивидуального психологического опыта

в/ негативного индиидуального опыта

г/ все ответы верны

28. К наукам, изучающим здоровье относится:

г/ все ответы верны

29. Музыкальная программа на производстве должна:

а/ состоять из спокойной, медленной музыки

б/ использоваться преимущественно в утренние, а не в вечерние часы работы

в/ состоять из инструментальных, а не вокальных произведений

г/ все ответы верны

30. Известный современный геронтолог Д.Гласс одним из главных условий долголетия считает:

а/ рациональное питание

б/ наличие доброжелательных отношений в семье

в/ наличие хобби

г/ проживание за городом, в экологически чистом месте

31. Всемирная Организация Здравоохранения назвала «болезнью двадцать первого века»:

в/ профессиональный стресс

г/ сердечно-сосудистые заболевания

32. Для какой модели здоровья характерно рассмотрение здоровья как единства биологических и социальных признаков, где социальным признакам придается приоритетное значение:

а) медицинская модель здоровья

б) биомедицинская модель

в) биосоциальная модель

г) ценностно-социальная модель

33. Автором учения о гомеостазе является:

34. Понятие синдрома «выгорания» впервые было введено в:

35. К настоящему времени синдром выгорания включает в себя:

а) более 100 симптомов

б) около 50 симптомов

г) содержание данного симптома в психологии не изучено

36. Трехкомпонентная модель СЭВ, включающая в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений впервые была предложена:

а) Н.Водопьяновой и Е.Старченковой

б) К.Маслач и Джексон

в) Т.Холмсом и Р.Реем

37. Согласно теории стрессового процесса Г.Селье, эмоциональное выгорание следует отнести:

а) к стадии тревоги

б) к стадии резистентности

в) стадии истощения

г) эмоциональное выгорание присутствует на каждой стадии

38. Образ мышления и поведения, способствующие преодолению стресса, называются:

а) локусом контроля

39. Теория стресса было создана физиологом:

40. Наиболее существенное влияние на характер развития стресса, глубину и последствия его переживания оказывают:

а)индивидуальные особенности человека

б) особенности трудовой деятельности

в) низкая оплата труда

в) конфликты с руководством

41. Умения и навыки, модели конструктивного поведения, дающие возможность человеку быть более стрессоустойчивым называются:

42. Главным показателем профессионального здоровья является:

а) профессиональная работоспособность

б) уровень стрессоустойчивости

в) уровень абсентеизма

г) карьерный рост

Адаптация – приспособление личности к измененным внешним условиям. Различают адаптацию физиологическую, социально-психологическую и профессиональную

Биологическая обратная связь – изучение реакций индивида на различные стрессоры и его обучение управлению внутренними процессами.

Деперсоналазация – компонент профессиональ ного выгорания, проявляющийся в циничном отношении к субъектам делового взаимодействия: клиентам, пациентам, ученикам, коллегам, партнерам. В социальной сфере д. предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг.

Кризис — это жизненная ситуация, которая создает угрозу удовлетворения

Читайте также:  Биология 8 класс тетрадь практикум человек культура здоровья 8 класс

фундаментальных потребностей и ставит перед человеком проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом.

Копинг – образ мышления и поведение, способствующие преодолению стресса. К. включает в себя когнитивные , эмоциональные, социально-психологические и поведенческие компоненты.

Медитация — техника, позволяющая изменить состояние сознания , замедлитьмозговую деятельность путем концентрации внимания на каком-либо объекте илимысли, что вызывает расслабление организма.

Общий адаптационный синдром — реакция организма на стресс, которая , согласно теории Г.Селье, подразделяется на три фазы.

Профессиональное здоровье – интегральная характеристика функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельнсоти с заданными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периодв жизни, а также устойчивость к неббалгоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность.

Психологическое консультирование – обсуждение с сотрудником какой-то, как правило, эмоционально значимой для него проблемы с целью ее устранения и улучшения психического здоровья.

Психология здоровья – междисциплинарная область знаний, в которой изучаются причины заболеваний, факторы, благоприятные для здоровья, условия развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути, а также разрабатываются методы сохранения и профилактики психического здоровья личности.

Психосоматика — направление медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний.

Психическое здоровье — состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения.

Редукция профессиональных достижений – компонент профессионального выгорания, проявляющийся в развитии у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере или неудовлетворенности результатами своей работы.

Резистентность – способность к сопротивлению и устойчивость к воздействию экстремальных условий или стресс-факторам окружающей среды.

Релаксация — состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Ресурсы – возможности, средства, запасы, источники чего-либо.

Ресурсы личности – умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности, дающие возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни.

Ролевая неопределенность — состояние, которое возникает у работника в ситуации, когда его роли определены неадекватно или просто неизвестны, что приводит к снижению уровня удовлетворенности трудом и чувства ответственности перед организацией.

Саморегуляция – непроизвольное и произвольное подчинение содержания психической деятельности и поведения целям и задачам; способность управлять своими эмоциями и поведением, особенно в эмоционально и когнитивно сложных ситуациях; умение управлять уровнем психологического стресса.

Синдром профессионального выгорания – совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях и установках относительно своей работы /профессии/и субъектов делового общения.

Согласно модели Маслач и Джексон, выгорание представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.

Синдром психического выгорания – сложный феномен, включающий в себя совокупность негативных психологических переживаний и дезадаптивного поведения как следствие продолжительных и интенсивных стрессов общения. Выгорание возникает как ответная реакция на ситуации с эмоциональной напряженностью и когнитивной сложностью.

Синдром – совокупность стойких симптомов чего-либо, проявляющихся в опрелеленных ситуациях или обстоятельствах.

Стресс — термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Стресс-менеджмент — раздел менеджмента, сфокусированного на теории и практике управления стрессами в организации; профилактике профессионального стресса и повышение стрессоустойчивости персонала.

Стрессовые /стрессогенные/ ситуации – ситуации, характеризующиеся наличием сильных или многочисленных раздражителей, которые представляют угрозу потери здоровья, материальных или информационных ресурсов, социального статуса, уважения, контроля над ситуацией

Стрессор — фактор, вызывающий состояние стресса

Стрессоустойчивость – способность противостоять стрессорному воздействию /ситуации/, активно преобразовываю стресс-ситуацию или приспосабливаясь к ней. Компоненты стрессоустойчивости: способность прогнозировать развитие жизненных ситуаций и таким образом избегать стресса; способность контролировать эмоции, развитые волевые качества личности, владение навыками саморегуляции; способность выдерживать эмоциональное, волевое и физическое напряжение и нагрузки; активность в преобразовании стрессовой ситуации; опыт разрешения стрессовых ситуаций и владение эффективными способами их преодоления; удовлетворенность самореализацией.

Фрустрация — результат блокирования мотивации, не позволяющей индивиду достичь желаемой цели.

Эмоциональное истощение — состояние эмоциональной опустошенности индивидов, обусловливающее утрату интереса к работе, ощущение беспомощности. Э.и. – основная составляющая «профессионального выгорания»; проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, в появлении агрессивных реакций, вспышках гнева, симптомов депрессии.

Источник

Adblock
detector