Вопросы охраны здоровья студентов
Здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития и национальной безопасности, важным ресурсом для обеспечения стабильности государства, по уровню качества жизни и состоянию здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики в области социальной сферы.
Состояние здоровья студентов как значимой социальной группы нашего общества является важным индикатором будущего трудового, экономического, культурного, оборонного потенциала общества. Социальная политика государства относительно сферы жизнедеятельности студентов включает в первую очередь подготовку и издание различных правовых документов − законов, постановлений и пр., направленных на охрану здоровья студенческой молодежи [1,8].
Национальная социальная политика в области здоровья руководствуется положением Конституции РФ, предусматривающим специальную норму, в соответствии с которой «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы» (ст. 15). Одним из этих основных принципов, обязательно учитываемых при формировании национальной политики в сфере здоровья, является положение Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В ней отмечается, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи…» (ст. 25). В основе национальной социальной политики РФ лежит также Глобальная стратегия ВОЗ «Здоровье для всех» [2].
Одним из наиболее объективных критериев оценки состояния здоровья человека является уровень его физического развития. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» указывает на актуальность проведения антропометрических скринингов для своевременного выявления отклонений и нарушений развития. Мониторинг состояния физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического развития детей, подростков и молодежи и является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения Российской Федерации. Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья детей, подростков и молодежи [3].
В «Концепции развития здравоохранения до 2020 года» впервые на законодательном уровне названа структура процесса формирования здорового образа жизни и указано на необходимость создания системы мотивирования и граждан, и руководителей учреждений образования, и работодателей на ведение здорового образа жизни и обеспечение возможностей для этого.
Развитию нормативно-правовой базы в сфере здорового питания служит утвержденная в 2010 года президентом РФ «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации». В этом документе сформулированы основные задачи обеспечения продовольственной безопасности, включая экономическую доступность для каждого гражданина безопасного продовольствия в объемах и ассортименте, соответствующих установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для здорового образа жизни [4].
Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации [3].
Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака [4]. Результаты проведенных исследований показали, что в АФ ННГУ курят 16,1% студентов (23,2% — юношей, 8,8% — девушек). Студенты из полных семей курят в три раза меньше (7,8%), чем студенты из неполных семей (24,4%).17-ти летних курильщиков больше, чем 20-ти летних. Распространенность табакокурения среди студентов в период с 2005 г. по 2013 г. уменьшилось: у юношей — на 12,1%, у девушек — на 6,1% [5].
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь (т.е. предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров) оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан, в т.ч. и студентов; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения [3]. В ходе сравнительного анализа характеристик студентов АФ ННГУ из полных и неполных семей выявили, что к настоящему времени увеличивается численность студентов поступающих в вуз из неполных семей, особенно юношей. Среди студентов из неполных семей меньше численность из сельской местности, но среди них больше курящих, в отличие от городской молодежи. У студентов из неполных семей ниже уровень оптимизма, настроения и самочувствия, снижено стремление к ЗОЖ, они чаще нарушают правила рационального питания [8].
Согласно 41 статьи ФЗ № 273 от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся определяет обязательность регулярного прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации.
В регионах РФ согласно приказу Минздравсоцразвития России «Об организации деятельности Центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака» от 19.08.2009 № 597н функционируют Центры здоровья, созданные на базе региональных и муниципальных учреждений здравоохранения. Основная цель деятельности Центров здоровья — сохранение здоровья, повышение уровня знаний, информированности и практических навыков по ведению ЗОЖ у населения. Проведение комплексных медицинских осмотров студентов АФ ННГУ на базе Центра Здоровья позволяет на ранних этапах выявлять отклонения в состоянии здоровья и своевременно начинать лечить заболевания. По результатам обследований 270 студентов, проведенных в 2014-2015 гг., выявили, что 63,5% студентам необходимо повысить внимание к своему здоровью, им рекомендуется проведение оздоровительных и профилактических мероприятий. 23,0% студентов требуются серьезные мероприятия в отношении своего здоровья, т.е. проведение углубленной диагностики и лечение возможных заболеваний. И только 13,5% студентов имеют хорошее здоровье, не требующее дополнительных вмешательств [7].
Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте [3]. Отмечается, что развитие физической культуры и спорта в стране невозможно без осуществления целенаправленной пропаганды физической культуры и формирования здорового образа жизни населения и без соответствующей правовой поддержки. Это требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих. Ощущаются острая потребность в увеличении количества спортивных программ, необходимость создания в системе телерадиовещания спортивного канала, доступного широкой зрительской аудитории, производства видеороликов, фильмов, телепрограмм и телепередач, печатных и интернет-материалов информационно-образовательного характера, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни, выработку социально-психологического иммунитета к употреблению наркотических средств, адекватному отношению к агрессивной рекламе.
В целях сохранения и укрепления здоровья студентов требуется разработка и внедрение программы, направленной не только на формирование среди студентов мотивации к ЗОЖ (большинству она присуща), но и создание необходимых условий для оптимальной и благополучной жизнедеятельности. В целях повышения конкурентоспособности вуза и создания надлежащих условий для занятий спортом и укрепления здоровья студентов необходимо существенное развитие спортивной инфраструктуры [9].
Таким образом, государство признает социальную ценность здоровья студентов, являющихся интеллектуальным потенциалом России. Законодательством Российской Федерации для охраны здоровья граждан, в т.ч. детей, подростков и молодежи, разработана совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Государство гарантирует охрану здоровья каждого члена общества в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Источник
Проект: ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВСЕСТОРОННЕЕ И ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
проект на тему
Важнейший показатель благополучия общества и государства – состояние здоровья подрастающего поколения. Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности, а так же, гармоничному развитию личности.
Студенческий возраст – это возрастной период, в который в силу физиологических, функциональных и психологических особенностей нарушения здоровья чаще носят функциональный характер, они еще обратимы и поддаются коррекции.
Поэтому особое значение приобретает формирование здорового образа жизни среди студенческой молодежи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 492.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГАПОУ «Валуйский колледж»
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ВСЕСТОРОННЕЕ И ГАРМОНИЧНОЕ
Томарева Ирина Николаевна,
преподаватель первой квалификационной категории
ОГАПОУ «Валуйский колледж», руководитель кружка «ЗОЖ».
студенты группы МД – 131, члены кружка «ЗОЖ»:
Капнинова О., Тарасова Е., Тавьенко З., Лагутина А., Долженко Е.,
Дамуров П., Худобина А. , Кожухова И., Трясцин Д., Гвенцадзе Д.,
Ящишина Т., Рябикина Э., Выскребенцева А.
Важнейший показатель благополучия общества и государства – состояние здоровья подрастающего поколения. Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности, а так же, гармоничному развитию личности.
Среди множества факторов, влияющих на состояние здоровья молодых студентов, наряду с наследственностью, важно отметить роль «управляемых факторов»: окружающей среды, санитарно-гигиенических условий проживания и учебы молодежи.
Здоровье человека лишь на 10% зависит от медицины, на 20% от наследственности, на 20% от воздействия внешней среды, а на 50% от образа жизни самого человека.
Студенческий возраст – это возрастной период, в который в силу физиологических, функциональных и психологических особенностей нарушения здоровья чаще носят функциональный характер, они еще обратимы и поддаются коррекции.
Поэтому особое значение приобретает формирование здорового образа жизни среди студенческой молодежи.
От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни, препятствующий или способствующий раскрытию потенциала личности.
В своей работе мы выделили ряд составляющих здорового образа жизни студентов. Это:
- Досуг
- Физическая культура и спорт, двигательный режим.
- Рациональное питание.
- Соблюдение распорядка дня.
- Вредные привычки.
Проведение комплексной профилактической работы среди студентов для выработки навыков здорового образа жизни и формирования устойчивого нравственного воспитания и развития личности, осознающей ответственность за своё здоровье.
- вовлечение в реализацию проекта студентов колледжа;
- формирование мотивации студенческой молодежи на здоровье и здоровый образ жизни;
- пробуждение интереса к ведению здорового образа жизни;
- формирование навыков ответственного отношения к своему здоровью;
- развитие практической добровольческой деятельности в современных условиях.
- улучшение здоровья и качества жизни участников образовательного процесса;
- организация просветительной работы среди студентов по здоровому образу жизни;
- профилактическая работа.
- Понимание студентами колледжа определение понятия «здоровый образ жизни».
- Серьезное отношение студенческой молодежи к здоровому образу жизни.
- Желание студентов вести здоровый образ жизни
- Устранение причин и барьеров, препятствующих ведение здорового образа жизни.
- Укрепление здоровья и снижение уровня заболеваемости.
- Создание психологически-комфортной среды.
- Достижения в спортивной и спортивно-оздоровительной сфере.
- Снижение зависимости от вредных привычек.
- Организация рационального питания.
- Активное участие в мероприятиях по ведению здорового образа жизни.
- Развитие внеучебной профилактической информационно-образовательной и воспитательной работы по формированию здорового образа жизни.
- Создание условий привлечения широких масс студентов колледжа к занятиям физической культурой.
- Активизация научно- исследовательской деятельности студентов по вопросам формирования здорового образа жизни.
- Заинтересованность в проекте.
- Формирование у участников проекта здоровьесберегающей компетенции. Студенты получат знания о понятии «здоровый образ жизни», о психологии отношений в коллективе, о влиянии вредных привычек на развитие растущего организма. Научатся продумывать все «за» и «против» перед тем, как сделать выбор, различать свои чувства (волнение, гнев, страх, горе, радость и т.д.), и конструктивно их выражать.
- Профессиональный и личностный рост студентов (расширение кругозора в области пропаганды здорового образа жизни, организация совместной деятельности на основе сотрудничества с учениками и взрослыми через совместные формы работы, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков, позитивное изменение самооценки и ценностных ориентаций, пропаганда ценностей здорового образа жизни).
- Подготовка специалистов, востребованных на рынке труда, готовых достойно выполнять свои профессиональные функции.
- Создать в социальной сети «В контакте» группу «Этапы ЗОЖ» с целью распространения полученного опыта при помощи созданных видеороликов, видеопрезентаций, фотографий , а так же, оказания помощи (в виде памяток, накопленного материала, советов) людям, готовым работать по ЗОЖ.
Достижения поставленных задач и намеченных результатов
в ходе выполнения проекта и по его окончании
будет оцениваться следующим образом:
1. Повышение числа заинтересованных студентов в вопросах ЗОЖ.
2. Проведение пре- анкетирования, пост- анкетирования, позволяющее отслеживать динамику развития студентов. Процедура будет проходить в несколько этапов:
- Составление анкеты.
- Проведение обследования студентов.
- Обработка результатов анкетирования.
- Информирование участников о результатах.
- Подведение итогов.
Данная методика изучает отношение студентов к различным проявлениям жизни в обществе.
Анализ отношения учащихся к данным проблемам, выявление интересов, потребностей учащихся и соответствие этих данных помогает планированию и проведению профилактической, просветительской, кружковой работы в учреждении образования.
Правила заполнения анкеты: Внимательно прочитайте вопросы и обведите тот вариант ответа, который больше всего соответствует Вашему мнению. Если в предложенном списке нет подходящего ответа, напишите свой вариант. Опрос является анонимным, результаты исследования будут использованы только в обобщенном виде.
Спасибо за участие!
1. Ваши любимые занятия на досуге?
а) встречаться с друзьями, подругами;
б) смотреть телевизор или играть в компьютерные игры;
в) заниматься спортом;
г) нет свободного времени;
д) другое ________________________________________.
2. Занимаетесь Вы физической культурой, спортом?
в) другое ____________________________________________.
3. Соблюдаете ли Вы правильный режим и рацион питания?
в) когда как получается
г) другое ____________________________________________.
4. Соблюдаете ли Вы правильный распорядок дня?
в) когда как получается
г) другое ____________________________________________.
5. Имеются ли у Вас вредные привычки:
Спасибо за участие!
Место проведения опроса:___________________________________________________
Время проведения опроса: __________________________________________________
Ф.И. интервьюера __________________________________________________________
Критерии оценки эффективности проекта
Достижение участниками более высокого уровня развития личности, осознающей ответственность за своё здоровье (положительная динамика при проведении пост-анкетирования).
Анализ статистических данных: заинтересованность детей, родителей и студентов в мероприятиях проекта, их участие.
Отзывы участников проекта.
Осуществление проекта позволит:
- обеспечить занятость студентов во внеурочное время;
- обеспечить увеличение числа людей, ведущих здоровый образ жизни, занимающихся спортом и физкультурой, общее оживление культурной массовой жизни;
- уменьшить количество употребляющих спиртные изделия и курящих;
- улучшить воспитательную структуру по противодействию негативным социальным процессам;
- повысить роль самоуправления студентов в вопросах ЗОЖ.
- правильно создать психологические условия в средне — профессиональных учреждениях и полностью избавить студентов от вредных привычек и привить здоровый образ жизни.
Исследования составляющих здорового образа жизни среди студентов колледжа в 2013-2014 уч.году:
Вывод: большинство опрошенных юношей предпочитает проводить свободное время дома, а большинство опрошенных девушек проводят свободное время, гуляя с друзьями. Женская часть опрошенных имеет низкую заинтересованность в занятиях спортом.
Физическая культура, спорт, двигательная активность
Вывод: большинство опрошенных студентов занимались различными видами спорта, физической культурой.
А так же имеются студенты, которые не занимались спортом вообще.
Режим и рацион питания
Вывод: большинство студентов не уделяют должного внимания правильному режиму и рациону питания
Соблюдение распорядка дня студента
Вывод: большая часть студентов уделяет распорядку дня большое внимание, но у некоторых возникают причины, по которым они недостаточно правильно соблюдают режим.
Вывод: большинство опрошенных студентов и студенток не имеют вредных привычек, но имеются студенты, которым необходимо отказаться от них.
Учитывая результаты исследований, кружок ЗОЖ разработал план деятельности:
1 этап: Привлечение студентов колледжа в работу кружков:
- Создание рекламного видеоролика;
- Разработка буклета с графиком работы кружка, основными направлениями деятельности, целями и задачами;
- Презентация по работе кружка на классных часах в группах колледжа;
- Проведение запланированных мероприятий среди студентов колледжа, школ и др. общественных мест.
2 этап: Организация и подготовка мероприятий кружков:
- Разработка сценариев мероприятий профилактической направленности: обзор литературы по теме ЗОЖ, поиск литературы в Интернете, в медицинской литературе, периодических изданиях, проведение исследований, проведение бесед о роли ЗОЖ и об актуальных проблемах здоровья с работниками практического здравоохранения.
- Подготовка наглядного материала мероприятий: буклетов, санбюллетеней, листовок, методических пособий на бумажных и электронных носителях, презентаций, видеороликов профилактической направленности.
- Установление связей с физкультурно-оздоровительными организациями, школами, дошкольными и медицинскими учреждениями района.
3 этап: Реализация плана работы кружков колледжа:
- Еженедельное посещение бассейна «Волна» членами кружка;
- Еженедельное посещение тренажерного зала членами кружка;
- Посещение библиотеки;
- Посещение музея;
- Подвижные игры;
- Проведение экскурсионных поездок в разные города России (гг.Белгород, Старый Оскол, Москва, Волгоград и др.);
- Проведение внеклассных мероприятий среди студентов колледжа по вопросам ЗОЖ;
- Индивидуальная работа с детьми и подростками из группы «социального риска»;
- Проведение совместных мероприятий на базе ОГБУЗ «Валуйская ЦРБ», на базе СОШ, в детских дошкольных учреждениях, в домах культуры;
- Проведение исследовательской работы по актуальным здоровьесберегающим технологиям;
- Проведение социологических опросов, мониторинга, анкетирования среди детей и подростков по вопросам ЗОЖ.
Проведенные мероприятия кружком ЗОЖ:
- Акция «Сделай свой выбо!» на базе ОГАПОУ «Валуйский колледж» на педагогическом и медицинском отделениях;
- Акция «Профилактика туберкулеза» на базе ОГАПОУ «Валуйский колледж» на педагогическом и медицинском отделениях;
- Проведение регулярных медицинских осмотров участников спортивных соревнований;
- Чтение лекций по ЗОЖ для студентов всех курсов;
- Организация и проведение встреч, «круглых столов», со специалистами: психологом, наркологом, венерологом, работниками церкви.
- Проведение брейн-рингов по темам ЗОЖ;
- Выпуск газет по темам ЗОЖ;
- Проведение конкурсов плакатов и видеороликов, посвященных ЗОЖ, профилактики наркомании, СПИДа, табакокурения;
- Конференции совместно с ЛПУ по теме «Всемирный день борьбы с туберкулезом »
- Проведение Всемирной недели иммунизации с выездом в школы города.
- Постановка сказок «Сказка и белом принце», «Сказка о прививке» на базе ОГАПОУ «Валуйский колледж», ОГБУЗ «Валуйская ЦРБ», СОШ совместно с организацией «Красный Крест»;
- Участие в защите проекта «Здоровый образ жизни как всестороннее и гармоничное развитие личности через внеучебную деятельность студентов»;
- Участие в конференции, посвящённой Всемирному Дню хосписа и паллиативного лечения на тему: «Дом, где творят добро»;
- Участие в студенческой научно — практической конференции на мед отделении «Роль медсестры в профилактике заболеваний»;
- Участие в мероприятиях методических недель ПЦК №2;
- Участие в проведении новогодних утренников для детей;
- Участие в акциях «Помоги себе сам», сбор консервации для геронтологического цента, участие в акциях «Красный Крест» и др.
4 этап: Оценка итогов работы кружков колледжа за 2 года:
Источник