Меню

Во благо здоровья детей

Реализация педагогических идей и целей в творческом союзе педагогов и родителей во благо здорового ребёнка

Наталья Теребуха
Реализация педагогических идей и целей в творческом союзе педагогов и родителей во благо здорового ребёнка

Теребуха Наталья Николаевна, Феткуллина Жана Алексеевна,

ГБДОУ детский сад №16 Пушкинского района Санкт-Петербург

Аннотация. В статье представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей.

Ключевые слова: формирование здорового образа жизни, здоровьесберегающие технологии, здоровье, безопасность.

Здоровый ребёнок….что это такое?

Огромное счастье, надежда, успех.

Здоровый ребёнок-желанье простое,

Но самое важное всё же для всех!

Они улыбаются, если здоровы,

Они развиваются, шутят, шумят,

На край земли пойти мы готовы

Для наших родных и любимых ребят!

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. «Здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Забота о здоровье ребёнка занимает приоритетные позиции, от того насколько успешно удастся сформировать у детей в детстве здоровые привычки, зависит в дальнейшем здоровый образ жизни и здоровье человека. Этому должно уделяться, как можно больше внимания в дошкольном учреждении.

Здоровьесберегающие технологии направлены на решение главной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду — это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей.

С детьми проводятся увлекательные беседы, игры с использованием интерактивных технологий SMART, где дети с удовольствием выполняют разные задания. Наряду с традиционными методами обучения в своей работе используем нетрадиционные приёмы и методы.

Таким образом, свою работу мы выстроили в блоки:

«Будь в безопасности»

Будь в безопасности. Дети по своим физиологическим способностям ещё не могут самостоятельно определить всю меру опасности, которая повсюду их окружает. Их двигательная активность, повышенная любознательность, стремление к самостоятельности, нередко приводит к травмам и опасным ситуациям. Поэтому с раннего детства необходимо воспитывать привычку пользоваться предметами быта, учить осторожно общаться с животными, кататься на велосипеде и т. д. Объяснять, как вести себя во дворе, на улице, дома.

Будь энергичен. Ребёнок энергичный — это ребёнок активный, решительный, деятельный, бодрый. На примере опытов и авторских игр мы объясняли детям, что наполняет наш организм энергией. Изготовили стенд «Подумай о том, что ты пьёшь?», где дети, выполняя игровое задание, самостоятельно определяли количество сахара в напитках: сок, вода, кока-кола, квас, молоко, лимонад. В «Дневниках здоровья» дети отмечали, что полезного и неполезного они ели.

Будь в форме. Движенье это жизнь – вот основная идея данного блока! При участии родителей были изготовлены игры на развитие глазомера, координации движений. Серия альбомов «Новое поколение за здоровый образ жизни», представляет собой рассказы родителей и детей, как проводится досуг в семье. Безумно интересной стала идея назначать в группе ребёнка-лидера на один день, лидер учил своему упражнению на утренней зарядке, рассказывал, что полезно есть и пить, как жить безопасно и многое другое.

Будь здоров.

Знает каждый, стар и млад,

Знает весь наш детский сад!

Здоровых ждёт всегда успех!

Будь здоров, скажу для всех!

Обсуждение с маленькими детьми таких понятий как «хорошо» и «плохо» не является эффективным. Для ребёнка необходимо предоставить такое пространство, в котором он бы смог проявить себя и свои творческие способности. В связи с этим с детьми в детском саду проводится опытно-экспериментальная работа.

Читайте также:  Положительные установки про здоровье

Интересный опыт с картофелем помог детям понять, что на грязных руках живут микробы. Они потрогали один картофель грязными руками, а другой чистыми. Затем положили в разные пакеты и убрали в тёмное место. Через некоторое время дети были удивлены увиденным, на картофеле, который трогали грязными руками – выросли микробы.

Предметно-пространственная развивающая среда имеет огромное значения для формирования здорового образа жизни. В связи с этим в группе созданы разнообразные макеты и пособия.

Интерактивное пособие «Здравушка» имеет несколько функций:

дети на панно дерева с помощью карточек отображают своё настроение;

нотный стан для пения, уникальное средство самомассажа внутренних органов, который способствует их оздоровлению и укреплению иммунитета;

дидактические игры по теме «Здоровье».

«Волшебная пасека», уголок в группе, который позволяет познакомиться ребёнку с рядом полезных свойств мёда, узнать о пользе пчёл.

Интересное пособие «Футболка – массажёр», понравилось и детям, и родителям. Суть пособия заключается в следующем: на футболке изображена разметка автодороги; папа, придя уставший с работы, надевает футболку и ложиться на пол. Ребёнок не только играет машинкой, выполняя правила дорожного движения, но и делает папе массаж.

С макетом «Как важна гигиена человеку», дети самостоятельно проводили презентацию на младших группах.

Несмотря на то, что наш детский сад находиться в парковой зоне, экскурсии в природу особенно любят наши дети. Совместно с педагогом дополнительного образования на свежем воздухе воспитанники выполняют упражнения по экотанцпластике, дышат свежим воздухом, заряжаются энергией и позитивом.

Важно, чтобы в каждом дошкольном образовательном учреждении здоровьесберегающие технологии применялись на регулярной основе. Например, по мере утомляемости детей необходимо использовать динамические паузы. К технологиям, направленным на сохранение здоровья и его стимулирование, относят различные подвижные игры, в том числе и спортивные, гимнастику, разминку для пальцев, глаз, дыхания, использование дорожек здоровья. Для привития детям любви к правильному образу жизни важна ежедневная утренняя зарядка, организованные физкультурные праздники, образовательная деятельность, направленная на развитие физической культуры.

Работа эта должна охватывать все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Именно поэтому, мы уделяем большое внимание вопросам здоровьесбережения детей и их

Активными участниками образовательного процесса являются родители, они принимают активное участие в изготовлении макетов, дидактических игр, участвуют в конкурсах. Одним из последних конкурс рисунков совместно с детьми «Здоровьесбережение, здоровьесохранение».

Безусловно, работа по формированию здорового образа жизни процесс непрерывный, впереди ещё много замыслов и идей!

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2008.

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Аукцион педагогических идей «Математические модели» Аукцион педагогических идей «Математические модели»Цель: Выявление новых педагогических идей среди педагогов ДОУ. Оформление: Надпись на.

Декада профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей» Традиционно в феврале месяце в нашем городе Нефтеюганске проходит декада профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений. Несколько.

Фотоотчет «Мое участие в фестивале педагогических идей» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своими впечатлениям о моем участии в муниципальном фестивале педагогических идей,.

Фотоотчет о республиканском фестивале педагогических идей Овладение родным языком – самое важное приобретение ребенка в детстве. Известно, что язык – это средство общения и взаимодействия с другими.

Сценарий ярмарки педагогических идей Сценарий ярмарки педагогических идей. Под музыку заходят «ряженые» ведущие Ведущий 1: Добрый день, честной народ! В гости ярмарка идет.

Консультация для родителей и педагогов «Развиваем гибкость ребёнка!» «С потерей гибкости приходит старость». Различают две формы проявления гибкости: активная и пассивная. Активная форма – это самостоятельное.

Читайте также:  Источники здоровья от сибирского здоровья

Копилка педагогических идей «Птицы весной» в рамках экологической акции «Скворушка» Копилка педагогических идей на тему «Птицы весной» в рамках экологической акции «Скворушка»Цель: формирование экологической культуры, воспитание.

Источник

Консультация «Здоровье — это главное жизненное благо»

Галина Свириденко
Консультация «Здоровье — это главное жизненное благо»

«Здоровье — это главное жизненное благо»

В связи с ухудшением состояния здоровья всех социально демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста проблема воспитания здорового человека является особенно актуальной. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Принимать участие в формировании представлений о здоровом образе жизни у дошкольников обязательно должны как образовательные учреждения, так и родители. Правильно спланированная работа в дошкольном образовательном учреждении, её систематичность способствуют не только укреплению здоровья подрастающего поколения, но и привитию положительных привычек.

И. И. Мечников считал, что самое главное-научить человека выбору выбирать полезное для здоровья и отказываться от всего вредного. Опыт работы с дошкольниками показывает, что у детей, неприученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее входить в реалии «взрослой жизни».

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО в детском саду успешно применяются здоровьесберегающие технологии.

Они предполагают воспитание культуры здоровья дошкольника. Задача простая, но очень серьезная: сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и жизни, развить умение оберегать его.

Образовательная работа в этом направлении предполагает различные формы, средства и методы. Основными формами работы являются занятия во всех областях, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования, праздники и другое.

В ДОУ на занятиях детям не только сообщают новые сведения, но закрепляют полученные знания, что способствует формированию представлений в наглядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка.

Так, например, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируются представления детей о человеке как живом существе, его организме, образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни, о влиянии различных факторов на здоровье, о поведении человека, способствующем здоровому образу жизни.

На занятиях по экологическому воспитанию формируются представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни, о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной активности, развитию психофизических качеств, развитию интереса к спортивным и подвижным играм.

Воспитание культурно гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.

На занятиях по изобразительной деятельности дети в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста отображают накопленный опыт.

Созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о здоровом образе жизни способствуют досуги. В процессе проведения развлечений закрепляются и систематизируются полученные представления. Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности.

Режимные моменты используются для формирования и закрепления у детей санитарно гигиенических навыков, опыта закаливания.

При организации прогулок продумывается проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий – игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в теплое время года, подвижных игр.

В игровой форме формируются представления о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, ограничения времени просмотра телевизионных передач и игр за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно гигиенических процедур, нелекарственных средств (полоскание горла, закаливание и другое).

Хочется отметить, что здоровьесберегающие технологии подразделяются на:

• медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);

• физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.);

Читайте также:  Доброта для души тоже что здоровье для тела также жизненно необходимо

• валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);

• валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);

• здоровьесберегающее образование детей (формирование знаний и навыков о здоровом образе жизни).

Я остановлюсь на валеологическом образованиии родителей в части обновленной работы с ними в связи с тем, что сегодня, в условиях пандемии, проблема здоровьесбережения выходит на первое место. Так, ноябрь 2020 года в нашем детском саду был объявлен месяцем усиленной антикоронавирусной пропаганды: все группы выбрали для себя определенные ориентиры в данном направлении.

Например, в средней группе «Капитошка» был объявлен конкурс по разработке памяток «Меры безопасности от коронавируса». В старшей группе «Кораблик» с целью пропаганды масочного режима через изобразительную деятельность была проведена совместная деятельность «Защитим новогоднюю игрушку от коронавируса» (дети «надевали» на елочные шары маски с помощью краски). В группе «Паровозик из Ромашкова» провели занятие «Айболит против Covid», конкурс рисунков и поделок «Стоп, коронавирус!». Родители группы «Ручеек», по предложению воспитателя, создали семейные медиафайлы по пропаганде профилактических мер против коронавирусной инфекции под лозунгом «В одиночку все мы-уязвимы, а вместе мы-непобедимы» и выставили их в ютуб. Воспитатели младшей группы «Бусинка» вместе с родителями изготовили дидактическое пособие — лепбук по теме: «Скажем вирусу НЕТ!», куда вошли пазлы «Вирусы», книжки-малышки, игры, памятки. В группе раннего возраста «Звездочка» провели развлечение «Новая болезнь», на котором устроили с детьми опытный эксперимент: «микробы на ладошках», который показал детям, сколько бактерий на грязных ручках! Воспитатель группы «Солнышко» с детьми представила презентацию тематической недели по профилактике коронавирусной инфекции «Вируса мы не боимся-знаем, как нам защититься».

А в группе «Сказка», где работаю я, была поставлена цель: совместно с детьми изготовить средства защиты от вирусных заболеваний-маски. Для реализации поставленной цели была проведена подготовительная работа: беседы с родителями, совместное с родителями приобретение необходимого материала для шитья масок (ткань, резинки, нитки, иголки, изготовление шаблонов. С детьми проводили беседы о необходимости соблюдения профилактических мер при вирусных заболеваниях (мытье рук, соблюдение дистанции, ношение масок, в результате которой пришли к мысли о том, что надо сшить маски не только для себя, но и для кукол. В процессе работы вместе с детьми занимались слоготворчеством и сочиняли слоганы: «Даже куклам повезло, не заразит их теперь никто», «На занятии мы были и все дружно маски шили», «Чтоб здоровье сохранить, надо маски всем носить».

Результат от этих мероприятий превзошел все ожидания: родители стали более организованными, понимающими, теперь проблем с соблюдением мер профилактики в детском саду не стало. Дети делятся приобретенным опытом с младшими сестрами и братьями, друзьями.

Во всех этих действах перед нами стояла непростая задача-с одной стороны, провести веселые и запоминающиеся мероприятия, а с другой-донести до детей мысль, что просто необходимо быть ответственными и внимательными к своему здоровью, ведь, как сказал М. Шолохов: «Здоровье – всему голова!»

Мы убедились, что главным в деятельности дошкольного образовательного учреждения должна стать подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий.

«Раннее развитие — вред или благо?» Консультация для родителей О раннем развитии ребенка мы слышим везде — в информационных программах на телевидении, от родителей и знакомых. Эта тема много и подробно.

Творчество на благо воспитания Многие из вас, дорогие коллеги, уже познакомились с публикацией Натальи Плахтеевой «Познавательная беседа с детьми дошкольного возраста.

Художественное творчество «На благо чистоты» детей подготовительной группы в режиме самоизоляции Чистота-залог здоровья! Никогда не забывай! Эти правила, ребенок! Непременно соблюдай! Интернет ресурс Здоровый образ жизни, как-бы.

Источник

Adblock
detector