Презентация на тему: Вода и здоровье человека
Вода и здоровье человека
Значение водыВода — важнейшая составляющая среды нашего обитания. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни.
содержание в различных органах составляет 70 — 90%. Мозг содержит — 75 % Сердце — 75% Легкие — 85% Печень — 86% Почки — 83% Мышцы — 75% Кровь — 83%.
Сегодня, как никогда, нашему организму очень важно получать чистую воду со сбалансированным минеральным составом. Она переносит отходы нашего тела, доставляет смазку к суставам, стабилизирует нашу температуру и является жизненной основой клетки
Взрослый человек в состоянии прожить без пищи больше месяца, без воды же несколько дней. Обезвоживание организма на 10% приводит к физической и психической недееспособности. Потеря 20% воды приводит к смерти
Количество воды, требуемое для поддержания водного баланса, зависит от возраста, физической активности, окружающей температуры и влажности. Суточная потребность взрослого человека составляет около 2.5 л. Чистая питьевая вода также повышает защиту организма от стресса. Она разжижает кровь, борется с усталостью, помогает сердечно-сосудистой системе, борется со стрессом. Здоровый образ жизни основан на правильном питании, активности и потреблении чистой воды.
Влияние водных ресурсов на здоровье человекаТакие болезни, как брюшной тиф, дизентерия, холера, передаются прежде всего человеку в результате загрязнения водоисточников экскрементами, выделяемыми из организма больных.
Качество воды определяется также по наличию в ней химических включений, которые раньше всего обнаруживают наши органы чувств: обоняние, зрение. Так, микрочастицы меди придают воде некоторую мутность, железа – красноту.
Основные показатели качества питьевой водыОрганолептические показатели (запах, привкус, цветность, мутность) Токсикологические показатели Показатели, влияющие на органолептические свойства воды (рН, жесткость общая, нефтепродукты, железо, марганец, нитраты, кальций, магний) Химические вещества, образующиеся при обработке воды (хлор остаточный свободный, хлороформ, серебро) Микробиологические показатели
наиболее распространенным загрязнителям воды (содержание компонентов превышает нормативы) можно отнести железо, марганец, сульфиды, фториды, соли кальция и магния, органические соединения, др.
Присутствие в воде железа не угрожает нашему здоровьюНо придает воде неприятную красно-коричневую окраску, ухудшает её вкус, вызывает развитие железобактерий, отложение осадка в трубах и их засорениеПри употреблении для питья воды с содержанием железа выше норматива человек рискует приобрести различные заболевания печени, аллергические реакции
Повышенное содержание марганца в воде оказывает мутагенное действие на человека. Повышенное содержание марганца в воде оказывает мутагенное действие на человека. Иногда в питьевой воде встречается много солей соляной и серной кислот (хлориды и сульфаты). Они придают воде соленый и горько-соленый привкус. Употребление такой воды приводит к нарушению деятельности желудочно-кишечного тракта
Содержание в воде катионов кальция и магния сообщает воде так называемую жесткостьПостоянное употребление воды с повышенной жесткостью приводит к накоплению солей в организме и, в конечном итоге, к заболеваниям суставов (артриты, полиартриты), к образованию камней в почках, желчном и мочевом пузырях
Вода также отвечает за зубы человека. От того сколько фтора содержится в воде зависит частота заболеваемости кариесом. Считается, что фторирование воды эффективно для профилактики кариеса, особенно у детей. Содержание фторидов в питьевой воде выше санитарных норм (не более 1,5 мг/л) оказывает вредное воздействие на здоровье человекаВода также отвечает за зубы человека. От того сколько фтора содержится в воде зависит частота заболеваемости кариесом. Считается, что фторирование воды эффективно для профилактики кариеса, особенно у детей. Содержание фторидов в питьевой воде выше санитарных норм (не более 1,5 мг/л) оказывает вредное воздействие на здоровье человека
Основные источники загрязнения питьевой воды.Коммунальные стоки Промышленные стоки Коммунальные отходы Промышленные отходы
Источник
Вода и здоровье человека. Значение воды Вода — важнейшая составляющая среды нашего обитания. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый. — презентация
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемzamerova.ucoz.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Вода и здоровье человека. Значение воды Вода — важнейшая составляющая среды нашего обитания. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый.» — Транскрипт:
1 Вода и здоровье человека
2 Значение воды Вода — важнейшая составляющая среды нашего обитания. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни.
3 содержание в различных органах составляет %. Мозг содержит — 75 % Сердце — 75% Легкие — 85% Печень — 86% Почки — 83% Мышцы — 75% Кровь — 83%.
4 Сегодня, как никогда, нашему организму очень важно получать чистую воду со сбалансированным минеральным составом. Она переносит отходы нашего тела, доставляет смазку к суставам, стабилизирует нашу температуру и является жизненной основой клетки
5 Взрослый человек в состоянии прожить без пищи больше месяца, без воды же несколько дней. Обезвоживание организма на 10% приводит к физической и психической недееспособности. Потеря 20% воды приводит к смерти
6 Количество воды, требуемое для поддержания водного баланса, зависит от возраста, физической активности, окружающей температуры и влажности. Суточная потребность взрослого человека составляет около 2.5 л. Чистая питьевая вода также повышает защиту организма от стресса. Она разжижает кровь, борется с усталостью, помогает сердечно-сосудистой системе, борется со стрессом. Здоровый образ жизни основан на правильном питании, активности и потреблении чистой воды.
7 Влияние водных ресурсов на здоровье человека Такие болезни, как брюшной тиф, дизентерия, холера, передаются прежде всего человеку в результате загрязнения водоисточников экскрементами, выделяемыми из организма больных.
8 Качество воды определяется также по наличию в ней химических включений, которые раньше всего обнаруживают наши органы чувств: обоняние, зрение. Так, микрочастицы меди придают воде некоторую мутность, железа – красноту.
9 Основные показатели качества питьевой воды Органолептические показатели (запах, привкус, цветность, мутность) Токсикологические показатели Показатели, влияющие на органолептические свойства воды (рН, жесткость общая, нефтепродукты, железо, марганец, нитраты, кальций, магний) Химические вещества, образующиеся при обработке воды (хлор остаточный свободный, хлороформ, серебро) Микробиологические показатели
10 наиболее распространенным загрязнителям воды (содержание компонентов превышает нормативы) можно отнести железо, марганец, сульфиды, фториды, соли кальция и магния, органические соединения, др.
11 Присутствие в воде железа не угрожает нашему здоровью Но придает воде неприятную красно- коричневую окраску, ухудшает её вкус, вызывает развитие железобактерий, отложение осадка в трубах и их засорение При употреблении для питья воды с содержанием железа выше норматива человек рискует приобрести различные заболевания печени, аллергические реакции
12 Повышенное содержание марганца в воде оказывает мутагенное действие на человека. Иногда в питьевой воде встречается много солей соляной и серной кислот (хлориды и сульфаты). Они придают воде соленый и горько-соленый привкус. Употребление такой воды приводит к нарушению деятельности желудочно- кишечного тракта
13 Содержание в воде катионов кальция и магния сообщает воде так называемую жесткость Постоянное употребление воды с повышенной жесткостью приводит к накоплению солей в организме и, в конечном итоге, к заболеваниям суставов (артриты, полиартриты), к образованию камней в почках, желчном и мочевом пузырях
14 Вода также отвечает за зубы человека. От того сколько фтора содержится в воде зависит частота заболеваемости кариесом. Считается, что фторирование воды эффективно для профилактики кариеса, особенно у детей. Содержание фторидов в питьевой воде выше санитарных норм (не более 1,5 мг/л) оказывает вредное воздействие на здоровье человека
15 Основные источники загрязнения питьевой воды. Коммунальные стоки Промышленные стоки Коммунальные отходы Промышленные отходы
Источник
презентация » Вода и здоровье»
тренажёр на тему
Одной из актуальных экологических проблем в наше время является загрязнение водных ресурсов, так как вода – это жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_i_zdorove.ppt | 1.43 МБ |
urok_voda.doc | 573 КБ |
ekologicheskoe_zanyatie_v_nachalnoy_shkole.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентацию подготовила эколидер Филатова Вероника Вода и здоровье
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить Без нее нам не прожить. Н. Рыжова. Одной из актуальных экологических проблем в наше время является загрязнение водных ресурсов, так как вода – это жизнь.
ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ ДЛЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. Вода — ценнейший природный ресурс, без которого не может существовать все живое на Земле. Более 70% поверхности нашей планеты покрыто водой, но это соленый Мировой океан. Ученые подсчитали, что 97.5% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов. Иными словами, пресная вода составляет только 2.5% мировых запасов.
Вода играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни. Огромное значение вода имеет в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Необходима она и для бытовых потребностей человека, всех растений и животных. Для многих живых существ она служит средой обитания.
Однако, рост городов, бурное развитие промышленности, расширение площадей орошаемых земель, улучшение культурно-бытовых условий и ряд других факторов все больше усложняет проблемы обеспечения водой. Потребности в воде огромны и ежегодно возрастают
Принимая во внимание то значение, которое вода имеет для жизнедеятельности человека и всего живого на Земле, подтверждают тезис о том, что вода одно из самых драгоценных сокровищ нашей планеты.
Народная мудрость гласит: «Человек начинает ценить воду, когда иссякнет источник» . Вода – бесценный дар природы, основа всей жизни на Земле. Почему же мы все еще почти не замечаем и не ценим ее? Она нас пои т и кормит.
Ее много, наверное, потому и отношение к ней такое выработалось. А вот в пустынях за чистую воду часто платят золотом. В настоящее время вода превращается в дефицитный природный ресурс.
Дефицит чистой пресной воды уже сейчас становится мировой проблемой. Все более возрастающие потребности промышленности и сельского хозяйства в воде заставляют все страны, ученых всего мира искать разнообразные средства для решения этой проблемы.
Важной экологической проблемой является загрязнение воды, которую мы употребляем, и это очень опасно для жизни всего живого.
ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ Эти изменения физических, химических и биологических свойств воды в водоемах в связи со сбрасыванием в них жидких, твердых и газообразных веществ, причиняющих неудобства, делая воду данных водоемов опасной для использования, нанося ущерб народному хозяйству, здоровью и безопасности населения.
Так давайте для начала перейдем на чистую воду. Почувствуем ее вкус. Поймем, что бывает совершенно другая вода, которая повлечет за собой и совершенно другую жизнь. И не будет в этой другой жизни места рождению младенцев с внутриутробной патологией развития. Значит, здоровыми будут дети. Значит, будущее будет обязательно!
Человек, запомни навсегда: Символ жизни на Земле – вода! Экономь ее и береги! Мы ведь на планете не одни! Е. Евтушенко
Предварительный просмотр:
Эко урок в 5-7 классах
Провела эко лидер Филатова Вероника
«Вода, вода, кругом вода…»
1. Экологическое воспитание обучающихся на примере бережного отношения к воде – необходимой составляющей жизни.
2. Развитие познавательного интереса у обучающихся по предмету, повышение уровня знаний обучающихся о свойствах воды.
3. Повышение культуры поведения, отношений, речи. Развитие творческих способностей обучающихся
Ведущий : Прибыли как-то на нашу планету инопланетяне, прилетели издалека, из другой солнечной системы. Не просто так прилетели, а с особым заданием. Им необходимо выяснить, что такое вода. Вот отправились они бродить по городу, спрашивая прохожих: «Что такое вода?» Люди в городе настолько привыкли к сюрпризам; что никто не удивлялся внешнему виду инопланетян.
Инопланетянин: Здравствуйте, сударь!
Инопланетянин: Скажите, что такое вода?
Человек: Вода? Это очень просто! Открой кран — вот тебе и вода. Налей в стакан и выпей.
Ведущий : Человек вновь пошел своей дорогой. Встречают инопланетяне школьницу лет 12.
Инопланетянин: Девочка, ты знаешь, что такое вода?
Школьница: Да кто ж этого не знает. Вода в реках, морях, океанах. Вода на нашей планете составляет 3/4 поверхности. Вода — среда обитания растений и животных.
Вы, верно, в школе на двойки учились или прогуливали много.
Ведущий : Остановились инопланетяне, задумались. Что же это за чудо природы, которое можно и пить, и жить в ней одновременно. Тут мимо ученый идет, размышляет о чем-то.
Ученый: Тоже мировые проблемы решаете?
Инопланетянин: Да нет, пытаемся выяснить, что такое вода.
Ученый: Вода — это действительно самое удивительное вещество на Земле.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водонапорном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
Обучающийся 2. Вода — одно из наиболее важных веществ на Земле. Можно сказать, что все живое состоит из воды и органических веществ. Без воды человек, например, мог бы прожить не более 2-3 дней. За 60 лет человек в среднем выпивает 50 т воды — целую железнодорожную цистерну. Для обеспечения нормального существования человек должен вводить в организм воды больше в 2 раза по весу, чем питательных веществ. Если количество воды в человеческом теле уменьшится на 1-2 % (0,5 л) — человек испытывает лишь жажду; на 5 % (2-2,5 л) — кожа сморщивается, во рту «пересыхает», сознание затемняется; на 14-15 % (7-8 л) — человек умирает.
Обучающийся 3. Все живые существа на земле содержат воду в большем или меньшем количествах, например, трехдневный зародыш — 97 %, восьмимесячный — 81 %, новорожденный — 80 %, годовалый — 66 %. Человек весом 70 кг содержит до четырех ведер воды (45-50 кг), включая ткани и кости.
Все жизненные процессы в человеческом организме протекают с участием воды. С водой удаляются из нашего организма ядовитые шлаки; слёзы, состоящие на 99 % из воды, непрерывно увлажняют глаза, смывая с них пылевые частицы.
• Вода — целитель. При купании вода благоприятно влияет на кожный покров, улучшает кровообращение. Древние греки изобразили богиню здоровья Гигиею в виде прекрасной молодой женщины с чашей воды в руке (от имени богини образовано слово «гигиена»).
• Вода — землекоп. Гидромониторы (водомёты) — это водяные пушки, через которые подаётся струя воды под давлением 6-12 атм., легко размывает породы.
• Вода — измеритель. Водяные часы (клепсидра) использовались в Греции, Риме для измерения. Вот из глубокой древности дошло до нас выражение: «Ваше время истекло». Вода использована и для измерения количества тепла в калориях. Так один грамм чистой воды при нагревании на 1 о С и есть калория.
• Вода — тушит пожары. Вода не горит, она уже сгорела, она как бы зола водорода, то есть мы заливаем горящие предметы уже сгоревшей водой.
• Вода — взрывает. При замерзании вода расширяется. В камни (валуны) заливают воду, она замерзает и взрывает их. Набухают и растительные ткани, например, горох: давление развивается при набухании бобов до 400 атм. Известен случай: в Чёрном море сел на камни пароход, в трюмах которого был горох. В трюм проникла вода, горох разбух и разорвал пароход.
• Вода и политика. Границы государств проходят через моря. В России 40 тыс. км морских границ проходят по 14 морям.
• Вода и оборона. Наши предки основывали города на берегах рек и ставили Кремль или укрепление под прикрытием реки. котором обнажилось илистое дно, благодаря сгонному ветру.
• Вода и магия. В христианском обряде крещения воде приписываются магические свойства «очищения» от злых духов. Вода употребляется и для гадания. И сейчас часто говорят о человеке, предугадавшем события: « Как в воду глядел».
• Вода угрожает. Если воды катастрофически мало или много, наступают стихийные бедствия — засухи, наводнения.
Физические свойства воды необычны. Это единственное вещество, которое при обычных условиях существует в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. В газообразном состоянии вода содержится в атмосфере, образует туман и облака, в твердом – снега и льды.
Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочка упавшая скользя,
Берешь рукой – она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.
Вода – уникальное вещество. Мы с вами живем по температуре замерзания и кипения воды. Ведь мы измеряем температуру по шкале Цельсия, который за 0 градусов принял температура таяния льда, а 100 градусов – кипения. Вода вообще парадоксальное вещество: при замерзании она расширяется (а должна сжиматься), лед легче воды (должно быть, наоборот), при комнатной температуре является жидкостью (должна быть газом). Некоторые парадоксы можно объяснить наличием водородной связи между молекулами воды.
Плотность воды наибольшая при температуре 4 0 С, поэтому лед легче воды. Поэтому, например, замороженные продукты легче, чем в натуральном виде.
Вода реагирует со многими металлами.
Но кроме химических, физических свойств вода обладает и другими свойствами. Их можно назвать информационными. Вода может «запоминать» различную информацию.
Зимой нас восхищают загадочные морозные узоры на стеклах домов. Когда падает снег, мы удивляемся красоте, совершенстве формы и многообразию снежинок. Японские ученые провели следующий эксперимент. Они замораживали различную воду грязную и чистую; взятую из колодца, родника и загрязненную химическими веществами. Оказалось, что форма, правильность лучей снежинок очень сильно зависела от источника. Кроме этого, ученые пропускали через дистиллированную воду различную музыку – классику и тяжелый металл. И вода кристаллизовалась в первом случае в правильные, красивые снежинка, а во втором случае они были кривые, деформированные. Так же вода реагировала на имена знаменитых людей, которые сделали много хорошего для человечества (Иисус Христос, Мать Тереза) и злодеев (Адольф Гитлер). «Стереть» эту информацию можно либо прокипятив воду, либо заморозив ее.
Хотя вода – самое распространенное вещество, химически чистой воды на Земле нет, так как все, что мы в повседневности называем водой, — это растворы различных веществ: кислорода, углекислого газа, всевозможных солей. Именно из растворов веществ усваивают живые организмы большинство химических элементов. Воды пригодной для употребления в пищу, очень мало.
Демонстрация примера Если весь запас воды на Земле принять за 1 л (демонстрирует мерный цилиндр или кружку, наполненную водой), то запасы пресной воды составят всего 30 мл (отбирает порцию в 30 мл в мерный цилиндр), а запасы доступной пресной воды в жидком состоянии всего 6 мл (отбирает пипеткой в маленький мерный цилиндр 6 мл). Вывод: вода – это богатство, к которому надо относиться очень бережно и экономно.
Инсценировка сказки(заранее подготовленные учащиеся и учитель химии и биологии )
Ведущий. Жил Старик со своей Старухой.
Они жили ровно 30 лет и 3 года. (Входит старик.)
Старик ловил неводом рыбу.
Раз он в море закинул невод.
Пришел невод с одной тиной. ( Вытаскивает сетку, в которой консервные банки, бутылки. Вытаскивает, сокрушаясь, складывает в ведро.)
Он в другой раз закинул невод. (Бросает сетку за занавес.)
Пришел невод с травою морскою. (Вытаскивает сетку, в которой полиэтиленовые кульки, бумага. Складывает в ведро, сокрушаясь.)
В третий раз он закинул невод. (Закидывает за занавес сетку.)
Пришел невод с одной рыбкой.
С не простою, а с Рыбкой золотою. (Выходит из-за занавеса Рыбка с сеткой в руках.)
Как взмолится Рыбка
Рыбка. Отпусти ты, Старче, меня в море.
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Ведущий. Удивился Старик, испугался.
Отпустил он Рыбку золотую.
И сказал ей ласковое слово.
Старик. Бог с тобой, Золотая Рыбка.
Твоего мне откупа не надо.
Ступай себе в синее море.
Гуляй себе на просторе. (Рыбка уходит за занавес.) .
Ведущий. Воротился Старик ко Старухе. (Входит Старик.)
Старик. Я сегодня поймал, было, рыбку,
Золотую Рыбку, не простую:
По-нашему говорила рыбка,
Домой, в море синее, просилась.
Дорогою ценой откупалась.
Не посмел я взять с нее выкуп.
Так пустил ее в синее море.
Ведущий. Старика Старуха забранила.
Старуха . Дурачина ты, простофиля!
Не умел взять ты выкупа с Рыбки.
Хоть бы взял с нее чистой водицы.
Наша-то совсем покраснела (дает старику кувшин с окрашенной водой).
Ведущий. Вот пошел он к Золотой Рыбке. (Старик уходит.)
Рыбка. Чего тебе надобно, Старче?
Ведущий. Ей с поклоном Старик отвечает.
Старик. Смилуйся, Государыня Рыбка.
Разбранила меня моя Старуха.
Не дает старику, мне покоя.
Надобно ей чистой водицы.
Наша-то совсем покраснела.
Рыбка берет у Старика кувшин, добавляет в него кислоты. Окраска исчезает.
Рыбка. Не печалься, ступай себе с Богом!
Возьми чистую водицу.
Старуха. Как нам приятно выпить чаю,
Совсем не так, как в те года,
Когда мы, воду наливая,
Не знали, нос девать куда.
Теперь живем мы, чай глотаем
И будем счастливы всегда.
Спасибо, Рыбка золотая,
Что воду чистую дала.
Золотая Рыбка. Если лишь плясать и петь
И в мечтах всего хотеть,
Не поможет чудо вам,
Будет только горе там,
Где спускают все отходы
В наши реки, в наши воды.
Берегите воду сами,
Соревнуйтесь с чудесами.
Сколько же нужно воды обществу? На что это драгоценное вещество тратит человек? Уже теперь, в наши дни, люди каждый год забирают из рек и озер для своих нужд приблизительно 2 000 км 3 пресной воды, что составляет около 1/20 части годового стока всех рек земного шара. Уже теперь на обезвреживание загрязненных и бытовых сточных вод расходуется почти 40 % всего устойчивого мирового стока пресной воды, что втрое больше ее расхода на все нужды человечества.
Водный кризис угрожает обществу не потому, что на Земле не хватает воды, а потому, что своей деятельностью человек при существующей технологии, при современной организации промышленного производства вынужден загрязнять и портить огромные количества природной чистой воды.
. «Водная» проблема, «Водный» голод, «Водный кризис» — этими и подобными тревожными заголовками полны в последние годы газеты и журналы мира. Как не тревожиться, если появление все новых химических веществ в отходах производства, смытые дождями с полей удобрения и ядохимикаты, приводят к резкому увеличению количества стоков, содержащих вещества, опасные для всего живого.
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете. ( Антуан де Сент-Экзюпери).
«Методы очистки воды»
- Познакомить обучающихся с проблемой загрязнения воды, способах её решения.
- Активизировать познавательный интерес у обучаемых.
- Формировать практические умения и навыки при проведении практической работе с соблюдением правил техники безопасности.
Оборудование и реактивы:
Опыт 1: кристаллизатор, пробковая крошка, нефть, вода.
Опыт 2: вода, раствор СМС, поваренная соль, пробирка, стеклянная палочка, спиртовка, спички, штатив.
Опыт 3: вода, песок, опилки, воронка, фильтр, штатив, 2 стаканчика, стеклянная палочка.
Опыт 4: вода, масло, делительная воронка, штатив, 3 стаканчика, резиновая трубка, подставка.
Опыт 5: вода, пробирка, активированный уголь, краситель.
Опыт 6: водопроводная вода, прибор для дистилляции воды, спиртовка, спички, штатив.
Вода на нашей планете изменяется как и вся окружающая среда, но вода — это и источник жизни, и среда, в которой протекают все жизненные процессы, и растворитель, выносящий из организма вредные его отходы и вносящий нужные ему вещества.
Деятельность человеческого общества немыслима без воды. В прошлом, как правило, потребности в воде удовлетворялись за счет использования естественных источников, причем несбалансированное водоснабжение было одной из причин, приводивших к гибели целые цивилизации. В наше время государства пытаются контролировать использование водных ресурсов и разрабатывают систему мероприятий по их охране от истощения. Рост техники позволяет все лучше и полнее осваивать водные ресурсы планеты.
Уже во второй половине ХХ века перед человечеством встала проблема нехватки чистой питьевой воды. Естественно, острый дефицит стали испытывать, прежде всего промышленно развитые страны.
Когда-то можно было безбоязненно брать воду прямо из рек.
Теперь равнинные реки, их притоки уже не те, и пить из них без специальной очистки не позволят врачи. А во многих индустриальных странах не то, что не попьешь, но и не искупаешься. На берегах рек, озер стоят предостерегающие щиты с надписями: «Купаться запрещено!». Но и без предупреждения один лишь вид прибрежных вод с отбросами и нефтяной пленкой не вызывает «пляжных настроений».
В водопровод поступает вода из рек или водохранилищ. Речная вода содержит много вредных для человека примесей в виде различных остатков жизнедеятельности животных и человека, а также болезнетворные микроорганизмы, от которых ее очищают. На городских водоочистительных станциях воду сначала пропускают через решетки, которые задерживают крупные плавающие предметы. Потом воду подвергают отстаиванию в бассейнах-отстойниках и фильтрованию через слой песка, здесь задерживаются нерастворимые твердые частички. Далее очищенная вода на фильтрах вода обрабатывается хлором для уничтожения микроорганизмов (в настоящее время хлор заменяют озоном и бактерицидными лампами).
«Водная» проблема, «Водный» голод, «Водный кризис» — этими и подобными тревожными заголовками полны в последние годы газеты и журналы мира. Как не тревожиться, если появление все новых химических веществ в отходах производства, смытые дождями с полей удобрения и ядохимикаты, приводят к резкому увеличению количества стоков, содержащих вещества, опасные для всего живого.
Как не тревожиться, если медики сигнализируют: от болезней, вызванных нехваткой чистой питьевой воды, на земном шаре страдает свыше 800 миллионов человек! Как не тревожиться, если тонна нефти, растекаясь по поверхности водоема, образует пленку площадью 12 км 2 , и это препятствует проникновению в толщу воды кислорода, а ведь он так нужен для жизни рыб, для процесс а самоочищения водоемов. Как не тревожиться, если в Мировой океан со сточными водами городов, нефтеперерабатывающих заводов и в результате аварий установок по добыче нефти и танкеров ежегодно поступает до 13 миллионов тонн нефти? За такой же период стоки «поставляют» в моря до 6 000 тонн ртути — сильнейшего яда, который очень трудно вывести из организма.
Растущее вмешательство человека в природу, непродуманная, а порой бесхозяйственная деятельность людей приводят к необратимым экологическим и биологическим последствиям, к резкому ухудшению качественного состояния окружающей среды. Результатом такого воздействия общества на природу являются истощение ее ресурсов и загрязнение.
Речная или озерная вода достаточно чиста для купания и охлаждения промышленных установок, но не годится для питья, ее не следует добавлять в автомобильную аккумуляторную батарею. Колодезная, родниковая или очищенная речная вода (рис. 1.4) пригодна для питья, но в случае использования ее в паровых котлах или для приготовления лекарств она нуждается в дальнейшей очистке. Если требуется исследовать свойства воды, то из нее извлекают примеси еще более тщательно. Например, один из химиков конца прошлого века для получения особо чистой воды перегонял ее 42 раза. И все-таки в ней оставались примеси. Но их было так мало, что дальнейшая очистка не имела смысла, так как современными экспериментальными методами их обнаружить пока нельзя.
Вода, используемая в быту и на производстве, после анализа на пригодность подвергается очистке.
Для очистки воды используют следующие методы:
1. Удаление грубодисперсных веществ
Крупные частицы удаляются отстаиванием. Для ускорения процесса очистки воды от взвеси ее фильтруют через слой зернистого фильтра (песок, керамзит, антрацит).
Мелкодисперсные примеси удаляются из воды методом коагулирования. Коагулирование — это обработка воды реагентом, приводящее к укрупнению частиц с целью ускорения их осаждения. При коагуляции происходит осветление и обесцвечивание воды.
Для полного обеззараживания воду дезинфицируют реагентами, убивающими патогенные микроорганизмы. Такими реагентами являются: газообразный хлор, хлорная известь, хлорамин, озон, соли тяжелых металлов, ультразвук, ультрафиолетовые лучи. Считается наиболее современным и благоприятным способом обеззараживания питьевой воды — введение ионов серебра. Достаточно содержание в 1 л — 1 мг серебра, биологические примеси убиваются при этом на 98%.
В качестве источника ультрафиолетового облучения воды используют ртутные лампы, но это очень дорогой метод.
4. Дегазация воды
Дегазация воды — это удаление из воды растворенных газов хлора, кислорода, оксида углерода (IV), сероводорода и др.
5. Устранение привкусов и запахов
Проводится фильтрованием через активированный уголь. Он поглощает сероводород, фенолы и др. летучие примеси.
В стране имеются специальные институты, систематически ведущие контроль за качеством воды. Разработаны комитетом стандартов нормы состава питьевой и промышленной воды.
Сегодня мы опробуем несколько способов очистки воды от различных примесей.
Обучающиеся делятся на группы по 2 человека. Каждой группе дается свой метод очистки. После проведения опытов обучающиеся делятся итогами работы. Перед работой проводится инструктаж по технике безопасности.
Опыт № 1. Адсорбция. Очистка воды от нефти.
В кристаллизатор с водой приливают 1-2 мл нефти, на образовавшуюся нефтяную пленку высыпают пробковую крошку. Через некоторое время пропитанную нефтью крошку собирают с поверхности воды.
а) Какую роль выполняет пробковая крошка?
б) Чем можно заменить пробковую крошку?
в) Какой вред наносит нефть живым организмам в водоеме?
Опыт № 2. Коагуляция. Очистка воды от СМС.
В пробирку наливают 2-3 мл раствора СМС, нагревают и добавляют поваренную соль до получения насыщенного раствора (постоянно помешивая стеклянной палочкой). По мере насыщения раствора поваренной солью растворимость СМС уменьшается. СМС всплывает над прозрачной жидкостью в виде творожистых хлопьев, которые можно собрать или отфильтровать.
Опыт № 3. Отстаивание и фильтрование.
Смеси, в состав которых входят жидкие или газообразные вещества, неустойчивы во времени, в поле тяготения Земли и, благодаря силе Архимеда, их составные части — компоненты с меньшей плотностью поднимаются (всплывают), а с большей — опускаются вниз (оседают).
В воду добавляют песок и опилки. Рассматривают загрязненную воду в пробирках на столе: тяжелые частицы осели на дно, легкие всплыли наверх. Затем выполняют фильтрование. В одной из пробирок перемешивают смесь и выливают на фильтр из песка. Песчинки, опилки остаются на фильтре.
Опыт № 4. Отстаивание и декантация.
Жидкость можно отделить от отстоявшегося твердого вещества методом декантации — осторожным сливанием жидкости с осадка. Эту операцию можно выполнить с помощью сифона, как это показано на рисунке 1.5.
Для разделения двух жидкостей (после отстаивания), например, воды и масла или воды и бензина, можно использовать делительную воронку, устройство которой понятно из рисунка 1.6.
Опыт № 5. Адсорбция.
В пробирку с водой добавляют краситель. Затем проводят фильтрование через уголь.
Уголь — адсорбент, вбирает в себя красители, газы. В результате цвет смеси исчезает.
Опыт № 6. Перегонка (дистилляция).
Прибор для разделения (очистки) веществ методом перегонки (рис. 1.11б) состоит из колбы, холодильника и приемника. В колбе кипятят жидкость, которую необходимо очистить от примесей. Холодильник состоит из двух вставленных одна в другую трубок. Образующиеся при кипячении содержимого колбы пары поступают во внутреннюю трубку холодильника по его наружной трубке, навстречу парам движется холодная вода. Образовавшаяся во внутренней трубке жидкость стекает в приемник.
Вы будете перегонять водопроводную воду. В колбу на 1/3 напейте воды. Поставьте колбу на сетку и закрепите в штативе. Колбу закройте пробкой со вставленным в нее термометром. Соедините колбу с холодильником посредством пробки, как это показано на рис. 1.11 (б). Холодильник закрепите в штативе. Нижний отвод холодильника соедините резиновой трубкой с водопроводным краном. На верхний отвод наденьте резиновую трубку, которую опустите в раковину. Под аллонж поставьте колбу-приемник. Начните нагревание колбы с помощью газовой горелки (спиртовки). В холодильник несильной струей пустите воду. (Следите, чтобы холодильник всегда был заполнен водой, иначе внутренняя трубка может лопнуть.) Перегонку прекратите, когда вода выкипит на 2/3.
Сравните содержание примесей в водопроводной и перегнанной воде. Для этого на часовое стекло нанесите каплю воды и, зажав стекло щипцами, осторожно нагрейте его на пламени горелки (спиртовки). Сравните результаты испарения водопроводной и перегнанной воды.
Дистилляция может быть применена для очистки жидкостей от примесей, например, так очищают воду многократной перегонкой. Лабораторные приборы для дистилляции воды показаны на рисунке 1.11.
Источник