Программа курса внеурочной деятельности «Формула здоровья»
специалист в области арт-терапии
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 33
«Согласовано с Методическим советом гимназии»
директор МАОУ «Гимназия №33 г.Улан-Удэ»
по курсу внеурочной деятельности
на 2017 /2018 учебный год
_Егорова Валентина Сергеевна
1 квалификационной категории
Знакомство с курсом «Разговор о правильном питании»
Познакомить с героями программы, материалами для работы, актуальностью кружка.
Игровая разминка «Знакомство»
Если хочешь быть здоров.
Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.
Сюжетно – ролевая игра «В магазине»; демонстрация картинок, тематическое рисование;
Самые полезные продукты.
Научить детей выбирать самые полезные продукты.
Сюжетно – ролевая игра «На кухне»;игра – соревнование «Разложи продукты на разные столы», динамическая игра «Поезд»; тест.
Удивительные превращения пирожка
Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.
Соревнование «Покажи время»; игра, демонстрация, тест, Доскажи пословицу.
Кто жить умеет по часам
Сформировать представление у школьников о значении режима дняи важности его соблюдения
обсуждение «Сказка о потерянном времени»; игра – пословицы, моделирование ситуации.
Вместе весело гулять
Дать представление о необходимости и важности ежедневных прогулок на свежем воздухе.
Игровое занятие «Подвижные игры в помещении»
Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?
Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.
Игра «Знатоки» ; викторина «Узнай произведение»; конкурс «Кашевар», рассказ по картинкам,
Плох обед, если хлеба нет.
Сформировать у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его структуре.
Игра «Собери пословицу» Инсценирование сказки «Колосок», сюжетно – ролевая игра «За обедом», загадки,
е проектов «ХЛЕБ- в жизни человека»
Время есть булочки.
Познакомить с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах.
Конкурс «Знатоки молочных продуктов», Кроссворд, разучивание песни «Кто пасётся на лугу» (слова Ю. Черных, музыка А.Пахмутовой),
Сформировать у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его составе.
Игра «Объяснялки», игра – соревнование «Что и во сколько можно есть», конкурс «Бутерброд», творческие работы детей.
Сформировать представление у школьников о важности систематических
занятий физкультурой и спортом . об их положительном влиянии на развитие и здоровье.
Рассказ детей о своих спорт. секциях.
Мини соревнования «Весёлые старты»
На вкус и цвет товарищей нет.
Познакомить с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов, при-вить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употре-бительных продуктов.
Практическая работа, игра «Приготовь блюдо», чтение по ролям, игра с участием родителей «Угадай, с чем блинчик», рассказ о масленице.
Как утолить жажду.
Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности
Игра – демонстрация «Мы не дружим с сухомяткой», конкурс — дегустация с «Такой ароматный чай»,
Что помогает быть сильным и ловким?
Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.
Игра «Мой день», викторина «Нужно дополнительное питание или нет», игра «Меню спортсмена», тест.
« Мой рацион питания»
Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.
Познакомить детей с раз-нообразием фруктов, ягод, овощей, их значением для организма.
Соревнование трёх команд «Овощи, ягоды и фрукты»
Закрепить полученные зна-ния о законах здорового питания; познакомить уча-щихся с полезными блюда-ми для праздничногостола.
Конкурс презентация блюд, игра «правильно-неправильно»,
Из чего состоит наша пища.
Познакомить с белками. жирами, углеводами.
Сравнить «пищевую тарелку» людей разного возраста.
Игра «белки, жиры и углеводы»
Где и как готовят пищу.
Формировать культуру приготовления пищи.
Презентация «Люди которые готовят пищу»
Что можно есть в походе
Формировать навыки «походной еды»
Игра «знатоки грибов и ягод», практикум «Как собрать рюкзак», видео «Ты в походе»
Что и как можно приготовить из рыбы
Сформировать представление о значении рыбы и морепродуктов в рационе человека.,
Игра «знатоки рыб»;
Работа в тетради
Кулинарное путешествие по России
Познакомить с разнообразием питания в нашей стране, обратить внимание на рацион жителей Бурятии.
Работа с картой России, презентация традиционные русские блюда.
Спортивное путешествие по России
Формировать мотивацию к посещению спорт.секцийи занятий физкультурой.
Чтение по ролям, сообщения детей о своих спорт.секциях доступных в нашем городе.
Формировать ЗОЖ в игровой форме
Соревнования по командам
Мой дневник здоровья. Заключительное занятие.
Сформировать ответственность за
своё здоровье и образ жизни. Выявить положительные и отрицательные моменты проведения занятий, провести рефлексию.
Презентация личных дневников. Оцентвание Анкетирова
Планируемые результаты освоения курса.
Программа внеурочного курса «Формула здоровья» разработана на основе курсов «Разговор о правильном питании» и «Две недели в лагере здоровья», допущены министерством образования Российской Федерации.
Авторами программы являются Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.
Программа «Формула здоровья», предназначенная для учащихся 2 классов, включает в себя 24 занятия. Продолжительность занятия 40 минут.
Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей.
При организации занятий у каждого ребёнка должна быть своя рабочая тетрадь, в которой бы он мог выполнять задания. Не допускается использование одной тетради несколькими учениками.
Цель: формирование у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.
-формирование и развитие представления у детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
— формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
— освоение детьми практических навыков рационального питания;
— формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни;
— формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
— пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре и традициям других народов;
— развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;
— развитие коммуникативных навыков у школьников, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
— просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
В качестве организации занятий в программу внесены различные формы: экскурсии, наблюдение, сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, мини проекты, совместная работа с родителями, групповые дискуссии, мозговой штурм.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса.
Личностные результаты обучающихся:
— умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
— умение использовать знания в повседневной жизни;
— в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступит;
— умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях;
— познавательный интерес к основам культуры питания.
Метапредметными результатами обучающихся являются :
— умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
— умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
— умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
— умение узнавать изученные объекты и явления природы;
— умение использовать различные справочные материалы (словарь компьютерные ресурсы) для поиска необходимой информации;
— умение обнаруживать простейшие взаимосвязи в природе; умение использовать их для объяснения необходимости здорового питания.
— умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность;
— умение формулировать собственное мнение и позицию;
— умение строить простейшие монологические высказывания;
— умение задавать вопросы;
— умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания. установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
Содержание учебного курса.
В отличие от многих других обучающих программ, «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.
В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран
Тематика программы охватывает различные аспекты здоровьесбережения:
«Разговор о правильном питании»
«Самые полезные продукты»,
«Что помогает быть сильным и ловким»,
«Если хочешь быть здоров»,
«Овощи, ягоды и фрукты — самые витаминные продукты»,
» Из чего состоит наша пища «
» Кулинарное путешествие по России «
«На вкус и цвет товарищей нет»,
«Удивительные превращения пирожка»;
«Мой дневник здоровья».
«Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»,
«Плох обед, если хлеба нет»,
«Полдник. Время есть булочки»,
«Как утолить жажду»
» Что можно есть в походе «
» Что и как можно приготовить из рыбы «;
» Где и как готовят пищу «.
здоровый образ жизни, двигательная активность :
Источник
Программа внеурочной деятельности 5 класс Формула здоровья
специалист в области арт-терапии
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
с руководителем ШМО
на педагогическом совете
Директор МОАУ «СОШ №10»
5 класс – 35 часов в год (1 час в неделю)
6 класс – 35 часов в год (1 час в неделю)
Составитель: ЗД ВР Федорович В.А.
Рабочая программа «Азбука здоровья» разработана в соответствии с:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»-образовательная программа, ориентирована на достижение результатов определенного уровня социального направления и построена на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования. и направлена на формирование культуры здоровья, осознание важности образования и воспитания правильного питания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России. Программа является продолжением таких учебных предметов, как биология, физическая культура, ОБЖ
Отличительные особенности данной программы: Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы правильного питания. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов собственного здоровья. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению их субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: Актуальность и новизна программы в том, что она дополняет и раскрывает содержание отдельных тем предметных областей «Биология». В ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их, учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Содержание работы структурировано в виде 11разделов-модулей:
«Здоровье — это здорово»
«Продукты разные нужны, продукты разные важны»
«Где и как мы едим»
«Ты готовишь себе и друзьям»
«Кухни разных народов»,
«Как питались на Руси и в России»,
«Необычное кулинарное путешествие».
Цель программы внеурочной деятельности — формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи программы внеурочной деятельности:
1. формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
2. формирование у дошкольников и школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
3. освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
4. формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
— информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
5. развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
6. развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
7. просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Возврат детей, участвующих в реализации данной программы: 11-12 лет
Срок реализации программы: Программа реализуется 2 года через час классного общения «Формула правильного питания». Проводится в 5 классе в объеме 35 часов в год (1 час в неделю), и 6 классе – в объеме 35 часов в год (1 час в неделю). Всего 70 часов, включая 20% времени, отводимого вариативную часть рабочей программы.
Режим занятий — вторая половина дня.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания;
рефлектировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений.
находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, специалистов.
пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять ее.
различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них.
называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании ее действий.
Позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Формы проведения итогов реализации программы внеурочной деятельности: практические работы, проекты, выставки…
Раздел 1. «Здоровье — это здорово» (5 часов)
Здоровье-это здорово. Правила ЗОЖ. Я и мое здоровье. Мой образ жизни
Раздел 2. «Продукты разные нужны, продукты разные важны» (6 часов)
Белки. Жиры. Углеводы. Витамины. Минеральные вещества. Рацион питания
Раздел 3 «Режим питания» (3 часа)
Понятие режима питания. Мой режим питания. Игра «Составляем режим питания»
Раздел 4 «Энергия пищи» (4 часа)
Понятие режима питания школьника. Мой режим питания. Игра «Составляем режим питания». Влияние калорийности пищи на телосложение
Раздел 5 «Где и как мы едим» (8 часов)
Где и как мы едим. Мини-проект «Мы не дружим с сухомяткой». Что из еды возьмём с собой в поход. Собираем рюкзак. Что такое перекусы, их влияние на здоровье. Поговорим о фаст-фудах. Правила поведения в кафе.
Ролевая игра «Кафе»
Раздел 6″Ты — покупатель (9 часов)
Где можно сделать покупку Права и обязанности покупателя. Читаем информацию на упаковке продукта. Ты покупатель. Сложные ситуации при покупке товара. Срок хранения продуктов Упаковка продуктов
Мини-проект «Правильное питания и здоровье человека». Составление формулы правильного питания.
Раздел 7. «Ты готовишь себе и друзьям», (5 часов)
Мини-проект «Помощники на кухне». Знакомство с правилами этикета обязанностями гостя и хозяина. Кулинарные секреты. Сервировка стола.
Игра «Конкурс кулинаров»
Раздел 8. «Кухни разных народов» (4 часа)
Понятие «национальная кухня». Кулинарное путешествие. Проект «Кулинарные праздники». Конкурс эмблем «Кулинарные праздники»
Раздел 9. «Кулинарная история» (5 часов)
Традиции и культура питания. Творческий проект. Первобытная кулинария
Творческий проект. Кулинария в средние века. Современная кулинария
Конкурс кроссвордов «Кулинария»
Раздел 10. «Как питались на Руси и в России» (11 часов)
История кулинарии в России. История посуды в русской кухне. Самовар-символ русского стола. Традиционные блюда русской кухни. Особенности питания в разных регионах России, их связь с климатом и обычаями. Каша-матушка, хлеб-батюшка. Русская кухня и религия. Польза меда. Яблочная страна. Праздник русской картошки. Оформление книжки-малышки «Рецепты моей бабушки»
Раздел 11. «Необычное кулинарное путешествие» (10 часов)
Мировые Музеи питания. Кулинария в живописи. Кулинария в музыке
Кулинария в танце. Кулинария в литературе. Конкурс кроссвордов «Необычное кулинарное путешествие». Творческий проект «Вкусная картина». Викторина «Необычное кулинарное путешествие». Уникальные блюда стран мира. Составление формулы правильного питания.
Тематическое планирование. 5 класс
Я и мое здоровье
Мой образ жизни
Конкурс плакатов « Мы за ЗОЖ»
«Продукты разные нужны, продукты разные важны
Понятие режима питания
Мой режим питания
Игра «Составляем режим питания»
Понятие режима питания школьника
Мой режим питания
Игра «Составляем режим питания»
Влияние калорийности пищи на телосложение
«Где и как мы едим»
Где и как мы едим
Мини-п роект «Мы не дружим с сухомяткой»
Что из еды возьмём с собой в поход
Что такое перекусы, их влияние на здоровье
Поговорим о фаст-фудах
Правила поведения в кафе.
Ролевая игра «Кафе»
Где можно сделать покупку
Права и обязанности покупателя
Читаем информацию на упаковке продукта.
Сложные ситуации при покупке товара
Срок хранения продуктов
Мини-проект «Правильное питания и здоровье человека»
Составление формулы правильного питания.
Тематическое планирование. 6 класс
Русская кухня и религия.
Праздник русской картошки
Оформление книжки-малышки «Рецепты моей бабушки»
Художественное и социальное творчество
Необычное кулинарное путешествие
Мировые Музеи питания
Кулинария в живописи
Кулинария в музыке
Кулинария в танце
Кулинария в литературе
Конкурс кроссвордов «Необычное кулинарное путешествие»
Творческий проект «Вкусная картина»
Викторина «Необычное кулинарное путешествие»
Уникальные блюда стран мира
Составление формулы правильного питания.
Тест № 1 (1 полугодие, декабрь)
«Как вы питаетесь?» Анкета для учащихся 5 классов.
1.Завтракаешь ли ты?
2.Что ты ешь на завтрак?
3.Считаешь ли ты, что завтрак необходим?
4.Сколько раз в день ты ешь?
5.Что полезнее: свиное мясо или мясо птицы?
6.Твои любимые молочные продукты?
7. Считаешь ли ты полезными кетчуп и майонез?
8. Верно ли утверждение «Один раз в сутки суп должен быть в желудке»?
2 – каша, молоко, творог, варёные яйца, какао, бутерброд с маслом и сыром, булочка и чай, йогурт
6 – молоко, творог, кисломолочные продукты, сметана, сыр, йогурт
Нормы контроля: 0 – 4 баллов – незачёт, 5 – 8 баллов – зачёт
Тест по программе «Разговор о правильном питании».
Для учащихся 5 классов (2 полугодие, май)
1.Для чего мы едим?
— чтобы не быть голодными
— еда нужна организму для жизни
2.Принимать пищу надо…
— в одно и то же время
— по мере возможности
3.Сколько раз в день надо питаться?
4.Нужно ли завтракать в школе?
5.Каким должно быть питание?
— кушать только то, что люблю
6.Сколько жидкости в день нужно выпивать?
7.Какие продукты входят в ежедневный рацион?
— молоко, мясо, овсяные хлопья, рыба, хлеб, соки
— макароны, орехи, сосиски, сахар
— пончики, газированная вода, пирожные, конфеты
8.Выбери ответ, чем не нужно делиться
— салфетки, яблоко, шоколад
— вилка, ложка, чупа-чупс
Нормы контроля: 0-4 правильных ответа – зачёт
5-8 правильных ответов – зачёт
Примечание: дети очень ревностно относятся к оценкам своей деятельности. Поэтому можно сделать в конце года медали, например «Лучший будущий ресторатор», «Знаток русской кухни», «будущий великий кулинар» и тд…
Итоговое занятие за первое полугодие.
Форма проведения: Конкурсная программа
Вид деятельности: командная игра:
Цель: обобщить полученные знания по курсу «Азбука здоровья»
сладкое лекарство от простуды (мед);
северная сестра клюквы (морошка);
загадочная девица огородная (морковь);
другое название кукурузы (маис);
южное тропическое дерево со сладкими плодами (манго);
любимое лакомство детей (мороженое).
соус из растительного масла, уксуса, яичного желтка и различных приправ (майонез);
запеканка из макарон (макаронник);
изделия из пшеничной муки в виде длинных высушенных трубочек (макароны);
густая каша из кукурузной муки или крупы (мамалыга);
мелкая крупа из пшеницы (манная);
пищевой жир, имеющий вид сливочного масла — смесь растительных масел с животными жирами (маргарин);
соус из уксуса, пряностей и масла (маринад);
конфеты или густая сладкая масса, вырабатываемая из фруктово-ягодных соков, желейных веществ и сахара (мармелад);
кондитерское изделие из миндального теста (марципан);
белая жидкость, получаемая от домашних животных, продукт питания (молоко);
сорт леденцов (монпансье);
прохладительный сладкий напиток из разбавленного водой сока ягод (плодов) (морс);
размолотые в порошок зерна (мука);
сладкое кушанье из фруктовой массы, взбитой с манной крупой или желатином (мусс);
сорт винограда (мускат).
Конкурс 2. Угадай, о какой стране идет речь ( 2балла)
а) Наиболее популярное праздничное блюдо — пудинг. Из напитков наибольшее распространение получил чай.
Завтрак обычно состоит из овсяной каши, пшеничных или кукурузных хлопьев с молоком. (Англия.)
б) В этой стране популярны овощи, особенно салаты. Для приготовления различных блюд, в том числе и первых, используется сыр. Еще одна особенность — большое разнообразие соусов. (Франция.)
в) Используют разнообразные продукты питания: овощи, рыбу, продукты моря, бобовые. Употребляют много разнообразных пряностей, специй и приправ. Излюбленная пища — макароны. (Италия.)
д) Основу кухни составляют растительные продукты, дары моря. Любимый продукт — рис. Любимый напиток — зеленый чай. (Япония.)
е) Любят соединять, казалось бы, несовместимые продукты, например: мясо и рыбу, мясо и изюм. Соевая приправа используется почти во всех блюдах. В большом количестве едят яйца. (Китай.)
Конкурс 3. Какая страна является родиной ( 2 балла)
кардамона (Южная Индия),
Конкурс 4. Какая страна занимает 1-е место в мире по сбору ( 1балл)
Конкурс 5 . Кулинарный тест (1 балл)
1. Какой из этих соусов принадлежит грузинской кухне?
— болоньезе
— тартар
— ткемали
— бершмель
2. Чем обычно заправляют салат оливье?
— майонезом
— растительным маслом
-уксусом
— горчицей
3. Какую кашу называют «кашей английских королей»?
— овсяную
— гречневую
— рисовую
— манную
4. Какое из этих мучных изделий не имеет начинки?
— чебурек
— галушка
— расстегай
— беляш
5. Какое блюдо французской кухни, судя по названию, не может быть приготовлено без уксуса?
— майонез
— маринад
— винегрет
— жюльен
(Винайгр – уксус по-французски)
6. Как в старину называли пельмени?
— медвежье ушко
— поросячий пятачок
— козья ножка
— заячий хвостик
7. Название какого пирожного в переводе с французского означает «поцелуй»?
— безе
— эклер
— бисквит
— ром-баба
8. Назовите страну – родину кетчупа.
— Болгария
— Венгрия
— США
— Мексика
9. Название какого кондитерского изделия переводится с немецкого как «водоворот, пучина»?
10. В словаре иностранных слов это слово означает «небольшой диван с приподнятым изголовьем». А в современной кухне – это маленький бутерброд на жаренном хлебе. Что это за слово?
— сэндвич
— канапе
— тост
— гамбургер
Конкурс 6 . Заглянем в кухню ( 1балл)
. Белорусская кухня. Как называются оладьи, приготавливаемые из сырого картофеля?
драники
2. Казахская кухня. Название какого блюда переводится «пять пальцев», так как его едят руками?
бесбармак
3. Армянская кухня. Из чего готовят кутап?
из рыбы
4. Азербайджанская кухня. Какое блюдо готовится с добавлением каштанов?
парча-бозбаш
5. Узбекская кухня. Что из перечисленных блюд не является кашей?
мастава
6. Грузинская кухня. Как в Грузии называется шашлык?
мцвади
7. Эстонская кухня. Что такое буберт?
манная каша со взбитыми яйцами
8. Венгерская кухня. В состав какого блюда не входит столь любимая венграми паприка?
турошчуса
9. Немецкая кухня. Как называется блюдо, изготавливаемое из свиных голов и ножек?
зельц
10. Итальянская кухня. Макароны – любимое блюдо итальянцев. А как они называют короткие макароны длиной 3-4 см, которые обычно фаршируют?
Конкурс 7. Угадай блюдо на вкус (2 балла)
С завязанными глазами попробовать и узнать блюдо, определить, к кухне какой страны оно относится.
Завершается праздник представлением блюд национальной кухни.
Творческий конкурс (домашнее задание):
Написать групповое сочинение в объёме 150 слов, в котором аргументированно ответить на проблемный вопрос «С какими предметами школьной программы связан курс «Азбука здоровья»»
При подведении итогов награждаются команды в номинации «Знатоки ЗОЖ», «Знатоки азов ЗОЖ»
Итоговое занятие. 2 полугодие (май)
Защита проектов «Кухня народов мира»
Цель: познакомить с особенностями кухонь разных стран.
Ведущий 1: Каждый народ имеет свои особенности кухни, что связано с географическими условиями, миром флоры и фауны, развитием сельского хозяйства, религиозными убеждениями и обычаями. Жизнь в поликультурном мире позволяет человеку познакомиться с гастрономическими особенностями разных стран, попробовать их блюда и при желании включить в свой рацион, разнообразить питание.
Ведущий 2: Белорусская кухня. Отличается большим разнообразием блюд из картофеля, грибов, свинины. Характерно сочетание картофеля с мясом, грибами, широкое применение картофеля в тертом виде, приготовление колбас из свинины. Из закусок и холодных блюд популярны разнообразные салаты из овощей, заправленные майонезом или сметаной, из грибов мясных или рыбных продуктов; яйца фаршированные грибами, сельдью. Национальными блюдами белорусов являются драники, клёцки и оладьи с мясом, картофельная бабка, крестьянская колбаса, супы с грибами, холодники, затирка, щавельник.
Ведущий 1: Итальянская кухня. Символом кухни Италии можно считать помидоры и спагетти. Эта страна подарила нам салаты, пиццу, кофе эспрессо. Одно из изысканных национальных блюд – говяжий хвост. Знамениты по всему миру итальянский сыр пармезан и благородный плесневый сыр горгонцола, генуэзские равиоли и парманская ветчина. Национальные блюда Италии – рагу из жареного фазана, омары на вертеле, соус из морских цикад, каракатиц, морских черенков и раков, белые трюфели Пьемонта.
Ведущий 2: Китайская кухня. По кулинарным пристрастиям страну можно разделить на четыре части: юг – сладкий вкус, север – соленый вкус, восток – острый вкус, запад – кислый вкус. Юг Китая основной район производства сахара, поэтому он знаменит сладкими блюдами. Север страны славится мясными блюдами, жареными на огне или в масле. Для запада страны характернр сочетание традиционных способов приготовления пищи с приемами кухни западных стран: жаренье во фритюре, соте. Первое и необходимое условие приготовления китайских блюд – быстрота и сильный огонь.
Ведущий 1: Русская кухня. В питании русских людей болльшую роль играют пироги, пирожки, кулебяки, расстегаи, блины, оладьи, блинчики. Не менее характерны блюда из круп: каши, запеканки, крупеники, блины, кисели, блюда из гороха и чечевицы. Традиционными блюдами считаются студень, уха из разной рыбы, рассольник, солонина и колбасы. Главным русским напитком считается квас.
Ведущий 2: Американская кухня. Понятия о единой американской кухне нет. На побережье процветает калифорнийская кухня с морепродуктами (осьминог с маслинами, устрицы во льду, клешни королевского краба). В глубине материка – кухня южная (гречишные оладьи, барбекю). Не менее интересна кухня Техаса и Мексики, где любимы гуакомоле (пюре из авокадо с кинзой), кесадильи (кукурузные лепешки с начинкой из сыра), салат из поджаренного кактуса. В этой кухне можно попробовать оригинальные блюда: ветчину глазированную медом, или кислую капусту, отваренную в шампанском. Темп жизни породил в этой стране систему питания на ходу –»фаст-фуд”.
Ведущий 1: Французская кухня. Национальной особенностью является широкое применение овощей и корнеплодов. Картофель, различные сорта лука, стручковая фасоль, шпинат, капуста разных сортов, помидоры, баклажаны, сельдерей, петрушка. Основой французского меню принято считать бифштекс с жареным во фритюре картофелем. Оригинальный прием поваров Франции – так называемый «поджог» пищи, чаще всего используемый при приготовлении мяса. Из первых блюд любимы французами суп-пюре из лука-порея с картофелем и луковый суп, заправленный сыром. Характерны для французского стола омлеты. Перед десертом обязательно подают сыр. Особенность французской кухни – большое разнообразие соусов (больше 3000).
Ведущий 2: Японская кухня. Рис является основным ингредиентом японской кухни и вообще основой питания. Рыба, моллюски, морские животные в японской кухне являются вторым по важности компонентом после риса. При приготовлении они подвергаются лишь незначительной термообработке (обжарка, приготовление на пару), а в некоторые блюда (сасими) включаются просто в сыром виде после выдержки в уксусе или обработки иным образом без применения высокой температуры. В различных видах применяется в японской кухне соя. Находят применение практически все культурные и многие дикие съедобные растения. Специфические растения – хрен васаби, белый редис дайкон, бамбук, лотос, батат – используются для гарниров и приготовления соусов.
Национальные кухни сегодня испытывают интеграционные процессы. Доступность продуктов и техники способствуют проникновению в повседневный быт инородных обычаев, правил и способов кулинарного искусства. Сближение национальных кухонь облегчает общение и взаимопонимание народов.
Проекты оценивает жюри, в состав которого входят, обучающиеся, родители, учитель…
Источник