Тест с ответами: “Теория сестринского дела”
1. Укажите первую общину сестер милосердия в России:
а) Свято-троицкая +
б) Георгиевская
в) Крестовоздвиженская
2. Одна из обязанностей медсестры:
а) здоровая окружающая среда
б) уважение прав пациента +
в) милосердие
3. Когда медсестра заполняет сестринскую историю болезни:
а) перед выпиской
б) после обхода врачей
в) ежедневно +
4. Необходимо указать год, когда была проведена Первая Всероссийская конференция по теории сестринского дела:
а) 1998
б) 1993 +
в) 1996
5. В виде чего Маслоу изобразил уровни потребностей:
а) квадрата
б) круга
в) пирамиды +
6. Медсестра может самостоятельно спланировать зависимые вмешательства, так ли это:
а) да
б) нет +
в) иногда
7. Необходимо указать количество уровней подготовки специалистов в сестринском деле:
а) 3 +
б) 5
в) 4
8. Укажите фамилию врача, руководящего деятельностью сестер в период Крымской компании:
а) Склифосовский
б) Пирогов +
в) Боткин
9. В сестринском деле, пациент – это человек, нуждающийся в:
а) лечении
б) профилактике
в) уходе +
10. Ко второму этапу сестринского процесса относится:
а) определение целей сестринского ухода
б) установление проблем пациента +
в) сестринское обследование
11. К третьему этапу сестринского процесса относится:
а) обследование пациента
б) установление проблем пациента
в) составление плана ухода +
12. Необходимо указать одну из проблем биоэтики:
а) милосердие
б) эвтаназия +
в) гуманизм
13. Здоровье – это динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством:
а) адаптации +
б) закаливания
в) питания
14. В сестринском процессе столько этапов:
а) 3
б) 4
в) 5 +
15. Необходимо указать субъективный метод сестринского обследования:
а) расспрос пациента +
б) осмотр пациента
в) определение отеков
16. Необходимо указать внешние факторы риска здоровья:
а) наследственные заболевания
б) загрязненная окружающая среда +
в) предрасположенность наследственная
17. Необходимо указать потенциальную физиологическую проблему пациента:
а) риск появления опрелостей +
б) нарушение сна
в) тошнота
18. По В. Хендерсон существует такое количество фундаментальных потребностей человека:
а) 10
б) 14 +
в) 13
19. Долгосрочные цели определяются на такое время:
а) меньше недели
б) на один день
в) больше недели +
20. Медсестра раздает пациентам лекарства внутрь. Такое вмешательство называется:
а) зависимое +
б) взаимозависимое
в) независимое
21. Если у пациента температура 39 градусов, то это такая проблема:
а) потенциальная
б) эмоциональная
в) настоящая +
22. Сестринский диагноз может меняться:
а) не часто, несколько раз в два дня
б) часто, иногда несколько раз в день +
в) не меняется во время лечения
23. Необходимо указать год создания Российского Общества Красного Креста:
а) 1877
б) 1878
в) 1876 +
24. Что относится к невербальному средству общения:
а) мимика +
б) язык
в) речь
25. Основываясь по теории …, Хендерсон разработала свою модель:
а) Найтингейл
б) Орем
в) Маслоу +
26. Кто является основоположником Общества Красного креста:
а) Поль
б) Дюнан +
в) Оппель
27. Краткосрочные цели определяются на такое время:
а) до 7 дней +
б) до двух недель
в) на один день
28. Необходимо указать внутренние факторы риска здоровья:
а) вредные привычки
б) наследственные болезни +
в) гиподинамия
29. Выберите демографический показатель:
а) рождаемость +
б) инвалидность
в) болезненность
30. По Маслоу социальные потребности, уровень:
а) 2
б) 4
в) 3 +
Источник
Внутренние факторы риска здоровья тест
Состояние здоровья человека зависит от множества внешних и внутренних факторов [3,4], таких как биологические и психологические свойства личности (наследственность, темперамент, тип высшей нервной деятельности). Эти факторы определяют здоровье на 15–20 % и практически не поддаются переделке. Социально-экономические и политические факторы (здравоохранение, состояние его служб, кадров, доступность лекарств, уровень медицинской науки, условия труда и жизни) также влияют на здоровье в 10–15 % случаев. Мы можем частично оказать влияние на эти факторы. Окружающая нас среда влияет на здоровье в среднем на 20 % и подразделяется на физическую среду – это состояние воздуха, воды, пищи, шум и т.д., и социальную (отношения в учебном, рабочем коллективе, в семье, телевидение, темпы социальных перемен в обществе и т.д.). Мы способны в какой-то мере повлиять на эти факторы. На 50 % (а в последнее время даже на 80 %) здоровье определяется образом жизни. Образ жизни – определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей. Известно, что в образ жизни входят три категории: экономическая (уровень жизни), социологическая (качество жизни), социально-психологическая (стиль жизни) [1].
Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья. И мы можем здесь изменить многое. Есть масса способов противостоять стрессам и добиваться своих целей, улучшить коммуникативные способности, нашу физическую форму [2, 5]. Хорошо изучено влияние на здоровье двигательной активности, курения, питания, алкоголя. Но, как правило, среди факторов, определяющих здоровье, часто опускают системообразующий фактор – собственное отношение человека к здоровью. С этой позиции «Здоровье – это способность к самосохранению и развитию даже в ухудшающейся внешней среде» [3].
Рассматривая отношение студентов к собственному здоровью, мы изучили по данным письменного самоанализа внешние и внутренние факторы, влияющие на их здоровье (рис. 1).
Как видно из рис. 1, студенты вуза считают, что определяющую роль в их здоровье играют внешние факторы, как правило, не зависящие от них (окружающая среда, социально-экономические, биологические), тем самым в среднем только 47,4 % значимости студенты отдают образу жизни. Такой подход характеризует пассивное отношение к своему здоровью, принижение воздействия образа жизни, точнее – стиля жизни.
Рис. 1. Факторы, влияющие на здоровье студентов (по результатам самоанализа).Всего в исследовании приняли участие 147 студентов 2 курса филиала КФУ
Далее мы изучили факторы риска здоровья студентов (рис. 2, 3). Стоит напомнить, что все факторы риска условно делятся на две группы первичные (внешние) – зависят от образа жизни и условий окружающей среды и вторичные (внутренние) – изменения в организме, развивающиеся под воздействием внешних факторов [4]. К внешним факторам риска относятся, прежде всего, недостаточная двигательная активность (гиподинамия) и избыточное высококалорийное питание (переедание), а также курение, нервно-психическое перенапряжение (стрессы) и злоупотребление алкоголем.
Рис. 2. Внешние факторы риска здоровья, присутствующие у студентов (в %)
Как видно из рис. 2, почти 62 % ощущают сильное воздействие стресса, причем более половины из них постоянно. Среди причин называют учебную деятельность, совмещение с трудовой деятельностью, ссоры и неприятности в социальной среде, темп жизни и т.д. Более трети студентов (38,1 %) понимают, что у них недостаточный для сохранения и улучшения здоровья двигательный режим.
Важнейшие внутренние факторы риска здоровья – повышенное содержание холестерина в крови, повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, неблагоприятная наследственность [4].
Как видно из рис. 3, среди студенческой молодежи вуза примерно каждый десятый имеет избыточную массу тела (или ожирение), повышенное артериальное давление и т.д., что требует изменения отношения к личному стилю жизни для нейтрализации факторов риска здоровья.
Рис. 3. Внутренние факторы риска здоровья, присутствующие у студентов (в %)
Анализ оценки уровня здоровья студентов (73 человека) по отдельным и комплексным методикам позволили выявить такие результаты. Так, 53,4 % студентов заботятся о своем здоровье и находятся в хорошей форме (шкала Здоровья), 24,5 % проявляют некоторую заботу о своем здоровье, но находятся не в очень хорошей форме, 22,1 % очень внимательно относятся к своему здоровью, физической и функциональной подготовленности.
По тесту 2 «Профиль здоровья» [3], отражающему разные аспекты здоровья: физическую форму, характер питания, степень загрязнения организма, иммунитет, психоэмоциональное напряжение, уровень эмоционального благополучия из 100 возможных баллов по показателю «оценка физической формы» (измерение ЧСС после подъема в среднем темпе на 4-й этаж) средний результат составил 78 баллов. Оценка качества питания в среднем у студентов на 32,7 % ниже оптимальной нормы, учитывались такие показатели, как индекс массы тела, отношение талия/бедра, ответы на вопросы по составу и особенностям питания: «Сколько раз в неделю вы едите яйца? Вы отрезаете жирную часть мяса перед едой? Вы едите курицу с кожей? Вы удаляете жир с поверхности супа? Вы любите жареную пищу и употреблять ее? Вы любите торты, конфеты и употребляете их? Часто ли вы едите фрукты и овощи? Добавляете ли вы в рацион витамины? Часто ли Вы едите продукты или каши из цельных зерен? Часто ли вы досаливаете пищу?».
Оценка психоэмоционального напряжения показала, что в среднем его уровень превышает норму на 35 %, среди факторов получены положительные ответы на вопросы: «Заполнена ли ваша жизнь недоделанными делами и обязанностями? Едите ли вы в спешке на ходу? Ваша деловая жизнь не дает вам проводить много времени дома, и вы возвращаетесь очень уставшим? Вы быстро водите машину, часто проезжаете (переходите дорогу) на желтый свет, перестраиваетесь, нетерпеливы к другим водителям? Вы быстро говорите, редко находите время для эмоциональной поддержки вашей семьи и друзей? Редки ли у вас каникулы (отдых)? Испытываете ли вы беспокойство или чувство вины, когда ничего не делаете? Испытываете ли вы трудности при засыпании? Часто ли вы просыпаетесь ночью? Бывает ли у вас утренняя бессонница?»
Оценка иммунитета проводилась по косвенной методике оценки – шкале баллов, полученных при ответах на вопросы: «Сколько раз в течение года вы болели вирусными заболеваниями? Долго ли тянутся ОРЗ? Переходили ли ОРЗ в бронхит или пневмонию? Бывает ли у вас аллергия?» В среднем по группе обследуемых респондентов иммунитет снижен на 23 %.
Оценка загрязненности организма проводилась с помощью опросника профиля здоровья: «Есть ли у вас следующие симптомы: слабость, вялость, потливость, головные боли, усиленное выпадение волос, частые запоры? При оценке питания вы набрали меньше 50 очков». Результаты выявили степень загрязненности в среднем от 7 до 39 %.
Кроме субъективных методик оценки здоровья нами применялись и объективные критерии, например, экспресс-оценка уровня физического здоровья по методике Апанасенко Г.Л. (1988), приведенная в пособиях [2, 5] и включающая показатели: индекс массы тела (масса, кг/рост, м²), жизненный индекс (ЖЕЛ, мл/ масса, кг); силовой индекс (динамометрия, кг/масса, кг), двойное произведение (ЧСС∙АДсист./100), время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 (с). По методике Апанасенко выделяется 5 уровней здоровья (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) среди которых два относятся к феномену безопасного уровня здоровья (выше среднего и высокий уровни). В безопасной зоне здоровья (минимум 14 баллов) по данным автора методики практически не регистрируются внутренние факторы риска, манифестированные формы хронических неинфекционных заболеваний, низок риск смерти от них.
Среди студентов безопасный уровень физического здоровья выявлен нами у 23,9 %, у остальных средний, ниже среднего и низкий уровни (средний балл в целом составил 11,5).
В соответствии с полученными результатами студентам было предложено составить личную программу оздоровления. Анализ личных программ показал, что в первую очередь студенты обращают внимание на свое питание, далее на физическую форму и двигательную активность, закаливание и средства снятия психоэмоционального напряжения.
Рецензенты:
Коновалов И.Е., д.п.н., зам. директора по науке и внешним связям НФ, ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ», г. Набережные Челны;
Денисенко Ю.П., д.б.н., профессор., зав. кафедрой спортивных игр НФ, ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ», г. Набережные Челны.
Источник
Факторы риска для здоровья
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человека – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Всемирной организацией здравоохранения описаны 24 фактора, оказывающие реальное воздействие на наше самочувствие, основные из которых объединены в 4 группы: образ жизни человека, окружающая среда (экология); наследственность (генетические); система здравоохранения.
Образ жизни человека. Доля этих факторов составляют 50%. К ним относятся: питание, физическая активность, стрессоустойчивость, наличие вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, наркомания).
Питание. С первых и до своих последних дней человека жизнь связана с питанием. Оно поддерживает нашу жизнь, заряжает нас энергией, питает мозг, обеспечивает рост и обновление отживших клеток. Но человек часто не соблюдает основные принципы рационального питания: сбалансированность, умеренность, разнообразие и режим питания.
Сбалансированность питания– это баланс энергии, то есть, сколько человек съел, столько он должен и истратить в процессе своей жизнедеятельности или физической нагрузки. В правильном и здоровом питании должны содержаться все полезные вещества для организма. Ежедневно в организм должно поступать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, воды и растительных волокон. Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ.
Умеренность питания. С избытком пищи не справляется пищеварительная система, пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.
Режим питания – 3-х или 4-х разовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин). Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения.
Физическая активность– биологически обусловленная необходимость, пренебрежение к которой приводит не только к дряблости и обвисанию кожи, потере привлекательной фигуры, но и к развитию болезней: сердечно-сосудистой и дыхательной систем; страдают опорно-двигательный аппарат, желудочно-кишечная система; увеличивается свертываемость крови; нарушается обмен веществ, из организма начинают активно выводиться необходимые вещества – фосфор, кальций, железо, азот, сера и другие. Гиподинамия — является фактором риска развития различных заболеваний суставов, связок, позвоночника и др.
Движения – пища для мышц человеческого тела. Без этого «питания» мускулы быстро атрофируются. Вред гиподинамии для здоровья заключается и в том, что мышечная масса уменьшается, а жировая прослойка, наоборот, увеличивается. Это приводит к ожирению, но оно опасно не только само по себе. Афоризм «Движение — это жизнь» должно прочно войти в ваше сознание.
Наличие вредных привычек. Многие недооценивают вред курения и алкоголя на свой организм, а между тем алкоголь и курение в настоящее время являются неотъемлемой частью жизни многих людей.
Для кого-то это образ жизни, кто-то прибегает к этому для снятия напряжения, а некоторые курят и пьют только по праздникам. Каким бы поводом для вас ни служили данные виды привычек, необходимо помнить о том, что они являются губительными для вашего организма. Кроме того, ваши вредные привычки оказывают прямое и косвенное влияние на окружающих вас людей, особенно родных и близких.
Стрессоустойчивость. Стрессы, депрессии получили широкое распространение в современном мире: перемены, связанные со сменой места учебы или работы, психоэмоциональное перенапряжение, обусловленное большим объемом работы, снижение физической деятельности, нарушение режима труда и отдыха, которые оказыва¬ют различное воздействие на организм в зависимости от степени переутомле¬ния и нагрузок.
Состояние окружающей среды (экология) составляют 20% от всех факторов риска. Развитие многих заболеваний зависит от погодных условий, географического положения, экологической обстановки. Например, низкая влажность воздуха провоцирует пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей, следствием которого являются ослабление местного иммунитета и повышение частоты ОРВИ; высокая влажность – респираторные забо¬левания, хронический насморк, бронхит и др. Особенную опасность представляет загрязнённость атмосферного воздуха и питьевой воды.
Наследственность (генетика) занимают 20% от всех факторов риска. К ним относятся генетические особенности организма человека. Все мы имеем свою генетическую программу, в которую заложена предрасположенность к тем или иным заболеваниям. От собственных генов избавиться, естественно, не удастся, а вот принять меры предосторожности можно. Поэтому, прежде всего, необходимо оградить себя от тех вредных влияний, которые могут только усугубить наследственную предрасположенность и вызвать развитие подаренных предками заболеваний.
Система здравоохранения. На первый взгляд доля ответственности здравоохранения за обеспечение здоровья (10%) кажется неожиданно низкой. А ведь именно с ним большинство людей связывает свои надежды на здоровье. Такой подход обусловлен прежде всего тем, что о здоровье человек чаще всего вспоминает тогда, когда уже болен. Выздоровление же, естественно, он связывает именно с медициной. Однако при этом человек не задумывается над тем, что врач занимается не охраной здоровья, а лечением болезни.
Существующие в настоящее время принципы лечения, как правило, основаны на грубом вмешательстве в нормальное течение физиологических процессов, и не используют собственных адаптационных возможностей организма. Это объясняет низкую эффективность такого лечения и низкую степень зависимости здоровья современного человека от медицинского обеспечения. В связи с этим слова Гиппократа «медицина часто успокаивает, иногда – облегчает, редко – лечит», к сожалению, во многих случаях актуальны и поныне.
Любой из факторов риска вреден сам по себе, но особенно вредно их сочетание. Если же присутствуют одновременно несколько, то расплата в виде тех или иных заболеваний последует быстро и неотвратимо. Поэтому, зная о том, какие существуют факторы риска для здоровья и стараясь свести их до минимума, каждый из нас может собственными руками продлить себе жизнь и оградить от появления множества неприятных заболеваний.
Здоровье – великое счастье, а потому его надо беречь, постоянно заботиться о себе и стараться избегать всех тех факторов, которые могут нанести непоправи-мый ущерб человеческому организму.
Источник