Меню

Внеклассные мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья

Внеклассные мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Дюсекина Маруа Жумагельдыновна

Организация: БОУ Русскополянская школа №2

Населенный пункт: Омская оласть, р.п. Русская Поляна

Актуальность: Вовлечение детей, находящихся на индивидуальном обучении, во внеклассную деятельность, в участие в интеллектуальных, творческих играх и конкурсах, а также участие в спортивных состязаниях – это эффективные пути выявления и развития их неординарных способностей. Совместное обучение, взаимодействие и развитие со здоровыми детьми позволяет детям, имеющим ОВЗ, им уверенно чувствовать себя наравне со здоровыми людьми, развивать необходимые знания, умения и навыки. В свою очередь, здоровые дети при таком взаимодействии воспитывают отзывчивость, толерантность по отношению к «особенным» детям.

Класс : 1 (18и 2 ребенка с ОВЗ

Модуль: развитие познавательного интереса к учебной деятельности.

Продолжительность внеклассного мероприятия : 40–45 минут.

Тип внеклассного мероприятия : систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Цель: формирование нравственных качеств личности младшего школьника.

Задачи:

– формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

– развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

– формировать умение совместно работать в группе;

– способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Форма проведения: педагогическая мастерская

Технология проведения: Педагогическая мастерская

а) игровые (технологии имитационного моделирования). Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы;

б) коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия.

Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.

— игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).

— запись песни М Минкова «Дорогою добра»,

— разрезные пословицы о доброте,

— конверты с заданиями (тексты),

Технологии : проблемный диалог, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие и игровые технологии.

Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая.

Ресурсы для проведения мероприятия: мультимедиа проектор, ПК, схема поделки по технологии, фишки для звуковых моделей слова, цветные карандаши, шаблоны заданий, танграм.

Ход работы:

1.Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшняя наша встреча принесет нам всем радость от общения друг с другом.
–С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» .)
Сегодня у нас необычный классный час . А начнем мы его с удивительной песни.

(Звучит песня о дороге добра)

Вот вы послушали песню. Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час?

Да, доброте. Мы поговорим о дружбе, доброте и отзывчивости — о тех качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.

1. «Мозговой штурм».

Итак, начинаем! предлагается задание.

Напишите, что, по-вашему, означает слово Доброта (листы). С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?

Зачитываются ответы детей.

Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты.

Доброта-улыбка, детский смех, это здоровье и успех.
Доброта — это всё хорошее, доброе, красивое.
Доброта — это отзывчивость, стремление сделать добро другим.
Добрый человек-это тот, кто любит людей и животных, который в любую трудную минуту готов прийти на помощь..
1. Улица добрых слов
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро!
Солнцу и птицам!
-Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.

1) Собери пословицы

Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах: – Делать добро спеши.

– Добрые дела красят человека.

– Без добрых дел нет доброго имени.

– Злой не верит, что есть добрые люди.

– Свет не без добрых людей.

Читайте также:  Презентация для начальной школы по теме мое здоровье

– Сделав добро – не хвались.

– Худо тому, кто добра не делает никому.

– Хозяин добр – и дом хорош, хозяин худ – и дом плох.

-Доброе слово лечит, а злое — калечит.

-Жизнь дана на добрые дела.

-Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

-Плохо тому, кто добра не делает никому.

-Доброе слово и кошке приятно.

-Добрые дела красят человека.

Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше мнение.

Дети выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение.

2) Город вежливости .

Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в город вежливости.

Разминка. Игра:

— Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

— Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…(добрый день)

— Мальчик, вежливый и развитый

-Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, пожалуйста)

-И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …(до свидания)

А сейчас мы поиграем.

Игра “Вежливо — невежливо”.

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, — отвечать — вежливо или невежливо.

• Поздороваться при встречи?

• Толкнуть и не извиниться?

• Помочь поднять упавшую вещь?

• Не снять шапку, когда заходишь в школу?

• Говорить “Спасибо” за подарок?

• Поздороваться при встрече?

• Перебивать во время разговора?

• Обозвать обидным словом соседа?

• Извиниться за вынужденное опоздание?

• Уйти и не попрощаться?

• Не уступить место старшим в автобусе?

• Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

3) Этикет

Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю ситуации. А вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.

Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”

Права ли была девочка?

(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”

Какие ошибки допустил мальчик?

1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить который час, а не сколько время

В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?

(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)

4) Сказочная страна

Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

  • ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из» Цветика-семицветика» Катаева)

5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.

6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.

Читайте также:  Воспитатель занятия по теме здоровье

Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.

-А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?

5) Волшебная земля.

Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство – это доброта.

Аппликация « Волшебная клумба класса»

– Давайте все вместе создадим волшебную клумбу. Для начала, нам нужно посадить травку, на которой будет расти волшебный цветок. Её я предлагаю вам сделать из ладошек зеленого цвета, ведь зеленый цвет – это цвет природы, цвет самой жизни. Наши ладошки будут тянуться вверх, и поддерживать наши цветы. А знаете, почему наши цветы будут волшебными?
Волшебные они потому, что цвет его лепестков означает различные качества людей. А качества бывают разные: хорошие, добрые и не очень.… Вот вы и выберите и от того какой цвет вы выберете, будет зависеть то, каким будет ваш цветок (детям предлагаются разноцветные лепестки – яркие цвета – положительные качества людей (следует назвать), темные цвета – отрицательные качества (следует назвать).(Положительные – дружба, любовь, доброта, отзывчивость, честность, вежливость, отрицательные – грубость, неуважение, ложь, злость, лень, гнев…)

Рефлексия. Итог занятия.

Наш классный час ” подошел к своему финалу. Надеемся, что наш разговор о добре не пройдет даром, а вы будете делать добрые дела, так как они делают человека лучше. Спешите делать добрые дела!

1.Добрым быть совсем непросто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета!

2.Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

3. Добрым быть совсем непросто, не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость и взамен не требует награды.

4.Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети!

Предлагаем всем присутствующим исполнить песню кота Леопольда “Если добрый ты ”.(Исполняется песня.)

Источник

Внеклассная работа с детьми с ОВЗ

Педагогическая классификация детей с ОВЗ

Особенности внеклассной работы с детьми с ОВЗ связаны со спецификой их заболеваний. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. На основе педагогической классификации выделяются несколько категорий нарушений.

Нарушение слуха (глухие и слабослышащие). Имеют стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, делающее речевое общение с окружающими посредством устной речи затрудненным или невозможным.

Нарушение зрения (слепые, слабовидящие). Имеют органическое поражение зрительного анализатора, не дающее использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.

Нарушения опорно-двигательного аппарата. Имеют органическое поражение двигательных центров головного мозга, приводящее к невозможности или частичному нарушению движений скелетно-мышечной системы во времени и пространстве.

Тяжелые нарушения речи. Имеют психофизические отклонения, вызывающие расстройства коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи.

Задержка психического развития. Имеют замедленный темп формирования высших психических функций, приводящий к стойкому состоянию незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности.

Нарушения интеллектуального развития. Имеют органическое поражение головного мозга, обусловливающее нарушение высших познавательных процессов и стойкое необратимое нарушение психического развития, в первую очередь, интеллектуального.

Нарушение эмоционально-волевой сферы (разнородная группа, в т.ч аутизм) Имеют различные клинические симптомы и психолого-педагогические особенности, ведущие к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков.

Комплексное нарушение развития. Имеют сочетание двух или более первичных нарушений (слабовидящий с ЗПР, слабослышащий с ДЦП)

Задачи внеклассной работы

Реабилитация и социальное воспитание детей с ОВЗ идет по трем направлениям.

1. «Я как самоценность». Проблемы: неадекватная самооценка, отсутствие устойчивой иерархии мотивов и целеполагания. Задачи: сформировать положительную Я-концепцию, то есть уверенность в доброжелательном отношении других людей, убежденность в успехе в разных видах деятельности и чувства собственной значимости.

Читайте также:  Витамины для здоровья шиповник

2. «Я и ты». Проблемы: нарушения речи, импульсивность, необдуманность поступков и неумение их критически осмыслить. Неумение договариваться, сосредотачиваться на собеседнике. Задача: развить речь, научить осознано общаться, сотрудничать, договариваться, распределять обязанности, хорошо относиться к другим людям и помогать им.

3. «Я и мир». Проблемы: психологическая, моральная, духовная незрелость и отсутствие профессиональных интересов. Задачи: через участие в продуктивной социально полезной деятельности снизить тревогу и страх, развить моральные и духовные качества, помочь определиться с профессией.

Формы внеклассной работы

Индивидуальная. Стимулирует формирование навыка самостоятельной работы через беседы с педагогами и психологами, подготовку научно-исследовательских и творческих проектов, сольных выступлений, подбор экспонатов к тематическим выставкам, изготовление пособий.

Кружковая. Развивает врожденные задатки и способности к творческой, научно-технической, спортивной деятельности. Главное, чтобы дети осознавали реальный результат своей работы.

Прикладные кружки. Вязание крючком, бисероплетение, шитье, столярное дело, вырезание по дереву, флористика (создание коллажей-аппликаций из засушенных растений). Желательно участие работ в выставках, конкурсах, ярмарках. В результате:

  • развивается мелкая моторика
  • активизируется мышление
  • снижается уровень тревожности.
  • выявляются профессиональные интересы
  • развить речь
  • чувствовать свое тело
  • действовать во времени и пространстве
  • свободно выражать ощущения и эмоции
  • реализовывать свои идеи
  • обучаться правилам поведения и конструктивного общения
  • формировать эмпатию
  • раскрепоститься и повысить самооценку
  • развивать творческую и познавательную активность
  • развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, памяти, внимания
  • развитие интеллекта
  • активизация воображения, образного мышления, изобретательности
  • умение работать с информацией
  • развитие лидерских качеств
  • осознанный выбор профессии
  • переносит акцент с «особенностей» развития на развитие способностей
  • повышает функциональные возможности организма
  • благоприятно воздействует на психику
  • мобилизует волю
  • расширяет круг общения
  • дает навык конкурентной борьбы

Школьные музеи: исторические, краеведческие, природоведческие, историко-литературные, художественные. Собирая материал для экспозиций, дети участвуют в походах и научных экспедициях, работают в архивах, ведут переписку. Материалы используются на уроках, с ними знакомят родителей, гостей школы, жителей региона. Так, несколько лет назад на городском конкурсе в Москве победил проект, полнометражный фильм «Что такое Холокост?», созданный на базе школьного музея двумя десятиклассницами, одна из них с ОВЗ.

Объединения по типу групп по интересам, групп здоровья, групп выходного дня, использующие мультисенсорную среду: сенсорные интерактивные комнаты, корректирующие нарушения каналов восприятия.

Массовая. Развивает эмоционально-волевую сферу, познавательные интересы, творческие способности, охватывая одновременно большое количество учащихся и родителей. Формы массовой работы — школьные и региональные концерты и праздники, смотры, предметные декады, олимпиады, военно-спортивные, физкультурно-оздоровительные мероприятия с привлечением родителей. Участие в общероссийских проектах (например, «Лыжи мечты»).

Развивающие, ролевые, творческие, подвижные игры, игры-квесты — тоже массовая работа:

Конкурс методических разработок «Всемирный день здоровья»

«Праздник детства» для ребят школьного возраста в отделении детской травматологии

Задачи духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания решают экскурсии в музеи, картинные галереи, посещение спектаклей, концертов. Но необходимо заранее узнавать о наличии специального оборудования для людей с ОВЗ в помещениях и оговаривать с экскурсоводами особенности подачи информации.

В систему коррекционных мероприятий по экологическому воспитанию и здоровьесбережению входят походы, экскурсии в заповедники и, как анималотерапия, в дельфинарии и океанариумы, посещение конюшен и центров ездовых собак.

Классные часы и беседы. Воспитывают нравственно, духовно, в духе ЗОЖ. Например, цикл классных часов «Питание и здоровье». Дети выступают с докладами «Полезные продукты», «Витамины в нашей жизни», «Правильное питание и интеллект». Приглашаются для беседы врач-диетолог, шеф-повар.

  • Классный час «Хорошее настроение как один из аспектов ЗОЖ»
  • Классный час «Добро и благотворительность в современном мире»
  • Классный час «Счастье в мелочах, Нужно идти и просто радоваться жизни»

Важность включения ребенка с ОВЗ во внешкольную и внеклассную работу заключается в его успешной социализации, возможности реализовать социальные, духовно-нравственные, эстетические, физические потребности. Дети с ограниченными возможностями здоровья оказываются в ситуации, максимально приближенной к условиям и стилю жизни общества, и имеют все шансы добиться значительных успехов.

Источник

Adblock
detector