Инновационные формы волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В условиях инновационного развития России актуализируется задача создания качественно нового уровня развития молодежного добровольчества. В Основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, добровольчество определяется как стратегия позитивного развития молодежи [1]. Добровольцы оказывают помощь особо нуждающимся категориям населения. Одной из таких категорий являются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.
В 2015-2016 гг. студенты-волонтеры, будущие учителя физической культуры, стали активными участниками реализации социально-ориентированного проекта «Мир движений — океан возможностей» Фонда поддержки детей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В целевую группу проекта вошли дети с интеллектуальной недостаточностью Шуйской коррекционной школы-интерната.
В качестве главного целевого ориентира волонтерской деятельности рассматривается содействие физическому и духовнонравственному развитию личности детей, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия в совместной деятельности для успешной социализации.
В основу деятельности студентов-волонтеров были заложены следующие принципы: «Смотреть не на проблему, а в глаза ребенку, принимать его таким как он есть», «Больше общаться, больше совместных дел (не делать за ребенка, а с ребенком)», «Показать ребенку себя и свой мир (быть воспитанными, добрыми, понимающими)», «Быть искренними с этими детьми».
Таким образом, главным приоритетом в работе с такими детьми стал индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.
Инновационными формами волонтерской деятельности с детьми с интеллектуальной недостаточностью стали физкультурно-оздоровительное тьюторство и культурно-просветительские акции.
Физкультурно-оздоровительное тьюторство представляет собой форму взаимодействия участников физкультурно-оздоровительной деятельности. Данный вид тьюторства направлен на поддержку обучающихся с ОВЗ в освоении ими различных видов двигательной активности на основе учета индивидуальных психофизических особенностей состояния здоровья. Целью физкультурно-оздоровительного тьюторства выступает сопровождение обучающихся, помощь им в выборе и реализации индивидуального маршрута формирования и развития потенциала здоровья, развитие физической культуры личности и ее социальная адаптация.
Физкультурно-оздоровительное тьюторство детей с ОВЗ осуществлялось по программам «Двигаемся вместе», «Школа здоровья» и «Безопасное колесо».
Ежедневные занятия по программе «Двигаемся вместе» были направлены на развитие двигательных навыков детей, координации их движений, ориентации в пространстве, быстроты и ловкости. При этом использовалось нестандартное оборудование, изготовленное студентами-волонтерами из подручных и безопасных материалов. В комплект нестандартного оборудования входит набор «Жуки» (закрепленная на двух скакалках пластиковая бутылка), набор для футбола (закрепленные к стене параллельные две скакалки, по которым перемещается футбольный или ручной мяч), набор для рисования ногами (закрепленный на щите лист бумаги по которому можно рисовать стопой ноги с прикрепленной к ней губкой, смоченной гуашью).
В рамках программы «Школа здоровья» совместно с врачами и психологами проводились групповые и индивидуальные занятия с детьми по развитию гигиенических навыков, профилактики сезонных заболеваний и стрессовых ситуаций.
В рамках программы «Безопасное колесо» проводились мероприятия и акции с детьми и родителями, направленные на безопасное поведение на дорогах, профилактику детского дорожного травматизма, здорового и безопасного образа жизни.
Культурно-просветительские акции с детьми с интеллектуальной недостаточностью осуществлялась по программе «Как прекрасен этот мир» и направлены на духовно-нравственное и эстетическое развитие детей. В рамках программы проведены серия волонтерских акций «Милосердие» для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, спортивный праздник, посвя¬щенный Дню защиты детей, День милосердия, посвященный Дню инвалидов, фестиваль «Грамотей», форум «Пасхальный сувенир», фестиваль «День семьи, любви и верности», фестиваль детского творчества «Рождественский подарок» и др. [2].
Качественный и количественный анализ эффективности реализации проекта позволяет констатировать повышение у детей с интеллектуальной недостаточностью учебной мотивации, интереса к занятиям физической культурой и спортом, эмоционального настроя на учебу, желания ходить в школу. Возрос интерес к различным видам физической активности, появилось осознание успешности выполнения физических заданий, двигательных навыков. Раскрылись потенциальные возможности, максимально возможные с учетом их физиологического состояния. Все это способствовало социальной поддержке семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.
Список использованной литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года». URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/39133.html
2. Новожилова В. О., Прияткина Н. Ю. Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью // Международный студенческий научный вестник.
2015. № 5-2. С. 247-248.
3. Прияткина Н. Ю., Лаврух Н. А. Организация досуговой деятельности детей с ОВЗ // Методы психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ. 2016. С. 44-60.
4. Прияткина Н. Ю. Технология организации волонтерской деятельности // Программа обучения волонтеров «Личный тренер». Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ. 2016. С. 4-7.
Представлен опыт осуществления волонтерской деятельности студентов-волонтеров с детьми с интеллектуальной недостаточностью с использованием таких инновационных форм как физкультурнооздоровительное тьюторство и культурно-просветительские акции.
Ключевые слова: инновационные формы волонтерской деятельности, физкультурно-оздоровительное тьюторство, дети с ограниченными возможностями здоровья.
В. О. Новожилова, Е. А. Краснова
Источник
Волонтеры дети с ограниченными возможностями здоровья
Добровольческая деятельность играет важнейшую роль в становлении гражданского общества и является важным ресурсом в решении современных социальных проблем. Под волонтерской деятельностью понимается форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев) [2].
Основную массу добровольцев составляет студенческая молодежь, поэтому волонтерское движение также рассматривается как инновационная форма гражданско-патриотического и нравственного воспитания молодежи, но в его организации и развитии имеются определенные трудности.
Так, практики волонтерской работы единодушно заявляют о проблеме недостаточной разработанности единой методической базы, обеспечивающей создание условий для организации и дальнейшего сопровождения деятельности современных волонтерских движений. Поэтому требуется специальная подготовка волонтеров, готовых к реализации различных видов добровольческой деятельности. В отличие от профессиональной подготовки и развития компетентности личностный рост добровольца — это процесс, обладающий большой самостоятельностью и внутренней мотивированностью [3]. Добровольческая деятельность формирует у молодежи, кроме таких важных качеств личности, как милосердие, сострадание, отзывчивость, еще и качества, важные в будущей профессиональной деятельности: ответственность за порученное дело, инициативность, гуманное и толерантное отношение к другому человеку, трудолюбие.
Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности, как отмечает А.А. Шагурова, проявляется в осознании и контроле собственных эмоций; стрессоустойчивости; смелости в принятии решений и развитии лидерских навыков [4].
Направления, формы, методы и технологии добровольческой деятельности зависят от целевой аудитории, то есть особо нуждающихся в помощи категорий населения.
Одним из значимых направлений волонтерской деятельности является помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться не только медико-социальным, но и психолого-педагогическим сопровождением, включающим такую составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.
Именно педагогический вуз, где обучаются будущие учителя, является тем центром, который может осуществлять такую специальную подготовку волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования – разработать и реализовать программу подготовки волонтеров к осуществлению деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Достижение поставленной цели осуществляется через следующие направления работы:
· формирование позитивных установок у студентов на добровольческую деятельность;
· организация специального обучения студентов основам волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
· привлечение студенческой молодежи к разработке и реализации социально значимых педагогических проектов;
· апробация в волонтерской деятельности новых форм физкультурно-оздоровительной и культурно-просветительской работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
· разработка механизмов взаимодействия вуза с коррекционными школами и семьями, воспитывающими детей инвалидов и детей с ОВЗ.
На основе исследований Шевыревой Е.Г. и Игнатенко А.Г. можно обобщить комплекс условий, обеспечивающих эффективность психолого-педагогического сопровождения подготовки будущих волонтеров:
· мотивированность и направленность студентов на добровольческую деятельность;
· стимулирование социальной активности, проявления лидерских качеств волонтеров;
· развитость системы студенческого самоуправления;
· организация эффективной системы обучения студентов основам волонтерской деятельности;
· научно-методическое обеспечение процесса (социально-педагогические задачи, ситуации, игры, методическое пособие для элективного курса и проектирования возможных проблемных ситуаций, программы подготовки волонтеров и волонтерской деятельности) [5].
В ходе реализации проекта «Мир движений – океан возможностей» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Шуйском филиале Ивановского государственного университета был организован волонтерский отряд «ВеГОС +» (Вечно Горимый Отряд Студентов). В состав отряда вошли 30 студентов факультета физической культуры направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура», и направления подготовки «Адаптивная физическая культура». Базой проекта выступила ОКГОУ «Шуйская коррекционная школа-интернат VIII вида», в которой обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью. Интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость) — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Такая аномалия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера [1].
Для качественной подготовки студентов – будущих педагогов к осуществлению волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ был разработан спецкурс «Технология организации волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ», включающий такие программы, как «Тренировка навыков физкультурно-оздоровительного тьюторства в индивидуальном сопровождении детей с ОВЗ», «Технология гигиенического воспитания и обучения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья», «Безопасное поведение в социуме», «Технология организации культурно-просветительской деятельности с детьми с ОВЗ».
На организационном этапе реализации обучения будущих волонтеров были изучены мотивы студентов к занятию волонтерской деятельностью. В качестве основных причин участия в волонтерском движении 30% студентов выбрали «чувство сострадания к нуждающимся людям», 40% — «решение конкретной задачи, поставленной в проекте», 20% студентов выбрали «формирование новых качеств личности», и 10% студентов намерены «получить новый взгляд на жизнь, людей, работу».
На вопрос «Почему вы заинтересовались волонтерской деятельностью?» 50% студентов ответили «хочу помогать нуждающимся людям», 20% студентов «хотят научиться чему-то новому», 30% студентов связывают волонтерскую деятельность с детьми с ОВЗ с «возможностью развития профессиональных компетенций».
Из возможных ожиданий, связанных с волонтерской деятельностью, 50% студентов выбрали «формирование новых жизненных установок личности», 30% студентов надеются на «раскрытие и формирование волевых ресурсов личности», и 10% студентов высказали надежду на «распространение инновационной модели социально значимой деятельности молодежи», 10% — на «удовлетворение потребности контакта с новыми людьми».
На вопрос «Хотели бы Вы пройти подготовительное обучение?» все студенты высказали такую необходимость, хотя у 60% студентов уже был опыт, полезный для волонтерской деятельности.
Для дальнейшего стимулирования к добровольческой деятельности студентам были оформлены «Личные книжки волонтера», в которых будет отражаться накопленный опыт волонтерской деятельности.
Обучение волонтеров по программе «Технология организации волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ» основывалось на принципе интерактивности, т.е. обучение, совмещенное с реальными практическими делами. Волонтеры не просто обучались теоретически, но и сразу активно включались в работу. Целевым ориентиром для студентов-волонтеров служит положение — уйти от опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка: его мышления, воображения, находчивости и чувства юмора; формирование здорового образа жизни и мотивов социальной деятельности.
Освоение данной программы направлено на овладение волонтерами технологией организации и проведения добровольческих культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для данной категории детей и формирование диагностических и аналитических умений и навыков, коммуникативных умений и навыков, определяющих успешность общения; методических и организационных умений и навыков, необходимых для осуществления волонтерской деятельности, экспертных умений и навыков, направленных на систематизацию достигнутого в ходе волонтерства результата, его анализа и определения дальнейшей стратегии действий.
Содержание подготовки будущих педагогов к волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) носило междисциплинарный характер и включало в себя следующие необходимые компоненты: знание нормативно-правовой базы, регламентирующей волонтерскую деятельность; необходимый объем психолого-педагогических и медицинских знаний и умений для организации взаимодействия с такой категорией детей, проектирование возможных проблемных ситуаций и способов их решения, владение технологией подготовки и проведения культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных программ и мероприятий.
Приоритетными формами работы с волонтерами были лекции, семинары, тренинги и мастер-классы, индивидуальные беседы и консультации, анкетирование.
На лекционных занятиях студенты изучали физиологические и психологические особенности детей с ОВЗ, теоретические основы выбора педагогических технологий волонтерской деятельности c такой категорией детей, основные признаки, их классификацию, структуру и возможности применения. Методика организации и проведения сюжетно-ролевых, имитационных, спортивных, познавательных и развлекательных игр, благотворительных мероприятий, праздников, образовательных экскурсий, походов, творческих мастерских по интересам.
На практических занятиях рассматриваются основы педагогической режиссуры при организации и проведении физкультурно-оздоровительных и культурно-просветительских мероприятий для детей с ОВЗ. Используются приемы визуализации, вербализации, презентации, обратной связи, методов «мозгового штурма» и «мозговой атаки», методика разработки и реализации социального проекта для детей с ОВЗ. В основу деятельности студентов–волонтеров были положены следующие принципы: «Смотреть не на проблему, а в глаза ребенку, принимать его таким, какой он есть», «Больше общаться, больше совместных дел (не делать за ребенка, а с ребенком)», «Показать ребенку себя и свой мир (быть воспитанными, добрыми, понимающими)», «Быть искренними с этими детьми».
В качестве главного целевого ориентира волонтерской деятельности рассматривалось содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности ребенка, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта индивидуальной и совместной деятельности, способствующей успешной социализации. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.
Обязательной формой подготовки будущих волонтеров являлись тренинги: «Организация группового взаимодействия», «Как организовать мероприятие для детей с ОВЗ», «Сила игры в радости», «Творческая мастерская», «Проектировочная мастерская».
Оценка качества освоения студентами спецкурса осуществлялась в форме презентации группового проекта программы. Программа «Двигаемся вместе» включала разработку комплекса ежедневных физических упражнений для детей.
Программа «Праздник игры и спорта» включала проведение сезонных специальных спартакиад и соревнований для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа «Безопасное колесо» направлена на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах, профилактику детского дорожного травматизма, здорового и безопасного образа жизни.
Программа «Как прекрасен этот мир» направлена на духовно-нравственное и эстетическое развитие детей: культурно-досуговые и просветительские мероприятия, конкурсы, праздники.
В период реализации проекта с помощью студентов-волонтеров проводились ежедневные физкультурные занятия с детьми с интеллектуальной недостаточностью, организованы ряд спортивных праздников, военно-спортивная игра «Зарница», областная специальная спартакиада «Мир движений», эстафета «Безопасное колесо», волонтерские акции «День Наума Грамотника», «Рождественская звезда», «Пасхальный сувенир» и др.
Участие в волонтерской деятельности способствовало активной исследовательской и проектной деятельности студентов. В 2015–2016 гг. студенты волонтерского отряда «ВеГОС+» выполняли исследовательские задания, представляли результаты своих исследований на научных конференциях, участвовали в конкурсах проектов, выбирали темы курсовых и дипломных работ, связанные с работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Все эти аспекты свидетельствуют о том, что волонтерская деятельность способствует успешному формированию профессиональных компетенций будущих педагогов.
Результатом подготовки студентов педагогического вуза к волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья является готовность волонтеров к установлению педагогически целесообразного взаимодействия с данной категорией детей, проявляющаяся в умении оказывать положительное воспитательное влияние на детей, способствовать их успешной социализации; в умении работать в команде; инициировать проведение волонтерских акций, умении методически грамотно организовать и провести культурно-просветительские и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Особый акцент необходимо сделать на развитие у волонтеров в процессе практико-ориентированной подготовки таких личностных качеств, как гуманность, милосердие, вовлеченность, исполнительность, толерантность, активная жизненная позиция, эмпатия.
Таким образом, целенаправленно организованная и содержательная подготовка волонтеров способствует эффективной добровольческой деятельности.
Источник