Меню

Внеклассное мероприятие по биологии витамины

Внеклассное мероприятие по биологии (8 класс) «Азбука витаминов»
методическая разработка (8 класс) по теме

Данное мероприятие посвящено теме «Витамины».Цель : сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.

Скачать:

Вложение Размер
razrabotka_vneklassnogo_mepropriyatiya_po_teme_vitaminy.docx 147.43 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Азбука витаминов»

сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.

  • развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между веществами и организмом, умения сравнивать обосновывать свою точку зрения, развивать в детях способность к логическому мышлению;
  • показать значимость витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ;
  • разъяснять при каких условиях лучше сохраняются витамины в продуктах питания и лучше усваиваются организмом;
  • определить присутствует ли у детей витаминная недостаточность;
  • научить применять теоретические знания на практике.

Формы и методы (методические приемы):

  • частично-поисковый;
  • индивидуальная работа;
  • групповая работа;
  • работа с научной литературой;
  • работа с таблицами, презентациями.

Проектор, таблицы, видеофильм, презентация, витаминные препараты, фрукты и овощи, продукты животного происхождения, богатые витаминами.

У: Какое время года вам нравиться больше всего? (осень, зима, лето)

У: Какие ассоциации возникают у вас со словом «весна»?

-Тепло, удлинение светового дня, снег тает, прилет птиц.

У: Почему некоторым людям не нравится весна?

У: Чего не хватает организму весной?

У: Как называется нехватка витаминов в организме?

У: Какой теме будет посвящена сегодняшняя викторина?

У: В сегодняшней викторине принимают участие команды 8-классов.

У: уважаемые родители, почему команды названы латинскими буквами A, B,C,D?

-это названия витаминов.

2 слайд. Эпиграф: Два основных достояния человеческой природы – это ум и рассуждение.

— Сегодня вы их должны продемонстрировать.

3 слайд. Этапы викторины:

2.Роль витаминов в организме человека. (презентацию готовит каждая команда)

5.Результаты анализа тестирования в классе «Есть ли у меня авитаминоз»?

6.Реклама витаминов. (Домашнее задание каждой команде)

Вначале ставим проблему, которую должны решить в конце нашей викторины.

4 слайд. Постановка проблемы. Почему витамины являются основой жизни человека?

Итак, приступаем к разминке. Послушайте условия: должна быть тишина, поднимаем руки. За правильный ответ получаете жетон.

Оценивать будут жюри, ученицы 9 класса.

5 слайд. 1.РАЗМИНКА

1. Кто ввел впервые понятие витамин? (польский биохимик Казимир Функ)

  1. Какого витамина много в рыбьем жире? (Д)
  2. Недостаток, какого витамина вызывает куриную слепоту? (A)
  3. Какой витамин необходим для свёртывания крови? (К)
  4. Какой авитаминоз чаще других возникал у мореплавателей? (С)
  5. Томаты, морковь, апельсины и петрушка содержат витамин… (А)
  1. При отсутствии, какого витамина возникает цинга? (С)
  2. Недостаток, какого витамина вызывает сухость кожи? (Е)
  3. При недостатке, какого витамина развивается рахит? (Д)
  4. Недостаток, какого витамина вызывает заболевание бери-бери? (В)
  5. Какой витамин разрушает табачный дым? (С)
  1. Группа питательных веществ, содержащихся в шоколаде, мучных изделиях? (углеводы) .
  2. Питательные вещества – строительный материал клетки (белки).
  3. Сложный растительный углевод (целлюлоза).
  4. “Кладезь” витаминов (фрукты).
  5. “Животный крахмал” (гликоген)
  6. Приём пищи (завтрак).
  7. Макроэлемент нашего организма (кальций).

6 слайд. 2.РОЛЬ ВИТАМИНОВ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ от каждой команды)

7 слайд. 3.ЗАЩИТА ПЛАКАТА.

8 слайд. 4.МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Задание 1. Опыты Лунина с мышами.

Задание 2. Опыты Лунина с мышами.

Задание 3. Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?

(потому что витамины и питательные вещества выполняют разные функции: питательные вещества являются строительным материалом и источником энергии, а витамины входят в состав биологических катализаторов-ферментов, или сами являются ферментами, которые ускоряют химические организации в организме.

Задание 4. Назовите важное свойство живых организмов. Почему оно важное?

Первый опыт Лунина с мышами.

Выбери лучшую формулировку вывода из опыта

Варианты ответов:
1. Что мышам давали, то они и ели.

2. Мыши, получавшие искусственную пищу, состоящую из белков молока, жиров молока, углеводов молока и воды, умирали через семь дней.

3.Мыши предпочитают естественную пищу.

4.Мыши, получавшие искусственную пищу, умирали через семь дней.

Второй опыт Лунина с мышами.

Выбери лучшую формулировку вывода из опыта

Варианты ответов:
1. Минеральные вещества жизненно необходимы животным.

2.Искусственная пища всегда хуже естественной.

3.В молоке в малом количестве есть еще какие-то жизненно необходимые вещества.

9 слайд. 5.РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ТЕСТА В КЛАССЕ «ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ АВИТАМИНОЗ»? (предварительное тестирование в каждом классе)

При длительном недополучении организмом какого-либо витамина, возникает заболевание – авитаминоз.

Если организм всё-таки получает витамин, но недостаточно, то возникает заболевание – гиповитаминоз.

Гипервитаминоз – это реакция организма на избыток витаминов (одного или нескольких). Так, например, суточная потребность

витамина А должна быть 0, 4 – 0, 7 мг у взрослого человека, а у детей – 1, 0 мг. В 12 — суточная норма у взрослого человека 2-3 мкг, детей — 0, 5 – 2 мкг.

Учитель: Анализ результатов тестирования показал:

небольшой витаминный голод наблюдается в 8а,в,г-69-82%,меньше всего в 8б-19%.Высокий недостаток витаминов выражен в 8а( 23%).

10 слайд. 6.РЕКЛАМА ВИТАМИНОВ.(каждая команда приготовила рекламу)

11 слайд . Решение проблемы: Почему витамины являются основой жизни человека?

  • участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей;
  • усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Группа витаминов В

  • в регуляции деятельности ЦНС;
  • уменьшает отложения холестерина на стеках кровеносных сосудов;
  • регулирует образование эритроцитов и тромбоцитов;
  • участвует в обмене Са и Р;
  • обеспечивает нормальное протекание обмена веществ;
  • регулирует обмен белков и углеводов.

12 слайд 7.Правильное питание – залог здоровья, красоты и успеха.

Источник

Внеклассное мероприятие по теме: «Витамины»
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Мероприятие разработано для учащихся 8класса и проводится после изучения темы «Витамины», сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением; в ходе игры ученики получают свободно знания и новые сведения.

Скачать:

Вложение Размер
vitaminy.docx 32.53 КБ
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx 1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по теме: «Витамины»

Мероприятие разработано для учащихся 8класса и проводится после изучения темы «Витамины», сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением; в ходе игры ученики получают свободно знания и новые сведения.

Цел и мероприятия:

расширить знание учащихся и формировать представление об организме как о целостной взаимосвязанной и взаимозависимой системе;

сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением;

на основе меж предметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо — и жирорастворимых витаминов.

развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между веществами и организмом , умения сравнивать обосновывать свою точку зрения, развивать в детях способность к логическому мышлению;

дать представление учащимся об истории открытия витаминов

познакомить учащихся с важнейшими представителями витаминов, их содержание в продуктах питания;

показать значимость витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ

разъяснять при каких условиях лучше сохраняются витамины в продуктах питания и лучше усваиваются организмом;

сравнить природные и искусственные витамины;

позволить учащимся определить присутствует ли у них витаминная недостаточность;

дать характеристику продуктов питания по присутствию в них витаминов;

научить применять теоретические знания на практике.

Тип урока: комбинированный урок- презентация

Формы и методы (методические приемы):

работа с научной литературой;

работа с таблицами, презентациями.

Средства обучения: плакаты « Здоровье – это вершина, которую каждый должен преодолеть сам» В. Шененберг., «Витаминные препараты : моно- и поливитамины» ,презентации.

Учитель: А знаете ли вы, что витамины имеют свою историю, с которой мы вас сейчас познакомим?

Ученик (помощник ведущего) :

В 1880 г. в Дерптском университете Николай Иванович Лунин исследовал две группы мышей. Первую группу он кормил натуральным молоком, а вторая получала в нужных количествах жиры, белки, углеводы. Через некоторое время обнаружилось, что мыши, получавшие молоко, чувствуют себя нормально, а вторая группа мышей погибла. Таким образом, возник вопрос: “Какие же вещества есть в продуктах питания, так необходимые для нормальной жизнедеятельности?”

Через 16 лет после работы Н.И.Лунина, врач Эйкман исследовал заболевание у кур, напоминающее болезнь бери-бери. Он обнаружил, что в оболочках риса содержится какое-то вещество, необходимое для жизни. Когда добавляли эти оболочки риса в пищу – куры выздоравливали.

В 1911 г. польский ученый Функ получил из отрубей риса кристаллы, раствор которых при введении больному бери-бери приводил к его быстрому выздоровлению. Функ назвал это вещество “Витамин”, от латинского слова “Вита” – жизнь, т.е. « жизненно важный амин»

Попробуем перечислить овощи, составляющие винегрет, а для этого надо отгадать загадки.

Каждой команде по очереди задаются загадки.

1.Летом свеженький, зеленый, прямо с грядки прыг на стол,
А зимою я – соленый, и вокруг меня – рассол. (огурец)

2.За кудрявый хохолок лису из норки поволок,
На ощупь очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая! (морковь)

3Над землей – трава, под землей – алая голова. (свёкла)

4.Сидит Ермошка на одной ножке, на нем сто одежек;
Не шиты, не кроены, а весь в рубцах. (капуста)

5.Заставит заплакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …… (лук)

6.Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.
Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная ……. . (картошка)

— Молодцы, с загадками вы справились. Встречайте гостя!

— Как вы думаете, ребята, этот салат полезен? (ответы детей)

— Вы правильно ответили. Салат полезен, ведь в нем разнообразные овощи, которые необходимы для питания человека.

А теперь разделимся на микро-группы. Каждая микро-группа получает задание и готовит свое выступление 5-10 минут работая с учебником и дополнительной литературой.

1 микро-группа: витамин А

Витамин А . ( Ретинол). жирорастворимый.

По химическому строению близок к веществу каротину, содержащемуся в растениях (морковь, шпинат, помидоры, абрикосы). Превращения каротина в витамин А происходит в стенке кишки и печени.

Витамин А входит в состав зрительного пигмента,(родопсин) содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки.

Значение для организма:

Усиливает остроту зрения

Укрепляет волосы, эпителий зубов

Стимулирует деятельность щитовидной железы.

Регулирует процесс образования новых клеток

Влияет на рост молодого организма.

Содержится в продуктах животного происхождения – печень . рыбий жир, молоко, сливочное масло, сметана, яйца, рыба.

Может образовываться из каротина, содержащегося в помидорах, красном перце, облепихе, особенно в моркови – поэтому во время ВО войны военным лётчикам давали морковь перед ночными бомбардировками немецких самолётов.

Суточная потребность 0,5-2,5 мг

При гипофункции -нарушается рост и развитие , дети плохо растут. Возникает особое заболевание – «Куринная слепота»- человек или животное не видит в сумерках, хотя хорошо видит днём. Что особенно опасно для водителей . Поэтому людям, работа которых требует напряженного зрения, необходимо употреблять дополнительно витамин А.

А связь заключается в том, что без этого витамина не вырабатывается пигмент – родопсин, который находится в сетчатке глаза, и обостряет зрение в сумерках.

Учитель показывает слайд.

2микро-группа : витамины группы В

Витамины группы В( эта группа включает несколько витаминов В1,В2и до В-12)

Специфическая функция этой группы в том, что они образуют ферменты, осуществляемые многие важные реакции обмена веществ в организме:

Витамин В 1 ( тиамин) укрепляет нервы ,участвует в обмене веществ, регулирует циркуляцию крови и кроветворение, работу гладкой мускулатуры, активизирует работу мозга.

Содержится: в орехах, апельсинах, хлебе грубого помола, мясе птицы, зелени.

Суточная потребность 1, 4-2,4 мг.

При недостатке -заболевание Бери-бери (поражение нервной системы, отставание в росте,

слабость и паралич конечностей).

Витамин В6 (пиридоксин) Участие в обмене аминокислот, жиров, работе нервной системы, снижает уровень холестерина.

Содержится: сое, бананах, в морепродуктах, картофеле, моркови, бобовых

Суточная потребность 2,0-2,2 мг.

При недостатке — анемия, дерматит, судороги, расстройство пищеварении.

Витамин В 12( цианокобальтамин) регулирует кроветворную функцию, работу мозга Усиливает иммунитет,

участвует в кроветворении, нормализует кровяное давление.

Содержится: только в продуктах животного происхождения : печень, почки, яйца, молоко, сыр.

Суточная потребность 2-5 мкг.

Поэтому , у вегетарианцев , которые всем этим не питаются, появляется недостаток вит В-12.

При недостатке — злокачественная анемия и дегенеративные изменения нервной ткани.

Учитель показывает слайды.

3микро-группа: витамин С

ВИТАМИН С ( аскорбиновая кислота) водорастворимый).

Витамин С или аскорбиновая кислота, самый популярный из витаминов. Еще в то время, когда о нем ничего не было известно, врачи замечали, что у больных цингой, открываются старые раны, а новые плохо рубцуются. Сейчас мы знаем, что это связано с нарушением образования важного для заживления ран белка ,который создаёт основу стенок кровеносных сосудов. При недостатке витамина С стенки сосудов становятся хрупкими, что приводит к кровоподтекам. В последние время ученые высказывают предположение, что этот витамин участвует в выведении из организма холестерина, который ведет к развитию атеросклероза. Доказано что витамин С предотвращает образование в организме веществ , способных вызывать развитие раковых заболеваний.

Играет большую роль в процессах обмена веществ. Благоприятно действует на функции Ц.Н.С.

.Оказывает омолаживающий эффект.

Укрепляет соединительную и костные ткани.

Повышает защитные силы, предохраняет от инфекций, обеспечивает устойчивостью организма к неблагоприятным условиям

Стимулирует образование белка- коллагена, необходимого при заживлении ран.

Основной источник этого витамина – свежие овощи, фрукты, ягоды, зелень, шиповник, смородина, лимоны, квашеная капуста, помидоры, картофель, облепиха . 1 стакан сока черной смородины покроет суточную потребность витамина С или 50г петрушки. А вот яблочного сока надо выпить 5 литров.

Потребность в витамине С велика. Для детей от 4 – 10 лет 50 – 60мг, а взрослые 60 – 80 мг. Табачный дым разрушает витамин, поэтому норма курильщика до 150г.

Недостаток витамина С (авитаминоз) ухудшает самочувствие, физическую и умственную работоспособность, снижает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.

Самое характерное заболевание, связанное с гипофункцией (недостатком) Витамина С- ЦИНГА , известная ещё мореплавателям:

Кровоточивость дёсен, слабость , головокружение. иллюстрирующий цингу.)При гиперфункции (переизбытке) наблюдается тошнота, образование камней в почках.

Во время В. О. войны труженики тыла обеспечивали наших солдат этим необходимым витамином. Они собирали хвойные лапки отваривали их, закупоривали в бутылки и отправляли на фронт.

Учитель показывает слайды.

4микро-группа: витамин Д

Витамин Д( кальциферол) (Жирорастворимый)

В значительных количествах содержится в рыбьем жире. Он может образовываться в организме человека под влиянием ультрафиолетовых лучей. Витамин Д участвует в обмене кальция и фосфора, образуется в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей.

Содержание в продуктах

Больше всего в печени, яичном желтке, в сливочном масле.

Суточная потребность 2,5-10 мкг.

Отсутствие витамина Д вызывает у детей заболевание, называемое рахитом. Кости рахитичных детей содержат недостаточно кальция и фосфора. Это приводит к искривлению костей конечностей, появлению на ребрах хорошо заметных утолщений, деформации грудной клетки. Такие дети восприимчивые к различным заболеваниям. Лучшим средством предупреждения и лечения рахита является употребление пищевых продуктов, содержащих витамин Д, а также пребывание детей на солнце.

По исследованиям ученых оказалось, что уровень витамина Д у городских жителей, живущих в центре города ниже, чем у тех, кто живёт на окраине. Причиной является загазованность воздуха (автомобильные выхлопы, выбросы газов). Всё это может вызывать авитаминозы, особенно у маленьких детей.

У людей живущих на Крайнем севере из-за полярной ночи возникает недостаток инсоляции- облучение человека солнечными лучами Ослабляется структура костей, появляются боли в суставах и костях.

Учитель показывает слайды

Витамин Е (токоферол ) ( витамин молодости)

« Токоферол» от греческого «деторождение».

Не случайно его так называют , и это по праву. Именно этот витамин улучшает деятельность половых клеток, мышц, печени, нервной ткани. Повышает защитные функции организма, замедляет процесс старения. Очень важен дляь кожи.

Содержится: в молоке, зародышах пшеницы, растительном масле, листьях салата, мясе, печени, масле

Суточная потребность 8-15 мг.

При гипофункции наблюдается мышечная слабость, и нарушается процесс свёртывания крови.

Жуткая история кочует из сказки в сказку у многих народов мира. Чтобы продлить молодость, злые колдуны в этих сказках поедали младенцев. В 20 веке западные учёные подтвердили, что из эмбрионов (зародышей) можно получать препараты, обладающие мощным омолаживающим эффектом. Человечество не могло идти по этически сомнительным путям. Но зародыши есть не только у человека, но и у растений. И они обладают мощной биологической активностью. Это масляные витамины получили название — «Виардо»

Это имя женщины, которая прославилась, тем, что ела по утрам проростки пшеницы, и до самой старости оставалась молодой и обладала завидным здоровьем.

Учитель показывает слайд

Задание: реши кроссворд. (рисунок 1)

1. Над землей – трава, под землей – алая голова. (свекла)

2. Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове?(редис)

3Зоркий глаз, богатырь Тарас в подземелье ушел, десять братьев нашел.
Вышли братья на свет, собрались на совет, все глазастые да щекастые.
Посмотри-ка, посмотри-ка, каковы богатыри! (картошка)

4.Былинкой была, всё воду пила, побелела, растолстела,
Словно сахар захрустела. (капуста)

5. Красная девица ухитрилась схорониться,
Но зеленая коса так и просится в глаза. (морковь)

6. Росли на грядке зеленые ветки, а на них – красные детки. (помидор)

7. Пребольшую … вырастила Дина. Спрячется за … и не видно Дину. (дыня)

8. Золотая голова велика и тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (тыква)

Источник

Читайте также:  Говядина это что за витамин
Adblock
detector