Волонтерский отряд
Муниципальный отдел по образованию администрации Павловского муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Данильская основная общеобразовательная школа
Павловского муниципального района Воронежской области
адрес : Воронежская обл. Павловский р-он
х. Данило ул. Центральная д.32 , индекс _396447_ ,
тел./факс (47362-51323,47362-51234_), e — mail : danilscool @ mail . ru _______
ИНН _3620011336; ОГРН 1093620000231; ОКПО
Паспорт волонтерского объединения
Наименование ОУ _МКОУ Данильская ООШ_____ Район___ Павловский _______
Адрес ОУ______________ 396447, Воронежская область Павловский район хутор Данило улица Центральная, 32 ______________________________________
Ф.И.О. руководителя ОУ______ Тимошенко Елена Дмитриевна_______________
Контактная информация (тел., E — mail )___т. (847362)51-2-34 __ danilscool @ mail . ru ______
Координатор волонтерского движения _____Швыденко Таисия Ивановна____
Контактная информация (тел., E — mail )__т. (847362) 51-2-34___ shvydenko 1973@ mail . ru
Наименование волонтерского объединения
Образовательная организация, на базе которой создано волонтерское объединение
МКОУ Данильская ООШ
Дата создания волонтерского объединения
Направления деятельности объединения
Пропаганда ЗОЖ и активной жизненной позиции, успешная социализация личности
Реализуемые программы (проекты)
«Школа – территория здоровья»
Численный состав объединения
Обучающиеся школы, жители села
Общественные организации, с которыми взаимодействуют волонтерские объединения
ШДО «Надежда», Данильский СДК
Получение гранта за последние 5 лет (разного уровня)
Предложение по дальнейшему развитию волонтерского объединения в районе (города)
Проведение совместных молодёжных акций в рамках волонтёрского движения
План работы волонтерского объединения образовательной организации
на 2017/2018 учебный год
«Мы выбираем здоровье»
«Жизнь прекрасна! Не трать её напрасно»
Внеклассное мероприятие для 5-9 классов
Организация спортивных игр
«Я и моё будущее»
Конкурс творческих работ
Психология личности: диагностика
«Защитник Отечества- звание гордое!»
«Что такое красота? Что такое доброта?»
«С чего начинается здоровье?»
«Спорт — путь к здоровью»
Летняя спортивная площадка
Летняя оздоровительная площадка
Акция по благоустройство школьной территории
Дата 01 .09.2017 г.
Подпись руководителя волонтерского объединения Швыденко Т.И.
Утверждаю: Директор МКОУ
о волонтёрском отряде
1.1. Волонтерский отряд — это добровольное объединение обучающихся, изъявивших желание бескорыстно (без извлечения прибыли) выполнять работу по благоустройству памятных мест и территории поселка и школы, предоставлять услуги, оказывать поддержку различным социальным категориям населения (инвалидам, детям, пенсионерам и т. д.).
1.2. Волонтерский отряд призван воспитывать учащихся в духе гуманного отношения к людям, защищать их жизнь и здоровье, обеспечивать уважение к человеческой личности, способствовать воспитанию патриотизма и активной жизненной позиции.
1.3. Направления деятельности волонтерского отряда:
— поддержка различных социальных категорий населения;
— пропаганда здорового образа жизни
1.4. В своей деятельности волонтерский отряд руководствуется Положением о волонтерской деятельности учреждения образования МКОУ Данильской ООШ. Правилами внутреннего учебного распорядка, Уставом школы.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
2.1. Целью волонтерского отряда является развитие у учащихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения учащихся к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и программах).
2.2. Основными задачами являются:
— поддержка ученических инициатив;
— содействие всестороннему развитию учащихся, формированию у них активной жизненной позиции;
— расширение сферы внеучебной деятельности и вторичной занятости учащихся;
— вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи социально незащищенным слоям населения, охраной окружающей среды и др.
3. ПРИЕМ В ЧЛЕНЫ ВОЛОНТЁРСКОГО ОТРЯДА
3.1. Членами волонтерского отряда могут быть обучающиеся, которые добровольно изъявили желание работать в составе отряда, признают и соблюдают данное Положение.
3.2. Прием в члены волонтерского отряда производится на общем собрании волонтерского отряда.
4. ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНА ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА
— знать и соблюдать цели, задачи и принципы своего отряда и укреплять его авторитет;
— четко и добросовестно выполнять свои обязательства;
— посещать занятия, обучающие семинары, тренинги и т.д. для повышения уровня своей подготовленности к волонтерской деятельности.
5. ПРАВА ЧЛЕНА ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА
Волонтер имеет право:
— осуществлять свою деятельность исходя из своих устремлений, способностей и потребностей, если она не противоречит Конвенции по правам человека, Конвенции по правам ребенка, интересам школы, данному Положению;
— вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности в отряде (группе), организации, с которой он сотрудничает;
— участвовать в управлении волонтерским отрядом (группой) через деятельность в органах самоуправления;
— получать вознаграждение и признательность за свою деятельность;
— пользоваться атрибутикой и символикой отряда, утвержденной в установленном порядке;
— на создание ему необходимых условий труда, обеспечения ему безопасности, защиты законных прав и интересов во время работы. Условия труда волонтера должны соответствовать требованиям действующего законодательства и нормативных документов, регулирующих данный вид деятельности.
6. ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА
Руководитель волонтёрского отряда имеет право:
— предлагать волонтеру — члену волонтёрского отряда — изменить вид деятельности;
— отказаться от услуг волонтера при невыполнении им своих обязательств;
— требовать от волонтера уважительного отношения к партнерам, имуществу волонтерского отряда;
— требовать от волонтера отчета за проделанную работу;
— поощрять труд волонтера.
7. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУКОВОДСТВА ВОЛОНТЕРСКИМ ОТРЯДОМ
7.1. Руководитель волонтерского отряда:
— организует деятельность волонтерского отряда;
— отвечает за сохранность и использование имущества, переданного волонтерскому отряду в пользование;
— обеспечивает в рамках своей компетенции создание безопасных условий труда и быта для участников волонтерского отряда;
— обеспечивает соблюдение мер дисциплинарного воздействия и поощрения, предусмотренных данным Положением, по отношению к членам волонтерского отряда .
7.2. Лидер совместно с руководителем организует деятельность волонтёрского отряда:
— способствует формированию позитивного морально-психологического климата в отряде;
— способствует личностному творческому росту волонтеров; развитию и максимальной реализации их общественной активности; формированию социально ориентированной внутриотрядной организационной культуры; осуществляет информационное обеспечение жизнедеятельности волонтерского отряда;
— организует продуктивный, творческий досуг членов отряда и их взаимодействие во внерабочее время.
7.3. Руководитель волонтерского отряда несёт персональную ответственность за психологический климат и безопасность членов отряда.
8. Ключевые мероприятия программы:
— поддержка различных социальных категорий населения:
· помощь ветеранам войны и труда
· помощь инвалидам и пенсионерам
· вовлечение детей на игровые площадки поселка
· благоустройство памятных мест
· благоустройство территории поселка и школы
— пропаганда здорового образа жизни:
· подготовка волонтеров к взаимодействию с подростками группы риска, овладение методиками игровых технологий в рамках образовательного курса “Вместе мы сила”
· информационно-методический семинар “Роль и место волонтерского движения в пропаганде ЗОЖ, профилактике социально-негативных явлений”
· выпуск информационных листовок, буклетов по здоровому образу жизни
· создание методической папки, включающей мероприятия и игры по пропаганде ЗОЖ, профилактике социально-негативных явлений в подростковой и молодежной среде.
Отчет МКОУ Данильской ООШ о работе волонтерского антинаркотического
отряда (сентябрь 2017- январь 2018)
С сентября месяца ребята приняли активное участие в подготовке и проведении мероприятий.
В школе был оформлен стенд. Изготовлены информационные бюллетени и газеты: «Дерево здоровья. Профилактика заболеваний», «Весенний авитаминоз», «Правила гигиены», «СПИД», «Здоровый образ жизни».
Были проведены: мероприятия посвященные дню защиты от курения, анкетирование «Ваше отношение к курению», диспут «О милосердии», викторина «Азбука здоровья», брейн ринг «Здоровью – Да!», конкурс буклетов «Советы учащимся», конкурс презентаций «Молодость. Здоровье. Жизнь…», экологическая акция по очистке от мусора школьного участка.
Волонтёры подготовили беседы «Весенний авитаминоз», «Вредные привычки», «Стресс: как его преодолеть», «Мода на здоровье».
Разработали сценарии тренингов для старшеклассников «Умей сказать — НЕТ!».
Распространяли листовки «Формирование навыков ЗОЖ».
Организовали акцию «Откажись от пива».
Так же реализовали все мероприятия которые были направлены на приобщение учащихся школы к здоровому образу жизни, волонтёры провели обучающий модуль «Жизнь без вредных привычек», игры, направленные на профилактику вредных привычек.
Проводили акции в помощь детям. Весеннюю «Неделю добра» всегда посвящают знаменательному празднику – Дню Победы. Основные мероприятия были направлены на помощь ветеранам Отечественной войны. Провели акцию «Поздравь ветерана с Победой!».
Культура здоровья – здоровый стиль жизни. Как его можно сформировать? На взгляд волонтеров только тремя способами: примером, активностью и заинтересованностью обеих сторон. А для этого необходимо знать потребности тех, у кого хотим сформировать эту культуру. А для этого необходимо проводить исследования в школьной среде.
Волонтерское движение в школе развито очень широко.
Источник
Волонтерский отряд для пропаганды здорового образа жизни
статья (основы безопасности жизнедеятельности) по теме
В данном материале изложены основные положения о формах организации участия учащихся в волонтерских отрядах по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в подростковой среде;функции волонтеров в профилактической работе с подростками; основные направления подготовки волонтеров по данному направлению и обощен опыт работы волонтерских отрядов МАОУ «Гимназия №87».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volonterskiy_otryad_dlya_propagandy_zdorovogo_obraza_zhizni.zip | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация волонтерских отрядов по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения среди подростков
Результаты современных исследований, возраст приобщения к употреблению табака, алкоголя и наркотиков и различных психоактивных веществ (далее – ПАВ) приходится в большинстве случаев на школьные годы. В связи с этим необходимо проводить первичную профилактику злоупотребления алкоголем, наркотиками, токсическими веществами именно в этот период.
Одной из наиболее эффективных форм профилактической работы в молодежной среде является организация школьных отрядов по противодействию злоупотреблению ПАВ и пропаганде здорового образа жизни.
Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность − все это увеличивает положительный эффект профилактической работы.
Привлечение подростков к работе в волонтерских отрядах по противодействию злоупотреблению ПАВ и пропаганде здорового образа жизни позволяет сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются, развить чувство самоуважения и ответственности.
Международная практика и накопленный в нашей стране опыт показывают, что добровольческий труд, являясь лишь одной из возможных форм социализации, играет важную роль в процессе формирования у молодежи первичных знаний, опыта, ценностей и полномочий, необходимых для того, чтобы стать социально активными, ответственными гражданами. Именно добровольчество является сегодня одним из действенных и эффективных инструментов реализации государственной молодежной политики.
II. Формы организации участия учащихся в волонтерских отрядах по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в подростковой среде
Причины вступления молодых людей в такие отряды могут быть самыми разными:
желание изменить мир к лучшему, сделать его здоровым и безопасным;
- внутренняя психологическая потребность быть нужным;
- потребность в общении;
- подтверждение взрослости и самостоятельности;
- интерес (работа волонтера связана с нестандартными подходами и новыми возможностями);
- карьера, авторитет и самореализация;
- возможность попробовать себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии;
- желание победить собственные пагубные привычки или поделиться своим опытом преодоления табачной, алкогольной или наркотической зависимости;
- защита своих интересов, при отстаивании которых требуется поддержка официальных лиц, организаций или просто инициативных людей.
Привлечение молодых людей к профилактической работе с молодежью обеспечивает наибольшую результативность и эффективность такой работы. Так как при распространении идей ничто не является более эффективным, чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Такие стратегии, как молодежное участие, равное обучение, отлично себя зарекомендовали.
Лучший способ воспитать человека – не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать − привлечь к информированию других. Один из самых действенных способов усвоения информации − передача ее кому-либо.
За счет волонтеров значительно увеличивается количество представителей целевой аудитории, привлеченной к деятельности, число проводимых мероприятий и свежих идей.
Функции волонтеров в профилактической работе с подростками:
- проведение профилактических занятий или тренингов;
- проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;
- распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде);
- первичное консультирование и сопровождение;
- подготовка других волонтерских команд и участников;
- работа с «закрытыми» группами (наркозависимые, дворовые «тусовки», различные субкультуры и т.п.);
- творческая деятельность (разработка станционных игр, массовых акций, создание плакатов, брошюр, видеороликов);
- сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка информации.
Организовать такой волонтерский отряд по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде можно и в школе, большую помощь здесь могут оказать и администрация школы, управляющий совет школы, органы ученического самоуправления, руководители молодежных общественных организаций и объединений, медицинских учреждений.
Как правило, вначале собирается инициативная группа, затем к ней присоединяются волонтеры, которые либо проходят предварительное обучение, либо сразу подключаются к работе.
Существует несколько основных форм организации таких волонтерских отрядов в зависимости от конкретных условий и возможностей:
- «Команда» − группа от 3 до 30 человек активистов, созданная и работающая на базе общественной организации, молодежного клуба или учебного заведения. Группа имеет своего лидера (руководителя), установленное место сбора, план работы. Как правило, основным движущим и объединяющим фактором для участников группы является общение в хорошей компании. Многое также зависит и от лидера «команды».
- «Агентство» − независимые друг от друга отдельные люди, объединенные общей идеей и привлекаемые по мере необходимости. Как правило, «агентство» имеет ядро в виде инициативной группы, которая время от времени организует мероприятия.
- «Система» − объединение команд, агентств, подчиняющихся общим правилам и идеологии. Подобная форма организации имеет финансовую поддержку, офис, документацию, а порой и официальную регистрацию.
Исходя из опыта работы в школе, наверное, 1 вариант формы ( «Команда») будет наиболее эффективным.
Структура волонтерского отряда по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде:
Руководитель волонтерского формирования – педагог-организатор, психолог, социальный работник, прошедший обучение по программе профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, владеющий знаниями, умениями и навыками работы с добровольцами, психологически грамотный, коммуникабельный, ответственный, демократичный.
Важным условием является творческий подход к делу, умение делегировать полномочия, приверженность идеям добровольчества, тактичность.
Руководитель обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает людей для кураторской работы и распределяет между ними обязанности, организует работу волонтеров по различным направлениям, обеспечивает связь с государственными структурами, общественностью, средствами массовой информации и т.д. Он осуществляет стратегическое планирование деятельности службы вместе с кураторами и волонтерским активом. Кураторы − это взрослые люди, в условиях школы- классные руководители или родители, которые помогают организовать деятельность волонтерского отряда и осуществляют ее сопровождение.
Действующие волонтеры − это молодые люди, которые прошли отбор, обучение по программе профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения и стажировку под руководством куратора и волонтеров, имеющих опыт профилактической работы. Стать волонтером может любой молодой человек от 14 лет.
Для привлечения молодых людей к участию в профилактической работе необходимо сделать так, чтобы участие в волонтерской команде или движении было привлекательным для молодых людей. Этому может способствовать наличие красивой формы для участников движения, создание самими волонтерами листовок, плакатов, положительные отзывы в средствах массовой информации.
Для того, чтобы удержать волонтеров в отряде необходимо:
- доверие (тебе доверяют − значит, уважают и ценят);
- понимание молодыми людьми значимости и сути работы (волонтеры должны пройти обучение, участие в составлении плана работ и видеть положительные результаты своей деятельности);
- ориентация на самореализацию (в зависимости от успехов молодой человек приобретает тот или иной статус, что не только повышает его самооценку, но и развивает чувство ответственности);
- новая деятельность (молодым людям свойственно пробовать себя в различных видах деятельности: в проведении бесед; участие в работе агитбригад, проведение анкетирования; выпуск стенгазет; организация и проведение различных мероприятий или подготовке акций).
- поощрения.
Способы поощрения волонтеров:
- благодарственное письмо или грамота на место учебы или родителям;
- личная благодарность от известного человека;
- знак отличия или фирменная нашивка, означающая повышение;
- представительство на конференции, выставке и т.п.;
- материальное вознаграждение (денежная премия или подарок);
- поручение ответственных работ;
- публичное признание заслуг с привлечением представителей средств массовой информации или вручение чего-либо при большом скоплении народа.
Для эффективной работы волонтерского отряда по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде необходима поддержка. Ничто так не разваливает волонтерские группы, как пренебрежительное к ним отношение и скептицизм в отношении их деятельности. Ребята это быстро понимают и уходят. Отношение к волонтерам должно быть уважительным. Многие вещи волонтеры в силу возраста и отсутствия полномочий сделать не могут. Рано или поздно материальные затраты все же потребуются. При работе волонтеров они минимальны, но есть. В основном это расходы на канцелярские товары, призы, транспорт. Эту проблему помогут решить родители, руководители предприятий, депутаты местных органов власти. Как правило, они готовы оказать помощь.
Кроме того, важной составляющей деятельности волонтерских отрядов является ее планирование, которое позволяет четко определить цель предстоящей деятельности, дает возможность разумно использовать все имеющиеся ресурсы, обеспечивает стабильное развитие волонтерского формирования.
Можно выделить три основных направления подготовки волонтеров по данному направлению :
- проведение групповых занятий со сверстниками;
- проведение профилактических бесед;
- проведение КВН, подготовка театрализованных представлений и выступлений агитбригад.
Важно помнить, что для любого из направлений необходимы базовые знания (причины возникновения злоупотребления; факторы, способствующие его распространению; реальные последствия влияния употребления на организм человека, семью и общество в целом и т.д.). Поэтому необходимым условием качественной подготовки волонтеров является привлечение к обучению медицинских работников-практиков, психологов, социологов, специалистов по работе с молодежью, специалистов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков – профессионалов, умеющих работать с молодежной аудиторией.
Обучение волонтеров должно осуществляться в тренинговом режиме. Интерактивные методы обучения позволяют через общение более глубоко осознать мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже имеющиеся навыки работы с людьми, осознать свой стиль в общении и скорректировать его.
Количество участников тренинга не должно превышать 20 человек на двух ведущих тренеров.
Первое направление подготовки волонтеров для работы по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде − проведение групповых занятий со сверстниками.
Цель обучения: овладение знаниями и навыками, необходимыми волонтерам для ведения групповых занятий по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде и пропаганде здорового образа жизни.
Второе направление − проведение профилактических бесед.
Цель обучения: овладение знаниями и навыками, необходимыми волонтерам для ведения групповых занятий по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде и пропаганде здорового образа жизни.
Третье направление − проведение КВН, подготовка театрализованных представлений и выступлений агитбригад.
Цель обучения: овладение знаниями и навыками, необходимыми волонтерам для проведения творческих мероприятий (КВН, театрализованных представлений, выступлений агитбригад), направленных на профилактику наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде, а также пропаганду здорового образа жизни.
IV. Из опыта работы волонтеров отрядов МАОУ «Гимназия №87» по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в среде поддростков
За 2009-2013 уч. годы были проведены беседы и лектории по темам:
«Полезны ли полезные привычки»
«О вреде курения»
«О вредных привычках. Вся правда о наркотиках»
«Подросток и наркотики»
«Научись себя беречь»
«Безвредных сигарет не бывает»
«Наркомания: мифы и реальность»
«О вреде алкогольных напитков»
«Я выбираю здоровый образ жизни»
«Как не стать жертвой СПИДа»
«Мы против курения»
«Наркомания: есть ли будущее?»
«О вреде алкогольных напитков»
В 2010-2011 году была проведена социальная акция против СПИДа «Красный тюльпан надежды». Тюльпан символизирует надежду, любовь, жизнь, молодость. Красный цвет — цвет ленты, символа борьбы со СПИДом. Все желающие смогли присоединиться к акции: сделать красный тюльпан- оригами и написать на нем имя, возраст. Из собранных тюльпанов было создано панно.
Идея акции состояла в том, что, сложив из красной бумаги тюльпан, участники акции демонстрировали то, что им небезразлична эта тема и что они готовы внести посильный вклад в создание панно, призванного привлекать внимание общественности к необходимости принятия незамедлительных мер в борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИДа .
В 2010-11 учебном году в Ленинском районе Саратова был проведен конкурс агитбригад школьников «Мы выбираем жизнь». Организатор — администрация Ленинского района МО «Город Саратов». Конкурс проходил в 2 этапа, в которых приняли участие команды 15 школ, гимназии, 2 подростковых клубов и районного штаба организации «Здоровей». В рамках мероприятия ребята продемонстрировали театрализованные сценки в поддержку здорового образа жизни;
отказа от курения, приема наркотиков и психотропных веществ, против алкоголизма. Многие участники специально готовили костюмы, рисовали плакаты, подбирали музыку к своим: выступлениям. По итогам мероприятия команда нашей гимназии заняла 2 место. Отдельным призом «За лучшее актерское воплощение» был награжден и участник нашего волонтерского отряда.
- Методические рекомендации по организации волонтерских отрядов по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=78&id=1312392
- Методические рекомендации по работе с волонтерами. http://www.dm-mari.ru/volonters/vol-method/462-metodicheskie-rekomendacii-po-rabote-s-volonterami.html
- Тренинг по профилактике ВИЧ http://www.dm-mari.ru/volonters/vol-method/461-trening-po-profilaktike-vich.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы сами можем сохранять здоровье и учить этому наших детей.
Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности.
Мероприятия для учащихся 5 — 11 классов направлено на профилактику вредных привычек среди школьников, а также пропаганду здорового образа жизни.
Общешкольное мероприятие для старшеклассников по профилактике вредных привычек.
Разработка содержит сценарий, фонограммы и фотоотчет выступления волонтерского отряда «БРЭМ» совместно с танцевальным коллективом «Колибри dance» МБОУ СОШ №10 г. Новороссийска. Заняли 4 место среди др.
Пропаганда здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек у подростков.
Воспитательское занятие подготовлено с учётом уровня развития и психофизических особенностей детей с нарушенным слухом.
Источник