Каковы особенности организации внеурочной деятельность и дополнительного образования для детей с ОВЗ?
Главная > Консультации > Омбудсмен > Каковы особенности организации внеурочной деятельность и дополнительного образования для детей с ОВЗ?
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом подходе со стороны школы. Школа должна создать среду, которая будет способствовать расширению опыта поведения, деятельности ребенка и общения со сверстниками. Школьный социум должен направлять обучающегося на творческую самореализацию, стимулировать личностные интересы к различным аспектам жизнедеятельности. И урочная деятельность, и внеурочная деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются основами, которые способствует развитию и социальному становлению ребенка.
Дети с ОВЗ — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе является одним из вариантов получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение по АООП (адаптированной основной общеобразовательной программе) может быть рекомендовано только психолого-медико-педагогической комиссией и требует согласия родителей. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья может обучаться не по адаптированной основной общеобразовательной программе, однако ему могут требоваться специальные условия (условия обучения, воспитания и развития), которые образовательная организация на основании рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии обязана обеспечить.
Ответы на вопросы по организации внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья можно найти в следующих нормативных актах:
- Федеральный закон от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1589 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Организация внеурочной деятельности
Адаптированная основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.
Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные.
Реализация АООП НОО осуществляется самой организацией. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.
В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций и организаций дополнительного образования.
Внеурочная деятельность в школе должна обеспечивать индивидуализацию потребностей ребенка с ОВЗ. С этой целью в школе могут быть организованы различные курсы и внеурочная деятельность.
Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения обучающихся с ОВЗ.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для:
- проведения общественно полезных практик;
- исследовательской деятельности;
- реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года. СанПиН 2.4.2.2821–10 устанавливает ограничения максимальной продолжительности внеурочной деятельности в течение недели учебного процесса. Для обучающихся с умственной отсталостью программа внеурочной деятельности должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, семьи и других институтов общества. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30 минут (за исключением категории обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития), обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе развития.
Дополнительное образование детей с ОВЗ
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся. Продолжительность реализации программы дополнительного образования в течение года, остается на усмотрение образовательного учреждения.
Занятия в кружках могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).
Занятия в дополнительных объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом. Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм. При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии. Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии — для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации — для учащихся детей-инвалидов и инвалидов. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов. Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.
С учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства.
В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ детям с ОВЗ в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.
В целях доступности получения дополнительного образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:
а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению
— адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или жёлтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;
б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху
— дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата
— материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м, наличие специальных кресел).
При реализации дополнительных общеобразовательных программ учащимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Образовательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой и внеучебной деятельности учащихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям на договорной основе.
Источник
Проект по теме «Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья»
Проект по теме
«Организация внеурочной деятельности с детьми,
имеющими ограниченные возможности здоровья»
1. Актуальность проекта.
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяет Программу внеурочной деятельности как организационный механизм реализации АООП НОО. Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и т.д. Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности.
Одним из документов, который достаточно детально раскрывает особенности моделирования внеурочной деятельности в образовательных организациях, является Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
2. Проблема проекта.
Внеурочная деятельность в аспекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования понимается как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-
урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования.
В научно-методической литературе внеурочная деятельность рассматривается как проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
Как отмечают Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
3. Цель проекта
Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Целью программы «Человек среди людей» является системное рассмотрение человека с биологической, психологической и социальной точек зрения посредством разрешения проблемных ситуаций.
4. Задачи проекта
В соответствии с содержанием нормативных правовых документов в качестве задач внеурочной деятельности можно представить следующие:
-обеспечение условий для благоприятной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении;
-обеспечение условий достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;
-оптимизация условий для общего развития, коррекции и компенсации нарушений в развитии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-создание условий для закрепления и практического использования знаний и умений, приобретенных обучающимися во внеурочной деятельности;
-создание условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-развитие опыта творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде;
-развитие опыта неформального общения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом.
В качестве основных направлений внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определены следующие: духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное и спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное).
Социальное направление внеурочной деятельности предполагает направленность на развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде,
включение обучающихся в процессы преобразования окружающей среды, присвоение и отработку ими различных социальных ролей, приобщение к ценностям гражданственности, социальной солидарности, развитие умений принимать групповые нормы. Реализация программу курсов внеурочной деятельности в рамках социального направления будет направлена на обеспечение условий интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество. В рамках социального направления могут быть представлены такие программы, как «Народы мира», «Детская риторика», «Человек среди людей», «Они прославили наш город», «Наш героический город», «История и культура моего края», «Азбука права», клуб «Лидер», «Мы и окружающий мир», игра-путешествие «Мой родной город» и многие другие(1).
5. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
При моделировании системы внеурочной деятельности в образовательном учреждении и проектировании программ курсов внеурочной деятельности обучающихся и непосредственной организации внеурочной деятельности необходимо иметь четкое представление о планируемых результатах внеурочной деятельности.
Результатом внеурочной деятельности должны стать
— сформированность у обучающихся мотивации к обучению и познанию,
— сформированность социально значимых личностных качеств, основ гражданской идентичности,
— сформированность ценностно-смысловых установок и навыков нормативного поведения.
Метапредметные результаты включают сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность их самостоятельного применения в учебной и познавательной деятельности, социальной практике.
6.Сроки разработки и реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на 1 учебный год (2018-2019)
Реализация Программы внеурочной деятельности осуществляется в рамках кружка « Человек среди людей» в соответствии с календарно-тематическим планированием для обучающихся 11-12 лет, 17 часов в год (Приложение 1).
7. Ресурсы проекта
1) Информационные — СМИ: « Образование в Ижевске», «Центр»
2) Интеллектуальные, в т.ч. экспертные – социологические опросы, анкетирование, кинолектории, семинары.
Привлечение специалистов (согласно договорам с Центрами реабилитации и содействия, медико-психологическими и психолого-педагогическими, Центрами социальной защиты, учреждениями дополнительного образования, Центром занятости населения).
3) Кадровые – педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, врачи, психиатры, психологи.
4) Организационные — профориентационная работа («День открытых дверей»), экскурсии, презентации, проведение мастер-классов.
5) Материально-технические — компьютеры, принтер, столы, стулья, интерактивная доска, канцтовары, ткань, инструменты, фурнитура.
6) Финансовые – оплата труда, уплата налогов, аренда, покупка оборудования, канцелярских принадлежностей, типографские расходы,
8. Планирование проекта.
1. Выбор технологий реализации проекта
2. Подбор форм внеурочной деятельности.
3. Разработка программы внеурочной деятельности
1. Реализация программы внеурочной деятельности через ведение кружка «Человек среди людей»
1.Анализ и оформление результатов реализации проекта
2. Распространение опыта работы
3.Определение перспектив развития внеурочной деятельности для детей с ОВЗ.
8. Заключение.
Участие детей с ОВЗ во внеурочной деятельности положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД). Прежде всего, это касается таких УУД как коммуникативные и регулятивные. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий позволяет ребенку с ОВЗ развивать социальную компетентность, формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом путем учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, успешно интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с субъектами общения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают ребенку с ОВЗ развитие произвольного поведения, направленного на организацию своей учебной деятельности.
Таким образом, внеурочная деятельность детей с ОВЗ должна быть направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции, адаптацию в обществе.
10.Список использованной литературы
1. Григорьев, Степанов: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС
2. М.И. Кириллова. Коррекционно-реабилитационный ресурс внеурочной деятельности и его использовании в образовательной деятельности с обучающимися, имеющими ОВЗ
3.Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.
4.О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
5.№ 373: приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241.
6.О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
7.№ 373: приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357.
8.Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
9.Разъяснения по отдельным аспектам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03 255.
10.Светлана Гин. Мир человека. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 2 класс
Программа внеурочной деятельности
«Человек среди людей»
Пояснительная записка.
Программа курса по выбору «Человек среди людей» предназначена для учащихся 11-12 лет с ОВЗ и призвана расширить их знания о том, что представляет собой человек, какова его роль и место в окружающем мире.
Данная программа направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, основанного на системе духовных ценностей, моральных приоритетов, и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности семьи и школы.
Одной из ведущих задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ в области формирования личностной культуры является создание основ нравственного самосознания личности – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. В процессе обучения происходит формирование основ морали: осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и допустимом. Программа направлена на укрепление у учащихся позитивной самооценки, жизненного оптимизма, развитие способности не только открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, но и самостоятельно совершать поступки и принимать ответственность за результаты собственного выбора.
Программой внеурочной деятельности «Человек среди людей» предполагается построение занятий на принципах сотрудничества, взаимодействия и взаимообогащения учащихся и педагога, в основе которых лежит принцип диалога. Диалогическое общение исходит из признания и безусловного права ученика свободно выбирать и сознательно присваивать нравственные ценности. Важным условием духовно-нравственного развития
является соблюдение равновесия между самобытностью детства и своевременной социализацией, т. е. между внутренним и внешним миром.
К другим условиям повышения эффективности реализации программы относятся обеспечение благоприятной психологической атмосферы, ориентация на использование интересов, потребностей, ценностей учащихся в качестве содержательной основы построения занятия, учёт индивидуальных психолого-возрастных особенностей школьников.
Цель курса по выбору «Мир человека»:
системное рассмотрение человека с биологической, психологической и социальной точек зрения посредством разрешения проблемных ситуаций.
Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:
• ценностно-смысловые:
– способность осознавать своё предназначение в окружающем мире;
– умение определять целевые и смысловые ориентиры своих действий;
– интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
• общекультурные:
– знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;
– восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур;
• учебно-познавательные:
– формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;
• информационные:
– умение осуществлять поиск информации в открытом информационном пространстве;
– умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
• коммуникативные:
– опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции;
– понимание относительности мнений и подходов к решению проблем;
– продуктивное содействие разрешению конфликтов;
– использование различных речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач;
• социально-трудовые:
– ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
– уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников;
– бережное отношение к результатам своего труда и других людей;
• личностные:
– освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития;
– овладение навыками саморегуляции и самоподдержки;
– овладение механизмом самоопределения в различных ситуациях;
– создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом;
– установка на здоровый образ жизни.
К концу курса учащиеся:
будут знать: о структуре адреса, об основных подсистемах организма, о необходимости здорового образа жизни, о возможности тренировки внимания и памяти, о способах поднятия настроения, о правилах бесконфликтного общения, об ошибочности поспешных выводов;
будут уметь: анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения: чем (для чего?) хорошо? чем (для чего?) плохо? понимать относительность восприятия и оценок происходящего.
Учебно-тематический план внеурочной деятельности
Цель, задачи и содержание.
Школа: разнообразие целей. Зачем учиться в школе?
Цель: развивать познавательные потребности и способности, креативность. Задачи: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности; формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве. Содержание: и зучение нового материала, Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?».
Цель: учить осознанно строить сообщения в устной и письменной форме. Задачи: обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований. Содержание: Систематизация понятия «адрес». Что делать, если потерялся? Игра «Кто вы? Где вы?».
Как устроен организм человека
Цель: знакомство с организмом. Сравнение организма человека с другими живыми организмами. Задачи: формирование способности осознавать своё предназначение в окружающем мире. Содержание: игра, рисование, беседа «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам.
Что такое здоровый образ жизни
Цель: приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия. Задачи: Формирование умения осуществлять поиск информации в открытом информационном пространстве. Содержание: Рисование «Что внутри?». Беседа «Знакомимся с анатомией». Отгадывание загадок про различные части тела.
Использование различных речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач.
Эмоции и настроение
Цель: освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Задачи: формирование умений контролировать свои эмоции, формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве. Содержание: Игра «Что это?» Беседа о настроении. Обсуждение «Как поднять настроение?»
Речевое и неречевое общение
Цель: создание условий для успешного межличностного общения и взаимодействия. Задачи: стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Содержание: Беседа «Зачем люди общаются?». Тест «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону? Игра «Пойми меня».
Правила поведения с незнакомыми
Цель: приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, овладение механизмом самоопределения в различных ситуациях. Задачи: формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения. Содержание: Наблюдение за «следами» хороших и плохих поступков в ближайшем окружении, беседа, тренинг
Учимся быть внимательными
Цель: – формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий.
Задачи: формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности и способности, креативность. Содержание: Что значит «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещённое движение». Тест «Внимательны ли вы?». Невнимательность: смешно или опасно?
Я – хороший, ты – хороший
Цель: учить воспринимать мир как единое и целостное при разнообразии культур Задачи: создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия. Содержание: Беседа о воспитании и самовоспитании. Что значит «любить себя?», загадки, рисование, анализ работ
Школа: разнообразие целей (1 ч)
Зачем учиться в школе?
Игра «Главное». Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил.
Надсистемы и подсистемы человека (5 ч)
Адрес (1ч.)
Систематизация понятия «адрес». Что делать, если потерялся? Игра «Кто вы? Где вы?».
Из каких частей «состоит» человек? Занимательная математика. Беседа «Одна голова хорошо…». Правила отношения к инвалидам.
Как устроен человек?(2 ч.)
Рисование «Что внутри?». Беседа «Знакомимся с анатомией». Отгадывание загадок про различные части тела.
Что такое здоровый образ жизни? Беседа «Знакомимся с анатомией». Отгадывание загадок про различные части тела.
Использование различных речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач
Учимся быть внимательными (2ч.)
Что значит «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещённое движение». Тест «Внимательны ли вы?». Невнимательность: смешно или опасно?
Игра «Назови одним словом». Беседа «Что такое ум?» Практическая работа «Что это?». Описание объекта при помощи системного оператора («пятиэкранки»).
Эмоции и настроение (2 ч)
Какие бывают эмоции?
Игра «Невпопад». Беседа об эмоциях. Практическая работа «Читаем по лицу». Инсценирование ситуаций.
Как поднять настроение?
Игра «Что это?» Беседа о настроении. Обсуждение «Как поднять настроение?»
Общение (3ч)
Игра на внимание «Кряк-квак». Беседа «Зачем люди общаются?». Тест «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону?
Неречевое общение. Жесты
Игра «Пойми меня». Практическая работа «Жесты».
Игра «Комплименты». Беседа «Слова и интонация». Анализ ситуаций. Обсуждение пословиц.
Правила поведения с незнакомыми
Я – хороший, ты – хороший (2 ч)
Беседа о воспитании и самовоспитании. Что значит «любить себя?», загадки, рисование, анализ работ
Источник