Вопросы охраны здоровья молодежи
Здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития и национальной безопасности, важным ресурсом для обеспечения стабильности государства, по уровню качества жизни и состоянию здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики в области социальной сферы.
Состояние здоровья студентов как значимой социальной группы нашего общества является важным индикатором будущего трудового, экономического, культурного, оборонного потенциала общества. Социальная политика государства относительно сферы жизнедеятельности студентов включает в первую очередь подготовку и издание различных правовых документов − законов, постановлений и пр., направленных на охрану здоровья студенческой молодежи [1,8].
Национальная социальная политика в области здоровья руководствуется положением Конституции РФ, предусматривающим специальную норму, в соответствии с которой «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы» (ст. 15). Одним из этих основных принципов, обязательно учитываемых при формировании национальной политики в сфере здоровья, является положение Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В ней отмечается, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи…» (ст. 25). В основе национальной социальной политики РФ лежит также Глобальная стратегия ВОЗ «Здоровье для всех» [2].
Одним из наиболее объективных критериев оценки состояния здоровья человека является уровень его физического развития. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» указывает на актуальность проведения антропометрических скринингов для своевременного выявления отклонений и нарушений развития. Мониторинг состояния физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического развития детей, подростков и молодежи и является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения Российской Федерации. Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья детей, подростков и молодежи [3].
В «Концепции развития здравоохранения до 2020 года» впервые на законодательном уровне названа структура процесса формирования здорового образа жизни и указано на необходимость создания системы мотивирования и граждан, и руководителей учреждений образования, и работодателей на ведение здорового образа жизни и обеспечение возможностей для этого.
Развитию нормативно-правовой базы в сфере здорового питания служит утвержденная в 2010 года президентом РФ «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации». В этом документе сформулированы основные задачи обеспечения продовольственной безопасности, включая экономическую доступность для каждого гражданина безопасного продовольствия в объемах и ассортименте, соответствующих установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для здорового образа жизни [4].
Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации [3].
Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака [4]. Результаты проведенных исследований показали, что в АФ ННГУ курят 16,1% студентов (23,2% — юношей, 8,8% — девушек). Студенты из полных семей курят в три раза меньше (7,8%), чем студенты из неполных семей (24,4%).17-ти летних курильщиков больше, чем 20-ти летних. Распространенность табакокурения среди студентов в период с 2005 г. по 2013 г. уменьшилось: у юношей — на 12,1%, у девушек — на 6,1% [5].
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь (т.е. предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров) оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан, в т.ч. и студентов; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения [3]. В ходе сравнительного анализа характеристик студентов АФ ННГУ из полных и неполных семей выявили, что к настоящему времени увеличивается численность студентов поступающих в вуз из неполных семей, особенно юношей. Среди студентов из неполных семей меньше численность из сельской местности, но среди них больше курящих, в отличие от городской молодежи. У студентов из неполных семей ниже уровень оптимизма, настроения и самочувствия, снижено стремление к ЗОЖ, они чаще нарушают правила рационального питания [8].
Согласно 41 статьи ФЗ № 273 от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся определяет обязательность регулярного прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации.
В регионах РФ согласно приказу Минздравсоцразвития России «Об организации деятельности Центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака» от 19.08.2009 № 597н функционируют Центры здоровья, созданные на базе региональных и муниципальных учреждений здравоохранения. Основная цель деятельности Центров здоровья — сохранение здоровья, повышение уровня знаний, информированности и практических навыков по ведению ЗОЖ у населения. Проведение комплексных медицинских осмотров студентов АФ ННГУ на базе Центра Здоровья позволяет на ранних этапах выявлять отклонения в состоянии здоровья и своевременно начинать лечить заболевания. По результатам обследований 270 студентов, проведенных в 2014-2015 гг., выявили, что 63,5% студентам необходимо повысить внимание к своему здоровью, им рекомендуется проведение оздоровительных и профилактических мероприятий. 23,0% студентов требуются серьезные мероприятия в отношении своего здоровья, т.е. проведение углубленной диагностики и лечение возможных заболеваний. И только 13,5% студентов имеют хорошее здоровье, не требующее дополнительных вмешательств [7].
Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте [3]. Отмечается, что развитие физической культуры и спорта в стране невозможно без осуществления целенаправленной пропаганды физической культуры и формирования здорового образа жизни населения и без соответствующей правовой поддержки. Это требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих. Ощущаются острая потребность в увеличении количества спортивных программ, необходимость создания в системе телерадиовещания спортивного канала, доступного широкой зрительской аудитории, производства видеороликов, фильмов, телепрограмм и телепередач, печатных и интернет-материалов информационно-образовательного характера, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни, выработку социально-психологического иммунитета к употреблению наркотических средств, адекватному отношению к агрессивной рекламе.
В целях сохранения и укрепления здоровья студентов требуется разработка и внедрение программы, направленной не только на формирование среди студентов мотивации к ЗОЖ (большинству она присуща), но и создание необходимых условий для оптимальной и благополучной жизнедеятельности. В целях повышения конкурентоспособности вуза и создания надлежащих условий для занятий спортом и укрепления здоровья студентов необходимо существенное развитие спортивной инфраструктуры [9].
Таким образом, государство признает социальную ценность здоровья студентов, являющихся интеллектуальным потенциалом России. Законодательством Российской Федерации для охраны здоровья граждан, в т.ч. детей, подростков и молодежи, разработана совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Государство гарантирует охрану здоровья каждого члена общества в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Источник
Статья на тему «Охрана здоровья детей и молодёжи»
Охрану здоровья детей и молодёжи можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые детей в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение.
Однако многолетние исследования состояния здоровья школьников, к сожалению, позволяют сделать вывод о том, что положительной динамики в состоянии здоровья детей и подростков не наблюдается. Процесс обучения является фактором риска для здоровья школьников в связи с сохраняющейся перегрузкой детей в процессе обучения; несоблюдением физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; недостаточным уровнем компетентности педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья детей; отсутствием работы с родителями по эти вопросам; недостаточным уровнем медицинского обслуживания, направленного в основном на оказание экстренной помощи, а не на ликвидацию факторов, отрицательно влияющих на здоровье и развитие личности ребенка.
Ухудшение здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть старшеклассники особо нуждаются в защите психического здоровья. В это время устанавливается характер, легко назревают конфликты с окружающими; старшеклассники испытывают большую умственную нагрузку, активность собственных мыслей, которые требуют больших энергетических затрат; наступает переломный момент социализации при необходимости выбора профессии, учебного заведения и др.
Оптимальным условием для оздоровления юношей и девушек в настоящее время может служить учреждение дополнительного образования, которое можно рассматривать как систему современных технологий развития не только творческого потенциала, но также сохранения и укрепления здоровья старшеклассников средствами эстетотерапии (музыкального, хореографического, прикладного, изобразительного и других видов искусств), что позволит проводить коррекцию психического и социального аспектов здоровья.
Методы эстетотерапии, как показала практика, эффективны, экономичны, а так же лояльны по отношению к школьникам в сравнении с другими (например, медицинскими) методами коррекции.
Оздоровление школьников посредством искусства должно идти параллельно с их обучением и воспитанием, где главным условием является мотивация на здоровье и здоровый образ жизни – это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья:
• физической – управление движением;
• физиологической – управление процессами в теле;
• психологической – управление своими ощущениями и внутренним состоянием;
• интеллектуальной – управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей.
Используя экспрессивную психотерапию искусством, можно малозатратным и эффективным способом найти путь к сохранению и укреплению здоровья школьников в воспитательно-образовательном процессе.
Сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека, его благотворное влияние на здоровье были замечены ещё в глубокой древности.
В мифах Древней Греции имеются сведения о том, что солнцеликий бог Апполон, предводитель муз, одинаково безупречно владел тайнами искусства и врачевания недугов. Этот божественный дар он передал своему сыну Асклепию. В храмах, посвященных этим первым богам-врачевателям, в залах, где происходило исцеление людей, находились сауны, а также площадки для театральных и музыкальных представлений.
Последователем той школы врачебного искусства был выдающийся врач Гиппократ. История медицины европейского средневековья так же обнаруживает примеры применения средств искусства некоторыми врачами.
В эпоху Возрождения английский врач Роберт Бертон издал первый научный труд о силе лечебной музыки. Научные исследования в области лечения посредством искусства в дальнейшем развили русские ученые И.М. Догель, И.Р. Тарханова, В.М.Бехтерев и др.
Следовательно, сама архитектура, изобразительное искусство, театр и музыка призваны были способствовать укреплению здоровья людей и совершенствованию их духовных и физических сил.
Эстетотерапия может реализовываться разнообразными средствами. 1. Музыкотерапия в терапевтических целях.
2. Имаготерапия (театротерапия).
3. Пение, через тренинги. Через песню в нервной системе человека происходит переключение состояния с депрессивного на мажорно-перспективное.
4. Рифма оказывает мощное воздействие на психику, помогает расслабиться, отвлечься или выйти на нужный эмоциональный уровень
5. Смехотерапия позволяет справиться со стрессом, победить депрессию уменьшает хронические боли, ослабляет проявление аллергических реакций.
6. Технологии декоративно-прикладного искусства для педагогов через мастер-классы.
7. Танцевально-экспрессивный тренинг.
Эстетотерапию необходимо использовать в комплексе разнообразных терапевтических приёмов и методов оздоровления с учётом определенных условий:
• системное и комплексное применение приёмов оздоровления эстетотерапии в ненавязчивой форме, учитывая логический смысл включения в различные терапевтические мероприятия;
• технологии оздоровления эстетотерапии должны тесно переплетаться для сохранения психического, физического и социального здоровья.
Существует богатый спектр различных средств эстеотерапии в форме практических занятий и различных видов тренингов, в содержании которых включаются многочисленные техники, игры и упражнения, использующие изобразительное, музыкальное, литературное, сценическое творчество, движение и танец, которые будут полезны при организации разнообразной оздоровительной работы с группами.
Одним из подходов к сохранению здоровья школьников в УДОД может стать практическое применение техник, игр и упражнений с позиции Системы Станиславского. Этот подход основан на простой мысли: как мы себя ведем, такими и становимся. Коротко говоря, мы можем стать здоровее, если научимся изображать здоровье.
Система Станиславского — кладезь мудрости не только для тех, кто живет жизнью сцены, но и для тех, кто живет на сцене жизни, — то есть для нас с вами. Станиславский открыл множество важнейших принципов физического и душевного здоровья. Больше того, он показал, как применять эти принципы на практике. Овладев приемами актерской игры, мы придем к чувствам, которые укрепят наше здоровье и изменят химизм нашего тела.
Станиславский открыл, что чувства вызываются условными рефлексами.
Для этого нужно, как обнаружил Станиславский, сосредоточиться не на самом желаемом чувстве, а на том, что ему предшествует, то есть на всем том, что происходило непосредственно перед тем, как человек испытал определенное чувство. Другими словами, Станиславский говорит: не заботьтесь о вдохновении, не заботьтесь о том, что вы чувствуете. Сосредоточьтесь на том, что предшествует чувству — на том, что вы думаете и что делаете.
Станиславский часто называл Систему «наша техника чувств». Он, как никто другой, понимал важность чувств и знал, как их вызывать.
Станиславский иногда называл систему «грамматикой актерской игры». Мы можем назвать ее также «грамматикой физического и душевного здоровья». Благодаря Станиславскому мы можем порадовать себя не только хорошей игрой артистов, но и собственным здоровьем и благополучием.
Система содержит ценные приемы для каждого, кто хочет вызвать у себя эмоции, связанные с хорошим самочувствием и здоровьем. Мы можем начать создание у себя здоровой химии с актерской игры. Будем думать и вести себя, как здоровые люди.
Система Станиславского дает новый смысл совету быть хозяином своей жизни. ОДНИМ ИЗ любимейших присловий Станиславского было «сегодня, здесь, сейчас». Актерская игра — это метафора, предлагающая новый удобный подход к проблемам здоровья, и притом подходящий для многих.
Тематика и содержание занятий строятся вокруг актёрских техник и основных аспектах театрального искусства: декорации, реквизит, костюм, сценарий, репетиция и т.д.
Суть занятий — показать аналогию между Системой и здоровьем, где предлагается медицинское решение жизненных проблем, начиная от собственного здоровья вплоть до здоровых взаимоотношений. Нужно учиться жить и поступать так, как подсказывает мудрый организм, — пусть даже если сам человек этого не ощущает. Он властен, изменить собственное настроение и перестроить «химию» организма.
Важно научит старшеклассников, как производить эндофины, которые «заведуют» положительными эмоциями, а также укрепляют иммунную систему. Для этого надо всего лишь улыбаться себе в зеркало, следить за внешностью и одеваться так, чтобы в первую очередь получать удовольствие от собственного облика. В результате школьники проходят оздоровительный курс, ничуть не менее эффективный, чем бесконечные походы к терапевту.
«Мир — театр. Будь актёром!» — в этой фразе ключ к здоровой перестройке организма. Здесь поможет и музыка, и цвет, и пение, и танец, и даже вкусная еда. Словом, всё, что доставляет удовольствие в обыденной жизни. Поскольку наше тело непосредственно связано с мозгом, именно он в ответе за наше самочувствие, и любая положительная эмоция – ещё один шаг к тому, чтобы «здоровый дух» формировал «здоровое тело».
В ходе занятий арт-терапией, музыкальной терапией, драматерапией и танцедвигательной терапией старшеклассников необходимо вовлекать в ту или иную форму творческой активности, направленную на улучшение его контакта с окружающими людьми или самим собой.
Целью проблемных и творческих заданий по применению творческой коммуникации является выражение и осознание чувств; раскрытие творческих возможностей и внутренних ресурсов личности; развитие спонтанности и способности экспериментировать с новыми формами опыта; развитие творческих способностей; оказание взаимной эмоциональной поддержки.
Для создания творческой коммуникации необходимы следующие материалы и оснащение: бумага для письма и ручки, краски, мелки, карандаши, пластилин, цветной скотч, нитки, фольга, целлофановая плёнка, старые журналы, клей, ножницы.
Музыкальный центр, аудиоцентр, различные музыкальные инструменты. Необходимо иметь также записи музыкальных произведений, передающих различные эмоциональные состояния (например: Бах, Бетховен, композиторы-импрессионисты и романтики, Малер, Шнитке, Хиндемит, Копланд, некоторые джазовые произведения, образцы этнической и ритуальной музыки, музыки в стиле эмбъент). Приведём несколько упражнений.
• актуализация, выражение и осознание чувств;
• раскрытие творческих возможностей и внутренних ресурсов личности;
• развитие спонтанности и способности экспериментировать с новыми формами опыта;
• проявление латентных потребностей и свойств личности;
• интеграция эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов функционирования личности, укрепление «я»;
• развитие самодирективности и способности к принятию ответственности за свои действия;
• развитие межличностной компетентности — умения понимать и принимать окружающих и вступать с ними в конструктивное взаимодействие;
• осознание общности и различий в проблемах и опыте разных людей, достижение взаимопонимания.
Оснащение и материалы
Для выполнения данной техники необходимо иметь различные изобразительные материалы — гуашевые и акварельные краски, пастель, восковые мелки, уголь, карандаши, бумагу разных размеров.
Для создания объемных образов необходимо также иметь пластилин, глину или тесто, цветной картон, скотч, нитки, фольгу, целлофановую пленку.
Участники группы располагаются по кругу, сидя на полу или стоя, и издают какой-нибудь звук, отражающий их состояние в данный момент. Затем они начинают свободно перемещаться в пространстве, издавая разные звуки и взаимодействуя друг с другом посредством звуков и выразительной пластики тела. Вербальный контакт при этом не допускается. Упражнение продолжается в течение нескольких минут, после чего участникам предлагается создать двухмерный или объемный образ, отражающий те чувства и ассоциации, которыми сопровождался предыдущий этап работы.
• актуализация, выражение и осознание чувств в контексте группы;
• получение нового, в том числе телесного, опыта;
• развитие телесного самоосознания и укрепление «я» и личных границ интеграция эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов функционирования личности;
• актуализация и осознание латентных потребностей, ролей и свойств личности;
• развитие творческих способностей и способности понимать чувства других людей и «язык тела»;
• оказание взаимной эмоциональной поддержки;
• использование данной техники в группе способствует самораскрытию участников и их сближению.
Оснащение и материалы
Аудиоцентр, музыкальные записи, различные изобразительные материалы.
Участники группы образуют пары, и ведущий включает аудиозапись, состоящую из нескольких музыкальных произведений (или их отрывков), передающих разные эмоциональные состояния. Задача одного из партнеров заключается в том, чтобы двигаться под музыку, стараясь передать в движении те состояния, которые выражает музыка. Задача другого — наблюдать за его движениями, обращая внимание на собственные чувства и ассоциации, которые вызывают движения и музыка. После завершения движения партнеры делятся впечатлениями, а затем меняются ролями и упражнение повторяется.
Обсудив впечатления от движения второго партнера, участники группы создают один или несколько плоских или объемных визуальных образов, стараясь передать в них связанные с собственным движением чувства и ассоциации. Затем происходит представление и обсуждение образов в общем круге.
• актуализация, выражение и осознание чувств в контексте группы;
• развитие межличностной компетентности и навыков включения в совместную деятельность;
• осознание общности проблем и опыта и достижение взаимопонимания укрепление «я» и личных границ. Оказание взаимной эмоциональной поддержки;
• исследование собственных ценностей, потребностей и установок;
• актуализация и осознание дезадаптивных паттернов поведения и мышления в межличностных контактах, а также латентных потребностей, ролей и качеств личности;
• раскрытие творческих способностей.
Использование данной техники в группе способствует самораскрытию участников и их сближению. В некоторых случаях использование данной техники способствует актуализации и разрешению внутригрупповых конфликтов (между личностью и группой, между отдельными участниками или коалициями внутри группы).
Оснащение и материалы
Различные изобразительные материалы.
Участникам группы предлагается создать общий рисунок или коллаж, используя при этом вырезки из журналов (изображения и тексты). В одних случаях можно предложить работать молча, в других случаях можно общаться, для того чтобы определить тему и согласовать действия. Иногда ведущий может предложить группе какую-либо тему, хотя тема может выбираться и самими участниками.
Когда рисунок или коллаж будет создан, происходит обсуждение процесса и результатов работы.
Таким образом, можно решить проблему заинтересованности школьников в собственном физическом здоровье, психологическом благополучии и приобретении практических навыков самооздоровления, что повлияет на их деятельность по сохранению и укреплению здоровья.
Предлагаемее оздоровительные подходы являются экономически малозатратны:
• на сегодняшний день каждое образовательное учреждение уже обеспечено необходимой для подобных занятий аудио-видео аппаратурой, компьютером, мультимедийным проектором;
• виды необходимых изобразительных средств могут выбираться по минимуму, исходя из своих возможностей;
• музыкальный ряд различных эпох, стилей и направлений можно приобрести, начиная со своих музыкальных архивов, заканчивая услугами Интернета;
• в отсутствии комнаты психологической разгрузки занятия могут проводиться в условиях учебного кабинета, спортивного или хореографического зала.
Источник