Семинар «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ»
Екатерина Боровко
Семинар «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ»
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ»
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологийимеет двустороннюю направленность:
• формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
• организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологийрешает целый ряд задач:
• закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
• повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
• проведение профилактической оздоровительной работы;
• ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
• мотивация детей на здоровый образ жизни;
• формирование полезных привычек;
• формирование валеологических навыков;
• формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
• воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
• медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);
• физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.)
• валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
• валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
• здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
• смене вида деятельности;
• снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
• активизации кровообращения;
• повышении интереса детей к ходу занятия;
• создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т. п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
• улучшить работу внутренних органов;
• активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
• тренировать дыхательный аппарата;
• осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
• повысить защитные механизмы организма;
• восстановить душевное равновесие, успокоиться;
• развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей.Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
• координации движений пальцев и рук;
• творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами.Используются такие виды упражнений:
• действия с предметами или материалами;
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения.Гимнастика для глаз необходима для:
• тренировки глазных мышц;
• укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья.Цель психогимнастики заключается в следующем:
• проведение психофизической разрядки;
• развитие познавательных психических процессов;
• нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
• коррекция отклонений в поведении или характере.
Психогимнастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов,которые предполагают разыгрывание:
• этюдов с использованием мимики и пантомимы;
• этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
• этюдов с психотерапевтической направленностью.
Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер.Цель ритмопластики:
• восполнение «двигательного дефицита»;
• развитие двигательной сферы детей;
• укрепление мышечного корсета;
• совершенствование познавательных процессов;
• формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх,в ходе которых у них будет возможность:
• проявить эмоции, переживания, фантазию;
• снять психоэмоциональное напряжение;
• избавиться от страхов;
• стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:
• улучшение самочувствия и настроения детей;
• профилактика простудных заболеваний;
• решение проблем со сном.
Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.
Помимо описанных здоровьесберегающих технологийв ДОУ можно использовать и другие их виды:
• фитотерапию; цветотерапию; музыкотерапию; витаминотерапию;
физиотерапию; гелиотерапию; песочную терапию.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
Доклад «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Актуальность «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,.
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Основная задача дошкольных образовательных учреждений подготовить ребёнка.
Внедрение технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения Внедрение технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения СЛАЙД 1 В педагогической деятельности я придерживаюсь.
Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования Уже длительное время в российском дошкольном образовании.
Педсовет: «Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ». В дошкольном учреждении прошел педсовет на тему: «Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ». Перед педсоветом.
Семинар «Формирование у дошкольников здорового образа жизни с помощью применения здоровьесберегающих технологий» СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Формирование у дошкольников здорового образа жизни с помощью применения здоровьесберегающих технологий» Цель:.
Семинар-практикум «Внедрение БОС технологий в образовательный процесс ДОО» Происходящие изменения в российском образовании указывают на необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования. Одним.
Внедрение современной технологии эффективной социализации дошкольников «Клубный час» в воспитательно-образовательный процесс ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ВЕРХНЯЯ ПОДСТЕПНОВКА МУНИЦИПАЛЬНОГО.
Внедрение в логопедический процесс национального компонента. В течение учебного года, обучая старших дошкольников на логопункте правильному произношению звуков, я знакомлю их с образом букв. В начале.
Выступление на педсовете «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов.
Источник