Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа Здоровья»
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа «Школа здоровья» составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Программа реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности для учащихся 1- 4
классов.Она направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shkola_zdorovya.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Краснодар
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 18 (полное наименование образовательного учреждения)
на заседании МО
МБОУ гимназии № 18
От « _____» ________2015
директор МБОУ гимназии № 18
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по спортивно-оздоровительному направлению «Школа Здоровья»
Срок реализации программы; 2015 — 2019 г.г. ( 4 года)
Возраст обучающихся: 7 лет — 11 лет
Количество часов 135 часов
Автор-составитель Тюленева Оксана Александровна
1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, где внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая составная часть процесса образования детей младшего школьного возраста.
Программа реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов. Она направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Здоровье детей является приорететным направлением деятельности всего общества. Однако в последнее время наблюдается снижение человеческих ресурсов, ухудшается качество питания, увеличивается число хронических заболеваний. Исследования учёных показали, что только 30 % детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Ухудшение здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу. Частично причины ухудшения здоровья лежат в семье и социуме, а определённая часть зависит от обучения в школе. Основная задача, стоящая перед педагогами — организовать учебно-воспитательный процесс, так чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа здоровья» нацелена на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, на использование их в целях досуга, отдыха.
Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
-Закон Российской Федерации «Об образовании»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
-СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
-Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
-Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
1.2.Цель программы: формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни;
-формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика;
-обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
-привитие детям элементарных гигиенических навыков(мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.);
-желание быть здоровым душой и телом ;
-выработать привычку использовать полученные знания в повседневной жизни;
-расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.;
-формирование позиции признания ценности здоровья , чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
1.4.Методы достижения цели:
Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, физкультминутки, беседы, пресс-конференция, комбинированный урок, дни здоровья, конкурсы рисунков, тесты и анкетирование, просмотр видеофильмов.
формы проведения занятия
и виды деятельности
«Мы выбираем ЗОЖ», «Береги здоровье», «Здоровый образ жизни» и т.д.
«Полезные и вредные продукты»
«Мой внешний вид»
«Мода и школьные будни»
«Профилактика простуды и гриппа» ит.д.
тесты и анкетирование
«Правильно ли вы питаетесь?»
«Что мы знаем о здоровье?»
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?»
«Моё отношения к одноклассникам»
«Как сохранять и укреплять свое здоровье» «Мир моих увлечений»
«В мире интересного»
просмотр тематических видеофильмов
«Как сохранить и укрепить зрение»
«Быстрое развитие памяти»
«Сезонные изменения в природе»
«Природа – источник здоровья»
«У природы нет плохой погоды»
дни здоровья, спортивные мероприятия
«Дальше, быстрее, выше»
«Хочу остаться здоровым»
«За здоровый образ жизни»
«Мама,папа,я — спортивная семья»
конкурсы рисунков, выпуск газет, листовок
«В здоровом теле здоровый дух»
«Продукты для здоровья»
« Здоровый образ жизни»
решение ситуационных задач (практические занятия)
«Лесная аптека на службе человека»
театрализованные представления, кукольный театр
Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр»
Спектакль С. Преображенский «Капризка»
Спектакль «Спеши делать добро»
1.5 Реализация программы
Программа предназначена для учащихся начальных классов, обучающихся на этапе начальной подготовки с 7 до 11 лет.
1 год обучения –7-8 лет;
2 год обучения – 8-9 лет;
3 год обучения – 9-10лет;
4 год обучения – 10-11 лет
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Источник
Программа внеурочной деятельности «Уроки здоровья»
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Проблема воспитания здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная, и наша задача выделить из неё конкретные вопросы, решение которых посильно учителю.
Цель программы « Урок здоровья»: создание условий, позволяющих воспитать потребность в принятии ЗОЖ, формирующих личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_urok_zdorovya.docx | 77.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровый человек – самое драгоценное
I. Пояснительная записка.
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.
На сегодняшний день только одного из десяти школьников можно признать вполне здоровым. Следовательно, бесспорна необходимость и приоритетность существования учебных факультативных курсов, программ, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формирование потребности умения и решимости творить своё здоровье.
Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия.
Проблема воспитания здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная, и наша задача выделить из неё конкретные вопросы, решение которых посильно учителю.
Цель программы « Урок здоровья»: создание условий, позволяющих воспитать потребность в принятии ЗОЖ, формирующих личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию .
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
- Дать знания из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии, гигиены.
- Показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни.
- Дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам.
- Формировать у ребёнка потребность в самосознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.
- Способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.
- Убедить родителей и учащихся в необходимости выполнения ребёнком режима дня, в важности режима дня для сохранения здоровья ребёнка и хорошей успеваемости; приложить все усилия для создания условий выполнения ребёнком режима дня.
- Научить родителей и детей чётко соблюдать основные гигиенические требования.
II. Общая характеристика программы « Урок здоровья»
Программа « Урок здоровья» является продолжением уроков окружающего мира, физической культуры, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Программа « Урок здоровья» построена в соответствии с принципами:
- валеологии: сохранения, укрепления и формирования здоровья ( И.И. Брехман, В.В. Колбанов, Г.В. Зайцева, Л. Г. Татарникова);
- гуманизма, вариативности форм проведения занятий, разнообразия методов и приёмов;
- интеграции различных видов деятельности.
Участники программы: дети от 7до 11 лет.
Сроки реализации: 4 года
Занятия проводятся по определённой системе:
1-й год – «Как я устроен?»;
2-й год – «Как себе не навредить?»;
3-й год – « Умей владеть собой»;
4-й год – «Я выбираю жизнь!».
Механизм реализации программы осуществляется через систему уроков
здоровья, организацию сотрудничества с родителями детей, через педагогическое сопровождение и систему диагностирования
Занятия по программе «Урок здоровья» помогают расширить представления детей о своём организме, культуре здоровья, правилах личной гигиены; воспитывают у них бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, способствуют психическому саморазвитию .
Методика работы по программе строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения, уроки здоровья в форме игр, экскурсий, микроисследований, викторин, праздников; создание проектов, рекламных роликов, выпуск бюллетеней).
Обобщение изученного материала проходит в форме праздников: «Если хочешь быть здоров!», «Путешествие в город Чистолюбинск», «Путешествие в Страну здоровья», «Культура здорового образа жизни», а в конце 4-го года обучения – в форме создания и защиты проектов на тему «Здоровый образ жизни».
Проведение занятий по программе «Урок здоровья» исключает академический стиль назидания и указания. Это совместное размышление об образе жизни, попутные советы, путешествия в тайны своей сущности, связанные со многими открытиями. Важно, чтобы в учебном процессе у каждого ребёнка формировалось настроение особой радости, нежности к самому себе, а через себя – к другим.
При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы, основным элементом которых является игровая педагогика. Игра – это один из способов развития в ребёнке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности, достоинства. Использование на занятиях игровых моментов позволяет удовлетворить базовые возрастные потребности ребёнка в игре, подражании, движении, практическом действии, способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы. В рамках программы « Урок здоровья» предполагается проведение подвижных, развивающих и психологических игр. Предусмотрена работа по организации творческой деятельности с личным дневником здоровья, в котором ребёнок делает записи и наблюдения, связанные с изменением в его физическом развитии ( изменение роста, веса), размышлениями о своих привычках, желаниях, мечтах.
Важно стремление детей быть здоровыми душой и телом, творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
III. Описание места программы « Урок здоровья» в учебном плане.
Преподавание программы « Урок здоровья » проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Программа « Урок здоровья » изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю: 1 класс -66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов . В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания программы « Урок здоровья»
Одним из результатов преподавания программы « Урок здоровья » является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе — это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности − любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы « Урок здоровья»
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; —овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; — находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; — организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности ; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; — представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; — применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья ; — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований; — применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов в спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности»
Уровень
Источник