Внеклассное мероприятие по биологии (8 класс) «Азбука витаминов»
методическая разработка (8 класс) по теме
Данное мероприятие посвящено теме «Витамины».Цель : сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_vneklassnogo_mepropriyatiya_po_teme_vitaminy.docx | 147.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Азбука витаминов»
сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.
- развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между веществами и организмом, умения сравнивать обосновывать свою точку зрения, развивать в детях способность к логическому мышлению;
- показать значимость витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ;
- разъяснять при каких условиях лучше сохраняются витамины в продуктах питания и лучше усваиваются организмом;
- определить присутствует ли у детей витаминная недостаточность;
- научить применять теоретические знания на практике.
Формы и методы (методические приемы):
- частично-поисковый;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- работа с научной литературой;
- работа с таблицами, презентациями.
Проектор, таблицы, видеофильм, презентация, витаминные препараты, фрукты и овощи, продукты животного происхождения, богатые витаминами.
У: Какое время года вам нравиться больше всего? (осень, зима, лето)
У: Какие ассоциации возникают у вас со словом «весна»?
-Тепло, удлинение светового дня, снег тает, прилет птиц.
У: Почему некоторым людям не нравится весна?
У: Чего не хватает организму весной?
У: Как называется нехватка витаминов в организме?
У: Какой теме будет посвящена сегодняшняя викторина?
У: В сегодняшней викторине принимают участие команды 8-классов.
У: уважаемые родители, почему команды названы латинскими буквами A, B,C,D?
-это названия витаминов.
2 слайд. Эпиграф: Два основных достояния человеческой природы – это ум и рассуждение.
— Сегодня вы их должны продемонстрировать.
3 слайд. Этапы викторины:
2.Роль витаминов в организме человека. (презентацию готовит каждая команда)
5.Результаты анализа тестирования в классе «Есть ли у меня авитаминоз»?
6.Реклама витаминов. (Домашнее задание каждой команде)
Вначале ставим проблему, которую должны решить в конце нашей викторины.
4 слайд. Постановка проблемы. Почему витамины являются основой жизни человека?
Итак, приступаем к разминке. Послушайте условия: должна быть тишина, поднимаем руки. За правильный ответ получаете жетон.
Оценивать будут жюри, ученицы 9 класса.
5 слайд. 1.РАЗМИНКА
1. Кто ввел впервые понятие витамин? (польский биохимик Казимир Функ)
- Какого витамина много в рыбьем жире? (Д)
- Недостаток, какого витамина вызывает куриную слепоту? (A)
- Какой витамин необходим для свёртывания крови? (К)
- Какой авитаминоз чаще других возникал у мореплавателей? (С)
- Томаты, морковь, апельсины и петрушка содержат витамин… (А)
- При отсутствии, какого витамина возникает цинга? (С)
- Недостаток, какого витамина вызывает сухость кожи? (Е)
- При недостатке, какого витамина развивается рахит? (Д)
- Недостаток, какого витамина вызывает заболевание бери-бери? (В)
- Какой витамин разрушает табачный дым? (С)
- Группа питательных веществ, содержащихся в шоколаде, мучных изделиях? (углеводы) .
- Питательные вещества – строительный материал клетки (белки).
- Сложный растительный углевод (целлюлоза).
- “Кладезь” витаминов (фрукты).
- “Животный крахмал” (гликоген)
- Приём пищи (завтрак).
- Макроэлемент нашего организма (кальций).
6 слайд. 2.РОЛЬ ВИТАМИНОВ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ от каждой команды)
7 слайд. 3.ЗАЩИТА ПЛАКАТА.
8 слайд. 4.МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Задание 1. Опыты Лунина с мышами.
Задание 2. Опыты Лунина с мышами.
Задание 3. Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
(потому что витамины и питательные вещества выполняют разные функции: питательные вещества являются строительным материалом и источником энергии, а витамины входят в состав биологических катализаторов-ферментов, или сами являются ферментами, которые ускоряют химические организации в организме.
Задание 4. Назовите важное свойство живых организмов. Почему оно важное?
Первый опыт Лунина с мышами.
Выбери лучшую формулировку вывода из опыта
Варианты ответов:
1. Что мышам давали, то они и ели.
2. Мыши, получавшие искусственную пищу, состоящую из белков молока, жиров молока, углеводов молока и воды, умирали через семь дней.
3.Мыши предпочитают естественную пищу.
4.Мыши, получавшие искусственную пищу, умирали через семь дней.
Второй опыт Лунина с мышами.
Выбери лучшую формулировку вывода из опыта
Варианты ответов:
1. Минеральные вещества жизненно необходимы животным.
2.Искусственная пища всегда хуже естественной.
3.В молоке в малом количестве есть еще какие-то жизненно необходимые вещества.
9 слайд. 5.РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ТЕСТА В КЛАССЕ «ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ АВИТАМИНОЗ»? (предварительное тестирование в каждом классе)
При длительном недополучении организмом какого-либо витамина, возникает заболевание – авитаминоз.
Если организм всё-таки получает витамин, но недостаточно, то возникает заболевание – гиповитаминоз.
Гипервитаминоз – это реакция организма на избыток витаминов (одного или нескольких). Так, например, суточная потребность
витамина А должна быть 0, 4 – 0, 7 мг у взрослого человека, а у детей – 1, 0 мг. В 12 — суточная норма у взрослого человека 2-3 мкг, детей — 0, 5 – 2 мкг.
Учитель: Анализ результатов тестирования показал:
небольшой витаминный голод наблюдается в 8а,в,г-69-82%,меньше всего в 8б-19%.Высокий недостаток витаминов выражен в 8а( 23%).
10 слайд. 6.РЕКЛАМА ВИТАМИНОВ.(каждая команда приготовила рекламу)
11 слайд . Решение проблемы: Почему витамины являются основой жизни человека?
- участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей;
- усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.
Группа витаминов В
- в регуляции деятельности ЦНС;
- уменьшает отложения холестерина на стеках кровеносных сосудов;
- регулирует образование эритроцитов и тромбоцитов;
- участвует в обмене Са и Р;
- обеспечивает нормальное протекание обмена веществ;
- регулирует обмен белков и углеводов.
12 слайд 7.Правильное питание – залог здоровья, красоты и успеха.
Источник
Внеклассное мероприятие по теме: «Витамины»
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Мероприятие разработано для учащихся 8класса и проводится после изучения темы «Витамины», сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением; в ходе игры ученики получают свободно знания и новые сведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vitaminy.docx | 32.53 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по теме: «Витамины»
Мероприятие разработано для учащихся 8класса и проводится после изучения темы «Витамины», сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением; в ходе игры ученики получают свободно знания и новые сведения.
Цел и мероприятия:
расширить знание учащихся и формировать представление об организме как о целостной взаимосвязанной и взаимозависимой системе;
сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением;
на основе меж предметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо — и жирорастворимых витаминов.
развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между веществами и организмом , умения сравнивать обосновывать свою точку зрения, развивать в детях способность к логическому мышлению;
дать представление учащимся об истории открытия витаминов
познакомить учащихся с важнейшими представителями витаминов, их содержание в продуктах питания;
показать значимость витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ
разъяснять при каких условиях лучше сохраняются витамины в продуктах питания и лучше усваиваются организмом;
сравнить природные и искусственные витамины;
позволить учащимся определить присутствует ли у них витаминная недостаточность;
дать характеристику продуктов питания по присутствию в них витаминов;
научить применять теоретические знания на практике.
Тип урока: комбинированный урок- презентация
Формы и методы (методические приемы):
работа с научной литературой;
работа с таблицами, презентациями.
Средства обучения: плакаты « Здоровье – это вершина, которую каждый должен преодолеть сам» В. Шененберг., «Витаминные препараты : моно- и поливитамины» ,презентации.
Учитель: А знаете ли вы, что витамины имеют свою историю, с которой мы вас сейчас познакомим?
Ученик (помощник ведущего) :
В 1880 г. в Дерптском университете Николай Иванович Лунин исследовал две группы мышей. Первую группу он кормил натуральным молоком, а вторая получала в нужных количествах жиры, белки, углеводы. Через некоторое время обнаружилось, что мыши, получавшие молоко, чувствуют себя нормально, а вторая группа мышей погибла. Таким образом, возник вопрос: “Какие же вещества есть в продуктах питания, так необходимые для нормальной жизнедеятельности?”
Через 16 лет после работы Н.И.Лунина, врач Эйкман исследовал заболевание у кур, напоминающее болезнь бери-бери. Он обнаружил, что в оболочках риса содержится какое-то вещество, необходимое для жизни. Когда добавляли эти оболочки риса в пищу – куры выздоравливали.
В 1911 г. польский ученый Функ получил из отрубей риса кристаллы, раствор которых при введении больному бери-бери приводил к его быстрому выздоровлению. Функ назвал это вещество “Витамин”, от латинского слова “Вита” – жизнь, т.е. « жизненно важный амин»
Попробуем перечислить овощи, составляющие винегрет, а для этого надо отгадать загадки.
Каждой команде по очереди задаются загадки.
1.Летом свеженький, зеленый, прямо с грядки прыг на стол,
А зимою я – соленый, и вокруг меня – рассол. (огурец)
2.За кудрявый хохолок лису из норки поволок,
На ощупь очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая! (морковь)
3Над землей – трава, под землей – алая голова. (свёкла)
4.Сидит Ермошка на одной ножке, на нем сто одежек;
Не шиты, не кроены, а весь в рубцах. (капуста)
5.Заставит заплакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …… (лук)
6.Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.
Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная ……. . (картошка)
— Молодцы, с загадками вы справились. Встречайте гостя!
— Как вы думаете, ребята, этот салат полезен? (ответы детей)
— Вы правильно ответили. Салат полезен, ведь в нем разнообразные овощи, которые необходимы для питания человека.
А теперь разделимся на микро-группы. Каждая микро-группа получает задание и готовит свое выступление 5-10 минут работая с учебником и дополнительной литературой.
1 микро-группа: витамин А
Витамин А . ( Ретинол). жирорастворимый.
По химическому строению близок к веществу каротину, содержащемуся в растениях (морковь, шпинат, помидоры, абрикосы). Превращения каротина в витамин А происходит в стенке кишки и печени.
Витамин А входит в состав зрительного пигмента,(родопсин) содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки.
Значение для организма:
Усиливает остроту зрения
Укрепляет волосы, эпителий зубов
Стимулирует деятельность щитовидной железы.
Регулирует процесс образования новых клеток
Влияет на рост молодого организма.
Содержится в продуктах животного происхождения – печень . рыбий жир, молоко, сливочное масло, сметана, яйца, рыба.
Может образовываться из каротина, содержащегося в помидорах, красном перце, облепихе, особенно в моркови – поэтому во время ВО войны военным лётчикам давали морковь перед ночными бомбардировками немецких самолётов.
Суточная потребность 0,5-2,5 мг
При гипофункции -нарушается рост и развитие , дети плохо растут. Возникает особое заболевание – «Куринная слепота»- человек или животное не видит в сумерках, хотя хорошо видит днём. Что особенно опасно для водителей . Поэтому людям, работа которых требует напряженного зрения, необходимо употреблять дополнительно витамин А.
А связь заключается в том, что без этого витамина не вырабатывается пигмент – родопсин, который находится в сетчатке глаза, и обостряет зрение в сумерках.
Учитель показывает слайд.
2микро-группа : витамины группы В
Витамины группы В( эта группа включает несколько витаминов В1,В2и до В-12)
Специфическая функция этой группы в том, что они образуют ферменты, осуществляемые многие важные реакции обмена веществ в организме:
Витамин В 1 ( тиамин) укрепляет нервы ,участвует в обмене веществ, регулирует циркуляцию крови и кроветворение, работу гладкой мускулатуры, активизирует работу мозга.
Содержится: в орехах, апельсинах, хлебе грубого помола, мясе птицы, зелени.
Суточная потребность 1, 4-2,4 мг.
При недостатке -заболевание Бери-бери (поражение нервной системы, отставание в росте,
слабость и паралич конечностей).
Витамин В6 (пиридоксин) Участие в обмене аминокислот, жиров, работе нервной системы, снижает уровень холестерина.
Содержится: сое, бананах, в морепродуктах, картофеле, моркови, бобовых
Суточная потребность 2,0-2,2 мг.
При недостатке — анемия, дерматит, судороги, расстройство пищеварении.
Витамин В 12( цианокобальтамин) регулирует кроветворную функцию, работу мозга Усиливает иммунитет,
участвует в кроветворении, нормализует кровяное давление.
Содержится: только в продуктах животного происхождения : печень, почки, яйца, молоко, сыр.
Суточная потребность 2-5 мкг.
Поэтому , у вегетарианцев , которые всем этим не питаются, появляется недостаток вит В-12.
При недостатке — злокачественная анемия и дегенеративные изменения нервной ткани.
Учитель показывает слайды.
3микро-группа: витамин С
ВИТАМИН С ( аскорбиновая кислота) водорастворимый).
Витамин С или аскорбиновая кислота, самый популярный из витаминов. Еще в то время, когда о нем ничего не было известно, врачи замечали, что у больных цингой, открываются старые раны, а новые плохо рубцуются. Сейчас мы знаем, что это связано с нарушением образования важного для заживления ран белка ,который создаёт основу стенок кровеносных сосудов. При недостатке витамина С стенки сосудов становятся хрупкими, что приводит к кровоподтекам. В последние время ученые высказывают предположение, что этот витамин участвует в выведении из организма холестерина, который ведет к развитию атеросклероза. Доказано что витамин С предотвращает образование в организме веществ , способных вызывать развитие раковых заболеваний.
Играет большую роль в процессах обмена веществ. Благоприятно действует на функции Ц.Н.С.
.Оказывает омолаживающий эффект.
Укрепляет соединительную и костные ткани.
Повышает защитные силы, предохраняет от инфекций, обеспечивает устойчивостью организма к неблагоприятным условиям
Стимулирует образование белка- коллагена, необходимого при заживлении ран.
Основной источник этого витамина – свежие овощи, фрукты, ягоды, зелень, шиповник, смородина, лимоны, квашеная капуста, помидоры, картофель, облепиха . 1 стакан сока черной смородины покроет суточную потребность витамина С или 50г петрушки. А вот яблочного сока надо выпить 5 литров.
Потребность в витамине С велика. Для детей от 4 – 10 лет 50 – 60мг, а взрослые 60 – 80 мг. Табачный дым разрушает витамин, поэтому норма курильщика до 150г.
Недостаток витамина С (авитаминоз) ухудшает самочувствие, физическую и умственную работоспособность, снижает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.
Самое характерное заболевание, связанное с гипофункцией (недостатком) Витамина С- ЦИНГА , известная ещё мореплавателям:
Кровоточивость дёсен, слабость , головокружение. иллюстрирующий цингу.)При гиперфункции (переизбытке) наблюдается тошнота, образование камней в почках.
Во время В. О. войны труженики тыла обеспечивали наших солдат этим необходимым витамином. Они собирали хвойные лапки отваривали их, закупоривали в бутылки и отправляли на фронт.
Учитель показывает слайды.
4микро-группа: витамин Д
Витамин Д( кальциферол) (Жирорастворимый)
В значительных количествах содержится в рыбьем жире. Он может образовываться в организме человека под влиянием ультрафиолетовых лучей. Витамин Д участвует в обмене кальция и фосфора, образуется в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей.
Содержание в продуктах
Больше всего в печени, яичном желтке, в сливочном масле.
Суточная потребность 2,5-10 мкг.
Отсутствие витамина Д вызывает у детей заболевание, называемое рахитом. Кости рахитичных детей содержат недостаточно кальция и фосфора. Это приводит к искривлению костей конечностей, появлению на ребрах хорошо заметных утолщений, деформации грудной клетки. Такие дети восприимчивые к различным заболеваниям. Лучшим средством предупреждения и лечения рахита является употребление пищевых продуктов, содержащих витамин Д, а также пребывание детей на солнце.
По исследованиям ученых оказалось, что уровень витамина Д у городских жителей, живущих в центре города ниже, чем у тех, кто живёт на окраине. Причиной является загазованность воздуха (автомобильные выхлопы, выбросы газов). Всё это может вызывать авитаминозы, особенно у маленьких детей.
У людей живущих на Крайнем севере из-за полярной ночи возникает недостаток инсоляции- облучение человека солнечными лучами Ослабляется структура костей, появляются боли в суставах и костях.
Учитель показывает слайды
Витамин Е (токоферол ) ( витамин молодости)
« Токоферол» от греческого «деторождение».
Не случайно его так называют , и это по праву. Именно этот витамин улучшает деятельность половых клеток, мышц, печени, нервной ткани. Повышает защитные функции организма, замедляет процесс старения. Очень важен дляь кожи.
Содержится: в молоке, зародышах пшеницы, растительном масле, листьях салата, мясе, печени, масле
Суточная потребность 8-15 мг.
При гипофункции наблюдается мышечная слабость, и нарушается процесс свёртывания крови.
Жуткая история кочует из сказки в сказку у многих народов мира. Чтобы продлить молодость, злые колдуны в этих сказках поедали младенцев. В 20 веке западные учёные подтвердили, что из эмбрионов (зародышей) можно получать препараты, обладающие мощным омолаживающим эффектом. Человечество не могло идти по этически сомнительным путям. Но зародыши есть не только у человека, но и у растений. И они обладают мощной биологической активностью. Это масляные витамины получили название — «Виардо»
Это имя женщины, которая прославилась, тем, что ела по утрам проростки пшеницы, и до самой старости оставалась молодой и обладала завидным здоровьем.
Учитель показывает слайд
Задание: реши кроссворд. (рисунок 1)
1. Над землей – трава, под землей – алая голова. (свекла)
2. Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове?(редис)
3Зоркий глаз, богатырь Тарас в подземелье ушел, десять братьев нашел.
Вышли братья на свет, собрались на совет, все глазастые да щекастые.
Посмотри-ка, посмотри-ка, каковы богатыри! (картошка)
4.Былинкой была, всё воду пила, побелела, растолстела,
Словно сахар захрустела. (капуста)
5. Красная девица ухитрилась схорониться,
Но зеленая коса так и просится в глаза. (морковь)
6. Росли на грядке зеленые ветки, а на них – красные детки. (помидор)
7. Пребольшую … вырастила Дина. Спрячется за … и не видно Дину. (дыня)
8. Золотая голова велика и тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (тыква)
Источник