Меню

Внеурочная деятельность психологическое здоровье

Программа Уроки психологического здоровья

программа внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Программа Уроки психологического здоровья»

По определению Всемирной организации здравоохранения (1991), здоровье характеризуется «состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Всемирная организация здравоохранения наряду с определением понятия «психическое здоровье», подразумевающее отсутствие выраженных психических расстройств, наличие определенного ресурса, позволяющего преодолевать неожиданные стрессы и затруднения, а также сохранять равновесие между человеком и окружающим миром, гармония ним и обществом.

Актуальность программы. В последние годы в структуре заболеваемости детей школьного возраста ведущее место занимают нарушения нервно-психического здоровья детей. Серьезную угрозу для здоровья школьника представляют факторы, присущие современному обществу: гиподинамия, повышенная стрессогенность, информационные перегрузки и пр. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, более 80% учащихся начальной школы испытывают сильное функциональное и эмоциональное напряжение, которое негативно отражается на психическом здоровье школьника и, как следствие, на его социальной адаптации.

Основными направлениями при работе с детьми 1и 2-ого классов являются: адаптация детей при поступлении в начальную школу, развитие учебной деятельности, развитие навыков общения, развитие и коррекция эмоциональной сферы, интеллектуальной сферы, внимания, памяти, восприятия, мышления, а также сплочения коллектива.

Цель программы: формирование навыков социальной адаптации у младшего школьника, сохранение и укрепление его психологического здоровья.

Сформировать у детей общее представление о своем психологическом здоровье;

Учить детей понимать себя, распознавать свое эмоциональное настроение; называть его и выражать приемлемыми способами;

Учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление

Дать ребенку первичные знания о психологии, о значении психологии для каждого человека;

Развивать ценностное отношение школьника к своему психологическому здоровью;

Помочь ребенку в постепенном открытии своего внутреннего мира;

Развивать коммуникативные навыки учащегося, умение понимать другого человека, сотрудничать, взаимодействовать друг с другом в учебных и внеучебных ситуациях;

Приобщить детей к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условиям духовно-нравственного развития.

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы МОУ «ЛСОШ №1»: совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, содействие укреплению физического, нравственного и психологического здоровья школьника.

Ценить и принимать себя самого и окружающих людей;

Уважать своих одноклассников, педагога и семью;

Развивать представление о внутреннем мире человека;

Адекватно реагировать на действия и предложения, потенциально опасные для жизни и здоровья.

Определять план выполнения заданий на занятии и в жизненных ситуациях;

Контролировать свои эмоции и распознавать эмоции и чувства окружающих;

Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности и в жизненных ситуациях под руководством педагога;

Развитие общеучебных навыков: умения самостоятельно организовать свою учебную работу, выполнить письменное задание в тетради;

Познакомить с базовыми понятиями «здоровье», «психологическое здоровье»,

«режим дня», «эмоции» и др.

Развивать интерес к самому себе, своим эмоциям и чувствам;

Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях;

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

Слушать и слышать других

Занятия проводятся один раз в неделю, одно занятие длится 40 минут. Во всех темах выдержан единый план изложения материала. Изучение любой темы начинается с описания какой-либо ситуации, в которой побывал каждый ребенок или мог в ней оказаться. Знакомство с каждой темой учит ребенка анализировать собственные чувства и состояния, видеть их сходства и различия у себя и у других людей, подводит к пониманию сложности внутреннего мира человека и необходимости бережного отношения к нему. В центре внимания — ребенок с его проблемами, интересами, ценностями и потребностями.

Задачей курса является не только изучение основ общей психологии, но и представление о человеческой психике, о себе. В результате этих занятий ребенок должен получить представление о своем внутреннем мире.

2. Содержание учебного предмета

Вводное занятие. Знакомство с детьми. Игра«Вот я какой»

Определение уровня школьной зрелости учащихся 1-х классов для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающих трудности при адаптации к школьной жизни.

Психология как наука, для чего ее изучать. Проективная методика «Мои мысли»

Тренинги на сплочение класса, игры.

Развитие мелкой моторики руки, упражнения, техника «Квилинг».

Самопознание, игры по теме.

Изучение особенностей личности ребенка, методики:«Дом,дерево,человек», «Автопортрет»,«Несуществующее животное».

Положительные и отрицательные эмоции, игры по теме.

Агрессия и конфликтность, тренинг и игры по теме

Релаксация (снятие напряжения и зажимов)

Развитие интеллектуальной сферы

Игры на развитие коммуникативных навыков

Игры на развитие общего словарного запаса

Читайте также:  Продукты для здоровья сладости

Развитие восприятия, игры по теме

Развитие мышления, игры по теме

Развитие воображения, игры о теме

Развитие памяти, игры по теме

Развитие мотивационной сферы, игры по теме

Конфликты, коррекция состояния

Ориентирование в окружающем мире, игры по теме

Эмоции, игры по теме

Вводное занятие (1 час)

Знакомство с детьми, ознакомительная беседа, рассказ каждого ребенка о себе, позволяет определить уровень ориентировки детей в окружающем мире, запас знаний, уровень сформирования положительного отношения к школе.

Определение уровня школьной зрелости учащихся для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающих трудности при адаптации к школьной жизни. (2 часа)

Занятие поможет определить уровень школьной зрелости учащегося, при помощи следующих методик: тест Кузнецова, методом наблюдения, ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасика, тест «Диагностика уровня развития поступивших в начальную школу» Г. Витцлака (для 1 класса).

Психология как наука, для чего ее изучать. Проективная методика «Мои мысли» (1 час)

Понятие «психологии» как науки. Значение психологии для жизни каждого человека. Закрепление материала проективной методикой «Мои мысли».

Тренинги на сплочение класса, игры. ( 1 часов)

Занятия помогут сплотить детей. Игры, тренинги направлены на более тесное общение детей друг с другом, развитию доверия друг к другу, знакомства с новым коллективом.

Развитие мелкой моторики руки, техника «Квилинг» (1 час)

Занятие поможет развитию мелкой моторики руки. Методика «Квилинг» способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Самопознание, игры по теме (1часа)

Занятие рассматривает понятия: личность, самооценка, внутренняя позиция, характер. С целью понять, что каждый человек является неповторимой личностью, имеющие сильные и слабые стороны, гордиться своей собственной историей и с надеждой смотреть в будущее, справляться со своими страхами и стрессами: развивать сильные стороны своего характере, используется психологическая игра «Самого себя любить!».

Изучение особенностей личности ребенка, методики: «Дом, дерево, человек», «Автопортрет», «Несуществующее животное».( 1 часа)

Занятия помогут психологу более глубоко и точно изучить структуру личности ребенка, в дальнейшем работать над коррекцией психических состояний.

Положительные и отрицательные эмоции, игры по теме ( 2 часа)

Рассмотрение понятия эмоции, виды эмоций, их значение для жизни человека. Занятия научат детей выражать свои эмоции, и понимать эмоции других. Вербально и невербально снимать эмоциональное напряжение. Проективная методика «Мои эмоции», игры помогут ребенку более точно разобраться в своих эмоциях.

Агрессия и конфликтность, игры и тренинг по теме ( 2 часа)

Рассмотрение понятий: агрессия, конфликт, эмпатия, виды агрессий. Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева в движении. Использование различных психологических игр с целью обучения ребенка управлению своим гневом и снижением уровня личностной тревожности. На занятиях происходит развитие произвольного контроля за своими действиями.

Застенчивость ( 2 часа)

Рассмотрение понятия застенчивость, характеристика определения, описание внешнего проявления. Рассмотрение различных ситуаций, и отношение детей к ним. Проведение психологических игр, с целью повышения самооценки, значимости каждого ребенка в коллективе. Занятие поможет снять напряжение, беспокойство, почувствовать себя свободно.

Тревожность ( 1 часа)

На занятии рассматривается понятие тревожности, его проявление человеком. Рассмотрение различных жизненных ситуаций, и отношений детей к ним. Проведение психологических игр, с целью повышения самооценки, значимости каждого ребенка в коллективе. (Проведение диагностики тревожных состояний у детей CMAS)

Релаксация, (снятие напряжения и зажимов), ( 1 часа)

Рассмотрение понятия релаксация, обучение способам управления своими эмоциями, произвольным контролем за своими эмоциями, за своими действиями. Релаксационные игры проводятся с целью предупреждения психоэмоционального состояния напряжения, которое может быть вызвано характером учебной деятельности. Целью является: расслабление мышц, снятие напряжения и зажимов, развитие телесной раскрепощенности, успокоение.

Развитие интеллектуальной сферы ( 2 часов)

На занятиях изучается интеллектуальная сфера ребенка, творческое, познавательное при помощи теста Векслера, прогрессивных матриц Равена. Игры помогают развитию интеллектуальной сферы, происходит развитие стиля мышления (аналитического ума, образного мышления), познавательных процессов (внимание, воображение, память, восприятие), мыслительными операциями .

Игры на развитие коммуникативных навыков ( 1 часов)

Занятие способствует более глубокому знакомству друг с другом, расширению представлений друг о друге и о себе, создает условия для развития наблюдательности, внимания, памяти, дает участникам возможность саморазвиться и самопроявиться, развитию толерантности. В ходе занятия используются следующие психологические игры: «Узнай по голосам», игра «Волшебный магазин», игра «Комфортное состояние», игра «Работа с ассоциациями», игра «Колобок».

Игры на развитие общего словарного запаса ( 4 часа)

На занятии учитывается тесная связь процессов развития лексики психических процессов ребенка, игры данные игры и упражнения включают в себя задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами. В ходе занятия используются следующие психологические игры: «Чей голос», игра «Назови части целого», «Отгадай предмет по названию его частей», игра «Про кого я говорю?».

Читайте также:  Когда проходит всемирный день здоровья

Развитие восприятия, игры по теме ( 2 часа)

На занятии детям предложены игры, развивающие зрительное, слуховое и осязательное восприятие. В процессе игры дети больше узнают о цвете, учатся воспринимать музыку, знакомятся со свойствами разных материалов. В ходе занятия используются следующие психологические игры для развития и коррекции восприятия: игра «Зрительное различение цифр», «Слуховое различение цифр», «Различение цифр через движение».

Источник

Программа внеурочной деятельности «Уроки психологического здоровья» для первоклассников

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Уроки психологического здоровья» для первоклассников»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Майминская средняя общеобразовательная школа №2»

649100, Республика Алтай, с. Майма, ул. Ленина, 56

Программа внеурочной деятельности

«Уроки психологического здоровья»

Педагог-психолог: Семенцова Дарья Васильевна

2 020 – 2021 учебный год

По определению Всемирной организации здравоохранения (1991), здоровье характеризуется «состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Всемирная организация здравоохранения наряду с определением понятия «здоровье» предлагает определение понятия «психическое здоровье», подразумевающее отсутствие выраженных психических расстройств, наличие определенного ресурса, позволяющего преодолевать неожиданные стрессы и затруднения, а также «сохранять равновесие между человеком и окружающим миром, гармония между ним и обществом».

Актуальность программы. В последние годы среди заболеваемостей детей школьного возраста ведущее место занимают нарушения нервно-психического здоровья детей. Серьезную угрозу для здоровья школьника представляют факторы, присущие современному обществу: гиподинамия, повышенная стрессогенность, информационные перегрузки и пр. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, более 80% учеников начальной школы испытывают сильное функциональное и эмоциональное напряжение, которое негативно отражается на психическом здоровье школьника и, как следствие, на его социальной адаптации.

На первых этапах школьного обучения ребёнок сталкивается с большим количеством трудностей. Основная причина возникновения их у первоклассников – это резкое изменение требований к нему по сравнению с дошкольным детством.

Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни организм ребёнка работает в таком же режиме, как организм космонавта, находящегося в состоянии невесомости. Поэтому для успешной адаптации важна психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.

Мониторинг психологического здоровья первоклассников нашей школы выявил следующие проблемы. Из 61 обучающихся, поступивших в 1 класс нашей школы (2019/20 уч.г.), 66 % уч-ся психологически готовы к обучению в школе, их адаптация прошла успешно. Трудности в адаптации имеют 34% обучающихся. По сравнению с прошлыми годами мы наблюдаем увеличение количества детей с трудностями в адаптации.

Преподавание программы внеурочной деятельности «Уроки психологического здоровья для первоклассников» в МБОУ «Майминская СОШ №2» осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования РФ, Министерства образования и науки Республики Алтай:

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);

Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;

Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее — СанПиН 2.4.2. 2821-10);

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении стандарта профессиональной деятельности «педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

Письмо МО РФ, департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 02.03.2016 г. № 07-871 «О психологической службе образования в Российской Федерации»;

Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 14.12.2017;

План мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 11 мая 2018 г.;

Учебный план МБОУ МСОШ №2;

Календарный учебный график.

Цель программы: формирование навыков социальной адаптации у первоклассника, сохранение и укрепление его психологического здоровья.

сформировать у детей общие представления о своем психологическом здоровье, взаимосвязи психического и физического здоровья, необходимости сохранения собственного душевного благополучия;

научить детей понимать себя, овладевать умениями распознавать свое настроение, эмоциональное состояние, называть его и выражать приемлемыми способами, эффективно организовывать свой день, выбирать занятия по вкусу, поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции;

Читайте также:  Как сохранить время здоровье учителя

получать положительные эмоции от творческого самовыражения, воплощения творческого замысла.

формировать ценностное отношение школьника к своему психологическому здоровью;

развивать у обучающихся: навыки самоанализа и рефлексии, расширять представление о себе, своих возможностях и способностях, коммуникативные навыки учащегося, умение понимать другого человека, сотрудничать, взаимодействуют друг с другом в учебных и внеучебных ситуациях, самостоятельно находят выход из конфликтных ситуаций;

формировать ценностное отношение к своим талантам и способностям, показывать преимущества развивающегося человека.

приобщать обучающегося к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условиям духовно-нравственного развития человека.

Целевая аудитория: обучающиеся I классов, с низкой или вероятно низкой социальной адаптацией к новым условиям, имеющие низкую познавательную мотивацию, плохо владеющие навыками самостоятельности, эмоционально-импульсивные.

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы МБОУ «Майминская средняя общеобразовательная школа№2».

Срок реализации программы: один учебный год.

Длительность программы: 34 ч., одно занятие в неделю. Каждый раздел программы рассчитан на одну учебную четверть. Занятия проводятся с группой обучающихся в количестве до 20 человек.

Форма проведения занятий: урок с элементами психологического тренинга.

На занятиях используются методы работы:

психологические игры и упражнения,

работа с направленным воображением,

общение в круге,

этюды на выражение эмоций и чувств.

Программа предполагает самостоятельную или коллективную работу школьника в индивидуальной рабочей тетради на печатной основе. Это повышает интерес ребенка к занятиям, активизирует его творческий потенциал, развивает навыки рефлексии, способствует закреплению информации, полученной на занятии и использованию ее в реальной жизни. Опыт, получаемый ребенком на занятиях, анализируется и осмысливается дома. Некоторые задания в тетради предусматривают совместную работу детей и родителей, что позволяет родителям стать активными участниками реализации программы, помогает им осознать свой вклад в психологическое здоровье ребенка. Эта тетрадь по окончании занятий дает достаточно полное представление о личности ребенка и может перейти в его портфолио.

В результате реализации программы обучающиеся получают знания о том:

что такое психологическое здоровье, почему о нем нужно заботиться;

как правильно организовать свой день, приготовить домашнее задание;

как интересно и с пользой для здоровья провести свободное от занятий время;

содержание внутреннего мира человека: его эмоции, чувства, мысли, переживания, интересы и способности;

о многообразии мира профессий, их содержании и социальной значимости;

спектр своих интересов и способностей.

В результате реализации программы обучающиеся овладевают умениями:

оценить свой режим дня с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни, самостоятельно корректировать несоответствия;

самостоятельно справиться с отрицательными эмоциями, утомлением, плохим настроением;

адекватно реагировать на действия и предложения, потенциально опасные для жизни и здоровья.

Личностные результаты реализации программы:

будет сформирован: выраженный интерес к своему психическому здоровью, эмоциональному благополучию, устойчивая позитивная осознанная самооценку;

обогащение чувственный опыта обучающихся;

повышается уровень психологической адаптации к новой социальной ситуации, уровень творческого воображения, способность к реализации творческого замысла.

Метапредметные результаты реализации программы:

обучающийся получит возможность развития общеучебных навыков: умения самостоятельно организовать свою учебную работу, умения осознанно называть и объяснять события внутреннего мира, навыки эффективного взаимодействия со сверстниками в учебной ситуации;

проявлять позитивное отношение к саморазвитию, самопознанию и самоизменению.

Оценка эффективности реализации программы осуществляется посредством:

получения обратной связи от обучающихся на занятиях;

анализа письменных работ, тестов, рисунков учеников в рабочей тетради;

анкетирования родителей и педагогов о состоянии психологического здоровья ребенка.

Требования специалистам, для реализации программы

Для эффективной реализации программы необходим педагог-психолог со специальностью в области образования. Специалист может занимать данную должность только при условии наличия у него высшего по направлению «Педагогика и психология».

Основные должностные обязанности психолога:

Обеспечение благоприятных условий для развития, обучения и социализации обучающихся.

Выявление причин возникновения проблемных ситуаций между учениками.

Оказание психологической помощи детям, которые в этом нуждаются.

Участие в разработке развивающих и коррекционных программ.

Контроль образовательного процесса.

Консультирование педагогов и родителей по вопросам развития, социализации и адаптации детей.

Анализ творческих и образовательных достижений детей, их успеваемости.

Оценка эффективности работы педагогов.

Полный перечень прописывается в профессиональном стандарте «Педагог-психолог в сфере образования».

Факторы, влияющие на достижение результатов программы

Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:

Кабинет педагога-психолога, для групповых коррекционно-развивающих занятий;

Комната для снятия психологической нагрузки в школе;

Компьютер, интерактивная доска, проектор, цветной принтер.

Источник

Adblock
detector