Реализация педагогических идей и целей в творческом союзе педагогов и родителей во благо здорового ребёнка
Наталья Теребуха
Реализация педагогических идей и целей в творческом союзе педагогов и родителей во благо здорового ребёнка
Теребуха Наталья Николаевна, Феткуллина Жана Алексеевна,
ГБДОУ детский сад №16 Пушкинского района Санкт-Петербург
Аннотация. В статье представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей.
Ключевые слова: формирование здорового образа жизни, здоровьесберегающие технологии, здоровье, безопасность.
Здоровый ребёнок….что это такое?
Огромное счастье, надежда, успех.
Здоровый ребёнок-желанье простое,
Но самое важное всё же для всех!
Они улыбаются, если здоровы,
Они развиваются, шутят, шумят,
На край земли пойти мы готовы
Для наших родных и любимых ребят!
Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. «Здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Забота о здоровье ребёнка занимает приоритетные позиции, от того насколько успешно удастся сформировать у детей в детстве здоровые привычки, зависит в дальнейшем здоровый образ жизни и здоровье человека. Этому должно уделяться, как можно больше внимания в дошкольном учреждении.
Здоровьесберегающие технологии направлены на решение главной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду — это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей.
С детьми проводятся увлекательные беседы, игры с использованием интерактивных технологий SMART, где дети с удовольствием выполняют разные задания. Наряду с традиционными методами обучения в своей работе используем нетрадиционные приёмы и методы.
Таким образом, свою работу мы выстроили в блоки:
«Будь в безопасности»
Будь в безопасности. Дети по своим физиологическим способностям ещё не могут самостоятельно определить всю меру опасности, которая повсюду их окружает. Их двигательная активность, повышенная любознательность, стремление к самостоятельности, нередко приводит к травмам и опасным ситуациям. Поэтому с раннего детства необходимо воспитывать привычку пользоваться предметами быта, учить осторожно общаться с животными, кататься на велосипеде и т. д. Объяснять, как вести себя во дворе, на улице, дома.
Будь энергичен. Ребёнок энергичный — это ребёнок активный, решительный, деятельный, бодрый. На примере опытов и авторских игр мы объясняли детям, что наполняет наш организм энергией. Изготовили стенд «Подумай о том, что ты пьёшь?», где дети, выполняя игровое задание, самостоятельно определяли количество сахара в напитках: сок, вода, кока-кола, квас, молоко, лимонад. В «Дневниках здоровья» дети отмечали, что полезного и неполезного они ели.
Будь в форме. Движенье это жизнь – вот основная идея данного блока! При участии родителей были изготовлены игры на развитие глазомера, координации движений. Серия альбомов «Новое поколение за здоровый образ жизни», представляет собой рассказы родителей и детей, как проводится досуг в семье. Безумно интересной стала идея назначать в группе ребёнка-лидера на один день, лидер учил своему упражнению на утренней зарядке, рассказывал, что полезно есть и пить, как жить безопасно и многое другое.
Будь здоров.
Знает каждый, стар и млад,
Знает весь наш детский сад!
Здоровых ждёт всегда успех!
Будь здоров, скажу для всех!
Обсуждение с маленькими детьми таких понятий как «хорошо» и «плохо» не является эффективным. Для ребёнка необходимо предоставить такое пространство, в котором он бы смог проявить себя и свои творческие способности. В связи с этим с детьми в детском саду проводится опытно-экспериментальная работа.
Интересный опыт с картофелем помог детям понять, что на грязных руках живут микробы. Они потрогали один картофель грязными руками, а другой чистыми. Затем положили в разные пакеты и убрали в тёмное место. Через некоторое время дети были удивлены увиденным, на картофеле, который трогали грязными руками – выросли микробы.
Предметно-пространственная развивающая среда имеет огромное значения для формирования здорового образа жизни. В связи с этим в группе созданы разнообразные макеты и пособия.
Интерактивное пособие «Здравушка» имеет несколько функций:
дети на панно дерева с помощью карточек отображают своё настроение;
нотный стан для пения, уникальное средство самомассажа внутренних органов, который способствует их оздоровлению и укреплению иммунитета;
дидактические игры по теме «Здоровье».
«Волшебная пасека», уголок в группе, который позволяет познакомиться ребёнку с рядом полезных свойств мёда, узнать о пользе пчёл.
Интересное пособие «Футболка – массажёр», понравилось и детям, и родителям. Суть пособия заключается в следующем: на футболке изображена разметка автодороги; папа, придя уставший с работы, надевает футболку и ложиться на пол. Ребёнок не только играет машинкой, выполняя правила дорожного движения, но и делает папе массаж.
С макетом «Как важна гигиена человеку», дети самостоятельно проводили презентацию на младших группах.
Несмотря на то, что наш детский сад находиться в парковой зоне, экскурсии в природу особенно любят наши дети. Совместно с педагогом дополнительного образования на свежем воздухе воспитанники выполняют упражнения по экотанцпластике, дышат свежим воздухом, заряжаются энергией и позитивом.
Важно, чтобы в каждом дошкольном образовательном учреждении здоровьесберегающие технологии применялись на регулярной основе. Например, по мере утомляемости детей необходимо использовать динамические паузы. К технологиям, направленным на сохранение здоровья и его стимулирование, относят различные подвижные игры, в том числе и спортивные, гимнастику, разминку для пальцев, глаз, дыхания, использование дорожек здоровья. Для привития детям любви к правильному образу жизни важна ежедневная утренняя зарядка, организованные физкультурные праздники, образовательная деятельность, направленная на развитие физической культуры.
Работа эта должна охватывать все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Именно поэтому, мы уделяем большое внимание вопросам здоровьесбережения детей и их
Активными участниками образовательного процесса являются родители, они принимают активное участие в изготовлении макетов, дидактических игр, участвуют в конкурсах. Одним из последних конкурс рисунков совместно с детьми «Здоровьесбережение, здоровьесохранение».
Безусловно, работа по формированию здорового образа жизни процесс непрерывный, впереди ещё много замыслов и идей!
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000.
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2008.
Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».
Аукцион педагогических идей «Математические модели» Аукцион педагогических идей «Математические модели»Цель: Выявление новых педагогических идей среди педагогов ДОУ. Оформление: Надпись на.
Декада профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей» Традиционно в феврале месяце в нашем городе Нефтеюганске проходит декада профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений. Несколько.
Фотоотчет «Мое участие в фестивале педагогических идей» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своими впечатлениям о моем участии в муниципальном фестивале педагогических идей,.
Фотоотчет о республиканском фестивале педагогических идей Овладение родным языком – самое важное приобретение ребенка в детстве. Известно, что язык – это средство общения и взаимодействия с другими.
Сценарий ярмарки педагогических идей Сценарий ярмарки педагогических идей. Под музыку заходят «ряженые» ведущие Ведущий 1: Добрый день, честной народ! В гости ярмарка идет.
Консультация для родителей и педагогов «Развиваем гибкость ребёнка!» «С потерей гибкости приходит старость». Различают две формы проявления гибкости: активная и пассивная. Активная форма – это самостоятельное.
Копилка педагогических идей «Птицы весной» в рамках экологической акции «Скворушка» Копилка педагогических идей на тему «Птицы весной» в рамках экологической акции «Скворушка»Цель: формирование экологической культуры, воспитание.
Источник
Консультация «Здоровье — это главное жизненное благо»
Галина Свириденко
Консультация «Здоровье — это главное жизненное благо»
«Здоровье — это главное жизненное благо»
В связи с ухудшением состояния здоровья всех социально демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста проблема воспитания здорового человека является особенно актуальной. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Принимать участие в формировании представлений о здоровом образе жизни у дошкольников обязательно должны как образовательные учреждения, так и родители. Правильно спланированная работа в дошкольном образовательном учреждении, её систематичность способствуют не только укреплению здоровья подрастающего поколения, но и привитию положительных привычек.
И. И. Мечников считал, что самое главное-научить человека выбору выбирать полезное для здоровья и отказываться от всего вредного. Опыт работы с дошкольниками показывает, что у детей, неприученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее входить в реалии «взрослой жизни».
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО в детском саду успешно применяются здоровьесберегающие технологии.
Они предполагают воспитание культуры здоровья дошкольника. Задача простая, но очень серьезная: сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и жизни, развить умение оберегать его.
Образовательная работа в этом направлении предполагает различные формы, средства и методы. Основными формами работы являются занятия во всех областях, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования, праздники и другое.
В ДОУ на занятиях детям не только сообщают новые сведения, но закрепляют полученные знания, что способствует формированию представлений в наглядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка.
Так, например, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируются представления детей о человеке как живом существе, его организме, образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни, о влиянии различных факторов на здоровье, о поведении человека, способствующем здоровому образу жизни.
На занятиях по экологическому воспитанию формируются представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни, о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной активности, развитию психофизических качеств, развитию интереса к спортивным и подвижным играм.
Воспитание культурно гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
На занятиях по изобразительной деятельности дети в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста отображают накопленный опыт.
Созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о здоровом образе жизни способствуют досуги. В процессе проведения развлечений закрепляются и систематизируются полученные представления. Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности.
Режимные моменты используются для формирования и закрепления у детей санитарно гигиенических навыков, опыта закаливания.
При организации прогулок продумывается проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий – игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в теплое время года, подвижных игр.
В игровой форме формируются представления о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, ограничения времени просмотра телевизионных передач и игр за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно гигиенических процедур, нелекарственных средств (полоскание горла, закаливание и другое).
Хочется отметить, что здоровьесберегающие технологии подразделяются на:
• медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);
• физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.);
• валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
• валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
• здоровьесберегающее образование детей (формирование знаний и навыков о здоровом образе жизни).
Я остановлюсь на валеологическом образованиии родителей в части обновленной работы с ними в связи с тем, что сегодня, в условиях пандемии, проблема здоровьесбережения выходит на первое место. Так, ноябрь 2020 года в нашем детском саду был объявлен месяцем усиленной антикоронавирусной пропаганды: все группы выбрали для себя определенные ориентиры в данном направлении.
Например, в средней группе «Капитошка» был объявлен конкурс по разработке памяток «Меры безопасности от коронавируса». В старшей группе «Кораблик» с целью пропаганды масочного режима через изобразительную деятельность была проведена совместная деятельность «Защитим новогоднюю игрушку от коронавируса» (дети «надевали» на елочные шары маски с помощью краски). В группе «Паровозик из Ромашкова» провели занятие «Айболит против Covid», конкурс рисунков и поделок «Стоп, коронавирус!». Родители группы «Ручеек», по предложению воспитателя, создали семейные медиафайлы по пропаганде профилактических мер против коронавирусной инфекции под лозунгом «В одиночку все мы-уязвимы, а вместе мы-непобедимы» и выставили их в ютуб. Воспитатели младшей группы «Бусинка» вместе с родителями изготовили дидактическое пособие — лепбук по теме: «Скажем вирусу НЕТ!», куда вошли пазлы «Вирусы», книжки-малышки, игры, памятки. В группе раннего возраста «Звездочка» провели развлечение «Новая болезнь», на котором устроили с детьми опытный эксперимент: «микробы на ладошках», который показал детям, сколько бактерий на грязных ручках! Воспитатель группы «Солнышко» с детьми представила презентацию тематической недели по профилактике коронавирусной инфекции «Вируса мы не боимся-знаем, как нам защититься».
А в группе «Сказка», где работаю я, была поставлена цель: совместно с детьми изготовить средства защиты от вирусных заболеваний-маски. Для реализации поставленной цели была проведена подготовительная работа: беседы с родителями, совместное с родителями приобретение необходимого материала для шитья масок (ткань, резинки, нитки, иголки, изготовление шаблонов. С детьми проводили беседы о необходимости соблюдения профилактических мер при вирусных заболеваниях (мытье рук, соблюдение дистанции, ношение масок, в результате которой пришли к мысли о том, что надо сшить маски не только для себя, но и для кукол. В процессе работы вместе с детьми занимались слоготворчеством и сочиняли слоганы: «Даже куклам повезло, не заразит их теперь никто», «На занятии мы были и все дружно маски шили», «Чтоб здоровье сохранить, надо маски всем носить».
Результат от этих мероприятий превзошел все ожидания: родители стали более организованными, понимающими, теперь проблем с соблюдением мер профилактики в детском саду не стало. Дети делятся приобретенным опытом с младшими сестрами и братьями, друзьями.
Во всех этих действах перед нами стояла непростая задача-с одной стороны, провести веселые и запоминающиеся мероприятия, а с другой-донести до детей мысль, что просто необходимо быть ответственными и внимательными к своему здоровью, ведь, как сказал М. Шолохов: «Здоровье – всему голова!»
Мы убедились, что главным в деятельности дошкольного образовательного учреждения должна стать подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий.
«Раннее развитие — вред или благо?» Консультация для родителей О раннем развитии ребенка мы слышим везде — в информационных программах на телевидении, от родителей и знакомых. Эта тема много и подробно.
Творчество на благо воспитания Многие из вас, дорогие коллеги, уже познакомились с публикацией Натальи Плахтеевой «Познавательная беседа с детьми дошкольного возраста.
Художественное творчество «На благо чистоты» детей подготовительной группы в режиме самоизоляции Чистота-залог здоровья! Никогда не забывай! Эти правила, ребенок! Непременно соблюдай! Интернет ресурс Здоровый образ жизни, как-бы.
Источник