Программа внеурочной деятельности «Друзья здорового образа жизни»
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс)
Программа внеурочной деятельности по биологии в 5 классе «Друзья здорового образа жизни» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilyashenko.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 349
с углубленным изучением английского языка
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Замдиректора по ВР ____Г.Н.Прибыткина
классных руковод. ____ С.В.Давыдова «___» ______ 2015 г.
Протокол № ______ «___»_____ 2015 г.
от «___»_____2015 г.
Программа курса внеурочной деятельности
«Друзья здорового образа жизни»
Возраст: 10-11 лет (5 класс)
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Ильяшенко Наталья Евгеньевна
1. Пояснительная записка
Программа «Друзья здорового образа жизни» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников (далее Концепция) ;
- О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002 № 13-51-28\13.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11 июня 2002 года №30-51 -433\16
- Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18.02.2003 3 28-51-391/16 – «Внешкольник» №9 – 2003
Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны.
Хотя здоровье представляет собой одну из важнейших жизненных ценностей, люди чаще всего вспоминают о нем только тогда, когда начинают болеть. Что же такое здоровье? Здоровье – это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие составляющие части:
- высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям, основой чего является нормальная работа всех органов и систем организма.
- уверенность в себе, основанная на умении управлять своими поступками, чувствами и мыслями.
- стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей.
Первые два места в школьном списке болезней занимают болезни позвоночника и нарушение зрения. Опасны они прежде всего тем, что ухудшают работу многих других органов (особенно сердца, легких, желудка). По мере взросления учащихся все эти болезни могут заметно ограничить их возможности выбора профессии.
Ш кольники мало знают о способах поддержания здоровья. Чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек. А это не совсем так.
Здоровый образ жизни — это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и творческого долголетия. Незнание его составляющих — главная причина невнимательного отношения учащихся к своему здоровью. А следствие — низкий уровень здоровья подростков.
Здоровым можно считать только такой, который не приносит вреда здоровью, позволяет человеку поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения. Чтобы обеспечить все эти условия, здоровый образ жизни должен включать:
- настрой на здоровый образ жизни;
- достаточную двигательную активность;
- умение регулировать свое психическое состояние;
- правильное питание;
- правильное питание;
- четкий режим жизни;
- отказ от вредных привычек;
- выполнение гигиенических требований;
- умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
Формирование культуры здорового образа жизни — одна из стратегических целей обучения и воспитания современных школьников. Образ жизни человека является определяющим фактором в состоянии его здоровья. Только из здорового ребёнка может вырасти здоровый взрослый.
Новизна заключается в формировании здорового образа жизни через практикумы, игры, выполнение творческих заданий. В результате занятий на кружке происходит расширение учебных знаний у обучающихся.
Сроки и этапы реализации программы.
Р ассчитана на один год обучения. Количество часов за год – 34. Периодичность занятий — один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 45 минут.
Программа ориентирована на учащихся 5 классов.
Цель реализации программы :
формирование культуры здорового образа жизни учащихся как компонента базовой культуры личности.
- осознание учащимися здоровья как ведущей жизненной ценности;
- формирование навыков личной гигиены;
- профилактика и преодоление вредных привычек у детей;
- формирование умений и навыков, необходимых для сохранения и укрепления здоровья;
- побуждение учащихся к самопознанию и самосовершенствованию, созданию собственных форм здорового образа жизни.
Основные формы работы: индивидуальная, групповая, работа в паре.
Методы реализации программы :
рассказ, беседа, практикум, игровые методы, демонстрации видеофильмов.
Источник
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 класса «Здоровый образ жизни»
специалист в области арт-терапии
Программа внеурочной деятельности для 5 класса
«Здоровый образ жизни»
Составитель учитель Шуртина Л.В.
I .Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения обучающимися программы:
• сформированность представлений о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
• осознанный выбор поступков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье, выполнять правила личной гигиены;
• сформированность представлений о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• сформированность представлений о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
• знание особенностей возникновения зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ и их пагубного влияния на здоровье;
• знание элементарных навыков эмоциональной разгрузки (релаксации);
• сформированность представлений об основных компонентах здорового образа жизни.
Основанием для выделения требований к уровню подготовки является основная образовательная программа основного общего образования.
В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:
• установка на здоровый образ жизни;
• умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
• умение организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, организации места занятий;
• соблюдение правил гигиены и развитие готовности на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
• умение критически относиться к поведенческим рискам на улице;
• умение делать осознанный выбор поступков, способов поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные УУД предполагают возможность принимать и сохранять учебную задачу, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия, различать способ и результат действия. Обучающиеся научатся:
• осуществлять контроль и самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
• обращаться за плановой и экстренной медицинской помощью;
• распознавать позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье, в том числе влияние на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• технически правильно выполнять практические действия при оказании доврачебной помощи;
• применять элементарные навыки эмоциональной разгрузки (релаксации);
• безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
• составлять, анализировать и контролировать режим дня;
• выполнять простейшие физические упражнения для снятия напряжения.
Коммуникативные УУД помогут адекватно использовать прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; задавать вопросы; контролировать действия партнёра. Ученик научится:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• разным формам взаимодействия (работе в паре, в малой группе, в большой группе);
• разным социальным ролям (ведущего или исполнителя);
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• распознавать такие состояния, как страх, тревожность, беспомощность, агрессия, депрессия;
• отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях;
• аргументированно высказывать свою точку зрения;
• критиковать, хвалить и принимать похвалу с учетом ситуации взаимодействия;
• замечать изменения, происходящие в настроении и поведении, объяснять причины изменений.
Познавательные УУД направлены на развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, развитие логического, творческого мышления, произвольных памяти и внимания. Предполагают рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности (если будет этап рефлексии); самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи, структурирование знаний (в конце изучения блока); умение находить и выделять информацию по заданному направлению, используя её в разных учебных целях, заботиться о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах, оценивать особенности своего телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами, отслеживать процессы, их изменения, происходящие в организме, проводить диагностику своего здоровья.
II .Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 1. «Мой организм» (5 часов)
Понятия «здоровье», «культура здоровья», «здоровый образ жизни». Телосложение. Клетки — кирпичики, из которых построено наше тело. Элементарное понятие о строении клеток и тканей организма человека.
Функции основных систем организма: опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, сенсорной, выделительной, половой. Физиологические нормы существования организма. Скелет, его части. Значение скелета. Физиологические измерения: вес, рост, температура тела, частота пульса, частота дыхания, сила кисти, выносливость, гибкость, координация движений. Кожа и выделительная система.
Индивидуальная, парная, групповая
Индивидуальная, парная, групповая
Индивидуальная, парная, групповая
Индивидуальная, парная, групповая
Беседа, практическая работа
Раздел 2. «Мое здоровье в моих руках» (7 часов)
Понятие «иммунитет», его виды: врожденный, приобретенный активно и пассивно. Прививка. Факторы, влияющие на повышение иммунитета. Факторы, подавляющие иммунитет. Инфекционные и неинфекционные заболевания. Бактериальные и вирусные инфекции, пути их распространения. Профилактика — меры предупреждений заболеваний. Карантин. Паразитарные заболевания пищеварительной системы. Профилактика пищевых отравлений. Определение состава, срока годности пищевых продуктов. Витамины, их роль для иммунитета. Витаминизация.
Раздел 3. «Физическое здоровье» (10 часов)
Физическое развитие и физическое здоровье. Механические стимулы: давление, прикосновение, сила тяжести, перемещение и вибрация, особенности восприятия. Тепловые и холодовые рецепторы. Температурная адаптация. Болевые ощущения. Пространственное распределение кожных рецепторов. Температура тела, ее регуляция. Факторы, нарушающие терморегуляцию. Первая помощь при перегревании и переохлаждении. Выбор одежды для оптимальной терморегуляции. Мода и здоровье человека. Двигательный режим. Роль позвоночника в движении и здоровье. Осанка. Искривление позвоночника. Значение осанки для здоровья и успехов в учебе, труде, спорте. Свод стопы. Плоскостопие. Значение физических упражнений для профилактики сколиоза и плоскостопия. Движение — жизнь. Гармония движения: грациозность, пластичность, легкость, непринужденность. Физкультура и спорт, их положительное и отрицательное влияние на здоровье. Оптимальный двигательный режим и индивидуальная нагрузка. Сколько и почему необходимо двигаться. Утренняя гимнастика. Правила выполнения утренней гимнастики. Спортивные нагрузки. Перегрузки. Утомление. Причины и последствия утомления. Меры по предотвращению утомления. Самомассаж. Релаксация. Органы чувств человека. Значение зрения в жизни человека. Близорукость и дальнозоркость, их причины. Взаимосвязь осанки и зрения. Профилактика нарушений зрения и слуха. Цветовосприятие. Цветовые схемы. Гигиенические правила чтения, работы с компьютером. Правила просмотра телепередач. Приемы гимнастики для глаз. Громкая музыка, шумы и их воздействие на остроту слуха. Равновесие. Положение тела в пространстве. Значение вестибулярного аппарата для здоровья. Вращательные движения и изменения направления движения. Понятие о биоритмах. Суточные, недельные, сезонные, годовые ритмы. Природные и физиологические ритмы. Эмоциональные и интеллектуальные биоритмы. Биологические часы. Классификация людей на «жаворонков», «сов», «голубей». Закаливание: водное, воздушное, солнечное, холодом. Обтирания. Контрастный душ. Ходьба босиком. Быстрое и медленное закаливание. Правила закаливания. Закаляясь — не навреди!
Практическое занятие, беседа
Раздел 4. «Психическое здоровье» (4 часа)
Потребности: материальные, духовные и мотивы поведения человека. Темперамент и характер человека. Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Определение типа темперамента. Самооценка: адекватная, завышенная, заниженная. Тесты по определению самооценки. Приемы, способствующие коррекции самооценки. Привычки, навыки, умения. Внимание. Память: зрительная, слуховая, моторная, тактильная, долго- и кратковременная. Приемы тренировки памяти. Эмоции и здоровье. Настроение и поведение человека. Коррекция поведения.
Практическое занятие, беседа
Раздел 5. «Гигиена тела, одежды, жилища» (3 часа)
Гигиена тела. Средства по уходу за телом. Гигиена одежды и обуви. Требования, предъявляемые к одежде школьника. Высота каблука. Экологичность и комфортность одежды и обуви. Гигиена жилища. Бытовая химия и здоровье. Мода и здоровье. Гигиеническая и декоративная косметика. Определение состава и срока годности косметических средств.
Практическое занятие, беседа
Раздел 6. «Взаимосвязь здоровья и образа жизни» (4 часа)
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Причины злоупотребления. Никотин и его воздействие на организм подростка. Влияние алкоголя на нервную, пищеварительную, кровеносную системы. Влияние наркотиков на организм. Зависимость. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании.
Практическое занятие, беседа
Обобщение «Культура и здоровье» (1 час)
Здоровье — наше будущее. Наше здоровье в наших руках. Здоровый образ жизни в повседневности.
Источник